Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software
http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
Тема 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ИМИДЖА
Имиджмейкер занимается имиджелогией - наукой о стратегии,
техниках и тактиках формирования имиджа и позитивного мнения о
человеке. Большинство деловых людей, для кого предназначена эта
книга, не могут позволить себе нанять такого специалиста, поэтому их
амплуа -«сам себе имиджмейкер».
Рассмотрим некоторые характеристики имиджа, имеющиеся в современной социально-психологической литературе. Основные подходы
к имиджу:
- во-первых, функциональный, при котором выделяются его типы, исходя из различного функционирования;
- во-вторых, контекстный, при котором данные типы функционирования находятся в разных контекстах реализации.
Рассматривая функциональный подход, специалисты (Ф.
Джефкинс) выделяют несколько возможных видов имиджа: зеркальный, текущий, желаемый, множественный и корпоративный.
• Зеркальный - это имидж, свойственный нашему представлению о
себе, мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, какие же мы.
Обычно этот вид имиджа позитивен, и, следовательно, его отрицательным моментом будет минимальный учет мнения со стороны. ;
• Текущий - поиск такого типа имиджа, который соответствует
взгляду со стороны. Именно в этой области находят свое применение
связи с общественностью (паблик рилейшнз) из-за недостатка информированности. Непонимание и предубеждения формируют имидж каждого человека или организации, так же как и реальные поступки. При
формировании текущего имиджа учитывается мнение как отдельных
людей, коллег, деловых партнеров, так и всего коллектива.
• Желаемый - то, к чему мы стремимся. Особенно он важен для
вновь создаваемых организаций или видов бизнеса, для нового товара.
Поскольку о новом товаре или продукции еще ничего не известно, то
вос-• принимают его как единственно возможный через имидж, который демонстрируется на презентации. Все сказанное касается и нового
работника, занявшего вакантную должность делового человека.
• Множественный — это имидж, который образуется при наличии
нескольких независимых структур вместо единой корпорации, например авиакомпании: своя символика, единая униформа, бренд и пр.
• Корпоративный - имидж организации в целом, а не отдельных
подразделений или результатов ее работы. Для корпоративного имиджа
1
Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software
http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
важны фирменный стиль, репутация в глазах общественности, степень
стабильности и конкурентоспособности. Особо важен этот имидж для
финансовых структур.
Корпоративный имидж (со времен тотемов) часто передается символизацией с помощью того или иного животного. Правда, в разных
культурах это читается и воспринимается неадекватно. Осел — символ
демократической партии США.
Контекстный подход
• внешний;
• вербальный;
• кинетический;
•средовой;
• профессиональный;
• личностный.
Внешний имидж, или габитарный, — прежде всего, это габариты
человека. Габариты человека включают такие характеристики, как:
размеры, рост (высокий, средний, низкий), телосложение (полный,
нормальный, худощавый, мускулистый). Про женщин можно еще сказать -крупная, нормальная, миниатюрная или тонкая, с пышными
формами или нормальными. Внешний имидж оценивается также по
одежде, аксессуарам, прическе, макияжу (для женщин) и в целом по
степени ухоженности, здоровому внешнему виду.
Вербальный имидж - информация об интеллекте человека (его
1(3), которая формируется на основе того, как и что он говорит. Р. У.
Эмерсон замечает, что какие бы выражения мы ни применяли, мы никогда не сможем сказать что-либо такое, что не характеризовало бы
нас. Слово дано человеку, отмечал русский писатель В. Г. Короленко,
для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и
вдохновения, которым он обладает, другим людям. Из сказанного очевидно, что каждому деловому человеку полезно и необходимо владеть
техниками и средствами вербального общения, в котором лексический
набор и тезаурус (лингвистический словарь), логическое мышление и
речь составляют основные элементы.
В понятие «вербальный имидж» входят слова, написанные и произнесенные, но есть еще такие показатели, как темп, интонация, громкость, а также паузы в речи, смысловые ударения, которые тоже влияют
на формирование вербального имиджа. То, как говорит человек: быстро
или медленно, громко и четко или тихо, определяет то впечатление, ко2
Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software
http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
торое он производит на окружающих. Имеют значение и интонация речи, паузы и смысловые ударения, ее ритм, тембр голоса и околоречевые
характеристики (произносимые звуки, слова-паразиты). Все это воспринимается в совокупности позитивно или негативно и влияет на вербальный имидж делового человека.
Кинетический имидж, или невербальный, - мнение о человеке,
возникающее на основе характера типичных движений человека - позы,
взгляда, контакта глаз, мимики, жестов, движения отдельных частей тела во время взаимодействия. Кинетический язык проявляет подсознательные установки человека и не контролируется сознанием, но этот
язык имеет существенное значение в формировании мнения о человеке,
о его истинном отношении к тому, что он говорит и как относится к
партнеру по взаимодействию. Жесты, как считают многие специалисты,
нельзя подделать. Но можно обучиться тем из них, которые впоследствии будут полезны при общении и облегчат коммуникацию.
Средовой имидж характеризует среду обитания человека: его дом,
офис, автомобиль, места проведения досуга, отпуска и т.п. Средовой
имидж, как и внешний, дает зрительное представление. Принцип формирования средового имиджа примерно тот же. что и принцип формирования внешнего, — нужно «подстраиваться под аудиторию». В зависимости от вида деятельности деловой человек должен выглядеть лучше, чем какие-нибудь конкуренты: машина, кабинет, костюм - все
должно быть чуть лучше, чем у большинства коллег. Как отмечает А.
Ю. Панасюк, «лучше, чем у других, должно быть настолько, чтобы посторонний глаз это заметил, но не настолько, чтобы в сознании образовался (пусть и невольно) вопрос „откуда?"».
Профессиональный имидж - это представление о человеке как о
специалисте или профессионале. От чего зависит успех, например модели, отмечает А. И. Коханенко? От внешности, от ярко выраженной
индивидуальности, умения в выгодном свете себя преподнести, от трудолюбия, целеустремленности, а далее - от количества предлагаемой
работы и ее качества. Чем больше модель появляется на экране телевизора в рекламных роликах и видеоклипах, на страницах солидных изданий, тем лучше для ее карьеры.
Личностный имидж - это представление или мнение о человеке
как о личности и о его личностных качествах (когда о человеке говорят:
«он добрый, порядочный, милый...» или «он грубый, хвастливый, несносный...»).
Личностный имидж рассматривается как сочетание внутренних и
3
Generated by Foxit PDF Creator © Foxit Software
http://www.foxitsoftware.com For evaluation only.
внешних факторов, задающих его составные (самоимидж, воспринимаемый и требуемый имиджи). Такая типология отражает взгляд на
имидж с разных позиций - со стороны своего «Я» и других, со стороны
реалий и желаний.
Процесс создания образа может быть активным и целенаправленным. Он включает процедуры анализа (типичное в объекте) и синтеза
(характеристики индивидуального явления). Поскольку имидж - это набор определенных качеств и характеристик, которые люди обычно ассоциируют с индивидуальностью, постольку информативность имиджа
заключается в том, что он сообщает о некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту.
В 1831 г. молодая женщина по имени Аврора Дюпен Дюдеван оставила своего мужа и семью в провинции и переселилась в Париж. Она
хотела стать писательницей; брак воспринимался ею как заточение в
тюрьме, поскольку не оставлял ни времени, ни свободы на сочинения.
Избавившись от семьи, она надеялась обрести независимость и зарабатывать на жизнь литературным трудом... Однако в Париже она
столкнулась с жестокой реальностью, услышав от редактора, которому принесла свою рукопись, назидательное: «Вам следует заниматься детьми, мадам, а не литературой».
Оказавшись в трудной ситуации, мадам Дюдеван прибегнула к
стратегии, которую до нее не использовала ни одна женщина. Эта
стратегия заключалась в том, чтобы сотворить себя полностью заново, собственноручно создать себе в обществе совершенно иное реноме. Чтобы победить и выиграть, она меняет существующие в обществе правила игры и выбирает для себя мужскую роль.
В 1832 г. издатель принял «Индиану» — первый крупный роман
Дюдеван. Она захотела, чтобы он вышел в свет, подписанный псевдонимом «Жорж: Санд», так что весь Париж: был уверен, что книга
принадлежит перу мужчины. Жорж Санд была принята в замкнутый
мирок художников-мужчин. Она пила и курила с ними, у нее были романы с известнейшими композиторами Европы — Мюссе, Листом, Шопеном. Она сама выбирала их и сама их бросала. Жорж: Санд время от
времени резко меняла характер созданного ею образа, чтобы считаться оригинальной, непредсказуемой в глазах публики, занималась политикой, возглавляла демонстрации, инспирировала студенческие волнения.
И все это ради того, чтобы добиться общественного признания.
4