Категория бытия; формы бытия; основные подходы к пониманию мира
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Дисциплина: Философия
Лекция. Тема 5. Философское учение о бытии (онтология)
Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2часа
Методика проведения: дистанционное обучение
Материально-техническое обеспечение занятия: компьютер, доступ к электронной образовательной среде вуза
План лекции
Введение
1. Категория бытия.
2. Формы бытия.
3. Основные подходы к пониманию мира.
а) основная литература
Лавриненко В.Н.. Философия. - М:Юрайт, 2013. С 257-291;312-321..
Липский Б.И. Философия. - М:Юрайт, 2012. С. 132-197.
б) дополнительная литература
Дзема А. И. Философия: таблицы и схемы. Новороссийск, 2019.
Кармин А. С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. СПб., 2009. С. 479-548.
Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2007. С. 223-307.
Философия /Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2008. С. 359–428.
ВВЕДЕНИЕ
Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением проблемы бытия как исходной предпосылки дальнейших рассуждений о мире и конструирования его цельной картины.
Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления бытия и основанной на нем философской картины мира.
Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии.
Вопрос 1
КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ
Одним из важнейших предметных уровней философии выступают такие взаимоотношения между человеком и миром, которые мы определили как онтологические. Человек всегда задумывался над проблемой, что такое мир, развивается ли он? Если развивается, то существуют ли закономерности такого развития? Является ли мир системой, чем-то целым, или нет? Что лежит в основе мира: возник ли он естественным путем или есть акт божественного творения, един ли он или множествен и т.д.
Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии – онтология. Впервые термин «онтология» стал употреблять немецкий философ Х.Вольф (1679-1754). У него онтология есть метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще.
В онтологии ставятся следующие вопросы: един ли мир в своем существовании? Является ли мир неизменным, или он постоянно развивается? Подчиняется ли мир в своем развитии законам, или он изменяется произвольным образом? Обладает ли мир системностью или он является конгломератом различных элементов?
Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Являемся ли мы могучими и ответственными представителями Вселенского разума или мы – не более чем побочный результат слепой звездной эволюции: В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, который «средний» человек воспринимает как данность, как-то, что есть на самом деле, объективно, независимо от наших личных мнений.
Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок.540-470 гг. до н.э.).
В это время в древнегреческом обществе люди начинают терять веру в традиционных богов Олимпа, рушатся основы и нормы социальной жизни. С гибелью богов уже никто не мог поручиться, что ритм и порядок природных и социальных процессов останутся стабильными. Это порождает отчаяние в человеческом сознании, отсюда напряженный поиск гарантов человеческого существования, опоры в жизни.
В своей поэме «О природе» Парменид предстает перед нами как радикальный новатор, у которого космология трансформируется в онтологию, то есть учение о бытии. У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Парменид обосновывает идею примата бытия над мышлением, что в свою очередь приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума. В его трактовке бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо, оно неизменно и неподвижно. Единственная истина состоит в том, что существует бытие ничем и никем непорожденное, неуничтожимое, неизменное, неподвижное, равное себе, сферообразное и единое. Ничего другого, кроме бытия не существует. В нем заключена вся полнота совершенств, среди которых считались Истина, Добро, Благо. Бытие – это свет, «увидеть» который можно только «очами» разума. За века, прошедшие со времен Парменида, что только не понимали философы под бытием – мышление, мир идей, Бога, материю и т.д.
В последующем ни один философ не обошел своим вниманием проблему бытия. Так, для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление.
Значительное внимание уделил ей Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Он вводит понятие «небытия» как отличного, что позволяло оправдать множественность интеллигибельного. Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, он назвал его промежуточным между бытием и небытием.
Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события, явления. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чувственное, так и умопостигаемое.
В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившие бытие через участие в бытии. Бог творит свободно. Всему дается жизнь как бескорыстный дар. Следовательно, созидание позитивно, ибо обязано благой воле. Творение – это свободный акт Бога, не обусловленный никакой «внутренней необходимостью». Человек – это существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя и, стало быть, человек – господин и повелитель всего, что создано для него. И уж если человек создан по образу и подобию Божию, то и должен он изо всех сил уподобляться ему. Человек – существо личностное, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от своей собственной воли, от видимости индивидуальной свободы.
В Новое время падает авторитет церкви и растет авторитет науки. Люди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.
Выдающийся философ Нового времени Рене Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем «Я», в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует. А поэтому умозаключение, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую» является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что и здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее «Я».
Одновременно Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом предстает протяженность. Таким образом, движение и протяженность являются убедительными характеристиками материального мира. Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.
С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли. Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи объективно, в реальности в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер.
Гегель трактовал бытие как «исчезающее бытие», подчеркивая, что все в мире находится в состоянии становления.
Интересные концепции бытия появились в ХХ веке. Над этой проблемой работали такие мыслители, как М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, Э.Гартман, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, К.Ясперс и другие.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер не дает академическое определение бытия. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие – «просека», которая открывает тайгу сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, по Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может проявиться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего. Поиски бытия в философии - это поиски человеком своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости, того, что К.Маркс назвал отчуждением.
У Ж.-П.Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.
Для современной философии бытие – это тайна, которая лежит на поверхности, ее нужно пережить или прожить, и тогда она в какой-то степени станет понятна. А для этого нужно быть живым человеком, нужно иметь мужество идти к тому, чего в принципе нельзя знать. Понимание бытия, прикосновение к нему преобразует и преображает человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его самого бытием.
Русские религиозные философы критически относились к тому пониманию бытия, которое сложилось в западноевропейской философии. Люди впали в соблазн считать себя творцами мира, но этот соблазн заведет в тупик, ибо идея переустроить мир в земной рай есть утопия, о чем предупреждает Священное Писание и «отцы Церкви».
Истоки новоевропейского понимания бытия С.Л.Франк видел в том, что «новый западноевропейский человек сознает себя именно как индивидуальное мыслящее сознание, а все прочее – лишь как данное для этого сознания или воспринимаемое через его посредство. Он не чувствует себя укоренным в бытии или находящимся в нем и свою собственную жизнь ощущает не как выражение самого бытия, а как другую инстанцию, которая противостоит бытию, т.е. он чувствует себя, так сказать, разведенным с бытием и может к нему пробиться только окольным путем сознательного познания». По мнению Франка, для русского мироощущения бытие Абсолюта является более очевидным и ценностным, чем «Я» с его сознанием.
Русская религиозная философия утверждала первичность Абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания, разум не может доказать его существование. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия. Знание – это самораскрытие бытия, его самооформление и самоявленность.
Творчество русских религиозных философов было направлено на уяснение глубочайших бытийных истоков человеческого существования, на обоснование точки зрения, согласно которой бытие наличествует изначально, до всяких форм человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Человек должен смиренно согласиться с тем, что его сознание не выводится из человеческой природы, унять гордыню своего «Я», возжелавшего быть автономным и самодостаточным творцом мира.
Философы-постмодернисты принимают идею бытия как постоянного становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В связи с этим перед ними встают две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре; во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения в тексте и устном говорении.
Постмодернисты пытались схватить тот момент мышления, когда оно еще не оформлено, хаотично, не ограничено строгими рамками логических правил и требованиями категориальной упорядоченности, другими словами, показать мышление в его становлении, когда оно еще не прояснило само для себя свое содержание. Логико-категориальные процедуры не могут помочь, ибо они внесут изменения в содержание мышления, представят не мышление в становлении, а его результат. Любой логический порядок превращает, по их мнению, полнокровную мыслительную деятельность в «выжимки». Поэтому все философы-постмодернисты обращают особое внимание на поиски правил и способов интеллектуальной деятельности, отличных от классических.
Развивая идею бытия как становления, философы-постмодернисты видят себя в одном ряду с художниками-новаторами, политиками-утопистами, утверждая, что истина не открывается (как считали философы классического рационализма), а создается. По их мнению, ни одно описание мира – научное, поэтическое, философское, религиозное, политическое и т.д. – не является точной репрезентацией мира, каков он сам по себе. Идея такого рода репрезентации вообще лишена для них смысла. Кроме того, они утверждают, что словесно-языковое выражение мысли всегда случайно и наиболее адекватно мысль может быть выражена во внерациональном словесном потоке. Таким образом, «очертания» философского текста размываются, и философия начинает существовать в каком-то «рассеянном» виде – внутри стихов, фильмов, музыки и т.д. Философствование перестает быть профессиональной деятельностью, отпадает надобность в специальных факультетах, где научают логико-понятийному мышлению. Философия перестает работать с категориями «сущность», «закон», «причина» и т.д., с помощью которых мышление воспроизводит сущностное содержание мирового порядка и истины. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.
Постмодернистская философия отвергает идею Абсолютного бытия, считая, что эта идея в разных своих вариантах от Парменида до Гегеля всегда обосновывала необходимость человека подчиняться неким высшим ценностям. Признав существование бытия как чего-то надчеловеческого, люди добровольно поработили себя. Избавиться от этого порабощения, окончательно низвергнуть высшие ценности, которые Ф.Ницше назвал идолами, - в этом видят свою задачу постмодернисты. Они убеждены, что в той мере, в какой философам-классикам удалось внедрить идею Абсолютного бытия, у реального жизненного мира были отняты смысл, истинность, ценность. Идея Абсолютного бытия заставляла людей устремлять свой взор на небеса, и потому многие стороны реальной человеческой жизни рассматривались как греховные, запретные. Философия постмодернизма, утверждая бытие как становление, окончательно разбожествила мир, сломала вертикаль высшее – низшее, оправдала «странствия по запретному», к которому вплоть до конца XIX в. относились секс, безумие, тюрьма, половые извращения.
Отвергнув способ философствования, нацеленный на отработку самотождественности через отношение к надчеловеческому, Абсолютному бытию, постмодернисты пытаются показать людям, что обрести смысл жизни и нравственную идентичность можно только в общении с другими людьми. Если нет Бога, Истины, Разума, то остаются только люди, нуждающиеся в стратегии совместного общежития, в солидарности.
Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование.
Парной по отношению к категории «бытие» может быть названа категория «небытие». Тема бытия является одной из наиболее значимых в классической европейской философии, о чем уже говорилось выше. Понятие же «небытие» не получило в ней статуса центральной онтологической категории. Его то признавали (атомисты, Платон, Аристотель и их последователи), то не признавали (элеаты, Эмпедокл, Р.Декарт). Тем не менее понятие «небытие», трактуемое как разделяющее и связующее звено бытия, как источник его множественности и разнообразия, выполняло важную мировоззренческую и методологическую роль в античной философии. Наиболее высокую оценку небытия, трактуемого как божественное Ничто, мы находим в средневековой европейской философии. По своему статусу оно, будучи исходным материалом для творения, выше сотворенного бытия. В восточной философско-религиозной традиции (в частности, в буддизме и в философии вайшешика) признание небытия является основополагающим принципом.
Философы, стоящие на онтологической позиции, то есть так или иначе ставящие перед собой вопрос о сущности бытия, исходили из того, что данная категория позволяет, по крайней мере, мыслительно объединить самые различные предметы и явления мира по признаку их существования. Существование различных предметов и явлений и было бытием как таковым. Но наряду с этим возникал вопрос о том, а что же лежит в основе мира, не существует ли некоего особого образования, которое либо содержится во всех предметах и явлениях мира, или из которого все их можно выделить.
Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления. И одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.
Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действительность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний. Эти два мира имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, - основной вопрос философии. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.
Особое место в этих мирах занимает человек. Он – природное существо, с одной стороны. С другой стороны, он наделен сознанием, а значит, может существовать не только физически, но и рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии. Бытие человека воплощает диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. Само по себе это явление уникальное. Материальное, природное выступает у человека первичной предпосылкой его существования. Вместе с тем многие действия человека регулируются социальными, духовно-нравственными мотивами. В самом широком смысле человечество – это общность, в которую входят все индивиды, живущие ныне или жившие ранее на Земле, а также те, кому предстоит родиться. Надо иметь в виду, что люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового духа. Об это же говорит и народная пословица: «в здоровом теле – здоровый дух». Правда, верное по своей сути изречение допускает и исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, в состоянии оказать огромное позитивное влияние на жизнедеятельность человеческого тела.
Следует обратить внимание и на такую особенность человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его проявления и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами.
Своеобразный способ существования характеризует и человеческое общество. В социальном бытии переплетаются материальное и идеальное, природа и дух. Бытие социального делится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества. Эту форму бытия мы будем анализировать в разделах, посвященных обществу.
Выводы:
Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действительность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний.
Эти два мира имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов.
Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, принято считать основным вопросом философии (во всяком случае, в его марксистской интерпретации).
Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.
Вопрос 2
ФОРМЫ БЫТИЯ
Тема форм бытия имеет большое значение для уяснения различий в философских воззрениях. Главное различие обычно касается того, какую форму бытия считать главной и определяющей, исходной, какие формы бытия производны. Так, материализм считает основной формой бытия природное бытие, остальные производными, зависимыми от основной формы. А идеализм считает основной формой идеальное бытие.
Материальное бытие также имеет определенные формы: вещи, состояния, процессы природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действий людей. Весь мир, существующий объективно вокруг нас, можно назвать «первой природой». Потом человек стал мощно воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством, ранее в природе не существовавших вещей, процессов, состояний, который создан и используется для удовлетворения потребностей людей. Этот созданный человеком мир можно назвать «второй» природой. Это бытие, возникнув однажды по воле человека, затем продолжает существовать относительно независимой от человека жизнью в течение очень длительного времени, охватывающего столетия и тысячелетия. Так, например, орудия труда, средства передвижения изменяются быстрее, чем вещественные предметы, используемые отдельным человеком для жизни (жилища), обучения (книги), быта (столы, стулья) и т.д. Способ бытия «второй» природы отличается от способа бытия «первой» природы.
О бытии «первой» природы можно утверждать, что ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом – коренное и постоянное отличие природы как особой формы бытия. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, она всегда и везде была, есть и будет. Это уникальная особенность, которая не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы: они существуют где-то, они когда-то и где-то возникают, то есть, говоря философским языком, их небытие сменяется их бытием. Они вступают в процесс развития, изменения, становления; их бытие – и сохраняющееся, и исчезающее. В конце концов бытие данной преходящей вещи уступает место ее небытию, что, однако, не означает прекращения бытия природы в целом.
«Первая» природа благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания – является реальностью особого типа. Она объективная и первичная реальность в том смысле, что человек и его дух рождаются благодаря непреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала без человека. После возникновения человеческого рода, несмотря на все его влияние на природу, огромная, поистине неизмеримая ее часть по-прежнему пребывает как совершенно самостоятельная, полностью независимая от человека и человечества реальность.
«Вторая» природа строго зависит от «первой» – от природы как таковой, от ее вещей, процессов, закономерностей, существующих до, вне и независимо от человека. По типу, форме своего бытия, «вторая» природа сходна с «первой», из которой она рождается, но в пределах предметно-вещественного бытия она обладает важными особенностями. Во взаимоотношениях между «первой» и «второй» природой определяющая роль принадлежит «первой», хотя бы уже потому, что без ее участия невозможно не только существование, но и создание «второй» природы.
Бытие «второй» природы – это бытие, которое возникло при участии человека и продолжает потом существовать относительно независимой жизнью в течение очень длительного времени. В вещах «второй» природы воплощен материал «первой» природы, развивающийся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах «второй» природы воплощены или «опредмечены» труд и знания человека.
Бытие предметов «второй» природы состоит в том, что они представляют собой нерасторжимое единство природного материала, опредмеченного духовного, опредмеченной деятельности конкретных индивидов и социального предназначения, функций данных предметов. Будучи созданными в качестве такой особой единой реальности, эти предметы заданы, объективно предпосланы последующим актам человеческого труда, познания, творчества.
«Вторая» природа – мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации, до сложнейших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций. Это – промышленность и энергетика, строительные площадки, дороги, обрабатываемые поля, города и поселки, радиостанции и телецентры, космодромы и космические корабли, школы, вузы, музеи, театры и т.д. Это предметы, окружающие нас в быту, - мебель, одежда, да и вообще множество самой разнообразной утвари, приспособлений, приборов. Это и предметы, специально приспособленные для удовлетворения потребностей человеческого духа, - картины, книги, статуи и т.д. Словом, речь идет о предметном богатстве, системах и всем «поле» человеческой цивилизации, культуры.
Главное отличие в том, что бытие «второй» природы по самому своему существу, есть социально-историческое, а именно цивилизованное бытие.
Во взаимоотношениях между «первой» и «второй» природой определяющая роль принадлежит «первой» уже потому, что без нее невозможно не только существование, но и создание «второй» природы.
Итак, при сравнении «первой» и «второй» природы обнаруживается не только их единство, взаимосвязь, но и из различия. «Первая» природа в целом – безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является преходящим моментом. «Вторая» природа в целом – бытие, тесно связанное со временем и пространством человеческого существования, с бытием социального. «Первая» природа – мир необозримый, неисчерпаемый. «Вторая» природа в целом – это мир, где не перестают действовать законы природы, но где они причудливо, иногда конфликтно сплетаются с преобразующими действиями, сознанием индивидов, групп людей, человечества в целом. Это относительно самостоятельное бытие, особая реальность и по отношению к «первой» природе, и по отношению к бытию людей. Вместе с тем, и это стало особенно ощутимо и заметно в последнее столетие, «вторая» природа обладает способностью локального разрушения первого бытия. В настоящее время это проявляется в виде экологических проблем, создаваемых непродуманной или социально неконтролируемой деятельностью человека. Хотя «вторая» природа не может разрушить первое бытие, рассматриваемое в его космических измерениях, тем не менее земному бытию в результате разрушительных действий может быть нанесен невосполнимый урон, который при известных обстоятельствах сделает физическое существование человека невозможным.
Выводы:
«Первая» природа – это то, что существует вечно и без чего даже невозможно представить существование мира. Человек в этой системе – явление преходящее.
«Вторая» природа, созданная им исключительно для обеспечения своего существования, имеющая в своей основе «первую» природу и обладающая по отношению к отдельному человеку вечностью, тем не менее, является в космическом исчислении временно существующей и полностью зависит от пространственно-временного бытия человека.
Вопрос 3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ МИРА
В философии принято понятие «картина мира», которая означает портрет мирозданья, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, человек сразу видит действительность, ее связи, соотнесенные с ним самим. Понятие «картина мира» претендует на объективность видения. С ним связано понятие «мировоззрение». Но мировоззрение в отличие от картины мира подчеркивает субъективность в отношении к миру. Оно включает в себя цели, ценности, предпочтения, личные взгляды, эмоционально-образное отношение к миру. Мировоззрение берет мир не сам по себе, а определяет наше к нему отношение, то есть пропускает как бы видение мира через субъект. Но поскольку объективное и субъективное в реальной жизни тесно связаны, то и картина мира обычно переходит в мировоззренческое восприятие и представление. Поэтому картина мира мировоззренчески окрашена. Обычно рассматривают мифологическую, научную, религиозную и философскую картину мира.
Каждая из этих картин мира дает свое представление о Вселенной и месте в ней человека. Иногда эти картины мира могут противоречить друг другу. Иногда они дополняют друг друга и способны составить одно целое.
Что такое «мир»? Мир – это предельная полнота бытия в его всеобъемлющей единичности, самотождественности. Это единство возможности и действительности, сущности и явления. Это вся реальность. Вселенная – это один из модусов Мира, одно из возможных состояний. Мир – это действительность, взятая как целое в ее качественном многообразии. Однако «мир как целое» никогда не бывает нам непосредственно дан, поскольку мы занимаем конкретную позицию, мы ограничены, видим только небольшой участок реальности. Мир имеет следующие свойства: многокомпонентность, разнородность (обозримая часть мира является структурно оформленным, иерархичным, но не до бесконечности образованием), взаимосвязь всех его подсистем внутренне необходимым образом.
Мир вечен и бесконечен, но состоит из конечных подсистем, способных к развитию по причине их конечности. Если рассматривать мир как синтез, то возникает вопрос об источнике и сущности законов. Устойчивость, повторяемость, регулярность процессов в мире определяется через понятие «закон». Английский философ А.Н.Уайтхед выделяет 4 основные концепции в подходах к пониманию законов природы:
• закон «навязывается» объектам извне;
• закон есть нечто неотъемлемо присущее самим объектам;
• закон есть наблюдаемый порядок явлений (просто их описание);
• закон есть условное истолкование (то есть человек для удобства устанавливает определенные правила описания данных чувственного опыта.
Рассмотрение закона как нечто неотъемлемо присущего самим объектам (вторая доктрина) имеет в настоящее время наибольшую доказательность, лучше всего подкреплена данными естественных наук.
Итак, мир – это действительность, взятая как целое в ее качественном многообразии. Однако мир как целое никогда не бывает нам непосредственно дан, поскольку мы занимаем конкретную позицию, мы ограничены, видим только небольшой участок реальности.
Каждая картина мира включает в себя следующие вопросы: мир един иди множествен? Что такое пространство и время и как они между собой соотносятся? Каково положение человека в Универсуме? Каковы перспективы человечества? И др.
Разные картины мира описываются на различных культурных языках. Так, научное сознание описывает мир в терминологии, не подходящей для религиозной версии. Выбираемая картина мира диктует и понятийный аппарат, в котором она описывается.
Очень важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является то, вокруг какого главного вопроса они строятся, что является ее смысловым центром. Так, научная картина мира строится вокруг объектов, понимаемых как независимые от нашего сознания и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир «таким как он есть». И хотя наука познает мир посредством человеческого разума, она хочет видеть мир свободным от человеческой субъективности, таким, каков он существует в реальности, то есть вне человека. Наука вырабатывает собственные представления о мире, однако в силу предметного ограничения области своих исследований эти представления представляют собой лишь частную, локальную картину мира. В такой картине мира мир упорядочен и целесообразен, подчиняется общим законам, которые исследуются данной наукой. Совокупность научных представлений о мире позволяет даже выработать более общую картину мира, которая опирается на все науки или их большую часть. Но и эта картина мира остается принципиально неполной. Принцип ее построения – объяснить все естественными причинами в рамках существующей предметной области, и то, что почему-то объяснимо или не попадает в данную предметную область, просто изымается из научного рассмотрения. Однако оказывается, что, во-первых, сами научные картины мира постоянно изменяются и иногда это изменение настолько сильное, что заставляет полностью менять картину мира. Например, «коперниканский» переворот или создание эйнштейновской физики, которые полностью заменили предшествующие представления о физическом устройстве мира. Уже поэтому строить общее представление о бытии только на фундаменте частных наук, по крайней мере, сомнительно. Во-вторых, человек живет не только в предметном, объективном мире, но также и в мире чувств, переживаний, которые не менее важны для него, чем какие-то объективные параметры. И, наконец, человек живет в социуме, что порождает дополнительные специфические закономерности как его собственного развития, так и общества как особой структуры бытия. Таким образом, должно существовать более фундаментальное, философское объяснение бытия с учетом того факта, что за изменчивостью мира стоит нечто стабильное, постоянное, которое и может выступать в качестве объясняющей причины мира. В истории философии в качестве такой мыслимой стабильной конструкты выступает категория бытия.
Мифологическая картина мира представляет мир в виде конкретно-чувственного образа, в котором слиты воедино восприятие и воображение, а субъект и объект неразличимы. Мифологический образ мира как символическое всеединство включает человека в космогонический контекст, придавая его жизни определенный смысл, одушевленность, непосредственную тождественность всего во всем. Человек выражает собой весь Космос, его пространственный строй, необозримость связей с другими вещами, существующими в мире; ритм и гармонию, персонифицированность воплощений – и все это объединено цельностью мировосприятия, миросозерцания.
Религиозная картина мира главным предметом своего рассмотрения считает соотнесенность мира небесного и земного, мира божественного и человеческого. В центре религиозной картины мира стоит Бог. Естественные силы являются частью установленного Богом порядка во Вселенной, который доступен пониманию человеческим Разумом. Уяснение места и роли любого феномена в мире определяется в зависимости от его отношения к Богу. Человек как высшая ступень Божественного творения обладает богоподобием. Его особое место в мироздании объясняется одновременной принадлежностью к двум мирам – видимому физическому и невидимому духовному (трансцендентному).
Главная тема философской картины мира – это соотношение человека и мира. Этот вопрос раскрывается в различных аспектах, познавательном и онтологическом, аксиологическом и деятельностном. Поэтому философские картины мира множественны и не похожи друг на друга. Их всегда отличает критичность и сомнение в своих утверждениях. Философское миропонимание изначально глубоко метафорично и непосредственно связано с языком и мифологической образностью, но в отличие от нее упорядочивает мир как целостность согласно Логосу, вносит единообразие на основе идеи порядка и закона. Модели мира и человека приобретают умозрительный характер, понятийную форму выражения. Поиски единого первоначала, первоосновы всего сущего, происхождения мирового закона и порядка получают статус знания о мире, имеющего умопостигаемое универсально-всеобщее значение.
Философская картина мира характеризуется свободным исследованием основных проблем бытия, человеческого познания, смысла и цели жизни и других проблем. Философия уже в самом начале своего существования являлась по преимуществу рационально-теоретическим осмыслением бытия в отличие от преимущественно образно-эмоционального мифологического и религиозного сознания, уповающего на веру при поиске ответов на принципиальные вопросы бытия. Центральными в любых философских школах были вопросы взаимоотношения человека с миром, обществом и самим собой, выделение сущности человека, особенностей его существования, цели и смысла жизни, законов познания мира человеком. Это многообразие и привело к довольно раннему выделению внутри философии ее отдельных частей – онтологии, гносеологии, антропологии и др.
Многообразие ответов на каждый из этих коренных вопросов рождало множество школ и направлений. Дать исчерпывающую классификацию и сравнительный анализ каждого такого направления невозможно, можно выделить ряд параметров, которые отличают все философские школы и направления.
Философия всегда является интегрирующей формой духовной жизни человека и человечества. Она решает предельно общие и потому наиболее волнующие людей проблемы, и в этом смысле она является особым видом духовного производства, выступающим как самосознание общества и индивида.
Философия всегда выступает в роли толкователя (интерпретатора) общественно-исторического процесса. Она ориентирована на объяснение мира, на его познание в тех терминах, которые помогают переделать его, приспособить к нуждам человека и человечества. Поэтому разработка философских понятий и категорий составляет одну из важнейших особенностей философии, независимо от того, к какому философскому течению относятся те или иные философы.
Для философской картины античности характерен космоцентризм. Для средневековой философии – теоцентризм. Для эпохи Возрождения – антропоцентризм. Эпоха Возрождения выдвинула гуманизм как центральный принцип философии и сделала проблему человека центральной в новой философии. Появился принцип гелиоцентризма. Мыслители эпохи Ренессанса утверждали два основных ориентира в отношении человека к миру:
• равноправие небесного и земного миров для человека как принадлежащего обоим универсумам;
• культ творческой деятельности, способствующий обеспечению единства природы и культуры, возводящей человека в ранг творца, являющейся продолжением и завершением Божественного творения.
В ХХ в. антропоцентричный гуманизм утверждает превосходство человека над природой и космосом. Методологическая установка, лежащая в ее основании, провозглашала человека венцом мироздания, а окружающую действительность – собственной мастерской этого преобразователя Вселенной. Требования человеческой морали ставились выше природных ограничений, а принятый моральный кодекс никак не связывался ни с какими природными процессами. Высшими ценностями считались те, которые имели сверхприродный характер и провозглашали деятельность человека по преобразованию природы, достигаемые любой ценой, в том числе в борьбе с природой, ценой ее разрушения, уничтожения.
Гуманистический антропоцентризм продолжает сохранять свое влияние и в настоящее время. Об этом свидетельствует хотя бы позиция Аурелио Печчеи по вопросу глобального экологического и культурного кризиса. Суть проблемы Печчеи видит в несовершенстве современного человека, слабо адаптированного к быстрым темпам развития науки и техники, не готового жить в созданном им самим мире. Единственный выход, по мнению антропоцентрических гуманистов, состоит в «человеческой революции», т.е. изменении качеств человека с целью приспособления его к цивилизации, что будет соответствовать его новому господствующему положению как лидера всей жизни на Земле.
Антропоцентрический гуманизм можно определить как исходный мировоззренческий принцип антропологической картины мира, точкой отсчета в которой является человек, объединяющий рациональный и образно-эмоциональный способы упорядочения целостности Вселенной.
Для европейской философии ХХ века характерно изобилие направлений, терпимость друг к другу, склонность к изучению объектов, находящихся вне поля зрения естествознания (душа, интуиция, озарение, акт веры и т.д.), усложненная лексика, ибо философия считается уделом аристократов духа, духовной элиты. Для европейских философских концепций ХХ века характерно увлечение философией психоанализа или бессознательного, выдвинутой З.Фрейдом. В настоящее время неофрейдизм имеет сторонников не только в Европе, но и во всем мире.
В ХХ веке возникло много социологических теорий, в которых непредвзято показан целый ряд недостатков западного мира. Философы критических направлений оказали положительное влияние на западный мир.
Большое значение в философии ХХ века имели работы специалистов в области естественных наук, техники, культурологии, этнографии и т.д., так называемых эмпирических наук, а не спекулятивных. Они обеспечили связь философии с современной жизнью, поставили ряд важных проблем: проблему жизни как космического явления; вопрос о Всемирном разуме; проблему начала и конца мира и т.д.
Западные философы выдвигают как важнейший принцип сосуществования философских течений, их диалога, разумного использования любой методологии познания мира. Именно это может обеспечить выработку универсального философского знания, без которого невозможно дальнейшее развитие философии, а вместе с тем человека и общества.
Выводы:
Наука формирует так называемую картину мира, философия же есть теоретически выраженное мировоззрение, в котором «картина мира» является холодной сводкой данных о мире, взятом самим по себе, без человека как такового. В ней нет места свободе, творчеству.
Философия же как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, облаченное в ценностные формы. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя.
Она позволяет рассмотреть научное знание в более широком аспекте, рассмотреть уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда возникла категория бытия? Какой философ и в связи с какими философскими проблемами ввел эту категорию в философский научный оборот?
2. Каким содержанием наполняется категория бытия в разных философских подходах?
3. Назовите основные формы бытия.
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие и основные формы движения.
2. Движение и развитие, прогресс и регресс.
3. Особенности концептуального, реального и перцептуального подходов к пространству и времени.
4. Эволюция представлений о пространстве и времени.