Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Категория автора в художественном произведении.
Важнейшим аспектом понимания литературного произведения и, следовательно, одной из ключевых составляющих работы читателя является вопрос об авторской концепции, воплощенной в литературном произведении, об авторском намерении, реализованном в структуре художественного текста. К понятию «автор» обращаются в связи с проблемой свободы интерпретации произведения читателем, подчеркивая, что деятельность читателя носит вторичный характер, направлена на понимание авторской позиции, выраженной в художественном тексте.
Формула «что хотел сказать автор» до сих пор еще встречается в методических рекомендациях по литературе, в то время как очевидно, что авторское намерение полностью воплощено в его произведении. Художественный текст ничего не утаивает, напротив — он открыт для всех, и только на основании текста читатель формирует собственное представление о его создателе.
В литературоведении и в практике школьного преподавания термин «автор» употребляется в нескольких значениях, что может привести к неоправданному смешению разнородных понятий. «Слово “автор” … означает писателя — реально существовавшего человека. В других случаях оно обозначает некую концепцию, некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение. Наконец, это слово употребляется для обозначения некоторых явлений, характерных для отдельных жанров и родов»1, то есть образа повествователя. Одной из основных задач данной главы пособия является определение контекстов применения термина, установление по возможности четких границ его содержания.
§1. Автор как категория исторической поэтики
1. Исторически сложившийся тип культуры, в рамках которого действует особая система понятий, касающаяся определения объема «литературы», статуса автора, литературного жанра, поэтического слова. Его древнейшей формой является «синкретическое единство словесного искусства и обслуживаемых им внелитературных ситуаций, прежде всего бытовых и культовых»1. Вторая стадия охватывает период от античности до литературы классицизма, когда характер литературы определяется правилами поэтик и риторик — теоретических трудов, созданных во имя установления собственно литературных норм. Третья стадия начинается с конца V в. и характеризуется установкой на свободу и новизну творчества, разрушения риторического канона.
2. Различные аспекты авторства: биография писателя, юридические отношения автора к своему труду, образ автора, воплощенный в стиле произведения, автор как носитель концепции художественного целого (каждый аспект категории будет освещен в последующих разделах главы) — имеют различное содержание на каждой из стадий культуры.
В программу литературного чтения для начальной школы включены как произведения начального этапа развития словесности (фольклор), так и произведения – вв. При их изучении важно учитывать историческую специфику категории авторства во всех ее формах. Так, при анализе народной сказки мы не можем говорить о позиции «автора», поскольку сама категория авторства еще не сложилась в фольклоре. Структура сказки — результат многовековой традиции, в основе которой лежит ритуальная культура. Историческое содержание волшебной сказки, как показал В. Я. Пропп, соотносится в основном с обрядом инициации. Этическое толкование сказочного сюжета (борьба добра со злом) сложилось в позднюю эпоху, при переходе жанра в детскую аудиторию.
Основной корпус литературных текстов программы для начальной школы приходится на исторически позднюю стадию истории словесности, то есть эпоху художественной модальности.
Этим обстоятельством и продиктована необходимость обоснованного различения форм авторства при изучении литературных произведений.
§2. Биографический автор — реальный человек определенной исторической эпохи, психологического склада, субъект авторского права.
Биография писателя изучается на основе многочисленных документальных источников: писем, дневников, мемуаров и др., вплоть до адресов, по которым проживал писатель, предметов быта, окружавших человека в жизни, книг, которые он читал, и т. д. Жизнь художника во всех ее подробностях важна в первую очередь потому, что это жизнь не обыкновенного человека, а создателя произведений искусства. Следовательно, какие-то биографические факты читатель рассматривает как своего рода объяснение происхождения литературных тем, мотивов, образов. Биография — это внешне-объективная сторона жизненного опыта, претворенного в творчестве писателя.
По сравнению с биографиями других людей биография писателя существенно более полно открывается последующим поколениям хотя бы потому, что материалы для ее дальнейшего изучения старательно сохраняются исследователями. Поэтому писательская биография сама может служить источником для изучения культуры прошлого, для реконструкции исторических форм поведения. В этом плане биографический материал понимается как своего рода ключ к художественным текстам, объясняющий мотивы и формы поведения литературных героев.
Жизненный опыт писателя сказывается в литературном творчестве не столько своей внешне-событийной стороной, сколько внутренней, духовной: «При всем различии между эмпирической жизнью поэта и его поэтическим творчеством, духовная личность его остается все же единой, и его творения так же рождаются из глубины его личности, как и его личная жизнь и его воззрения, как человека. В основе художественного творчества лежит, правда, не личный эмпирический опыт творца, но все же всегда его духовный опыт».
Соотношение биографии автора и его произведений отнюдь не просто, не однозначно. В стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» читателя привлекает не история отношений поэта с А. П. Керн в ее бытовых подробностях, а общечеловеческий смысл того чувства, о котором говорится в тексте. Если не знать имени адресата и обстоятельств создания стихотворения, оно все равно останется образцом художественно оформленного переживания любви, служащей мерой полноты духовной жизни.
Отражение биографических фактов в творчестве составляет особую область литературоведческих исследований. В частности, оно является основным предметом биографического метода, направленного на установление связей между художественной и исторической реальностью. Однако возможности этого метода для объяснения позиции автора в произведении достаточно ограничены — образ писателя создается, скорее, на основе его художественных текстов, а не наоборот. Читатель имеет дело не с реальным лицом, а с той условной личностью, представление о которой складывается у него в процессе чтения.
§3. Художественный автор
Художественный автор — существенно иное лицо по сравнению со своим биографическим двойником. Прежде всего, художественный автор лишен тела, пребывающего в повседневности; его «телесным» воплощением служит текст литературного произведения. Биографический автор обладает всей полнотой жизни, бытие художественного автора ограничено рамками сотворенного им мира.
Так, в жизни писатель может существенно изменить свои взгляды, отказаться от того, что им уже создано, написать новые произведения. Все это недоступно автору художественному, раз и навсегда зафиксированному в произведении искусства. Далеко не вся биография писателя имеет отношение к его созданиям. Но самое главное — биографический автор, живой человек, способен совершить творческий поступок, привнеся в мир артефакты, которых до этого просто не существовало.
Но в другом отношении художественный автор сложнее и глубже, чем автор биографический. Причина этого — в самом создании, включенном, помимо биографических, в другие контексты — языковые, историко-культурные, социальные. Так, возникающие помимо воли биографического автора переклички произведения с другими текстами привносят в него новые смыслы. В свою очередь язык служит источником бесконечного числа новых значений, порождаемых в рамках текста. Представление о художественном авторе усложняется в процессе интерпретации произведения многими поколениями читателей. Например, современный читатель «Евгения Онегина» находит в романе «энциклопедию русской жизни», определение, данное В. Г. Белинским, а не А. С. Пушкиным.
Одним из спорных вопросов современного литературоведения является вопрос о месте художественного автора в литературном произведении. Что в художественном тексте можно отнести к «авторской позиции»? В каких компонентах она проявляется наиболее полно? Сразу подчеркнем важность тезиса, сформулированного М. М. Бахтиным: «Автор — носитель напряженно-активного единства завершенного целого, целого героя и целого произведения, трансгредиентного каждому отдельному моменту его…»1. Автора художественного не стоит искать ни в одном отдельно взятом фрагменте произведения — например, в заглавии, псевдониме, авторских отступлениях, прямых оценках персонажей или в образе персонажа-резонера, с помощью которого автор прямо высказывает свои мысли о мире. В то же время позиция художественного автора выражается и в тех моментах, которые, кажется, относятся только к героям, — в том, как говорят персонажи и что они говорят, как действуют, какие совершают поступки, каким кругозором обладают и т. д.
Итак, ключевым понятием, позволяющим определить соотношение художественного автора и произведения в целом, является вненаходимость — термин, введенный в литературоведческий обиход М. М. Бахтиным: «Первичный (не созданный) и вторичный автор (образ автора, созданный первичным автором)... Создающий образ (то есть первичный автор) никогда не может войти ни в какой созданный им образ»2. В этом определении «первичный» автор является синонимом понятия «художественный автор». Он находится вне хронотопа (пространственно-временной организации) художественного мира, вне события (сюжета), вне кругозора персонажей. Более того, исследователь подчеркивает, что автора «нельзя найти ни в одной из плоскостей языка: он находится в организационном центре пересечения плоскостей. И различные плоскости в разной степени отстоят от этого авторского центра»1.
§4. Автор и повествователь.
Субъектная организация произведения В современной теории литературы отношение художественного автора к языку литературного произведения является одним из наиболее спорных вопросов. Действительно, на первый взгляд все, о чем говорится в произведении, и — главное — как говорится, принадлежит тому, кто рассказывает историю, то есть автору. Образ автора, который складывается в воображении читателя, связан в первую очередь с организацией речи. Исходя из этих соображений русский филолог В. В. Виноградов подчеркивает: «…в композиции художественного произведения динамически развертывающееся содержание раскрывается в смене и чередовании разных форм и типов речи, разных стилей, синтезируемых в “образе автора” и его создающих как сложную, но целостную систему экспрессивно-речевых средств…»2.
Образ автора, по В. В. Виноградову, «концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейностилистическим средоточием, фокусом целого»3. Художественный автор, по логике исследователя, относится к внутренней организации произведения, к его стилю. Все иные уровни структуры (сюжет, персонажи, предметно-вещный ряд) оказываются не столь существенными для понимания автора и только опосредованно участвуют в формировании представления об авторской концепции.
В полемике с В. В. Виноградовым Б. О. Корман настаивает на разграничении понятий «художественный автор» и «повествователь», отмечая, «что автор непосредственно не входит в текст:он всегда опосредован субъектными или внесубъектными формами.
Представление об авторе складывается из представления об этих формах, их выборе и сочетании». Современный американский исследователь О. Меерсон указывает на ту область поэтики произведения, которая находится за границами ведения повествователя:
«Единственное, что есть у автора и отсутствует у рассказчика, это то, что автор — еще и строитель сюжета, создатель своего поэтического мира, а не только повествующий о нем»2.
Повествователь — результат авторского выбора, вымышленная речевая маска, роль, установленная автором для того лица, которое ведет рассказ. От автора зависит, кому доверить изложение истории, будет ли это один голос или несколько голосов, будут ли точки зрения повествователей противоречить друг другу или, напротив, подтверждать одна другую. Сама форма повествования — близкая автору или во всем противоположная его позиции — тоже результат художественного решения. О. Меерсон подчеркивает: «Более того, как это ни парадоксально, субъект автора наиболее познаваем не из «авторской» речи, но из субъектной организации мира героев — как структурированная совокупность их видений, часто совокупность, состоящая в динамичной борьбе силовых линий их точек зрения, но тем структурированная не менее, а более, а потому и более познаваемая»3.
Позиция каждого повествователя, каждого персонажа (субъекта речи) так или иначе входит в единый кругозор автора, поэтому, по словам Б. О. Кормана, «авторская позиция всегда богаче позиции повествователя: она выражается в своей полноте не отдельным субъектом речи, как бы близок он ни был к автору, а всей субъектной и внесубъектной организацией произведения»1. Повествователь занимает определенную точку зрения (пространственно-временную, психологическую, идеологическую), с которой и ведется изложение истории. Но выбор той или иной точки зрения входит в ведение автора; повествователь, как и персонаж, не знает, что он кем-то создан, не знает и целей создателя.
«Субъектная организация произведения есть соотнесенность текста с субъектами речи». Субъектом речи и точки зрения в произведении может выступать как повествователь, так и любой персонаж.
Зачастую в одном фрагменте текста мы находим наложение нескольких голосов — повествователя и героев, а также цитированных авторов. При этом графические или иные формальные показатели перехода от одного лица к другому могут и отсутствовать. Всегда есть опасность принять чью-либо субъективную позицию за художественную концепцию всего произведения. Именно поэтому анализ субъектной структуры произведения является одной из важных задач подготовленного читателя. При таком подходе есть вероятность, что мы уловим сложность авторской позиции, воплощенной во всем произведении, а не в его отдельных фрагментах.
Приведем фрагмент сказки И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» и рассмотрим его субъектную структуру:
«Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:
— Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!
Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу.
Заплакали листопаднички-зайчата:
— Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте».
Основным субъектом речи в этом тексте является внеличный всеведущий повествователь, кругозор которого включает в себя знание языка персонажей-животных и представление о том, что они видят, слышат и что чувствуют. В составе речи повествователя присутствует прямая речь — реплики героев сказки. Это своего рода цитаты подслушанных слов. Но каким образом о них узнал повествователь, не сообщено, текст построен так, что читатель просто принимает такую условность как настоящую реальность.
В речь повествователя включены слова персонажей, не всегда отмеченные графически. В форме косвенной речи представлена, например, внутренняя речь зайчат: «Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли». Слова журавлей воспроизводятся сначала листопадничками, а уж затем повествователем. Но в повествовании присутствует и несобственно-прямая речь, не отмеченная графически и грамматически: «скучно» и «холодно» — так оценивает осень не только человек, но и зайчата — персонажи рассказа, «милая зеленая родина» — определение, данное с точки зрения улетающих журавлей. Как видим, в речи повествователя, как в фокусе, собираются речевые зоны разных персонажей сказки.
Речь повествователя ритмически организована, напоминает структуру повествования в сказке о животных. Но нельзя утверждать, что повествователь полностью отождествлен с фольклорным исполнителем. В начале сказки он объясняет значение заглавного образа: «Называют охотники осенних зайчат листопадничками».
Тем самым повествователь относит себя к людям, которые хорошо знают жизнь леса — появляется мотивировка, доказывающая, что история не полностью вымышлена, что события сказки почти достоверны.
Как видим, повествовательная структура сказки представляет собой сложную систему взаимоналожения и взаимодействия нескольких голосов и нескольких точек зрения. При этом роль повествователя заключается в изложении истории, в выборе и комбинации слов персонажей, в художественном построении всей речи, где описательные части чередуются с повествовательными, с диалогами героев и репликами их внутренней речи. Повествователь — это организующий центр всех речевых форм произведения.
Субъектная организация произведений, относящихся к разным литературным родам и жанрам, зависит не только от индивидуальных особенностей автора, но и от родового или жанрового содержания.
Эпос
Речевую структуру эпических произведений называют «двуголосой». Как мы видели в анализе сказки И. С. Соколова-Микитова, повествователь (субъект речи) при изложении событий, происходящих с персонажами, воспроизводит и речь героев произведения. Таким образом, в повествовании накладываются как минимум два голоса — голос повествователя и цитируемые им голоса персонажей.
Говорящее лицо по-разному соотносится с художественным автором: «Субъект речи тем ближе к автору, чем в большей степени он растворен в тексте и незаметен в нем. По мере того как субъект речи становится и объектом ее, он отдаляется от автора. Чем в большей степени субъект речи становится определенной личностью, тем в меньшей степени он непосредственно выражает авторскую позицию.
Естественно заключить, что повествователь ближе других субъектов речи к автору, а рассказчик в сказовом произведении дальше других субъектов речи от автора»1.
Существует довольно много типологий образа повествователя.
В основе их обычно лежит представление о степени близости — удаленности фигуры повествователя к автору художественному.
Приведем типологическую схему, предложенную в работе К. А. Долинина «Интерпретация текста: Французский язык: учебное пособие». В этой типологии учитываются два важных параметра. Первый — «позиция повествователя в «пространстве коммуникации», то есть по отношению к истинному автору (адресанту) и читателю (адресату)». Вторым параметром, позволяющим установить различие между типами повествователя, служит «точка зрения» — нахождение повествователя вне или внутри мира персонажей.
В соответствии с этими параметрами К. А. Долинин различает аукториального (от auctr — автор) и неаукториального повествователя. Аукториальный повествователь «не фигурирует в тексте как отдельное более или менее четко очерченное лицо, не совпадающее с автором, и не противопоставлен автору по тем или иным существенным параметрам своей идеологической позиции или своего образа в целом». Неаукториальный повествователь «явно не идентичен
Первый тип повествователя характерен для многих классических произведений, нередко встречается и в литературе для детей. Всеведущий повествователь ведет рассказ в форме 3-го лица, знает все о жизни персонажей, в том числе о том, что думают герои, причем его знание не требует мотивировки. Примером текста, где доминирует форма внеличного всеведущего повествователя может служить приведенная выше сказка И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Второй тип повествователя обычно встречается в автобиографической прозе, в мемуарах, вообще в документальных произведениях, где повествователь отождествляется с образом биографического автора, выступает как носитель основной точки зрения на мир, как голос истины. Так, например, с типом личного аукториального повествователя мы встречаемся в автобиографической прозе К. Г. Паустовского, в частности — в рассказе «Старые вещи».
Третий тип повествователя характерен для произведений на историческую тему или текстов, стилизованных под фольклор. Неличный неаукториальный повествователь находится вне фабулы, вне мира персонажей, но при этом резко не совпадает с автором. Между автором и повествователем может быть ощутима временная дистанция, если повествователь относится к прошлому (например, представлен как автор старинной рукописи). Повествователь может быть представлен и как субъект устной речи, исполнитель фольклорного произведения или просто как человек, который рассказывает о жизни. Сама речь повествователя является предметом художественного изображения, автор дистанцируется от фигуры рассказчика с помощью интонации, зачастую — иронической или сказовой. Например, в сказках Б. Шергина воссоздана речь носителя фольклора, но при этом человека в.
Четвертый тип повествования — рассказ от лица того или иного персонажа, причем позиция автора может быть и противоположна позиции героя, и близка ей. Личный неаукториальный повествователь присутствует в рассказах о детстве, где взрослый автор воспроизводит речь ребенка-рассказчика (например, «Денискины рассказы», В. П. Драгунского, «Кондуит и Швамбрания» Л. Кассиля). Из произведений классической литературы назовем повести, составляющие «Журнал Печорина» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В юмористической прозе — рассказы М. Зощенко.
Очевидно, что в одном и том же произведении могут совмещаться разные типы повествования. Этот момент композиции повествования лишний раз доказывает, что художественный автор не тождествен своему текстовому «двойнику» — повествователю, что авторская концепция всегда отлична от той позиции, которую выражает повествователь.
Лирика
Провести границу между автором и субъектом лирического переживания достаточно трудно, потому что содержанием лирики как литературного рода является внутренний мир человека в его отношении к внешнему миру. И тем не менее такая граница существует.
Лирический субъект не равен ни биографическому, ни художественному автору.
Начнем с первого разграничения. В обыденной жизни человек не мыслит и не чувствует по законам художественного творчества.
Наше существование не имеет жанровой формы элегии или баллады, не длится ритмически в соответствии с метрикой ямба или хорея.
Переживание лирического субъекта всегда художественно оформлено, завершено в виде стихотворения, организовано по законам поэтической композиции, включено в традицию лирики, соотносится с жанровой системой. Жизненные переживания изменчивы и исчезают в прошлом, лирическое чувство зафиксировано в поэтическом тексте. События жизни забываются, утрачивают полноту смысла, в лирическом тексте они не только сохраняются, но и приобретают более богатый смысл. В процессе функционирования произведения, в результате его многочисленных интерпретаций лирический текст накапливает информацию.
С. Н. Бройтман показывает, что в исторической перспективе противопоставление автора/поэта и лирического субъекта выявляется еще более отчетливо. Древняя лирика не была связана с индивидуальным чувством, ее содержанием служила жизнь коллектива, поскольку личность еще не выделилась из того сообщества, к которому принадлежал поэт. Так, лирическая песня в фольклоре повествует о переживаниях не данной невесты, а невесты вообще, всякой девушки, выходящей замуж. Или тюремная песня рассказывает не о судьбе конкретного человека, попавшего в тюрьму, а о судьбе каждого, кто страдает в неволе. Именно хоровое начало составляет родовое содержание лирики.
В поэзии классицизма авторская индивидуальность подчинена законам жанра. Лирический субъект элегии чувствует так, как это предписано жанровыми требованиями, для выражения чувств существует сложившийся язык любви, научного рассуждения, восхваления или сатирического осмеяния. Так, чтобы сказать о легком любовном переживании, русским поэтам потребовалось обратиться к античности и найти соответствующую форму в анакреонтической поэзии. Язык философских лирических размышлений во многом складывается на основе переведенных псалмов. Как видим, лирическое переживание при всей его субъективности принадлежит и иной — внесубъективной, точнее — интерсубъективной (межсубъективной) реальности, говорит на языке традиции. Только по отношению к этой традиции, через ее обновление, через конфликт с традиционными формами проявляет себя авторская индивидуальность художника.
Типология лирических субъектов в поэтическом тексте разрабатывается многими исследователями, начиная с классической работы Ю. Н. Тынянова «А. Блок», где была обоснована необходимость применения категории «лирического героя» как своего рода «персонажа» «лирического романа», в который складываются все стихотворения А. Блока. С. Н. Бройтман предлагает различать пять основных форм лирического субъекта в поэзии: автор-повествователь, собственно автор, лирическое «я», лирический герой, герой ролевой лирики.
Рассмотрим на примерах каждую из этих форм:
Меж горных стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревет и воет,
И вдруг и тих и смирен стал.
А. С. Пушкин
Тип лирического субъекта — автор-повествователь: для него характерны внеличные формы выражения переживания, в тексте он является лишь голосом, растворенным в своем создании. Грамматически такой текст не содержит форм личного местоимения «я», но темой стихотворения все же является мир чувств этого «я». В стихотворении А. С. Пушкина лирический субъект выражен опосредованно — через систему пейзажных образов. В центре картины мира находится динамический образ Терека. Основной прием — звуковой и акциональный (то есть основанный на действии) контраст: внезапная смена быстрого движения и громкого звука смирением и тишиной.
Почему это произошло? Какие чувства вызвала такая смена состояний? Текст оказывается загадкой, он порождает вопросы, ответов на которые нет.
Вопросительная интонация относится не к описанию, а сугубо к голосу автора-повествователя:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А. Фет В отличие от автора-повествователя, собственно автор как разновидность лирического субъекта представлен в тексте грамматически — «я» («мне»). Однако основным способом выражения переживания служит не прямое высказывание, а изображенный мир в его пространственно-временной форме. В стихотворении можно выделить несколько относительно самостоятельных картин. Первая включает перекликающиеся между собой образы земли (равнина) и неба (луна), вторая — неба (свет небес) и земли (блестящий снег).
И только в третьей картине установленное равновесие нарушено: для «далеких саней» нет образа, который соотносился бы с ними.
В первой и второй картине мир развернут по вертикали, в третьей — по горизонтали. Так происходит смысловое выделение последнего изображения: для «одинокого бега» нет отзвука ни на земле, ни на небесах.
Человека роднит с миром чувство одиночества, которое вызывает вид бесконечной дали:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
А. С. Пушкин
Тип лирического субъекта — лирическое «я». Как отмечает С. Н. Бройтман, «критерием здесь будет степень акцентированности и активности прямо оценочной точки зрения». Обычно «сюжетом» стихотворений, где присутствует лирическое «я», становится переживание в его движении. Чувства лирического «я» отражены непосредственно в тексте. Классическими образцами такой лирики являются стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…» или «Я помню чудное мгновенье…».
В приведенном стихотворении А. С. Пушкина эмоциональная позиция лирического субъекта представлена в тексте с помощью синтаксиса (вопросительная интонация, повтор вопросов, которые не являются только риторическими — скорее, они предполагают поиск ответа), лексики (особенно эпитетов, которые формируют тему враждебного рока, случайной игры судьбы), композиционных приемов (например, параллелизма, с помощью которого создается всеохватная картина жизни в ее внешних и внутренних проявлениях). Лирическое «я» в большей мере, чем другие субъектные формы, ведет к отождествлению художественного образа с биографическим автором.
Действительно, чьи еще переживания могут быть выражены в таком лирическом тексте? Но напомним, что обычные чувства не имеют той специальной поэтической формы, в которую облечены переживания лирического субъекта.
Состояния всякого человека единичны, неповторимы, относятся только к нему, в то время как переживания лирического субъекта читатель воспринимает как всеобщие, в том числе и как собственные:
Проводила друга до передней.
Постояла в золотой пыли.
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово —
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
Лирический герой этого стихотворения А. Ахматовой — образ, как будто увиденный извне, со стороны. Показаны действия, жесты, отмечено психологическое состояние, переход от слухового восприятия мира к визуальному, от внешнего к внутреннему и вновь внешнему. Лирический герой — это персонифицированный тип лирического субъекта, наделенного биографическими чертами, психологическим единством, иногда, как в стихотворении А. Ахматовой, портретными деталями. Лирический герой не обладает той мерой объективности, какую имеет персонаж эпического произведения.
В лирике он остается единственным субъектом восприятия, поэтому его образ не проявляется полностью в одном тексте, чаще всего целостное представление о характере лирического героя складывается на основе всего творчества поэта:
В тревоге пестрой и бесплодной
Большого света и двора
Я сохранила взгляд холодный,
Простое сердце, ум свободный
И правды пламень благородный
И как дитя была добра…
А. С. Пушкин
Перед нами ролевой герой. Очевидно, что автор стихотворения не является женщиной. При этом лирический субъект — именно светская дама, от лица которой написан текст. Что же в таком случае является содержанием лирического переживания? Явно, что не только рассказ о судьбе героини. Скорее, тема стихотворения — восхищение женщиной, способной сохранить живые и глубокие чувства в той среде, которая стремится подчинить человека своим законам.
Драма
Подчеркивая, что «произведения драматического рода представляют большие, чем эпос и лирика, трудности для определения авторской позиции и описания форм выражения авторской позиции», Б. О. Корман пишет: «В драме есть два основных способа выражения авторского сознания: словесный и сюжетно-композиционный. Автор может передавать свою позицию: 1) через расположение и соотношение частей и 2) через речи действующих лиц»1.
В драматургическом тексте нет повествователя, речь которого воспроизводила бы речь героев. Присутствие повествователя мы отчасти ощущаем лишь при чтении ремарок, списка исполнителей, в заглавии пьесы. Во время театрального действия зритель имеет дело только с речью персонажей. Однако сюжетно-композиционная организация драмы соотносится с построением истории в эпическом тексте, так что при отсутствующем повествователе зритель сам становится тем лицом, которое выстраивает последовательность событий, определяет их мотивировки.
Автор не совпадает ни с одним из персонажей драмы, хотя его позиция может сближаться с позицией главного героя (в романтической драме), героя-резонера (в драме классицизма), с позицией «хора» (как в античной или новейшей драме). Как и в других литературных родах, в драме художественный автор является носителем концепции, воплощенной во всей структуре произведения.
Резюме
Многозначность термина «автор». Автор биографический и автор художественный, их принципиальное различие и нераздельность. Биография писателя в системе литературоведческого знания.
Жизнетворчество, семиотика творческого поведения. Историчность категорий биографического и художественного автора. Креативная функция художественного автора. Автор и художественный мир: нераздельность и неслиянность. Ценностная реакция автора на мир героя.
Субъектная организация художественного текста. Автор и повествователь. Тип повествователя, его точка зрения. Повествование как сообщение о событиях и повествование как способ связи речевых компонентов текста. Соотношение физической, идеологической, психологической и ценностной точек зрения повествователя. Речь повествователя, приемы художественной изобразительности. «Чужое слово» в речи повествователя и героев, его функции.
Субъектная организация в прозаическом и поэтическом тексте.
Лирический субъект, его типология.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается принципиальное различие биографического и художественного автора?
2. Какую роль играет биография писателя в процессе понимания литературного произведения?
3. Что означает понятие «вненаходимости» художественного автора по отношению к произведению?
4. Назовите основные типы повествователя в эпическом произведении. В чем отличие «повествователя» от «рассказчика»?
5. Назовите основные типы лирического субъекта. Чем они различаются?
6. Каковы особенности выражения авторской позиции в драматическом роде литературы?