Категории, закономерности и принципы социальной работы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема «Категории, закономерности и принципы социальной работы»
Категории и закономерности социальной работы
Важнейшим компонентом логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки, т. е. совокупность понятий, которые позволяют в обобщённой форме отразить изучаемые в ней явления, а также связи между ними. Он формируется в процессе обобщения результатов эмпирических исследований путём применения абстрагирования, идеализации и других познавательных процедур. Наиболее важные понятия науки, составляющие основу её аппарата, называются категориями. Категории социальной работы распадаются на три группы, хотя границы между ними относительны и проницаемы.
Первая группа категорий социальной работы включает в себя понятия, которые не являются специфическими для неё, поскольку обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т. д.). Что касается второй группы, то она включает в себя категории, относящиеся преимущественно к социальной работе, но используемые также другими отраслями знания (например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «социальный конфликт» и др.). Наконец, третья группа включает в себя понятия, являющиеся собственно категориями социальной работы. К ней относятся такие понятия, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т. д.
Помимо уровня обобщения, основанием для деления категорий социальной работы может служить их содержание. Исходя из этого основания, категории социальной работы могут быть разделены на две группы. Первая из этих групп включает в себя понятия, отражающие специфику социальной работы в различных сферах жизни общества. Так, категориальный аппарат социальной работы в сфере образования отличается от тех понятий, которые используются в сфере здравоохранения. Что касается второй группы, то она включает в себя понятия, отражающие различные аспекты деятельности социальных работников - управленческий, экономический, технологический и др.
Помимо категорий, важнейшим структурным элементом социальной работы как области научных исследований являются её закономерности. Под закономерностями в науке имеются в виду наиболее существенные, устойчивые и необходимые связи между исследуемыми явлениями. В социальной работе они представлены тенденциями становления и развития профессиональной деятельности, направленной на помощь нуждающимся. Выявление этих тенденций, делающее более эффективной практику социальной работы, является одной из задач, которые стоят перед её исследователями.
По мнению Е. И. Холостовой, в качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы. Это мнение основывается на том, что сам факт введения социальной работы как особой профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения на индивида и семью, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Отсюда следует, что закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Так, ориентация социальной работы на оказание помощи различным группам населения, испытывающим жизненные трудности, а не только инвалидам или престарелым, свидетельствует о появлении ясного видения целей социального развития.
В социальной работе можно выделить управленческие отношения, а также взаимодействие специалиста и клиента. Управленческие отношения в сфере социальной работы подчиняются таким закономерностям, как зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершённости системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания, зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления, взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты и т. д. Что касается взаимодействия специалиста социальной работы и его клиента, то оно основывается на таких закономерностях, как совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия, целостность и комплексность воздействия социального работника на клиента, соответствие полномочий и ответственности социального работника, соответствие уровней развития социального работника и клиента социальных служб и т. д.
Закономерности социальной работы носят объективный характер, т. е. не зависят от воли и сознания людей, которые трудятся в её сфере. Поэтому эффективность деятельности социального работника в значительной степени зависит от того, насколько осознанно он применяет их на практике.
Основные методологические принципы теории социальной работы.
Социальная работа – это специфический вид деятельности, направленный на оказание содействия индивиду с целью обеспечения культурного, социального и материального уровней жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или социальной группе для поддержания достоинства и свободного развития личности.
Если говорить о методологии социальной работы, то ее можно определить как систему принципов и способов организации помощи и поддержки на индивидуально-личностном и групповом уровнях, как основу научного построения социальной деятельности.
Принципы социальной работы – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики.
Сложность и многообразие связей и отношений в социальной сфере обусловливают наличие обширной совокупности, системы принципов социальной работы. В учебно-методическом плане считается возможным и целесообразным объединить и свести все принципы социальной работы в несколько групп: общефилософские; социально-политические; организационные; психолого-педагогические; специфические.
◊ Общефилософские принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принцип детерминизма, отражения и развития, историзма и социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности.
◊ Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из научно обоснованного содержания, направленности и зависимости социальной работы от характера социальной политики государства.
◊ Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе организационных принципов, среди которых особо следует выделить социально-технологическую компетентность органов управления социальными службами.
Социально-технологическая компетентность – это глубокая осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем, умение грамотно реализовывать свои знания в практической деятельности. Он предполагает систематическую подготовку и переподготовку персонала, достаточность информации, аналитическую и прогнозную деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особенности.
Принцип стимулирования в социальной работе предполагает единство и сочетание идейно-нравственных и материальных форм; адекватность средств и способов стимулирования индивидуальных, профессиональных, образовательно-культурных и психологических особенностей личности; объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным ценностям его жизнедеятельности.
Важным организационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. Осуществление на практике этого принципа требует: сочетания административного и общественного контроля, регулярности его осуществления; анализа и предложения практических рекомендаций по устранению недостатков; содействия укреплению законности и правопорядка.
Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Их четкое функционирование достигается на основе ясного представления каждым специалистом своих функций, о соответствующих правах и возможностях самостоятельного принятия решений, строгого определения полномочий и ответственности каждого подразделения в отношениях «по вертикали» и «по горизонтали», установления рациональных связей и информационных потоков между службами социальной защиты населения.
◊ Значительное место в теории и практике социальной работы отводится психолого-педагогическим принципам, которые, по существу, выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам психолого-педагогического воздействия.
Опираясь на знание закономерностей принципов общей и социальной педагогики, а также психологии, социальный работник призван видеть взаимосвязь различных форм методов воздействия на людей средствами педагогики и психологии.
Одним из основополагающих принципов социальной работы этой группы является комплексный подход. Комплексность обеспечивает, с одной стороны, целостность и всесторонность воздействия на объект, с другой – служит заслоном против ведомственности при решении социальных проблем. В их решении он выступает как необходимое условие научного анализа и диагностики, как принцип, следование которому обеспечивает эффективность психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение человека, группы, общности.
Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям. Он обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей.
К этой группе также следует отнести и следующие принципы:
– последовательности и перманентности, определяющий подход к социальной работе как к непрерывной, систематической и целенаправленной деятельности;
– аттракции, предполагающий применение максимального разнообразия способов общения, направленных на достижение социальной общности между социальным работником и клиентом при сохранении их индивидуальности;
– справедливости, обеспечивающий условия для реализации социальной работы и способствующий повышению устойчивости, жизнеспособности и гибкости социальной деятельности;
– компетентности, предполагающий глубокое знание теоретических основ социальной работы и умение применять их на практике;
– альтруизма, основывающийся на признании блага другого человека более значимым, чем интересы своего «Я»;
– личностного и индивидуального подхода, предполагающего видение за каждой социальной проблемой интересов конкретной личности;
– оптимальности, руководствуясь которым социальный работник должен находить наиболее адекватное для своего клиента решение его проблемы;
– универсальности, предполагающий оказание помощи каждому нуждающемуся в ней;
– посредничества, определяющий взаимосвязь и преемственность социальной работы и социальной политики государства.
Кроме рассмотренных, к группе психолого-педагогических следует отнести и принцип целенаправленности. Цель воздействия определяет способ и характер действий, содержание и формы социальной работы. Достижение цели является эталоном действенности и эффективности предпринимаемых социальным работником усилий. Он также выполняет системообразующую функцию, объединяя все принципы в одно целое, придавая социальной работе научный характер при выборе форм и методов работы.
◊ Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.
Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного и возрастного характера.
Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий.
Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем.
Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав индивида во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей.
Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль человека, его активную позицию в разрешении своих проблем.
Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи. И смысл заключается в привлечении дополнительных возможностей для оказания помощи помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные, организации самопомощи и взаимопомощи, использовать другие, не запрещенные законом, способы.
Принцип толерантности определяет терпимость к самым различным личностям и категориям населения.