Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Категории, закономерности и принципы социальной работы

  • 👀 1175 просмотров
  • 📌 1126 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Категории, закономерности и принципы социальной работы» docx
Тема «Категории, закономерности и принципы социальной работы» Категории и закономерности социальной работы Важнейшим компонентом логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки, т. е. совокупность понятий, которые позволяют в обобщённой форме отразить изучаемые в ней явления, а также связи между ними. Он формируется в процессе обобщения результатов эмпирических ис­следований путём применения абстрагирования, идеализации и других по­знавательных процедур. Наиболее важные понятия науки, составляющие ос­нову её аппарата, называются категориями. Категории социальной работы распадаются на три группы, хотя границы между ними относительны и про­ницаемы. Первая группа категорий социальной работы включает в себя понятия, которые не являются специфическими для неё, поскольку обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (например, «социаль­ные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т. д.). Что касается второй группы, то она включает в себя категории, отно­сящиеся преимущественно к социальной работе, но используемые также дру­гими отраслями знания (например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «социальный конфликт» и др.). Наконец, третья группа включает в себя понятия, являющиеся собственно категориями социальной работы. К ней относятся такие понятия, как «социальный работник», «соци­альное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т. д. Помимо уровня обобщения, основанием для деления категорий соци­альной работы может служить их содержание. Исходя из этого основания, категории социальной работы могут быть разделены на две группы. Первая из этих групп включает в себя понятия, отражающие специфику социальной работы в различных сферах жизни общества. Так, категориальный аппарат социальной работы в сфере образования отличается от тех понятий, которые используются в сфере здравоохранения. Что касается второй группы, то она включает в себя понятия, отражающие различные аспекты деятельности со­циальных работников - управленческий, экономический, технологический и др. Помимо категорий, важнейшим структурным элементом социальной работы как области научных исследований являются её закономерности. Под закономерностями в науке имеются в виду наиболее существенные, устойчи­вые и необходимые связи между исследуемыми явлениями. В социальной работе они представлены тенденциями становления и развития профессио­нальной деятельности, направленной на помощь нуждающимся. Выявление этих тенденций, делающее более эффективной практику социальной работы, является одной из задач, которые стоят перед её исследователями. По мнению Е. И. Холостовой, в качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержа­ния социальной работы. Это мнение основывается на том, что сам факт вве­дения социальной работы как особой профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения на ин­дивида и семью, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Отсюда следует, что закономерна также взаимосвязь между целями социального раз­вития и уровнем развития социальной работы. Так, ориентация социальной работы на оказание помощи различным группам населения, испытывающим жизненные трудности, а не только инвалидам или престарелым, свидетельст­вует о появлении ясного видения целей социального развития. В социальной работе можно выделить управленческие отношения, а также взаимодействие специалиста и клиента. Управленческие отношения в сфере социальной работы подчиняются таким закономерностям, как зависи­мость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завер­шённости системы органов социального управления и учреждений социаль­ного обслуживания, зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления, взаимозависимость между социальной рабо­той и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты и т. д. Что касается взаимодействия специалиста социальной работы и его клиента, то оно основывается на таких закономерностях, как совмест­ная заинтересованность социального работника и клиента в конечных ре­зультатах их взаимодействия, целостность и комплексность воздействия со­циального работника на клиента, соответствие полномочий и ответственно­сти социального работника, соответствие уровней развития социального ра­ботника и клиента социальных служб и т. д. Закономерности социальной работы носят объективный характер, т. е. не зависят от воли и сознания людей, которые трудятся в её сфере. Поэтому эффективность деятельности социального работника в значительной степени зависит от того, насколько осознанно он применяет их на практике. Основные методологические принципы теории социальной работы. Социальная работа – это специфический вид деятельности, направленный на оказание содействия индивиду с целью обеспечения культурного, социального и материального уровней жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или социальной группе для поддержания достоинства и свободного развития личности. Если говорить о методологии социальной работы, то ее можно определить как систему принципов и способов организации помощи и поддержки на индивидуально-личностном и групповом уровнях, как основу научного построения социальной деятельности. Принципы социальной работы – это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики.  Сложность и многообразие связей и отношений в социальной сфере обусловливают наличие обширной совокупности, системы принципов социальной работы. В учебно-методическом плане считается возможным и целесообразным объединить и свести все принципы социальной работы в несколько групп: общефилософские; социально-политические; организационные; психолого-педагогические; специфические. ◊ Общефилософские принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принцип детерминизма, отражения и развития, историзма и социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности. ◊ Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из научно обоснованного содержания, направленности и зависимости социальной работы от характера социальной политики государства. ◊ Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе организационных принципов, среди которых особо следует выделить социально-технологическую компетентность органов управления социальными службами. Социально-технологическая компетентность – это глубокая осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем, умение грамотно реализовывать свои знания в практической деятельности. Он предполагает систематическую подготовку и переподготовку персонала, достаточность информации, аналитическую и прогнозную деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особенности.  Принцип стимулирования в социальной работе предполагает единство и сочетание идейно-нравственных и материальных форм; адекватность средств и способов стимулирования индивидуальных, профессиональных, образовательно-культурных и психологических особенностей личности; объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным ценностям его жизнедеятельности. Важным организационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. Осуществление на практике этого принципа требует: сочетания административного и общественного контроля, регулярности его осуществления; анализа и предложения практических рекомендаций по устранению недостатков; содействия укреплению законности и правопорядка. Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Их четкое функционирование достигается на основе ясного представления каждым специалистом своих функций, о соответствующих правах и возможностях самостоятельного принятия решений, строгого определения полномочий и ответственности каждого подразделения в отношениях «по вертикали» и «по горизонтали», установления рациональных связей и информационных потоков между службами социальной защиты населения. ◊ Значительное место в теории и практике социальной работы отводится психолого-педагогическим принципам, которые, по существу, выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам психолого-педагогического воздействия. Опираясь на знание закономерностей принципов общей и социальной педагогики, а также психологии, социальный работник призван видеть взаимосвязь различных форм методов воздействия на людей средствами педагогики  и психологии. Одним из основополагающих принципов социальной работы этой группы является комплексный подход. Комплексность обеспечивает, с одной стороны, целостность и всесторонность воздействия на объект, с другой – служит заслоном против ведомственности при решении социальных проблем. В их решении он выступает как необходимое условие научного анализа и диагностики, как принцип, следование которому обеспечивает эффективность психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение человека, группы, общности. Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям. Он обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей. К этой группе также следует отнести и следующие принципы: – последовательности и перманентности, определяющий подход к социальной работе как к непрерывной, систематической и целенаправленной деятельности; – аттракции, предполагающий применение максимального разнообразия способов общения, направленных на достижение социальной общности между социальным работником и клиентом при сохранении их индивидуальности; – справедливости, обеспечивающий условия для реализации социальной работы и способствующий повышению устойчивости, жизнеспособности и гибкости социальной деятельности; – компетентности, предполагающий глубокое знание теоретических основ социальной работы и умение применять их на практике; – альтруизма, основывающийся на признании блага другого человека более значимым, чем интересы своего «Я»; – личностного и индивидуального подхода, предполагающего видение за каждой социальной проблемой интересов конкретной личности; – оптимальности, руководствуясь которым социальный работник должен находить наиболее адекватное для своего клиента решение его проблемы; – универсальности, предполагающий оказание помощи каждому нуждающемуся в ней; – посредничества, определяющий взаимосвязь и преемственность социальной работы и социальной политики государства. Кроме рассмотренных, к группе психолого-педагогических следует отнести и принцип целенаправленности. Цель воздействия определяет способ и характер  действий, содержание и формы социальной работы. Достижение цели является эталоном действенности и эффективности предпринимаемых социальным работником усилий. Он также выполняет системообразующую функцию, объединяя все принципы в одно целое, придавая социальной работе научный характер при выборе форм и методов работы. ◊ Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению. Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного и возрастного характера. Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий. Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав индивида во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль человека, его активную позицию в разрешении своих проблем. Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи. И смысл заключается в привлечении дополнительных возможностей для оказания помощи помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные, организации самопомощи и взаимопомощи, использовать другие, не запрещенные законом, способы. Принцип толерантности определяет терпимость к самым различным личностям и категориям населения.
«Категории, закономерности и принципы социальной работы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot