Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
Тема:
КАТАЛИЗАТОРЫ И БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ
Основные вопросы: Современные проблемы инновационного развития России; сущность
катализаторов и барьеров инновационного процесса; среды, способствующие возникновению и диффузии инноваций; пути качественного перехода от новации к инновации и возможности реализации
устойчивого инноваторского процесса; направления формирования институтов инновационного развития в условиях санкционного режима российской экономики
Конспект лекции
Постоянное и непрерывное создание и реализация нововведений - главное условие преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона и страны в целом.
Агентство Bloomberg опубликовало ежегодный рейтинг инновационных экономик мира Bloomberg Innovation Index. В пятерке лидеров: Южная Корея, Германия,
Финляндия, Швейцария и Израиль.
https://theworldonly.org/rejting-innovatsionnyh-ekonomik-2019/
ИзИзИзмемеменененение
ние
ние
МеМеМепопопоЭконосто в
сто в
сто в
зизизимика
2018
2017
2016
ции
ции
ции
2018
2017
2016
/
/
/
2019
2018
2017
Количесв
о
очков
2019
ПроизводИнтенсивство
ность
исдобавследований
лени
разраной
боток
стоимо2019/18
сти
2019/18
Плотность
Провысодукких
тивтехность
но2019/1
логий
8
2019/
18
Эфективность
высшего
образования
2019/18
Концентрация
исследований
2019/18
Патентная
активность
2019/
18
1
1
1
Южная
Корея
87.3
2
8
2
18
4
7
7
20
+2
4
-1
3
-1
2
Германия
87.3
7
3
24
3
14
11
7
+4
7
-2
5
+2
7
Финлян- 85.5
9
дия
7
16
5
13
9
8
5
+1
5
-1
4
+1
5
Швейца- 85.4
3
рия
9
4
7
8
13
3
27
+5
10
10
+1
11
Израиль
84.7
1
8
33
8
5
36
2
4
-2
25
+1
26
-14
12
Россия
66.8
33
1
37
51
25
10
24
30
-2
15
-1
14
14
Норвегия
77.7
17
9
49
23
15
17
10
11
+3
19
+2
21
21
Китай
78.3
14
5
13
47
11
6
39
2
+3
11
-2
9
-1
8
США
83.2
10
1
25
6
1
43
28
1
-3
6
+1
7
-3
4
Япония
81.9
5
6
7
22
10
39
18
10
-7
46
-4
42
-1
41
Украина
48.0
54
5
58
60
37
28
46
35
1
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
За год Германия поднялась в рейтинге на две строчки, Финляндия — на четыре,
а Израиль — на пять. Ухудшили свои позиции Сингапур, он на шестом месте (минус
три строчки), и Швеция, которая опустилась со второго на седьмое место. В десятку
лидеров инновационных экономик вернулись США, страна поднялась с 11-й на восьмую строчку рейтинга. Япония и Франция также несколько сдали позиции, опустившись на три и одну строчку соответственно. Во второй десятке инновационных экономик мира европейские страны, Китай (вырос с 19 до 16 позиции), Австралия (19
строчка) и Канада(20 место).
Польша — на 22 месте рейтинга, на 25-м — Чехия, Россия заняла 27 позицию.
Результаты Украины и Туниса оказались самыми печальными: обе страны выпали из
топ-50 инновационных экономик. Украина оказалась на 53 вместо 46 места в 2018м, Тунис потерял девять строчек и оказался на 62 строчке.
Ранжирование 2019 года Агенство Bloomberg начало с 200 стран. Каждая была
оценена по шкале от 0 до 100 по семи критериям. Страны, которые не представили
данные по крайней мере для шести категорий, были исключены, основной рейтинг
был сокращен до 95 стран. Bloomberg опубликовал рейтинг из 60 лучших инновационных экономик (2016–2018 публиковались топ-50 стран).
При составлении рейтинга учитывается концентрация высокотехнологичных публичных компаний в стране, производственные мощности, расходы на исследования и разработки.
Примечания к таблице:
1. Исследования и разработка, R&D-интенсивность: расходы на исследования и
разработки, в % от ВВП. 2. Производство добавленной стоимости, в % ВВП на душу
населения ($ППС). 3. Производительность: величина и трехлетнее изменение ВВП и
ВНП на работающего по найму в возрасте 15+. 4. Плотность высоких технологий: количество
на
внутреннем
рынке,
зарегистрированных
высокотехнологичных публичных компаний — аэрокосмической, оборонной, биотехнологической, полупроводниковой промышленностей, производство оборудования, программного
обеспечения, программного обеспечения и услуг для интернета, компаний занимающиеся возобновляемыми источниками энергии — % внутренних публичных компаний, как доля от общемирового уровня. 5. Эффективность высшего образования: общее число учащихся в системе высшего образования, независимо от возраста, как % от
количества выпускников школ; минимальная доля рабочей силы, с по крайней мере
высшим образованием; ежегодное количество новых выпускников инженерных факультетов, как % от общего количества выпускников вузов и % трудоустроившихся. 6. Концентрация исследователей: профессионалы, в том числе аспиранты PhD, занятые в R&D на миллион населения. 7. Патентная активность: патентных заявок резидентов, общий объем заявок и действующих патентов, на миллион населения; заявок
на $100 млрд ВВП и доля общего объема патентных грантов от мирового объема.
Все показатели имеют одинаковый вес. Показатели, состоящие из нескольких
факторов для стран не имеющих некоторых данных были масштабированы. Используются последние из имеющихся данных. Из более чем 200 оцениваемых стран, имелись данные 95 (по крайней мере шесть из семи оцениваемых факторов); Блумберг
отображает
топ-60
и
их
метрические
данные.
2
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
Источники: Блумберг, Международная организация труда, МВФ, Всемирный банк,
ОЭСР, Всемирная организация интеллектуальной собственности, ЮНЕСКО.
Кстати: Цель 9.5 ООН в области устойчивого развития отмечает необходимость
стимулирования к 2030 году инновационной деятельности и значительного увеличения числа работников в сфере исследовательской и конструкторской работы.
Задача страны на современном этапе - формирование хозяйственной, политической и социальной системы, которая могла бы конкурировать на мировом рынке в
смысловом поле, с одной стороны, и, что более важно - сокращение разрыва с развитыми странами. Это объясняется тем, что инвестиции в импорт технологий, инжиниринг и развитие человеческого капитала в индустриальном и постиндустриальном обществах даёт, как правило, пропорциональный эффект в увеличение объема выпуска
продукции, повышение её качества и замещение импорта. Последний фактор актуализируется при отрицательном цикле экономической конъюнктуры.
Однако существует ряд проблем, осложняющих решение вышеприведенных задач. Во-первых, несмотря на общепризнанный факт, что российские ученые являются
авторами большого количества научно-технических разработок, Россия никогда, кроме исторически короткого периода лидерства в военной и аэрокосмической области,
не была лидером на мировом (а по большинству позиций – и на внутреннем) рынке
наукоёмкой продукции, так как зачастую научно-технические разработки внедрялись
за ее пределами.
Во-вторых, формулируемые в экономических и политических доктринах вариации догоняющего развития не дают ответ на вопрос: что необходимо сделать для того,
чтобы в стране осуществлялся устойчивый во времени необратимый инновационный
процесс.
В-третьих, в России, с точки зрения консенсуса в экспертном сообществе, не
сформулирован ответ на вопрос: возможно ли получить новый результат старыми способами, т.е. в рамках политической и экономической централизации, и что возможно
сделать в данных условиях? Вероятно, если ставится задача роста ВВП с увеличением
доли инновационной продукции, то усилия должны быть направлены на создание
стимулов для агентов инноваций (наука, бизнес, общество), снижение административного давления, и создание соответствующей среды, в которой эти стимулы могли бы
быть реализованы.
Модернизация экономики России в направлении инновационного развития
непосредственно затрагивает социально-экономические институты и институции, которые должны анализироваться с точки зрения их способности к синтезу и диффузии
инноваций.
Инновация (англ. innovation – нововведение, новшество) это результат практического освоения нового продукта, услуги, процесса. Причем нового не для данной
страны (или отрасли), а для мирового рынка в целом. Результатом инновационной деятельности является продукция, которая может иметь вещественную (продукция) или
неовеществлённую (социальные инновации) форму.
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке,
3
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Новация (лат. novation – изменение, обновление) – открытие, изобретение, новый подход, метод и т.д., которое не обязательно качественно преобразуется в инновацию.
Инновационный процесс – это период превращения идеи в конечный продукт.
Включает множество этапов: от начала проведения исследований до выведения товара
на рынок и реализации.
Таким образом, между новациями и инновациями во времени находится система
институтов и институций, которые могут служить как катализаторами, так и барьерами инновационного процесса. Некоторые из них можно одновременно отнести и к
средам: образование; ценностные установки и информационный контекст; конкуренция; кооперация; финансы; защита интеллектуальной собственности; налоговая система [1]. Рассмотрим катализаторы и барьеры, возникающие на пути новации в каждой из вышеприведенных сред.
Появлению инновации предшествует последовательность действий, объединенных в логическую цепь, которую упрощенно можно представить в виде открытого
графа с двумя точками бифуркаций.
Схема качественного перехода от новации к инновации.
а1, а2 и а3 - моменты появления новаций, различающиеся по истории происхождения:
а1 - вызванные необходимостью (или в соответствии с тезисом «лентяи двигают прогресс») наиболее часто встречающийся тип;
а2 - как результат случайного открытия;
а3 - в результате управляемого и осмысленного процесса.
4
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
Статистика говорит о том, что новации типа а2 чаще остаются в виде публикаций,
либо их понимание и внедрение происходит значительно позже. Во второй точке бифуркации инноватор делает выбор: внедрить идею в России, либо в стране с более
низким институциональным сопротивлением среды. Далее возникают три варианта
решения: внедрить самостоятельно, привлечь инвестора, разделив с ним финансовые
риски и возможную в будущем прибыль или запатентовать идею и продать ее как
научно-техническую разработку, патент.
Выбор варианта выбора зависят как от личных предпочтений инноватора, так и от
состояния институтов и сред. В любом случае инновационный процесс в подавляющем большинстве случаев непредсказуем и является самостоятельным творческим актом, заканчивающимся самостоятельным выбором (альтернативность и неопределенность), что не укладывается в большинство механистических концепций, разрабатываемых и внедряемых в России. Таким образом, возникает феномен черного ящика, где
неопределенность максимальна.
Данное обстоятельство указывает на то, что если возникновение и динамику новаций и инноваций достаточно легко отследить по открытым источникам, то процессы
качественного перехода первых во вторые не отражаются ни открытыми источниками,
ни государственной статистикой, и могут быть выявлены и описаны только в результате специальных исследований. Соединяясь, научные изыскания, опытноконструкторские и технологические разработки, инвестиционные, финансовые, маркетинговые мероприятия, производственные мощности, правила игры и организационные структуры (катализ) создают эффект, приводящий к возникновению инноваций
(синтез) и распространению инноваций (диффузия)
Диффузия инноваций (англ. Diffusion of innovations) — это теория, которая стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи, технологии и продукты распространяются и усваиваются людьми через разные культуры и среды.
Диффузия инноваций - это теория распространения и усвоения людьми инноваций, таких как новые идеи, технологии, продукты.
Далее, стоит обратить внимание еще на два важных фактора: спрос и сложившаяся в обществе система поощрений инноваторов.
Что касается спроса, то это фактор, который наиболее часто игнорируется разработчиками государственных стратегий и программ. Спрос на инновации формируется
в смежных, поддерживающих и базовых отраслях. Спрос, опирающийся на базовые
отрасли, как показывает мировая, особенно – кризисная, практика, наиболее устойчивый. Поэтому целесообразно уделять внимание развитию традиционных отраслей [2].
И только в условиях устойчивого спроса в базисных отраслях возможно (прежде всего, по факту реализации политики импртозамещения в АПК), возможно переходить к
энергосбережению и далее – к прорывным технологиям в области космической связи,
информатики, медицины, ядерного синтеза и наносферы.
В вышеназванных отраслях целесообразно осуществлять активацию и развитие
бизнес-кластеров, что является необходимым, но недостаточным условием формирования инновационной экономики в стране. Достаточно проанализировать, сколько в
России в последнее время появилось объектов инновационной инфраструктуры. По
5
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
числу технопарков Россия занимает место в первой десятке в мире. А по общему числу научных сотрудников – четвертое (после США, Китая и Японии).
Российской Федерации действует и создается 60 технопарков. Планируется создание 3 технопарков. Среди действующих и создаваемых парков 30% являются государственными проектами, 57% - частными и 13% имеют смешанную форму собственности.
Тем не менее, их экономическая эффективность в отсутствии конкурентной среды
внутри данных систем и минимального спроса на отечественные НИОКР в экономическом пространстве страны в целом минимальны.
Таким образом, при направлении государственных капиталовложений в фундаментальную науку и деловую инфраструктуру, при наличии конкурентной и поощряющей инновации среды, автоматически возникает связывающая эти два полюса среда
прикладной науки и НИОКР. Ориентация на бизнес-кластеры позволяет в автоматическом режиме определить место и роль каждого субъекта бизнес-кластера и, таким образом, выявить пути максимального повышения конкурентоспособности всех его
участников, проанализировать эффективность государственной поддержки и стимулирования.
В обобщенном виде инновационный процесс представляет собой «замкнутый»
двухконтурный (продуктовый и ресурсный) цикл. Он позволяет на основе практического использования высоких технологий, осуществлять организацию производства и
реализацию наукоемкой продукции.
ОБОБЩЕННЫЙ РЕСУРСНО-ПРОДУКТОВЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Инновационный процесс во многом зависит не только от успешности инновации
с точки зрения рынка, но и от того дополнения, которое получает инноватор, вариа6
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
тивность дальнейшего выбора которого представлена на рисунке. Точку «а» на рисунке 1 мы, в свою очередь, разложили следующим образом.
Да
Инноватор
удовлетворен
Нет
Инновационный
процесс в условиях
спроса стал устойчивым
Нет
Инноватор уехал из
России
Инноватор нашел союзников и они
изменили институты и институции
Инноватор изменился сам:
а) перестал генерировать идеи
б) стал создавать идеи для себя –
хобби, публиковать ради тщеславия
Удовлетворенность инноватора и создание устойчивого инноваторского процесса
По мнению П. Друкера [3] факторами, способными подтолкнуть индивида к
активному поиску инновационной идеи способны:
Стимулы поиска инновационной идеи
- непреднамеренное событие (успех, неудача, изменение внешней среды);
- неконгруэнтность (несоответствие между реальностью и представлениями о ней);
- нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью имеются в
виду недостатки, которые желательно устранить);
- внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
- демографические изменения;
- изменения в восприятии, настроениях и ценностных установках людей;
- появление новых знаний (как научных, так и ненаучных).
Действительно, решающими факторами производства и прогрессивного социально-экономического развития становятся сегодня образование и человек. Человек
постоянно подсознательно тянется к стабильности, достижение стабильности, в свою
очередь, априори не предполагает отказ от развития. Для того, чтобы начать развитие
в рамках модернизации, целесообразно создать условия, при которых нельзя будет не
применять инновации, усилить стремление к использованию новых технологий, инвестировать в их разработку.
7
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
Чтобы получить инновационный результат от какой-либо деятельности, нужны
высококвалифицированные специалисты. Для этого необходимо иметь интенсивно
развивающиеся научные школы, поскольку именно они обеспечивают качественный
уровень образования.
Разработка новых технологий невозможна без развития сферы образования, так
как знания в своей систематической форме вовлекаются в переработку ресурсов в виде
изобретения или организационного усовершенствования. Очевидно и то, что без активной роли науки, в том числе вузовской, задач инновационного развития не решить.
Именно академическая деятельность вузов и научные исследования в системе образования должны служить важнейшей опорой национальной инновационной системы. Однако
инновационный потенциал российских вузов в настоящее время существенно уступает
уровню передовых стран. К сожалению, из более чем 1000 российских высших учебных заведений вузовская наука представлена менее 400 вузами, что с учетом негосударственных университетов составляет около 40%. Среди высших учебных заведений,
ведущих собственные исследования и разработки весьма незначительна доля расходов
на науку в структуре общих затрат - около 5%. В странах ЕС затраты на научноисследовательскую деятельность в учебных заведениях составляют более 20%, а в
Японии и США - порядка 14-15% [4].
Развитию сферы образования посвящено большое количество трудов отечественных ученых и их суммарный вывод можно сформулировать так:
а) в стране существует только несколько вузов (и большее число факультетов
вузов), способных давать качественное конкурентоспособное образование;
б) в России существует множество вузов, способных дать не образование, но диплом. Причем предложение в данном случае порождается спросом. Тем не менее, согласно исследованиям, проведенным в семи вузах страны, расположенных в Москве,
Нальчике, Санкт-Петербурге, Волгограде и Новосибирске, последние 10 лет качество
спроса на образовательные услуги учреждений высшего профессионального образования показывает позитивную динамику [5]. Результаты исследований отражены в Таблице 1.
Ключевые ценности абитуриентов при выборе образовательного
учреждения высшего профессионального образования
Ценность, %
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Знания, навыки
12
11
12
16
14
19
24
31
42
41
Диплом
67
63
69
57
54
51
48
47
39
39
Затрудняюсь отве- 21
26
19
27
32
30
28
22
19
20
тить
Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего
образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное образование ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем - по мере
8
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
необходимости - приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.
Как уже говорилось, наряду с необходимостью активно вкладывать средства в создание новых технологий, возникает проблема не готовой к опережающему внедрению институциональной инфраструктуры. В итоге профессиональные интерфейсы
(президент, министры, депутаты, губернаторы, мэры), которые должны обеспечивать
коммуникацию элит (то есть тех, кто создает смыслы и инновации: ученые, писатели,
философы, художники, инженеры, предприниматели), закреплять общественный консенсус по поводу правил игры и следить за его соблюдением, создают свои правила,
только снижающие эффективность использования времени руководителями предприятий.
При этом развитие инновационной экономики возможно только при адекватных
общественных институтах, которые в России, по мнению подавляющего большинства
российских и зарубежных экспертов, находятся на недостаточном уровне развития и
эффективной государственной политике.
Переход России на инновационный путь развития провозглашен одной из главных целей национальной государственной политики. Достижение этой цели позволит
приблизиться к реализации стратегических национальных приоритетов – повышению
качества жизни населения России, построению экономики, основанной на знаниях.
ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ:
•
•
•
•
•
- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной
деятельности, механизмов ее стимулирования;
- создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
- развитие инновационной инфраструктуры, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации
и продвижения разработок и т.д.;
- реформирование организации науки и структурная перестройка производства;
- подъем конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
- развитие малого инновационного предпринимательства
Сутью инновационной деятельности на макроуровне является получение социально-экономического эффекта за счет использования интеллектуального потенциала
нации.
9
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТЫ ОТ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
ПОТЕНЦИАЛА НАЦИИ
Эффекты
Экономические
Социальные
Частные
Более высокая зарплата
Трудоустройство
Более высокие накопления
Улучшение условий труда
Личная и профессиональная
мобильность
Повышение качества жизни
Улучшение здоровья
Повышение личного статуса
Расширение возможностей
сфере
образования
Общественные
Повышение производительности
Национальное и региональное развитие
Повышение уровня потребления
Укрепление потенциала перехода
от
индустриальной экономики к экономике,
основанной на знаниях
Интеграция и развитие нации
Построение демократического общества
в Социальная мобильность
Толерантность и снижение уровня
преступности
Для того, чтобы сформировать элементы инновационной экономики, «сжать»
временные рамки эволюционного перехода российской экономики к экономике, основанной на знаниях, необходимо провести глубокую реструктуризацию институциональных механизмов, что позволит эффективно функционировать всем сферам экономики [7]. Необходимо четкое разделение экономики, основанной на потреблении инновации, и экономики, способной продуцировать инновации. Это два совершенно разных типа экономического развития, они весьма существенно различаются и начинают
сходиться только на той точке, когда уже осуществлено использование потребления
инновации. Россия, потеряв научно-экономический потенциал в 90-е гг. ХХ в., вновь
находится только в начале пути, поэтому необходимо решить одну из самых важных
задач стратегического развития отечественной экономики – создание нормального
внутреннего рынка инновационных, но доступных по цене качественных товаров [8].
Главная проблема управленческих элит России в том, что они не готовы работать в условиях децентрализации и непредсказуемости инновационного процесса.
Необходимо договориться и по поводу того, что в стране понимается под инновациями. Сегодня они больше изучаются в контексте НИОКР, промышленности, но,
например, не в контексте социальных технологий. Существуют разночтения в языке
научного сообщества, финансистов, промышленников и специалистов государственного/муниципального управления. Важно исследовать историю страны с точки зрения
истории инноваций. Понимание того, какой опыт имеет нация, за счёт чего и каким
образом решались задачи инновационного развития ранее, создание своего ряда позитивной «инновационной истории», важны для определения направлений действий в
настоящем и будущем. Трудно воздержаться от утверждения, что необходим импорт
институтов, зарекомендовавших себя в странах – лидерах инновационного процесса.
Но он должен быть синхронизирован с собственными институтами развития.
10
Инновационная экономика. Конспект лекции. Д.э.н., проф. Гущина Е.Г.
Список литературы
1. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Лингвистика институциональной экономики:
монография. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – 280 с.
2. Фигуровская Н.К. Проблемы подготовки руководителей и специалистов кооперативного сектора АПК // Альтернативы регионального развития (Шабунинские
чтения) / Материалы I Международной научно-практической конференции (Волгоград, 8 – 9 октября 2010 г.). – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – 306 с. С. 194.
3. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке. – М.: Вильямс, 2004. - 272 с.
4. Лейрих А.А. Масштабы и динамика показателей формирования сектора «новой» экономики // Межрегиональная группа ученых – институт проблем новой экономики. – 2006. - № 2-3 (9-10). – С.18.
5. Грушевский Д.В., Никонов Е.Н. Институты инновационного развития и их состояние в России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 5.
Часть I. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. – М.: ИНИОН РАН, 2010. – 760 с. С.
93 – 98.
6. Карташов М.А. Нормы нравственности в российском коммерческом праве
[Электронный ресурс]. – [2010] - Режим доступа: http://shabunin.info/members/
7. Гущина Е.Г. Формирование инновационной экономики и человеческого капитала в России / Е.Г. Гущина // Труд и социальные отношения. - 2008. - № 10.
8. Материалы сайта Центра проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования. – [Электронный ресурс]. – [2011]. – Режим доступа:
http://www.rusrand.ru.
11