Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Капитал предприятия

  • 👀 8514 просмотров
  • 📌 8474 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Капитал предприятия» pdf
Лекция 4. УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕКЦИОННЫЙ БЛОК Вопросы 1. Понятие, функции и виды капитала. 2. Управление собственным капиталом предприятия. 3. Разработка дивидендной политики. 4. Эмиссионная политика предприятия. 5. Управление заемным капиталом предприятия. 6. Управление инвестированным капиталом предприятия. 1. Понятие, функции и виды капитала. Термин «капитал» происходит от латинского «capitalis», что означает основной, главный. Под общим понятием «капитал предприятия» понимаются самые различные его виды, характеризуемые в современной экономической теории и хозяйственной практике несколькими десятками терминов. Капитал может быть рассмотрен с разных точек зрения, таких как:  объект экономического управления;  накопленная ценность;  фактор производства;  инвеcтиционный ресурс;  источник дoxoда;  объект временного предпочтения;  объект купли–продажи (объект рыночного обращения);  объект собственности и распоряжения;  носитель фактора риска;  носитель фактора ликвидности. Исходя из выделенных точек зрения, в наиболее обобщенном виде экономическая сущность капитала может выглядеть следующим образом. Капитал представляет собой совокупность экономических благ, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности и которые вовлекаются в экономический процесс как объект купли-продажи, инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода. Экономический процесс формирования капитала предприятия связан с реализацией следующих его основных функций: 1. Основное исходное условие создания нового бизнеса. Формирование капитала является основным исходным условием создания нового бизнеса. Инвестирование капитала в предпринимательскую деятельность (создание предприятий реального сектора экономики, новых финансовых институтов и т.п.) требует предварительного его формирования в необходимом объеме. Без формирования капитала, авансированного в приобретении активов создаваемого предприятия, процесс открытия нового бизнеса не может быть осуществлен. При формировании капитала для этих определяется общая потребность в нем для функционирования предприятия в начальной его стадии, обеспечивается удовлетворение этой потребности за счет различных источников. 2. Связь с процессом первоначального накопления капитала. Процесс формирования капитала предприятия непосредственно связан с процессом первоначального его накопления. Из каких бы источников не формировался капитал в процессе создания и развития предприятия, в каких бы формах он не привлекался, этому должно предшествовать предварительное его накопление. Темпы первоначального накопления капитала во многом определяются уровнем экономического развития страны в целом. 3. Непосредственная связь со всеми стадиями жизненного цикла предприятия. Формирование капитала сопровождает все стадии жизненного цикла предприятия, связанные с его поступательным экономическим развитием. Начиная с «рождения» предприятия и заканчивая его «старением», процесс формирования капитала носит непрерывный характер. При этом каждая стадия жизненного цикла предприятия характеризуется отличительными особенностями в целях и методах (источниках) формирования капитала. 4. Детерминированность и регулируемость параметров. Процесс формирования капитала носит детерминированный и регулируемый характер. Детерминированность этого процесса характеризуется его количественной определенностью во времени, по объему, структуре и другим параметрам. Регулируемость этого процесса определяется системой конкретных действенных методов финансового менеджмента, позволяющих достичь и поддерживать заданные параметры формирования капитала. Детерминируемость и регулируемость процесса формирования капитала позволяет осуществлять его на плановой основе. 5. Прямая связь с целями и направлениями стратегического развития предприятия. Формирование капитала неразрывно связано с целями и направлениями стратегического развития предприятия. Являясь финансовой основой реализации избранной стратегии экономического развития предприятия, формирование капитала выделяется, как правило, в самостоятельный целевой блок, по которому разрабатываются стратегические целевые нормативы. В отдельных случаях возможности формирования капитала предприятия сами определяют темпы его стратегического развития. 6. Связь с временным предпочтением собственников (менеджеров) предприятия. Темпы формирования нового собственного капитала функционирующего предприятия за счет внутренних источников определяются временным предпочтением его собственников (менеджеров). Процесс такого формирования (накопления нового собственного капитала) осуществляется через механизмы дивидендной политики (распределения вновь созданной прибыли). Уровень реинвестирования прибыли, определяемый временным предпочтением ее потребления формируется на каждом предприятии индивидуально с учетом специфики его хозяйственной деятельности и условий внешней экономической среды. 7. Главное условие обеспечения возрастания рыночной стоимости предприятия. Процесс формирования капитала неразрывно связан с обеспечением возрастания рыночной стоимости предприятия, которое является одной из приоритетных целей финансового менеджмента. Это возрастание обеспечивается не только увеличением суммы собственных финансовых средств в хозяйственном обороте предприятия, но и формирования рациональной структуры используемого капитала. 8. Важнейшее условие обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Эффективное формирование капитала в разрезе отдельных его видов является важнейшим условием обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Рациональная структура формируемого капитала позволяет снизить уровень финансовых рисков в предстоящей деятельности предприятия, предотвратить угрозу его банкротства. 9. Взаимосвязь с достигнутой структурой капитала на предшествующей стадии хозяйственного цикла. Возможность формирования капитала предприятия в предстоящем периоде во многом определяется достигнутой его структурой на предшествующей стадии хозяйственного цикла. В первую очередь это относится к формированию дополнительного объема капитала за счет заемных источников. Между удельным весом фактически используется предприятием заемного капитала и возможными объемами дополнительного его привлечения существует обратная зависимость. Эта особенность дoлжна учитываться при прогнозировании потенциала и темпов формирования капитала предприятия. 10. Взаимосвязь со стоимостью привлечения капитала и возможностями эффективного его использования. В процессе формирования капитала предприятия необходимо учитывать стоимость его привлечения из различных источников. При этом стоимость дополнительно привлекаемого капитала должна быть обязательно сопоставлена с размером дополнительного эффекта от его использования. Иными словами, объемы и темпы формирования капитала предприятия во многом определяются возможностями предстоящего эффективного его использования в операционном (производственном) и инвестиционном процессе. В процессе формирования привлекаемый предприятием капитал требует систематизации по следующим важнейшим направлениям: 1. Принадлежность капитала предприятию. По этому признаку формируемый предприятием капитал подразделяется на два основных вида – собственный и заемный. 2. Источники привлечения капитала. Группа источников привлечения капитала по отношению к предприятию. Данный признак предполагает следующие его виды – капитал, привлекаемый из внутренних источников, и капитал, привлекаемый из внешних источников. Капитал, привлекаемый из внутренних источников, характеризует собственные и заемные финансовые средства, формируемые непосредственно на предприятии для обеспечения его развития. Основу собственных финансовых средств, формируемых из внутренних источников, составляет капитализируемая часть чистой прибыли предприятия («нераспределенная прибыль»). Основу заемных финансовых средств, формируемых внутри предприятия, составляет внутренняя кредиторская задолженность («внутренние счета начислений»). Капитал, привлекаемый из внешних источников, характеризует ту его часть, которая формируется вне пределов предприятия. Она охватывает привлекаемый со стороны как собственный, так заемный капитал. состав источников этой группы формирования капитала довольно многочисленный и будет подробно рассмотрен в соответствующих разделах. 3.Национальная принадлежность владельцев капитала, предоставляющего его в хозяйственное использование. Здесь различают национальный (отечественный) и иностранный капитал, инвестированный в предприятие. Национальный капитал, привлекаемый предприятием, позволяет ему в большей степени координировать свою хозяйственную деятельность с экономической политикой государства. Кроме того, этот вид капитала, как правило, более доступен для предприятий малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, на современном этапе экономического развития страны объем свободного национального капитала очень ограничен, что не позволяет обеспечить субъектам хозяйствования необходимые темпы экономического роста. Иностранный капитал привлекается, как правило, средними и крупными предприятиями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность. Хотя объем предложения капитала на мировом его рынке довольно значительный, условия его привлечения отечественными субъектами хозяйствования очень ограничены в силу высокого уровня экономического и политического риска для зарубежных инвесторов. 4.Форма собственности капитала, предоставляемого предприятию. По этому признаку можно выделить частный и государственный его виды. Эта классификация капитала используется прежде всего в процессе формирования уставного фонда предприятия. Она служит основой соответствующей классификации предприятий по формам собственности. 5. Организационно-правовые формы привлечения капитала предприятием. Акционерный капитал формируется предприятиями, созданными в форме акционерных обществ (компаний) открытого или закрытого типа. Такие корпоративные предприятия имеют широкие возможности формирования капитала из внешних источников путем эмиссии акций. При достаточно высокой инвестиционной привлекательности таких предприятий их акционерный капитал может быть сформирован с участием зарубежных инвесторов. Паевой капитал формируется партнерскими предприятиями, созданными в форме обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных обществ и т.п. Такие предприятия, а соответственно и виды паевого капитала, получили наибольшее распространение в современных условиях. Индивидуальный капитал характеризует форму его привлечения при создании индивидуальных предприятий – семейных и т.п. В современных условиях индивидуальные предприятия не получили еще широкого развития в нашей стране, в то время как в зарубежной практике они являются наиболее массовыми (составляя 75-75 % общего числа всех предприятий). 6. Натурально-вещественные формы привлечения капитала. По этому признаку современная экономическая теория выделяет следующие его виды: - капитал в денежной форме; - капитал в финансовой форме; - капитал в материальной форме; капитал в нематериальной форме. Инвестирование капитала в этих формах разрешено законодательством при создании новых предприятий, при увеличении объема их уставных фондов. Капитал в денежной форме является наиболее распространенным видом, привлекаемым предприятием. Универсальность этого вида капитала проявляется в том, что он легко может быть трансформирован в любую форму капитала, необходимого предприятию для осуществления хозяйственной деятельности. Капитал в финансовой форме привлекается предприятием в виде разнообразных финансовых инструментов, вносимых в его уставный фонд. Такими финансовыми инструментами могут выступать акции, облигации, депозитные счета и сертификаты банков и другие их виды. В отечественной хозяйственной практике привлечение капитала в используется предприятиями крайне редко. Капитал в материальной форме привлекается предприятием в виде разнообразных капитальных товаров (машин, оборудования, зданий, помещений), сырья, материалов, полуфабрикатов, а в отдельных случаях в виде потребительских товаров (в основном предприятиями торговли). Капитал в нематериальной форме привлекается предприятием в виде разнообразных нематериальных активов, которые не имеют вещной формы, но принимают непосредственное участие в его хозяйственной деятельности при формировании прибыли. К этому виду капитала относятся права пользование отдельными природными ресурсами, патентные права на использование изобретений, «ноу-хау», права на промышленные образцы, товарные знаки, компьютерные программы и другие нематериальные активы. 7.Временный период привлечения капитала. По временному периоду привлечения выделяют капитал долгосрочный (перманентный) и краткосрочный. Долгосрочный капитал, привлекаемый предприятием, состоит из собственного капитала, а также из заемного капитала со сроком использования более одного года. Совокупность собственного и долгосрочного заемного капитала, сформированного предприятием, характеризуется термином «перманентный капитал». Краткосрочный капитал привлекается предприятием на период до одного года. Он формируется для удовлетворения временных хозяйственных потребностей предприятия, связанных с цикличностью хозяйственной деятельности, временным спадом конъюнктуры рынка и т.п. 8.Форма авансирования привлекаемого капитала в активы предприятия. В соответствии с выделенным признаком капитала подразделяется на основной и оборотный. Основной капитал характеризует ту часть привлекаемого предприятием капитала, которая связана с формированием всех видов его внеоборотных активов (а не только основных средств, как это часто трактуется в литературе). Оборотный капитал характеризует ту его часть, которая привлекается для авансированных оборотных активов предприятия. 9. Характер использования в хозяйственном процессе. Здесь выделяют работающий и неработающий виды капитала. Работающий капитал характеризует ту его часть, которая принимает непосредственное участие в формировании доходов и обеспечении операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Неработающий (или «мертвый») капитал характеризует ту его часть, которая инвестирована в активы, не принимающие непосредственного участия в осуществлении различных видов хозяйственной деятельности предприятия и формировании его доходов 10. Характер использования собственниками. Выделяют потребляемый («проедаемый») и накапливаемый (реинвестируемый) виды капитала. Потребляемый капитал после его распределения на цели потребления теряет функции капитала. Накапливаемый капитал характеризует различные формы его прироста в процессе капитализации прибыли, дивидендных выплат и т.п. 2. Управление собственным капиталом предприятия. Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Собственный капитал организации включает: уставный (складочный) капитал; - добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенная прибыль и прочие резервы. Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями: 1. Простотой привлечения. 2. Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, поскольку при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах. 3. Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства. Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки: 1. Ограниченность объема привлечения. 2. Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала. 3. Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств. Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал. Политика управления собственным капиталом представляет собой часть общей финансовой политики предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития. Основными задачами управления собственным капиталом являются: 1. определение целесообразного размера собственного капитала; 2. увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций; 3. определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций; 4. определение и реализация дивидендной политики. Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам. 1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия. 2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников. 3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия. 4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как ровными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов. 5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости. Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за привлечения дополнительного паевого капитала, дополнительной эмиссии акций или за счет других источников. 6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях: o обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться; o обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости. Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели. Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:  обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;  формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия; формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала.  3. Разработка дивидендной политики. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Процесс разработки дивидендной политики может включать несколько этапов: 1. Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов. 2. Выработку типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия. 3. Оценку эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки. Факторы, влияющие на размеры, сроки и целесообразность выплаты дивидендов включают. 1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся: а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов); б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает); в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды). 2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются: а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде; б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала; в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала; г) доступность кредитов на финансовом рынке; д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием. 3. Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся: а) уровень налогообложения дивидендов; б) уровень налогообложения имущества предприятий; в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала; г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала. 4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены: а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает); б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами; в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат); г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами). Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период. Типы дивидендной политики: 1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности. 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала. 3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость. 4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли». В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она «сигнализирует» о высоком уровне риска хозяйственной деятельноcти данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства. 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом — «никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена «Модель Гордона», определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности — если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели: а) коэффициент дивидендных выплат. б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций. 4. Эмиссионная политика предприятия. Основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций. Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы. 1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций. Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций. 2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основные из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая этому источнику формирования собственного капитала, являются:  реальное инвестирование, связанное с отраслевой и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);  необходимость существенного улучшение структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости, обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала, повышение эффекта финансового левериджа и т.п.);  намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);  иные стратегические цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала. 3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников. 4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций, если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций. Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций). 5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала.В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по предполагаемому уровню дивидендов и затратам по выпуску акций и размещению эмиссии. Расчетная стоимость привлекаемого капитала оставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций. 6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения. С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность, используя неизменный коэффициент финансового левериджа, соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а, следовательно, и повысить рентабельность собственного капитала. Таким образом, именно показатели собственного капитала замыкают всю пирамиду показателей эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышения его доходности. 5. Управление заемным капиталом. Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки. Заемный капитал включает: долгосрочный и краткосрочный заемный заемный капитал. Основные отличительные особенности собственного и заемного капитала на предприятии представлены в таблице 4.1. Таблица 4.1. Различия между собственным и заемным капиталом предприятия Признак Собственный капитал 1. Право на участие в управлении предприятием 2. Право на получение части прибыли и имущества 3. Ожидаемая доходность дает по остаточному принципу варьируется 4. Срок возврата к инвестору не установлен Заемный капитал не дает первоочередное обычно предопределена установлен условиями договора Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями: 1. Достаточно широкими возможностями, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя. 2. Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности. 3.Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта „налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль). 4.Способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала). В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки: 1. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия — риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала. 2. Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента. 3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов. 4. Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных средств зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов). Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства. Политика управления заемным капиталом представляет собой часть общей финансовой политики, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия. Процесс формирования политики управления заемным капиталом включает следующие основные этапы. 1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования. Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в божившихся объемах и формах. 2. Определение целей привлечения заемных средств в настоящем периоде. Основными целями ривлечения заемных средств предприятиями являются:  пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;  обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;  формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация) обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.  обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;  другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах. 3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:  предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;  обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.  С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности. 4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале. 5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования. Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств. Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:  срок полезного использования – это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;  льготный период – это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;  срок погашения – это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику. Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения. 6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита, товарного (коммерческого) кредита, прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности. 7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание. 8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:  срок предоставления кредита;  ставка процента за кредит;  условия выплаты суммы процента;  условия выплаты суммы основного долга;  прочие условия, связанные с получением кредита. Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель привлечения. Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении. Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам:  выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита,  выплате суммы процента равномерными частями,  выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительным является третий вариант. Условия выплаты суммы основного долга характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам:  частичному возврату суммы основного долга в течение общего периода функционирования кредита, полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита,  возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней. Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п. 9. Обеспечение эффективного использования кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. 10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью этого обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.  6.Управление инвестированным капиталом предприятия. Инвестированный капитал (invested capital) — сумма привлеченного и собственного капитала, задействованного для реализации инвестиционного проекта или для функционирования бизнеса (компании, предприятия) на долгосрочной основе. Основой данного вида капитала выступают инвестиции – долгосрочные вложения капитала как в пределах Российской Федерации, так и за рубежом с целью получения экономического, социального, экологического или иного вида эффекта. Для анализа инвестированного капитала на предприятии могут быть использованы следующие классификации инвестиций: 1. По объектам вложения. Реальные инвестиции –совокупность вложений в реальные экономические активы. Финансовые инвестиции– вложения в финансовые активы, т. е. вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством, а также в объекты тезаврации, банковские депозиты. 2. По рискам. Агрессивные инвестиции – характеризуются высокой степенью риска, высокой прибыльностью и низкой ликвидностью. Умеренные инвестиции – отличаются средней (умеренной) степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений. Консервативные вложения – представляют собой вложения пониженного риска, характеризующиеся надежностью и ликвидностью. 3. В зависимости от направленности деятельности. Начальные инвестиции (нетто-инвестиции) – осуществляются при приобретении или основании предприятия. Экстенсивные инвестиции – направлены на расширении производственного потенциала предприятия. Реинвестиции – вложение высвободившихся инвестиционных средств в покупку или изготовление новых средств производства. Брутто – инвестиции – включают нетто-инвестиции и реинвестиции. Эффективность инвестированного капитала характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инвестиций осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого как правило ограничена сроком инвестиционной деятельности. При оценке эффективности используется две группы показателей: - недисконтированные показатели; - дисконтированные показатели. Определение недисконтированных показателей включает: 1. Определение продолжительности недисконтированного периода окупаемости, т.е. минимального временного интервала (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами для реального проекта – это период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления. Срок окупаемости рассчитывается поэтапным суммированием по притоков и оттоков денежных средств в процессе реализации инвестиционного проекта.. Равенство их значений достигается чаще всего не на границе периодов, а внутри какого-то из них. То есть продолжительность периода, чаще всего, выражается дробным числом. Значение этой дробной части определяется по формуле: D={ t l 1 Пt } : Пl , где  Иt –  t 1 t T t 1 Иt и Пt – значения инвестиций (оттока) и прибыли 9притока) в период ЖЦП, тыс. руб. Т – продолжительность ЖЦП, лет; l – обозначение периода ЖЦП, в котором уравнялись нарастающие (кумулятивные) значения притока и оттока средств. 2. Определение средней нормы прибыли (СНП), которая определяется по следующей формуле: СНП = { t Т t T t 1 t 1  Пt –  Иt } ∙ 100 : Т , где Определение дисконтированных показателей включает: 1. Дисконтирование, т. е. приведение текущих (ожидаемых) значений элементов притоков и оттоков средств ведется с использованием нормы дисконтирования (Ед), значения которой задан в условии задачи (в процентах). Однако при использовании в формуле значения Ед выражаются в долях единицы. Дисконтирование сводится к умножению текущего значения элемента денежного потока (Иt, Пt) на коэффициент дисконтирования (коэффициент текущей стоимости) для соответствующего периода, значения которого предварительно вычисляются по формуле: t tk К д = 1 : (1 + Ед) , где где tk – продолжительность (время) от момента начала ИП до момента учета соответствующего элемента денежного потока в периоде t. 2. Определение продолжительности дисконтированного периода окупаемости определяется аналогично рассмотренному выше недисконтированному показателю. 3. Определение значения чистой дисконтированной стоимости (дохода) ИП. Значение ЧДД ИП определяется при помощи выражения: t T ЧДД =  t 1 t (Пt ∙ К д ) – t T  t 1 t (Иt ∙ К д ) , где [22] Если ЧДД по конкретному объекту инвестиций положителен, вложение является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее инвестирование в данный инвестиционный инструмент. Если инвестиции будут осуществлены при отрицательном ЧДД, инвестор понесет убытки, т. е. инструмент неэффективен. 4. Определение значения индекса доходности ИП проводится в соответствии с формулой: t T ИД =  t 1 t (Пt ∙ К д ) : t T  t 1 t (Иt ∙ К д ) , где Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД > 1 и наоборот. Если ИД > 1, проект эффективен, если ИД < 1 – неэффективен. 5. Определение внутренней нормы доходности ВНД), которая представляет собой ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта, то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Рассмотренные показатели позволяют оценить эффективность и целесообразность инвестированного капитала, а также сформировать портфель инвестиционных проектов предприятия. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (в ходе изучения лекционного материала) 1. Дайте понятие капитала. Поясните основные функции капитала. 2. Разграничьте понятия: основной капитал, основные фонды, основные средства, нематериальные активы, имущество предприятия. 3. Разграничьте понятия собственного и заемного капитала. 4. Назовите отличия собственного и заемного капитала. 5. В чем достоинства и недостатки собственного капитала? 6. В чем достоинства и недостатки заемного капитала? 7. Назовите особенности управления собственным капиталом на предприятии. 8. Что такое дивидендная политика? 9. Какие типы дивидендной политики вы знаете? 10.Что такое эмиссионная политика предприятия? Каковы ее цели? 11.Назовите особенности управления заемным капиталом на предприятии. 12.Проведите сравнительный анализ методов управления собственным и заемным капиталом на предприятии. 13.Какие источники финансирования выгоднее для предприятия? Назовите факторы, влияющие на обоснование ответа на поставленный вопрос. 14.Дайте определение инвестированного капитала, инвестиций и капитальных вложений. Разграничьте эти понятия. 15.Назовите показатели для оценки инвестированного капитала на предприятии.
«Капитал предприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot