Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Изучение возрастных особенностей зрительного восприятия детей

  • 👀 262 просмотра
  • 📌 206 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Изучение возрастных особенностей зрительного восприятия детей
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Изучение возрастных особенностей зрительного восприятия детей» docx
Изучение возрастных особенностей зрительного восприятия детей Задание: Изучить представленный теоретический материал. Создать схему-модель "Этапы развития зрительного восприятия детей". Лекция. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе нормально видящего ребёнка. Сущностная характеристика механизмов процесса восприятия ориентируют специалиста на то, что основным средством коррекционно-развивающей работы выступает обучение детей с нарушением зрения сенсорно-перцептивной деятельности с учётом её онтогенетического становления, поэтому тифлопедагогу необходимо знать и представлять этапы развития восприятия в норме, условия и механизмы, становления процесса в тот или иной возрастной период. Основными этапами развития зрительного восприятия в онтогенезе нормально видящего ребёнка выступают. Сензитивный период развития зрительного восприятия от 6 месяцев до 3-х лет. Основные возрастные периоды развития процесса зрительного восприятия: К 12-ти месяцам ребёнок осваивает сенсомоторные предэталоны, позволяющие малышу вследствие контактного освоения предметного мира, расширения полимодального опыта ориентироваться на величину и общую форму воспринимаемого предмета, объекта окружения. Основными условиями формирования зрительных сенсомоторных предэталонов выступают интенсивное развитие зрительных функций и освоение ребенком манипулятивных действий, их ряда, цепочек. В первом полугодии жизни интенсивно развивается функциональный механизм зрительного восприятия, зарождается акт видения. Происходит развитие зрительно-двигательных реакций, когда глаза учатся у действий руки. 0 – 3 месяца – доперцептивный период . Восприятие отсутствует. В этот период возникают и развиваются условно-рефлекторные механизмы посредством образования зрительно-двигательных связей, появляются установочные движения глаз, накапливается опыт управления движением глаз и фиксации взора, лежащих в основе целенаправленного использования сенсорно-моторных компонентов зрения для удовлетворения потребности в получении зрительных впечатлений из вне. В 1,5 – 2 месяца ребёнок останавливает взгляд на том, что непосредственно попадает в его поле зрения; со второго месяца появляется зрительная фиксация, которая становится более удлинённой, прогрессирует острота зрения; зрительное внимание начинают привлекать менее яркие предметы, находящиеся не только перед ребёнком, но и сбоку, более длительно сосредотачивает взор на предметах определённого цвета – жёлтого и зелёного. К 3-м месяцам начинает формироваться бинокулярное зрение. В 3 месяца он уже активно ищет объект для рассматривания. Возникает новая зрительная реакция – активный поиск раздражителя (ребёнок поворачивает голову и ищет глазами до тех пор, пока не зафиксирует взгляд на каком-либо предмете), зрительное сосредоточение к 3-м месяцам длится около 7-10 минут, в этот период общие движения и голосовые реакции притормаживаются, увидев игрушку, плачущий ребёнок успокаивается. Зрительное восприятие зарождается и развивается после трёх месяцев жизни, отчётливо проявляется к концу первого полугодия жизни. С 3-х месяцев у ребёнка чётко прослеживается реакция зрительной локализации предмета в пространстве (ребёнок направляет руку к близко расположенному предмету, но не от того, что оценивает расстояние, а потому, что ведущим стимулом являются тактильные раздражения от случайного соприкосновения детской руки с предметом). В 4 месяца ребёнок может дифференцировать предметы близко и далеко расположенные. С 4-4,5 месяцев отмечается появление стойкой зрительной реакции прослеживания, эта реакция в данный возрастной период приобретает качественно иной характер: следя за предметом, ребёнок рассматривает. Если детское внимание привлечь другим предметом, то через несколько мгновений он может активно вернуться к прослеживанию предыдущего предмета. В 3-5 месяцев – период развития простейших сенсорно-перцептивных умений, дифференциация зрительного восприятия как модальности восприятия. В 5-6 месяцев ребёнок локализует предметы, расположенные с разных сторон. К 6-ти месяцем ребёнок свободно переводит взгляд с игрушки на лицо взрослого и обратно. 3 – 8 месяцев – формируется пространственный анализ на основе зрительного восприятия происходящего в пространстве. С 6-ти до 9-ти месяцев вся познавательно-игровая деятельность протекает под контролем зрения (брать игрушки, рассматривать их, перекладывать из руки в руку, ощупывание игрушек или лица взрослого, украшений у него и др.). У ребёнка хорошо развиты глазодвигательные реакции – чётко фиксирует взор и прослеживает перемещение заинтересовавших его предметов. С 9-ти до 12-ти месяцев ребёнок начинает различать еду по внешнему виду, рассматривает своё лицо в зеркале, легко прослеживает за игрушкой во всех направлениях, движения глазных яблок плавные, координированные. 10 месяцев – формируется процесс видения движущегося предмета на разном расстоянии, начинается освоение глубины пространства. 12 месяцев – формирование оценки положения предмета по отношению к себе, а затем и другим предметам. Функциональное преобразование структуры зрительного пространственного восприятия. 1 – 3 года: ребёнок осваивает предметные предэталоны, значительно расширяющие возможности восприятия и его развития. Предметные предэталоны возникают не только на основе расширения опыта манипулирования, но, прежде всего в условиях освоения ребёнком действий с предметами окружения (прежде всего с дидактическими игрушками) по их назначению, в рамках которых он активно знакомится и отражает отличительные признаки и свойства предмета. На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов. Внешний отличительный признак (цвет, форма, величина, пространственная характеристика) хорошо знакомого предмета – средство опознания этого признака в другом малознакомом предмете. Средством осуществления познавательной деятельности предметные предэталоны начинают выступать в условиях ведущей роли взрослого в её организации, в выделении и обозначении взрослым объектов восприятия, самих действий, показа их способа. Постепенно у ребенка формируются собственно познавательные действия, которые отпочковываются от утилитарных действий с предметами. Их возникновение и развитие – путь и условие развития сенсорно-перцептивной деятельности и формирования операционного механизма восприятия. В 1-2 года дети активно овладевают предметно-практической деятельностью, учатся использовать предметы по назначению, в том числе с использованием орудий. В 2-3 года предметно-практическая деятельность расширяется, на развитие зрительного восприятия оказывают влияние освоение ребёнком элементарной продуктивной деятельности, освоение действий с дидактическими игрушками, становление предметной игры. В 1 год 3 месяца пытается подражать действиям взрослого. С 1 года 4 месяцев узнаёт себя на фотографии, узнаёт и называет знакомые предметы на картинках. С 1 года 6 месяцев на несколько дней запоминает, где лежат игрушки или интересующие его предметы. Группировка предметов по величине, по форме и соотнесение предметов по этим признакам доступны детям второго года жизни в начале при выборе одного из двух, а с 1,8-1,9 – из четырёх. Восприятие цвета наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий. Цвет ребёнком воспринимается труднее, поскольку в отличие от формы и величины не оказывает большого влияния на выполнение действий. Только с 1,6-1,8 мес. детям становятся доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету. Выбор предметов может осуществляться из предметов 2-х цветов (красный – жёлтый, оранжевый – зелёный, жёлтый – синий, белый – фиолетовый, жёлтый – чёрный). К 2 годам ребёнок способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом при выборе из 2-4 разновидностей. Имеет элементарные представления об основных разновидностях (предэталонах) величины, формы, цвета. Также узнаёт свои вещи, находит парные картинки. После 2,5 лет находит настоящий предмет по его рисунку. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями как сравнение, сопоставление. В 2 года – формирование абстрактной обобщённой схемы пространства. К 3-м годам знает 2-3 цвета, находит предмет по изображению характерной части предмета. Большинство детей безошибочно различают основные цвета спектра, а определить различие сходных между собой оттенков они ещё не могут. К 3 – годам - складывается системный механизм ЗПВ основанный на взаимосвязи зрения, кинестезии и статико-динамических ощущений, что обеспечивает восприятие формы, движения, глубины пространства. Происходит развитие структуры элементов височно-теменно-затылочной областей связанных со зрительным опознанием. В период дошкольного детства (от 3-х до 7-ми лет) и младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие операционного механизма зрительного восприятия, т.к. это период освоения сенсорных эталонов и их систем, выступающих средствами перцептивной деятельности. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Определяющее значение для развития зрительного восприятия в этот период жизнедеятельности имеет произвольность в обогащении и расширении ребенком зрительного опыта, прежде всего локализации, сличения, соотнесения внешних признаков предметов, их рассматривания, а также интенсивное формирование представлений как образов памяти. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт разнообразных ориентировочных действий, зрительное восприятие становится ведущим в познавательной деятельности. В 3 года ребенок отбирает фигуры по образцу, выполняет действие сопоставления с помощью таких операций, как группировка форм, прикладывание, наложение. С 4 лет образец и овладение операциями по обследованию предмета начинают руководить восприятием ребенка, заставляют обследовать предмет более подробно, не только его общую форму, но и ее отличительные детали ( углы, длину сторон, наклон фигуры). Различение деталей позволяет воспринимать форму по ее отличительным признакам, тогда он и запоминает названия форм. Знакомство с разновидностями форм формирует эталон каждой формы в виде образа-представления, который помогает освоить операцию ощупывания, рассматривания моделирования новых форм. В 3-5 лет формируются представления о цветах спектра и их оттенках, о некоторых производных цветах, формах - основных геометрических фигур и тел. Основное средство формирования сенсорных эталонов – ознакомление ребенка с разнообразными эталонами – образцами цвета, формы, величины, пространственных отношений, развитие умения, через обучение, их использовать как одного из способов познавательной деятельности. Основное условие развития зрительного восприятия в этот период -расширение умений и навыков различных видов предметно-практической деятельности, формирование представлений: образов памяти и образов воображения, развитие наглядно-образной формы мышления и др. Важнейшую роль в развитии зрительного восприятия играет актуализация его мотивационного механизма через развитие познавательных интересов, потребностей, повышения любознательности воспитанников/учащихся с ориентацией на возрастные особенности. У детей 3-4-х лет при первом ознакомлении с объектом немногочисленные глазные движения осуществляются внутри фигуры. Зрительное узнавание сложных, незнакомых ребёнку предметов находится на уровне случайности. Восприятие в целом характеризуется ситуативностью. Значительно повышается объем восприятия в процессе построения зрительного образа. Восприятие носит предметный характер, то есть все свойства предмета- например цвет, форма, вкус, величина и др. , - не отделяются ребенком от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметом, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Освоение новых более сложных ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств. В 4-5-летнем возрасте у ребенка обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций на наиболее характерных признаках объекта, размашистые движения по оси, имитирующие его измерение. Дети демонстрируют более высокие показатели узнавания. Ребенком в целом преодолевается ситуативность восприятия. В возрасте 4-5 лет восприятие, продолжая обслуживать практическую деятельность, приобретает относительно самостоятельное значение и все свойства высшей психической функции. Восприятие позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества, в этот период формируется акт рассматривания. К 5-ти годам ярко проявляется целостность и детальность восприятия, рационально используется сукцессивность и симультантность восприятия. Младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий типа «приравнивание к эталону». В 5-10 лет: дети активно осваивают систему сенсорных эталонов. У ребёнка формируются представления о разновидностях эталонных значений. Система сенсорных эталонов обеспечивает развитие тонко дифференцированного восприятия, максимальную точность восприятия, способности к детальному анализу. К 5-6 годам действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, могут дать ребенку сравнительно полное представление о предмете. У старших дошкольников появляется стремление более планомерно обследовать и описывать предмет. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. С 6-ти лет значительно развивается точность в различении оттенков цвета. К 7-ми годам при ознакомлении с новым предметом прослеживание по контуру включает всю фигуру, как бы создавая внутреннюю модель формы, вероятность узнавания достигает 100%. 6 – 7 лет – Формирование механизма опознания целостных образов, системной организации ЗПВ. Физиологической основой выступает созревание взаимосвязи зрительной проекционной нижнетеменной и височно-теменной затылочной областей коры. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте значительно развивается такая сторона зрительного восприятия как зрительно-моторная координация. Для младших школьников характерно то, что даже незнакомые механизмы, растения, знаки школьники уверенно воспринимают «категориально», т.е. образ относится к определенной (родовой) группе предметов. При этом младшему школьнику свойственно допускать ошибки в познании пространства, испытывать некоторые трудности в тонкой пространственной дифференциации предметов и отношений. У школьника проявляется опредмечивание незнакомых форм, слабая дифференцированность по элементам, их пространственному расположению похожих буквенных и цифровых знаков, хаотичность и случайность выбора в процессе восприятия сложно структурированных объектов в условиях приоритетности решения познавательно-исследовательских задач. В процессе обучения детей в начальной школе восприятие становится более анализирующим, более дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения, изменяется роль слова в восприятии предметов и явлений.
«Изучение возрастных особенностей зрительного восприятия детей» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot