Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6
Итальянская историография в 1918-1945 гг.
Условия развития исторической науки.
После первой мировой войны в Италии начались глубокие общественные потрясения, которые привели к падению в 1922 г. либерально-парламентского государства и приходу к власти фашистского режима. В Италии фашизм установился раньше других европейских стран, однако облик тоталитарной диктатуры он приобрел далеко не сразу. В стране формально действовала конституция, существовали оппозиционные партии и печатные издания. Одновременно с этим выстраивался новый механизм власти в виде фашистской милиции, тайной полиции и Особого трибунала, подчиненных Муссолини. Законодательная власть перешла от парламента к Большому фашистскому совету во главе с дуче. Произошло сращивание фашистской партии с государством. В 1926 г. после покушения на Муссолини были введены чрезвычайные законы, запрещавшие политические партии. В 1929 г. Мусолини заключил соглашение с Ватиканом и в обмен на уступки получил от церкви поддержку.
Большую активность фашизм проявлял и в сфере идеологии. В сознание населения внедрялась новая система ценностей. Духовную жизнь общества подчинялась партийно-государственному контролю. Свою деятельность фашизм представлял как служение идее национального величия Италии. Была разработана доктрина, утверждавшая, что нация может реализовать себя исключительно в фашистском государстве, которое обеспечивает сотрудничество разных социальных классов во имя общих национальных интересов. Итальянская нация изображалась наследницей Древнего Рима. Были развернуты поиски национального приоритета в науке и культуре. В 1930-е гг. итальянцы были объявлены арийской расой, в стране началась пропаганда расизма. Расовые законы закрыли лицам неарийского происхождения доступ к преподаванию и научной деятельности.
Оппозиционные партии, лишенные возможности легального существования, действовали подпольно, либо в эмиграции. Антифашистское движение долгое время было разобщено. Разногласия были порой сильнее общей заинтересованности в победе над фашизмом. Ситуация изменилась с середины 1930-х гг. после прихода фашистов к власти в Германии.
Состояние исторической науки.
Утверждение фашизма у власти в Италии, его оформление в тоталитарный режим, политика в области науки и культуры, последовавший затем его крах и деятельность Сопротивления, определили условия развития итальянской исторической науки в 1918-1945 гг.
С приходом фашизма к власти часть итальянской интеллигенции встала на путь его поддержки. Яркими ее представителями были Дж. Джентиле и Дж. Вольпе. Они стали идеологами итальянского фашизма и заняли ключевые посты в науке и культуре. Джентиле стал первым фашистским министром народного образования и возглавил Национальный фашистский институт культуры. Руководителем отдела средневековой и новой истории в нем был Вольпе. Им же возглавлялась кафедра новой истории Римского университета.
Политика фашизма в сфере науки имела целью ее унификацию под контролем партийно-государственного аппарата в духе фашистской идеологии. В этой связи традиционная система организации исторических исследований подверглась значительным изменениям.
До середины 1930-х гг. исторической наукой в Италии занимались: Итальянский исторический институт, Национальный комитет исторических наук. Согласно закону от 20 июля 1934 г. все исторические научные учреждения Италии передавались в подчинение Центральной Джунте исторических исследований. В 1935 г. к ней перешли функции Национального комитета исторических наук, который был ликвидирован. Председателем Джунты стал член Большого фашистского совета Ч. де Векки. Фашистским правительством были открыты: Институт новой и новейшей истории, Институт древней истории. Итальянский исторический институт был преобразован в Институт истории средневековья. Изучением текущей международной политики и истории международных отношений занимались создаваемые в университетах факультеты политических наук, а также всевозможные специализированные институты: Институт стран Среднего и Дальнего Востока, Институт стран Восточной Европы и конечно Институт международной политики в Милане.
Такое количество исторических институтов не отвечало реальным потребностям развития итальянской исторической науки. Институты, изучавшие отечественную историю, были реорганизованы на основе единого регламента, который усилил их подчинение правительственному контролю. В университетах вводились предметы, содействовавшие воспитанию студентов в фашистском духе. С поворотом итальянского фашизма к расизму преподавание ряда дисциплин было изменено в соответствии с курсом режима на чистоту расы. Для профессоров ВУЗов вводилась присяга на верность фашистскому режиму, позднее для них стало обязательным членство в фашистской партии. Вся эта реорганизация, сопровождавшаяся расширением бюджетных ассигнований и раздуванием штатов, в итоге преследовала политические цели. Фашистский режим видел в новых институтах средство пропаганды шовинистической идеи об исключительности итальянской национальной истории и культуры.
Однако добиться тотальной фашизации итальянской исторической науки режиму не удалось. Среди интеллигенции усиливались оппозиционные настроения. Они имели разную политическую окраску - от морального осуждения фашизма до стремления к его свержению. Так, например, 12 профессоров ВУЗов отказались принести присягу на верность фашизму и лишились своих кафедр. Некоторые историки примкнули к антифашистской оппозиции.
Давление фашистской идеологии, в основном, не изменило традиционного облика итальянских исторических журналов. Важнейшими среди них были: «Итальянский исторический журнал» («Rivista storica italiana»); «Журнал по истории Рисорджименто» («Rassegna storica del Risorgimento»); «Новый исторический журнал» («Nuova rivista storica»). В них наряду с работами сторонников фашизма публиковались и статьи, принадлежавшие политически нейтральным авторам. Рупором историков-антифашистов стали такие журналы как: «Критика» («Critica») и «Леонардо» («Lеоnагdо»). Выражение антифашистских идей было возможно лишь до введения чрезвычайных законов 1926 г. Позднее деятельность антифашистской оппозиции продолжилась заграницей.
Состояние историографии международных отношений в Италии.
Характерной особенностью итальянской историографии новой и новейшей истории в 1920-1930-е гг. было то, что она сосредоточилась на отечественной тематике. История других стран привлекала итальянских историков лишь в контексте с историей Италии. Такая направленность исследований не могла быть изжита быстро, особенно в условиях шовинистической идеи итальянской самобытности, насаждавшейся фашизмом.
Однако опыт первой Мировой войны; изменения, произошедшие в расстановке сил великих держав; борьба вокруг послевоенного устройства мира; революционные события в России и Германии; развал Австро-Венгерской империи; появление новых европейских государств; подъем освободительного движения в колониях, - все это способствовало преодолению итальянской исторической наукой рамок исключительно национальной тематики и пробудили в среде историков Италии интерес к проблемам международных отношений.
Начало освещению внешней политики Италии в предвоенные годы и ее участия в первой Мировой войне было положено многочисленными публицистическими и мемуарными работами итальянских политических деятелей дофашистского периода. Среди них назовем таких как: Дж. Джолитти, Л. Биссолати, А. Саландра. На протяжении 1921-1924 гг. вышли в свет и получили большую известность труды бывшего премьер-министра Италии Ф.С. Нитти о политическом положении в Европе, сложившемся в итоге войны и закрепленном Версальской системой. Это были книги «Европа без мира», «Упадок Европы» и «Трагедия Европы. Что будет делать Америка?».
Исследования в области международных отношений поощрялись фашистским режимом, который был заинтересован в идеологическом обосновании своего экспансионистского внешнеполитического курса и притязаний Италии на роль великой европейской державы. В 1928 г. вышла книга бывшего министра иностранных дел Италии Т. Титтони «Проблемы дня: Тунис, Абиссиния, Бесарабия, Ливия, Югославия, Албания». Предисловие к ней написал лично Муссолини. В качестве особого достоинства работы Титтони он отметил «актуальность трактуемых в них проблем». В конечном итоге все усилия фашистской пропаганды были направлены к тому, чтобы показать, что только при фашизме Италия стала играть подобающую ей роль в европейских и международных делах.
Упоминавшийся уже Миланский Институт международной политики опубликовал серию работ под названием «Документы истории и политической мысли», в которой вышел ряд работ исторического характера, в том числе и по внешнеполитической проблематике.
Активную роль в Институте международной политики играл Дж. Вольпе. Именно он руководил изданием вышеназванной серии. Неслучайно в нее была включена и подготовленная им публикация документов «Италия в Тройственном Союзе (1882-1915)». Деятельностью Института интересовался и министр иностранных дел Г. Чиано, пытавшийся превратить институт в послушный инструмент на службе внешнеполитическим целям фашизма.
Однако, несмотря на нажим со стороны фашистских кругов, Институт международной политики остался, в целом, вне духа фашистской идеологии. В нем сотрудничали многие историки-антифашисты. Накануне второй Мировой войны именно они задавали тон в его работе. Среди них отметим: Ф. Шабо, К. Моранди, Л. Сальваторелли. Их деятельность была крайне активна. Так, Шабо начал издание серии монографий по истории международных отношений. Моранди впервые издал курс лекций о внешней политике Италии в 1871-1914 гг. Сальваторелли разрабатывал проблемы истории Европы с 1871 по 1914 г., истории Тройственного Союза, политики Ватикана после первой Мировой войны и т.д.
Проблемами международной и в частности колониальной политики занимался, также упоминавшийся сегодня, Национальный фашистский институт культуры. Как я отмечал, его деятельность имела исключительно официозную направленность. В своем журнале, который с 1954 г. назывался «Фашистская цивилизация» («Civilta fascista»), им активно пропагандировались экспансионистские идеи. Несколько раз институт выступал в качестве организатора конференций по таким темам, как положение в Европе, на Дальнем Востоке, в Средиземноморье. В 1956 г. сотрудники института приступили к изданию серии книг, объединенных общим названием «Завоевание империи».
В межвоенный период усилиями идеологов фашистского режима создавалась и литература о нем самом, его идеях, его происхождении. Большинство работ было написано упоминавшимися Вольпе и Джентиле. В частности они стали авторами очерка о фашизме для Итальянской энциклопедии. Их работы, посвященные соответственно истории и его доктрине, вышли и отдельными изданиями. Вольпе был автором раздела «Генезис фашизма» (1935). Джентиле во второй половине 1930-х гг. ориентировал Национальный фашистский институт культуры на разработку таких тем, как «Фашизм и большевизм», «Фашизм и западные демократии», «Фашизм и Европа».
В исследуемый период появлялись работы, в которых история фашизма, его внешняя и внутренняя политика рассматривалась с антифашистских позиций. Подобного плана работы разрабатывались, в частности, крупным итальянским историком, находившимся в эмиграции Г. Сальвемини. Данной тематике были посвящена его произведения «Фашистская диктатура в Италии», «Муссолини как дипломат», «Под фашистской секирой».
Говоря об итальянской историографии межвоенного периода нельзя не назвать крупнейшего итальянского историка Б. Кроче. Хотя он и не являлся специалистом в области международных отношений, а специализировался в основном на истории Италии, но вклад его в развитие итальянской исторической науки весьма велик. Поэтому немного о нем. По своим политическим взглядам Кроче был правым либералом. В момент прихода фашизма к власти представители этого праволиберального течения поддержали его, но с середины 1920-х гг. стали в оппозицию. В своих трудах этого периода Кроче отстаивал мысль о непреходящей исторической ценности либеральных идеалов в том виде, как они были провозглашены в XIX веке. Поэтому в центре его внимания в годы фашистской диктатуры были проблемы новой истории и особенно XIX век - «век либерализма». Из четырех наиболее крупных исторических работ Кроче, созданных в 1920-1930-е гг., новому времени посвящены две: «История Италии с 1871 пo 1915 г.» и «История Европы в XIX веке».
Начало второй Мировой войны и вступление в нее в мае 1940 г. Италии отразилось в сфере исторических исследований повышенным интересом к проблематике, связанной с первой Мировой войной, ее подготовкой и итогами. В 1940-1942 гг. появился целый ряд монографий, журнальных статей и прочих публикаций по данным вопросам. Часть из них вышла из под пера историков Миланского Института международной политики. Среди них были работы А. Торе, который еще с предвоенных лет разрабатывал тему «Перспективы ревизии европейского порядка».
Большое коллективное издание под названием «Критика Версальской системы» было предпринято Национальным фашистским институтом культуры, который в условиях войны непосредственно подключился к деятельности военно-пропагандистского аппарата фашистского режима. В рамках идеологической кампании в связи с итальянской агрессией против Греции в октябре 1940 г. стал выход сборника под названием «Италия и Греция. Две цивилизации и их многовековые взаимоотношения» с предисловием философа Б. Джулиано, игравшего видную роль среди доверенных лиц фашизма в сфере культуры. Другой деятель этого круга, упоминавшийся сегодня, Ч. де Векки - с конца 1930-х гг. был перемещен с должности председателя Центральной Джунты исторических исследований на пост губернатора Додеканезских островов. В своем новом качестве этот фашистский деятель активно способствовал практической подготовке нападения на Грецию.
Любопытна и показательна судьба историков-сторонников фашистской диктатуры.
С приближением краха фашизма тот же Ч. де Векки примкнул к заговору против Муссолини в фашистских верхах, сумел скрыться и был заочно приговорен к смертной казни. В послевоенной Италии его также заочно судили и приговорили к 5-летнему тюремному заключению, но по амнистии он был освобожден от наказания. Дж. Джентиле поддерживал режим Муссолини до самого его падения. В конце 1945 г. он был убит во Флоренции бывшими партизанами, приговорившими его к смерти за сотрудничество с фашизмом. Меньше других сотрудничеством с фашистами скомпрометировал себя Дж. Волъпе, который, несмотря на высокие должности в сфере исторических исследований, действительно был крупным ученым. В послевоенной Италии он не подвергался политическим санкциям за свое фашистское прошлое, но был лишен доступа к университетской кафедре.
Опыт войны содействовал переходу все большей части итальянской интеллигенции на антифашистские позиции. В университетской среде вокруг оппозиционно настроенных профессоров начали складываться группы, которые стали основой для так называемого либерально-социалистического движения, которое влилось в Партию действия, игравшую активную роль в итальянском Сопротивлении. К Партии действия примкнули и некоторые видные итальянские историки –
А. Омодео, Ф. Шабо, Л. Сальваторелли. Активную политическую деятельность развернул Б. Кроче. Он стал лидером вновь созданной либеральной партии.
Обстановка военного времени и особенно начавшаяся в 1943 г. вооруженная антифашистская борьба не способствовали широкому развитию исторической науки. Но в тот период история не писалась, а делалась. Люди ощущали себя непосредственно причастными к истории. Сопротивление фашизму часто называли вторым Рисорджименто. Освобождавшаяся от фашизма Италия переживала процесс глубокого обновления своей духовной жизни, который благотворно сказался на последующем развитии итальянской исторической науки.