История Ψ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ИСТОРИЯ Ψ
Развитие экспериментальной
и прикладной Ψ в конце XIX –
начале ХХ вв.
Открытый кризис в
психологии
Бихевиоризм
ПЛАН
I.
Специфика развития
экспериментальной и прикладной
Ψ на рубеже XIX-XX вв.
II. Причины, движущие силы,
проявления и последствия
кризиса в Ψ
III. Становление и развитие
бихевиоризма
РАЗВИТИЕ Ψ на рубеже
XIX-XX вв.
Психология развивается под
сильным влиянием программы
В.Вундта
В разных странах
появляются
экспериментальные
лаборатории, созданные
по образцу вундтовской
Лаборатории возникают не
только при университетах,
но и при клиниках
ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И
ПРИКЛАДНОЙ Ψ
1. Развитие метода эксперимента
2. Развитие других методов
объективного психологического
исследования
3. Более тесное соединение теории и
практики
4. Возникновение отраслей Ψ в
теоретических и прикладных
областях
Память (Г. Эббингауз,
РАЗВИТИЕ
МЕТОДА
ЭКСПЕРИМЕНТА
НОВЫЕ
СФЕРЫ
НОВЫЕ
ОБЪЕКТЫ
Г. Мюллер)
Мышление (О.Кюльпе,
Вюрцбургская школа)
НОВЫЕ
ФОРМЫ
Е
С
Т
Е
С
Т
В
Е
Н
Н
Ы
Й
ДРУГИЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
ТЕСТ: Ф.Гальтон использовал термин
“test” для названия метода
исследования в 1890 г. Этот метод стал
основным в «психологии индивидуальных
различий»
ОБЪЕКТИВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, объектом
которого стали животные, дети, больные
ОПРОС (устный и письменный) активно
использовал Ст. Холл в педологических
исследованиях.
Соединение психологической
науки с практикой
1. Промышленность
ПСИХОТЕХНИКА
(Г. Мюнстерберг)
2. Образование
ПЕДОЛОГИЯ
(Ст. Холл)
3. Медицина
(психиатрия)
АССОЦИАТИВНЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ
(З.Фрейд, К. Юнг)
Ψ – самостоятельная наука!
Огромная сфера
научных и
практических
исследований:
Детская Ψ
Зоопсихология
Ψ индивидуальных
различий
Патопсихология
Социальная Ψ и др.
Появление профессии
«ПСИХОЛОГ»
I Международный
Психологический
конгресс (Париж, 1889):
Более 200 делегатов
Организован по
инициативе Парижского
общества Ψ, В.Вундт не
присутствовал
13 делегатов из России
КРИЗИС Ψ 10-30-х гг. ХХ в.
Лев Семенович
ВЫГОТСКИЙ
«Исторический
смысл
психологического
кризиса»
Методологическое
исследование
(1927)
Издано: Москва,
«Педагогика», 1982
1896 - 1934
КРИЗИС Ψ 10-30-х гг. ХХ в.
Причины: методологические, психология
«переросла» представления о предмете
и методе, сформулированные в XVII веке
Движущие силы: бурное развитие
экспериментальной и прикладной
психологии, возникновение
психологических лабораторий
Проявления: обострение споров и
дискуссий относительно предмета,
методов, задач психологии
Последствия: возникновение новых школ,
каждая из которых претендовала на
построение «новой» психологии. Кризис
остается открытым
КРИЗИС Ψ 10-30-х гг. ХХ в.
Основные научные школы, возникшие
на рубеже XIX-XX веков:
Бихевиоризм
Глубинная психология (психоанализ)
Гештальтпсихология
Описательная психология
Французская социологическая школа в
психологии
Рефлексология и реактология в России
Др.
БИХЕВИОРИЗМ
BEHAVIOUR (англ.)ПОВЕДЕНИЕ
Наука о
ПОВЕДЕНИИ
Ведущее
направление
американской
психологии первой
половины ХХ века
ПРЕДПОСЫЛКИ
БИХЕВИОРИЗМА
В
ФИЛОСОФИИ
П
О
З
И
Т
И
В
И
З
М
П
Р
А
Г
М
А
Т
И
З
М
В
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ Ψ
Эксперименты
С животными:
Э. ТОРНДАЙК и др.
В ФИЗИОЛОГИИ
В.Н.Д.
Исследования
рефлекса:
И.М. ПАВЛОВ,
В.М. БЕХТЕРЕВ
ДЖОН УОТСОН (1878-1958)
Родился в Южной
Каролине, трудное
детство
Учился в баптистском
университете
1903 – докторская
степень в Чикагском
университете (рук.
Д.Дьюи, Дж.Энджел):
«Обучение животных:
Экспериментальное
исследование
физического развития
белой крысы,
сопряжённого с
ростом нервной
системы»
НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ Дж.Уотсона
1920 – эксперимент
С 1908 г. Дж.Уотсон
«маленький Альберт»
работает в
Университете Дж.
Вынужден оставить
Хопкинса (Балтимор),
науку
эксперименты с
животными
Огромная
популярность среди
студентов («самый
красивый
профессор»)
1913 – МАНИФЕСТ
БИХЕВИОРИЗМА:
«Психология с точки
зрения
бихевиориста»
Президент АРА (1915)
«МАНИФЕСТ БИХЕВИОРИЗМА»
ПРЕДМЕТ изучения –
ПОВЕДЕНИЕ, а не
сознание
МЕТОДЫ – объективные:
эксперимент и
наблюдение
Главная задача:
отвечать запросам
практики («бихевиоризм
должен стать
лабораторией
общества»)
Теоретическая программа Дж. Уотсона
I.
II.
Поведение – система реакций
организма
Любая реакция детерминирована
стимулом
III. S → R – единица поведения
IV. Задачи бихевиоризма:
1.
2.
3.
4.
Выявить и описать все реакции
Исследовать их образование
Изучить законы их комбинации
По стимулу предсказывать реакцию
(поведение), по реакции заключать о
стимуле. УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ
ТИПЫ РЕАКЦИЙ
ВНЕШНИЕ и ВНУТРЕННИЕ
ВРОЖДЕННЫЕ (безусловные) и
ПРИОБРЕТЕННЫЕ (условные)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования возникновения условной реакции
страха у ребенка («Маленький Альберт»)
Большинство экспериментов
проводилось на животных
(более «чистые» объекты),
результаты переносились
на человека (нет качественной
разницы в поведении)
ЛИНИИ РАЗВИТИЯ БИХЕВИОРИЗМА
30-40 гг. XX века
НЕОБИХЕВИОРИЗМ (Э.Толмен, К. Халл)
ОПЕРАНТНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ (Б. Скиннер)
ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (Дж.
Миллер, Дж. Доллард)
Вторая половина ХХ века:
СУБЪЕКТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ (Д. Миллер,
Ю. Галантер, К. Прибрам)
НЕОНЕОБИХЕВИОРИЗМ (СОЦИАЛЬНОКОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ): А. Бандура
НЕОБИХЕВИОРИЗМ
«Поиск ПРОМЕЖУТОЧНЫХ переменных»
S→N→R
ОПЕРАНТНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ
Беррес Скиннер (1904-1990)
Отвергал идею «промежуточных переменных»
Ввел понятие «оперантное» поведение
Обосновал ведущую роль ПОДКРЕПЛЕНИЯ для
закрепления реакций
ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(НАУЧЕНИЕ)
Виды поведения (безусловнорефлекторное,
условнорефлекторное, оперантное)
Ведущая роль ПОДКРЕПЛЕНИЯ
«Планы подкрепления» (1957)
Программы управления и модификации
поведения:
1) Ситуации
2) Реакции
3) Подкрепления
«По ту сторону
свободы и
достоинства» (1971)
Контроль:
СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЙ
БИХЕВИОРИЗМ
Альберт БАНДУРА
«Научение без
проб»
«Научение через
наблюдение»
«Научение без
подкрепления»
Исследования
агрессивного
поведения
Эксперимент с куклой БОБО
Модель взаимного
детерминизма поведения
S
R
N
ВЫВОДЫ
I.
В конце XIX – начале ХХ века происходит
бурное развитие экспериментальной и
прикладной Ψ
II. Это приводит к методологическому кризису
Ψ, наиболее острая фаза которого
приходится на 10-30-е годы ХХ века
III. Важнейшим последствием кризиса является
возникновение новых научных школ, каждая из
которых предлагает свое понимание
предмета, методов и задач психологии
IV. БИХЕВИОРИЗМ возник в 1913 г. и являлся самым
мощным направлением американской Ψ
первой половины ХХ века
V. В течение ХХ века бихевиоризм претерпел
значительную эволюцию