Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История Ψ

  • 👀 330 просмотров
  • 📌 303 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История Ψ» pdf
ИСТОРИЯ Ψ Развитие экспериментальной и прикладной Ψ в конце XIX – начале ХХ вв. Открытый кризис в психологии Бихевиоризм ПЛАН I. Специфика развития экспериментальной и прикладной Ψ на рубеже XIX-XX вв. II. Причины, движущие силы, проявления и последствия кризиса в Ψ III. Становление и развитие бихевиоризма РАЗВИТИЕ Ψ на рубеже XIX-XX вв.  Психология развивается под сильным влиянием программы В.Вундта  В разных странах появляются экспериментальные лаборатории, созданные по образцу вундтовской  Лаборатории возникают не только при университетах, но и при клиниках ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ Ψ 1. Развитие метода эксперимента 2. Развитие других методов объективного психологического исследования 3. Более тесное соединение теории и практики 4. Возникновение отраслей Ψ в теоретических и прикладных областях Память (Г. Эббингауз, РАЗВИТИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТА НОВЫЕ СФЕРЫ НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ Г. Мюллер) Мышление (О.Кюльпе, Вюрцбургская школа) НОВЫЕ ФОРМЫ Е С Т Е С Т В Е Н Н Ы Й ДРУГИЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ  ТЕСТ: Ф.Гальтон использовал термин “test” для названия метода исследования в 1890 г. Этот метод стал основным в «психологии индивидуальных различий»  ОБЪЕКТИВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, объектом которого стали животные, дети, больные  ОПРОС (устный и письменный) активно использовал Ст. Холл в педологических исследованиях. Соединение психологической науки с практикой 1. Промышленность  ПСИХОТЕХНИКА (Г. Мюнстерберг) 2. Образование  ПЕДОЛОГИЯ (Ст. Холл) 3. Медицина (психиатрия)  АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (З.Фрейд, К. Юнг) Ψ – самостоятельная наука! Огромная сфера научных и практических исследований:  Детская Ψ  Зоопсихология  Ψ индивидуальных различий  Патопсихология  Социальная Ψ и др. Появление профессии «ПСИХОЛОГ» I Международный Психологический конгресс (Париж, 1889):  Более 200 делегатов  Организован по инициативе Парижского общества Ψ, В.Вундт не присутствовал  13 делегатов из России КРИЗИС Ψ 10-30-х гг. ХХ в. Лев Семенович ВЫГОТСКИЙ «Исторический смысл психологического кризиса» Методологическое исследование (1927) Издано: Москва, «Педагогика», 1982 1896 - 1934 КРИЗИС Ψ 10-30-х гг. ХХ в. Причины: методологические, психология «переросла» представления о предмете и методе, сформулированные в XVII веке Движущие силы: бурное развитие экспериментальной и прикладной психологии, возникновение психологических лабораторий Проявления: обострение споров и дискуссий относительно предмета, методов, задач психологии Последствия: возникновение новых школ, каждая из которых претендовала на построение «новой» психологии. Кризис остается открытым КРИЗИС Ψ 10-30-х гг. ХХ в. Основные научные школы, возникшие на рубеже XIX-XX веков:  Бихевиоризм  Глубинная психология (психоанализ)  Гештальтпсихология  Описательная психология  Французская социологическая школа в психологии  Рефлексология и реактология в России  Др. БИХЕВИОРИЗМ BEHAVIOUR (англ.)ПОВЕДЕНИЕ Наука о ПОВЕДЕНИИ Ведущее направление американской психологии первой половины ХХ века ПРЕДПОСЫЛКИ БИХЕВИОРИЗМА В ФИЛОСОФИИ П О З И Т И В И З М П Р А Г М А Т И З М В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ Ψ Эксперименты С животными: Э. ТОРНДАЙК и др. В ФИЗИОЛОГИИ В.Н.Д. Исследования рефлекса: И.М. ПАВЛОВ, В.М. БЕХТЕРЕВ ДЖОН УОТСОН (1878-1958)  Родился в Южной Каролине, трудное детство  Учился в баптистском университете  1903 – докторская степень в Чикагском университете (рук. Д.Дьюи, Дж.Энджел): «Обучение животных: Экспериментальное исследование физического развития белой крысы, сопряжённого с ростом нервной системы» НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ Дж.Уотсона  1920 – эксперимент  С 1908 г. Дж.Уотсон «маленький Альберт» работает в Университете Дж.  Вынужден оставить Хопкинса (Балтимор), науку эксперименты с животными  Огромная популярность среди студентов («самый красивый профессор»)  1913 – МАНИФЕСТ БИХЕВИОРИЗМА: «Психология с точки зрения бихевиориста»  Президент АРА (1915) «МАНИФЕСТ БИХЕВИОРИЗМА»  ПРЕДМЕТ изучения – ПОВЕДЕНИЕ, а не сознание  МЕТОДЫ – объективные: эксперимент и наблюдение  Главная задача: отвечать запросам практики («бихевиоризм должен стать лабораторией общества») Теоретическая программа Дж. Уотсона I. II. Поведение – система реакций организма Любая реакция детерминирована стимулом III. S → R – единица поведения IV. Задачи бихевиоризма: 1. 2. 3. 4. Выявить и описать все реакции Исследовать их образование Изучить законы их комбинации По стимулу предсказывать реакцию (поведение), по реакции заключать о стимуле. УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ТИПЫ РЕАКЦИЙ ВНЕШНИЕ и ВНУТРЕННИЕ ВРОЖДЕННЫЕ (безусловные) и ПРИОБРЕТЕННЫЕ (условные) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  Исследования возникновения условной реакции страха у ребенка («Маленький Альберт»)  Большинство экспериментов проводилось на животных (более «чистые» объекты), результаты переносились на человека (нет качественной разницы в поведении) ЛИНИИ РАЗВИТИЯ БИХЕВИОРИЗМА 30-40 гг. XX века НЕОБИХЕВИОРИЗМ (Э.Толмен, К. Халл) ОПЕРАНТНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ (Б. Скиннер) ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (Дж. Миллер, Дж. Доллард) Вторая половина ХХ века: СУБЪЕКТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ (Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам) НЕОНЕОБИХЕВИОРИЗМ (СОЦИАЛЬНОКОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ): А. Бандура НЕОБИХЕВИОРИЗМ «Поиск ПРОМЕЖУТОЧНЫХ переменных» S→N→R ОПЕРАНТНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Беррес Скиннер (1904-1990)  Отвергал идею «промежуточных переменных»  Ввел понятие «оперантное» поведение  Обосновал ведущую роль ПОДКРЕПЛЕНИЯ для закрепления реакций ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (НАУЧЕНИЕ)  Виды поведения (безусловнорефлекторное, условнорефлекторное, оперантное)  Ведущая роль ПОДКРЕПЛЕНИЯ  «Планы подкрепления» (1957)  Программы управления и модификации поведения: 1) Ситуации 2) Реакции 3) Подкрепления  «По ту сторону свободы и достоинства» (1971) Контроль: СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ Альберт БАНДУРА «Научение без проб» «Научение через наблюдение» «Научение без подкрепления» Исследования агрессивного поведения Эксперимент с куклой БОБО Модель взаимного детерминизма поведения S R N ВЫВОДЫ I. В конце XIX – начале ХХ века происходит бурное развитие экспериментальной и прикладной Ψ II. Это приводит к методологическому кризису Ψ, наиболее острая фаза которого приходится на 10-30-е годы ХХ века III. Важнейшим последствием кризиса является возникновение новых научных школ, каждая из которых предлагает свое понимание предмета, методов и задач психологии IV. БИХЕВИОРИЗМ возник в 1913 г. и являлся самым мощным направлением американской Ψ первой половины ХХ века V. В течение ХХ века бихевиоризм претерпел значительную эволюцию
«История Ψ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot