История становления социальной психологии, как науки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
При изучении данной темы, особое внимание следует обратить:
на специфику каждого периода в развитии социальной психологии с детальным
усвоением его особенностей.
детально ознакомится с основными социально-психологическими теориями
возникавшими на различных этапах становления социальной психологии.
изучить биографии наиболее ярких представителей социальной психологии на
различных этапах её развития.
Конспект лекции.
История становления социальной психологии, как науки.
Первые
попытки
создания
социально-психологических
концепций.
Становление социальной психологии как самостоятельной науки. Развитие
социальной психологии в России.
Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения
и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а
также характеристики самих групп.
В
течение
длительного
периода
социально-психологические
взгляды
разрабатывались в рамках различных философских учений (Гоббс, Локк, Гельвеций,
Руссо, Гегель). Элементы социальной психологии складывались внутри конкретных наук
– в психологии и социологии, а также в антропологии (Э.Тейлор), этнографии (Л.Морган,
Леви-Брюль), криминологии и языкознании.
Ко второй половине Х1Х века относятся первые попытки создания социальнопсихологических концепций: «психология народов» (М.Лацарус, Х.Штейнталь, В.Вундт),
«психология масс» (С.Сигеле, Г.Лебон) и теория «инстинктов социального поведения»
(У.Макдугалл).
Экспериментальный период развития социальной психологии. Экспериментальная
практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии. Начало 20 века и
особенно период конца 19-начала 20 века (после Первой мировой войны) считается
началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Программа,
предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф.Г. Олпортом, считается официальной вехой,
сформулировавшей
требования
превращения
социальной
психологии
в
экспериментальную дисциплину. Основное развитие социальная психология получает в
США, бурное развитие экономики стимулировало практику прикладных исследований.
Именно в рамках этого периода социальная психология набрала силу как научная
дисциплина, были проведены многочисленные исследования малых групп, разработаны
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
методики,но, с другой стороны, проблематика массовых процессов, больших групп
оказалась практически исключены из поля зрения.
Начиная с 1950-х годов 20 века резко стали возрастать критические тенденции в
социальной психологии, в частности, вызванное оживлением к теоретическому знанию.
Четыре основные теоретические ориентации, в рамках которых группируются
исследования: бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории, интеракционизм. Три
представляют собой социально-психологические варианты основных течений
психологической мысли, а четвертое - интеракционизм - социологический источник.
Социальная психология как наука включает в себя следующие основные разделы:
закономерности общения и взаимодействия людей, психологические характеристики
групп, как больших (классы, нации), так и малых ( изучаются такие явления, как
сплоченность, лидерство, процесс принятия групповых решений и др.), психология
личности, практические приложения социальной психологии.
Значение социальной психологии определяется необходимостью привлечения данных
о закономерностях социального поведения людей, их психических свойствах и процессах,
что необходимо для налаживания совместной деятельности людей в различных сферах
жизнедеятельности современного общества, для организации быта и досуга, обучения и
общения, для формирования личности человека.
Становление и развитие социальной психологии в нашей стране осуществлялись в
условиях дискуссий по кардинальным методологическим проблемам. Расхождения во
взглядах социальных психологов касались определения объекта, предмета и места
социальной психологии.
Первая точка зрения считает центральной проблемой социальной психологии изучение
личности, вторая – «массовидные явления психики», третья – «социальная психология –
наука, изучающая групповую и массовую психологию, и особенности поведения
индивида, личности в группе».
Задачи социальной психологии:
1. Изучение специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное
сознание людей, и соотношение между его компонентами,
2. Всестороннее осмысление и обобщение данных об источниках возникновения,
формирования и развития социально-психологических процессов,
3. Выявление закономерностей функционирования социально-психологических
явлений и процессов в различных социальных условиях,
4. Социально-психологический анализ факторов, обуславливающих специфику и
эффективность совместной деятельности.
5. Изучение социально-психологического своеобразия явления и процессов,
возникающих в малой группе, их влияния на поведение и общение включенных в нее
людей.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
6. Изучение психологии больших социальных групп и специфики проявления
мотивационных,
интеллектуально-познавательных,
эмоционально-волевых
и
коммуникативно-поведенческих особенностей представителей этих групп.
7. Выявление роли и значения социально-психологических феноменов в религиозной,
политической, экономической и управленческой психологии.
Выделяют следующие функции социальной психологии: методологическая, теоретикопознавательная, мировоззренческая, регулятивная, прогностическая, аксиологическая.
Теоретические исследования концентрируются вокруг четырех основных
направлений: бихевиоризма, психоанализа, когнитивных теорий и интеракционизма.
Бихевиоризм в социальной психологии использует преимущественно те варианты
этого направления,которые связаны с необихевиоризмом - выделяют следующие
направления: подход К.Халла (идея промежуточных переменных) и подход Б.Скиннера
(классический бихевиоризм). Центральной идеей во всех теориях (Н.Миллера,
Д.Долларда, Дж.Тибо, Г.Келли) является идея подкрепления. Необихевиоризм в
социальной психологии претендует на создание стандарта подлинно научного
исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения.
Основной методологический упрек, который обычно делается бихевиоризму
(большинство работ выполнено с перенесением особенностей животных на людей)
социальные психологи этого направления пытаются преодолеть. В рамках этого
направления меньше всего прослеживается "социальный контекст".
Построением социальной психологических теорий занимались представители
классического фрейдизма: Л.Байон, В.Беннис, Г.Шепард, Л.Шутц (в рамках этих теорий
зародилась практика создания Т-групп, где используются социально-психологические
механизмы воздействия людей друг на друга), и представители неофрейдизма: Э.Фромм,
Дж.Салливан. В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только
диадического взаимодействия и рассмотреть процессы в более многочисленных группах.
В рамках данных направлений содержится вкрапление отдельных положений
психоанализа в исследовательскую практику. Примером этого является работа под
руководством Т. Адорно "Авторитарная личность", где идея фрейдизма о фатальной
предопределенности личности взрослого опытом детства использована для выявления
психологических предпосылок появления фашизма.
К теориям когнитивистской ориентации относятся: теория сбалансированных структур
Ф.Хайдера, теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория когнитивного диссонанса
Л.Фестингера и теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума. Исходным
принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения
познавательных (когнитивных) процессов индивида. В отличие от бихевиористски
ориентированной социальной психологии в данной ориентации подчеркивается с особой
силой роль и значение "менталистских " образований в объяснении социального
поведения человека. Внимание уделяется к рациональному поведению человек.
ЧОУ ВО «Восточно – Европейский институт психоанализа» (eeip.ru)
Дистанционное обучение (do.eeip.ru)
В современной социальной психологии интеракционизм включает идеи Г.Мида,
Г.Блумера, М.Куна; теорию ролей (Т.Сарбин), теорию референтных групп (Г.Хаймен и
Р.Мертон), развиваются идеи «социальной драматургии» Э.Гофмана. В интеракционизме
сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения.
Для этого вводится ключевое понятие "взаимодействие", в ходе которого осуществляется
формирование личности. Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается
исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему
общественных отношений, в социальную структуру общества.
Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:
1. Кто из зарубежных учёных стоял у истоков зарождения социальной психологии?
2. Кому из зарубежных учёных принадлежит авторство теории «групповой
динамики»?
3. В чём заключается суть «деятельностного подхода» к исследованию социальнопсихологических явлений и кто автор данного подхода?
4. Какие работы по социально-психологической проблематике принадлежат А.В.
Петровскому?
Учебные задания для самостоятельной работы:
1. Назовите основные периоды становления социальной психологии как
самостоятельной науки и дайте подробную характеристику каждому периоду.
2. Назовите фамилии наиболее известных отечественных учёных в области
социальной психологии.
3. Назовите наиболее известные направления развития социальной психологии за
рубежом.
Составьте перечень фамилий зарубежных учёных внёсших наиболее существенный
вклад в становление социальной психологии как науки.