Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция21. История становления налоговой системы РФ
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде
обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях,
складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные
отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов.
I. История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной
России
1. Налогообложение в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.). В Древнерусском
государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань — прямой налог
(подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя
Oлeга (? — 912). При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию.
По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть
контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым»,
определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное
количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых
прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей,
деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в.
Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала» (под
ралом понималась единица обложения — плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное
средство того времени на Руси).
Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась
система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем
снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его
дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор.
Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.
Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с
податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов
«ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог
непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности
(«ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. В XIII в. дань
взималась в пользу ханов Золотой Орды ( выход ордынский), платили ее русские князья начиная с
Ярослава Всеволодовича (1191 — 1246, в 1236—1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. — великий
князь Bлaдимиpский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были
проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских
земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.
В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая
направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440—
1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в
договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском,
но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III
закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво — медовая дань.
В XV—XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков — яеуся.
К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права
на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально
полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих
слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий
1
назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы)
великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия
пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления
наместников. Сборы приурочивались к определенному времени — сбору урожая.
С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем —
князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых
людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были
отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.
В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения,
появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и
др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки.
Судебная пошлина « вира» взималась за убийство, пошлина « продажа» — за другие
преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу
налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и
посадских людей.
Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время
вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного
оружия, емчужные — на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников
— людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные
территории. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших
собой налог на содержание стрелецкого войска.
При Иоанне IV Грозном (1530—1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег
из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных
лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения (XVI—XVII вв.),
ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги,
таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Bлaдимиpская,
Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.
Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», означавший знатных
лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при
наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины, это аналог
западноевропейских откупщиков.
С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были
ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения),
упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские
учреждения.
В период царствования Михаила Фeдopoвича (1596—1645, царь с 1613 г., первый царь из
рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей,
живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. (Под термином «тягло» порой
понимались все виды прямых налогов.) Тяглом облагался не член общины, а определенная
единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по
назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность
к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.
В XV—XVI вв. (период становления централизованного государства) распространение
получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии — царя), взимавшаяся в
качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи».
Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха
стала заменяться новой податной единицей — «живущей четвертью». В различные периоды на
отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.
2. Налоговая реформа Петра I (XVIII в.). Для покрытия дополнительных расходов Петр
Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на
покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и
чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков
2
были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней;
налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с
найма домов; ледокольный налог и др.
В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены
новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина,
знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов:
финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы
местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие
получила система взимания налогов через откупщиков.
Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого
с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и
имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.
3. Налоговые реформы первой половины XIX — начала XX в. При Александре I
(1777—1825, император с 1801 г.) изменения в акты законодательства вносились в части
следующих фискальных сборов и налогов: оброчный сбор; гильдейский сбор; пошлина с
наследств; горная подать; гербовый сбор; питейный сбор.
Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от
недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.
Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных
повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.
В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора
промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги
и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных
напитков ( винным акцизом).
Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и
таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в
1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.
II. История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой
системы современной России
1. Налоги Советской России в эпоху «военного коммунизма», налоговая система во
время нэпа в 1922—1929 гг. Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской
власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или
натуральные поборы.
8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учрежден Народный комиссариат
финансов (Наркомфин) — центральный орган государственного управления отдельной сферой
деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства.
Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции
стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря)
1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и
промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались
твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть
до расстрела».
В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством
классовой борьбы. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
(ВЦИК) и СНКот 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный
революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов
денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и
оборону страны». Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога
раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно
декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью
налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и
деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Впрочем, экономический и
3
политический эффект налога был невелик — вместо 10 было собрано около 1,5 млрд. руб.
Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за
торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных
Советов от 3 декабря 1918 г. На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 гг. декретов об
изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в
городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не
облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу
скота на рынке.
Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных
мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли,
мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим
контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.
Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах
налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый
налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы;
пошлины; гербовый сбор.
Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный;
подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурнобытового строительства.
Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких
хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.
2. Налоговая реформа 1930—1932 гг. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК
СССР от 2 сентября 1930 г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой
реформы была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий
(около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях
от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено.
Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений
на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства
формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта,
производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во
многом утратили значение для бюджета.
3. Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941—1965 гг.Во время войны
действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий,
установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета
указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены
новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан
СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых
собак.
Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и
малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание
помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот
налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии.
Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.
Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения
в
части
подоходного
и
поимущественного
налогообложения
физических
лиц;
сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и
культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.
Кстати, налогообложение киноиндустрии впервые было введено еще в царской России.
Таков был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада
Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь
внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить
«синематограф» налогом.
4
В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения
неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение
основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они
уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40%
доходной части бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового
статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только
через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые
органы осуществляли во внесудебном порядке. В литературе это объяснялось различной природой
финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы организаций и предприятий были
всенародной собственностью, а колхозов — групповой, колхозно-кооперативной.
В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере
налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить
постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В
первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы
трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая
1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».
4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. В 1986 г. в СССР была
разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с
положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)»
устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой
деятельностью.
В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г.
граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить
регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета
народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть
приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных
республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная
пошлина.
Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер
которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане,
имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались
от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном
предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных
предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для
индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием
иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:
а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;
б) постановления Совета Министров СССР:
•
«О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий,
международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января
1987 г.;
•
«О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий
с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;
в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных
с созданием на территории СССР совместных предприятий»;
г) постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии
внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных
предприятий, объединений и организаций».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с
владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов
по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были
5
систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и
организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций
уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на
экспорт и импорт.
Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения
граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном
налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены
самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства
и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1
января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении
второго этапа реформы подоходного налога с граждан.
В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими
союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги.
Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения:
Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с
предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся
под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый
режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение
стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых
потоков в российский, а не в союзный бюджет».
В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная
государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой
службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. —
Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране
впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.
5. Становление налоговой системы современной России. Основы налоговой системы и
система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре —
декабре 1991 г.
Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный
налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на
добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.
Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации», явившийся основой регулирования налоговый
правоотношений.
Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.
Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при
Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный
орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.
С принятием выше названных законов впервые в России была создана налоговая система.
Необходимость ее создания была вызвана экономическими преобразованиями, переходом к
рыночной экономике. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных
отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной
инфраструктуры, способствовать снижению инфляции.
Созданная налоговая система в первые годы реформ в экономике России в определенной
степени выполняла свою роль. Она обеспечивала минимальные потребности государства в
финансовых ресурсах на всех уровнях бюджетной системы.
Однако по мере углубления рыночных преобразований все очевиднее выявлялись
недостатки действующей налоговой системы, она все более становилась несоответствующей
происходящим изменениям в экономике:
-большое число налогов;
- нестабильность;
- большое число подзаконных актов;
6
- неточность и неясность формулировок, возможность различных толкований отдельных
положений;
- высокое налоговое бремя.
В 1998 г. ( c 01.01.1999 введена в действие) была принята первая часть Налогового кодекса
РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй.
В настоящее время вторая часть Налогового кодекса
практически полностью сформирована (отсутствует только глава, посвященная налогу на
имущество физических лиц)
В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее
функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации
Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.
В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов
исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и
сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и
ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов
Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за
вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин
России.
III Функции налогов
Фискальная (распределительная) функция налогов. Посредством этой функции
реализуется основное общественное назначение налогов — формирование финансовых
ресурсов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него
обществом функций. В рамках фискальной функции реализуются экономические
отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение
потока
финансовых
ресурсов
от
экономических
агентов
к
государству.
Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством
налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также
предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции,
происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок,
системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.)
государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов,
предпринимательскую активность физических лиц и т. д. Регулирующая функция, таким
образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только
экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть —
плательщик),
но
и
отношения
экономических
агентов
между
собой.
С распределительной и регулирующей функциями налога тесно связана его
социальная
функция.
Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и
реализуется
посредством:
•
использования
прогрессивной
шкалы
налогообложения;
• применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на
приобретение
или
строительство
нового
жилья);
• введения акцизов на товары, наносящие вред здоровью (алкоголь и сигареты) или
окружающей
среде
(автомобили,
бензин,
дизельное
топливо)
и
т.
п.
Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие
суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер
налогового
бремени
исходя
из
величины
доходов
физического
лица.
Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами
рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с
целью поддержания социального баланса в обществе. Она базируется на сложной системе
экономических отношений, включающих как вертикальные (власть - плательщик,
7
федерация - регион - муниципалитет), так и горизонтальные связи между экономическими
агентами, субъектами Федерации.
Полная реализация всех функций налогообложения обеспечивает эффективность
финансово-бюджетных
отношений
и
налоговой
политики
государства.
8