Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
История развития отечественной и зарубежной психологии как науки
План
1. Этапы развития и основные направления психологии.
2. Этапы развития психологии за рубежом.
3. Развитие психологии в России.
1. Этапы развития и основные направления психологии
Психология, как уже было сказано, занимает особое место в системе других наук. А что она представляет собой как наука? Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Предмет изучения психологии – факты, механизмы и закономерности психики. К такому пониманию своего предмета психология пришла не сразу, а поэтому в истории развития психологии можно выделить ряд этапов.
Таблица 1.
Этапы развития психологии
Этап
развития психологии
Временной
период
Основные
представители
Основные идеи
1. Психология как учение о душе
а) Античность,
(IV в. до н.э.–V в. н.э.)
б) Средневековье
(V–XVI вв.)
в) Возрождение, Новое время (XVI–XVIII вв.)
а) Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель
б) Фома Аквинский, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс)
в) Р. Декарт, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц
Борьба между материализмом и идеализмом. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
Знаменитое изречение Декарта: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Сознание понималось широко – как способность думать, чувствовать, желать. Единственный метод изучения – интроспекция (самонаблюдение).
2. Психология как наука о сознании
Новое время (Вторая половина XIX века)
В. Вундт
Оформление в самостоятельную науку. Открытие первой лаборатории экспериментальной психологии.
3. Отсутствие единого предмета (кризис зарубежной психологии)
Новейшее время (начало XX века)
З. Фрейд, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, М. Вертхаймер
Отсутствие единого предмета психологии. Оформление различных направлений и научных школ.
4. Современный этап – интеграция психологических знаний
Новейшее время (XX–XXI век)
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Майерс и др.
Современная психология сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Как видим из таблицы 1., в истории развития психологии есть две основные вехи – донаучный и научный этапы, причем известна точная «временная точка», разделяющая их – 1879 год. Чем знаменателен этот год для психологии? История психологии как самостоятельной науки начинается в 1879 году с основания немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории в Лейпциге. Вскоре, в 1885 г., В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Вместе с тем, выбранный как единственно верный научный метод изучения психических явлений – интроспекция (самонаблюдение) не дал хороших результатов и, исчерпав свои возможности, привел к кризису в психологии. Кризис психологии проявился в том, что ученые стали пересматривать предмет психологии и менять о нем представление, возникло много направлений, каждое из которых претендовало на создание своей научной психологии и своего предмета психологии.
2. Этапы развития психологии за рубежом
1 этап.
Психология – наука о душе.
Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Однако параллельно в медицине шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биологии. При этом все более выявлялось противоречие философского знания о душе и естественно-научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состояния ответить на вопрос, как снять это противоречие. Эта объективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала своего разрешения. Требование стимулировалось потребностями практики в сферах производственной и социальной жизни. Разрешение кризисной ситуация имело важнейшим следствием выделение психология в отдельную науку со своим арсеналом методов и средств.
2 этап.
Психология – наука о сознании.
Психология – область знаний, которая была признана мировым сообществом наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог и психолог В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию в Лейпциге. Создание лаборатории положило начало экспериментальной, а значит и объективной, доказуемой психологии, а не просто умозрительной и субъективной. Нельзя было точно сказать, верна ли гипотеза ученого или это просто его личное заблуждение до тех пор, пока В. Вундт не стал проводить научные эксперименты. Психология была определена как наука о сознании человека, которое должно изучаться экспериментально. В качестве основного исследовательского метода был выбран метод интроспекции (взгляд внутрь), т.е. организованного по специальным правилам самонаблюдения. Цель исследования — получение данных о структуре сознания. Научное направление школы В. Вундта получило название структурализма. Сторонники структурализма считали, что психика слагается из элементарных процессов сознательного опыта. Различались три категории элементов: ощущение, представления и чувство, которые соединяются по законам ассоциаций. Оно интенсивно развивалось еще почти полвека, особенно в США (Э.Титченер).
3 этап.
Психология – наука о поведении.
Активизация психологической мысли, особенно в связи с запросами сферы труда, имела результатом то, что в конце ХIХ в. в США возникло новое научное направление в психологии — бихевиоризм. Оно сыграло исключительную роль в развития психологической науки, ее экспериментальных методов и связей с практикой. Возникновение этого направления связано с именами Э.Торндайка и Д.Уотсона. Основная концепция этого направления базировалась на том, что предметом психологии является не сознание и не деятельно сознания, а поведение. Поведение выражается в тех или иных поступках, действиях, реакциях и зависит от внешнего воздействия (стимула). Таким образом, можно сопоставлять характеристики стимула и характеристики поведения. Задавая определенные характеристики стимула, можно получить планируемый эффект и, если необходимо, закрепить эту связь при помощи формулы стимул (S) — реакция (R). Концепция бихевиоризма продолжает развиваться и в наши дни. Она получила подтверждение и признание в практике организации трудовой деятельности, обучения и психотерапии.
Психоанализ - психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом в конце ХIХ в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.
Гештальтпсихология - психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. К этому направлению принадлежат прежде всего М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи критического реализма и положения, развивавшиеся Э.Герингом, Э.Махом, Э.Гуссерлем, И.Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как фактор близости, фактор сходства, фактор хорошего продолжения, фактор общей судьбы. В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод рассуждения вслух и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М.Вертгеймер, К.Дункер). При этом возникновение того или иного решения в продуктивном мышлении животных и человека трактовалось как результат образования хороших гештальтов в психологическом поле. В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения личностного измерения. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу NewLook.
Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурарди др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках: 1) Человек целостен; 2) Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; 3) Главной психологической реальностью являются переживания человека; 4) Человеческая жизнь - единый процесс; 5) Человек открыт к самореализации; 6) Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
Таблица2.
Основные направления зарубежной психологии
Научное
направление
Предмет
психологии
Представители
направления
Психоанализ
Бессознательное
З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, А. Фрейд, К. Хорни, Г.С. Салливан
Бихевиоризм
Поведение (реакция в ответ на стимул)
Дж. Уотсон, Э. Торндайк, И.П. Павлов, Э.Ч. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура
Гештальт-психология
Сознание и познавательные процессы как психическое поле с целыми психическими структурами – гештальтами
М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин
Когнитивизм
Познавательные (когнитивные) процессы
Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж.С. Брунер, Г. Хоманс, Г. Келли, Р. Аткинсон
Интеракционизм
Взаимодействие людей, ролевое поведение
Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блумер
Экзистенциально-гуманистическое
Личность и ее потенциал (самореализация)
А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт, Р. Мэй, В. Франкл
Трансперсональная
психология Космическая эволюция человека, А. Маслоу, С. Грофф, К.Уилбер
процесс внутренней трансформации,
расширение сознания за пределы
обычных границ Эго, саморазвитие личности,
психическое здоровье
На современном этапе развития психологии наблюдается интеграция научных знаний, поэтому различные направления, представленные в табл.2, представляют собой взаимодополняющие, а не исключающие друг друга подходы к изучению человека.
3. Развитие психологии в России
Временные периоды, характеризующие критические точки в развитии российской психологии.
I этап - 40-60-е годы XIХ в. - Период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и естественных наук) была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины, предложенная И.М. Сеченовым.
II этап - конец XIX в. - Идеологический кризис в российском обществе ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это привело к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию, идеи В. Соловьева и его последователей одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественно-научная) психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге.
III этап - 20-30-е годы XX в. - Зарождение советской, марксистской психологии, появившейся. В многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества.
IV этап - Вторая половина XX в. - Возрождение школ, запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева, Выготского), активный поиск новых путей развития, новые исследования и открытия в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной психологией. Многие отечественные исследования, мало известные за рубежом (нейропсихологические работы А. Р. Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получают широкое распространение в мировой психологии, дополняются новыми материалами.
V этап – нач. XXI в. - Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ, совершенствование методов экспериментального исследования психики, разнообразие диагностических методов и методик. Наметились тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ, как на уровне теории, так и в области практики.
Характеристика периодов развития. В шестидесятых годах XIX века российский физиолог И.М. Сеченов (1829-1905) разработал первую программу построения психологии как самостоятельной науки. Именно этот ученый предложил предметом психологии считать различные виды психической деятельности субъекта в их развитии и связи друг с другом. В качестве основного метода психологии Сеченов определил объективное наблюдение. Одной из наиболее ярких его работ «Рефлексы головного мозга» (1863). Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.
Основателем отечественной экспериментальной психологии считается выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог и психолог В.М. Бехтерев (1857-1927). Он первым в Российской империи создал лабораторию экспериментальной психологии при клинике Казанского университета в 1885 году. Интересно, что годом ранее, в 1884 году во время командировки в Европу (Париж, Вена, Берлин и Лейпциг) В.М. Бехтерев познакомился со многими основателями мировой науки психологии, в том числе и с самим В. Вундтом. Труды И. П. Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм. Бехтерев, Павлов, Корнилов основатели таких направлений в России как рефлексология и реактология.
А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. А. Ф. Лазурский впервые доложил об естественном эксперименте на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет его книга «Естественный эксперимент и его школьное применение». Н. Н. Ланге - один из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Н. Н. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.
До и во время революции 1917 года, в двадцатых (когда был образован СССР) и в начале тридцатых готов XX века психология не только не погибает, но и крепнет. Создается молодая советская школа психологии, продолжающая развивать теории основоположников отечественной психологии и в то же время решающая актуальные социальные задачи нового советского общества. В это время науку создают такие выдающиеся и известные на весь мир психологи как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, М.Я. Басов, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, П.П. Блонский, И.А. Соколянский, С.Г. Геллерштейн, К.К. Платонов, Н.Д. Завалова и другие.
Культурно-историческая психология как направление в психологических исследованиях заложена Л.С. Выготским в конце 1920-х гг. Л. С. Выготский создал культурно-историческую теорию развития психики человека. Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. И формируются они в ходе социальных взаимодействий. Высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. Для того чтобы четко обозначить проблему, автор сближает три фундаментальных понятия, ранее рассматривавшихся как раздельные - понятие высшей психической функции, понятие культурного развития поведения и понятие овладения процессами собственного поведения.
В середине тридцатых годов советская психология резко останавливается в своем развитии. Она была разгромлена и запрещена властью, резко были остановлены психологически исследования (даже идеологически близкие советской власти), перестали издаваться психологические журналы.
Период упадка науки длился примерно тридцать лет. Но даже под строгим запретом, в период репрессий, голода, страшной войны оставались ученые, не забывающие о психологии: Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, Е.Н. Соколов, другие.
В советский период развития отечественной психологии деятельностный подход был центральной концепцией. Активно развивали это подход С.Л.Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. Центральной идеей выступал постулат о единстве сознания и деятельности. Деятельность понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру и через который его психика становится познаваема для других (С.Л.Рубинштейн). Деятельность, помимо объективного отражения реальности, переводит образ в объективно-предметную форму, которая может быть вещественной или идеальной (т. е. нематериальной). Язык является формой отражения образа в индивидуальном сознании (А.Н. Леонтьев). Б.Г. Ананьев не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых. Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев, автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугой А. Н. Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики, а также завершение разработки теории деятельности.
В шестидесятых – восьмидесятых годах ХХ века ведущими отраслями советской психологии остаются социальная, дифференциальная, судебная, инженерная, психология обучения и воспитания и прикладные отрасли. В это время науку создают П.В. Симонов, Н.П. Бехтерева, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров, В.Д. Небылицын, Б.Ф. Ломов, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин и другие. А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А. В. Запорожца — организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР — входили вопросы возрастного развития и воспитания детей. Д. Б. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития. Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. Благодаря исследованиям А. Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.
Современная психологии XXI нацелена на исследование психологических аспектов важных социальных проблем: наркомании, детской преступности, толерантности и профилактики экстремизма, фундаментализма, фанатизма и др. Также занимается разработкой технологических методов формирования установок толерантного сознания у различных слоев населения.
Главной проблемой современной психологии является использование ее как инструмента манипулирования индивидуальным и общественным сознанием людей. Во всем мире психологов привлекают к формированию привлекательного имиджа политика, сотворению кумиров, навязыванию вредных товаров и услуг, внушению опасных представлений, мнений, установок, разжиганию вражды между людьми.
Еще не решены многие задачи психологии, как теоретические, так и практические. Тем не менее, наука постепенно развивается, расширяется и совершенствуется.
Литература
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 583 с. : ил. – (Учебник для вузов).
2. Немов, Р. С. Психология : учебник / Р. С. Немов. – Москва : Юрайт, 2011. – 639 с.
3. Психология : учебник / под ред. Б. А. Сосновского. – Москва : Юрайт, 2011. – 799 с.
4. Годфруа, Ж. Что такое психология. Кн. 1 / Ж. Годфруа. - М., 1992. - С. 66 - 92.
5. Петровский, А.В., Ярошевский, И.Г. История психологии / Петровский А.В., Ярошевский И.Г. - М., 1994. - С.102-130.
6. Розин, В.М. Психология: теория и практика / Розин В.М. - М., 1997. - С. 50-58.
7. Лучинин, А.С. История психологии / А.С. Лучинин. – М., 2005. – С.224-246
Доступно в ЭБС «IPRbooks»:
8. Григорьев, Д. А. Психология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Д. А. Григорьев. – Электрон. текстовые данные. – Москва : Всероссийский государственный университет юстиции, 2015. – 52 c. – 978-5-00094-083-9. — Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/41198.html
9. Дементий, П. И. Методологические основы психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / П. И. Дементий, А. В. Колодина. – Электрон. текстовые данные. – Омск : ОмГУ, 2014. – 100 с. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/24900.html
1. Изучите лекционный материал и литературу к теме.
2. Составьте таблицу «История развития психологии в России и за рубежом»
Этап и период времени
Направления психологии (школы)
Основатели и последователи
Труды
Основные идеи