Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История кодификации отечественного семейного законодательства: акты, их структура, новации, основные институты

  • 👀 484 просмотра
  • 📌 426 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: История кодификации отечественного семейного законодательства: акты, их структура, новации, основные институты
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История кодификации отечественного семейного законодательства: акты, их структура, новации, основные институты» doc
Конспект лекции по теме: «История кодификации отечественного семейного законодательства: акты, их структура, новации, основные институты». В сфере образования в настоящее время сложился громадный нормативно-правовой массив на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном. Критический объем этого массива практически выходит из под контроля субъектов законодательного нормотворчества федерального и регионального законодателя, не говоря уже о муниципальном уровне. Правовые нормы, регулирующие те или иные отдельные комплексы отношений, связанных или вытекающих из деятельности в сфере образования, содержатся более чем в сорока федеральных законах и свыше двадцати указов Президента Российской Федерации. До сих пор действует немало «старых» нормативно-правовых актов советского периода, некоторые относятся еще к 30-м годам прошлого столетия. В каждом субъекте РФ также действует немногим меньше образовательных нормативно-правовых актов различной юридической силы. Эти данные отражают положение дел начала нынешнего столетия. Эти цифры изменились в настоящее время в еще большую сторону но, системный анализ образовательного нормативно-правового массива пока еще не проведен. Все это, создает существенные трудности в правовой работе органов исполнительной власти и образовательных учреждений и инициирует условия для юридических коллизий и необоснованных решений, сказывающихся на судьбах конкретных людей. Тем самым резко возрастает актуальность проведения систематизации действующего образовательного массива, и, прежде всего, кодификации законодательства об образовании на федеральном уровне. Главным образом, законодательства, и его кодификации, представленной в теоретико-правовой литературе. Под систематизацией законодательства принято понимать деятель­ность уполномоченных государственных и негосударственных органов, организаций, учреждений по упорядочению нормативных (законодательных) актов, приведению их в упорядоченную, согласованную систему. Национальное за­конодательство практически всех современных государств представляет обшир­ное нормативное хозяйство, состо­ящее из разноуровневых законодательных массивов, внутри которых нормативные акты отличаются своей тематической направленностью, сферами действия, объемом нормативного материала, юридической силой и др. При этом нормативное хозяйство весьма динамично: одна часть нор­мативных актов подвергается изменениям, дополнениям, оп­ределенная часть актов подлежит отмене. Законодательство постоянно дополняется вновь принятыми актами. Юриди­ческим средством обеспечения доступности и работоспособ­ности законодательства является его систематизация. В про­цессе систематизации нормативный материал подвергается определенной обработке, в результате которой нормативные акты располагаются в определенном порядке: распределя­ются по разделам, т.е. упоря­дочиваются, приводятся в определенную систему. Это носит название внешней систематизации. Внутренний аспект систематизации направлен на обеспечение единства право­вых норм, устранение коллизий и пробелов в правовом регу­лировании, издержек юридической техники при изложении правовых норм. В зависимости от состояния законодатель­ства, целей систематизации каждый из отмеченных ее ас­пектов применяется порознь либо комбинированно. Значение систематизации законо­дательства, как можно видеть, исключительно велико и заключается, прежде всего, в следующем: 1. научно обоснованная систематизация, предпо­лагающая анализ и переработку действующих нормативных актов, группировку их по определенной схеме, создание внут­ренне единой непротиворечивой и согласованной системы нор­мативного материала, является необходимым условием даль­нейшего совершенствования законодательства, повышения его эффективности, устранения его пробелов и освобождения от устаревших предписаний; 2. приведение законодательства в логически последовательную, упорядоченную и непротиворечивую систему нормативных актов, является важным требованием эффективного осуществления права гражданами, должност­ными лицами государства. Систематизированное законода­тельство удобно для оперативного поиска и надлежащего толкования необходимых правовых норм. В этом смысле систематизация выступает одной из важных гарантий законности правоприменительной деятельности; 3. презумпция знания закона гражданами обя­зывает государство обеспечить обозримость и доступность за­конодательства, гарантировать возможность беспрепятственного пользования населением нормативной правовой информацией. Систематизация законодательства, таким образом, создает удобства в пользовании правовой информацией, на этой основе повышается действенность правовых средств, создается благоприятная среда действия права. В современной юридической практике используются сле­дующие четыре основных способа систематизации нормативно-право­вых актов, которым соответствуют виды систематизации: 1)сбор, обобщение нормативно-правовых актов государ­ственными и иными организациями по предмету их деятель­ности (учет); 2) объединение, «инкорпорирование» нормативных правовых актов по тем или иным признакам в различные сборники, собрания (инкорпорация); 3) укрупнение или консолидирование множества нормативных актов по одному и тому же или не­скольким взаимосвязанным вопросам в один акт (консолидация); 4) подго­товка и принятие новых кодифицированных актов на основе переработки содержания действующих нормативных право­вых актов, а также введения в действие для регулирования данного вида отношений (кодификация). Для решения задачи наиболее целесообразной для образовательного законодательства систематизации многими исследователями в области образовательного права и практических специалистов системы образования признается именно кодификация, хотя эта тема пока еще носит дискуссионный характер. Кодификация как способ систематизации есть упорядочение юридических норм в про­цессе правотворческой деятельности, издание на этой основе единого, юридически и логически цельного кодифицированного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.). Совре­менное понимание кодификации отлично от его понимания в римском праве, где это понятие охватывало собрание всех законов, окончательно регулирующих право или одну ка­кую-нибудь его отрасль. Главная функция и важнейшая осо­бенность кодификации в ее современном звучании - измене­ние содержания правового регулирования, придание ему ком­плексного системного характера. С этой точки зрения, кодификация является высшей формой систематизации, которая обеспечивает коренную переработку действующего законодательства в той или иной сфере регулируемых им отношений и придаю­щая ему на этой основе новое качество. Кодификация высту­пает как средство совершенствования и упорядоче­ния законодательства и проводится с той целью, чтобы: 1. объе­динить и систематизировать апробированные в течение достаточно длительного времени дей­ствующие установления 2. уточнить их содер­жание 3. изложить с соблюдением требований законодатель­ной стилистики и законодательной техники. Тем самым обес­печивается максимально возможная полнота регулируемых данным кодифицированным актом общественных отношений. Критика кодифицируемого законодательства, являющегося основой кодификации, позволяет устранить противоречия и несогласованность действующих норм права, придать им совершенную форму. Принципиально выгодная особенность кодификации состоит в том, что она обеспечивает выполне­ние в правовой системе двух важнейших задач: 1) упорядочивает зако­нодательство и 2) качественно совершенствует его. Коди­фикация в этом смысле является высшей формой правотворчества. Кодификация всегда преследует установление новых норм, отвечающих в наибольшей мере потребностям общественной практики, устраняющих пробелы и дефекты в правовом ре­гулировании и обладающих качеством оптимальных регуля­торов в данных условиях. В результате кодификации прини­мается сводный кодификационный акт. Кодификационным актом является акт правотворчества, системно регулиру­ющий определенную сферу отношений. Такой акт обладает определенными отличительными внешними признаками: 1. имеет наименование, указывающее на вид данного конкрет­ного акта, - «кодекс», «положение», «устав.) и т.д.; 2. струк­турно делится на части, разделы, главы, среди которых выделяются «общая часть», раздел или глава, носящие название « общие положения», («основные положения»); 3. обычно утверждается актом соответствующего правотворческого органа - законом, указом, постановлением. Момент вступ­ления такого акта в силу определяется путем уста­новления твердой даты, отдаленной от момента принятия самого кодификационного акта.Вне­шним признаком кодификационного акта, жестко связан­ным с его сущностью и содержанием и во многом ими опре­деляемым, является наименование этого акта. В современ­ной практике правотворчества используются различные виды кодификационных актов, имеющих достаточно устоявшееся свое наименование: «Ос­новы законодательства», «Кодекс», «Положение», «Устав», «Правила», «Инструкция». В Российской правовой доктрине кодекс – это наиболее действенная форма упорядочения отраслевого законодательст­ва. В отечественной научной и словарно-справочной литературе по проблемам практического законотворчества, в ряде нормативных правовых источников указывается на ряд наиболее характерных черт кодекса как одной из форм закона. Эти черты в сжатом виде могут быть сведены к следующему. - кодекс – это систематизированный свод актов, правил, норм, который единообразно регулирует определенную сферу общественных отношений; - кодекс – форма закона, содержащего нормы, наиболее полно и комплексно регулирующие достаточно большой круг общественных отношений, относящихся к сфере общественной жизни; - для кодекса характерны наибольшая стабильность и своеобразное доминирующее положение в соответствующей отрасли права; - кодекс – это основной законодательный акт, с которым своеобразно соотносятся иные акты данной отрасли права (законодательства); - нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов смежных отраслей; - кодекс принимается в условиях, когда необходимо создать или конкретным образом изменить правовое регулирование в той или иной сфере, либо при накоплении громадного нормативного массива, требующего новых способов его структурирования; - кодексу свойственна сложная структура, что выражается в наличии частей, разделов, глав, абзацев, статей, частей и пунктов статей; - содержанию кодекса свойственны наибольший нормативный объем, масштабность регулирования, установления принципов и уровней основных элементов этого регулирования; - кодекс принимается по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, причем речь идет о предметах, требующих единообразного регулирования; - кодекс содержит всю или основную массу норм, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений; - основной целью кодекса является обеспечение единообразного регулирования той или иной сферы общественных отношений в масштабах всей страны. - расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права. - кодекс – законодательный акт, непосредственно выражающий собой существование единого правового пространства в определенной сфере общественных отношений в масштабе всего государства независимо от его (государства) формы устройства – унитарной или федеративной. Существование законодательного акта в форме кодекса у субъекта федерации возможно лишь по специальному согласованию федеральных и региональных законодательных органов или конституционному установлению (либо по установлению специального федерального закона). - нормы статей кодекса имеют прямое действие, т.е. правоприменитель (органы правления, суд, правоохранительные органы, должностные и иные уполномоченные лица этих и иных органов) при принятии правового решения руководствуются непосредственно нормами данного кодекса. В период 2000-2002 гг. рядом ученых и специалистов в области образовательного права, среди которых заслуженную роль одного из инициаторов «образовательно-правового движения» играл д.ю.н., проф. В.М. Сырых, были определены варианты эффективной систематизации, в том числе кодификационной работы, в области образовательного законодательства. Среди них были обозначены такие пути: Первый путь - принятие кодекса об образовании Российской Федерации, который позволил бы аккумулировать и интегрировать все положительное в существующем законодательстве и стал бы единым, авторитетным и эффективно действующим образовательным законом прямого действия на территории всего государства. Второй путь представляет собой последовательное увеличение массива законода­тельных актов посредством разработки и принятия федеральных зако­нов в определенной последовательности, с учетом реальных требований современности, но имея конечной целью также разработку кодекса об образовании на основе уже достаточно полно разработанной законодательной базы в области образования. Третий путь состоит в необходимости разработки федеральных законов по мере возникно­вения и «смягчения» «острых» ситуаций в системе образования, разрешение которых можно осуществить только законом. Положительный момент первого пути развития, т.е. движения по пути разработки и принятия Кодекса РФ об образовании, казалось бы, очевиден. Вместе с тем есть ряд моментов, которые могут рассматриваться в качестве препятствий для быстрой разработки и принятия такого законодательного акта, и которые являются одним из аргументов для противников создания Кодекса об образовании. В 2004-2005 гг. произошли значительные политико-правовые перемены в целом в обществе и в сфере образования, в частности. Ни образовательное научно-педагогическое сообщество, ни руководство Министерства образования и науки РФ, ни политическое руководство страны оказались так и не готовы пока к восприятию идей кодифицирования образовательного законодательства, ни к практическим предложениям в виде проекта Кодекса РФ об образовании. Между тем, предлагаемые Минобрнауки РФ шаги по совершенствованию образовательного законодательства в виде нового увеличения числа законов по отдельным, «мелким» для Закона, вопросам, лишний раз подчеркивают, что только и именно кодификация законодательства образовании есть важнейшее условие и основа оптимизации, как законодательства, так и в целом правотворческой работы.
«История кодификации отечественного семейного законодательства: акты, их структура, новации, основные институты» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot