История кодификации отечественного семейного законодательства: акты, их структура, новации, основные институты
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по теме: «История кодификации отечественного семейного законодательства: акты, их структура, новации, основные институты».
В сфере образования в настоящее время сложился громадный нормативно-правовой массив на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном. Критический объем этого массива практически выходит из под контроля субъектов законодательного нормотворчества федерального и регионального законодателя, не говоря уже о муниципальном уровне. Правовые нормы, регулирующие те или иные отдельные комплексы отношений, связанных или вытекающих из деятельности в сфере образования, содержатся более чем в сорока федеральных законах и свыше двадцати указов Президента Российской Федерации. До сих пор действует немало «старых» нормативно-правовых актов советского периода, некоторые относятся еще к 30-м годам прошлого столетия. В каждом субъекте РФ также действует немногим меньше образовательных нормативно-правовых актов различной юридической силы. Эти данные отражают положение дел начала нынешнего столетия. Эти цифры изменились в настоящее время в еще большую сторону но, системный анализ образовательного нормативно-правового массива пока еще не проведен. Все это, создает существенные трудности в правовой работе органов исполнительной власти и образовательных учреждений и инициирует условия для юридических коллизий и необоснованных решений, сказывающихся на судьбах конкретных людей. Тем самым резко возрастает актуальность проведения систематизации действующего образовательного массива, и, прежде всего, кодификации законодательства об образовании на федеральном уровне. Главным образом, законодательства, и его кодификации, представленной в теоретико-правовой литературе. Под систематизацией законодательства принято понимать деятельность уполномоченных государственных и негосударственных органов, организаций, учреждений по упорядочению нормативных (законодательных) актов, приведению их в упорядоченную, согласованную систему. Национальное законодательство практически всех современных государств представляет обширное нормативное хозяйство, состоящее из разноуровневых законодательных массивов, внутри которых нормативные акты отличаются своей тематической направленностью, сферами действия, объемом нормативного материала, юридической силой и др. При этом нормативное хозяйство весьма динамично: одна часть нормативных актов подвергается изменениям, дополнениям, определенная часть актов подлежит отмене. Законодательство постоянно дополняется вновь принятыми актами. Юридическим средством обеспечения доступности и работоспособности законодательства является его систематизация. В процессе систематизации нормативный материал подвергается определенной обработке, в результате которой нормативные акты располагаются в определенном порядке: распределяются по разделам, т.е. упорядочиваются, приводятся в определенную систему. Это носит название внешней систематизации. Внутренний аспект систематизации направлен на обеспечение единства правовых норм, устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании, издержек юридической техники при изложении правовых норм. В зависимости от состояния законодательства, целей систематизации каждый из отмеченных ее аспектов применяется порознь либо комбинированно.
Значение систематизации законодательства, как можно видеть, исключительно велико и заключается, прежде всего, в следующем:
1. научно обоснованная систематизация, предполагающая анализ и переработку действующих нормативных актов, группировку их по определенной схеме, создание внутренне единой непротиворечивой и согласованной системы нормативного материала, является необходимым условием дальнейшего совершенствования законодательства, повышения его эффективности, устранения его пробелов и освобождения от устаревших предписаний;
2. приведение законодательства в логически последовательную, упорядоченную и непротиворечивую систему нормативных актов, является важным требованием эффективного осуществления права гражданами, должностными лицами государства. Систематизированное законодательство удобно для оперативного поиска и надлежащего толкования необходимых правовых норм. В этом смысле систематизация выступает одной из важных гарантий законности правоприменительной деятельности;
3. презумпция знания закона гражданами обязывает государство обеспечить обозримость и доступность законодательства, гарантировать возможность беспрепятственного пользования населением нормативной правовой информацией. Систематизация законодательства, таким образом, создает удобства в пользовании правовой информацией, на этой основе повышается действенность правовых средств, создается благоприятная среда действия права.
В современной юридической практике используются следующие четыре основных способа систематизации нормативно-правовых актов, которым соответствуют виды систематизации:
1)сбор, обобщение нормативно-правовых актов государственными и иными организациями по предмету их деятельности (учет);
2) объединение, «инкорпорирование» нормативных правовых актов по тем или иным признакам в различные сборники, собрания (инкорпорация);
3) укрупнение или консолидирование множества нормативных актов по одному и тому же или нескольким взаимосвязанным вопросам в один акт (консолидация);
4) подготовка и принятие новых кодифицированных актов на основе переработки содержания действующих нормативных правовых актов, а также введения в действие для регулирования данного вида отношений (кодификация).
Для решения задачи наиболее целесообразной для образовательного законодательства систематизации многими исследователями в области образовательного права и практических специалистов системы образования признается именно кодификация, хотя эта тема пока еще носит дискуссионный характер. Кодификация как способ систематизации есть упорядочение юридических норм в процессе правотворческой деятельности, издание на этой основе единого, юридически и логически цельного кодифицированного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.). Современное понимание кодификации отлично от его понимания в римском праве, где это понятие охватывало собрание всех законов, окончательно регулирующих право или одну какую-нибудь его отрасль. Главная функция и важнейшая особенность кодификации в ее современном звучании - изменение содержания правового регулирования, придание ему комплексного системного характера. С этой точки зрения, кодификация является высшей формой систематизации, которая обеспечивает коренную переработку действующего законодательства в той или иной сфере регулируемых им отношений и придающая ему на этой основе новое качество. Кодификация выступает как средство совершенствования и упорядочения законодательства и проводится с той целью, чтобы:
1. объединить и систематизировать апробированные в течение достаточно длительного времени действующие установления
2. уточнить их содержание
3. изложить с соблюдением требований законодательной стилистики и законодательной техники.
Тем самым обеспечивается максимально возможная полнота регулируемых данным кодифицированным актом общественных отношений. Критика кодифицируемого законодательства, являющегося основой кодификации, позволяет устранить противоречия и несогласованность действующих норм права, придать им совершенную форму.
Принципиально выгодная особенность кодификации состоит в том, что она обеспечивает выполнение в правовой системе двух важнейших задач:
1) упорядочивает законодательство и
2) качественно совершенствует его.
Кодификация в этом смысле является высшей формой правотворчества. Кодификация всегда преследует установление новых норм, отвечающих в наибольшей мере потребностям общественной практики, устраняющих пробелы и дефекты в правовом регулировании и обладающих качеством оптимальных регуляторов в данных условиях. В результате кодификации принимается сводный кодификационный акт. Кодификационным актом является акт правотворчества, системно регулирующий определенную сферу отношений. Такой акт обладает определенными отличительными внешними признаками:
1. имеет наименование, указывающее на вид данного конкретного акта, - «кодекс», «положение», «устав.) и т.д.;
2. структурно делится на части, разделы, главы, среди которых выделяются «общая часть», раздел или глава, носящие название « общие положения», («основные положения»);
3. обычно утверждается актом соответствующего правотворческого органа - законом, указом, постановлением.
Момент вступления такого акта в силу определяется путем установления твердой даты, отдаленной от момента принятия самого кодификационного акта.Внешним признаком кодификационного акта, жестко связанным с его сущностью и содержанием и во многом ими определяемым, является наименование этого акта. В современной практике правотворчества используются различные виды кодификационных актов, имеющих достаточно устоявшееся свое наименование: «Основы законодательства», «Кодекс», «Положение», «Устав», «Правила», «Инструкция». В Российской правовой доктрине кодекс – это наиболее действенная форма упорядочения отраслевого законодательства. В отечественной научной и словарно-справочной литературе по проблемам практического законотворчества, в ряде нормативных правовых источников указывается на ряд наиболее характерных черт кодекса как одной из форм закона. Эти черты в сжатом виде могут быть сведены к следующему.
- кодекс – это систематизированный свод актов, правил, норм, который единообразно регулирует определенную сферу общественных отношений;
- кодекс – форма закона, содержащего нормы, наиболее полно и комплексно регулирующие достаточно большой круг общественных отношений, относящихся к сфере общественной жизни;
- для кодекса характерны наибольшая стабильность и своеобразное доминирующее положение в соответствующей отрасли права;
- кодекс – это основной законодательный акт, с которым своеобразно соотносятся иные акты данной отрасли права (законодательства);
- нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов смежных отраслей;
- кодекс принимается в условиях, когда необходимо создать или конкретным образом изменить правовое регулирование в той или иной сфере, либо при накоплении громадного нормативного массива, требующего новых способов его структурирования;
- кодексу свойственна сложная структура, что выражается в наличии частей, разделов, глав, абзацев, статей, частей и пунктов статей;
- содержанию кодекса свойственны наибольший нормативный объем, масштабность регулирования, установления принципов и уровней основных элементов этого регулирования;
- кодекс принимается по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, причем речь идет о предметах, требующих единообразного регулирования;
- кодекс содержит всю или основную массу норм, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;
- основной целью кодекса является обеспечение единообразного регулирования той или иной сферы общественных отношений в масштабах всей страны.
- расположение правовых норм в кодексе производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.
- кодекс – законодательный акт, непосредственно выражающий собой существование единого правового пространства в определенной сфере общественных отношений в масштабе всего государства независимо от его (государства) формы устройства – унитарной или федеративной. Существование законодательного акта в форме кодекса у субъекта федерации возможно лишь по специальному согласованию федеральных и региональных законодательных органов или конституционному установлению (либо по установлению специального федерального закона).
- нормы статей кодекса имеют прямое действие, т.е. правоприменитель (органы правления, суд, правоохранительные органы, должностные и иные уполномоченные лица этих и иных органов) при принятии правового решения руководствуются непосредственно нормами данного кодекса.
В период 2000-2002 гг. рядом ученых и специалистов в области образовательного права, среди которых заслуженную роль одного из инициаторов «образовательно-правового движения» играл д.ю.н., проф. В.М. Сырых, были определены варианты эффективной систематизации, в том числе кодификационной работы, в области образовательного законодательства. Среди них были обозначены такие пути:
Первый путь - принятие кодекса об образовании Российской Федерации, который позволил бы аккумулировать и интегрировать все положительное в существующем законодательстве и стал бы единым, авторитетным и эффективно действующим образовательным законом прямого действия на территории всего государства.
Второй путь представляет собой последовательное увеличение массива законодательных актов посредством разработки и принятия федеральных законов в определенной последовательности, с учетом реальных требований современности, но имея конечной целью также разработку кодекса об образовании на основе уже достаточно полно разработанной законодательной базы в области образования.
Третий путь состоит в необходимости разработки федеральных законов по мере возникновения и «смягчения» «острых» ситуаций в системе образования, разрешение которых можно осуществить только законом.
Положительный момент первого пути развития, т.е. движения по пути разработки и принятия Кодекса РФ об образовании, казалось бы, очевиден. Вместе с тем есть ряд моментов, которые могут рассматриваться в качестве препятствий для быстрой разработки и принятия такого законодательного акта, и которые являются одним из аргументов для противников создания Кодекса об образовании. В 2004-2005 гг. произошли значительные политико-правовые перемены в целом в обществе и в сфере образования, в частности. Ни образовательное научно-педагогическое сообщество, ни руководство Министерства образования и науки РФ, ни политическое руководство страны оказались так и не готовы пока к восприятию идей кодифицирования образовательного законодательства, ни к практическим предложениям в виде проекта Кодекса РФ об образовании. Между тем, предлагаемые Минобрнауки РФ шаги по совершенствованию образовательного законодательства в виде нового увеличения числа законов по отдельным, «мелким» для Закона, вопросам, лишний раз подчеркивают, что только и именно кодификация законодательства образовании есть важнейшее условие и основа оптимизации, как законодательства, так и в целом правотворческой работы.