Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История как наука и учебная дисциплина

  • 👀 818 просмотров
  • 📌 776 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История как наука и учебная дисциплина» pdf
Изучаемые вопросы  Предмет и объект исторической науки.  Место истории в ряду иных наук об обществе.  Цели исторического познания.  Междисциплинарные связи в исторической науке и учебной дисциплине История. 1. Учебник «История России» в ред. Г.Б. Поляка (3-е изд.) http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299 гл. вводная стр. 1-7, 2. Учебник «История России» под ред. А.В. Матюхина. – (2-е изд.) http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455427 гл. I стр. 3-19, Объект научного познания – часть реальности. существующая вне и независимо от исследователя. Основная характеристика и способность объекта научного исследования – существование именно объективно, т.е. в действительности, а не только в возможности или представлении исследователя – профессионального учёного или любителя – дилетанта. Взаимодействие с объектом или воздействие на него возможно только в соответствии с его объективными свойствами! Объективность существования объекта исследования означает: Внутреннюю детерминацию объекта – он существует и развивается по собственным, никем извне не заданным закономерностям – причинно-следственным связям;  Самость объекта – он не является актуализацией, частным видом или формой существования другого объекта (напр. природа не является частью или формой существования общества);  Системность объекта – он существует во взаимосвязи с остальной реальностью, составляет её неотъемлемую часть, но отличается внутренней спецификой, свойственной только и именно этому объекту (напр. религия связана с наукой и искусством но не является копией или частным случаем того или другого);  Внешняя познаваемость – воздействие на объект и его свойства возможны только на основе его всестороннего научного изучения (напр. для эффективного изменения налоговой системы необходимо понимать, как отреагирует экономика на планируемые изменения). Вид Естественные Объект Природа Науки Физика, химия, биология, астрономия. география Общественные Общество Социология, политология, экономика, юриспруденция, история Гуманитарные Человек Психология, антропология, педагогика Точные Системы и методы мышления Математика, логика, филология Технические Искусственно созданные системы и среды Электротехника, сопротивление материалов, теоретическая и техническая механика и т.п. Предмет научного познания – аспект объекта исследования, изучаемый конкретной наукой. Основная характеристика предмета исследования – его определённость именно исследователями. Один объект исследования исследуется на предмет различных научных интересов. Объекты научного исследования определяют виды наук! Предметы научного исследования определяют место и содержание конкретной науки! наука предмет История Развитие общественных отношений во времени, их зависимость от различных факторов реальности: природных, экономических, техногенных, геополитических Политология Публичная власть, процессы и институты её формирования и реализации Социология Структура общественных отношений, их субъекты, виды связей и отношений Экономика Формы и методы хозяйственной деятельности Юриспруденция Принципы, формы и закономерности образования и применения норм общественного взаимодействия Цель исторической науки: На основании изучения процессов трансформации общества в прошлом сформулировать в виде исторических законов характеристики важнейших закономерностей исторического развития в будущем. Основная методологическая парадигма исторической науки : Неразрывность исторического процесса. Прошлое и будущее существуют исключительно в сознании наблюдателя-исследователя. В реальности процесс носит целостный характер, все состояния общества в т.н. «настоящее время» или «в современности» обусловлены именно процессами, имевшими место «в прошлом», т.к. являются его причинами. ВРЕМЕНА всегда одинаковые. Расхожая фраза «то было иное время» или «иные времена» представляет собой научную бессмыслицу. На деле за ней скрывается неумение или нежелание дать научный анализ тех конкретных условий, в которых протекали исторические процессы и оценить их воздействие на возможный ход событий. Сами закономерности, причинноследственного характера исторически не изменяются. 1. Закон поступательного развития: Общество развивается от более простых форм существования к более сложным. В реальности этот закон актуализируется следующими процессами: ЭКОНОМИКА I этап Собирательство, охота, рыбная ловля, бортничество, обработка камня, дерева, посуда из сырой глины, выделка кожи II этап Подсечно-огневое земледелие, дворовое скотоводство, начало обработки самородных металлов (медь, свинец, олово, сурьма), обжиг глиняной посуды, прядение шерсти, вязаная одежда, появление меновой торговли с соседями по территории III этап Двухпольное земледелие (часть пашни «отдыхает» под паром), отгонно-пастбищное скотоводство, пасечное пчеловодство, керамика на гончарном круге, выплавка «лёгкого» железа из болотных руд, льняное и шерстяное ткачество ЭКОНОМИКА IV этап Введение севооборота (циклическая замена производимых культур на эксплаутируемых площадях: пшеница – овёс - горох – пшеница и т.п.) Отгонно-пастбищное и сезонно-стойловое скотоводство (при возможности – использование летних и зимних пастбищ с различными кормовыми растениями, при невозможности – летом выпас, зимой содержание в стойле на заготовленных кормах), использование ткацкого станка, меховое дутьё в гончарном и кузнечном деле, межрегиональная торговля, появление денег и долговых записей V этап Применение простых механизмов (ветряные и водяные колёса), разделение труда в производстве простой продукции (мануфактурное производство), использование естественных удобрений, использование каменного угля. Коксохимическое производство, выплавка железа из тяжёлых руд, переход на региональную специализацию в сельском хозяйстве и промышленном производстве, межрегиональная оптовая торговля И т.д., количество этапов теоретически бесконечно ПОЛИТИКА I этап Подчинение лучшему охотнику, рыбаку, воину соответствующих видах коллективной деятельности в II этап Подчинение более опытному (старшему) члену рода в вопросах организации коллективных видов деятельности; старшей из женщин – в вопросах организации домашнего хозяйства III этап Объединение сил нескольких родов в решении конфликтов с соседями, общие, обязательные для всех решение принимают старшие члены рода коллегиально IV этап Закрепление функций принятия общих решений за несменяемым кругом лиц (дети постоянно принимают участие в деятельности родителей, поэтому дети старейшин объективно более подготовлены к принятию подобных решений) V этап Приглашение (выбор, найм) внешнего «управляющего» (князя) для выполнения руководящих функций на постоянной основе (профессионально, т.е. без отвлечения на хозяйственную или иную, напр. – религиозную, деятельность) Далее начинается процесс развития государственного периода политики по той же логике расширения и усложнения форм его деятельности СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ I этап Отказ от промискуитета, создание семейных отношений только с дальними родственниками или «чужими» супругами II этап Выделение круга близкородственных семей в род (непригоден для заключения внутренних браков), браки заключаются между представителями одной группы родов – образуется племя III этап Совместное проживание представителей различных родов в одном поселении – образование соседской общины IV этап Переход на взаимодействие не по родственному или территориальному признаку, а по профессионально закрепившейся постоянной социальной роли: воины, служители религиозного культа (жрецы), крестьяне, ремесленники, административные деятели (вожди , старейшины) V этап Правовое закрепление социальных различий между группами, формируются сословия Далее начинается процесс развития социальной структуры под воздействием тех же экономических и политических условий, количество этапов так же бесконечно ДУХОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЕРОВАНИЯ I этап Примитивное украшательство предметов быта и жилища природными средствами, избавление от тел умерших сожжением или погребением (чтобы не привлекать падальщиков), совершение шаманских обрядов, имитирующих основные приёмы охоты (примитивная тренировка навыков) II этап Обожествление природных явлений, полезных или опасных, приписывание шаманам мистической связи с этими силами природы, изображение природных и социальных объектов, ритуализация браков и похорон III этап Создание пантеонов (перечня божеств, представляющих природные стихии), выделение наиболее важных стихий в качестве «главных божеств», придание украшательству социального смысла – в рисунке на одежде, украшениях жилища и т.п. фиксируется принадлежность к племени, роду, семье, социальный статус носителя украшений, семьи, рода, племени IV этап Придание божествам неутилитарных (нравственных) функций, связывание с ними важнейших обычаев, традиций, обрядов V этап Переход к единобожию, религия выражает не связь с природой, а связь с обществом через религиозные категории добра и зла 2. Закон нелинейного развития: 2.1. Общество развивается не с равномерной поступательностью, а т.н. «скачками», т.е. в развитии общества чередуются два метода развития:  Эволюционный – изменения в общественном существовании происходят медленно и постепенно, представители одного поколения либо вовсе не замечают этих изменений, либо обращают на них внимание post-factum, т.е. по прошествии значительного времени, когда к произошедшим изменениям они уже привыкли и приспособились. Этот метод понимается как естественный и не вызывает социально-политических потрясений.  Революционный: изменения в общественном существовании происходят быстро и в соответствии с умозрительно созданным планом (волей императора, госплана, Президента и т.п.). Поколение современников принципиально не успевает освоить новые условия и приспособиться к ним без конфликтов и потрясений. При благоприятных условиях, к новым условиям полностью приспосабливается следующее поколение. При неблагоприятных – третье поколение (закон трёх поколений). Этот метод понимается как противоестественный, придуманный «антинародными режимами», «проклятыми большевиками» и т.п. персонажами, обязательно вызывает социально-политические потрясения и негативные оценки. 2.2. Второй аспект нелинейности состоит в выделение двух направлений развития – т.н. «прогресс» и «регресс»  Под «прогрессом» понимается переход к более сложным, дорогим и требующим более тщательного согласования усилий формам общественного взаимодействия. Следовательно, возможен «прогресс» только при благоприятных внешних и внутренних условиях.  «Регрессом» называют использование более простых (дешёвых, надёжных, ранее применявшихся) форм общественной жизни (в любой сфере). Переход к регрессу вызывается неблагоприятными условиями (неблагоприятные изменения климата, политической обстановки, распространение эпидемий, эпизоотий и т.п.) Нелинейность процессов изменения носит не только исторический, а общенаучный и, более того – всеобщий характер, т.е. является ОНТОЛОГИЧЕСКИМ свойством реальности Нелинейность имеет место везде, где наблюдается процесс развития . Под РАЗВИТИЕМ понимается процесс реализации скрытых внутренних возможностей во внешних формах деятельности. В науке и философии различают два механизма развития: интенсивный и экстенсивный  Распространение существующих условий существования на новые территории и новых участников отношений. Пример: предки славян, переселяясь из Центральной Азии, переносят с собой свои прежние умения и навыки виноградарства и садоводства на новые территории. Селятся там, где эти технологии применимы и эффективны – в предгорьях и низкогорьях Балкан. Пока есть свободные территории, подходящие для применения этих технологий, переходить на новые территории нет необходимости .  Постепенность и последовательность;  Невысокая затратность (все затраты на изобретение этих методов уже произведены предками, нам остаётся только их использование);  Извлечение максимальных возможностей из наиболее простых и дешёвых технологий;  Возможности адаптации (приспособления) прежних приёмов и методов к новым условиям: незначительное изменение инвентаря, условий орошения, обработки почвы и растений, вывод новых сортов растений и пород скота, всё это – медленно, путём длительных проб, ошибок и исправлений, возвратов и повторов.  Применимость только в очень похожих условиях;  Необходимость большого запаса времени;  Неизбежное исчерпание возможностей, для реализации которых создана развивающаяся и распространяемая система действия;  Пример: Все, пригодные для садоводства и виноградарства территории на Балканах славяне заселили и освоили. Рост населения (естественный процесс) вынуждает отселяться дальше на север – на Восточно-Европейскую равнину. НО! Виноград на равнине не растёт (горное растение), а сады в континентальном климате регулярно вымерзают. Единственно возможным видом земледелия становится зерноводство. В горах славяне выращивали ячмень, на равнине переходят на пшеницу. Обновление не носит революционного характера. Экстенсивный механизм работает!.  Создание новых способов существования в экономике, политике, науке, религии, социальных отношениях. Пример: до XVII века производство железа производилось традиционной варкой из болотной руды. Способ простой, дешёвый, применим везде, где есть болота и берёзовые дрова, но низкопродуктивный. В XVII веке резко выросло потребление железа, пришлось осваивать шахтную добычу руды, каменного угля, производство кокса, чугуна, варку стали из чугуна. Все операции производить разными людьми, в разных местах. Появляется новая форма организации производства – железоделательная мануфактура  Способность осваивать новые ресурсы и территории, недоступные прежним методикам и технологиям;  Возможность резкого повышения продуктивности труда в экономике, науке, политической и управленческой деятельности;  Выигрыш во времени по сравнению с конкурентами, применяющими экстенсивные механизмы развития;  Независимость от прежних условий и ограничений, вызванных устаревшими методами и технологиями.  Высокая затратность перехода на новые технологические приёмы;  Отсутствие достоверных знаний о последствиях применения инноваций;  Отсутствие специалистов в применении новых приёмов и технологий, следовательно – высокий риск и опасность «сбоев» в управлении и аварий на производствах, особенно на первых порах.  Неизбежное недовольство т.н. «ревнителей старины» и тех, кто просто не смог приспособиться к новым условиям реальности, а следовательно – неизбежные социальные и политические конфликты. 1699 год. Россия включается в Северную войну. Прежняя армия в виде дворянского ополчения с холодным оружием бесполезна в войне с регулярной армией Швеции. Царь Пётр решает создать армию европейского типа – из постоянных солдат-рекрутов. Для этого необходимо сломать систему сословий, податей, государственного управления, государственной службы, изменить алфавит. А для привлечения иностранных специалистов – изменить костюмы, причёски, интерьеры, меню, календарь и досуг. И всё – это практически одновременно. Одни недовольные бегут, другие бунтуют, третьи таят злобу и ждут реванша. НО! Всего за 25 лет (одно поколение!) Россия решает стратегическую задачу обновления страны. МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ чередуясь, взаимодополняют собой процесс изменения реальности: пока есть возможность применять существующие методы и технологии развития, применяется более простой и дешёвый экстенсивный механизм развития (идёт эволюционный процесс). Когда его возможности исчерпаны, с необходимостью его сменяет более сложный, дорогой и драматичный процесс интенсификации (происходит «революционный скачёк» развития). Но его результаты так же необходимо освоить, распространить и приспособить к реальности на следующем эволюционном этапе.  Три причины нелинейности исторического развития 1. Внутреннее переполнение системы: общество приходит к невозможности дальнейшего линейного развития именно в результате успешного линейного развития (доводит себя до края возможного); 2. Колебания природных условий: степень благоприятности природных условий периодически нарастает и спадает; 3. Неравномерность развития различных обществ: общества (народы, государства) не изолированы, одни могут развиваться быстрее или медленнее других на данном этапе, это вызывает изменение условий развития для их соседей.  Освоение какого-то простой и доступной технологии приводит к быстрому росту популяции. Так освоение кочевого подсечно-огневого земледелия славянами на Восточно-европейской равнине привело к быстрому их расселению, простота технологии и возможность широкого её применения на пустующих лесных и лесостепных территориях обеспечила быстрый прирост населения. К середине IX века плотность населения достигла критической, возвращаясь на ранее оставленные участки, общины находят их уже заселёнными другими претендентами, но особенно острыми становятся споры из-за угодий: пастбищных, охотничьих и рыболовных. Приходится переходить к осёдлому земледелию, создавать новые технологии обработки и эксплуатации земли и политический механизм решения земельных споров - государство  Относительная перенаселённость. Так освоение кочевого подсечно-огневого земледелия славянами на Восточно-европейской равнине привело к быстрому их расселению, простота технологии и возможность широкого её применения на пустующих лесных и лесостепных территориях обеспечила быстрый прирост населения. К середине IX века плотность населения достигла критической, возвращаясь на ранее оставленные участки, общины находят их уже заселёнными другими претендентами, но особенно острыми становятся споры из-за угодий: пастбищных, охотничьих и рыболовных. Приходится переходить к осёдлому земледелию, создавать новые технологии обработки и эксплуатации земли и политический механизм решения земельных споров - государство  Внешнеполитические причины. Агрессивное поведение соседей может заметно активизировать процессы развития некоторых сфер жизни общества (объединение Новгорода с Киевом дл борьбы с Хазарией за контроль над Днепром, создание военного союза князей для борьбы с половецкой угрозой). Но так же может и вынудить на время перейти к более примитивным формам общественной жизни (упадок развития науки, искусства, философии в период массового нашествия варваров в Европу). Такой «откат» как правило, приводит к некоторому изменению направления развития социальных технологий: так античной римское рабовладение уступило место феодальным отношениям средневековья. Но только после полного падения Рима и упадка его культуры. 3. Закон цикличности: Всякое историческое явление в своём развитии проходит полный цикл существования:  Зарождение;  Нарастание  Кризис;  Слом. Подобные циклы проходит и исторические эпохи, поэтому при внешнем взгляде на историю возникает устойчивое ощущение движения по спирали: повторение процессов. Но каждый раз на более сложном витке развития. ЗАРОЖДЕНИЕ: До конца XV века крестьяне свободно перемещались по территории Руси, осваивая новые пригодные для использования земли. По мере их заселения и освоения возможностей для миграции становится меньше, государство начинает ограничивать миграцию вводится срок перехода и пошлина «пожилое» 2. НАРАСТАНИЕ: К концу XVI века миграция теряет смысл. Свободных земель на новых местах поселения нет, крестьяне вынуждены идти в холопы к боярам и монастырям. Помещики теряют рабочие руки, государство теряет налогоплательщиков. В конце XVI века переход запрещают на время. К середине XVII века переход запрещён юридически окончательно. 1. КРИЗИС: К концу XVIII века крепостное право начинает мешать: помещики связаны обязанностями администрировать налоги, судить по мелким тяжбам, поддерживать порядок. Сами крестьяне всё чаще занимаются промышленным производством. Их крепостное положение тормозит и производство и поступление налогов 4. СЛОМ: К середине XIХ крепостное право уже мешает и государству решать важнейшие государственные задачи – формирование и снабжение армии, т.к. на крепостное право «завязана» и вся организация военной службы. Полумерами в начале XIX века правительству удаётся лишь уменьшить число крепостных, после поражения в Крымской войне приходится всю систему именно ломать. 3.  Найдите в учебной литературе описание задач исторической науки. Т.е. конкретных результатов исторических исследований, ведущих к достижению её цели  Найдите в известных Вам примерах исторического процесса явления интенсивного и экстенсивного механизмов исторического развития.  Проследите закон цикличности исторического развития на примерах явлений: феодальная раздробленность, абсолютизм, сословная структура общества
«История как наука и учебная дисциплина» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 206 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot