Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Генезис высшего образования в России

  • 👀 387 просмотров
  • 📌 317 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Генезис высшего образования в России
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Генезис высшего образования в России» doc
ТЕМА 1 Генезис высшего образования в России Образование - основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства  Цель: ознакомить студентов магистратуры с особенностями и принципами построения, Основными этапами развития высшего образования в Украине и за ее пределами, помочь оценить ее современное состояние и перспективы совершен коналення Согласно требованиям Болонского. 1. Истоки и основные этапы становления высшей школы России 2. Социально-исторический очерк развития высшей профессиональной школы: сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта 3. Особенности университетского образования Принципы построения и структура системы высшего образования в РФ 1. Истоки и основные этапы становления высшей школы России История - это свидетель прошлого, свет Истины живая память, учитель жизни, вестник древности Цицерон История развития образования органически связана с развитием общества, человеческой цивилизации. Между ними существует взаимозависимость. Общественный прогресс, как правило, давал импульс к прогрессу в сфере образования. Бытовало мнение, что образование способно изменить мир. Так утверждал видный философ и просветитель Германии XVII в. Г.Лейбниц: «Отдайте мне просвещение и образование - и я изменю всю Европу». Возможности образования велики. Оно прокладывает путь к социальным переменам, но никогда ему не удавалось изменить мир без структурных изменений в политическом и экономическом фундаменте. Образование, его цели в классовом обществе всегда носили сословие-классовый характер. Подтверждением может служить высказывание Вольтера: «Никто не предполагал просвещать сапожников и служанок». Более точно сказать трудно! В давние времена образование было доступно свободным и состоятельным людям, а в современном мире существуют элитные и элементарные школы, большое число населения даже в развитых странах остается неграмотным. Вложения в образование и социальному прогрессу важность образования находят поддержку в периоды оживления экономики, а во время экономических кризисов становятся популярными противоположные подходы. Прав был Аристотель, который много веков назад утверждал, что образование есть «функция государства, осуществляемая им для вполне определенных и конкретных целей». Практика свидетельствует, что когда правительство включало в государственную политику образование, проявляло заботу о его развитии, осуществляло необходимые реформы - налицо был прогресс в этой сфере общественной жизни. Первые школы и университеты Один из первых прообразов высшего учебного заведения Был основан в древней Греции около 384 г. до н.э. Платон близ Афин создал философскую школу, которая получила название Академии. Целью Академии бы Был развитие философии, математики, астрономии, естественных наук. Название "академия" происходит от имени мифических героя Академа, в честь которого названа местность вблизи Афин, где основана платоновская академия и существовала более тысячи лет, была закрыта в 529 году. В 335 года до н.э. Аристотель при храме Аполлона Ликийский в Афинах основал лицей, Который функционировал около восьми веков, большое внимание уделялось изучению философии, физики, математики, другим естественным наукам. Историки педагогики считают эту философскую школу предшественником современного лицея. В эллинскую эпоху Птолемеем (308-246 гг до н.э.) была основана деятельность мусеум (от лат Му Бейт - место, посвященной Музам) мусеум стал областью изучения математики, астрономии, философии, медицины, истории, естественных наук преподавателя мусеум были Архимед, Евклид, Пратосфетос. Вторым вариантом высшего учебного заведения в древней Греции (Афинах и Спарте) были эфебиы (V в до не) - Учебные заведения для обучения и воспитания свободнорожденных юношей 18-20 летнего возраста, наряду с военно-физической подготовкой значительное место занимал образовательной подготовой. В 425 году в Константинополе Был основан Аудиториум (от лат аudire - слушать) - высшая школа, в IX в называлась "Магнавра ", где были кафедры различных наук. Сначала обучение проводилось на латинском и греческих языках, а с VII-VIII вв. Исключительно на греческого языка XV веке в программу обучения снова вернулась латынь были внедрены иностранные языка. В Магнавры была сконцентрирована преподавательская элита, изучалась Античное наследие, философия, богословие, медицина, музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились публично – лекции. Большинство выпускников школы имели энциклопедическую образованность и становились выдающимися общественным и церковным деятелями. Например, Кирилл и Мефодий, основатели Славянской письменности, в свое время учились в Магнавры. Кроме этой школы в Константинополе действовали также юридическая, медицинская, философская и другие школы, медицинская, философская и другие. В странах ближнего и среднего Востока Выдающимся событием стало появление в Багдаде Домов мудрости (800 г.). В Домах мудрости Выдающиеся ученые и их ученики собирались для дискуссий, обсуждения литературных статей и философских произведений, научных трактатов, подготовки рукописей, чтение лекций. В IX - XIII в. в странах, где преобладали население, исповедовало ислам, появились медресе - высшие учебные заведения, среды которых самым знаменитым было медресе Низамейы в Багдаде, открытое в 1067 году.. Большим культурным и образовательным центром исламский мира была мусульманская Испания (912-976 гг) Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки, Севилья предлагали программы по богословия, математике, а Астрономы ее, истории, географии, грамматике, риторике, медицине, философии Школы университетского типа Востока, в частности арабский, имевших лекционные залы, большие библиотеки, научные школы, системы самоуправления значительно повлияло на развитие высшего образования в Европ. Интенсивное возникновение европейских университетов происходит в период XII-XV веков Характерной чертой этого процесса является превращение ряда кафедральных и монастырских школ в большие Учебные центры, Которые потом стали Называть университета (от лат universitдr - совокупность) Дать основания университетов в разных источниках несколько отличаются, но наиболее вероятным можно считать следующие: так, 1200 года возник Парижский университет, как результат в объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами, университет в Неаполе основан в 1224 г, Оксфорд - 1206 р, Кембридже - 1231 р, Лиссабон - 1290 р Сеть университетов в Европ и расширялась довольно быстро: если в XIII веке насчитывалось 19 университетов, в XIV веке их было уже 44, а в конце XVI в - 63 Университеты противопоставилы схоластики деятельной интеллектуальное и дух Овну жизнь Благодаря университетам, спектр общественной жизни Европы стал намного ярче, ведь становления образовательных учреждений происходило под влиянием творчества Р Бэкона, Я Гуса, А Дайте, Дж В ин кли, М Коперника, Ф Петрарки достойной выдающихся мыслителей, дали мощный толчок развитию культуры, науки и образования Большинство университетов имели интернациональный характер Университеты, где в в чились я студенты из разных государств, назывались Studium, а то, в которых обучались только местные жители, - Studium particulare Studium particulare давали узко специализированные знания и не и м ели права присуджув ать ученые степенейаты ученые степени. В XII-XV веках Необычайное популярностью пользовался Болонский университет, основанный 1119 в г Болонья (Северная Италия) как юридическое учебное заведение Только в XIV веке в нем было от Открытая фи и и илософский, медицинский и теологических Факультеты С 1478 года в Болонский университете преподавал астрономии, а в 1481-1482 годах Был ректором выдающийся Украинская ученый, доктор медицины и фило с фс ких офиы Юрий Котермак из Дрогобыч (Георгий Дрогобы. Во второй половине ХПИ в в университетах появились Факультеты или колледже Факультеты получили право Присужд научные степени - сначала бакалавра, а затем магистра, доктора или лиценциата Должность ректора была выборной (как правило на один год) Первые университеты имели всего несколько факультетов, специализация которых постоянно углублялась Например, Парижский университет славился в в в викладан нням теологии и философии, Орлеанский - гражданского права, университеты Италии - римского права, университеты Испании - математики и естественных НА. 2. Парадигмы университетского образования В процессе эволюции университетского образования сформировались ее исторически переменные парадигмы каждая из которых образовалась в зависимости от доминирования в определенную историческую эпоху идеального представления человека о универсальное знание Термин"парадигма"был заимствован педагогикой по философии, где это понятие несколько дефиниций В античной и средневековой философии оно характеризовало отрасль вечных идей как прототип, образец, отв в соответствии с которым Бог - Демиург создает мир Известно, что термин"парадигма"впервые предложил позитивист Р.Бергман. Однако приоритет в употреблении и распространении этого срока принадлежит Т.Куну, который в книге "Структура научных революций"(1962) обосновал сущность парадигмы как совокупности фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, воспринимаются образец научной деятельностиа зразок наукової діяльності. В современной науке термин"парадигма"определяют как систему теоретических, методологических и аксиологических установок, принимаемых за образец решения проблемы всеми членами научного сообщества. В 90 0-х гг XX века этот термин стал постоянно использоваться в педагогике, получил педагогическое значениеого значення. ЕО Бондаревская, СВ Кульневич, ВО Сластьонин утверждают, что педагогическая парадигма - установившийся взгляд, который стал привычным, определенный стандарт, образец решения образовательных и исследовательских задач НВ Бордовских, ОА Реан предлагают следующую классификацию парадигм университетского образования: o культурно - ценностная; o академическая; o профессиональная; o технократическая; o гуманистическая Культурно-ценностная парадигма опирается на усвоение студентами универсальных элементов культуры и фундаментальных ценностей прошлых поколений средствами систематического и углубленного изучения достижений великих мыслителей Обучение самых йчастише происходило на латинском или греческом языках, что характерно для первых университетов Культурно-ценностная парадигма ориентировала молодежь на разностороннее познания окружающего мира Выпускники университ етив получали выше звание образованного человека - философа или богослова Такая стратегия образования с древних времен до нашего времени традиционно относится к феномену классической образованийвіти. Академическая парадигма университетского образования характеризуется приоритетом теоретических знаний и развитием фундаментальных наук, ориентацией на подготовку выпускников университета к поиску новых знаний, понимания и объяснения я окружающего мира с теоретических позиций В рамках этой парадигмы главной ценностью считаются научные знания о природе, человеке в обществе, космос, жизнь По типу и качеству усвоения научных знаний, фундаментальных и прикладных исследований начали выделять такие виды университетского образования как биологическая,, математическая, филологическая, физическая, химическая и т.д. Главной академической традиции ун рситету определяется систематическое изучение фундаментальных основ науки, которое предусматривает непосредственное участие студентов в процессе научных исень. Профессиональная парадигма нашла проявление в обогащении и расширении содержания университетского образования В рамках этой парадигмы наука перестает быть самостоятельной в качестве средства познания и объяснения мира Она начала выполнять функцию производительной силы, которая способствует развитию техники и производства В результате подобного подхода университет начал концентрировать и расширять не только спектр научных знаний, но и лучшие образцы социокульту рнои и профессиональной деятельности человека С тех пор в университетах стали получать высшее медицинское, юридическое, экономическое, педагогическое, инженерно-техническую и другуюншу высшее профессиональное образование как ответ на социальный запрос общества Технократическая парадигма выступает на первый план в XIX-ХХ веках как своеобразный мировоззрение, существенными чертами которого являются: примат техники и технологии над научными и культурными ценностями, вузькопрагматична направлены ость высшего образования и развития научного знания При определении целей и содержания университетского образования согласно этой парадигмы доминируют интересы производства, экономики и бизнеса, развития техники и средств коммуникации В связи с этим в XX в с гуманитарной и естественнонаучной компонентами университетского образования произошли существенные, далеко не лучшие перемены По этому поводу наверняка следует взять к размышлению слова беспокойство выдающегося украинского мыслителя ГС Сковороды (1722-1794):"Что может быть хуже человека, который обладает знаниями сложных наук, но не имеет доброго сердца? Она все свои знания ср тосовуе для злаує для зла". Сейчас альтернативой технократической и профессионально-прагматической парадигме университетского образования выступает гуманистическая (от лат Humanus - человеческий, человечный) ориентация университетского образования Согласно гуманистической парадигмы главной ценностью университетского образования выступает личность человека с его способностями и интересами В условиях ун ерситету молодой человек должен получить универсальное образование и выбрать сферу профессиональной деятельности не только по признаку социальной значимости, но и по собственным мотивам и интересами, что обеспечивает с амореализацию личности Именно поэтому настоящего времени приоритетным в области модернизации национальной системы образования признается личностно ориентированное обучение Суть этого подхода в соответствии с Национальной доктриной развития образования (2002 г), заключается в необходимости обеспечения высшей школой таких условий, при которых становится возможным преобразование личностно-общественных целей в действенный внутренний сти ил профессионального становления будущих специалистов, развития и закрепления в них активной профессиональной позиции, творческого стиля деятельности, гуманистических ценностей Этот процесс должен осуществляться пост упово, основываясь на учете индивидуальных психологических особенностей, ценностных ориентаций, профессиональных ожиданий студентов, их отношения к полученной профессии, должно способствовать решению супе речностей учебного процесса, достижению гармонии между учения и преподаванием Согласно гуманистической парадигмы университетского образования выше вред должен обеспечить преобразование каждого студента с объ и в субъект учебной работы, демократизацию и гуманизацию отношений в системе"преподаватель-студент\", конкретизацию программы и содержания обучения, целью которого должно стать становление профессиональных качеств и г армонийного развития студентрозвитку студента. 3. Типы высших учебных заведений и основные направления их деятельности Основные направления деятельности высшего учебного заведения следующие: - подготовка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней; - подготовка и аттестация научных, научно-педагогических кадров; - научно-исследовательская работа; - специализация, повышение квалификации, переподготовка кадров; - культурно-образовательная, методическая, издательская, финансово-хозяйственная, производственно-коммерческая работа; - осуществление внешних связей Высшее учебное заведение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законами РФ. Указами и распоряжениями Президента РФ, декретами, постановлениями нормативными актами Министерства образования и науки РФ, отраслевых министерств и вдомств. Настоящего времени в РФ функционируют следующие типы высших учебных заведений: 1 Университет (классический университет) - многопрофильное высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием естественных, гуманитарных, технических и других направлений науки, техники и культуры по образовательно-профессиональным программам всех уровней, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, способствует распространению научных знаний и осуществляет является культурно-просветительскую деятельность среди населения, имеет развитую инфраструктуру научных и научно-производственных учреждений и предприятий, высокий уровень кадрового и материально-технического обеспечения такой деятельности Сейчас в Украине действуют как классические, так и технические, экономические, медицинские, аграрные, педагогические и другие университеты, осуществляющие многопрофильную подготовку высококвалифицированных Фахи вцив с высшим образованием в соответствующей областизі. 2 академии - высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по образовательно-профессиональным программам всех уровней в отдельно определенной отрасли знаний или производства, проводит фунд даментальни и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности, имеет высокий уровень кадрового и материально-технического обеспеченияя. 3 Институт - высшее учебное заведение, который функционирует самостоятельно или является структурным подразделением университета, академии, институт осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по образовательно-профессиональной программы Амами всех уровней в определенной области науки, производства, образования, искусства и культуры, проводит на должном уровне научной и научно-производственную деятельность, имеет высокий кадровый и материально-технический п отенциал. 4 Консерватория (музыкальная академия) - высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием по образовательно-профессиональным программам всех уровней в области искусства и культуры музыкальных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей музыкальных дисциплин Консерватория проводит научные исследования, является ведущим центром в сфере своей деятельности, имеет высокий уровень кадрового и матер иально-технического обеспечения Обучение в консерватории должно обеспечивать всестороннюю теоретическую и практическую подготовку музыкантов к профессиональной исполнительской и педагогической деятельностисті. Традиционно вузы имеют свои подразделения - институты, факультеты, кафедры, библиотеки, научные лаборатории, филиалы и т.д. Факультет - основной организационный и учебно-научное структурное подразделение высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации, объединяет соответствующие кафедры и лаборатории факуль ьтет создается решением ученого совета высшего учебного заведения при условии, что в его состав входит не менее трех кафедр и на нем учится не менее 200 студентов дневной (очной) формы обучения Ке ривництво факультетом осуществляет декан, который в зависимости от количества студентов может иметь заместителейів. Кафедра - это базовое структурное подразделение вуза, проводит учебную и методическую деятельность из одной или нескольких родственных специальностей, специализаций или учебных дисциплин, и осуществляет научную в, научно-исследовательскую и научно-технической деятельности по определенному направлению Кафедра создается решением ученого совета вуза при условии, что в ее состав входит не менее пяти научно-педагогических работников, д. я которых кафедра является основным местом работы, и не менее трех из которых имеют научную степень или ученое званиея. Обучение в высших учебных заведениях осуществляется по следующим формам: дневная (очная), вечерняя, заочная, дистанционная, очно-заочная. К основным должностей научно-педагогических работников высших учебных заведении ей относятся: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, директор библиотеки, научный сотрудник библиотеки, заведующий кафедрой, декан, проректор, ректор. В современных условиях главными задачами высшего учебного заведения стоят следующие: 1) проведение образовательной деятельности, которая сосредотачивает в себе учебную, воспитательную, научно-исследовательскую, культурную, научно-методическую деятельность; 2) обеспечение приобретения выпускниками знаний и умений по конкретному научного направления и подготовка их к профессиональной деятельности; 3) проведение научных исследований или творческой, художественной деятельности как основы подготовки будущих специалистов к научно-технического и культурного развития государства; 4) обеспечение условий для овладения системой знаний о человеке, природе и обществе, формирование социально зрелой, творческой личности, воспитание морально, психически и физически здорового поколения грома адян формирование гражданской позиции, патриотизма, собственного достоинства, готовности к трудовой деятельности, ответственности за свою судьбу, судьбу общества, государства и человечества, обеспечение высокого нравственного их норм, атмосферы доброжелательности и взаимного уважения в отношениях между работниками, преподавателями и студентами 5) подготовка молодежи к самостоятельной творческой профессиональной деятельности С превращением Украины в самостоятельное государство образование стало собственным делом украинского народа Развитие системы образования, ее коренное реформирование должны составить основу воспроизводства интеллектуального, духовного потенциала народа, выхода отечественной науки, техники и культуры на мировой уровеньь. 4. Структура и особенности учебного процесса в высшей школе Существует единственное наслаждение в жизни - учиться Франческо Петрарка Структура учебного процесса в высшем учебном заведении Основной задачей учебного процесса (от лат"рrocesus"- продвижения вперед) в высшей школе является целенаправленная и планомерная подготовка будущих специалистов различного профиля к творческой жизнедеятельности в современном обществе Учебный процесс в высшей школе - это сиистема организации учебно - воспитательной деятельности, в основу которой положен органическое единство и взаимосвязь преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность студента), направленных на достижение я целей обучения, развития личности студента, его подготовки к профессиональной деятельности По словам известного дидакта, академика ЮК Бабанского:"Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя я и учащихся, в ходе которой решаются задачи образования, воспитания и общего развития личности"В процессе обучения происходит передача накопленного предшествующими поколениями социального опыта и его трансформация Обучение таким образом возникает отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в средство передачи социального опыта Единство преподавания и учения является объективной характеры стыках учебного процесса в высшей школе, ведь в процессе обучения в высшей школе участвуют два действующие субъекты: преподаватель, деятельность которого направлена ??на управление учебно - познавательной деятельности ю студента на основе учета объективных и субъективных закономерностей, принципов, методов, организационных форм и средств обучения, и студенты, которые в процессе учения усваивают знания, умения и на вичкы, регламентированы учебными планами и программами (схема 1грамами (схема 1). Процесс обучения в высшей школе определяется внешними (объективными) и внутренними (субъективными) факторами К внутренним факторам следует отнести личностные черты студента: особенности его темпераменте НТУ, характера, мышления, памяти, познавательных возможностей, способностей, мотивацию учения, опыт, уровень знаний, стиль учебно - познавательной деятельности К внешним факторам относят изменения исторических условий и методы обучения, уровень профессиональной подготовки преподавателя, условия обучения в высшем учебном заведении, социальное окружение студентта. На схеме и отражена структура деятельности субъектов учебного процесса в вузе, которую проанализируем опираясь на аксиоматический подход, предложенный Чернилевский ДВ Суть этого подхода заключается в том, что четкая таксономия целей обучения (почему и для чего учить?), Должна соответствовать отбора и проектированию содержания (что изучать?), Формам организации и управлению учебным процессом (как учить?) методам и средствам обучения (с помощью чего?) И с учетом достигнутых результатов обучения (чего достигли в учебе?) Итак, по своей структуре учебный процесс в высшей школе в наиболее общем виде имеет следующие взаимосвязанные компоненты (рис7).7): - целевой - очерчивает цели и задачи обучения в высшем учебном заведении, задача изучения конкретной учебной дисциплины и задачи учебно-познавательной деятельности студентов на учебных зан понятием - стимулирующий-мотивационный, который предусматривает поощрение студентов к активной учебно - познавательной деятельности, сознательного усвоения знаний, формирования у них положительной мотивации к обучению; - содержательный, цель которого оптимальный подбор дисциплин в учебный план, содержательность учебных программ и учебных книг, оптимальный отбор содержания, методов и средств проведения каждого занятия я - операционно-деятельностный, ориентирующий на оптимальный подбор форм, методов, приемов и средств обучения; - контрольно - регулирующий, ориентированный на обеспечение действенного контроля и самоконтроля за уровнем академических достижений студентов (уровнем их знаний, умений и навыков) и подбор оптимальных методов их под двищення - оценочно-результативный компонента заключается в качественной диагностике и самодиагностике уровня знаний, умений и навыков студентов и выявлении путей их улучшения Все компоненты следует рассматривать во взаимосвязи, как этапы, звенья учебного процесса, к которым надо подходить творчески, не допуская шаблона Главным и определяющим источником профессиональной деятельности преподавателя высшей школы возникают потребности общества, его требования к личности, получает образование Эти требования прежде очерчиваются в смысле ос мира, который можно определить как педагогическую модель социального заказа (М Скаткин) Правильным будет утверждение, что процессуальная сторона обучения (методы, организационные формы, дидактические средства) определяет ся содержанием образования, в котором сконцентрированы социальные цели, проектирующих профессиональные и личностные качества"продукта обучения"- выпускника вуза (рис 8а ВНЗ (рис. 8). Кроме того следует учитывать, что не только содержание образования определяет ход учебного процесса, но и, наоборот, имеет место зависимость объема, структуры, содержания образования от закономерностей и принципов учеб Ання, от реальных условий, в которых оно происходит В то же время формы развертывания деятельности преподавателя (учителя) и студентов (учащихся), с помощью которых содержание образования усваивается молодым поколением, мето ди, организационные формы, средства обучения определяются характером этого содержаниеу. Процесс обучения в высшей школе имеет свои особые черты (ИКобилянський, ЛРувинський): - Каждая научная дисциплина изучается студентами в ее динамике Преподавателю следует предоставлять информацию о возникновении, становлении и развитии определенной науки, перспективы решения ее актуальных проблем - Обязательным условием учебного процесса в современной высшей школе является его сочетание с научными исследованиями Преподаватель сочетать преподавание с активной исследовательской работой в области науки, которую он выкл Лада, и собственным примером стимулировать студентов к исследовательской роботи. Структура учебного процесса в вузе - имеет место большой объем самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на обработку различных научных источников при подготовке к лекциям, семинарско-практических занятий, написании рефератов, курсовых и дипломных работ тощ. - Одной из самых важных особенностей учебного процесса в современном вузе есть его направленность на профессиональную подготовку будущих специалистов Идея профессиональной направленности преподавания всех учебных дисциплин должна быть ведущей * В связи с этим преподаватели должны знать специфику профессиональной деятельности будущих специалистов, их ведущие профессиональные функции и концентрировать на них внимание в процессе обучения Мы рассмотрели основные этапы, общую структуру и характеристику учебного процесса в высшей школе Что же встает движущей силой этого процесса, служит источником перехода пизнавльнои деятельности студенте ей с одного уровня на другой? процесса является противоречие между потребностями общества, которые оно предъявляет к профессиональной подготовки молодежи, и уровнем этой подготовки Общественные потребности и выступают мерилом для оценки подготовки будущих Фахи вцив на каждом этапе учебного процесса Такое противоречие естественно определяется закономерностями усвоения социального опыта, невозможностью его сиюминутного или быстрого усвоения Оставаясь основ ним, это противоречие проявляется в ряде производных противоречий, обусловленных характером задач, поставленных перед студентами, их потребностями, интересами, мотивами деятельности и иості та ін.  Государственные стандарты образования и их функции Государственный стандарт образования (ГСО) - это совокупность норм, определяющих содержание высшего образования, объем учебной нагрузки, средства диагностики качества образования и уровня подготовки студентов, а также нормативный срок обучения ГСО вы изначае обязательный минимум содержания учебных программ, объем учебной нагрузки студентов, требования к уровню подготовки выпускников вузов и является основой нормативных документов (учебных планов, уч альных программ и т.п.) ГСО - это совокупность норм, устанавливающих требования к образовательно-квалификационных (образовательных) уровней студентов ВННЗ. Отраслевые стандарты высшего образования Министерства образования и науки Украины (ГСВО МОНУ) выдаются для каждого образовательного квалификационного уровня подготовки специалистов (бакалавра, специалиста, магистра) для каждого направления подготовки специалистов (например, 0502"Менеджмент\"), для каждой квалификации (например, магистр внешнеэкономической деятельности) Отраслевой стандарт образования (ГСВО) имеет три разделари розділи: 1) образовательно-квалификационная характеристика окружающей среды (ОКХ) содержит требования к профессиональным качествам, знаний и умений человека, который получает определенный образовательный уровень (базовую, вуза или полное высшее образование); 2) образовательно-профессиональная программа (ОПП), которой определяется содержание подготовки специалистов определенных образовательно-квалификационных уровней ОПП предусматривает перечень нормативных и выборочных дисциплин, усвоение которых ВВИ ийснюеться согласно структурно логической схемы-научно и методически обоснованной последовательности их изучения; 3) Средства диагностики качества высшего образования В первом разделе фиксируются объемы знаний и умений, которые должны приобрести студент в течение обучения в вузе Во втором разделе определяются учебные дисциплины и кругов лькисть часов на их изучение Ориентировочно 70% - 75% учебного времени отводится на изучение обязательных для всех вузов нормативных дисциплин Каждая из таких дисциплин обеспечивается типовой учебной о Программой Соблюдение названий нормативных учебных дисциплин виновато является обязательным для высших учебных заведений, а объем не может быть меньше объема, установленного стандартами образования Остальные учебного времени (около 25% -30%) отводится на выборочные учебные дисциплины, которые частично рекомендуются для выбора ВУЗа, а частично вводятся им самостоятельнотійно. Рабочие учебные программы для выборочных дисциплин разрабатываются в каждом вузе и утверждаются решением ученых советов В третьем разделе ГСВО содержатся материалы по содержанию государственного экзамена и квалификационной аттестации ийнои работы (дипломной, магистерской) На основе отраслевых стандартов высшего образования в соответствии их разделов в каждом вузе прорабатываются собственные рабочие нормативно-правовые документы Для их разработки привлечет аються специальные рабочие группы, в состав которых входят должностные лица - проректор, методисты и наиболее опытные преподавательачі. Научно-методическое обеспечение учебного процесса в высшем учебном заведении Научно-методическое обеспечение учебного процесса предполагает: государственные стандарты образования, учебные планы, учебные программы по всем нормативных и выборочных учебных дисциплин, программы учебной, производственной и других видов практик; учебники и учебные пособия; инструктивно-методические материалы к семинарским, практических и лабораторных занятий, индивидуальные учебно-исследовательские задачи; ко нтрольни работы; текстовые и электронные варианты тестов для текущего и итогового контроля, методические материалы для организации самостоятельной работы студентов, выполнение индивидуальных заданий, курсо вых и дипломных робе. Учебный план - документ, который определяет перечень и объем нормативных и выборочных учебных дисциплин, последовательность их изучения и количество часов (кредитов), отводимых на их изучение, график учебного проц процесса, формы и методы текущего и индивидуального контроля учебных достижений студентов Учебный план отражает также объем времени, которое отводится на самостоятельную работу студентув. Базовый учебный план разрабатывается на основе требований Государственного стандарта подготовки специалистов по специальности на весь период реализации соответствующей образовательно-профессиональной программы и утверждается ке еривником вузов На основе учебного плана разрабатывается рабочий учебный план на текущий учебный год, который утверждается деканом соответствующего факультету. Для обеспечения качества обучения в высшей школе необходимо обращать особое внимание на систему планирования и организации учебного процесса При этом следует учитывать, что учебный процесс в вузе строится в соответствии с требованиями государственных нормативно-правовых документов, в частности Положение об организации учебного процесса в высших учебных заведениях Планирование и организация учебного процесса осуществляется на основе действующего учебного плана В учебном плане для каждой специальности определено график учебного процесса которым есть бюджет часов в неделях, такие аспекты учебной деятельности как теоретическое обучение, экзаменационная сессия, практика, государственные экзамены, выполнения дипломных работ, каникулы В учебном плане с по каждой дисциплине четко определяется количество часов, отводимых на лекции, лабораторно-практические и семинарские занятия, сроки выполнения курсовых работ, сдачи зачетов и экзаменовв. График и план учебного процесса является основой для составления расписания занятий - важного документа, регламентирующего академическая работа студентов и преподавателей. При составлении расписания учебных занятий необходимо учитывать: - требования учебного плана; - анатомо-физиологические и психологические особенности участников учебного процесса; - возможности учебно-материальной базы вуза; - возможности аудиторного фонда; - дидактическую целесообразность отнесения учебных дисциплин в расписании на рабочую неделю и конкретный день. В русле выполнения Болонских соглашений в украинских вузах происходит переориентация учебных планов по лекционно-информативной на индивидуально-дифференцированную, личностно-ориентированную форму обучения, на усиление роли самостоятельной работы студента В связи с этим целесообразным является практика организации учебно-познавательной деятельности с использованием индивидуальных учебных планов студентев. Индивидуальный учебный план является рабочим документом студента, который состоит в начале каждого учебного года совместно с куратором Как один из возможных вариантов приводим индивидуальный учебный план студента, который разработан но и апробированы на экономическом факультете Киевского национального университета им Т Шевченкока*. В учебный план студента включаются нормативный и выборочный компоненты Студенту следует объяснить, что нормативная часть - это обязательный для усвоения содержание специального образования К нормативной учебной них дисциплин относятся гуманитарные, социально-экономические, фундаментальные дисциплины и цикл профессионально-ориентированных дисциплин Сейчас действующими нормативными актами высшим учебным заведениям предоставляется авт ономне право по определению содержания образования, но его уровень не должен быть ниже нормативного Приближение высшего образования в Украине до европейского уровня требует пересмотра соотношения между норм ативнимы и выборочными дисциплинами в сторону увеличения доли последних Так, например, в результате педагогического эксперимента на экономическом факультете Киевского национального университета им Т Шевч НКО пришли к выводу, что в магистратуре соотношение между нормативной и выборочной частью должна составлять 50:50 50:50 . Важным нормативным документом, определяющим содержание образования в высшей школе есть учебная программа. Учебная программа - основной научно-теоретический документ, определяющий место и значение учебной дисциплины в реализации образовательно-профессиональной подготовки студента, ее содержание, объем знаний, умений и навыков, которыми должен в обладать специалист, последовательность и организационные формы изучения учебной дисциплины Учебные программы нормативных дисциплин относятся к документам государственного стандарта, разрабатываются и утверждают ся как его составные Учебные программы выборочных дисциплин разрабатываются на 3-5 лет кафедрами высших учебных заведений и утверждаются ученым советом ВННЗ. Обязательными компонентами учебной программы является пояснительная записка, тематический план, тематический изложение содержания учебной дисциплины, библиографический список В содержании учебных программ должны иметь место следующие аспекты (И Булах, В Пащенко, О Чалый): - формулировка назначения учебной дисциплины в системтемі подготовки специалиста (определение ведущей функции дисциплины); - определение образовательной, воспитательной и развивающей цели, которые необходимо реализовать в процессе обучения (с учетом назначения учебной дисциплины и требований квалификационной характеристики); - определение требований к знаниям и умениям студентов и уровня их сформированности; - определение состава и структуры дисциплины, разделов (модулей) с учетом ведущей функции предмета; - планирование лабораторных и практических занятий с учетом их главной дидактической цели - формирование профессиональных и практических навыков; - изложение содержания учебного материала по каждой учебной темы учитывая принципы дидактики высшей школы; - определение объема и содержания самостоятельной работы студентов; - установление межпредметных связей и устранения дублирования учебного материала на основе интеграции и координации содержания отдельных учебных предметов (целесообразно воспользоваться структурно-логической сх хемо конструирования учебного процесса и учебным планом и выбрать методику реализации интеграционных связей) - определение форм и методов контроля за успешностью обучения; - список рекомендованной литературы, содержащий основную и дополнительную литературу; - оформление учебной программы должно соответствовать дидактическим нормативам. На сенови нормативной учебной программы разрабатывается рабочая учебная программа, которая является нормативным документом высшего учебного заведения и разрабатывается для каждой учебной дисциплины согласно нав учебного плана В рабочей учебной программе отражаются конкретное содержание учебной дисциплины, тематический план, последовательность и организационно-методические формы ее изучения, объем времени на различные вы ди учебной работы по соответствующим модулями, средства и формы текущего и итогового контроля, пакет документов для его осуществления, перечень рекомендованной литературы Для облегчения работы преподавателя ниже предлагаем рекомендации по проектированию модульной учебной программы Отметим, прежде всего, основными принципами построения учебной программы являются следующиені: - соответствие содержания образования современным достижениям науки, техники и культуры; - соответствие социальным целям подготовки специалистов; - преемственность в изучении учебных дисциплин; - генерализация учебного материала вокруг основных идей и научных теорий; - разгрузка программ от второстепенного материала; - обеспечение взаимосвязи науки и практики; - обеспечение взаимосвязи между учебными дисциплинами, и т.п. При конструировании учебной программы по модульно-кредитнойї системы обучения следует опираться на вышеприведенные принципы и использовать следующие: - модульности, сущность которого базируется на основной идее модульного обучения - использование в процессе обучения модулей как основного средства усвоения студентами дозы учебной информации Принцип Модулей льности проявление индивидуализации обучения, ведь обеспечиваются наиболее благоприятные условия для каждого студента по темпу продвижения в обучении, реализации каждым из них целей обучения; - структурирование содержания, что означает деление учебного материала в рамках модуля на структурные элементы, перед каждым из которых выдвигается конкретная дидактическая цель, а содержание обучения предоставляется в объеме, я обеспечения ее достижения Содержание модуля структурируют на учебные элементы (НЭ), которым соответствуют конкретные дидактические цели Каждый учебный элемент должен логически соотноситься с конкретным электронной ементом профессиональной деятельноститі. Модульный вариант программы конструируется по следующей схеме: 1 Содержание учебной дисциплины распределяется на модули, имеющие конкретную цель и задачи изучения;; 2 Модуль охватывает несколько тем (учебных элементов), объединенных общей логикой;; 3 В модулях должны объединяться теоретические и практические вопросы, должны быть выделены главные, базовые и вспомогательные вопросы, обязательные для изучения или рекомендованы для ознакомления или углубленно ого исследования; 4 Модульный вариант программы должен очерчивать перечень знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы, определять содержание и методы их контроля и оценки ния 5 каждый модуль имеет содержательно связано с предыдущим и последующимм. Идея университета раскрывается в самом названии Unieversitas, что в переводе с латыни переводится как совокупность Приведенный выше краткий анализ развития системы высшего образования демонстрирует, что под понятием тям"университет"(\"совокупность\") понимали разное содержание Во-первых, в организационном аспекте университетом стали называть результат объединения различных типов высших учебных заведений Типичным примером мо же служить Парижский университет, который возник как объединение богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами Во-вторых, и очень важно, что основная миссия университета заключается в привлечении мл одои человека кченні молодої людини до совокупности всех видов знания История науки свидетельствует, что университеты пытались сформировать универсальные мировоззренческие позиции для понимания жизни, мира, космоса, человека, дать универсальное образование выпускникам, которые после завершения я обучение в Aima mater, вливались в элиту обществ. Выделяют еще один аспект"совокупности\", который относится к принципов организации университетского образования В первую очередь к ним относятся принципы, которые обеспечивают непрерывность научного творчества: преподавание новейших научных знаний и методов познания и привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности те Поэтому главная задача университета состоит в том, чтобы пробудить в юности тяга к огоньку науки, помочь выпускнику переносить научные идеи в конкретные отрасли знаний и общественной практикии. СИ Гессен, обобщив исторический опыт, четко сформулировал главные принципы университетского образования: - полнота, разносторонность и универсальность, предлагаемых университетом знаний; - дух свободы и творчества в процессе преподавания и учения; - способность университета к самовоспроизведению путем подготовки преподавателей и ученых из числа своих студентов Эти принципы должны быть присущи каждому университета, независимо от исторической эпохи и характера его развития Что следует понимать под полнотой и универсальностью университетского знания? отраслей знания, которые ведут к общей цели Именно в университете полнота науки, которая развивается, обеспечивает, с одной стороны, широту мировоззрения будущего специалиста, а с другой - создает основы для ро свитка отдельных отраслей знания Полноту, разносторонность и универсальность научных знаний раскрывают через содержание университетского курса, непосредственно через теоретический, практический и экспериментальный направления науки, что является основой учебной дисциплины Однако соотношение между теоретическими и практическими компонентами университетского образования различен, что непосредственно влияет на уровень и специфику под подготовки специалиста НВ Бордовских и OA Реан подчеркивают, что в условиях университета термин"полнота знаний"содержит знания основ гуманитарных и естественных наук, знания о природе, человеке и обществе, за гальноосвитни знания и глубокую теоретическую подготовку в рамках конкретной профессиональной специализацияхової спеціалізації. соответствии требований разносторонности, полноты и универсальности университетских знаний перед Украинским высшей школой стоит четко очерченный задачи:"Формирование содержания обучения по дисциплинам содержательных части ин отраслевых стандартов высшего образования следует рассматривать в детального описания определений и надлежащих знаний, навыков и отношений в каждой из восьми отраслей, а именно: коммуникация на родном языке; коммуни ация иностранном языке; математическая грамотность и основные компетентности в науке и технике; информационно-коммуникационная компетентность,"учись учиться\"; межличностные и гражданские компетентности подп риемництво, общая культураальна культура". Второй важной особенностью университета является свобода преподавания и учения, требующий ответа на несколько вопросов: - Как в рамках единства научных исследований и преподавания можно реализовать идею свободы научно-педагогической деятельности преподавателя университета? - Каково соотношение между систематическим учебным курсом, который состоит из лекций и семинарских и практических занятий и цель которого заключается в передаче научных знаний, и в стимулировании к поиску новых х, между научной дисциплиной как организацией учебной деятельности студентов и поиском ими путей решения научных проблем Разные университеты по разному решают эти вопросы Преподаватели некоторых университетов не"читают"очерченный программой курс, а публично излагают собственные научные взгляды соответствии студент не столько на авчаеться, сколько занимается научной деятельностью Однако интенсивная научная деятельность требует системных знаний научных теорий и направлений развития научной мысли Поэтому современный университет сохраняет по ряд со свободой обучения различные программы предметного и профессионального обучения, имеющих целью глубокое овладение системой научных знаний и практических умений, необходимых для будущей профессии ной деятельностиної діяльності. Практика других университетов заключается в предпочтении преподавателям - прекрасным риторам, умелым пропагандистам научных знаний, которые могут вызвать у студентов интерес к познанию истины Однако в обоих вариантах важной особенностью университета является свобода выражения научных взглядов, свобода научно-педагогического творчества, свобода мысли и слова. ИГ Фихте рассматривает университет как высшую научную школу, которая открывает научные истины и проверяет результаты новейших открытий Следует в то же время отметить, что современные университеты готовят своих выпускным ников не только к научно-исследовательской деятельности, но и к профессиональных обязанностей в конкретной практической деятельности При этом традиционная - духовная и культурологическая миссия университета должна оставлять ся неизменной Итак, идея, объединяющая все университеты мира, заключается в их качестве как научного и интеллектуального центров развития обществьства. Третья особенность университетов - это их способность к самовоспроизведению научно - педагогических кадров из числа собственных студентов, символизирует потенциал саморазвития и свободу науки Очевидно, речь идет пр ро научные школы, которые создаются в университетах, и которые выполняют функции"инкубаторов'' научно-педагогических кадров Историки науки традиционно приводят в качестве примера научную школу Эрнеста Резерфорда, у ские которой создали яркую плеяду всемирно известных ученых - физиков Среди представителей"школы Резерфорда"в области исследования атома и атомного ядра ярко сияют такие"звезды"как Н Бор, Г Гейгер, О Ган, Дж Кокрофт, Г Мозли, М Олифант, Дж Чедвик, П Капица, Ю Харитон, О Лейпунский, К Синельников и многие друунський, К. Синельников та багато інших.
«Генезис высшего образования в России» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot