Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

История и направления современного развития физкультурно-педагогического образования

  • 👀 1142 просмотра
  • 📌 1112 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «История и направления современного развития физкультурно-педагогического образования» docx
Раздел 1. «ИСТОРИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Лекция № 1 «Особенности профессии современного педагога по физической культуре». План лекции 1. Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры. 2. Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры. 3. Особенности профессии современного педагога по физической культуре. 4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании. Введение Учитель (педагог) − профессия и должность в системе начального и среднего общего начального, среднего и высшего профессионального образования, подразумевающая особую социальную функцию, состоящую в обучении и воспитании и развитии подрастающего поколения. Педагог по физической культуре − это воспитатель и наставник, который проводит обучение физическим действиям и осуществляет физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и развитие, реализуя гармоническое развитие личности, ее и психических физических качеств средствами спортивной деятельности. В этом состоит гражданское, человеческое предназначение учителя физической культуры. Эта профессия восходит своими корнями к началу возникновения и развития цивилизации, имеет большую, богатую событиями историю. 1. Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без возможности использовать тот опыт, который накопили предыдущие поколения. При первобытнообщинном строе системы физкультурно-педагогического образования не существовало и передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в родовой общине включалась в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет привлекались к ней, усваивая знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали сопутствующими труду различными физическими умениями и навыками, развивались и совершенствовались физически в процессе труда. В это время роль учителей физической культуры играли родители и другие старшие члены семей и родов, зачастую, старые и немощные, не привлекавшиеся к непосредственно трудовой деятельности, но обладавшие значительным жизненным опытом. Эти люди, как правило, передавали только теоретические знания, но сформировать умения в осуществлении необходимых движений в полной мере они практически могли. Показ движений воспитанникам происходил тогда, когда члены общины или рода трудились, охотились или защищались от недругов, а дети наблюдали и в меру своих сил помогали взрослым. Таким образом, обучение было неразрывно связано с трудом. Первоначально формой организации физического воспитания были игровые движения. Содержание игр в ту пору составляли двигательные умения и навыки, имеющие трудовую направленность. Кроме того, игра и физические движения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки, укрепляли волю детей. Все это вместе позволяло им успешно выживать в суровых условиях противоборства с силами природы. В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Занятия физической культурой и возможность иметь эстетичное и тренированное тело стало привилегией высших социальных слоев общества. Физическая культура стала восприниматься как важная часть культуры, наравне с философией и искусствами. Для бедных в рабовладельческом обществе физическая культура, как таковая, была средством простого выживания, поэтому функции учителя выполняли старшие члены семьи или лица, опекающие молодых рабов. Исключение составляли лишь рабы, должны были увеселять представителей знати гимнастическими, акробатическими упражнениями и поединками. Их тренировали для выступлений специальные люди, как правило, рабы. В это время впервые были созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения, появилась профессия преподавателя физического воспитания. Она была уважаемой и востребованной в обществе. В Древней Греции возникновение древнегреческой гимнастики, расцвет физической культуры упрочили положение тренеров как необходимых членов общества, владеющих важными секретами, имеющими значение для обороноспособности государства. Ими становились наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане. Они назывались по-разному: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В это время зародились две системы физического воспитания – афинская и спартанская, каждая из которых была представлена своеобразными целями, содержанием и методами физического воспитания. Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции поставило тренеров и спортсменов на высокую ступень общественной лестницы. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. Главной целью профессиональной деятельности специалистов по физической культуре была подготовка населения к военным действиям. В Древнем Китае, Египте, Сирии учителями чаще всего были монахи, жрецы. Они избирались по морально-нравственным качествам, по опыту в физической подготовке, по уровню авторитета в своем поселении. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа. Министр назначал на должности учителей мудрейших представителей общества. Китайские боевые искусства и единоборства до сих пор является предметом изучения специалистов по ФК и спорту и многие из них входят в программу современных Олимпийских игр. В Древней Руси детей дворян обучали верховой езде, кулачным боям, фехтованию на мечах, лапте домашние воспитатели или специально приглашенные мастера из стран Европы. Но системное физкультурно-спортивное образование в России возникло позднее. В средние века в Европе появляются массовые школы и университеты. В школах готовили будущих чиновников, священников, мастеров мануфактур, врачей и их помощников. Педагогами, как правило, были священники, монахи. Они не проводили занятий по физической культуре. Физическое воспитание детей знати осуществляли специальные учителя фехтования, верховой езды, гимнастики, которые осуществляли свою деятельность практически в каждом феодальном замке. Основной целью физического воспитания в это время было совершенствование физического и духовного развития детей феодальной знати на основе рыцарского устава. В эпоху Возрождения (XV-XVII вв.) трудами гуманистов (Ф. Рабле, В. Фельтре, Т. Мор, Т. Кампанелла, У. Гервей и др.) был возрожден античный идеал человека – здорового телом и духом. Достижение этой гармонии в человеке стало целью образования. В это время возникли и развивались новые системы обучения и воспитания. Накапливался педагогический опыт, в том числе и в сфере физического воспитания. При феодализме были сделаны первые попытки введения физического воспитания в учебные заведения. Особенностью развития физического воспитания при капитализме является то, что господствующий класс был вынужден заниматься физическим воспитанием не только представителей господствующих классов, но и народных масс. Это связано с интенсификацией труда и постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, требовавших создания массовых армий с хорошей физической подготовкой. В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции (клубы) по отдельным видам спорта. В России, во время существования СССР главная функция физического воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, преданных этому строю здоровых людей, что было отражено в кодексе «строителей коммунизма». Физические качества, соответствующие этому кодексу выражались в нормативе комплекса ГТО (готов к труду и обороне). Роль физического воспитания сильно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Научно-техническая революция внесла в жизнь ряд неблагоприятных факторов. Ими являются гиподинамия, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, стрессы в профессиональной и бытовой сферах, приводящих к нарушениям обмена веществ, избыточному весу, предрасположению к заболеваниям. Как показывает опыт человечества, лучшим противодействием неблагоприятным факторам являются регулярные занятия физической культурой, овладение которой невозможно без специально развитой системы физического воспитания. 2. Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры Педагогическая теория физического воспитания зародилась в Древней Греции. В трудах философа-идеалиста Платона (427–347 гг. до н.э.) обоснована теория гармонического развития духовных и физических качеств личности рабовладельца. Платон обосновал идею о государственной системе воспитания, и мысль о том, что умственное и физическое воспитание даст положительный эффект только тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера. Крупнейший ученый философ древности, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского, Аристотель (384–322 гг. до н.э.) считал, что тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному воспитанию. Аристотель порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он справедливо считал, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же, как и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье». Крупнейший чешский педагог Ян Амос Коменский (1592–1670 гг.) в своих трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», и др.) показал необходимость развития физического воспитания. В его работе «Великая дидактика» показано, что правильно выбранные и дозированные физические движения не только помогают сохранению здоровья, но и способствуют преодолению усталости, связанной со школьными занятиями. В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил педагогам использовать перемены и часть послеобеденного времени для занятий физическими упражнениями, для тренировок и воспитательной работы. Большое внимание Я.А. Коменский уделял формированию системы физических упражнений: подвижные игры, бег, прыжки, плавание, борьба, попадание копьем в кольцо и др. Мыслители эпохи Возрождения развивали идеи античных мыслителей о пользе физической культуры в разных сферах жизни человека. Для этого они создавали идеал общества, в котором всегда находилось место для физической активности граждан. В «Телемской обители», Франсуа Рабле (1494–1553 гг.) описал образец идеального общежития. «Обитель» в качестве основных сооружений имела бассейн, баню и стадион. Физическое воспитание осуществлялось в школе, в которой оно занимало равноправное место наравне с другими предметами, при этом воспитанники обладали достаточной силой и ловкостью. В книге «Город Солнца» Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.) изобразил идеальное государство, у жителей которого умственное образование сочетается с физическим и нравственным воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. Т. Кампанелла мечтал о том, чтобы мужчины и женщины были равноправны, освобождены от тяжелого физического труда, дети с двух лет занимались физическими упражнениями, он описал эти упражнения и рекомендовал правила нравственной гигиены и здорового режима жителям города Солнца. В работе «Об искусстве гимнастики» И. Меркуриалиса (1530–1606 гг.) физические упражнения подразделяются на три группы: лечебные («истинные»), военные («жизненно необходимые») и атлетические («ложные»). Он осуждал излишества в пище, вине, сне, рекомендовал плавание и имитацию боя с тенью. И. Меркуриалис рекомендовал использовать физическую культуру для воспитания у молодежи изящных манер и нравственных качества. Выдающийся английский философ-материалист и педагог Джон Локк (1632–1704 гг.) – представитель теории утилитаризма, руководящим принципом воспитания в которой является принцип полезности. Поэтому он уделяет большое внимание физическому развитию детей, заботе об укреплении их здоровья. Так как Дж. Локк писал о воспитании «джентльмена», то он придавал большое значение выработке изящных манер и навыков вежливого поведения. Свои педагогические взгляды Дж. Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1639). Физическое воспитание он рассматривал как цель в достижении здорового духа в здоровом теле, что помогает человеку достичь личного благополучия. Он был сторонником жесткого режима, закаливания организма и здорового воспитания. Джон Локк рекомендовал легкую и удобную одежду, простую пищу, много воздуха и солнца, многочисленные физические упражнения: плавание, фехтование, верховую езду, гребное и парусное дело. Педагоги и философы Нового времени активно изучали естественно научные закономерности физического и нравственного развития ребенка. Основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей является Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.). Его педагогические идеи изложены в романе «Эмиль, или О воспитании», где сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы его воспитания. Он рекомендовал обращать внимание на физическое воспитание детей до 12 лет. Закаливать тело, приобретать умения и навыки – все это должно достигаться свободой движений, играми, купанием в холодной воде; для повышения интереса к занятиям нужно использовать соревновательный метод. Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, но в отношении воспитания девочек он придерживался, в основном, традиционной точки зрения. Он считал, что им не нужно давать широкого научного образования, но надо заботиться, об их физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства. В работах крупнейшего швейцарского педагога И. Песталоцци (1746–1827 гг.) отстаивается идея единства умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду. Свою педагогическую теорию он выводил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста. Песталоцци стремился к тому, чтобы дети бедняков могли получить физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание включало в себя поднятие тяжестей, борьбу, бег, метание и др. Песталоцци делил все упражнения на игры, элементарные движения и сложные. Разработанная им система упражнений получила название суставной гимнастики Песталоцци. В теорию физического воспитания большой вклад внесли и российские ученые. Вопросы физического воспитания были рассмотрены в работах Николая Гавриловича Чернышевский (1828–1889 гг.) и Николая Александровича Добролюбов (1836–1861 гг.). Они считали, что гармоническое развитие должно осуществляться за счет умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К средствам физического воспитания они относили гигиену, народные физические упражнения, подвижные игры, прогулки, закаливание. Главным средством физического воспитания, по их мнению, считался труд. Большое значение физическому воспитанию придавал Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.). Определяя средства физического воспитания детей и подростков, он ориентировался на принципы народности, считал, что основу физического воспитания должны составлять народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом. В теорию физического воспитания большой вклад внесли работы Дмитрия Ивановича Писарева (1840–1868 гг.), в которых рассмотрены проблемы применения средств физического воспитания для оздоровления и закаливания детского организма. Классиком теории и практики физического воспитания является Петр Францевич Лесгафт (1837–1909 гг.). Он считал, что основу научной теории физического воспитания составляют знания в области анатомии и физиологии человека. Его теория изложена в работах: «Основы естественной гимнастики», «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и др. П.Ф Лесгафт утверждает ведущую роль физиологических закономерностей в организации системы физического воспитания человека, доказывает необходимость физического воспитания как средства формирования гармоничного развития человека, ведущую роль сознания в развитии качеств личности и т.д. Он считал, что учебный материал системы физического образования охватывает только виды движений, легко усваиваемые в школьном возрасте, такие, как ходьба, бег, прыжки, метание, борьба, вольные упражнения, игры и туризм. Им доказана важность применения в физическом воспитании общепедагогических принципов постепенности, последовательности, учета возрастных особенностей человека, и т.д. Однако, П.Ф. Лесгафт отрицал пользу спортивных соревнований и упражнений на снарядах, принижал значение показательных выступлений. Современные ученые, занимающиеся проблемами физического воспитания, продолжают традиции великих педагогов прошлого и работают над решением педагогических и психологических проблемам, возникающих в сфере физической культуры. 3. Особенности профессии современного педагога по физической культуре Физкультурно-педагогические специальности относятся к группе «человек−человек», что означает: эта профессиональная деятельность направлена на формирование другой личности. Цель работы педагога по физической культуре состоит в деятельности по развитию физических и психических качеств обучающихся за счет усвоения ими двигательных умений и навыков и формирования личности обучающихся средствами физической культуры. Она достигается в учебно-воспитательном процессе при решении образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач. Первые задачи решают педагоги всех учебных предметов. Развивающая задача в работе учителя физической культуры имеет особенность, состоящую в том, что подразумевает не только развитие психических и личностных качеств и способностей, но и физических кондиций человека. Решение задачи по оздоровлению организма находится в компетенции только учителя физической культуры. Более того, она является основной в его деятельности. Труд учителя физической культуры, тренера характеризуется значительной физической и интеллектуальной нагрузкой, требует высокой общей и физической трудоспособности. Особенными являются и условия, в которых он осуществляет свою деятельность. 1.Условия работы педагога по ФК, создающие психическую напряженность: 1.1. Шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление учителя; 1.2. Необходимость переключения с одной возрастной группы на другую; 1.3. Большая нагрузка на речевой аппарат; 1.4. Необходимость одновременно внимательно следить за передвижениями многих учащихся; 1.5. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, так как занятия физическими упражнениями имеют высокую степенью риска в получении травм. 2. Условия, обуславливающие высокие физические нагрузки: 2.1. Необходимость показывать физические упражнения; 2.2. Осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах); 2.3.Необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения. 3. Условия, связанные с внешне-средовыми факторами: 3.1. Климатические и условия при занятиях на открытом воздухе; 3.2. Рельеф местности при занятиях в природной среде (походы, лыжные прогулки, пробежки в парках и др..) 3.3. Санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов. Все рассмотренные выше условия работы учителя ФК требуют от педагога большого запаса работоспособности, здоровья, педагогического оптимизма. В связи с этим в системе физкультурно-педагогического образования значительная роль отводится укреплению здоровья, улучшению самочувствия, повышению профессиональной мотивации учителя физической культуры, тренера, инструктора. К знаниям, умениям, способностям, волевым и нравственным качествам учителя ФК и тренера предъявляются требования: общие и специальные. 1.Общепедагогические требования: 1.1.Высокий уровень нравственного самосознания; 1.2. Наличие педагогического образования; 1.3. Широкий идейно-политический кругозор; 1.4. Устойчивые морально-волевые качества; 1.5. Интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии; 1.6. Высокий общий культурный уровень; 1.7. Умение управлять собой в любых условиях; 1.8. Хорошие организаторские способности; 1.9.Умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников. Кроме названных общих требований, педагогическая профессия предъявляет к специалисту по физической культуре и специальные требования, определяемые спецификой конкретной профессиональной деятельности 2. Специальные требования (на примере спортивного тренера): 2.1. Знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля; 2.2. Умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта; 2.3.Умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц; 2.4. Способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности; 2.5. Умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом; 2.6. Способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях. Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Поэтому можно выделить ряд особенностей профессиональной деятельности педагога по физической культуре, способного к творческой деятельности: а) перцептивные (высокая напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость); б) интеллектуальные (наличие интуиции, высокого Уровня фантазии, выдумки, дара предвидения и обширность знаний); в) характерологические (оригинальность, неприятие шаблонности решений, инициативность, упорство, высокий уровень самоорганизации, работоспособность, готовность к риску и борьбе с сомнениями, независимость позиции и др.). Творчески работающий педагог должен гибко реагировать на запросы практики, жизни, не придерживаться догм, какими бы авторитетными они ни были, видеть неполноту своих знаний, стремиться к самоусовершенствованию. Для успешной работы он должен постоянно изучать передовой опыт, трансформировать его, приближая к конкретным условиям. Квалифицированному педагогу нужно использовать все закономерности познавательного процесса обучающихся, способствующих глубокому осмысленному усвоению ими системы знаний и выработки прочных умений, а в ряде случаев и навыков. 4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании В процессе освоения профессиональных и других компетенций, характерных для высшего физкультурно-педагогического образования студенты вузов физической культуры изучают различные учебные дисциплины, которые содержатся в пяти блоках: общеобразовательном, медико-биологическом, предметном, теоретико-методическом и психолого-педагогическом. Рассмотрим краткую характеристику этих блоков и учебных дисциплин, их образующих. 1. Общеобразовательный блок. Он включает в себя обществознание, естествознанию (химия, биология, физика), экологии, истории, математику, русский язык и литературу, физической культуру, иностранный язык, информатику и ИКТ, географию, основам безопасности жизнедеятельности, основам философии, деловому этикету. Эти учебные дисциплины являются общеобразовательными; при их изучении продолжается формирование социокультурного ядра личности (мировоззрение, расширение научного и эстетически-культурного кругозора и др.) единой научной картины мира, развиваются различные виды мышления и другие важные качества личности. Рассматривая учебных дисциплин общекобразовательного блока необходимо отметить важность и необходимость изучения этих дисциплин, так как они обеспечивают формирование социокультурного ядра личности (мировоззрения и др.) специалистов в области физкультурно-педагогического образования способствуют формированию социально-обоснованного отношения к общественным ценностям (здоровье, красота, труда, природы, познания и др.). При изучении этих учебных дисциплин студенты развивают свои познавательные интересы, мышление, внимание, память, воображение, коммуникативные и креативные качества личности, создается для научной аргументации, культурного общения, ориентации в природных и социальных явлениях. 2. Медико-биологический блок. Этот блок учебных дисциплин включает: анатомию, физиологию с основами биохимии, гигиенические основы физической культуры и спорта, биохимию спорта, основ медицинских знаний, основ спортивной медицины и врачебного контроля, основ антидопингового обеспечения, лечебную физкультуру и массаж. Целью изучения учебных дисциплин этого блока является формирование компетенций, позволяющих будущему специалисту в области физической культуры и спорта самому вести здоровый образ жизни и формировать его у своих воспитанников, проводить мониторинг их физического состояния, оказывать им при необходимости доврачебную помощь. В ходе изучения всех указанных медико-биологических предметов студенты познают физиологические процессы, происходящие при занятиях физической культурой, медицинские основы здоровья и здорового образа жизни людей, входящих в разные возрастные группы, как здоровых, так и имеющих различные заболевания. Рассмотренные особенности учебных дисциплин медико-биологического блок блока показывают, без освоения основ этих дисциплин невозможно грамотно и осмысленно осуществлять профессиональную деятельность в данной области. 3. Предметный блок учебных дисциплин физкультурного образования Этот блок учебных дисциплин включает комплекс избранного вида спорта с методикой тренировки и руководства соревновательной деятельностью; базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой оздоровительной тренировки. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой оздоровительной тренировки включает изучение легкоатлетических дисциплин, спортивные игры (командные виды спорта), гимнастику, плавание и методику изучения перечисленных дисциплин. Названные учебные дисциплины являются базисом (основой) формирования профессиональных компетенций специалистов в области физкультурно-педагогического образования, чем и определяется основная цель их изучения. При рассмотрении особенностей дисциплин «предметного блока учебных дисциплин физкультурного образования» необходимо отметить его особое место среди других блоков. Невозможно научить тому, чего не знаешь сам, а специальные навыки и умения в области физической культура и спорта являются тем, без чего принципиально невозможна деятельность специалиста в физкультурно-педагогическом образовании. Следует отметить, что важно не только то, что специалист умеет (плавать, бегать, играть в футбол и т.д.); он должен уметь научить этому других людей, то есть важно овладеть методикой обучения тому или иному виду спорта. 4 . Блок теоретико-методических дисциплин. Он включает в себя теорию и историю физической культуры и спорта; основы спортивной тренировки, менеджмент и экономику отрасли; правовые основы ФК и спорта; правовые основы коммерческой деятельности; организацию физкультурно-спортивной работы, материально-техническое обеспечение физической культуры, теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту, физкультурно-спортивное обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья, теорию и организацию физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья, технологии физкультурно-спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Изучение учебных дисциплин теоретико-методического блока способствует созданию базы формирования у будущих специалистов в области физической культуры, спорта и физкультурного образования важнейших профессиональных компетенций в различных сферах их профессиональной деятельности, способствуют формированию мировоззрения, расширяют их кругозор, повышают мотивацию освоения ими инновационной деятельности. 5. Психолого-педагогический блок Этот блок включает в себя следующие психологические (психологию физической культуры и спорта), педагогические (введение в специальность, педагогика физического воспитания и спорта) и психолого-педагогические (психолого-педагогический практикум, основы коррекционной педагогики и психологии) учебные дисциплины. Эти дисциплины формируют те профессиональные компетенции специалистов в области физкультурного образования, которые обеспечивают эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса: Обучающий-Обучающийся. Структура, объем и содержание психолого-педагогических дисциплин, изучаемых студентами факультетов физической культуры, многообразно; оно зависит от целей и особенностей их будущей профессиональной деятельности (так, оно различно для будущих тренеров по конкретному виду спорта и учителей физической культуры средней школы и др.). Роль психолого-педагогического блока учебных дисциплин Значение дисциплин психолого-педагогического блока для подготовки специалистов по физкультурно-педагогическому образованию в высших учебных заведениях можно рассмотреть по трем направлениям: 1. Формирование представлений специалиста о себе как субъекте педагогического процесса Знания в области педагогики позволяют студентам факультета физической культуры получить представления о том, какие требования предъявляет педагогическая деятельность в сфере физкультурного образования к его личности. На практических занятиях по психологии, студенты имеют возможность диагностировать уровень развития этих качеств у себя. Они могут на протяжении всех лет обучения оценивать свой профессиональный рост как специалиста и как личности. Психология, педагогика, и другие учебные дисциплины этого блока позволяют повысить мотивацию студентов к получению образования и к самообразованию. Изучая их, студенты факультетов физической культуры создают для себя индивидуальный эталон, идеал своей будущей профессиональной деятельности. Они учатся отслеживать и корректировать движение к этому эталону, строят образовательную траекторию индивидуального самосовершенствования; и на научной основе отслеживают развитие своих способностей и профессионально важных личностных качеств. Психолого-педагогический практикум дает студентам возможность развивать необходимые профессионально значимые качества личности, находить его пути и механизмы. На аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы по этим предметам у студентов формируется индивидуальный стиль педагогического общения и деятельности, педагогическая направленность, то есть положительное отношение к педагогической деятельности, выраженное как склонность и готовность заниматься этой деятельностью. Таким образом, у студентов формируются представления о себе как о специалисте в области физкультурно-педагогического образования во всей совокупности его знаний, профессионально значимых личностных качеств и мотивов. 2. Познание сущности педагогического процесса физкультурного образования Осваивая учебные дисциплины психолого-педагогического блока, студенты познают педагогические и психологические закономерности профессиональной деятельности специалиста физкультурно-педагогического профиля. Изучают принципы и правила своей будущей профессии. Они изучают психолого-педагогические теории обучения и воспитания, основные психологические и педагогические концепции и идеи. На практических занятиях студенты овладевают умениями планирования, анализа и оценки хода и результатов профессиональной деятельности в сфере физкультурно-педагогического образования. При выполнении творческих работ, студенты совершенствуют свои знания и развивают диагностические, креативные и коммуникативные профессиональные компетенции. При проведении научно-исследовательской деятельности, они углубленно изучают педагогические явления, применяя различные психологические и педагогические методики диагностики личности и коллектива учащихся, педагогических условий своей будущей профессиональной деятельности. В ходе непрерывной школьной и летней педагогических практик, студенты учатся применять результаты своей исследовательской работы в своей деятельности. 3. Изучение личности и коллектива учащихся Представители различных физкультурно-педагогических специальностей по ходу своей работы могут контактировать с людьми разных возрастов, обладающими разным уровнем физического и психического здоровья. Это могут быть учащиеся образовательных учреждений различных типов, группы взрослых людей (контингент фитнес-клубов, туристических центров и т.п.), семьи, группы смешанного возрастного состава, дошкольники, пожилые и больные люди, коллеги-учителя, представители общественных и иных организаций и т.д. Такой широкий круг профессионального общения специалистов по ФК делает необходимым наличие у них коммуникативных умений работы, как с разными индивидами, так и с различными их группами. (Приведите примеры коллективов, с которыми тренер спортивной секции взаимодействует в ходе выполнения профессиональных обязанностей) В процессе изучения дисциплин и психолого-педагогического блока у студентов вырабатываются умения изучения личности обучающегося, их коллектива и других групп социума (семьи и т.д.). Студенты осваивают способами сотрудничества с ними, механизмы, лежащие в основе воспитания, обучения, общения с группами индивидов разных возрастов (Обоснуйте на трех примерах значение психолого-педагогических учебных дисциплин для подготовки специалистов в сфере физкультурно-педагогического образования). Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Ответьте на вопросы в конце лекции, выполните задания и ответы запишите в рабочую тетрадь. 2. В чем состоят особенности физического воспитания в первобытном обществе? 3. Какие качества личности, формируются у спортсменов, занимающихся китайским единоборством? 4. В чем состоят особенности системы физического воспитания Я.А. Коменского? 5. Чем система физического воспитания И. Песталоцци отличается от таковой, предложенной Ж.Ж Руссо? 6. Чем система физического воспитания Ж.Ж Руссо отличается от таковой, предложенной Я.А. Коменским? 7. В чем состоит новизна взглядов П.Ф. Лесгафта по сравнению с другими учеными в области теории физического воспитания (одно положение). 8. Какие условия только работе педагога по физкультуре? 9. Приведите два примера высказываний великих философов о пользе физической культуры и об учителях, иллюстрирующих роль философии в вашей будущей деятельности. 10. Докажите значение Концепции современного естествознания в формировании специалиста физкультурно-педагогического профиля. 11. Приведите примеры классов органических веществ, которые должны входить в рацион спортивного питания. 12. Приведите два примера жизненных ситуаций, когда тренеру необходимо знание иностранного языка. 13. Приведите три примера экономических вопросов, которые решает тренер спортивной секции. 14. Нужно ли спортсмену знать основы анатомии, физиологии и гигиены человека; почему? 15. Поясните, почему тренеру необходимо знание основ спортивной медицины, ЛФК и массажа. 16. Назовите качества личности, развитию которых способствуют занятия легкой атлетикой. 17. Какие качества личности формируются у занимающихся гимнастикой; ответ обоснуйте? 18. Почему обучение плаванию является необходимым компонентом формирования компетентного специалиста физкультурно-педагогического образования? 19. Кратко охарактеризуйте блоки учебных дисциплин, которые изучаются студентами факультетов физической культуры. 20. Поясните, какова роль предметного блока физкультурных дисциплин и психолого-педагогического блока; раскройте их особенности в формировании профессиональных компетенций специалиста физкультурно-педагогического образования.
«История и направления современного развития физкультурно-педагогического образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot