Исторические вехи изучения зарубежного опыта специального образования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Сравнительная специальная педагогика
Тема 1. Теоретические основания
сравнительной специальной педагогики
Лекция 2. Исторические вехи
изучения зарубежного опыта
специального образования.
Калацкая Наталья Николаевна
К.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики специального образования
ИПиО
План лекции:
1. Фазы развития специального образования в зарубежной
компаративистике
2. Факторы и условия развития специального образования и
специальной педагогики: компаративный аспект
3. Теоретико-методологические
специальной педагогики
601-800
9
370
13
основания
зарубежной
601-800
9
1. Фазы развития специального образования в зарубежной
компаративистике
370
13
Призренческие (каритативные) формы и единичный опыт, обусловленный, в
основном, религиозным императивом
1770 г. - первая школа для глухих детей в Париже;
1784 г. - школа для слепых;
1820 г. - классы для обучения умственно отсталых детей в г. Зайтце в школе для
бедняков (Германия)
601-800
9
1.Фазы развит ия специального образования в
зарубеж ной компарат ивист ике
американский психолог Б. Вольфенсбергер (1972)
370
13
601-800
9
1.Фазы развит ия специального образования в
зарубеж ной компарат ивист ике
370
13
На пер в о й с т у п е н и происходит возникновение местных,
частных инициатив, в том числе инициатив родителей детей с
ограниченными возможностями, а также общин, конфессий,
объединений и т.п., что приводит к открытию учреждений или
организации особых форм обучения, как, например,
интегрированное обучение.
На в т о рой с т у п е н и созданные частным образом
учреждения, как правило, переходят в ведение государства или
финансируются официальными лицами (например, монархами
или членами их семей, президентами и т. п.). Бюрократизация и
профессионализация нередко тормозят дальнейшее развитие
этих учреждений.
601-800
9
1.Фазы развит ия специального образования в
зарубеж ной компарат ивист ике
370
13
Т р е т ь я с т у п е н ь характеризуется поддержанием
данной структуры (формы обучения) общественным
признанием потребностей в ней людей с ограниченными
возможностями, сохранением и упрочением качественных и
количественных характеристик обучения, действенным
контролем проводимых в этом направлении исследований и
повышением квалификации работающих в данной системе
специалистов; влиянием на законодательство, закрепляющее
существование и развитие этой формы обучения.
601-800
9
1.Фазы развит ия специального образования в
зарубеж ной компарат ивист ике
370
13
U. Bleidick, W. Rath
1. Начальная фаза педагогического внимания к людям с
ограниченными возможностями, которая, как правило,
предопределяется отдельными частными инициативами и
призренческими мотивами.
2. Фаза профессионализации, разработки идей и концепций
специального обучения и их изложение в теоретических
работах.
3. Фаза правовой поддержки в школьном и социальном
законодательстве.
601-800
9
1.Фазы развит ия специального образования в
зарубеж ной компарат ивист ике
370
13
4. Фаза консолидации, развития и дифференциальных
тенденций (вычленение логопедии из сурдопедагогики,
разграничение школ для глухих и слабослышащих, создание
дифференцированной системы специального образования и т.
п.).
5. Фаза устойчивого обновления, основанного на критическом
анализе существующих моделей обучения, поисков и опытов
их преобразования (например, в XIX в. создание специальных
школ, отделенных от общей системы образования, в ХХ в. интегрированное обучение).
601-800
9
2. Факторы и условия развит ия специального
образования и специальной педагогики:
компаративны й аспект
370
13
Важно учитывать социально-исторические, экономикополитические
условия,
национальные
традиции,
конфессиональные особенности, экологические тенденции в
природе и обществе, а также влияние развития науки, ее
достижений и научного знания в целом на общую культуру
населения и на совершенствование образования.
601-800
9
2. Факторы и условия развит ия специального
образования и специальной педагогики:
компаративны й аспект
370
13
Помимо этого, как показывают исследования зарубежных
компаративистов, для начала школьного обучения детей с
ограниченными возможностями каждой категории имеются и
свои собственные детерминанты, не представляющие значения
для других категорий (например, юридическая и социальная
дееспособность через обретение речи и навыков общения) для
глухих;
достижение
независимости,
возможности
самообеспечения и социальной полезности, а позднее и
самореализации для слепых; самообеспечение, социальная
полезность и предотвращение асоциального поведения для
людей с умственной отсталостью и т. п.).
601-800
9
2. Факторы и условия развит ия специального
образования и специальной педагогики:
компаративны й аспект
370
13
• огромную роль в этом сыграли такие факторы, как
индустриализация и общественное развитие.
•
общее число учащихся специальных школ в XIX в.
составляло всего 2 %
601-800
9
2. Факторы и условия развит ия специального
образования и специальной педагогики:
компаративны й аспект
370
13
Факторы, которые определяют возможности и характер
специальной педагогической помощи людям с ограниченными
возможностями, зарубежные исследователи (Наггisоп Р., 1982;
Вleidick U., Rath W., 1987; и др.):
-экономические,
-социально-политические и социально-культурные условия,
Следствие этого, -изменения в образовательной политике, такие
как:
- недостаточность материальных средств из-за неблагоприятной
экологической ситуации в мире и сужения рынка рабочей силы
по структурным и конъюнктурным причинам;
-изменение общественных и социально-государственных
обязательств и обязанностей по отношению к людям с
ограниченными возможностями.
601-800
9
2. Факторы и условия развит ия специального
образования и специальной педагогики:
компаративны й аспект
370
13
Две наиболее характерные тенденции социальной политики в отношении
инвалидов
1. нарастание интегративной тенденц ии в образовании, т. е. о
совместном обучении обычных детей и детей с ограниченными
возможностями
601-800
9
2. Факторы и условия развит ия специального
образования и специальной педагогики:
компаративны й аспект
370
13
Полагают, что в условиях интеграции система образования экономит за
счет:
• административного аппарата и педагогического корпуса школ и дошкольных
учреждений;
• расходов (подготовка и содержание) на штат учителей;
• окупаемости в долговременной перспективе как оборудования школы,
создающего специальную образовательную среду (которое послужит не одному
набору детей-инвалидов), так и средств на переподготовку и повышение
квалификации учителей массовой школы (в течение своей профессиональной
карьеры такой учитель обеспечивает несколько выпусков учащихся на основе
однократно полученных новых знаний); при этом некоторые сохранившиеся
специальные школы берут на себя ответственность за процессы коррекционнопедагогической работы;
• высвобождения значительных средств, расходуемых на обслуживание и
ремонт зданий специальных школ-интернатов, их школьной, бытовой и
ресурсно-коммуникационной
инфраструктуры
(электроснабжение,
газ,
водоснабжение и канализация и др.); возможности использования этих зданий
для других целей и др.
601-800
9
2. Факторы и условия развит ия специального
образования и специальной педагогики:
компаративны й аспект
Концепция «поглощенuя»
Концепция «сосуществованuя и взаимодополненuя»
370
13
601-800
9
2. Факторы и условия развит ия специального
образования и специальной педагогики:
компаративны й аспект
370
13
Другая
обусловленная
экономическими
причинами
тенденция в сфере помощи людям с ограниченными
возможностями выражается в перенесении центра тяжести
в оказании им социальной помощи с государственных
учреждений на общественные и самодеятельные структуры,
реализующие идею само- и взаимопомощи.
601-800
9
2. Факторы и условия развит ия специального
образования и специальной педагогики:
компаративны й аспект
370
13
Для развивающихся стран зарубежные компаративисты очерчи
вают другой круг проблем (Р. Harrison, 1982; Вleidick U., Rath
W., 1987, и др.), обусловленных такими детерминантами, как
бедность, резко выраженное социальное неравенство,
безработица,
неблагоприятные
климатические
условия
(практически все развивающиеся страны находятся в
тропической
зоне
Земли,
для
которой
характерно
распространение специфических заболеваний, дефицит бел
кового питания для людей и животных, что влечет за собой
голод и эпидемии).
Сюда можно отнести и социально-политические, и социальноэкономические детерминанты, предопределенные спецификой
индустриализации в этих странах, привносимой из развитыx
стран индустриального мира.
601-800
9
2. Факторы и условия развит ия специального
образования и специальной педагогики:
компаративны й аспект
«философия реабилитации»
принцип нормализации
принцип целостности
принцип конечной социальной цели
принцип свободы
ринцип - гуманность
370
13
601-800
9
3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной
специальной педагогики
370
13
За рубежом специальное образование характеризуется общими
тенденциями развития, что сказывается и на теоретических подходах,
лежащих в основе обучения, воспитания, социализации людей с
ограниченными возможностями.
Конец XIX в. - первая половина ХХ в. характеризуются процессом
формирования систем специального образования. В указанный период
оформление различных его отраслей в единую систему проходило под
влиянием направления, которое во всех странах получило название
«лечебная педагогика».
601-800
9
3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной
специальной педагогики
370
13
Во второй половине XIX в. в европейских странах отмечался значительный
прогресс в развитии физиологии человека и значимых для специальной
педагогики отраслей медицины, и в первую очередь, педиатрии. Это
обеспечило надежное научное основание для появления нового
направления в педагогике в немецкоязычном пространстве Европы
(Австрия). Оно заявило о себе как об отрасли педагогики, занимающейся
образованием детей с физическими и психическими дефектами.
В системно-исторической ретроспективе и во взаимосвязи с медициной эту
отрасль, направленную на решение задач оздоровления общества, впервые
представили два австрийских врача и педагога - Ж.Д. Георгенс и и. r.
Дейнхард в двухтомном труде «Лечебная педагогика,) (1861- 1863),
написанном на основе опытa обучения детей с нарушениями умственного
развития и обычных детей в созданной ими недалеко от Вены
интегрированной школе «Левана»).
601-800
9
3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной
специальной педагогики
Лечебная
педагогика
признавалась
самостоятельной
отраслью
педагогических знаний, представляющей собой «ответвление» от
общей педагогики; ее особенности осмысливались в сопоставлении с
общей педагогикой.
Ее главной задачей виделось особое воспитание и обучение физически,
душевно и нравственно больных детей, которое осуществлялось с
учетом специфической индивидуальности ребенка и на основе
медицинских знаний о нем.
370
13
601-800
9
3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной
специальной педагогики
370
13
Таким образом, к концу XIX в. в европейской
педагогике существовали три трактовки понимания
сущности
лечебно-педагогической
деятельности
- педагогическая, медицинская, религиозная.
601-800
9
3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной
специальной педагогики
370
13
Сущность понятия «лечебная педагогика», сохранившегося до наших дней,
в силу различных обстоятельств многократно менялась, а само оно даже
отрицалось. Современное понимание этого термина четко выражено в
высказывании одного из представителей немецкой классической лечебной
педагогики П.Моора: «лечебная педагогика - это педагогика и ничего
больше».
Следует подчеркнуть, что в педагогической среде лечебная педагогика уже
в начале хх в. рассматривалась лишь как область педагогики детей с
нарушениями умственного развития, хотя в среде практиков, работавших с
детьми, имеющими отклонения в развитии, ее признавали базовой,
теоретической основой их деятельности (в течение нескольких лет даже
выходил германоязычный журнал «Лечебный педагог», предназначенный
для помощи в воспитании глухих, слепых и умственно отсталых).
601-800
9
3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной
специальной педагогики
370
13
С середины 7О-х п. хх в. приоритетным становится
интерактивный подход.
Интерактивный подход складывается постепенно и в своем
развитии и проходит ряд этапов:
-социально-детерминистский,
-персоналистский,
-социально-феноменологический.
601-800
9
3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной
специальной педагогики
370
13
В практике специального образования интерактивный подход реализуется в
рамках интегрированного, а несколько позже, под влиянием образовательной
модели США,- инклюзивного обучения.
601-800
9
3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной
специальной педагогики
370
13
Подходы:
Интерактивный подход к обучению основывается на
принципах гуманистической педагогики:
-учете эмоциональной, стимулирующей среды;
-акцентировании роли доверительных, открытых отношений;
-структурировании материала на солидарной основе;
-создании для каждого учащегося возможности выбора
познавательных альтернатив, совместном обсуждении процесса
обучения.
601-800
9
3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной
специальной педагогики
370
13
Системно-экологический подход в настоящее время стал
широко
распространенной
методологической
основой
современной зарубежной специальной педагогики.
Теоретическими
источниками
экологического
подхода
послужили социологическая структурно-системная теория Т.
Парсонса, психологическая теория поля К. Левина, модель
поведенческого сеттинга Р. Баркера и Р. Райта, теория
деятельности А. Н. Леонтьева. Данное направление
разрабатывалось в исследованиях У. Бронфенбреннера ( США),
Э. Клебера, А. Рюггеберга, А. Сандера, В.Янтцена (Германия) и
других ученых.
601-800
9
3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной
специальной педагогики
370
13
Ури Бронфенбреннер
Американский психолог
Ключевыми в его трудах стали понятия
«системность»,
«интеграция»,
«ценностность»,
«целостность»,
которые
продолжают
оставаться
основными
и
в
современном
специальном образовании.
601-800
9
3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной
специальной педагогики
370
13
Наиболее полно и последовательно концепция
помощи и поддержки разработана американскими
учеными и практиками - Р. Баттеруортом, М.
Шелоком и В. Керноном.
Спасибо за внимание!