Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Исторические вехи изучения зарубежного опыта специального образования

  • 👀 1607 просмотров
  • 📌 1576 загрузок
  • 🏢️ Казанский федеральный университет
Выбери формат для чтения
Статья: Исторические вехи изучения зарубежного опыта специального образования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Исторические вехи изучения зарубежного опыта специального образования» pptx
Сравнительная специальная педагогика Тема 1. Теоретические основания сравнительной специальной педагогики Лекция 2. Исторические вехи изучения зарубежного опыта специального образования. Калацкая Наталья Николаевна К.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики специального образования ИПиО План лекции: 1. Фазы развития специального образования в зарубежной компаративистике 2. Факторы и условия развития специального образования и специальной педагогики: компаративный аспект 3. Теоретико-методологические специальной педагогики 601-800 9 370 13 основания зарубежной 601-800 9 1. Фазы развития специального образования в зарубежной компаративистике 370 13 Призренческие (каритативные) формы и единичный опыт, обусловленный, в основном, религиозным императивом 1770 г. - первая школа для глухих детей в Париже; 1784 г. - школа для слепых; 1820 г. - классы для обуче­ния умственно отсталых детей в г. Зайтце в школе для бедняков (Германия) 601-800 9 1.Фазы развит ия специального образования в зарубеж ной компарат ивист ике американский психолог Б. Вольфенсбергер (1972) 370 13 601-800 9 1.Фазы развит ия специального образования в зарубеж ной компарат ивист ике 370 13 На пер в о й с т у п е н и происходит возникновение местных, частных инициатив, в том числе инициатив родителей детей с ограниченными возможностями, а также общин, конфессий, объединений и т.п., что приводит к открытию учреждений или организации особых форм обучения, как, например, интегрированное обучение. На в т о рой с т у п е н и созданные частным образом учреждения, как правило, переходят в ведение государства или финансируются официальными лицами (например, монархами или членами их семей, президентами и т. п.). Бюрократизация и профессионализация нередко тормозят дальнейшее развитие этих учреждений. 601-800 9 1.Фазы развит ия специального образования в зарубеж ной компарат ивист ике 370 13 Т р е т ь я с т у п е н ь характеризуется поддержанием данной структуры (формы обучения) общественным признанием потребностей в ней людей с ограниченными возможностями, сохранением и упрочением качественных и количественных характеристик обучения, действенным контролем проводимых в этом направлении исследований и повышением квалификации работающих в данной системе специалистов; влиянием на законодательство, закрепляющее существование и развитие этой формы обучения. 601-800 9 1.Фазы развит ия специального образования в зарубеж ной компарат ивист ике 370 13 U. Bleidick, W. Rath 1. Начальная фаза педагогического внимания к людям с ограниченными возможностями, которая, как правило, предопределяется отдельными частными инициативами и призренческими мотивами. 2. Фаза профессионализации, разработки идей и концепций специального обучения и их изложение в теоретических работах. 3. Фаза правовой поддержки в школьном и социальном законодательстве. 601-800 9 1.Фазы развит ия специального образования в зарубеж ной компарат ивист ике 370 13 4. Фаза консолидации, развития и дифференциальных тенденций (вычленение логопедии из сурдопедагогики, разграничение школ для глухих и слабослышащих, создание дифференцированной системы специального образования и т. п.). 5. Фаза устойчивого обновления, основанного на критическом анализе существующих моделей обучения, поисков и опытов их преобразования (например, в XIX в. создание специальных школ, отделенных от общей системы образования, в ХХ в. интегрированное обучение). 601-800 9 2. Факторы и условия развит ия специального образования и специальной педагогики: компаративны й аспект 370 13 Важно учитывать социально-исторические, экономикополитические условия, национальные традиции, конфессиональные особенности, экологические тенденции в природе и обществе, а также влияние развития науки, ее достижений и научного знания в целом на общую культуру населения и на совершенствование образования. 601-800 9 2. Факторы и условия развит ия специального образования и специальной педагогики: компаративны й аспект 370 13 Помимо этого, как показывают исследования зарубежных компаративистов, для начала школьного обучения детей с ограниченными возможностями каждой категории имеются и свои собственные детерминанты, не представляющие значения для других категорий (например, юридическая и социальная дееспособность через обретение речи и навыков общения) для глухих; достижение независимости, возможности самообеспечения и социальной полезности, а позднее и самореализации для слепых; самообеспечение, социальная полезность и предотвращение асоциального поведения для людей с умственной отсталостью и т. п.). 601-800 9 2. Факторы и условия развит ия специального образования и специальной педагогики: компаративны й аспект 370 13 • огромную роль в этом сыграли такие факторы, как индустриализация и общественное развитие. • общее число учащихся специальных школ в XIX в. составляло всего 2 % 601-800 9 2. Факторы и условия развит ия специального образования и специальной педагогики: компаративны й аспект 370 13 Факторы, которые определяют возможности и характер специальной педагогической помощи людям с ограниченными возможностями, зарубежные исследователи (Наггisоп Р., 1982; Вleidick U., Rath W., 1987; и др.): -экономические, -социально-политические и социально-культурные условия, Следствие этого, -изменения в образовательной политике, такие как: - недостаточность материальных средств из-за неблагоприятной экологической ситуации в мире и сужения рынка рабочей силы по структурным и конъюнктурным причинам; -изменение общественных и социально-государственных обязательств и обязанностей по отношению к людям с ограниченными возможностями. 601-800 9 2. Факторы и условия развит ия специального образования и специальной педагогики: компаративны й аспект 370 13 Две наиболее характерные тенденции социальной политики в отношении инвалидов 1. нарастание интегративной тенден­ц ии в образовании, т. е. о совместном обучении обычных детей и детей с ограниченными возможностями 601-800 9 2. Факторы и условия развит ия специального образования и специальной педагогики: компаративны й аспект 370 13 Полагают, что в условиях интеграции система образования экономит за счет: • административного аппарата и педагогического корпуса школ и дошкольных учреждений; • расходов (подготовка и содержание) на штат учителей; • окупаемости в долговременной перспективе как оборудования школы, создающего специальную образовательную среду (которое послужит не одному набору детей-инвалидов), так и средств на переподготовку и повышение квалификации учителей массовой школы (в течение своей профессиональной карьеры такой учитель обеспечивает несколько выпусков учащихся на основе однократно полученных новых знаний); при этом некоторые сохранившиеся специальные школы берут на себя ответственность за процессы коррекционнопедагогической работы; • высвобождения значительных средств, расходуемых на обслуживание и ремонт зданий специальных школ-интернатов, их школьной, бытовой и ресурсно-коммуникационной инфраструктуры (электроснабжение, газ, водоснабжение и канализация и др.); возможности использования этих зданий для других целей и др. 601-800 9 2. Факторы и условия развит ия специального образования и специальной педагогики: компаративны й аспект Концепция «поглощенuя» Концепция «сосуществованuя и взаимодополненuя» 370 13 601-800 9 2. Факторы и условия развит ия специального образования и специальной педагогики: компаративны й аспект 370 13 Другая обусловленная экономическими причинами тенденция в сфере помощи людям с ограниченными возможностями выражается в перенесении центра тяжести в оказании им социальной помощи с государственных учреждений на общественные и самодеятельные структуры, реализующие идею само- и взаимопомощи. 601-800 9 2. Факторы и условия развит ия специального образования и специальной педагогики: компаративны й аспект 370 13 Для развивающихся стран зарубежные компаративисты очерчи­ вают другой круг проблем (Р. Harrison, 1982; Вleidick U., Rath W., 1987, и др.), обусловленных такими детерминантами, как бедность, резко выраженное социальное неравенство, безработица, неблаго­приятные климатические условия (практически все развивающие­ся страны находятся в тропической зоне Земли, для которой харак­терно распространение специфических заболеваний, дефицит бел­ кового питания для людей и животных, что влечет за собой голод и эпидемии). Сюда можно отнести и социально-политические, и социальноэкономические детерминанты, предопределенные спе­цификой индустриализации в этих странах, привносимой из разви­тыx стран индустриального мира. 601-800 9 2. Факторы и условия развит ия специального образования и специальной педагогики: компаративны й аспект «философия реабилитации» принцип нормализации принцип целостности принцип конечной соци­альной цели принцип свободы ринцип - гуманность 370 13 601-800 9 3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной специальной педагогики 370 13 За рубежом специальное образование характеризуется общими тенденциями развития, что сказывается и на теоретических подходах, лежащих в основе обучения, воспитания, социализации людей с ограниченными возможностями. Конец XIX в. - первая половина ХХ в. характеризуются процессом формирования систем специального образования. В указанный период оформление различных его отраслей в единую систему проходило под влиянием направления, которое во всех странах получило название «лечебная педагогика». 601-800 9 3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной специальной педагогики 370 13 Во второй половине XIX в. в европейских странах отмечался зна­чительный прогресс в развитии физиологии человека и значимых для специальной педагогики отраслей медицины, и в первую очередь, педиатрии. Это обеспечило надежное научное основание для появ­ления нового направления в педагогике в немецкоязычном про­странстве Европы (Австрия). Оно заявило о себе как об отрасли пе­дагогики, занимающейся образованием детей с физическими и пси­хическими дефектами. В системно-исторической ретроспективе и во взаимосвязи с медициной эту отрасль, направленную на решение задач оздоровления общества, впервые представили два австрийских врача и педагога - Ж.Д. Георгенс и и. r. Дейнхард в двухтомном тру­де «Лечебная педагогика,) (1861- 1863), написанном на основе опы­тa обучения детей с нарушениями умственного развития и обычных детей в созданной ими недалеко от Вены интегрированной школе «Левана»). 601-800 9 3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной специальной педагогики Лечебная педагогика признавалась самостоятельной отраслью педагогических знаний, представляющей собой «ответвление» от общей педагогики; ее особенности осмысливались в сопоставлении с общей педагогикой. Ее главной задачей виделось особое воспитание и обучение физически, душевно и нравственно больных детей, которое осуществлялось с учетом специфической индивидуальности ребенка и на основе медицинских знаний о нем. 370 13 601-800 9 3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной специальной педагогики 370 13 Таким образом, к концу XIX в. в европейской педагогике суще­ствовали три трактовки понимания сущности лечебно-педагогической деятельности - педагогическая, медицинская, религиозная. 601-800 9 3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной специальной педагогики 370 13 Сущность понятия «лечебная педагогика», сохранившегося до наших дней, в силу различных обстоятельств многократно менялась, а само оно даже отрицалось. Современное понимание этого термина четко выражено в высказывании одного из представителей немецкой классической лечебной педагогики П.Моора: «лечебная педагогика - это педагогика и ничего больше». Следует подчеркнуть, что в педагогической среде лечебная педагогика уже в начале хх в. рассматривалась лишь как область педагогики детей с нарушениями умственного развития, хотя в среде практиков, работавших с детьми, имеющими отклонения в развитии, ее признавали базовой, теоретической основой их деятельности (в течение нескольких лет даже выходил германоязычный журнал «Лечебный педагог», предназначенный для помощи в воспитании глухих, слепых и умственно отсталых). 601-800 9 3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной специальной педагогики 370 13 С середины 7О-х п. хх в. приоритетным становится интерактивный подход. Интерактивный подход складывается постепенно и в своем развитии и проходит ряд этапов: -социально-детерминистский, -персоналистский, -социально-феноменологический. 601-800 9 3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной специальной педагогики 370 13 В практике специального образования интерактивный подход реализуется в рамках интегрированного, а несколько позже, под влиянием образовательной модели США,- инклюзивного обучения. 601-800 9 3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной специальной педагогики 370 13 Подходы: Интерактивный подход к обучению основывается на принципах гуманистической педагогики: -учете эмоциональной, стимулирующей среды; -акцентировании роли доверительных, открытых отношений; -структурировании материала на солидарной основе; -создании для каждого учащегося возможности выбора познавательных альтерна­тив, совместном обсуждении процесса обучения. 601-800 9 3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной специальной педагогики 370 13 Системно-экологический подход в настоящее время стал широко распространенной методологической основой современной зарубежной специальной педагогики. Теоретическими источниками экологического подхода послужили социологическая структурно-системная теория Т. Парсонса, психологическая теория поля К. Левина, модель поведенческого сеттинга Р. Баркера и Р. Райта, теория деятельности А. Н. Леонтьева. Данное направление разрабатывалось в исследованиях У. Бронфенбреннера ( США), Э. Клебера, А. Рюггеберга, А. Сандера, В.Янтцена (Германия) и других ученых. 601-800 9 3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной специальной педагогики 370 13 Ури Бронфенбреннер Американский психолог Ключевыми в его трудах стали понятия «системность», «интеграция», «ценностность», «целостность», которые продолжают оставаться основными и в современном специальном образовании. 601-800 9 3. Теорет ико-методологические основания зарубеж ной специальной педагогики 370 13 Наиболее полно и последовательно концепция помощи и поддержки разработана американскими учеными и практиками - Р. Баттеруортом, М. Шелоком и В. Керноном. Спасибо за внимание!
«Исторические вехи изучения зарубежного опыта специального образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot