Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
«самарский национальный исследовательский университет имени академика с. п. королЕва»
Социально-гуманитарный институт
Исторический факультет
Кафедра отечественной истории и историографии
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Раздел I. Теоретические основы курса источниковедения
Лекционный материал для выполнения экзаменационных заданий
для студентов заочного отделения
Самара 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
тема 1. общая методика научно-исследовательской работы 4
(См. лекцию в тетради) 4
1. Понятие научного исследования. Объем и общее строение работы 4
2. Историографическая и источниковая база исследования. Историко-библиографическое исследование 4
3. Строение классического научного текста 4
Вопросы для собеседования по теме 1 4
Тема 2. Историческая наука в системе современного научного знания 5
(См. лекцию в тетради) 5
1. Понятие науки. Классификация наук. Гуманитарные науки на современном этапе 5
2. Дисциплинарный статус, объект, предмет и социальные функции исторической науки 5
Вопросы для собеседования по теме 2 5
Тема 3. строение исторической науки на современном этапе 6
(См. лекцию в тетради) 6
1. Общее строение исторической науки на современном этапе 6
2. Система основных исторических дисциплин 6
3. Система общих вспомогательных исторических дисциплин 6
4. Система специальных вспомогательных исторических дисциплин 6
Вопросы для собеседования по теме 3 6
Тема 4. Источниковедение как наука 7
1. Дисциплинарный статус, предмет, объект, функции и задачи современного источниковедения. Строение источниковедения 7
2. Методологические основы современного источниковедения 10
3. Методика современного источниковедения 13
4. Этапы развития и историография источниковедения 15
Вопросы для собеседования по теме 4 19
ТЕМА 5. ИСТОРИческие источники и их КЛАССИФИКАЦИЯ 20
1. Классификация источников как научно-познавательная операция. Виды классификации и их критерии 20
2. Классификация источников по историческим эпохам (хронологическая классификация) 21
2. Классификация источников по месту возникновения в обществе 22
3. Классификация источников по типу материального носителя исторической информации 26
4. Классификация письменных источников 27
Вопросы для собеседования по теме 5 31
вопросы для собеседования по разделу I 33
тема 1. общая методика научно-исследовательской работы
(См. лекцию в тетради)
1. Понятие научного исследования. Объем и общее строение работы
2. Историографическая и источниковая база исследования. Историко-библиографическое исследование
3. Строение классического научного текста
Вопросы для собеседования по теме 1
1. Что такое научное исследование?
2. Какие существуют виды исторического исследования (по характеру предмета исследования)?
3. Что такое тема, предмет и объект исследования, как они соотносятся между собой?
4. Из каких четырех элементов состоит классическое научное исследование?
5. Какую функцию выполняет введение и каково его строение?
6. Назовите основные операции, составляющие процедуру постановки научной проблемы.
7. Какую функцию выполняет основная часть исследования (главы и параграфы)?
8. Какую функцию выполняет синтетическая часть исследования заключение)?
9. Каково строение заключения?
10. Каково строение основной части исследования (на всех уровнях от главы до сюжета)?
11. Какую функцию выполняет научно-справочный аппарат исследования и каково его строение?
12. Каковы приблизительные объемы каждой из структурных частей исследования (введения, заключения, глав, параграфов, сюжетов), исходя из общего объема работы в 30-50 страниц?
Тема 2. Историческая наука в системе современного научного знания
(См. лекцию в тетради)
1. Понятие науки. Классификация наук. Гуманитарные науки на современном этапе
2. Дисциплинарный статус, объект, предмет и социальные функции исторической науки
Вопросы для собеседования по теме 2
1. Что такое наука, научные знания?
2. Какие существуют виды классификации наук, по каким критериям даны эти классификации?
3. Каков дисциплинарный статус современной исторической науки в Росси, за рубежом?
4. Назовите объект и предмет исторической науки.
5. Почему точные и технические науки опережают в своем развитии гуманитарные науки?
Тема 3. строение исторической науки на современном этапе
(См. лекцию в тетради)
План
1. Общее строение исторической науки на современном этапе.
2. Система основных исторических дисциплин.
3. Система общих вспомогательных исторических дисциплин.
4. Система специальных вспомогательных исторических дисциплин.
1. Общее строение исторической науки на современном этапе
2. Система основных исторических дисциплин
3. Система общих вспомогательных исторических дисциплин
4. Система специальных вспомогательных исторических дисциплин
Вопросы для собеседования по теме 3
1. Назовите основные исторические дисциплины и критерии, по которым они выделены.
2. Что такое вспомогательные исторические дисциплины?
3. Назовите общие вспомогательные дисциплины.
4. Назовите специальные вспомогательные дисциплины.
5. Что такое палеографический комплекс и нумизматический комплекс, какие дисциплины в них входят?
6. Что изучают вексиллология, эпистолография и т.д.?
7. Какие дисциплины изучают гербы, печати, флаги и т.д.?
Тема 4. Источниковедение как наука
План
1. Дисциплинарный статус, предмет, объект, функции и задачи современного источниковедения. Строение источниковедения.
2. Методологические основы современного источниковедения.
3. Методика современного источниковедения.
4. Этапы развития и историография источниковедения.
1. Дисциплинарный статус, предмет, объект, функции и задачи современного источниковедения. Строение источниковедения
В классическом понимании дисциплинарный статус источниковедения оформился к концу XX века, когда источниковедение приобрело статус общей вспомогательной исторической дисциплины (ВИД) в системе исторической науки.
Одновременно с утверждением такого понимания формировался иной взгляд на этот вопрос в рамках так называемого компаративного источниковедения (этимология от лат. comparativus – сравнительный). Компаративное источниковедение является порождением острого методологического кризиса в российской исторической науке, который начался с 1990-х годов, и проявлением постмодернизма в исторической науке.
В рамках компаративного источниковедения (его главный научный и организационный центр – Российский государственный гуманитарный университет) источниковедение понимается не как ВИД, а как глобальная интегративная самостоятельная гуманитарная наука, отраслью которой является и историческая наука и все остальные гуманитарные науки вообще. Это понимание основывается на ложном теоретическом тезисе о том, что история развития общества – это история возникновения и развития различных видов исторических источников. Поэтому все гуманитарные науки – это науки, изучающие различные виды источников: экономика – экономические, политология – политические, социология – социологические, а история – исторические. В основе компаративного источниковедения лежит также ложное понимание сущности исторического источника как социального явления.
Компаративному источниковедению противостоит другая школа – классическое источниковедение (его научный центр – кафедра источниковедения МГУ) и научная школа И. Д. Ковальченко.
Классическое источниковедение считает исторический источник продуктом развития общества, а источниковедение – вспомогательной отраслью исторической науки, имеющей только одну цель – обеспечить максимальную эффективность и высокий уровень исторических исследований.
Исходя из классического понимания, объектом источниковедения является общество в его развитии с момента возникновения до настоящего времени, а предметом – исторический источник как социальное явление и как единственное средство познания исторического прошлого (компаративное источниковедение и постмодернистское направление в исторической науке эту единственность не признают).
В этой логике главная функция источниковедения – это обеспечение историка-исследователя качественной источниковедческой информацией. Осуществление этой функции происходит через решение целого комплекса задач.
Главные задачи современного источниковедения:
1) Разработка научной классификации источника как одной из главных теоретических задач современного источниковедения. Только на этой основе можно решить все остальные задачи.
2) Проведение простого эмпирического учета имеющейся совокупности источников всех возможных видов. Этот простой эмпирический учет не осуществлен даже для традиционных, давно выделенных видов источников, например, не подсчитано общее количество летописей, мемуаров и т.д.
3) Разработка новых методик источниковедческого анализа для всех видов исторических источников и ликвидация гигантского разрыва по уровню анализа письменных источников и различных видов вещественных источников. В настоящее время разработаны уникальные, самого высокого уровня методы анализа внешних характеристик текста (например, фазоконтрастная томография), костных остатков человека (давно известный метод радиоуглеродного анализа и новый метод ДНК-анализа). При этом для анализа письменных источников с точки зрения их содержания применяются методы, которые использовались еще во времена античности и средних веков (по уровню аналитики текста).
4) Разработка всего комплекса теоретических проблем источниковедения, формирование теоретического источниковедения как самостоятельной дисциплины, что остается задачей среднеудаленной перспективы. Решение этой задачи возможно только на создания развитой теории общества в целом. В настоящее время такая теория находится в стадии становления (системная теория, или системный подход) и пробивает себе дорогу в исторической науке через гигантское количество негативных процессов и мощное сопротивление консервативной части научного сообщества.
5) Создание интегрального источниковедческого знания, на основе которого можно будет проводить исторические исследования нового типа с комплексным использованием всех видов исторических источников по изучаемому периоду. В настоящее время исследователь опирается на один вид источников – письменные источники. При этом, как правило, игнорируются такие виды источников, как кино-, фото, фонодокументы, произведения искусства (кинематография, литература, живопись и т.д.), игнорируются также устные источники и целые классы вещественных источников. Решение этой задачи позволит создать источниковедческое знание нового типа и на этой основе – историческое знание нового типа, то есть интегральное историческое знание.
6) Необходимость радикального изменения принципов работы с информацией и в источниковедении, и в исторической науке в целом. Это связано с тем, что в начале XXI века, в век информационного общества небольшой частью историков было осознано, что историческая информация – это совокупность гигантских массивов информации. Более того, историческая наука – это наука, которая работает с самыми большими массивами информации в мире. Объемы информации, с которыми работают любые другие науки, несопоставимы с теми, которыми оперирует (вернее, должна оперировать) историческая наука. Такие массивы (big dates) требуют принципиально иных подходов в работе.
7) Внедрение в источниковедение информационных технологий, которые должны решать целый комплекс исследовательских задач (разработка специальных компьютерных методик по определению авторства текста, поисковые системы особого типа и т.д., но главной задачей применения информационных технологий в источниковедении в исторической науке в целом является прикладная задача – обеспечение 100% доступности для исследователя любого источника в любой точке мира.
Строение современного источниковедения
Современное источниковедение делится на отрасли по нескольким различным критериям, которые соответствуют критериям деления основных исторических дисциплин.
По национально-государственному признаку выделяют:
1) источниковедение отечественной истории;
2) источниковедение зарубежной истории.
По историческим эпохам всемирной истории выделяют:
1) источниковедение истории первобытного общества;
2) источниковедение истории древнего мира;
3) источниковедение истории средних веков;
4) источниковедение истории нового времени;
5) источниковедение истории новейшего времени.
По историческим эпохам российской истории выделяют:
1) источниковедение истории первобытного общества на территории нашей страны;
2) источниковедение истории России в эпоху феодализма;
3) источниковедение истории России в эпоху капитализма;
4) источниковедение истории советского общества;
5) источниковедение современной истории России.
По строению предмета исследования источниковедения выделяют:
1) теоретическое (общее) источниковедение, изучающее методологию и методику источниковедения;
2) конкретное источниковедение, изучающее исторические источники конкретной эпохи;
3) проблемное источниковедение, изучающее источниковую базу по отдельным историческим проблемам (темам).
2. Методологические основы современного источниковедения
Методология – это, во-первых, совокупность принципов, на которых строится исследование; во-вторых – совокупность теоретических представлений об обществе в целом и предмете исследования как его части (теоретическая основа исследования); в-третьих – система методов, которыми будет осуществляться исследование.
Принцип – императивно заданная форма деятельности.
Метод – целесообразно избранная форма деятельности.
Теоретическая основа исследования – это совокупность представлений о сущности предмета исследования, его строении, функционировании и законах развития. Совокупность теоретических положений может быть объединена, во-первых, в теорию, если эти положения исчерпывающе объясняют предмет, а во-вторых, в концепцию, если эти положения объясняют предмет изучения фрагментарно, частично.
Исходной методологической посылкой в современном источниковедении является само понимание исторического источника и соотношения этого понятия с понятием "общество".
Исторический источник – это любой материальный объект, который является результатом человеческой деятельности и поэтому несет в себе информацию об обществе (историческую информацию).
Объект – любая часть реальности, на которую направлено познание, либо иная деятельность субъекта.
Субъект – человек, познающий реальность и взаимодействующий с ней.
Материальный объект – любой объект, существующий вне сознания субъекта в реальности, который может быть чувственно воспринят.
Идеальный объект – это образ материального объекта, отражённый в сознании человека.
Мышление – оперирование идеальными образами объектов в форме слов.
Мысль – элементарная операция, заключающаяся в присвоении идеальному образу объекта имени, названия, термина.
Идеальный объект не может выступать историческим источником, поскольку информация, чтобы быть транслированной, должна быть записана на материальный носитель.
Слово – единство значения (идеального образа в сознании) и знака (звукового или графического).
Второй важнейшей методологической основой источниковедения является понимание общества и его соотношения с источником.
Общество – сложная многоуровневая система или социальный организм, основанный на коллективной жизнедеятельности людей, объединенных в социальные институты.
В соотношении понятий «общество» и «исторический источник» методологически правильным является следующее положение: исторический источник вторичен по отношению к обществу и является его продуктом, он порождается обществом. Противоположное понимание является основой современного компаративного источниковедения, которое считает, что источник первичен, а общество вторично и история развития общества есть история развития исторических источников.
Третье основополагающее положение источниковедения – это понимание принципиально важного для современного общества явления – информации, поскольку источниковедение работает с исторической информацией, считываемой с различных материальных носителей.
Информация – результат взаимодействия двух объектов, которые произвели друг в друге изменения и по этим изменениям может быть воссоздан образ отсутствующего объекта. Информация есть идеальное, которое существует в неразрывном единстве с материальным.
В мире существуют различные виды информации, от простейших до очень сложных. Пример элементарной информации – след на песке, пример сложной информации – любой текст, поскольку здесь информация передана в закодированном виде.
В источниковедении, как и в исторической науке в целом происходит борьба двух базовых методологических направления: первое – это постмодернистское, сформировавшееся к концу ХХ века, и второе – это классическое источниковедение, основанное на рационалистических традициях предшествующих направлений.
Постмодернизм – это течение научной мысли в области философии, гуманитарных наук и искусства, которое возникло в начале XXI века и в котором были сформулированы новые общие принципы понимания мира, общества и человека.
Принципы постмодернизма:
1) Признание невозможности познать мир, общество и человека рациональными методами и на этой основе – полный отказ от рационализма;
2) Признание главными методами познания внерациональные методы: интуицию, мистицизм и эмоционально-чувственное познание;
3) Признание невозможности познать объективную истину, либо отрицание ее существования и переход на позиции частичного или полного агностицизма.
Агностицизм – направление в гносеологии, отрицающее возможность познания мира (признание мира непознаваемым в принципе, никакими методами).
Постмодернизм пришел на смену эпохе модернизма (XIX век – конец XX века), когда признавалась возможность и необходимость познания мира на основе открытия различными науками законов развития природы и общества.
Постмодернизм проявляется по-разному в философии, в гуманитарных науках (истории в частности), в искусстве. В философии постмодернизм возник на основе того, что часть мировой философской школы и часть направлений сделали вывод о невозможности познания мира рациональными логическими методами. Это произошло потому, что весь предшествующий период с середины XIX века до середины XX века бурное развитие естественных, точных и технических наук не привело к ожидаемому результату в виде системной и универсальной картины мира на основе естественно-научного познания. Главной причиной неудачи стала невозможность соединения естественно-научной картины мира и социальной.
В результате большинство философских направлений решило, что объектом изучения должен быть не весь мир, а человек, который сам и есть мир. Часть философских направлений встала на позиции экзистенциализма (философия существования), то есть ограничение зоны познания внутренним миром человека, другая – позицию субъективного идеализма, в рамках которого внешний мир считается объективно несуществующим и представляющим собой лишь комбинацию человеческих ощущений, поэтому познавание человека и есть познание мира.
Меньшая часть философских направлений продолжает рационалистическую традицию классической философии, которая оказалась особенно сильна в России, куда рационализм был транслирован через философию классического марксизма. Однако к началу 2000-х годов в результате объективных социальных процессов рациональная традиция в России была утеряна. В настоящее время философия в системе преподавания (и в науке вообще) заменена историей философии, что является постмодернистским подходом. В настоящее время сложились предпосылки для возрождения рационализма в виде философии неореализма, который вырабатывает новый взгляд на реальность как на единство материального и идеального.
В искусстве постмодернизм получил самое масштабное воплощение и его сутью являются следующие положения.
1) Все образы и смыслы уже созданы, ничего нового создавать не нужно, суть творчества – создание новых комбинаций из имеющихся образов и смыслов.
2) Радикальное раздвижение и обнуление социальных норм, уравнивание добра и зла и стирание границ между ними, провозглашение эпатажной (шокирующей) вседозволенности одним из главных принципов искусства.
В исторической науке постмодернизм явился результатом сложного комплекса гносеологических процессов. Распространившееся в 1970-е годы наивное предположение о том, что внедрение математических методов и компьютерных технологий выведут российскую историческую науку из тупика, завершилось полным крахом. Эта неудача привела к тому, что часть историков сделала вывод о невозможности познания общества рациональными методами ввиду его невероятной сложности. Это положение стало одним из первых принципов постмодернизма.
Постулаты (базовые положения) постмодернизма:
1) Общество непознаваемо рациональными методами или непознаваемо вообще ввиду его повышенной сложности.
2) Вместо рациональных методов в познании общества следует считать главными интуитивные и иррациональные методы.
3) Объективная истина в познании исторического прошлого невозможна, поскольку количество сохранившихся источников крайне мало, а подбор их фрагментарен и случаен.
4) Исходя из всех предыдущих положений, исторические знания человечества, поставляемые наукой – это лишь набор субъективных мнений отдельных историков, поэтому исторических истин столько же, сколько и историков.
В современной исторической науке и источниковедении существует и в драматической борьбе усиливается противоположное постмодернизму направление – классический рационализм, продолжающий лучшие традиции советской и дореволюционной школ.
Постулаты научно-исторического рационализма:
1) Общество безусловно может быть познано, потому что аксиомой является безграничность познавательных возможностей человека.
2) Общество может быть научно познано исключительно рациональными методами, потому что все остальные методы лежат вне науки.
3) Количество источников действительно мало и набор их случаен, но это количество постоянно увеличивается и будет увеличиваться далее по мере развития исторической науки, источниковедения и, возможно, информационно-эвристического источниковедения.
4) Недостаточное количество источников компенсируется совершенствованием методики извлечения информации из них.
Эти тезисы делают полностью несостоятельными все положения постмодернизма.
Основой методики источниковедения является системное понимание общества, его строения и сущности.
3. Методика современного источниковедения
В основе общей методики современного источниковедения лежат базовые классические понятия о внешней и внутренней критике источника. Современный системно-информационный подход позволил выделить два вида исторической информации источника, которые лежат в основе внешней и внутренней критики. Историческая информация, заложенная в любом источнике, включает информацию двух видов:
1) информация о внешних характеристиках;
2) информация, составляющая внутреннее содержание источников.
Внешняя критика источника – это атрибуция источника, определение подлинности источника путем определения времени и места его создания и установления авторства.
Внутренняя критика источника – это установление достоверности содержания источника путем сравнения его с содержанием других источников.
Внешняя критика осуществляется преимущественно на основе внешних характеристик, внутренняя – на основе содержания источника.
Два этих вида информации исследуются различными дисциплинами и используют разные методики.
Внешние характеристики изучаются комплексом ВИД, являющихся специальными отраслями источниковедения. Эти науки (палеография, нумизматика и др.) выработали целый комплекс методик: палеографический, сфрагистический, нумизматический, геральдический анализы. В этой области выработаны новейшие методы на базе достижений естественных и точных наук: радиоуглеродный и ДНК анализ костных остатков, дендрохронологический анализ, фазоконтрастная томография и т. д.
Внутреннее содержание источников исследуется с помощью классических методов исторической науки:
1) сравнительно-исторический метод, содержанием которого является логическая операция сравнения с целью выявления сходства и различия в объектах, процессах. явлениях;
2) историко-типологический метод – разделение объектов, явлений и процессов на типы, классы, виды, группы, т.е. общенаучный метод классификации;
3) историко-генетический – установление причинно-следственных и генетических связей между объектами, явлениями, процессами;
4) общенаучный метод системного анализа – анализ любого объекта, в том числе общества и его элементов, как системы;
5) структурно-функциональный анализ – разновидность системного метода с перенесением акцента на структуру системы и ее функции;
6) метод кластерного анализа – разновидность системного анализа, суть которого в анализе многоуровневых систем и их подсистем, именуемых кластерами;
7) метод диахронного анализа – сравнительный анализ однотипных процессов на разных территориях и в разные периоды (например, на основе этого метода можно выявить стадиальное отставание в развитии одних стран и цивилизаций от других);
8) контент-анализ – один из математических статистических методов, метод произвольной выборки при работе с массовыми источниками (переписи, писцовые книги, периодическая печать и т.д.);
9) метод исторической периодизации – разновидность общенаучного метода периодизации, содержанием которого является выделение качественно-определенных этапов в развитии исследуемого процесса (применяется во всех исторических исследованиях).
Помимо этих методов работы с исторической информацией преимущественно из письменных источников, применяется весь набор методов, разработанных в специализированных отраслях источниковедения (ВИД), которые работают в основном с вещественными источниками: сфрагистический анализ, геральдический анализ, генеалогический анализ, палеографический анализ, остеологический анализ и т. д., а также новейшие методы: дендрохронологический анализ (по дендрологическим шкалам), фазоконтрастная томография, комплексный анализ ДНК и др.
4. Этапы развития и историография источниковедения
Первый этап: источниковедение в XVIII – начале XIX вв.
Научный этап развитии источниковедческих знаний начался в XVIII веке в связи с возникновением и становлением российской исторической науки. В процессе конкретно-исторических исследований стали формироваться первые теоретические представления об источниках и методах работы с ними. В дальнейшем они совершенствовались и систематизировались, обретя в начале ХХ в. самостоятельный статус. Решающее влияние на развитие теории и методологии исторических исследований в России оказала эволюция теоретико-методологических основ европейской исторической науки.
Исследования исторических источников в Российской империи были начаты в рамках исторической науки, когда источниковедение существовало как его неотъемлемая часть.
Труды историков XVIII в.:
1) Василий Никитович Татищев "История Российская с самых древнейших времен", 1768-1843 – публикация оригинала. Источники: летописи и судебники, зарубежные источники. В главе 7 первой части характеристика летописей как источника.
2) Работавшие в России немецкие историки: Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738), писал в основном на немецком, основатель скандинавской исторической школы в российской историографии. Работы "Сочинения о варягах", заметки об Азовских походах Пера Первого; Герхард Фридрих Миллер (1705-1783), труды по истории Сибири, Малороссии, Казанской губернии; Август Людвиг Шлёцер (1735-1809), в 1808 г. – источниковедческий труд о русских летописях (публикация текстов с научными комментариями, в основном ПВЛ).
3) Князь Михаил Михайлович Щербатов "История российская с древнейших времен";
4) Николай Иванович Новиков (1744-1818), автор "Древней российской вивлиофики" [вивлиофика означает "библиотека"], русский журналист (журналы "Трутень", "Живописец"), издатель и общественный деятель, одна из крупнейших фигур Русского Просвещения. «Древняя российская вивлиофика» – первое крупное издание письменных источников по истории России, предпринятое Н.И. Новиковым в 1773-1775 в 10 частях. В ней опубликованы ярлыки ордынских ханов русским митрополитам, договорные грамоты Великого Новгорода с тверскими и московскими великими князьями (1263-1571), духовные, договорные и др. грамоты великих и удельных князей, частноправовые акты бояр и дворян (1328-1585), статейные списки и описания посольств в разные страны, записки об истории Сибири (конец XV – начало XVIII вв.), родословные знатных боярских родов, описания путешествий, сказание о С.Т. Разине, житие Ф. Ртищева и др. В 1788-1791 гг. вышло улучшенное 2-е издание в 20 частях. В нём особую ценность представляют: топографические описания Симбирской губернии, Иркутского наместничества, заводов Уфимского наместничества, описания Нерчинских рудников, земли войска Донского, г. Перми. Здесь же опубликованы Двинский и Нижегородский летописцы, список и исторические известия о придворных чинах, сказание о взятии Азова и др. литературные произведения.
Второй этап: источниковедение в нач. XIX – нач. XX вв.
Продолжение развития источниковедческих знаний в рамках исторической науки: труды историков Н.И. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского.
Становление источниковедения как самостоятельной исторической дисциплины. Профессор Виленского университета Иоахима Лелевеля (1786-1861). В 1822 г. он издал книгу "Науки, позволяющие изучать источники" – первая специальная работа по источниковедению.
Большую роль в издании и изучении источников сыграли Археографические комиссии. Например, Археографическая комиссия в Санкт-Петербурге, начавшая свою деятельность с середины 30-х гг. XIX в., издала "Полное собрание русских летописей", "Полное собрание законов Российской империи", "Акты, относящиеся к истории Западной России", в которых было много документов по истории Беларуси 14-17 веков, "Акты юридические" (1838).
Источниковедение как специальная историческая дисциплина окончательно сформировалось в Российской империи только в 90-е гг. XIX в. В.О. Ключевский читал курс "Источниковедение" в Московском университете в 1894 г. В начале ХХ в. большую роль в развитии источниковедения сыграли работы А.А. Шахматова по изучению летописей и А.С. Лаппо-Данилевского, разработавшего методологию источниковедения и оригинальный подход в исследовании источников.
Третий этап: источниковедение в советский период (1917-1991 гг.).
В советский период преподавание и исследования в области источниковедения продолжались. 1940 г. – публикация двухтомника по "Источниковедению истории СССР" М.Н. Тихомирова и С.А. Никитина. В Московском историко-архивном институте, созданном в 1932 г., источниковедение разрабатывалось в качестве особого теоретико-познавательного направления. Читавший в этом учебном заведении курс источниковедения (1936-1940) М.Н. Тихомиров, создал вместе с С.А. Никитиным фундаментальный курс источниковедения отечественной истории (1940). Эти исследователи создали четкое представление об общей картине истории СССР и ввели в научный оборот новые комплексы источников. Именно в заглавиях пособий М.Н. Тихомирова и С.А. Никитина впервые в российской историографии было закреплено наименование «Источниковедение», причём это понятие было выделено из состава методологии истории. С приходом на работу в Историко-архивный институт ученика А.С. Лаппо-Данилевского А.И. Андреева в 1943 г. больше внимания стало уделяться разработке вопросов теории и методики источниковедения.
Продолжая традиции А.А. Шахматова, М.Д. Приселков и Д.С. Лихачев изучали летописи. М.Н. Тихомиров и С. Юшков исследовали законодательные источники (в первую очередь, Русскую Правду).
В послевоенное время центрами развития источниковедения были Историко-архивный институт и Московский государственный университет. В Историко-архивном институте работали такие известные источниковеды, как А.А. Зимин, С.О. Шмидт, разработавший в конце 1960-х гг. собственную классификацию исторических источников, О.М. Медушевская, обобщившая теоретический опыт изучения исторических источников XIX–XX вв., С.М. Каштанов, исследовавший актовые источники методами дипломатики. В Московском государственном университете И.Д. Ковальченко и ряд других исследователей большое внимание уделяли обработке массовых источников с помощью количественных методов и новых информационных технологий. И.Д. Ковальченко разработал в конце 1970-х – начале 1980-х гг. учение об историческом источнике в свете теории информации, позволившее сделать вывод о неисчерпаемости информации источника. Крупным достижением в области теоретического источниковедения была разработка в 1970-е гг. Л.Н. Пушкаревым и А.П. Пронштейном классификации письменных источников.
С 1970-х гг. созывались всесоюзные конференции по источниковедению и вспомогательным историческим дисциплинам, на которых обсуждались актуальные вопросы теории и методики изучения источников. Были опубликованы учебные пособия по источниковедению истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории, истории СССР.
Несмотря на имевшие место противоречия и идеологические ограничения, советский период пока является высшим этапом в развитии отечественного источниковедения. Очень важным результатом теоретических изысканий советских источниковедов стало фундаментальное положение о самостоятельности источниковедения. Источниковедение, во-первых, рассматривает источник как историческое явление в его связях с реальностью его времени, во-вторых, раскрывает диалектику познания источника субъектом-историком. Предмет теоретико-методологического источниковедения общие свойства исторических источников и отдельных их групп, методы их изучения и обработки. Теория советского источниковедения разрабатывала следующие проблемы: социальная и информационная природа исторического источника; закономерности отражения в источнике социальной действительности; предмет источниковедения; классификация исторических источников; последовательность и содержание основных этапов исследовательской работы над источниками с целью получения из них достоверных данных о социальных явлениях и процессах; закономерности восприятия этих данных историком.
В целом советская источниковедческая школа была достаточно успешным синтезом классово-марксистской парадигмы, лучших методических достижений дореволюционной науки и самостоятельных методических открытий советских историков и источниковедов. Это, с одной стороны, предопределило непреходящее научной значение многих положений советской источниковедческой теории и методики, а с другой обеспечило определенную преемственность и возможность ее дальнейшего теоретического и практического развития в постсоветское время.
Четвертый этап – источниковедение на современном этапе (с начала 1990-х гг. по настоящее время).
Упадок и кризис отечественного источниковедения в связи с общим кризисом российской исторической науки, который продолжается и в наши дни. Проявления кризиса: методологические противоречия, отсутствие общей теории источниковедения и общей развитой методологии, резкое снижение числа публикаций, сокращение исследовательских проектов, разрушение системы региональных научных центров, кадровый кризис (в основном продолжают работать специалисты советского этапа, новых имен практически нет).
Два главных научных центра современного отечественного источниковедения – Московский историко-архивный институт, существующий в рамках РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет) и Московский государственный университет, где кафедра источниковедения частично продолжает традиции И.Д. Ковальченко.
Основные исследователи современного этапа
О.М. Медушевская, И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, М.Ф. Румянцева (авторы многих работ и в том числе базового учебника РГГУ "Источниковедение. Теория, история, метод". М.: РГГУ, 2004).
С.О. Шмидт, А.К. Соколов, Ю.П. Бокарев, Л.В. Борисова (МГУ и РАН) – авторы многих работ, редакторы и авторы учебника по источниковедению новейшей российской истории (М.: Высшая школа, 2004).
С 1990-х гг. доминирующим направлением в российском источниковедении стало компаративное источниковедение, которое ошибочно сводит историческую науку к источниковедению, а само источниковедение – исключительно к истории возникновения и развития исторических источников. Главным представителем и главой этого направления на протяжении 1990-х – начала 2000-х гг. являлась О.М. Медушевская (1922-2007) и возглавляемая ей научная школа источниковедов РГГУ (Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва).
Вопросы для собеседования по теме 4
1. Что такое дисциплинарный статус науки?
2. Определите дисциплинарный статус современного источниковедения и поясните, что он означает.
3. Назовите предмет и объект источниковедения и определите, как они логически соотносятся между собой.
4. В чем заключается главная функция современного источниковедения?
5. Назовите главные задачи современного источниковедения.
6. Каково строение современного источниковедения, по каким критериям выделены его отрасли?
7. Что такое методология, метод, принцип?
8. Что такое теоретическая основа исследования?
9. Что такое теория и концепция и чем они отличаются друг от друга?
10. Что такое общество?
11. Что такое исторический источник?
12. Что такое объект и субъект?
13. Что такое материальный и идеальный объект?
14. Что такое мышление, мысль, слово?
15. Как соотносятся слово и термин?
16. Что такое информация?
17. Назовите самое главное в методологической основе современного источниковедения.
18. Что такое постмодернизм и каковы его проявления в науке и искусстве?
19. Почему постмодернизм существует только в гуманитарной сфере и отсутствует в естественных и точных науках?
20. Назовите постулаты постмодернизма в современной исторической науке.
21. Назовите постулаты научно-исторического рационализма в исторической науке.
22. Сформулируйте свою точку зрения по отношению к рационализму и постмодернизму, что вы считаете наиболее верным и продуктивным подходом и почему?
23. Что такое внешняя и внутренняя критика источника и почему они необходимы в историческом исследовании?
24. Назовите методы современного источниковедения.
25. Что такое дендрологический анализ и фазоконтрастная томография?
26. Сколько этапов выделяется в развитии отечественного источниковедения и каковы их хронологические рамки?
27. Назовите главных авторов для каждого этапа в развитии отечественного источниковедения.
28. Что такое компаративное источниковедение, в чем его главные положения, в чем их ошибочность?
ТЕМА 5. ИСТОРИческие источники и их КЛАССИФИКАЦИЯ
План
1. Классификация источников как научно-познавательная операция. Виды классификации и их критерии.
2. Классификация источников по историческим эпохам (хронологическая классификация).
3. Классификация источников по месту создания в обществе.
4. Классификация источников по типу материального носителя исторической информации.
5. Классификация письменных исторических источников.
1. Классификация источников как научно-познавательная операция. Виды классификации и их критерии
Классификация – общенаучный метод познания, содержанием которого является логическая операция разделения объектов на группы по выбранному критерию (признаку).
На эмпирической стадии развития любая наука совершает две исходных научно-познавательных операции, которые создают основу для ее дальнейшего развития. Первая операция – это выделение из окружающего мира своего предмета изучения: его нужно ограничить во времени, пространстве, поименовать и определить его содержание. Вторая операция – классификация объектов, процессов и явлений, составляющих содержание предмета изучения. Обе эти операции начинаются на эмпирической стадии, а окончательно завершаются на следующей, более высокой стадии развития науки – теоретической.
В современном источниковедении проблема научной классификации не получила предварительного решения даже на эмпирическом уровне. Все имеющиеся классификации источников выполнены с существенными логическими ошибками, с непониманием сущности классификации как сложной научно-познавательной операции. Главной логической ошибкой является попытка создать единую, универсальную классификацию источников, что невозможно, поскольку классификаций может быть великое множество, в зависимости от критерия, по которому выделяются группы источников. В результате очень часто какая-либо предлагаемая классификация может объединять в себе источники, выделенные по разным признакам, что является логическим абсурдом.
Основой для создания современной системы научной классификации источников должно быть четкое определение критериев, по которым будут выделяться группы источников в разных видах классификации.
Первым наиболее очевидным и безусловным признаком (критерием), по которому источники могут быть разделены на группы, является хронологический признак, то есть время создания источника – та или иная историческая эпоха. Эта классификация в источниковедении существует, хотя и не имеет необходимой научной обоснованности, поскольку само понятие "историческая эпоха" может иметь разное содержание в зависимости от теоретической позиции исследователя.
Все остальные признаки для проведения классификации источников (помимо хронологического) в научной литературе четко и полно не определены, но могут быть, с нашей точки зрения, сведены к следующему:
1) классификация по месту создания источников в обществе;
2) классификация по типу материального носителя, на котором записана историческая информация;
3) классификация письменных источников по их функции в обществе;
4) классификация источников в научном историческом исследовании по признаку отражения предмета исследования в содержании источника;
5) хронологическая классификация (см. выше).
2. Классификация источников по историческим эпохам (хронологическая классификация)
В современном источниковедении существует сложная система классификации исторических источников, однако основными видами являются хронологическая и типологическая классификации.
Хронологическая классификация – это выделение групп источников по историческим эпохам в развитии общества. Данная классификация совпадает с общей периодизацией отечественной истории. В современной исторической науке существует принята общая периодизация российской истории, которая на основе достижений системного подхода получила название системной.
Системная периодизация дополнила и углубила классическую общую периодизацию выделением в самостоятельные исторические эпохи периоды социальных революций в истории общества.
Социальная революция – это качественный скачок в развитии общества, в результате которого один тип общества сменяется другим и качественно изменяются все сферы общественной жизни (экономическая, социальная, духовная, политическая и т.д.). В среднем продолжительность эпохи социальной революции – 150-200 лет.
Политическая революция – это переход государственной власти в руки новых социальных сил (класса) и качественное обновление политической системы общества. Политическая революция представляет собой лишь краткий момент (в некоторых случаях – до одного или нескольких дней) в длительном периоде качественного обновления всего общества. Типичная теоретическая ошибка – отождествление социальной революции с политической.
Общая (системная) периодизация отечественной истории
I. Первобытное общество на территории современной России – с 700 тыс. лет назад (проникновение древнейших людей на территорию Восточно-Европейской равнины) до VI в. н. э. (начало перехода к феодальному обществу).
II. Эпоха феодальной социальной революции в истории России –период перехода от первобытного к феодальному обществу у восточных славян – с VI в. (возникновение крупных племенных союзов у восточных славян) до начала XII века (1132 г., распад раннефеодального государства Киевская Русь и начало феодальной раздробленности):
1) период разложения первобытного общества и формирования предпосылок складывания государства у восточных славян – с VI в. до конца IX века (882 г.);
2) период раннефеодального государства Киевская Русь – с конца IX до начала XII вв. (1132 г.)
III. Эпоха развитого феодализма в истории российского общества – с начала XII до середины XVIII века (1764 г., указ Екатерины Второй о запрещении лицам недворянского происхождения покупать крепостных для мануфактур, появление буржуазных мануфактур, начало перехода к капитализму).
IV. Эпоха буржуазной социальной революции в истории России – Период перехода от феодального общества к буржуазному – с середины XVIII в. до начала XX в. (социалистическая революция в октябре 1917 г.).
V. Эпоха социализма в истории России – период существования советского (социалистического) общества в СССР – с 1917 г. (Октябрьская революция) до 1991 г. (распад СССР и начало перехода к буржуазному обществу):
VI. Эпоха реставрации капитализма в истории России и переход от социалистического общества к буржуазному – с начала 1990-х гг. до настоящего времени.
В соответствии с общей периодизацией отечественной истории в современном источниковедении выделяется 5 видов источников:
1) исторические источники периода разложения первобытного общества и перехода к феодализму (VI – начало XII вв.);
2) исторические источники периода развитого феодализма (начало XII – середина XVIII вв.);
3) исторические источники периода разложения феодализма и перехода к капитализму (середина XVIII – начало ХХ вв.);
4) исторические источники советского общества (1917 – 1991 гг.);
5) исторические источники постсоветского (современного) периода – с 1991 г. по настоящее время.
2. Классификация источников по месту возникновения в обществе
Второй вид классификации дается по критерию места возникновения в обществе или по создателю источника (данная классификация присутствует в теоретических работах по истории в рамках системного подхода). Создателями источников могут быть два субъекта.
Первый создатель – человек как частное лицо. Частные лица создают особую группу документов – источники личного происхождения: мемуары, письма, дневники, а также огромную совокупность иных личных записей, пока не попавших в поле зрения науки. Эта группа включает в себя личные записи краткого ежедневного характера по разным вопросам. В новейшее время в информационном обществе группа личного происхождения пополнилась электронными источниками нового поколения (социальные сети, личные блоги, электронная почта, смс-переписка, публичные мессенджеры).
Второй создатель источников в обществе – это социальный институт (устойчивое исторически сложившееся объединение людей, в ходе коллективной деятельности по достижению общественно-значимой цели): семья, школа, церковь, армия, силовые органы и спецслужбы, общественные организации, государство (система социальных институтов управления), органы власти, органы управления и т. д.
Системная теория, возникшая в кибернетике и превратившаяся в отдельную науку систематику, то есть науку о системах, в конце XX века проникает во все гуманитарные науки, но самый серьезный теоретический переворот она совершает в исторической науке.
В рамках системной теории историческая наука, как и все гуманитарные науки, получила адекватное представление о современном суперсложном строении общества.
Системная теория позволила дать полное научное определение общества.
Общество – сложная многоуровневая система, построенная на коллективной деятельности людей, объединенных в социальные институты, и объективно распадающаяся на шесть подсистем – сфер общественной жизни, каждая из которых выполняет одну жизнеобеспечивающую функцию.
Функциональное строение общества – это разделение общества в процессе его функционирования как социального организма на ряд специализированных систем, каждая из которых выполняет конкретную функцию жизнеобеспечения организма в целом.
Сфера общественной жизни – это относительно самостоятельная система, которая выделяется в обществе в ходе его функционирования как социального организма для выполнения конкретной функции жизнеобеспечения организма в целом.
Сферы общественной жизни
в функциональном строении общества на современном этапе
I. Социальная сфера – это сфера в функциональном строении общества, выполняющая главную функцию жизнеобеспечения – производство человека в биологическом и социальном отношении.
Выполнение этой функции осуществляется через 6 подсистем со своими социальными институтами:
1) семья – подсистема и социальный институт одновременно;
2) система здравоохранения, выполняющая функцию поддержки биологического существования человека (социальный институт – "больница", в юридическом определении – "лечебное учреждение");
3) система образования, выполняющая функцию превращения человека как биологического существа в социальное (социальный институт – "школа", юридически – "образовательное учреждение");
4) сфера досуга – рекреационная система, выполняющая восстановительно-реабилитационную функцию (социальный институт – учреждения досуга);
5) пенитенциарная система – система исправительных учреждений и мест заключения, выполняющая функцию наказания, изоляции и исправления асоциальных элементов общества (социальный институт – "тюрьма", юридически – учреждение системы ФСИН, т.е. Федеральной службы исполнения наказаний);
6) сфера религии, выполняющая в настоящее время функцию социальной поддержки и реабилитации (социальный институт – "церковь"). В настоящее время религия и церковь утратили многочисленные функции, которые они выполняли в предшествующие исторические эпохи: система науки, образования, искусства, здравоохранения, законодательные функции – законы шариата, регистрация актов гражданского состояния, т.е. браков, рождения, смерти и т.д.).
II. Экономическая сфера (сфера материального производства) – это сфера в функциональном строении общества, выполняющая жизнеобеспечивающую функцию производства материальных благ в виде товаров и услуг.
Включает 6 подсистем с общим социальным институтом –"предприятие":
1) промышленность (социальный институт – "промышленное предприятие");
2) сельское хозяйство (сельское хозяйство и промышленность разделились в глубокой древности по признаку производства живых и неживых объектов) – социальный институт "сельскохозяйственное предприятие";
3) сфера услуг (социальный институт – "предприятие сферы услуг");
4) финансовая система ("финансовое предприятие, учреждение, организация");
5) сфера торговли ("предприятие торговли");
6) капитальное строительство ("строительное предприятие").
III. Сфера духовного производства (духовная сфера) – сфера в функциональном строении общества, главной функцией которой является производство духовных ценностей (духовных продуктов) в виде научных знаний и произведений искусства.
Включает две подсистемы:
1) наука, выполняющая функцию производства духовных ценностей в форме научных (рациональных) знаний о мире (социальный институт – "научная организация, научное учреждение");
2) искусство, выполняющее функцию производства духовных ценностей в виде произведений искусства, заключающих в себе эмоциональные знания о мире (социальный институт "творческая организация").
IV. Сфера социального управления – сфера в функциональном строении общества, выполняющая функцию управления обществом как целостной системой.
Она включает три подсистемы со своим внутренним строением и совокупность социальных институтов.
1) политическая система, включающая три элемента:
– государство как система социальных институтов управления, выполняющая функцию обеспечения внутренних и внешних условий существования общества (социальные институты – государство, орган власти (всех видов), орган управления (всех видов), суд, армия, силовые и секретные службы и т.д.);
– система политических партий (социальный институт – "политическая партия");
– система политических организаций;
2) система общественных организаций (социальный институт – "общественная организация");
3) система средств массовой информации (социальный институт – "средство массовой информации").
V. Сфера хранения социального опыта (сфера хранения культуры) – сфера в функциональном строении общества, выполняющая функцию сбора, систематизации, хранения и трансляции совокупного социального опыта, вырабатываемого во всех сферах общественной жизни, то есть культуры.
Культура – это социальный опыт человечества, вырабатываемый во всех сферах и подсистемах общественной жизни, формы его хранения и методы трансляции. В политической сфере вырабатывается политический опыт и это – политическая культура, в экономической – материальная культура, в сфере религии – религиозная культура, в сфере образования – культура образования, в семье – культура семьи и т.д.
Данная сфера включает три подсистемы и три социальных института, являющихся универсальными хранилищами и трансляторами информации, т.е. человеческого опыта:
1) архивы (самостоятельный социальный институт);
2) музеи (самостоятельный социальный институт);
3) библиотеки (самостоятельный социальный институт).
VI. Сфера социальной инфраструктуры – сфера в функциональном строении общества, выполняющая функцию перемещения людей, вещей и информации по всем сферам общественной жизни.
Данная сфера включает две подсистемы и один социальный институт – "предприятие"):
4) транспорт (предприятие транспорта);
5) связь (предприятие связи).
3. Классификация источников по типу материального носителя исторической информации
В настоящее время по типу материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.
К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.
К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. С момента появления письменности именно письменные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.
К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).
К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).
Для использования исторического источника в научном исследовании необходимо установить его достоверность. Достоверность источника определяется путем его внешней и внутренней критики.
Внешняя критика (атрибуция) – это определение подлинности источника путем установления времени и места его возникновения, а также авторства. Установление времени, места и авторства называется атрибуцией источника (установить все это – значит атрибутировать источник).
Внутренняя критика – это определение достоверности информации в источнике путем сравнения его содержания с содержанием других источников по данному предмету исследования.
Чем древнее источник, тем сложнее провести его внутреннюю и внешнюю критику. Однако без этого ни один исторический источник не может быть использован в научном историческом исследовании. Следует отметить, что объем и сложность решаемых при этом задач могут быть настолько велики, что определение достоверности информации в источнике часто становится самостоятельной научной проблемой, то есть проблемой самостоятельного научного исследования.
4. Классификация письменных источников
В современном источниковедении выделяется 12 типов письменных исторических источников, которые выделены по их функции в обществе:
1) летописи;
2) законодательные источники;
3) актовые материалы;
4) делопроизводственные материалы;
5) статистические источники;
6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);
7) художественная литература;
8) публицистическая литература;
9) научная литература;
10) периодическая печать;
11) документы и материалы религиозных организаций;
12) интернет-источники.
Данные типы письменных источников возникли и существовали в раз-личные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.
Летописи
Летопись – это особый тип письменного исторического источника, для которого характерно описание исторических событий по годам (погодная запись).
Летописание возникло на Руси в конце X в. и про-существовало до конца XVII в. Как историческое явление соответствует эпохе средних веков. Западноевропейским аналогом летописи является хроника. В XVIII в., с началом эпохи нового времени летописи в России и хроники в Западной Европе сменяются более развитыми формами описания исторических событий.
До настоящего времени сохранилось приблизительно около 200 летописей. В большинстве своем они являются не оригиналами, а копиями (списками), сделанными в более позднее время. Кроме того, все имеющиеся в настоящее время летописи представляют собой летописные своды.
Летописный свод – это компиляция, составляемая летописцем из более древних летописей с минимальным изменением компилируемых (соединяемых) фрагментов
Летописи и летописные своды представляют собой памятники большого временного и территориального масштаба (от возникновения Руси с изложением событий на всей ее территории).
Помимо летописей и летописных сводов существовали летописцы.
Летописцы – это произведения локального характера, описывающие историю отдельного княжества, города, монастыря, княжеского рода.
Летописи, летописные своды и летописцы за время своего существования и неоднократного переписывания и соединения с другими летописными и нелетописными памятниками подвергались значительным изменениям, как механическим (например, потеря отдельных фрагментов древних текстов), так и сознательным (например, описание событий с учетом политической конъюнктуры). В результате таких изменений возникали различные редакции одних и тех же летописей и летописных сводов. Они получили название изводов.
Извод – это редакция текста летописи или летописного свода с его изменением.
Протограф – летописный текст, послуживший основой для более поздних списков.
Законодательные источники
Закон – правовой акт высшей государственной силы, регулирующий общественные отношения и обязательный для исполнения на всей территории страны.
К законодательным источникам относятся все письменные своды законов, конституции, кодексы (уголовный, административный, гражданский, процессуальный, трудовой и т.д.), отдельные законы и приравненные к ним правовые акты государственных органов (царские указы, указы президента, государственные манифесты, постановления правительства и т.д.).
Актовые материалы
К актовым материалам относятся все юридические документы, кроме законов (закон тоже является юридическим документом, но особого вида). К этой группе источников относятся: грамоты, договоры всех видов, документы сделок, завещания, не имеющие силу законы распоряжения, постановления, приказы различных государственных органов.
Делопроизводственные материалы
Делопроизводственные материалы – это различного рода документы, создаваемые в процессе функционирования всех социальных институтов, существующих в обществе: государственных органов всех видов, предприятий, организаций, учреждений, политических партий, общественных организаций, религиозных организаций и т.д.
Классическими видами делопроизводственных материалов являются следующие виды: планово-отчетная документация, организационно-распорядительная, финансово-хозяйственная, протокольная (протоколы и стенограммы), заявления, ходатайства, служебные письма и записки, информационные письма и записки, учетная документация, документы по личному составу, учетная документация, служебная переписка и т.д.
Статистические источники
Статистические источники – это сложный комплекс документов, в которых зафиксированы систематические сведения и данные, целенаправленно собираемые для принятия управленческих решений.
Статистические источники возникают в процессе сбора, обработки, анализа и публикации информации об объекте изучения. Они включают: программу текущего учета или специальных статистических обследований; первичные документы учета (отчеты, в том числе бухгалтерские; учетные карточки, бланки, анкеты, ведомости); сводки первичных статистических данных; публикации статистических трудов.
Классическими видами статистических источников являются: писцовые книги, хозяйственные и статистические описания, материалы ревизий и переписей населения, статистическая документация предприятий, организаций, учреждений различного вида и т.д.
Документы личного происхождения
Документы личного происхождения – это документы, создаваемые частными лицами, а не социальными институтами. К ним относятся мемуары, письма, дневники.
Мемуары – это авторское литературное произведение, отражающее события прошлого, современником, участником или свидетелем которых был автор, с их авторской, личностной оценкой.
Письма – коммуникативные адресные тексты частного характера (не путать с деловыми и официальными письмами как видом делопроизводственной документации).
Дневники – авторские периодические (ежедневные, еженедельные, ежемесячные) записи текущих событий с их личностной оценкой.
В новейшее время в информационном обществе группа личного происхождения пополнилась электронными источниками нового поколения (социальные сети, личные блоги, личные сайты, электронная почта, смс-переписка, публичные мессенджеры).
Литература
Литература – это авторские текстовые произведения, обладающие за-конченной формой и содержательным единством.
Различают три главных вида литературы: художественная, научная и публицистическая.
Художественная литература – это авторские литературные произведения, отражающие художественными средствами опыт эмоционального познания мира.
Публицистическая литература (публицистика) – это авторские литературные произведения, которые отражают значимые общественные проблемы и имеют целью не установить истину (как научная литература), а убедить читателя в верности авторской позиции.
Политическая публицистика – это авторские литературные произведения, которые отражают значимые политические проблемы и имеют целью сформировать у читателя определенную политическую позицию.
Гражданская публицистика – это авторские литературные произведения, отражающие значимые общественные проблемы неполитического характера.
Научная публицистика – это авторские литературные произведения, которые в популярной общедоступной форме отражают значимые для общества научные проблемы (научно-популярная литература).
Научная литература – это авторские литературные произведения (коллективные или индивидуальные), в которых в академической форме изложены результаты профессиональных научных исследований.
Периодическая печать
Периодическая печать – это вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера, функциями которых являются организация общественного мнения для обеспечения управления обществом как целостной системой (социального управления).
Периодическая печать делится на три разновидности: газеты, журналы, а также периодические издания научных и общественных организаций (альманахи, ежегодники и т.д.). В настоящее время возник еще один вид периодической печати – электронные периодические издания.
Документы и материалы религиозных организаций
(религиозные источники)
Религиозные источники – это документы и материалы, создаваемые в процессе функционирования религии как подсистемы сферы социального производства (социальной сферы) и функционирования церкви как социального института.
К ним относятся следующие виды источников:
1) религиозное законодательство (в мусульманстве – законы шариата; в православии – постановления церковных соборов, церковные указы и уставы, грамоты митрополитов; в католичестве – папские указы, эдикты, буллы, энциклики и т.д.);
2) священные тексты (канонические и апокрифические) всех религий (в христианстве – Новый завет, четыре евангелия; в иудаизме – Ветхий завет, Тора; в мусульманстве – коран; в буддизме – Трипитака, т.е. свод священных раннебуддийских текстов и др.);
3) молитвенные и богослужебные тексты – молитвы, акафисты, кондаки, ектиньи (в христианстве);
4) религиозная публицистика (жития святых, сочинения отцов церкви, патерики, четьи-минеи и др.);
5) теологическая (богословская) литература – квазинаучная литература, созданная в рамках богословских дисциплин;
6) религиозное делопроизводство – внутренняя служебная документация церкви (финансовая, хозяйственная, юридическая, организационная, учетная и т.д.).
Интернет-источники
Интернет-источники – это источники, которые могут существовать лишь в сети Интернет и являются общедоступными: базы данных, живые журналы, интернет-форумы, комментарии к публикациям, персональные страницы в социальных сетях и публичные сообщения («посты» – в виде тек-ста, фото или фрагментов видео) в социальных сетях и публичных мессенджерах, специализированные сайты с аудио- и видеоинформацией и т.п. Их следует отличать от публикаций и републикаций источников в Интернете (например, публикация в сети "Русской Правды", "Соборного Уложения" или каких-либо документов из архивных фондов).
Вопросы для собеседования по теме 5
1. Что такое классификация?
2. На какой стадии решения находится проблема классификации исторических источников в современном источниковедении, какие существуют сложности в ее решении и почему?
3. Назовите пять критериев разделения исторических источников на виды.
4. Назовите группы источников, выделяемые по хронологической классификации в источниковедении отечественной истории.
5. Назовите хронологические рамки эпохи феодальной социальной революции в истории России (переход от первобытного общества к феодальному).
6. Назовите хронологические рамки эпохи развитого феодализма в истории России.
7. Что такое социальная революция и как она соотносится с политической революцией?
8. Назовите нижнюю хронологическую границу эпохи феодальной социальной революции в истории России.
9. Назовите верхнюю хронологическую границу эпохи развитого феодализма в истории России.
10. Назовите пять типов материального носителя (укажите, что именно является материальным носителем) исторической информации, в соответствии с которыми выделены пять видов источников в соответствующей классификации.
11. Какие группы источников, выделяемых по типу материального носителя, являются самыми древними в истории человечества?
12. Какие две группы источников выделяются по месту их создания в обществе?
13. Что такое социальный институт? Перечислите известные вам социальные институты.
14. Что такое функциональное строение общества?
15. Назовите шесть сфер в строении общества и дайте их определения.
16. Назовите подсистемы в каждой из шести сфер строения общества.
17. Перечислите 12 видов письменных источников.
18. Что такое летопись, летописный свод, летописец, извод, протограф?
19. Что такое литература, художественная литература, научная, публицистическая?
20. Что такое закон?
21. Что такое мемуары, письма, дневники?
22. Что такое периодическая печать, каковы ее виды?
23. Назовите конкретные виды религиозных источников.
24. Что такое эдикт, булла, энциклика?
25. Что такое акафист, кондак, ектинья?
26. Что такое интернет-источники?
вопросы для собеседования по разделу I
1. Что такое наука, научные знания?
2. Какие существуют виды классификации наук, по каким критериям даны эти классификации?
3. Каков дисциплинарный статус современной исторической науки в России, за рубежом?
4. Назовите предмет исторической науки, объясните суть дискуссий по его верхней хронологической границе, обозначьте свою позицию по этому вопросу.
5. Почему точные и технические науки опережают в своем развитии гуманитарные науки?
6. Назовите основные исторические дисциплины и критерии, по которым они выделены.
7. Что такое вспомогательные исторические дисциплины?
8. Назовите общие вспомогательные дисциплины с указанием предмета изучения.
9. Назовите специальные вспомогательные дисциплины (без указания предмета изучения).
10. Что такое палеографический комплекс и нумизматический комплекс, какие дисциплины в них входят (с указанием предмета изучения)?
11. Что такое дисциплинарный статус науки?
12. Определите дисциплинарный статус современного источниковедения и поясните, что он означает.
13. Назовите предмет и объект источниковедения и определите, как они логически соотносятся между собой.
14. Назовите главные задачи современного источниковедения.
15. Каково строение современного источниковедения, по каким критериям выделены его отрасли?
16. Что такое методология, метод, принцип?
17. Что такое теоретическая основа исследования?
18. Что такое теория и концепция и чем они отличаются друг от друга?
19. Что такое общество?
20. Что такое исторический источник?
21. Что такое объект и субъект?
22. Что такое материальный и идеальный объект?
23. Что такое мышление, мысль, слово?
24. Как соотносятся слово и термин?
25. Что такое информация?
26. Что такое постмодернизм и каковы его проявления в науке и искусстве?
27. Почему постмодернизм существует только в гуманитарной сфере и отсутствует в естественных и точных науках?
28. Назовите постулаты постмодернизма в современной исторической науке.
29. Назовите постулаты научно-исторического рационализма в исторической науке.
30. Сформулируйте свою точку зрения по отношению к рационализму и постмодернизму, что вы считаете наиболее верным и продуктивным подходом и почему?
31. Что такое внешняя и внутренняя критика источника и почему они необходимы в историческом исследовании?
32. Перечислите методы современного источниковедения.
33. Что такое дендрологический анализ и фазоконтрастная томография?
34. Сколько этапов выделяется в развитии отечественного источниковедения, каковы их хронологические рамки и главные авторы на каждом этапе?
35. Что такое компаративное источниковедение, в чем его главные положения, в чем их ошибочность?
36. Что такое классификация?
37. На какой стадии решения находится проблема классификации исторических источников в современном источниковедении, какие существуют сложности в ее решении и почему?
38. Назовите пять критериев разделения исторических источников на виды.
39. Назовите группы источников, выделяемые по хронологической классификации в источниковедении отечественной истории.
40. Назовите хронологические рамки эпохи феодальной социальной революции в истории России (переход от первобытного общества к феодальному).
41. Назовите хронологические рамки эпохи развитого феодализма в истории России.
42. Что такое социальная революция и как она соотносится с политической революцией?
43. Назовите нижнюю хронологическую границу эпохи феодальной социальной революции в истории России.
44. Назовите верхнюю хронологическую границу эпохи развитого феодализма в истории России.
45. Назовите пять типов материального носителя (укажите, что именно является материальным носителем) исторической информации, в соответствии с которыми выделены пять видов источников в соответствующей классификации.
46. Какие группы источников, выделяемых по типу материального носителя, являются самыми древними в истории человечества?
47. Какие две группы источников выделяются по месту их создания в обществе?
48. Что такое социальный институт? Перечислите известные вам социальные институты.
49. Что такое функциональное строение общества?
50. Назовите шесть сфер в строении общества и дайте их определения.
51. Назовите подсистемы в каждой из шести сфер строения общества.
52. Перечислите 12 видов письменных источников.
53. Что такое летопись, летописный свод, летописец, извод, протограф?
54. Что такое литература, художественная литература, научная, публицистическая?
55. Что такое закон?
56. Что такое мемуары, письма, дневники?
57. Что такое периодическая печать, каковы ее виды?
58. Что такое религиозные источники? Назовите конкретные виды религиозных источников.
59. Что такое эдикт, булла, энциклика, акафист, кондак, ектинья?
60. Что такое интернет-источники?