Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Источники самообразования и самоорганизации личности

  • 👀 4445 просмотров
  • 📌 4419 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Источники самообразования и самоорганизации личности» pdf
Лекция 2 Тема 3. Источники самообразования и самоорганизации личности Тема 4. Особенности самообразования и самоорганизации личности в условиях современного общества Тема 5. Творческий потенциал личности Тема 6. Жизненный путь как программирование и как творчество Аннотация Данная лекция посвящена различным источникам самообразования и самоорганизации личности. Подробно разбираются основные виды и цели самообразования. Дается определение понятию «Целенаправленное самообразование». Рассмотрены различные условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Затрагивается аспект особенностей самообразования и самоорганизации личности в условиях современного общества, так как вопрос самообразования и самоорганизации появился достаточно давно, то вслед за изменениями окружающего нас мира, условий, как социальных, так и природных, климатических данный аспект очень сильно деформировался. И имеет ряд серьезных особенностей, особенно под воздействием научнотехнического прогресса, перехода в информационное общество. Сущностные характеристики самообразования. Объект, субъект и виды самообразования. Поднимается определение вопрос творческого понятию «Творчество». потенциала личности. Дается Рассмотрены различные фазы творчества, а также творческий процесс в целом. Более подробно изложены такие понятия как «Мозговой штурм» и «Синектика». Также в лекции затрагиваются вопросы жизненного пути личности, как программирование и как творчество. В первую очередь дается определение понятию «Личность». Личность как субъект жизни. Термин «жизненная стратегия». Также коротко изложены варианты жизненного пути по гипотезе В.Н. Дружинина. Тема 3. Источники самообразования и самоорганизации личности В современном обществе, любому человеку чтобы соответствовать текущей реальности необходимо непрерывно совершенствовать, обновлять, развивать свои знания и умения. Именно поэтому приходиться постоянно заниматься самообразованием, имея при этом многогранность интересов. Свою максимальную самоорганизации актуальность личности обрел в вопрос самообразования современных условиях и быстро развивающегося информационного общества. На данном этапе развития общества во главе угла стоит именно информация, умение находить и работать с ней являются основополагающим успеха. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание [3, с. 56]. Именно этим объясняется повышенные требования к совершенствованию знаний и умений. Причем самообразование крайне важно в современном обществе не только с профессиональной точки зрения, но и для того чтобы нормально существовать и адаптироваться в прогрессирующем обществе. Мир вокруг нас динамично эволюционирует, и для того чтобы быть его частью необходимо ему соответствовать. Источников знания большое количество, информацию можно получать различными способами. В современном обществе предлагается разнообразный перечень услуг по повышению квалификации. Но, ни стоит забывать о том, что большая часть приобретенных знаний и технологий теряет свою актуальность примерно через лет пять. Знания, полученные путем подобных курсов, безусловно, нужны, но только этих знаний не достаточно для полноценного развития. Следовательно, самым эффективным способом повышения самообразование и своего уровня самоорганизация. мастерства является Непрерывное именно регулярное самообразование – это и есть ключевой жизненный актив человека в современном обществе, который поможет не отстать от жизни и не остаться за бортом. Одной из самых характерных особенностей профессиональной деятельности принято считать ее динамичность, связанную с постоянными преобразованиями в области информационных технологий и ресурсов. Становится все более очевидным тот факт, что уже имеющиеся профессиональные навыки и наработки очень быстро теряют свою актуальность и устаревают. Появляется острая необходимость в иных формах и методах работы, более полные теоретические знания смежных наук и многое другое. В связи с необходимостью соответствовать таким жестким требованиям, у человека появляется высокая потребность постоянно учиться чему-то новому и совершенствовать уже имеющиеся навыки. Человек, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства. Для того чтобы достигнуть высоких результатов и определенного уровня мастерства следует осознавать и решать три основных задачи:  искать всевозможные способы и энергично пользоваться методами самообразования, саморазвития и самоорганизации.  беспрерывно работать над повышением своей квалификации и профессионального уровня; пополнять и обновлять свои знания и умения, поддерживать хорошую творческую форму, развивать способность к динамичному усвоению современных, актуальных достижений;  которые постоянно отслеживать изменения в профессиональной сфере, происходят под воздействием процессов информатизации, социально-экономических и политических реформ; Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. В то же время, самообразование является действенным средством самовоспитания, по той причине, что оно содействует выработке настойчивости, целеустремленности в достижении поставленных задач, внутренней организованности. Повышает такие качества как усидчивость, старательность, трудолюбие и другие моральные качества. А также самообразование напрямую связано с понятием самодисциплины. Данное качество является очень полезным и необходимым, особенно когда речь идет о конкуренции. Привычка делать все из-под палки пагубно сказывается на работоспособности, в тоже время самодисциплина строится на внутренних мотивах и приоритетах [3, с. 92]. В более широком смысле, под понятием самообразование принято понимать все возможные виды приобретения знаний, которые связанны с самостоятельной работой изучаемого какой-либо материал. Основной формой самообразования являются: изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование также предусматривает возможность использования разнообразных вспомогательных средств: В первую очередь к таким средствам можно отнести прослушивание всевозможных лекций, докладов, выступлений; Также различные консультации специалистов, советы коллег; Безусловно, различные виды практической деятельности – эксперименты, опыты, моделирование; К вспомогательным средствам также можно отнести посещение музеев, выставок, галерей. И даже просмотры концертов, спектаклей, кинофильмов, телепередач. Самообразование – эта такая форма образования, которая подразумевает, что человек обучает, просвещает и воспитывает самого себя. Одним из основных мотивов является осознание человеком внутренней неудовлетворенности собственной деятельностью, желание развиваться и совершенствоваться, вслед за этим осознанием приходит острая необходимость в переподготовке и профессиональном росте. [3, с. 102]. Самообразование обязательно таит в себе личную заинтересованность. Самообразование формируется, основываясь на потребностях, а они, в свою очередь, реализуются в различных сферах, таких как профессиональная деятельность, бытовые моменты, процесс познания окружающего мира, выработка различных социальной среде. качеств, Принято способствующих выделять реализации четыре основных себя в вида самообразования: Бытовое – постижение социального опыта, необходимого в быту (включая свободное время, досуг и отдых). Познавательное – познание, освоение окружающего нас мира. Профессиональное – сохранение и повышение профессиональной компетенции, навыков, умений, знаний и социальной значимости. Самореализации – изменение свойств и качеств личности в стремлении к идеалам и совершенству (нравственная, интеллектуальная, духовная, физическая сферы). Всевозможных целей самообразования бывает большое количество: Какая-либо деятельность, информация или предмет побуждают, провоцируют и создают различные мотивы у индивида для устойчивого и основательного интереса и освоения знаний: персонального компьютера, современных гаджетов, астрономии, биологии, психологии, философии и т.д. Это самоцельное самообразование. Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения в будущем. Целенаправленное самообразование связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам [4, с. 142]. Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха; мотивы преодоления профессиональных затруднений; мотивы, направленные на улучшение материального благополучия; мотивы профессионального признания; карьерные мотивы другие мотивы [4, с. 144]. Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал. Человек, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию [3, с. 121]. Современный человек, это человек XXI века, гармонично развивающийся, морально и душевно богатая личность, которая постоянно стремится к общекультурному, духовному, профессиональному, и физическому идеалам. Это человек, который умеет находить наиболее эффективные методы, приемы, средства и технологии обучения с целью реализации поставленных задач; личность, которая обладает высокой степенью профессиональной компетентности, имеет необходимость в постоянном совершенствовании своих знаний и умений, в непрерывном самообразовании, потребность в многогранности и разносторонности интересов. Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются: осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний; обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа; умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы; желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового [4, с. 150]. Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению. Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности. Если ты сам захочешь, то найдешь, где и чему будешь учиться. Можно самостоятельно: следить и изучать профессиональную литературу; не выезжая с территории посещать все лекции, в том числе для педагогов, психологов и др.; качественно, а не для галочки, осуществлять мониторинг своей деятельности; участвовать в работе семинаров, для дальнейшего самосовершенствования участвовать в обмене опытом с коллегами [4, с. 153]. К инновационным формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала человека, можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, мастер классы. При их проведении большое внимание уделяется личностным качествам, коммуникативным навыкам, умению самостоятельно работать с источниками информации, анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех [1, с. 99]. Для того чтобы изучение какой-либо темы и самообразования его участников было бы более углубленное зачастую используется форма семинара. Такой вид проведения занятий дает возможность каждому человеку принимать непосредственное участие в обсуждении выступлений, докладов, сообщений; позволяет увидеть реакцию окружающих, увидеть отражение семинара в более практическом воплощении, путем открытой формы занятий. Особое место в самообразовании уделяется деловым играм. Деловая игра — это современный метод имитации принятия решений в разнообразных гипотетических ситуациях, которая осуществляется по заранее продуманным правилам группой лиц или одним человеком, с помощью программы в диалоговом режиме [1, с. 102]. Данные формы очень позитивно влияют на совершенствование профессиональных умений, формирование навыков принятия решений, дают возможность продемонстрировать собственную эрудицию и компетентность. Главным достоинством таких методов является тот факт, что повышается также и психологический климат в коллективе, ведь кроме основных задач коллеги могут взаимодействовать друг с другом, проявлять креативность, фантазию, активность, развивать коммуникативные, мыслительные, психологические качества, которые необходимы любому человеку. Некоторые ученые считают, что для того чтобы поддержать высокий профессиональный уровень компетентности человеку необходимо каждый день читать одну - две газеты, один - два журнала, сто - сто пятьдесят страниц научного текста, сто - сто пятьдесят страниц текста для саморазвития. Самообразование представляет собой творческую работу по совершенствованию своей личности, развитию эрудиции. Самообразование представляется как важная составляющая творческо-преобразовательной, духовной деятельности индивида, является одним из механизмов по превращению репродуктивной в продуктивную деятельность. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что самообразование – необходимое, постоянное жизненное составляющее культурного, интеллектуального и просвещенного человека. Самообразование сопутствует на протяжении всей жизни личности. Тема 4. Особенности самообразования и самоорганизации личности в условиях современного общества Проблема самообразования была во все времена, это одна из сквозных проблем в любом обществе. Постепенно, в ходе модернизации и совершенствования самой образовательной системы, процессов обучения и воспитания, на каждом этапе развития общества, появлялись свои аспекты данной проблемы, которые соответственно были связанны с изменением содержания, постановкой новых задач и расширением круга субъектов самообразования [7, с. 105]. Всевозможные социальные трансформации, введу перехода к информационному обществу, актуализируют проблему становления новой парадигмы образования, которым характерно перераспределение акцентов с образовательной на самообразовательную деятельность. В более распространенном виде можно обозначить следующие причины, по которым происходит повышение роли самообразования: В информационном обществе стремительно повышается роль образования, обеспечивающее получение инновационных знаний и обучение каждого человека навыкам самообразования; В современном информационном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации; Ведущим видом деятельности в информационном обществе является непосредственно работа с информацией, которая по своей сути и является разновидностью самообразования; Знания являются неисчерпаемым ресурсом, в противовес природным и человеческим ресурсам. Реорганизация производства и распространения знаний, изменение способов коммуникации дает возможность преобразовать бесчисленное количество информации в эффективные знания; Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) считается первоочередным видом деятельности в информационную эпоху; Информационное общество базируется на создании нового знания, его широком распространении и потреблении; Социальная структура информационного общества ха- рактеризуется высоким удельным весом групп, прямо связанных с процессами производства, распределения и потребления информации. Переход общества в новое состояние ведет к существенному изменению социальных ролей образования и самообразования, их целей, содержания, функций, технологий. Образование становится той «точкой опоры», с помощью которой преобразуется мир. В еще большей мере это утверждение касается самообразования. Образование как система и процесс и его субъекты оказываются тем развитее, чем интенсивнее и шире самообразование [2, с. 154]. В постиндустриальном обществе сфера знания — ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества. Важность образования в этом типе общества несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их — в постепенном смещении соотношения «образование — самообразование» к доминантному превалированию последнего. Поэтому отчетливее проявится тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно, будут обретать все более осознанные и рационально организованные формы, а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека будет обретать доминирующие позиции. Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью оно в качестве активной составляющей внедряется во многие виды деятельности. доступность Компьютерные и разнообразие технологии не только информации, но и обеспечивают активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой деятельности. В информационном обществе, которому будет присущ иной уровень организации духовного производства, управление самообразованием станет нормой и видом профессиональной деятельности. Образовательной сфере предстоит определенная реинституционализация. Это связано с тем, что базовая система образования постепенно перестает играть прежнюю роль, сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются, а акцент с образовательной деятельности переносится на самообразовательную. Однако проблема управления и социального контроля самообразовательной деятельности несет в себе и негативные черты. Самообразование может сопровождаться усилением информационной зависимости, углублением процессов отчуждения личности, т.к. в рамках информационного общества, «давления» на человека новой техники и технологии предполагается значительное ослабление самоидентификации и сведение личности к набору ролей в сфере производства, обмена и потребления знаний. Общественные структуры, контролирующие системы социальной коммуникации, узурпируют (могут узурпировать) власть над информацией и контролировать процессы духовного производства (самообразовательные, в частности). Культуротворческая составляющая информационного общества обретает не индивидуально-личностные, а групповые и глобальные черты, обладая способностью деятельность подавлять человека. и Основным стандартизировать пафосом сознание и самообразовательной деятельности становится борьба за самоопределение перед угрозой такой узурпации [2, с. 159]. Самообразование имеет противоречивую природу, особенно при переходе к информационному обществу: 1. является этот вид деятельности свободен и демократичен, поскольку он следствием свободного выбора субъектом видов самообразовательной деятельности. 2. самообразовательная деятельность может оказываться в информационной зависимости, учитывая феномены власти и контроля над информацией. Самообразование оказывает все более глубокое и серьезное влияние на развитие общества. Взаимосвязь и взаимообусловленность общества и самообразования как разноуровневых явлений весьма неоднозначна. Развивавшееся ранее в русле образования, самообразование постепенно обретает автономию, а его социорегулятивные функции в дальнейшем будут проявляться значительно отчетливее, чем сейчас. Социальные последствия функционирования и изменения самообразования сказываются на развитии общества в целом и представляют собой значимые условия и факторы будущих социетальных трансформаций. Общество «обречено» на постепенную смену образовательных парадигм, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Потенциал самообразования не рассматривается в качестве средства саморазвития личности, а прагматически приспосабливается той же системой образования для активизации учебного процесса, где самообразованию оставляют узкую роль дополнительного средства обучения. Сущностные характеристики самообразования: самообразование — это вид свободной, творческой деятельности; самообразование — внеинституциональная деятельность; самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности; самообразование — вид непрерывного образования; самообразование — способ самоконструирования личности. С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации. Субъектом самообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макроподходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности — индивидуально-личностный, групповой и социетальный (уровень крупных социальных систем, включающий общество в целом): на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, интересами личности как субъекта самообразования; социальная группа является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые заедаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования; крупные производство и социальные др.) системы порождают (семья, исторически общественное востребуемые и социокультурно обусловленные технологии самообразования, поэтому социум — и носитель самообразования и его социальная среда. Применение микро- и макроподходов демонстрирует роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость самообразовательных процессов от социальных условий. Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы. В индивидуальноличностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается посредством процессов индивидуализации, индивидуально-личностной идентификации, самореализации, саморазвития и саморегуляции. На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко: 1. через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации); 2. через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности). Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. Самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя социального на объединения. социальную Регулятивная саморегуляцию функция данного вида самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней [2, с. 195]. Для самообразования на социетальном уровне характерны функции развития социальных институтов (образования, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности. Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что самообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономических, социальных, культурных подсистем, влиять на процессы социокультурной динамики в целом. Виды самообразования [4, с. 107].: 1. по критерию временной локализации самообразование осуществляется:  в рабочее время  в свободное время. Самообразование в рабочее время связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.). 2. по критерию направленности самообразования:  профессиональное;  бщеразвивающее самообразование. Они связаны с достижением целей: производственно- профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д. 3. временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Близкими к приведенным видам являются:  регламентируемое  нерегламентируемое самообразование. 4.с точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.). 5. по типу организации:  институционализированное  неинституционализированное самообразовании. В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих Процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности. 6. по сферам самообразования: профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовым и пр. Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формы его осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные. Среди содержательных критериев выделим целевые, показывающие, ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности. Среди субъектных критериев выделяют:  социальные группы и слои, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.  социальные группы, для которых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно вообще не присутствует в способе деятельности людей, занятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место.  социальные группы и слои, для которых самообразование является средством социальной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус. Возрастной критерий, в соответствии с которым выделяются особенности самообразования детей, подростков, молодежи, взрослого населения. Самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта:  прогностическая — когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности;  адаптивный — в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям;  «самореализационный» — ведущая цель которого саморазвитие субъекта;  конструктивистский — как форма самоконструирования субъекта самообразованиия. Приведенные выше функциональные и видовые характеристики самообразования служат важными ориентирами в социологическом изучении проблематики образования в целом, в социально-практической деятельности по развитию сферы образования в современном обществе. Тема 5. Творческий потенциал личности Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Творчество связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество — не особый дар избранных. Этим даром в большей или меньшей степени наделен каждый человек, поскольку творчество — это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности [1, с. 73]. Опрос ученых и других творческих людей показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, воля, чувство юмора, трудолюбие. М. Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества». Таким образом, суть творчества — это труд, рожденный внутренним мотивом [1, с. 80].. Обобщая результаты многих исследователей, можно выделить две группы мотивов творчества: внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения), внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению). Выделяют четыре фазы творчества: подготовки, созревания идеи, озарение, проверка идеи на практике. Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в само неожиданном месте, в голову приходит идея решения. Для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной проблемы, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения, довести себя до состояния, когда все аргументы известны наизусть, проблема видна во всех деталях. Только после такой напряженной подготовки можно надеяться на успешную работу сознательного процесса. Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, нежели от возраста как такового. Поэтому чрезвычайно важная проблема — условия развития творческих возможностей. Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано, — в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяется его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность. Творческое решение проблемы наиболее вероятно при условии соблюдения определенных организационных мер. Мозговой штурм: в ходе коллективного обсуждения творческой проблемы любой участник имеет право высказать любое суждение, и даже такое, которое, на первый взгляд, может показаться нелепым. Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли. Это позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, от нежелания вступить в конфликт с определенными людьми. Оптимальное количество участников мозгового штурма — 5—12 человек. Руководитель этой группы должен воздерживаться сам от давления на членов группы и в то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, способной повлиять на творческую инициативу участников. Руководитель должен обеспечивать атмосферу ненапряженности и свободы, поддерживать и оживлять ход обсуждения. Главное в мозговом штурме — генерирование идей, которые в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии, при том людьми, которые не принимали участия на первом этапе [1, с. 287]. Синектика — процедура творческого генерирования идей, определяемая как превращение знакомого в странное. То есть человек делает попытку заново увидеть хорошо знакомое, он преднамеренно становится на точку зрения, отличающуюся от общепринятой. Синектика может применяться как коллективно, так и в индивидуальном порядке [1, с. 291]. Тема 6. Жизненный путь как программирование и как творчество Личностью, как мы знаем, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю [7, с. 117]. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества. Можно даже сказать, что человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека. Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20 - 30-е гг. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности «регулярности» в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических, «витальных», тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания [7, с. 119]. В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде. С. Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию. Б. Г. Ананьев обосновал проект науки о целостном развитии человека в едином жизненном цикле. Эта наука, по Ананьеву, - онтопсихология, должна объединить в себе возрастную психофизиологию, изучающую онтогенез психофизиологических функций мозга, и генетическую персонологию, направленную на изучение собственно личностной эволюции в процессе жизненного пути. Предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного индивидуального развития человека [5, с. 243]. В 1935 году в «Основах психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Ш. Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю, и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю! Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни [5, с. 247]. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения. К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни она видит в способах отношений людей друг с другом. Термин "жизненная стратегия", предложенный Абульхановой- Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни [6, с. 318]. Варианты жизненного пути По гипотезе В.Н. Дружинина, «существуют независимые от индивида, изобретенные человечеством и воспроизводящиеся во времени жизни варианты жизни. Человек в зависимости от конкретных обстоятельств может выбрать тот или иной вариант, но вариант жизни может быть ему навязан. Степень свободы индивида и мера давления на него внешнего мира социальной среды зависят от конкретных исторических условий. Понятие «вариант жизни» является целостной психологической характеристикой индивидуального бытия и определяется типом отношения человека к жизни. Вариант жизни формирует человеческую личность, «типизирует» ее. Индивид превращается в представителя «жизненного личностного типа». Таким образом, под вариантом жизни понимается качественно-определенный способ осуществления личностью своего жизненного пути. В качестве самостоятельных вариантов выделяются типы жизни:  «жизнь начинается завтра»,  «жизнь как творчество»,  «жизнь как достижение»,  «жизнь есть сон»,  «жизнь по правилам»,  «жизнь - трата времени»  и «жизнь против жизни». Несмотря на некоторую художественность в этих названиях, за ними скрывается вполне определенная психологическая реальность. «Жизнь начинается завтра» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отводится пассивная роль мечтателя и прожектера. Для такой личности характерно регулярно откладывать осуществление важных дел на завтрашний день, брать постоянные отсрочки по выполнению жизненных обязательств, искать причины для того, чтобы не делать ту или иную работу сегодня. Для таких людей фраза «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» не имеет никакого практического смысла. В конечном счете, подготовительная фаза жизненного пути ненормально растягивается во временном этапе, в свою очередь, времени на реальную жизнь практически не остается. Это вечное детское состояние. Финал у людей такого типа, достаточно печален: они испытывают огорчение и досаду за напрасно прожитые годы. «Жизнь как творчество» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отведена роль экспериментатора, который постоянно ставит опыты, причем над своей собственной судьбой. Жизненный путь таких людей значительно отличается от среднестатистических моделей жизни, зачастую представляет собой бунт против устоявшегося образа жизни. Желание раздвинуть устоявшиеся рамки и границы, а иногда и вовсе от них избавиться. Но если посмотреть в корень этой проблемы, то можно обнаружить, что по своей сути за творчеством и бунтарством таких личностей скрывается внутреннее неприятие жизненной действительности, стремление максимально избежать горьких разочарований в жизни. «Жизнь как достижение» - это такой вариант жизни, согласно которому личности предоставляется роль «человека-действия», «человека, который сам себя сделал». Ключевой психологической особенностью такого жизненного варианта является обесценивание настоящего и чрезмерное поклонение будущему. Иногда теряется суть достижений, неважно ради чего, важно сделать. Время для таких людей рассматривается скорее как ресурс для реализации рекордного количества целей, ведущих за собой лучшую жизнь. «Жизнь есть сон» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отводится роль зрителя. Основной характеристикой для людей, относящихся к данному типу, является уход от реалий жизни в иллюзорный, призрачный мир переживаний. Для таких людей свойственно созерцание, наблюдение. Такие люди редко высказывают свое мнение и уж точно не пытаются что-то изменить или создать. Если вспомнить известное выражение «Есть два типа людей: одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: «Боже, куда катится этот мир?», то люди данного типа жизни точно относятся ко вторым. Для таких личностей характерен пассивный образ жизни. «Жизнь по правилам» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отводится роль законопослушного исполнителя. Для такого типа характерна крайне высокая нормативная регламентация жизнедеятельности личности. В каждой культуре и в любом обществе существует свод правил, в котором прописаны социально желательные аспекты поведения, порядок осуществления личностью жизненного пути. Если же кто-либо пренебрегает этими правилами или выбивается из нормативного графика жизни, тут же получает наказание, а в некоторых случаях, наоборот - поощрение. По мнению В.Н. Дружинина, жизнь по правилам потому удобна, что она избавляет человека от нелегкого бремени выбора. «Жизнь - трата времени» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отводится роль расточителя времени. Для данного варианта жизни, характерно отсутствие какой-либо цели или даже жизненной позиции. Основным занятием личности является пустое и бесцельное времяпрепровождение. Большую часть жизни отнимают занятия, которые собственно направленны на растрату времени. Про таких людей говорят «прожигают свою жизнь». «Жизнь против жизни» - это такой вариант жизни, согласно которому личности отводится роль война. Для данного типа основной движущей силой является борьба за выживание. Человек, который выбрал для себя данный вариант жизни, становится на «тропу войны» против всех. Речь идет не о войне в привычном смысле слова, однако жертвы и пострадавшие от жизнедеятельности такого человека всегда есть. Вопросы для самоконтроля: 1. «Самообразование как вид духовной деятельности считают самым свободным путем направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного «Я». – Почему самообразование относят к «духовной деятельности личности»? – Почему самообразование считают свободной деятельностью? 2. Культура самообразования и ее проявления. Какие из ее показателей вы оцениваете у себя самым высоким, а какие – самым низким баллом? 3. Назовите основные источники профессионального и личностного самообразования. Проранжируйте их в порядке значимости для себя. 4. Проранжируйте в порядке личностной значимости функции самообразования. 5. Самовоспитание профессионально значимых качеств. Охарактеризуйте эти качества. Какое из них у вас развито в наибольшей мере? Что в себе будете воспитывать в первую очередь? 6. Структура самовоспитания и его характеристики. Дайте развернутый ответ на этот вопрос. Список использованных источников: 1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – М., 2014. – 400 с. 2. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн. – СПб., 2015. – 224 с. 3. Карпович, Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях: учеб.-метод. пособие / Т.Е. Карпович. – М., 2016. 4. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд.– М., 2014. 5. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. – СПб. : Питер, 2013. 352 с. 6. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я. Я. Коломинский. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. – 574 с. 7. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2016.
«Источники самообразования и самоорганизации личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot