Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Мотивационная основа развития профессионала

  • 👀 392 просмотра
  • 📌 318 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Мотивационная основа развития профессионала
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Мотивационная основа развития профессионала» docx
Задание: Дать краткий аршументированный ответ на вопрос: Мотивационная основа развития профессионала. Процесс обеспечения развития личности профессионала включает в себя конструирование способов овладения операционной стороной деятельности, которые своим содержанием формируют мотивы профессионального становления, а также комплекс мер, направленных на осознание субъектом деятельности социальной значимости своей профессии, иначе говоря, необходимо оптимальное сочетание так называемых содержательных (интерес к профессии, потребность в самореализации) и адаптивных (престиж профессии, величина зарплаты и т. п.) мотивов деятельности. Интеграция этих мотивов на основе определенного уровня развития психических (личностные черты, способности и т. п.) и предметных (знания, навыки и умения) компонентов структуры личности позволяет сформировать субъективные представления (образы) облика профессионала, которые выступают регуляторами развития личности. Образ «Я-профессионал», как правило, рассматривается как объективный показатель динамики профессионального самоопределения личности. Изменения, происходящие в его структуре, достаточно полно характеризуют изменения отношения личности к себе как профессионалу на всех психологических уровнях: мотивационно-потребностном, когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом Акмеологические основы развития профессионала 1.Роль самосовершенствования в развитии личности. 2.Профессиональная самореализация личности. 3.Ориентация личности надостижение успешной карьеры. 4.Понятие о творчестве и творческой личности. 5.Педагогические условия развития творческого потенциала личности. 1. Базовые акмеологические категории. Акмеология — новая междисциплинарная область знаний в сис­теме наук о человеке, рассматривает закономерности развития и са­моразвития зрелого человека, формирование творческой готовнос­ти к предстоящей профессиональной деятельности. Акмеология рас­сматривает зрелость как способность к самосовершенствованию (физическому, нравственному, психическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации и самокоррекции. Название акмеологии как научной области человекознания про­исходит от древнегреческого «акме» — вершина, высшая точка, рас­цвет. В целом акмеология раскрывает закономерности постижения человеком смысла своего существования на ступени его зрелости, особенно при достижении личностью профессионализма в деятель­ности, продуктивного проявления в жизни тех сущностных качеств, которые обеспечивают решение социально значимых проблем. В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью. С акмеологической точки зрения, зрелость личности - масштабная ка­тегория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелость — длительный возрастной период, среднее звено жиз­ни человека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет). Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стаби­лизируется и образует ровное «плато», за которым после зрелости следует его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б.Г. Ананьев, Е.И.Степанова, Л.И. Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот возраст характеризуется появлением новых качеств, психических ново-образований, таких как активность человека по интеграции пройден­ных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок про­шлого опыта, мудрость, способность к варьированию и эксперимен­тированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стратегий адаптации и компенсации. В контексте акмеологии зре­лость трактуется как наиболее значительный период в жизни чело­века, знаменующийся достижением наиболее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии. При обосновании базовых акмеологических категорий и поня­тий мы опирались на методологические установки относительно их смыслосодержательной группировки по пяти основным группам: • понятия, являющиеся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик («акме», «зрелость», «про­фессионализм» и др.); • понятия, выражающие разные характеристики изменяющейся си­стемы («субъект», «стратегия», «алгоритм», «организация» и др.); • понятия, выражающие социальный и профессиональный спо­собы использования человеком своих жизненных, природных, организационных и временных ресурсов («индивид», «работос­пособность», «профессиональное долголетие» и др.); • понятия личностно-ориентированные («личность», «субъект деятельности», «Я - концепция», «готовность» и др.); • понятия, обозначающие полноту самореализации личности в жизни («самореализация», «самовыражение», «самоопределе­ние» и др.); • понятия, обозначающие характеристики деятельности на выс­ших стадиях развития («высокая продуктивность», «эффектив­ность», «креативность» и др.). Основополагающей категорией акмеологии на нынешнем эта­пе ее развития является категория «профессионализм». Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалифи­кацию и компетентность, разнообразие эффективных профессио­нальных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами реше­ния профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятель­ность с высокой и стабильной продуктивностью. Профессионализм личности — качественная характеристика субъек­та труда, отражающая высокий уровень профессионально важных личностно-деловых качеств, креативности, адекватный уровень иЛИ язаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, на-пр вленные на профессиональное развитие. Акмеология вводит понятия: уровень деятельности, вершины деятельности, условия, факторы и стимулы продуктивной деятельности. Знание акмеологии - науки, изучающей достижение вершин в человеческой деятельности, необходимо в любой профессии. Осо­бенно важно знать акмеологию будущим педагогам. Педагогическая акмеология является наиболее разработанным направлением прикладной акмеологии. Интенсивное развитие имен­но педагогической акмеологии послужило мощным толчком для ста­новления общей акмеологии. Содержание педагогической акмеологии во многом определя­ется акмеологическим подходом к специфике труда учителя. Предметную область педагогической акмеологии составляют: - условия и закономерности достижения вершин профессиональ­ной зрелости педагога; - закономерности и механизмы достижения вершин индивиду­альной и коллективной деятельности; - процессы поэтапного становления учителя-акмеолога; - мотивы профессиональных достижений в педагогической дея­тельности. Акмеологический профессионализм проявляется не только в высо­кой результативности деятельности, но и в следующем: - гуманистической направленности на развитие личности обуча­ющихся средствами отдельных учебных предметов (в частности, средствами физической культуры); - в выборе педагогом способов деятельности с учетом мотивов, ценностных ориентации учащихся; - в подготовке учащихся к следующим этапам жизненного пути. 2. Признаки классификации акмеологических технологий Основу признаков, характеризующих акмеологический аспект профессионализма, составляет следующее: 1) возрастной фактор: 18-25 лет - накопление системы знаний; 26-40 — адаптация к работе; 41-50 - стабилизация и продуктивность в профессии; 51 и старше; 2) направленность на развитие (по Б.Б.Ананьеву): индивид -личность - субъект деятельности - индивидуальность (раскрывает стержень развития от природного потенциала к творческой готов­ности); 3) форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная; 4) уровень продуктивной деятельности преподавателя (по Н.В.Кузьминой): - репродуктивный; - адаптивный; - локально-моделирующие знания; - системно-моделирующие знания; - системно-моделирующая деятельность; 5) уровень учебно-познавательной деятельности обучаемых: вос­произведение, частичный поиск, творческий поиск; 6) процессуальные характеристики деятельности обучаемых: моделирование, проектирование, конструирование и др. Движущей силой и источником профессионального саморазви­тия преподавателя, тренера является потребность в самоизменении совершенствовании. В акмеологии выделяются следующие типы направленности: 1) истинно-педагогическая; 2) формально-педагогическая; 3) лож­но-педагогическая. Истинно-педагогическая направленность состоит в устойчивой мо­тивации преподавателя на формирование личности учащегося, сту­дента средствами преподаваемого предмета, связана с постоянным творческим процессом в учебной и воспитательной деятельности. Формально-педагогическая направленность связана с соблюдени­ем норм и правил, зафиксированных в учебных планах, учебниках, инструкциях. За данным типом направленности скрывается фор­мально-бюрократический тип общения с учащимися, студентами, который обычно парализует творческие элементы в деятельности преподавателя. Ложно-педагогическая — направлена на самого себя: свое самочув­ствие, самовыражение, карьеру. Среди педагогов с данной направ­ленностью есть много интересных эмоционально-выразительных, эрудированных педагогов, однако истинно продуктивных среди них очень мало. Таким образом, движущей силой и источником профес­сионально-педагогического роста является потребность в самоизме­нении и самосовершенствовании. Процесс самоизменений состоит из нескольких циклов, каждый из которых включает цепь последо­вательных действий: - осознание своего недостатка, желание избавиться от него, ана­лиз причин, его вызывающих; - выбор средств и методов по искоренению недостатков; ' исполнение намеченного плана; - фиксация хода и результатов своих усилий по самоизменению. Итак, педагогическая акмеология определяет следующее: 1) траекторию роста как индивидуально выбранного педагогом пути достижения профессионализма; 2) пути преодоления профессиональных деформаций личности педагога (эмоционального «выгорания» и «профессионального на­сыщения и истощения»). 3. Методология акмеологии Методология акмеологии - это система психолого-педагогических подходов, способов, приемов, с одной стороны, и общеметодологических принципов гуманитарного знания (комплексного, системно­го, субъектного подходов и принципов детерминизма, развития, гу­манизма), с другой. Общеметодологические принципы акмеологии характеризуют её взаимодействие с другими науками и прежде всего с психологией и педа­гогикой; они определяют ее место в системе знаний о человеке, стимули­руют социальную и личностную потребность в совершенствовании. Конкретно-методические принципы выполняют функцию мо­делирования предмета акмеологии в единстве его исследовательских, ценностных и практико-преобразующих аспектов, определяют операционно-смысловую связь его основных понятий. Перед акмеологией стоит совокупность методологических задач. Первой и актуальной остается задача дифференциации своего пред­мета от смежных наук. Вторая - задача систематизации специфических понятий и рас­крытие их акмеологического смысла и содержания. Третья состоит в нахождении и разработке основных принци­пов индивидуального подхода и развития индивидуальности. Четвертая заключается в потребности установления более тес­ной связи между проблематикой жизненного пути личности и ее про­фессиональной деятельностью, делом жизни. Пятая рассматривает проблему времени не как философско-психологичекую, а как собственно акмеологическую категорию. Временной аспект для акмеологии является центральным. И в психологии, и в педагогике возникал вопрос об устойчивости прогрессивных изменений, надежности формирующих воздействий, необратимости (обратимости) подъема личности на новый уровень. Это проблема «новообразований» личности, которая охватывает и этап высшего уровня ее достижений, и промежуточные этапы. В акмеологии необходимо выявить закономерности прогрессивно-рефессивных изменений личности. Шестая предусматривает оптимизацию групповых отношений. Итак, поскольку акмеология — формирующаяся научная дис­циплина, определение ее предметно-методической специфики в из­вестной мере зависит от путей дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. 1.4. Методы акмеологических исследований Все научные методы, применяемые в акмеологии, можно клас­сифицировать по двум основаниям, соответственно выделив теоретические и инструментально-практические. Данные два класса содержат несколько подгрупп. Класс теоретических методов акмеологических исследований составляют: а) логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, мыс­ленный эксперимент; б) математические методы анализа: корреляционный, фактор­ный, дисперсионный, дискриминатный и др. в) междисциплинарные методы-подходы: комплексный, систем­ный, функциональный, генетический, лонгитюдный, модельный, биографический, ситуативный и др. В класс инструментально-практических методов исследования входят: а) общенаучные: наблюдение, эксперимент, экспертные оценки; б) методы частных наук: - психологические (тестирование, наблюдение, беседа, самонаб­людение, самоотчет, психосемантические); - социологические (перепись, опрос, интервьюирование, анкетирование); - психофизиологические; в) акмеологические. Огромную роль в акмеологических исследованиях и акмеологической практике играют психологические методы. Пожалуй, нет такой акмеологической задачи или проблемы, в решении которой в той или иной мере не использовались бы психологические методы. В то же. время в их применении существует один важный момент: анализ полученных данных в значительной степени осуществляется с иных, акмеологических, а не психологических позиций. В результате сугубо психологические методы как бы приобретают акмеологическую специфику. В психологии неоднократно отмечалось, что «психограмма, со­ставленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомпенсируемые свойства и должны предъявляться к любому среднему работнику, во-вторых, только желательные, определяющие возмож­ность достижения высокого уровня профессионального мастерства» (М.А.Дмитриева, А.А.Крылов, А.И.Нафтульев). С самого начала одним из главных направлений акмеологии стала разработка подходов и методов, позволяющих решать задачи развития профессионализма. Они объединились под общим названием — акмеологический подход. Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системнос­ти и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и анализе собственно акмеологических. Акмеографический подход — обобщающий психолого-акмеологи-ческий метод, позволяющий решать задачи развития профессиона­лизма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографичес­кого подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм субъектов труда. Акмеограмма — основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства специалиста; является развитием профессиограммы. Итак, в акмеологических исследованиях центральным должен стать собственно акмеологический анализ, на основании которого выявляются акмеологические условия и факторы, строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессиона­лизма. Следовательно, акмеологический анализ должен включать в себя поиск закономерностей, механизмов, условий и факторов, спо­собствующих достижению профессионализма или препятствующих этому. Данное положение являлось основополагающим при разработке акмеологических методов. Выявление акмеологических условий и факторов осуществляется в основном с помощью сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности (А.А.Деркач, Н.В.Кузьминаидр.). Реализация метода сравнительного анализа потребовала созда­ния акмеологических моделей высокопродуктивной деятельности, что было впервые осуществлено в акмеологических исследованиях профессионализма педагогов и учебных мастеров. При создании акмеологической модели следует помнить, что ее содержанием является то, что подлежит личностно-профессиональному развитию вплоть до уровня профессионализма. Акмеологический метод — это совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи. Акмеографическое описание является предваряющей частью акмеограммы и соответствует уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. При акмеографическом описании выделяются следующие компоненты: - повышение профессиональной компетентности; - совершенствование профессиональных навыков и умений; - освоение новых способов принятия эффективных решений; - освоение новых высокопродуктивных алгоритмов и технологий решения профессиональных задач; - развитие личностно-профессиональных качеств; - развитие психологических профессионально важных качеств; - повышение потребности в самореализации и достижениях, рас­ширение кругозора; ' - раскрытие творческого потенциала личности. Основными методами, применяемыми для акмеографических описаний, являются: экспертные опросы и оценки, собеседования со специалистами, анализ документов, профессиографические описания, результаты сравнительного анализа, психологическое тестирование, анализ динамических изменений в личностно-профессиональном развитии. Второй метод связан с непосредственной разработкой акмеограммы как системы акмеологических требований, условий и факторов, способствующих развитию профессионализма конкретных субъектов труда. В отличие от акмеографических описаний, осуществляемых на уровне общего и особенного, акмеограмма отражает только уровень единичного и требует весьма кропотливой индивидуальной работы. Иными словами, акмеограмма всегда индивидуальна. Акмеограмма является основой для индивидуального личностно-профессионального развития, ведь профессионал высокого класса — это обычно «продукт единичного производства». Акмеограмма представляет собой как бы индивидуальный срез его потенциальных возможностей, перспектив, оценки компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма высвечивает в первую очередь то, над чем необходимо работать специалисту, чтобы достичь высокого уровня профессионализма. Особое место в акмеологии занимают диагностические методы, которые используются в психологии, психиатрии, педагогике, социальной психологии и других смежных науках. Литература: 1. Деркач, А. А. Акмеология в вопросах и ответах / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2007. - 248 c. 2. Ермолаева, М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии / М.В. Ермолаева. - М.: Ось-89, 2005. - 416 c. 3. Москаленко, Ольга Акмеология карьеры личности / Ольга Москаленко. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 568 c. 4. Проблемы общей акмеологии. - М.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2011. - 156 c. 5. Тартаковский, Маркс Акмеология. Эрос и личность. Форма души / Маркс Тартаковский. - М.: Редакция международного журнала "Панорама", 2008. - 320 c.
«Мотивационная основа развития профессионала» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 335 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot