Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Исследования в социальной работе

  • 👀 382 просмотра
  • 📌 339 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Исследования в социальной работе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Исследования в социальной работе» docx
Лекция 3. Методы исследования в социальной работе. 1. Метод наблюдения. 2. Опрос и анкетирование. 3. Интервью (формы интервью - формализованное, фокусированное и свободное). 4. Фокус –групповое обсуждение. 5. Понятие «эксперимент» в социальной работе. 1. Метод наблюдения. Метод наблюдения - метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов. Виды наблюдения: - Структурированное наблюдение – это наблюдение, осуществляемое по плану; неструктурированное наблюдение – это наблюдение, при котором определен только объект наблюдения. - Полевое наблюдение — это наблюдение в естественной обстановке; лабораторное наблюдение — это наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях; - Непосредственное наблюдение — это наблюдение, в процессе которого объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя; опосредованное наблюдение — это наблюдение, в котором воздействие объекта на органы чувств наблюдателя опосредовано прибором. Наблюдение осуществляют в соответствии со следующим алгоритмом: 1.Определение цели наблюдения. 2.Выбор объекта наблюдения. 3.Выбор способов достижения цели наблюдения. 4.Выбор способа регистрации полученной информации. 5. Обработка и интерпретация полученной информации. 2. Опрос и анкетирование. Метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа (т. е. анкеты) респондентом (т. е. опрашиваемым) по указанным в нем правилам. В анкете могут использоваться следующие виды вопросов: Закрытый вопрос — это вопрос, на который в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Закрытые вопросы бывают альтернативные (т.е. предполагающие выбор только одного ответа) и неальтернативные (т. е. предполагающие выбор более одного ответа). Открытый вопрос — это вопрос, который не содержит подсказки и не навязывает респонденту варианты ответов. 3. Интервью (формы интервью - формализованное, фокусированное и свободное). Метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации. Различают два основных вида интервью: - Формализованное интервью предполагает, что общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией - Свободное интервью (беседа) проводится без заранее подготовленного опросника, определяется только тема беседы. Беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации. 4. Фокус –групповое обсуждение. Стремительное развитие интернет-технологий за последние 10 лет, а особенно рост популярности социальных сервисов, привело к тому, что многие западные компании направили вектор своих маркетинговых усилий на освоение этих новых инструментов. Согласно опросу, проведенному журналом Social Media Examiner в 2013 году [1] (в данном опросе приняли участие более 3 000 западных маркетологов), 97% специалистов по маркетингу используют социальные сети в маркетинговой деятельности своих компаний, из которых 86% подчеркнули, что социальные сети играют важную роль [2]. Однако в настоящее время еще не успели сформироваться конкретные правила и методики по проведению маркетинговых исследований в социальных сетях. Такими авторитетными исследовательскими международными организациями, как ESOMAR [3] и CASRO [4], уже разработаны кодексы маркетинговых исследований в социальных сетях, но они в основном вносят лишь толкование терминов и разъясняют этические вопросы сбора информации. В то же время, анализ социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook, показал, что данные сервисы уже используются в качестве площадок поиска и рекрутинга респондентов для участия в традиционных офлайн фокус-группах и фокусгрупповых исследований на специально созданных порталах [5]. Социальную сеть «ВКонтакте», а также аналогичные ей, можно использовать не только для поиска и рекрутинга российских респондентов, как это уже делается в практике проведения традиционных фокус-групп, но и в процессе осуществления самой процедуры фокус-групповых исследований непосредственно в социальных сетях. Данный вид фокус-групповых исследований по своему характеру и специфике проведения аналогичен форумным онлайн-дискуссиям или онлайн-дискуссиям в формате чата, которые уже нашли свое практическое применение в маркетинговых исследованиях, как за рубежом, так и в отечественной практике. Однако предлагаемый способ проведения фокус-групповых исследований в социальных сетях имеет ряд существенных отличий, которые делают его более близким к традиционным фокус-группам по сравнению с онлайн-дискуссиями,при этом сохраняя преимущества онлайн-исследований в социальных сетях. При использовании данного метода привлекаются респонденты, присутствующие на сайтах социальных сетей в режиме реального времени, что значительно упрощает процедуру рекрутинга участников и экономит время, а само исследование занимает до двух часов, как при традиционных фокус-группах (в то время как онлайн-дискуссии, например, могут длиться несколько дней). Стоит заметить, что в настоящее время отсутствуют научно-обоснованные методики проведения фокус-групповых исследований непосредственно в социальных сетях. Немногочисленные же публикации, касающиеся этой темы, носят общий характер и не содержат конкретных методических рекомендаций, применяемых на практике. Данное обстоятельство связано прежде всего с несфор-мированностью научно-методических подходов к проведению исследований в социальных сетях, а также сравнительной молодостью самого метода, как инструмента онлайн-исследований. По этой причине предложенная методика организации и проведения фокус-групповых исследований в социальных сетях поможет заполнить недостающие пробелы, и найдет свое практическое применение среди ставших уже традиционными инструментов маркетинговых исследований в сети Интернет. Проведение фокус-групповых исследований в социальных сетях можно разделить на восемь основных этапов (рис.): Рис. Схема проведения фокус>группового исследования в социальных сетях 1. Постановка целей и задач исследования, формулировка гипотез. 2. Определение количества фокус-групп и выбор интернетплощадки для исследования (выбор социальной сети). 3. Создание и наполнение группы в социальной сети для проведения фокус-группового исследования. 4. Составление фильтрующих анкет (вопросов) для отбора респондентов. 5. Составление гайда для проведения фокус-группового исследования. 6. Поиск и приглашение респондентов в группу в социальной сети для участия в фокус-групповом исследовании. 7. Проведение фокус-групповых исследований. 8. Составление отчета о результатах фокус-группового исследования. Постановка целей и задач исследования, формулировка гипотез На первом этапе необходимо определить проблему и цель исследования, которая стоит перед заказчиком и, следовательно, перед исследователем. Формулировка проблемы кладется в основу определения цели исследования. Допустим необходимо решить, как увеличить спрос на продукты компании или выяснить причины низких продаж. После этого необходимо указать задачи, которые будут решаться в ходе исследования. Данная методика может быть применена для решения таких маркетинговых задач как: • исследование восприятия потребителями продуктов и услуг компании; • анализ потребительских предпочтений разных групп целевой аудитории; • определение стиля жизни и выработка критериев сегментирования целевой аудитории; • выявление проблем, связанных с приобретением товара или услуги; • тестирование продукта; • тестирование рекламы; • выбор вариантов для разработки нового товара. После того, как маркетологи определят конкретные задачи, нужно сформировать несколько гипотез исследования, которые будут опровергнуты или подтверждены в результате исследования. Это необходимо для точного определения целевых групп привлекаемых респондентов и грамотного составления гайда. Примерами гипотез могут быть следующие: • целевые потребители по какой-то причине плохо осведомлены о товаре или услуге; • потребители знакомы с товаром или услугой, однако не спешат отдавать им предпочтения при покупке (высокая цена, ненадлежащее качество, плохое обслуживание и т. д.). Определение количества фокус-групп и выбор интернет-площадки для исследования (выбор социальной сети) Как показывает практика фокусгрупповых исследований для решения определенной задачи достаточно проведения 2—5 фокус-групп, поскольку дальнейшее увеличение количество фокус-групп не принесет новых результатов. В то же время для объективной оценки минимальное количество фокус-групп не должно сводиться к одному исследованию, т. е. нужно провести минимум две фокус-группы для решения одной проблемы. При выборе площадок для исследования, необходимо заострить свое внимание на трех популярных социальных сетях в России: «ВКонтакте», «Одноклассники» или Facebook. Выбор той или иной социальной сети будет зависеть от специфики целевой аудитории необходимой для рекрутирования. Сравнительный анализ социальных сетей по аудиториям можно рассмотреть в таблице. Таблица Сравнительный анализ целевых аудиторий социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook Выбор данных социальных сетей («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook) обусловлен следующими причинами: Во-первых, «ВКонтакте» обладает самой многочисленной регулярной аудиторией пользователей в России, «Одноклассники» имеют более возрастную и платежеспособную аудиторию, а Facebook интересен наличием представителей различных сфер бизнеса, консалтинговых компаний и IT-сферы; во-вторых, названные социальные сети имеют достаточно большой охват трудоспособного и платежеспособного населения страны; в-третьих, в этих социальных сетях имеются в наличии доступные технические средств и удобные инструменты для проведения фокус-групповых исследований как в формате онлайн-дискуссий, так и в форматах чатов или видеоконференций. Предложенная методика будет рассматриваться на примере социальной сети «ВКонтакте». Это обусловлено тем,что у «ВКонтакте» самый большой охват регулярных пользователей интернета в России (46 млн человек), а также более широко представлены возможности отбора потенциальных респондентов по социально-демографическим и поведенческим характеристикам. Для исследований в других социальных медиа («Одноклассники», Facebook) данная методика будет выглядеть аналогичным образом. Отличительной особенностью фокус-групповых исследований в социальных сетях от ставших уже в некоторой степени традиционными онлайн-дискуссий, является особенность самой площадки исследования. Фокус-групповое исследование в социальной сети проводится непосредственно на базе специально созданного для этих целей закрытого сообщества. Создание и наполнение группы в социальной сети для проведения фокус-группового исслледования Первым этапом подготовки к фокус-группе в социальной сети будет создание специального сообщества, куда впоследствии будет осуществляться рекрутинг респондентов. Для этого необходимо в уже имеющемся профиле пользователя социальной сети «ВКонтакте» зайти в меню «Мои группы» и выбрать пункт «Создать сообщество» и в появившемся списке отметить параметр «Группа», после чего «создать сообщество». Далее необходимо настроить «информацию» о созданной группе. Во-первых, нужно указать название, чтобы участники сразу понимали, в какую группу их приглашают, допустим «Фокус-группа». В описании группы необходимо указать цель проведения фокус группы и основные вопросы, которые будут обсуждаться между участниками. Тему сообщества можно выбрать в соответствии с направлением изучаемого продукта (или поставить «разное»). После этого необходимо привести ссылку на сайт организации. Это достаточно удобно, поскольку участникам фокус-группы будет довольно просто перейти на страницу компании, например для обсуждения удобства, тех или иных параметров сайта. Дальше отмечается местоположение для удобства поиска и настройки рекламы. Следующим шагом является настройка приватности использования сервисов группы, касающихся загрузки текстового, аудио- и видеоконтента, создания обсуждений, здесь указывается уровень доступа по желанию модератора (ограниченный или открытый). Последним пунктом является определение типа группы (здесь необходимо указать «закрытая» или «частная»). Создаваемая для исследования группа должна обязательно носить закрытый или частный характер. Это обусловливает возможность вступления в данную группу для респондентов. В закрытую группу можно самостоятельно подавать запросы на вступление, а в частную можно вступить только по приглашению, высланному от администрации группы. Данное решение необходимо для четкого отсеивания неподходящих по выбранным критериям респондентов, а также сокрытия информационных материалов группы от посторонних. Далее необходимо создать темы для предстоящих обсуждений, загрузить, если это необходимо, дополнительные инструкции, текстовый, аудио или визуальный контент, обозначить правила участия в фокус-группе для респондентов, условия вознаграждения, предполагаемую дату и время начала и окончания исследования. При необходимости следует загрузить дополнительные опросные анкеты или создать темы опросов непосредственно в группе. Составление фильтрующих анкет (вопросов) для отбора респондентов Состав участников группы зависит от обсуждаемой темы и конкретных задач исследования. Исходя из этого, исследователь планирует тип группы, составляет критерии отбора — характеристики, определяющие выбор конкретных лиц, которые будут участвовать в исследовании. Согласно этим критериям составляется предварительный список вопросов, которые будут необходимы при отсеивании неподходящих респондентов во время рекрутинга. Эти характеристики являются важным условием успешного проведения дискуссий и имеют непосредственное отношение к теме исследования, поэтому их необходимо строго соблюдать во время набора респондентов. Часто это демографические критерии (пол, возраст), но иногда отбор может основываться и на других характеристиках. Например, могут отбираться владельцы дорогих автомобилей, члены семьи, ответственные за приобретение бытовой техники и т. д. Составление гайда для проведения фокус-группового исследования Гайд — представляет собой сценарий фокус-группового исследования и состоит в первую очередь из перечня тем (вопросов), которые необходимо раскрыть в процессе обсуждения. Данный перечень формируется на основании поставленных целей и задач исследования. Как правило, гайд начинается с приветствия и знакомства для «разогрева» группы: модератор представляется сам и вводит респондентов в курс дела, о том, что будет происходить в группе и просит участников рассказать немного о себе, это необходимо для создания легкой и непринужденной атмосферы, чтобы респонденты свободно высказывали свои мнения. Во время дискуссии модератор может прибегать к уточняющим вопросам, которые не были предусмотрены гайдом, для более подробного изложения ответов респондентами. В то же время, для определения первоначальных мнений можно создать небольшой открытый опрос на стене сообщества в группе. Пользователи социальных сетей любят делиться своими мнениями. Результаты данного опроса могут послужить предметом дальнейшего обсуждения. Однако следует помнить, что нельзя требовать от этого опроса репрезентативности. Социальные сети Интернета позволяют во время проведения фокус-групповых исследований загружать для обсуждения различные аудиовизуальные материалы (рекламные ролики, фотографии товаров, аудиофайлы, рекламные плакаты, текстовые документы и др.), это также должно быть предусмотрено в гайде. Поиск и приглашение респондентов в группу в социальной сети для участия в фокус-групповом исследовании После того как сообщество в социальной сети полностью готово для проведения фокус-группового исследования: загружены и оформлены материалы, а также настроены все параметры, модератор приступает к поиску и приглашению респондентов, находящихся в онлайн-режиме на сайте социальной сети («ВКонтакте»). Данные обязанности может исполнять и специально назначенный рекрутер, однако если респондентов будет приглашать модератор, это позволит еще до начала фокус-групповых исследований установить доверительные контакты с ними. Тексты приглашений, рассылаемых респондентам, модератор готовит заранее. Рекрутинг можно осуществлять методом целевого поиска с помощью инструментов социальной сети. Здесь есть возможность отсеивать неподходящих по параметрам респондентов. Помимо этого можно также задействовать таргетированную рекламу и рекламу на целевых площадках социальной сети (сообщества, где обсуждаются продукты компании). В приглашениях, высылаемых респондентам, а также в рекламных сообщениях, должны быть четко указаны параметры отбора респондентов для участия в фокус-группе, а также возможное вознаграждение за участие. В качестве вознаграждения могут быть предусмотрены различные виртуальные бонусы «ВКонтакте», денежные вознагражде-ния(пополнение счета мобильных телефонов респондентов) и любые другие способы материального и нематериального стимулирования. При соответствии всем необходимым требованиям (отраженным в профилях пользователей или данным полученным в ходе ответов на фильтрующие вопросы) респонденты добавляются модератором (администратором) в число членов группы, где они смогут самостоятельно получать всю необходимую информацию об участии в предстоящем фокус-групповом исследовании. В отличие от традиционных фокус-групп, где число респондентов на практике может составлять 6—8 человек, в фокус-группы, проводимые в социальных сетях, можно включать 10—15 человек, поскольку нахождение в респондентов в отдаленности друг от друга облегчает процесс взаимодействия, стираются границы стеснения (нивелируются мнения лидеров), быстрее осуществляется контакт. В этой связи следует отметить, что в традиционной фокус-группе привлечение к исследованию больше десяти человек оказалось бы более проблематичным и малоэффективным. Проведение фокус-групповых исследований Основная нагрузка по проведению фокус-группового исследования ложится на модератора. Именно от него во многом зависит, насколько удачно пройдет исследование. Модератор, в зависимости от динамики дискуссии, должен оперативно регулировать ее ход, вводить дополнительные вопросы (желательно, заранее подготовленные), осуществлять проверку и корректировку сформировавшихся гипотез в ходе фокус-группового исследования, подводить необходимые итоги после завершения очередного этапа данного исследования. Также, в зависимости от открытости членов групп, модератор должен грамотно побуждать респондентов к более развернутым ответам, уметь контролировать группу людей разного уровня и темперамента, извлекая из каждого члена группы как можно больше информации. Необходимо убедить респондентов, что именно их личная позиция и личный опыт интересны и ценны, что именно их индивидуальный взгляд на проблему будет наиболее полезен. Для проведения фокус-групповых исследований в социальных сетях модератор должен: • знать специфику и особенности сервисов социальной сети, в которой происходит фокус-групповое исследование; • уметь эффективно использовать ресурсы данной социальной сети; • грамотно и быстро публиковать сообщения в группе; • создать в группе непринужденную атмосферу; • знать специфику выражения эмоций через знаки и символы при общении в пространстве сети Интернет; • обеспечить каждому члену группы возможность высказаться и тем самым внести свой вклад в дискуссию; • стимулировать застенчивых и сдерживать слишком активных; • обеспечить обсуждение всех намеченных тем и вопросов, следить за тем, чтобы беседа не отклонялась слишком далеко от гайда. Одна из распространенных проблем — это когда в группу случайно попадает так называемый «эксперт» — человек, который считает, что он обладает специальными познаниями в обсуждаемом вопросе и лучше других в нем разбирается. Такое может случиться даже при очень тщательном отборе, поскольку специальные познания человека в той или иной области могут быть никак не связаны с его родом занятий. Такой человек не только сам дает субъективные, смещенные реакции, но — что гораздо хуже — подавляет своим авторитетом остальных участников дискуссии, которые стесняются высказывать свои суждения в его присутствии и склонны во всем с ним соглашаться, а также переадресовывать к нему вопросы модератора. Это происходит потому что, по их мнению, «эксперт» может дать более ценную информацию, нежели та, которой располагают они, «неспециалисты». В этом случае необходимо объяснить группе, что вас интересует именно мнение обычного человека, не обладающего никакими специальными познаниями в обсуждаемом вопросе. Обращаясь к «эксперту», нужно ставить вопросы так, чтобы он был вынужден отвечать на них не как специалист, а как рядовой потребитель. Профессионализм модератора, в частности, состоит в том, чтобы испытывать интерес к предмету исследования независимо от того, что это такое и как много групповых дискуссий, интервью он уже провел на данную тему. Естественно, что одновременно с этим модератору необходимо внутренне отрешиться от своей точки зрения на обсуждаемую тему, поскольку один из основополагающих принципов ведения фокус-группы — беспристрастность модератора. Нельзя давать оценки высказываниям респондентов, например, одобрять мнение кого-то из них — это приведет к тому, что другие, придерживающиеся противоположного мнения, замкнутся и не выскажут его. Нежелательно раскрывать цель дискуссии до того, как это необходимо. Если люди будут заранее знать, чего от них хотят, это может повлиять на их мнение. Из вежливости или из личной симпатии к модератору они будут стараться говорить то, что, по их мнению, от них хотят услышать — например, они будут хвалить рекламный ролик, хотя он им и не понравился. Модератор должен понимать язык текстовых интонаций, взаимную психологическую игру между присутствующими. Он должен внимательно следить за обсуждением, чтобы знать, когда направить его в то русло, которое даст возможность получить ожидаемую от группы качественную информацию. Обычно продолжительность одного фокус-группового исследования составляет от 1,5 до 2-х часов или более, в зависимости от того, насколько живо и продуктивно происходит обсуждение, а также от сложности поставленных вопросов. По окончании исследования участникам выплачивается вознаграждение как компенсация за потраченное время. Их благодарят за участие, и групповое обсуждение на этом заканчивается. Составление отчета о результатах фокус-группового исследования Последний этап фокус-группового исследования — обработка собранной информации и представление отчета. В это время исследователи проводят качественный анализ обсуждений. При желании, если это необходимо, можно провести анализ текста дискуссии на предмет упоминания определенных слов или фраз («облако слов»), что особенно актуально для анализа большого объема высказываний и мнений. Первым этапом анализа является расшифровка текстов фокусгруппового исследования, через которые формируются основные особенности восприятия и потребления исследуемого товара или услуги. Выявленные характеристики представляются в виде списка с подробным описанием. Затем формируется тематический цитатник (наиболее яркие и содержательные высказывания респондентов) в подтверждение выявленным характеристикам. После чего группируются поставленные вопросы в соответствии с достигнутыми результатами исследования (опровергаются или подтверждаются поставленные гипотезы). При составлении отчета предоставляется краткое описание целей и задач исследования, приводятся достигнутые итоги с иллюстрациями (примеры высказываний респондентов по обсуждаемым вопросам) и интерпретация полученных данных, а также рекомендации к действию. Таким образом, мы можем говорить о наличии серьезных перспектив использования метода фокус-групп в социальных сетях. Однако стоит отметить, что мы стоим лишь в начале внедрения данной методики, пройдет определенное время, прежде чем на основе такого опыта сформируется терминологическая и систематическая база в среде специалистов-исследователей. В этом случае проведение фокус-групповых исследований в социальных сетях станет таким же распространённым и доступным методом, как и другие традиционные способы сбора маркетинговой информации. В качестве практического примера использования авторской методики фокус-группового исследования можно рассмотреть опыт компании ООО «Адвиатор Медиа», на базе которой была проведена серия фокус-групповых исследований в двух социальных сетях: «ВКонтакте» и Facebook. Перед запуском новой платной услуги Music Store для ведущих сотовых операторов МТС, Мегафон и Билайн, которая позволила бы абонентам получать доступ к музыкальному контенту на сайте www.akazoo.ru, было необходимо выявить отношение пользователей мобильных услуг к платному лицензионному контенту. С этой целью в «ВКонтакте» и Facebook были созданы специальные сообщества (по 2 сообщества в каждой социальной сети) с целевой аудиторией от 18 до 35 лет, активно пользующихся мобильным телефоном и интернетуслугами (прослушивание и скачивание музыки). В ходе исследования была протестирована гипотеза, согласно которой «Пользователи в России не готовы платить за интернет-контент». Срок проведения исследования составил четыре дня. Первый день: • определены площадки и целевая аудитория; • разработан и утвержден гайд исследования; • назначены исполнители и модераторы. Второй день: • создание специальных групп в социальных сетях; • наполнение сообществ необходимой информацией и контентом. Третий день: • поиск и приглашение участников (12 человек в каждую группу); • проведение исследования (4 фокус группы по 1,5 часа каждая). Четвертый день: • анализ полученных результатов; • подготовка и представление отчета. Затраты на данное исследование составили 9 600 рублей (200 рублей на счет мобильного телефона получил каждый из участников). В данном примере не были учтены затраты, связанные с привлечением и обучением сотрудников компании методике проведения фокус-группы в социальных сетях. В ходе исследования было выявлено, что пользователи мобильных услуг готовы платить за лицензионный и качественный контент. По результатам исследований были определены ключевые особенности, связанные с потреблением контента. При этом были определены важные для пользователей мобильных услуг характеристики контента, такие как: уникальность, качество (звуковых дорожек), современность и регулярная обновляемость. Была также выявлена максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за качественный контент. Следует особо подчеркнуть, что полученные в результате проведения этого исследования сведения обладали большей полнотой, точностью и достоверностью, чем данные, ранее получаемые с помощью других (традиционных) исследований, и позволили руководству компании принять более обоснованные решения по стратегическому и текущему планированию мероприятий, связанных с удовлетворением спроса на лицензионный и качественный музыкальный контент. Таким образом, данный пример практического использования фокус-групповых исследований в социальных сетях показал, что указанные методы исследования являются весьма эффективными и малозатратными. В заключение можно привести высказывание А. Петит: «...исследование с помощью социальных медиа становится для нас старым добрым другом, таким же, как и обычные маркетинговые исследования» [6]. Список литературы 1. Social Media Examiner — крупнейший в мире интернет-журнал о социальных медиа. 2. 2013 SOCIAL MEDIA MARKETING INDUSTRY REPORT: How Marketers Are Using Social Media to Grow Their Businesses. 3. ESOMAR: Guideline on social media research. 4. Social Media Research Guidelines. 5. Tiburon Research — Маркетинговые исследования онлайн. 6. Петит А. Как обычное исследование // Сборник статей Онлайн исследования в России 3.0 / Под ред. Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г. М.: Издательский дом «Кодекс», 2012. С. 138. 5. Понятие «эксперимент» в социальной работе. Метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения. Структура программы эксперимента: 1.Актуальность исследования. 2.Проблема исследования. 3.Объект и предмет исследования. 4.Гипотеза исследования. 5.Цель и задачи исследования. 6.Этапы экспериментальной работы, ожидаемые результаты по каждому этапу в форме документов, основные методы исследования. 7.Научная новизна исследования. 1.Актуальность исследования. Актуальность исследования — это обоснование необходимости решения той или иной проблемы. Актуальность исследований характеризуется степенью расхождения между спросом на научные идеи, технологии, методические рекомендации и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. 2.Проблема исследования. В основе проблемы исследования лежит противоречие, которое необходимо разрешить в ходе эксперимента и которое обосновывалось при определении актуальности исследования. 3.Объект и предмет исследования. Объект исследования — это область изучения; предмет — это аспект изучения объекта. 4.Гипотеза исследования. Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о разрешении проблемы. 5.Цели и задачи исследования. Цель исследования — это предполагаемая деятельность, промежуточные и конечные результаты проверки гипотезы. Задачи — конкретизация цели исследования, ее декомпозиция (расчленение). 6.Этапы экспериментальной работы, ожидаемые результаты по каждому этапу в форме документов, основные методы исследования. 7.Научная новизна исследования. Новизна отражает общественно значимые новые знания, факты, данные, полученные в результате исследования. Критерий новизны отражает содержательную сторону результата. В зависимости от результата на первый план может быть выдвинута теоретическая новизна, практическая или оба вида одновременно. 1. Метод эксперимента. Одним из ведущих в социальной работе исследовательских методов является эксперимент. Эксперимент – метод, обеспечивающий эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности программ. Метод эксперимента позволяет установить, воздействует ли определенный фактор (или некоторая совокупность факторов) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи между переменными. Для проведения эксперимента выбирают независимую переменную – экспериментальный фактор, или стимул, с помощью которого осуществляется воздействие. Наряду с независимой переменной определяется зависимая переменная (зависимые переменные), то есть факторы, которые предположительно должны меняться под воздействием независимой переменной. Установление связи между независимой и зависимыми переменными и выступает задачей эксперимента. Кроме того, задачей эксперимента является изучение связей между системой переменных, с одной стороны, и не отраженными в этой системе свойствами познаваемого объекта, с другой. Объектом эксперимента может быть отдельная личность, а также любая группа людей, сообщество, а также какие-либо характеристики группы, например, мотивы. Объект эксперимента конкретизируется понятиями «экспериментальная группа» и «контрольная группа». Экспериментальной называется та группа, на которую непосредственно воздействует программа (экспериментальный фактор). Контрольная группа аналогична экспериментальной по определенным исследователем параметрам, но она не претерпевает воздействия программы. Сопоставление характеристик этих двух групп до и после эксперимента позволяет оценить воздействие программы и позволяет вскрыть воздействия случайных факторов. Предположим, мы проводим оценку результатов программы профессиональной переподготовки инвалидов, имеющих нарушения зрения. Тогда для организации эксперимента нам нужно 1) случайным образом отобрать из целевой группы определенное количество человек для участия в программе и 2) сформировать случайный набор лиц, которые не будут участвовать в программе. Качество экспериментального метода во многом зависит от контрольных процедур, четкости выбора переменных и регистрации их состояний, а также поддержания заданных условий эксперимента. Отсюда следует повышенная требовательность к инструментам его организации, проведения и обработки полученных данных. В инструментарий эксперимента входят протокол, дневник и карточка наблюдения, а также ряд других методических документов, в частности, анкета, вопросы интервью, тесты. Основная трудность применения данного метода заключена в сложности, порой невозможности пилотажа. Поэтому инструментарий отрабатывают на обсуждении с коллегами. Проведение некоторых видов эксперимента документируется в специальных протоколах, которые может содержать, например, ряд таких позиций: 1. Примерная структура протокола эксперимента - Наименование темы эксперимента - Точное время и место его проведения - Четкая формулировка проверяемой гипотезы - Содержание стимула (независимой переменной) - Характеристика зависимых переменных и их индикаторов - Сущностное описание экспериментальной группы - Характеристика контрольной группы и принципов ее отбора - Описание экспериментальной ситуации - Характеристика условий эксперимента - Ход эксперимента, т.е. обстановка: до начала воздействия стимула, в процессе воздействия, по завершении воздействия, после окончания эксперимента. - Оценка чистоты эксперимента и использованного инструментария - Заключение о достоверности гипотезы. - Прочие выводы - Данные о составителях протокола и степени их согласия - Дата подписания протокола Метод эксперимента имеет целый ряд ограничений, которые проявляются в ходе его планирования, проведения и анализа данных. Некоторые распространенные ошибки проведения эксперимента. Эксперимент производится для получения информации, которая может быть получена, иными, более простыми способами. Нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задачами и гипотезами исследования. Допущена двусмысленность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную проверку. Неправильно построена теоретическая система переменных, перепутаны причины и следствия. Независимая и зависимые переменные не нашли адекватного выражения в эмпирических индикаторах. Недооценено воздействие на зависимые переменные факторов, не входящих в независимую переменную. Экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего эксперимент проводится с нарушением его условий. В ходе эксперимента выяснились такие важные свойства экспериментальной группы, которые не были известны до его начала. Контрольная группа не представляет собой аналога экспериментальной группы по существенным для исследования параметрам. Контроль за ходом эксперимента был ослаблен и/или не эффективен.
«Исследования в социальной работе» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot