Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Методические указания
Классификация систем массового обслуживания. Большинство задач на железнодорожном транспорте связано с системами массового обслуживания.
Системы, в которых, с одной стороны, возникают массовые запросы (требования) на выполнение каких-либо видов услуг, а, с другой стороны, происходит удовлетворение этих запросов, называются системами массового обслуживания.
Система массового обслуживания включает следующие элементы: источник требований, входящий поток требований, очередь, обслуживающее устройство (обслуживающий аппарат, канал обслуживания), выходящий поток требований.
Системы массового обслуживания классифицируют по разным признакам. Одним из признаков является ожидание требования начала обслуживания. В соответствии с этим признаком системы подразделяются на следующие виды:
1) системы массового обслуживания с потерями (отказами);
2) системы массового обслуживания с ожиданием;
3) системы массового обслуживания с ограниченной длиной очереди;
4) системы массового обслуживания с ограниченным временем ожидания.
Системы массового обслуживания, у которых требования, поступающие в момент,
когда все приборы обслуживания заняты, получают отказ и теряются, называются системами с потерями или отказами.
Системы массового обслуживания, у которых возможно появление как угодно длинной очереди требований к обслуживающему устройству, называются системами с ожиданием.
Системы массового обслуживания, допускающие очередь, но с ограниченным числом мест в ней, называются системами с ограниченной длиной очереди.
Системы массового обслуживания, допускающие очередь, но с ограниченным сроком пребывания каждого требования в ней, называются системами с ограниченным временем ожидания.
По числу каналов обслуживания СМО делятся на одноканальные и многоканальные.
По месту нахождения источника требований СМО делятся на разомкнутые, когда источник находится вне системы, и замкнутые, когда источник находится в самой системе. К последнему виду относится, например, станочный участок, в котором станки являются источником неисправностей, а следовательно, и требований на их обслуживание.
Одной из форм классификации систем массового обслуживания является кодовая (символьная) классификация Д. Кендалла. При этой классификации характеристику системы записывают в виде трех, четырех или пяти символов, например А | B | S, где А — тип распределения входящего потока требований, В — тип распределения времени обслуживания, S — число каналов обслуживания.
Для экспоненциального распределения принимают символ М, для любого (произвольного) распределения - символ G. Запись М | М | 3 означает, что входящий поток требований пуассоновский (простейший), время обслуживания распределено по экспоненциальному закону, в системе имеется три канала обслуживания.
Четвертый символ указывает допустимую длину очереди, а пятый — порядок отбора (приоритета) требований.
Уравнение Колмогорова для вероятностей состояний. Системы, представляемые в виде непрерывной цепи Маркова, обычно исследуют с помощью уравнения Колмогорова для вероятностей состояний.
Плотностью вероятности перехода λij из состояния Si в состоянии Sj называется
предел отношения вероятности этого перехода за время △t к длине промежутка △t, когда последний стремится к нулю:
где Pij (△t) - вероятность того, что система, находившаяся в момент t в состоянии Si, за время △t перейдет в состояние Sj.
Марковская непрерывная цепь называется однородной, если плотность вероятностей λij не зависит от времени t, в противном случае она называется неоднородной.
Для однородных Марковских непрерывных цепей, характеризующих процессы гибели и размножения, уравнения Колмогорова имеют вид:
где Pi (t ) - вероятность состояния Si, когда в системе находится i требований в момент времени t; n +1- общее число возможных состояний So,Si,...,Sn.
При гипотезе о стационарном режиме работы системы (вероятности состояний не зависят от времени) уравнения Колмогорова принимают вид:
-
В большинстве практических задач оказывается допустимой гипотеза о стационарном режиме работы системы. Поэтому могут быть использованы уравнения Колмогорова второго вида.
Математические модели систем массового обслуживания, приводимые ниже, соответствуют уравнениям Колмогорова для стационарного режима работы системы при условиях простейшего потока входящих требований и экспоненциального закона распределения времени обслуживания.
Системы массового обслуживания с отказами. СМО с отказами является такая система, в которой приходящие для обслуживания требования, в случае занятости всех каналов обслуживания, сразу ее покидают.
Вероятности состояний системы определяются из выражения
где k =1,2…,N , N – общее число каналов; – нагрузка; λ - интенсивность входящего потока требований, μ - интенсивность (производительность) одного канала (прибора) обслуживания, а вероятность отсутствия требований Р0
определяется из выражения
К основным характеристикам качества обслуживания рассматриваемой СМО относятся:
Вероятность отказа
Среднее число занятых узлов обслуживания Мзан = р(1 - PN).
Среднее число свободных узлов обслуживания Мсв = N - Мзан.
В системах с отказами события отказа и обслуживания составляют полную группу событий, отсюда
Относительная пропускная способность определяется по формуле
Абсолютная пропускная способность СМО с отказами равняется
Коэффициент занятости узлов обслуживания определяется отношением средним числом занятых каналов к общему числу каналов
ПРИМЕР. В вычислительный центр коллективного пользования с тремя ЭВМ поступают заказы от предприятий на вычислительные работы. Если работают все три ЭВМ, то вновь поступающий заказ не принимается, и предприятие вынуждено обратиться в другой вычислительный центр. Пусть среднее время работы с одним заказом составляет 3 часа. Интенсивность потока заявок 0,25 ч-1. Найти вероятность отказа и среднее число занятых ЭВМ.
Таким образом, Ротк = 0,033; Мзан = 0,72525 ЭВМ.
Система массового обслуживания с ограниченной длиной очереди. СМО с ограниченной длиной очереди является такая система, в которой требование, поступающее на обслуживание, покидает систему, если заняты все каналы обслуживания, и в накопителе заняты все места.
Вероятности состояний S0,S1,...,SN находят по формуле
Вероятности состояний SN+1,SN+2,…,SN+l определяют с помощью формулы
l – максимальная длина очереди
Вероятность P0 подсчитывают по формуле
Среднее число каналов, занятых в обслуживании, и коэффициент занятости определяются:
Среднее число свободных аппаратов и коэффициент простоя определяются:
Средняя длина очереди определяется с помощью выражения:
ПРИМЕР. На автозаправочной станции установлены три колонки для выдачи бензина. Около станции находится площадка на три машины для их ожидания в очереди. На станцию прибывает в среднем две машины в минуту. Среднее время заправки одной машины 1мин. Требуется определить вероятность отказа и среднюю длину очереди.
Таким образом, Pотк = 0,048, Мож = 0,35 машины.
Системы массового обслуживания с ожиданием. СМО с ожиданием аналогична системе массового обслуживания с ограниченной длиной очереди при условии, что граница очереди отодвигается в бесконечность. Вероятность состояний СМО с ожиданием находят по формулам:
При ρ / N > 1 наблюдается явление «взрыва» - неограниченный рост средней
длины очереди, поэтому для определения P0 должно выполняться ограничивающее условие ρ / N < 1, и с учетом его запишем выражение:
К основным характеристикам качества обслуживания СМО с ожиданием относят:
Вероятность наличия очереди Pоч, т.е. вероятность того, что число требований в
системе больше числа узлов:
Коэффициент простоя K0 и коэффициент загрузки K3 каналов обслуживания системы:
ПРИМЕР. В порту имеется два причала для разгрузки грузовых судов. Интенсив-
ность потока судов равна 0,8 судов в сутки. Среднее время разгрузки одного судна составляет 2 сут. Предполагается, что очередь ожидающих разгрузки судов может быть неограниченной длины.
Найти среднее время пребывания судна в порту.
Система массового обслуживания с ограниченным временем ожидания. В системах массового обслуживания с ограниченным временем ожидания время ожидания в очереди каждого требования ограничено случайной величиной tож, среднее значение которого
Величина, обратная среднему времени ожидания, означает среднее количество требований, покидающих очередь в единицу времени, вызванное появлением в очереди одного требования: v = 1/
При наличии в очереди k требований интенсивность потока покидающих очередь требований составляет kv.
Для дальнейшего рассмотрения СМО с ограниченным временем ожидания введем
новый параметр , означающий среднее число требований, покидающих
систему необслуженными, приходящиеся на среднюю скорость обслуживания
требований.
Формулы для определения вероятностей состояний такой системы имеют вид:
В практических задачах сумму бесконечного ряда вычислить достаточно просто, так как члены ряда быстро убывают с увеличением номера.
Средняя длина очереди:
Вероятность отказа:
Среднее число занятых каналов обслуживания и коэффициент загрузки:
Среднее число свободных каналов обслуживания и коэффициент простоя:
Относительная пропускная способность:
ПРИМЕР. В пункте химчистки имеется три аппарата для чистки. Интенсивность
потока посетителей λ=6 посетителей в час. Интенсивность обслуживания посетителей одним аппаратом μ=3 посетителей в час. Среднее количество посетителей, покидающих очередь, не дождавшись обслуживания, ν=1 посетитель
в час. Найти абсолютную пропускную способность пункта.
Имеем: m=З, λ=6, μ=3, ν=1. Находим: р = λ /μ = 6 / 3 = 2 ,
Вероятность занятости всех приборов равна Рзан = 1 – Р0 = 0,87. Тогда абсолютная пропускная способность может быть получена как произведение:
А = NРзан = 3 • 0,87 = 2,61. Таким образом, А = 2,61 посетителя в час.
Замкнутые системы массового обслуживания. В замкнутых системах массового обслуживания источник требований находится внутри системы, и интенсивность потока требований зависит от состояния самой системы.
Чаще всего потоком требований в такой системе является поток неисправностей от некоторой группы работающих устройств. Пусть имеется m работающих устройств, которые могут выходить из строя за счет неисправностей. Имеется также N приборов (каналов) обслуживания этих требований. В качестве таких каналов могут выступать и люди. Обычно предполагают, что N < m.
Обозначим через S0 состояние, при котором все устройства работают, а приборы обслуживания не заняты; S1 - состояние, при котором одно устройство вышло из строя и обслуживается одним прибором обслуживания; SN — N устройств не работают и все приборы заняты обслуживанием; Sm - все устройства не работают, из них N обслуживаются и m - N и ждут обслуживания.
Вероятности состояний замкнутой системы определяются следующими зависимостями:
Средняя длина очереди:
Коэффициент простоя требований в СМО:
Среднее число требований в СМО:
Среднее число свободных каналов и коэффициент простоя каналов K0 :
Вероятность занятости каналов обслуживания:
Абсолютная пропускная способность:
ПРИМЕР. Рабочий обслуживает группу из трех станков. Каждый станок останавливается в среднем два раза в час. Процесс наладки занимает в среднем 10 мин. Определить абсолютную пропускную способность наладки рабочим станков.
Имеем: n=1, m=3, λ=2, Тобс=1/6, μ=6. Находим: ρ = λ /μ = 1/ 3 ,
Определяем вероятность того, что рабочий будет занят обслуживанием:
Если рабочий занят обслуживанием, то он обслуживает 6 станков в час. Следовательно, абсолютная способность находится как произведение:
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
Задание 1. Четырехканальный концентратор имеет буфер емкостью 10 Мб. Пакеты данных поступают на концентратор с интенсивностью 51 пакетов в секунду. Пакеты, поступившие в момент, когда заняты все каналы, выстраиваются в очередь в буфере обмена, если он занят - получают отказ. Средняя скорость одного канала 256 Кб в секунду. Определить абсолютную пропускную способность канала концентратора при среднем размере пакета 2 Кб.
Найдём нагрузку системы:
Вычислим вероятность состояний СМО с отказом:
Найдём вероятность отказа системы от обслуживания:
Найдём вероятность обслуживания пакетов:
Отсюда вычислим абсолютную пропускную способность системы:
.
Задание 2: Железнодорожная сортировочная горка, на которую подается простейший поток составов с интенсивностью 2 состава в час, представляет собой СМО с неограниченной очередью. Время обслуживания (роспуска) состава на горке имеет показательное распределение со средним значением времени 20 мин. Найти среднее число составов в очереди, среднее время пребывания состава в СМО, среднее время пребывания состава в очереди.
Найдём интенсивность потока обслуживаний:
Отсюда найдём нагрузку системы:
Вычислим вероятность состояний СМО с ожиданием:
Найдём среднее число составов в очереди:
Вычислим суммарное время, которое проводят в очереди составы, поступившие в систему за единицу времени:
Найдём среднее время, которое проводит составы в СМО:
.