Справочник от Автор24
Бухгалтерский учет и аудит

Конспект лекции
«Искажения в бухгалтерской отчетности»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по бухучету и аудиту / Искажения в бухгалтерской отчетности

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Искажения в бухгалтерской отчетности», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Искажения в бухгалтерской отчетности». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Искажения в бухгалтерской отчетности», текстовый формат

Лекция Тема 9. «Искажения в бухгалтерской отчетности» ИСКАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РОЛЬ АУДИТА В ОЦЕНКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ 7.1 Виды искажений бухгалтерской отчетности. Влияние ошибок на содержание отчетных форм В силу различных причин бухгалтерская отчетность может неточно отражать имущественное (финансовое) состояние и/или результат деятельности организации. Нередко составители отчетности умышленно или неумышленно допускают отступление от требования полноты и достоверности отчетных показателей. Отчетность, подготовленная и представленная с нарушением указанного требования, называется искаженной. Достоверной и полной, согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. В том случае, когда применение действующих правил составления отчетности может помешать заинтересованным лицам, верно, оценить положение дел в организации, допускается отступление от этих правил. Если о сделанном отступлении организация сообщает в Пояснительной записке, то составленная таким образом отчетность также считается достоверной и полной. Рассмотрим подробнее ситуации, приводящие к искажению отчетности, которые встречаются в отечественной практике. 1. Отчетность подготовлена в соответствии с установленными правилами, но необъективно отражает финансовое положение организации. Имеет место вуалирование (от фр. voiler – скрывать, затуманивать) отчетности – искажение данных при соблюдении требований, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Возможность вуалирования возникает, главным образом, вследствие несовершенства системы регулирования бухгалтерского учета в нашей стране. а) Несоответствие экономической природы факта хозяйственной жизни способу его отражения в бухгалтерской отчетности согласно действующим правилам. Например, организация получила на свой расчетный счет денежные средства для исполнения обязательств (приобретения товаров) по договору комиссии, но на конец отчетного периода не израсходовала их полностью. Поскольку эти средства принадлежат комитенту, неверно показывать их в балансе как собственные. Однако в нормативных актах такого указания нет и, более того, по статье «Расчетные счета» Бухгалтерского баланса прямо предусмотрено отражать суммы на основании выписок кредитных организаций. б) Установление в нормативных актах требований к формированию и раскрытию учетной политики организаций только в самом общем виде, что позволяет организациям оставлять за рамками учетной политики важные методические аспекты регулирования бухгалтерского учета. Известно, что учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем экономического субъекта, который одновременно несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в целом. Отсюда очевидно желание руководителя утвердить, по возможности, неконкретную учетную политику, позволяющую, например, произвольно устанавливать нормы амортизации основных средств, нормативы резервов предстоящих расходов, порядок формирования резервов по сомнительным долгам, чтобы иметь возможность оперативно влиять на показатели, характеризующие финансовый результат деятельности за отчетный период. в) Наличие противоречий между нормативными актами системы регулирования бухгалтерского учета. Например, согласно структуре бухгалтерского баланса, приведенной в пункте 2 ПБУ 4/99, стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров, отражается в активе, а в типовой форме «Бухгалтерского баланса» (форма № 1) – в пассиве (в круглых скобках). В законе «О бухгалтерском учете» (пункт 4 статьи 6 и пункт 4 статьи 13) выдвигается требование сопоставимости данных бухгалтерской отчетности, однако нормативные акты нижестоящих уровней не содержат методических рекомендаций по ее обеспечению (кроме случая, когда на показатели отчетности влияет изменение учетной политики организации). г) Отсутствие детализированных требований к публичной бухгалтерской отчетности. Правила публикации годовых отчетов допускают представление информации в виде, позволяющем «маскировать» финансовое состояние организации. Вуалирование достаточно часто встречается в российской учетной практике и редко бывает неумышленным – возможно только при наличии разночтений или пробелов в текстах нормативных актов. В экономически развитых странах вуалирование распространено также достаточно широко. В англо‑американской модели бухгалтерского учета даже существует специальный термин – window‑dressing (англ. «украшение витрин»), под которым понимают переоформление баланса в рамках существующих законов и национальных учетных принципов, влекущее за собой изменение структуры капитала и финансового результата с целью положительного воздействия на определенные группы пользователей бухгалтерской отчетности. 2. Отчетность подготовлена с отступлениями от установленных правил и необъективно отражает финансовое положение организации. В этом случае имеет место фальсификация отчетности (от лат. falsificare – подделывать) – применение законодательно не оговоренных учетных приемов, не отвечающих действующим требованиям отражения фактов хозяйственной жизни (кроме случаев, раскрытых организацией в пояснениях к отчетности). Фальсифицированная отчетность тем самым является следствием бухгалтерских ошибок, допущенных на всех стадиях учетного процесса. Ошибкой в бухгалтерской отчетности признается неверная денежная оценка статей отчетности (объектов учета), неправильное формирование итоговых показателей или неправильная их группировка в отчетных формах. Для дальнейшего изложения, прежде всего, необходимо отделить умышленные ошибки от неумышленных. Как указано в MCФO (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки», раскрывающем подходы к толкованию и раскрытию информации об ошибках в финансовой отчетности, умышленными ошибками следует считать те, «которые допущены намеренно с целью достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов деятельности или денежных потоков организации». По степени влияния на бухгалтерскую информацию ошибки подразделяют на локальные, затрагивающие один документ и не влекущие за собой другие ошибки, и транзитные, когда допущенная ошибка проходит через несколько регистров или влечет за собой последующие. По частоте появления ошибки могут быть единичными, вызванными каким‑либо случайным однократным событием, и множественными, появление которых предопределяется постоянно или периодически действующим фактором. Например, весы для взвешивания кормов на складе имеют погрешность +3 %. В результате регулярных отпусков кормов в производство в течение отчетного периода к моменту составления бухгалтерской отчетности окажется, что фактический остаток кормов на складе будет больше книжного, а себестоимость продукции – завышена. По отношению к процедуре бухгалтерского учета в зависимости от того, затрагивают ли ошибки только технику оформления хозяйственных операций или заключаются в неправильном отражении экономической информации в учете и отчетности, можно выделить ошибки по форме (технические) и по содержанию (процедурные); их состав приведен на рисунке 6. Рисунок 6 – Классификация ошибок по отношению к процедуре учета Арифметические ошибки, описки и пропуски объединены в одну группу потому, что их наличие приводит к неравенству итоговых показателей отчетности либо к очевидному логическому несоответствию величины ошибочного показателя реально возможному значению. Эти ошибки можно легко исправить в процессе подготовки отчетов, но если бухгалтер, желая восстановить нарушенное равенство, произвольно изменит еще один или несколько показателей, то поиск таких ошибок значительно усложняется. Ошибки автоматизированной обработки информации связаны с широким применением средств вычислительной техники, оснащенных специальными компьютерными программами для обработки учетных данных. Ошибки этой группы могут возникать как при вводе, так и непосредственно при использовании определенного программного обеспечения – обработке, хранении и передаче данных. Наиболее распространенные из них: повторный ввод, «потеря» данных при сохранении, неточное округление. Ошибки в документировании хозяйственных операций заключаются: 1) в полном или частичном отсутствии регистрации отдельных фактов хозяйственной жизни вследствие небрежности работников бухгалтерской службы или недостатка информации об этих фактах (ошибки по полноте); 2) в учетном отражении операций, не имевших места в действительности (при наличии фальсифицированных первичных документов, подтверждающих совершение этих операций), а также в отступлении при отражении в учете отдельных операций от требований учетной политики организации без специальных оговорок в пояснительной записке (ошибки по достоверности). Ошибки в документировании выявляются путем инвентаризации имущества и обязательств организации, а также путем проверки соответствия хозяйственных операций требованиям действующего законодательства и локальных нормативных актов – юридической экспертизы, выполняемой в ходе ревизии или аудита финансово‑хозяйственной деятельности организации. Ошибки в периодизации возникают вследствие нарушения принципа временной определенности фактов хозяйственной жизни, т.е. в случае, когда факт отражается в учете не в том отчетном периоде, к которому его нужно было отнести. Подобные ошибки имеют достаточно широкое распространение вследствие несвоевременного получения организациями документов от коммерческих партнеров. Такими документами могут быть счета на оплату услуг связи и коммунальных платежей, транспортные накладные организаций‑перевозчиков, счета‑фактуры поставщиков и др. При наличии ошибок в периодизации, как правило, не фальсифицируются данные бухгалтерского учета и отчетности, поскольку в период заполнения учетных регистров и составления отчетов документальное подтверждение неучтенных фактов отсутствует. Но очевидна возможность искажения финансовых результатов деятельности организации, изменения налоговой базы по отдельным видам налогов (на добавленную стоимость, на имущество). Для обнаружения этих ошибок следует использовать методы динамического анализа отдельных показателей и статей бухгалтерской отчетности. Ошибки в корреспонденции состоят в отражении фактов хозяйственной жизни не на тех счетах бухгалтерского учета, которые предусмотрены рабочим планом счетов организации. Их поиск может быть осуществлен с помощью тестирования бухгалтерских записей. Ошибки в оценке обусловлены как неверным выбором способа оценки, так и неправильным определением цен, начислением амортизации, резервов и т.д. Устанавливаются такие ошибки посредством структурного и динамического анализа, арифметико‑логического и формального контроля, путем экспертной оценки. Ошибки в представлении означают неправильное «расположение» информации в бухгалтерской отчетности вследствие нарушения требований нормативных актов. К ошибкам этой группы можно отнести: неправильную группировку балансовых статей (объединение разнородных по экономическому содержанию статей, «разбивку» балансовой статьи и включение ее отдельных частей в другие статьи), погашение активных сумм пассивными и, наоборот, путем неправильного зачета требований и обязательств. Действенным методом поиска таких ошибок является проверка взаимной увязки показателей, содержащихся в различных формах бухгалтерской отчетности. Искаженная бухгалтерская отчетность может нанести вред пользователям, поскольку риск неверных решений, принятых на основе такой отчетности, существенно возрастает. Но если вуалирование осуществляется в границах, допускаемых существующими нормами и правилами, и заинтересованные лица при анализе отчетных данных могут принимать во внимание возможность неоднозначной интерпретации экономическими субъектами отдельных положений нормативных актов, то фальсификация, пусть даже неумышленная, как правило, имеет более серьезные последствия. Во‑первых, ошибки снижают качественные характеристики отчетной информации, делая ее несоответствующей предъявляемым требованиям. В случае обнаружения пользователями факта фальсификации организация может лишиться необходимых ей инвестиций или кредитных ресурсов, что ведет к утрате платежеспособности и сокращению масштабов деятельности. Во‑вторых, становится возможным применение к организации и должностным лицам мер налоговой и административной ответственности. Так, согласно статье 120 Налогового кодекса РФ, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения влечет взыскание штрафа. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов или объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов‑фактур, регистров бухгалтерского учета, а также систематическое (два раза и более в течение одного календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. К административной ответственности, на основании статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях могут, быть привлечены должностные лица организаций за следующие правонарушения: грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов; грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Под этим нарушением понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 % или любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %. 7.2 Виды ошибок при составлении бухгалтерской отчетности Важную роль при принятии различных управленческих решений играет информация о деятельности организации, которая содержится в бухгалтерской отчетности. В настоящее время бухгалтерская (финансовая) отчетность – это практически единственный официально доступный источник информации о деятельности организации для различных групп пользователей. Все это повышает уровень требований к бухгалтерской отчетности. А одним из самых важных было и остается требование достоверности. Согласно положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Допущенная при формировании отчетности ошибка должна быть своевременно выявлена и исправлена. Чтобы устранить риски невыявления ошибок, необходимо рассмотреть их классификацию и раскрыть механизм их совершения (таблица 5). Таблица 5 – Классификация ошибок при формировании бухгалтерской отчетности Деление ошибок на существенные и несущественные основано на определении существенного показателя отчетности. В «Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности» сказано, что показатель «считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %». Объявить о том, какая величина показателя будет приниматься как существенная, следует в учетной политике. По характеру возникновения различают непреднамеренные и преднамеренные ошибки. Вероятность возникновения непреднамеренных ошибок повышается в условиях изменения инструктивно‑методических материалов, касающихся бухгалтерского учета и налогообложения. Непреднамеренные ошибки могут быть связаны с применением неправильной ставки при расчете суммы налога; с ошибками при отражении на счетах бухгалтерского учета финансово‑хозяйственных операций; неверным переносом данных бухгалтерского учета в налоговые декларации и формы бухгалтерской отчетности и т.д. На выявление подобных искажений должна быть нацелена система внутрихозяйственного контроля. Преднамеренные ошибки при составлении отчетности могут выражаться в вуалировании баланса – лишении его конкретности и определенности, вследствие чего создается возможность получения выводов, противоречащих действительности. Это позволяет скрыть отрицательные моменты работы или затрудняет их обнаружение. К приемам вуалирования относится отражение отдельных показателей не в тех строках баланса, где они должны располагаться, объдинение статей, свертывание сальдо по активно‑пассивным счетам и т.д. Если преднамеренные ошибки при формировании отчетности противоречат законодательству, то это приводит к фальсификации баланса. Фальсификация баланса представляет собой совокупность приемов, направляющих экономическую информацию по ложному пути (подмена одних показателей другими, создание превратного представления о состоянии организации, качественных результатах ее деятельности и т.д.). Для этого сознательно искажаются сведения об имеющихся объектах налогообложения и их стоимости; в учетные регистры вносится ложная информация; занижается выручка от реализации продукции, выполняемых работ, оказанных услуг; оформляются фиктивные документы об оплате услуг консультативного и информационного характера, связанных с обеспечением производственного процесса; не приходуется полученная выручка и т.д. Деление ошибок на локальные и транзитные связано со степенью влияния на бухгалтерскую информацию. Локальная ошибка допущена в одном документе и вовремя выявлена. При этом искаженная информация еще не отражена в учетных регистрах. Транзитная ошибка характеризуется широтой распространения, отражена в учетных регистрах, и ее исправление требует определенных приемов. По отношению к процедуре бухгалтерского учета ошибки делятся на технические и процедурные. Если ошибка касается только техники оформления информации (арифметические ошибки, описки и пропуски), то она является технической. Процедурная ошибка связана с содержанием отраженной информации и может выражаться как в искажении первичных документов, так и в неверной корреспонденции и оценке. Наиболее подробной и обширной является классификация бухгалтерских ошибок по способу отражения в бухгалтерском учете. В основе этой классификации лежит содержание допущенных ошибок. Знание возможных искажений позволит бухгалтеру предотвратить их на стадии формирования учетной информации или выявить и исправить на стадии подготовки к составлению бухгалтерской отчетности. Неполнота учета фактов хозяйственной жизни часто встречается из‑за слабого знания правил учета и приводит к занижению отчетных данных. Например, поступившие от поставщиков товары, приобретенные по договору поставки или куплипродажи, организация не отразила, так как по договору товары должны оплачиваться после их реализации, хотя право собственности на товары возникает в момент их приемки. Или предприятие не учло штрафы от дебитора, присужденные судом, не отразило полученные векселя, выданные на его имя. Необоснованность учетных записей означает, что факт хозяйственной жизни отражен в учете без достаточных на то оснований. Типичной ошибкой данного типа является включение в баланс имущества, на которое предприятие не имеет права собственности (например, основных средств, взятых в аренду, или товаров, полученных на комиссию, а также векселей и других ценных бумаг, принятых в залог). Ошибки в обоснованности приводят к завышению показателей отчетности. Ошибки в периодизации связаны с неверным распределением операций по учетным периодам, когда их отражают в Главной книге и отчетности «не своего» отчетного периода. Существует два рода таких ошибок: раннее и позднее закрытие счетов. В первом случае счет закрывают до отчетной даты и отражают операцию отчетного года на счетах следующего года; во втором – наоборот, счет закрывают после отчетной даты, а операции, которые следовало отразить в следующем периоде, включают в счета отчетного года. Раннее закрытие счетов приводит к занижению отчетных данных, а позднее – к их завышению. Ошибки в корреспонденции возникают в случае неверно составленной бухгалтерской проводки. Подобные ошибки могут быть связаны с низкой компетентностью учетных работников, неверной трактовкой отдельных фактов хозяйственной жизни, а также со слабой системой внутрихозяйственного контроля. Ошибки в оценке предполагают, что в отчетности неправильно оценены активы, капитал, обязательства, доходы или расходы. Например, неверно проведена переоценка основных средств; не списана безнадежная задолженность; неправильно оценены основные средства, нематериальные активы; неверно рассчитана амортизация; не списаны недостачи материалов; не определена стоимость незавершенного производства и др. Ошибки в оценке могут вести как к завышению, так и к занижению итога баланса. Поэтому на наличие таких ошибок следует проверять и актив, и пассив баланса организации. Ошибки в представлении информации в бухгалтерской отчетности возникают из‑за неправильного переноса сальдо счетов в отчетные формы (например, взаимное сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности), а также из‑за отражения средств филиалов, обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, не по соответствующим статьям (основные средства, материалы, денежные средства), а по статьям дебиторов; отражения задолженности поставщикам по статье «Прочие дебиторы»; неверной группировки прочих доходов и расходов в «Отчете о прибылях и убытках». К данному типу ошибок относится и недостаточность информации в отчетности, т.е. отсутствие пояснений и расшифровок, требуемых как по российским, так и международным стандартам. 7.3 Способы исправления ошибок при формировании бухгалтерской отчетности Процедура выявления ошибок подразумевает их локализацию и идентификацию. Локализация заключается в установлении временного интервала возникновения ошибки и перечня ее возможных документальных носителей. Идентификация предполагает определение точного места нахождения и конкретного ошибочного значения показателя. На стадии формирования бухгалтерской отчетности поиск ошибок осуществляется посредством внутреннего контроля и самоконтроля. Основными способами выявления ошибок с помощью системы внутреннего контроля и самоконтроля являются: • инвентаризация; • динамический (горизонтальный) и структурный (вертикальный) анализ показателей бухгалтерской отчетности; • тестирование бухгалтерских записей; • самоконтроль при составлении отчетов (арифметикологический контроль, проверка взаимной увязки показателей). Инвентаризация – периодическая проверка наличия, состояния и оценки находящегося в организации имущества, ее обязательств, а также реальности данных бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация проводится силами инвентаризационной комиссии, формируемой приказом руководителя организации, которая выполняет натуральную (для материальных ценностей) и документальную (для нематериальных объектов и обязательств) проверку. Таким образом, инвентаризация сочетает методы фактического контроля и аналитической обработки бухгалтерской информации. Документальная проверка дебиторской и кредиторской задолженности предусматривает коллацию (от лат. collatio – сопоставление, сравнение) – сличение встречных оборотов, когда организация в обязательном порядке должна получить подтверждение своих учетных записей от своих контрагентов. По результатам инвентаризации каждой балансовой статьи определяют фактические данные об остатках всех видов имущества (активов) и о размерах задолженности перед каждым кредитором. На основе полученных значений при необходимости корректируются сальдо соответствующих счетов бухгалтерского учета с помощью проводок, отражающих выявленный излишек или недостачу. Тем самым устраняются ошибки, допущенные в учете, но при этом происходит только их идентификация, поскольку фиксируются значения показателей в строго установленный момент времени. Законом «О бухгалтерском учете» (пункт 2 статьи 12) прямо установлена обязанность организации проводить инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Следовательно, «Бухгалтерский баланс» за каждый отчетный год является генеральным (поскольку «книжные» остатки по счетам приводятся в соответствие с фактическими), что повышает достоверность его данных. Динамический (горизонтальный) и структурный (вертикальный) анализ показателей бухгалтерской отчетности заключается в построении специальных аналитических отчетов (таблиц) и последующей обработке содержащейся в них информации. При проведении динамического (горизонтального) анализа исследуется изменение показателей во времени с помощью рядов динамики. При этом рассчитываются темпы роста (прироста) каждой статьи по отношению к ее базисному (предыдущему) значению. Для получения объективных выводов динамический (горизонтальный) анализ дополняется структурным (вертикальным). Вертикальный анализ – это представление бухгалтерской отчетности в виде относительных показателей, которые характеризуют структуру итоговых данных. То есть рассчитываются удельные веса каждой статьи в совокупном значении по форме отчетности или по ее отдельной части. Внимательное «чтение» построенных аналитических таблиц, анализ динамики и структуры показателей позволяет выявить нарушения в их взаимосвязи, нетипичные для организации или незапланированные изменения отдельных статей, что свидетельствует о возможном наличии ошибок. Тестирование бухгалтерских записей находит широкое применение в условиях автоматизированной обработки данных и основано на очевидном факте наличия взаимосвязи между данными бухгалтерского учета и отчетными показателями. Тестирование включает формирование выборки хозяйственных операций, внесение данных в компьютерную систему или ручную их обработку по принятым в организации алгоритмам и сравнение полученных итоговых показателей с заранее определенными результатами. Самоконтроль при составлении отчетов находит выражение в проведении арифметико‑логического контроля и проверке взаимной увязки показателей. Арифметико‑логический контроль состоит в проверке правильности выполненных вычислений и подсчетов, группировки и разноски показателей, порядка оформления отчетных форм. При этом путем сопоставления показателей, подлежащих отражению в отчетности, с другими документальными данными определяется, существует ли объективная возможность достижения отчетными показателями тех значений, которые составители отчетности намерены в ней отразить. Данный вид контроля, как правило, включает выполнение проверки тождественности показателей, содержащихся: в регистрах синтетического и аналитического учета; в Главной книге и регистрах синтетического учета; в формах бухгалтерской отчетности и Главной книге (регистрах бухгалтерского учета) или специальных расчетах. Широкое практическое применение для целей арифметикологического контроля находит так называемый пробный баланс – свод остатков по счетам Главной книги (фактически, сальдовая или оборотно‑сальдовая ведомость), обычно составляемый до закрытия результатных (сопоставляющих) счетов бухгалтерского учета. В пробном балансе сальдо каждого счета записывается в соответствующую дебетовую или кредитовую графу, по которым определяются итоги. Как указывают американские авторы Б. Нидлз, X. Андерсон и Д. Колдуэлл, «значение пробного баланса заключается в том, что он позволяет определить наличие… равенства дебетовых и кредитовых сальдо по всем счетам. Если такого равенства нет, это является следствием следующих ошибок: 1) вместо кредита записан дебет или наоборот; 2) неправильно выведено сальдо счета; 3) при перенесении сальдо в пробный баланс допущена ошибка; 4) неправильно подытожен пробный баланс». Проверка взаимной увязки показателей различных форм бухгалтерской отчетности основана на наличии в указанных формах экономически взаимосвязанных, а в некоторых случаях – идентичных показателей. 7.4 Порядок исправления бухгалтерских ошибок Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) установлены положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2010 г. № 63н. Порядок исправления ошибок и их последствий во многом зависит от характера этих ошибок. Но существуют основные правила, которых необходимо придерживаться независимо от того, какая ошибка была допущена. Исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производится в бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены искажения данных отчетности, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года). Порядок исправления ошибок, затрагивающих налоговые обязательства, не зависит от того, кем данная ошибка выявлена – налогоплательщиком или налоговым органом. Бухгалтерские записи и в том и в другом случае будут одинаковыми, однако, если ошибка выявлена налоговой инспекцией при документальной проверке, к предприятию будут применены финансовые санкции (штрафы). При исправлении обнаруженных бухгалтерских ошибок необходимо составить бухгалтерскую справку. В ней следует указать, что хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета отражены неправомерно, и обосновать необходимость исправительных записей. Определив тип допущенной ошибки, можно приступить к ее исправлению. Исправительные записи в бухгалтерском учете могут производиться одним из трех способов: 1. Выявленная ошибочная сумма сторнируется, и делается правильная запись. Как правило, это бывает в том случае, когда предприятием допущены ошибки при отражении операций по счетам бухгалтерского учета (неправильная корреспонденция счетов). Такой способ в основном используется для корректировки ошибок текущего отчетного периода (года); 2. Производится дополнительная запись на сумму, не отраженную на счетах бухгалтерского учета; 3. Производятся обобщающие учетные записи, в результате чего в учетных регистрах организации отражается информация, которая была бы там в случае первоначального правильного отражения операций. Данный способ корректировки применяется в основном при нахождении бухгалтерских ошибок прошлых отчетных периодов (лет) и позволяет не искажать показатели себестоимости и выручки текущего отчетного периода. Методика исправления выявленных процедурных ошибок, связанных с неверным отражением хозяйственных операций, вследствие нарушения установленных правил ведения бухгалтерского учета, напрямую зависит от периода, к которому относится ошибка. 1. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года ис‑правления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда эти искажения выявлены. 2. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не представлена и не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря того года, за который подготавливается бухгалтерская отчетность. 3. При выявлении в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году, за который бухгалтерская отчетность утверждена в установленном порядке, исправления в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносятся. Это связано с тем, что перечень пользователей бухгалтерской отчетности теоретически не ограничен и в ряде случаев практически невозможно представить пользователю исправленную отчетность за предыдущие периоды. Поэтому, согласно п. 39 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» в Российской Федерации все изменения, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам, производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. В таких случаях выявленные доходы (расходы), согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации», подлежат обособленному отражению на счете 91 в составе прочих доходов (расходов) как прибыль (убыток), выявленная в отчетном году, но относящаяся к операциям прошлых лет. Организация должна отражать результаты произведенных корректировок в расшифровке отдельных прибылей и убытков к форме № 2, поскольку эта информация интересует пользователей отчетности. В соответствии с НК РФ, при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем (отчетном) периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. Если невозможно определить конкретный период, корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). В налоговый орган представляется уточненная декларация по этому налогу за тот отчетный период, в котором была допущена ошибка. Для оформления исправительных проводок следует составить бухгалтерскую справку – первичный учетный документ, служащий основанием для выполнения записей в регистрах бухгалтерского учета. Бухгалтерская справка составляется в произвольной форме, с соблюдением требований пункта 2 статьи 9 закона «О бухгалтерском учете» к наличию обязательных реквизитов. В качестве образца организация может использовать типовую форму справки, применяемую бюджетными учреждениями. Ошибки автоматизированной обработки информации исправляются с помощью настройки и внесения соответствующих корректировок в используемые организацией бухгалтерские программы. Существенную роль играют также повышение квалификации пользователей, внедрение современных программных продуктов. Что касается методов исправления локальных арифметических ошибок и ошибок в отчетной информации, не связанных с искажениями данных бухгалтерского учета, то действующие нормативные акты не содержат запрета на исправление ошибочных показателей путем зачеркивания неверных чисел или слов и внесения правильных записей непосредственно в отчетные формы. В этих случаях в. бухгалтерской отчетности делаются соответствующие оговорки, которые подтверждают лица, ее подписавшие, с указанием даты исправления. Если уточняются существенные показатели, то необходимые сведения о внесенных исправлениях рекомендуется приводить в пояснительной записке, исходя из требования сопоставимости отчетных данных. 7.5 Аудиторское заключение: его виды и роль в составе бухгалтерской отчетности Важнейшее средство оценки «качества» бухгалтерской отчетности перед ее представлением заинтересованным пользователям – это аудит. Согласно пункту 3 статьи Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности», «целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации», аудируемыми лицами могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Такое понимание роли аудита существует и в международной практике. Аудит годовой бухгалтерской отчетности организации проводится независимыми физическими лицами – аудиторами (гражданином‑предпринимателем или работниками аудиторской организации), имеющими соответствующий аттестат. Независимость означает полную самостоятельность аудитора, отсутствие его подчиненности или какой‑либо иной связи с экономическим субъектом, чья отчетность подвергается аудиту. Тем самым гарантируется свобода аудитора в выражении своего мнения. Данный вид аудита называется внешним, в отличие от внутреннего, организуемого непосредственно руководством организации и входящего в систему внутреннего контроля. Аудиторское заключение в состав годовой бухгалтерской отчетности обязаны включать только те организации, которые подлежат обязательному аудиту. Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Однако любой экономический субъект вправе провести инициативную аудиторскую проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности на добровольных началах. Результаты аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Заключение составляется с соблюдением единых требований к его форме и содержанию, установленных Федеральным правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденным постановлением правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, и включает три основные части: 1. вводную; 2. описывающую объем аудита; 3. содержащую мнение аудитора. Во вводной части содержатся данные о составе отчетности, подвергнутой аудиторской проверке, и указание на орган управления аудируемого лица, ответственный за подготовку и представление отчетности. В части, описывающей объем аудита, содержатся перечень нормативных актов, которыми аудитор руководствовался при проведении проверки, описание применяемых процедур аудита, а также заявление аудитора относительно того, что аудит проводился на выборочной или сплошной основе и дает достаточные основания для выражения мнения о достоверности отчетности. В части, содержащей мнение аудитора, излагается информация о том, насколько достоверно во всех существенных отношениях финансовая (бухгалтерская) отчетность отражает финансовое положение и результаты деятельности аудируемого лица за определенный период. Если аудитор не может выразить безоговорочно положительное мнение или в организации, представляющей отчетность, имеют место события, о которых аудитор считает необходимым проинформировать пользователей (например, сомнение в возможности соблюдения принципа непрерывности деятельности), то заключение модифицируется путем введения дополнительной части с описанием фактов, заслуживающих внимания. Аудитор должен датировать заключение числом, когда был завершен аудит (но не ранее даты подписания отчетности руководством аудируемого лица), так как это дает пользователям основание полагать, что при проверке было учтено влияние всех событий и операций, возникших до этой даты. Из сказанного следует, что для выработки объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитору необходимо получить доказательства того, что она не содержит существенных искажений и обеспечивает во всех экономически и юридически значимых отношениях адекватное отражение имущественного положения и финансовых результатов деятельности организации. Процесс получения доказательств заключается в применении процедур аудита: определенного порядка и последовательности действий, которые рекомендованы правилами (стандартами) аудиторской деятельности или разработаны аудитором самостоятельно и направлены на снижение до требуемых пределов уровня аудиторского риска. Процедуры аудита весьма разнообразны по своему содержанию и охватывают все стадии аудита. Они могут включать методы, используемые организацией для выявления ошибок, а также специальные методики получения необходимых доказательств достоверности бухгалтерской отчетности. Так, в аудиторской практике широко распространена процедура проверки информации по существу, предполагающая: 1) детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам путем инспектирования, наблюдения, запросов и подтверждений, пересчета; 2) аналитические процедуры, состоящие в определении, оценке и анализе соотношений финансово‑экономических показателей деятельности проверяемого экономического субъекта для выявления необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов и результатов хозяйственной деятельности. К важнейшим аналитическим процедурам относят: сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с различными экономическими характеристиками, в том числе: с плановыми (сметными) показателями, определяемыми непосредственно организацией; прогнозными показателями, определяемыми аудитором самостоятельно; показателями деятельности аналогичных организаций или среднеотраслевыми данными; данными, не входящими в состав бухгалтерской отчетности (информацией, полученной от руководства организации, материалами публикаций в прессе и др.); расчет относительных показателей (коэффициентов) на основе данных бухгалтерской отчетности за определенный период, характеризующих изменение финансового положения организации, их сопоставление и анализ; использование экономико‑математических и статистических методов и моделей для оценки возможных значений отдельных показателей и тенденций их изменения. В случае обнаружения искажений аудитор должен оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности. Сведения о выявленных искажениях подлежат отражению в аудиторском заключении. Аудит обычно проводится до момента представления бухгалтерской отчетности ее пользователям, поэтому выявленные в результате проверки значимые ошибки, в случае согласия организации с выводами аудитора, должны быть устранены, а отчетность откорректирована с учетом предложенных поправок. Если организация уже осуществила передачу отчетности какому‑либо пользователю (пользователям), то ошибки, на которые указано в итоговой части аудиторского заключения, подлежат исправлению в том отчетном периоде, когда было подписано заключение. В зависимости от степени уверенности аудитора в достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности экономического субъекта, различают аудиторские заключения, содержащие безоговорочно положительное мнение, и модифицированные заключения. Аудиторское заключение, содержащее безоговорочно положительное мнение аудитора о достоверности проверенной бухгалтерской отчетности, выдается при наличии у аудитора уверенности в том, что в отчетности обеспечено во всех существенных аспектах отражение финансового положения организации на 31 декабря и результата ее деятельности за отчетный год в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К модифицированным заключениям, в свою очередь, относят: безоговорочно положительные заключения, привлекающие внимание пользователей к какой‑либо ситуации у аудируемого лица; заключения, содержащие мнение с оговоркой; заключения, содержащие отрицательное мнение; заключения, содержащие отказ от выражения мнения. В модифицированном безоговорочно положительном аудиторском заключении не содержится замечаний по достоверности отчетности, однако аудитор обращает внимание на отдельные факты, раскрытые в отчетах, которые могут иметь значение при принятии пользователями решений в отношении отчитывающейся организации. Например, аудитор может указать на наличие потенциальной возможности предъявления исков к организации, на имеющиеся намерения усиления государственного регулирования в отрасли, где осуществляет деятельность организация. Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если имело место ограничение объема аудита, например, в результате определенных обстоятельств, таких как неучастие аудитора в инвентаризации имущества и обязательств организации, а также при отсутствии части запрошенной документации или осуществлении аудиторских процедур не в полном объеме. Отрицательное аудиторское заключение содержит мнение аудитора о том, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения и может ввести в заблуждение ее пользователей. Эти искажения возникли в связи с определенными обстоятельствами (например, значительным отклонением порядка ведения бухгалтерского учета в организации от предусмотренного нормативными актами, наличием разногласий с руководством организации по методам применения учетной политики). Отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств (ограничения объема аудита, нарушения принципа независимости и др.) аудитор не может выразить и не выражает такого мнения в одной из общепринятых форм. Наличие в составе бухгалтерской отчетности аудиторского заключения, несомненно, оказывает влияние на восприятие содержащихся в ней данных, поскольку повышает доверие пользователей. Однако необходимо учитывать следующее. Во‑первых, аудиторское заключение представляет собой лишь мнение аудитора, которое не исключает иных мнений о достоверности бухгалтерской отчетности и не гарантирует полного отсутствия в ней ошибок. Во‑вторых, аудитор несет имущественную и профессиональную ответственность только за свое мнение о достоверности отчетности, но не за саму достоверность, обязанность по обеспечению которой возложена на руководство организации.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Бухгалтерский учет и аудит

Аудиторское заключение

Лекция 6. Аудиторское заключение 1. Структура и содержание аудиторского заключения 2. Виды и характеристика аудиторского заключения 1. Структура и сод...

Бухгалтерский учет и аудит

Существенность при планировании и проведении аудита. Аудиторский риск

Кейс. Для аудиторской проверки предъявлена следующая бухгалтерская отчетность: Бухгалтерский баланс ООО «Альфа» (тыс. руб.) Актив На 31.12. 2016 На 31...

Экономика

Аудиторский риск

Аудиторский риск Риски аудиторской деятельности: • Предпринимательский • Профессиональный МСА 200, пункт 13: Аудиторский риск - риск того, что при сущ...

Бухгалтерский учет и аудит

Аудиторский риск

Аудиторский риск Риски аудиторской деятельности: • Предпринимательский • Профессиональный МСА 200, пункт 13: Аудиторский риск - риск того, что при сущ...

Бухгалтерский учет и аудит

Роль аудита в условиях рыночной экономики, пользователи материалов аудиторских заключений

Определение аудита и аудиторской деятельности Федеральный Закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет аудит следующим обр...

Бухгалтерский учет и аудит

Существенность и аудиторский риск

Лекция 2. Существенность и аудиторский риск 1. Существенность в аудите 2. Аудиторский риск 1. Существенность в аудите В процессе проведения аудита ауд...

Бухгалтерский учет и аудит

Предпосылки возникновения аудита

1. Предпосылки возникновения аудита 1.1. Предпосылки возникновения аудита В 700 гг. до н.э. в древнем Китае, в период династии Чжоу, существовала долж...

Государственное и муниципальное управление

Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства

ДИСЦИПЛИНА "АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА" СОДЕРЖАНИНЕ Тема 1. Общая характеристика административной ответ...

Бухгалтерский учет и аудит

Порядок проведения аудиторской проверки. Аудиторский риск

Аудит Порядок проведения аудиторской проверки. Этапы аудита: 1) подготовительный - изучается рынок, собирается информация и заключается договор 2) пла...

Бухгалтерский учет и аудит

Технология составления бухгалтерской отчетности

Лекция № 1: Бухгалтерская отчетность (выдержки ПБУ 4): Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении органи...

Смотреть все