Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Инвестиции и инновации в здравоохранении

  • 👀 2561 просмотр
  • 📌 2538 загрузок
  • 🏢️ СПбГПМУ
Выбери формат для чтения
Статья: Инвестиции и инновации в здравоохранении
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Инвестиции и инновации в здравоохранении» pdf
«Инвестиции и инновации в здравоохранении». Кириленко Вадим Владимирович доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения СПбГПМУ, к.э.н. «Инвестиции и инновации в здравоохранении». СПбГПМУ Учебные вопросы: • Деньги и финансы в здравоохранении. 1. Принципы оптимизации в здравоохранении. 2. Методика и организация стратегических программ в здравоохранении. 3. Инновации в здравоохранении. Программно-целевое бюджетирование. 4. Лицензирование медицинской деятельности и аккредитация медицинских организаций . 5. Контрольные вопросы. 2 Рекомендуемая литература: 1. Экономика здравоохранения: учебнометодическое пособие/ под редакцией проф. Юрьева В.К. СПбГПМА, 2016. 2. Гаджиев Р.С. Экономика здравоохранения: учебное пособие. – М.: Медицина, 2018г. 3. Экономика и управление в здравоохранении /под ред.А.В.Решетников – М.: Изд. ЮРАЙТ, 2018 4. Экономика здравоохранения / под ред. М.Г. Колоснициной – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018 г. 5. Управление и экономика здравоохранения/Под ред. А.И.Вялкова и др. – 4-е изд.,доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014 г. 3 Рыночная модель системы здравоохранения Великобритании: это «причудливое сочетание иерархии, рыночной и сетевой модели». X. Хэм (Великобритания) По расходованию финансовых средств в отрасли здравоохранения, которая является преимущественно частной, США стоят на первом месте в мире (более 17% ВВП). Но при этом около 40% населения США очень редко или никогда пользовались и не пользуются медицинскими услугами. Поэтому однозначное утверждение о том, что «рост расходов на здравоохранение в западных странах обеспечивает заметное улучшение показателей здоровья населения», является явным упрощением и искажением 4 реального положения вещей. Деньги и Финансы . Деньги – универсальный товар, принимаемый к оплате за любую продукцию, не запрещённую к обороту, на определённой территории. Финансы – экономические отношения, связанные со сбором, распределением и контролем использования денежных средств. Финансы возникают в процессе движения денежных средств и имеют различный уровень: международный, государственный, региональный, личный. В обывательском понимании финансы обозначают активы, которые сосредоточены в руках физического или юридического лица. Деньги являются материальной формой финансов, т.е. экономическим содержанием финансов являются деньги. Деньги – категория более древняя, чем финансы. Деньги – товар, играющий роль всеобщего эквивалента, т.е. инструмента финансовых отношений. Появление финансов обусловлено возникновением государства. С рабовладельческого строя появилась необходимость выполнения общественных функций государства, на основании финансовых ресурсов. Деньги – всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов, а финансы – совокупность денежных, стоимостных отношений связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения. Основные отличия денег от финансов следующие: • финансы в своей основе есть доходы и их использование (расходы); деньги — не доход, а лишь одна из форм его существования; • финансы включают как денежные, так и натуральные доходы, а деньги не существуют в «неденежной» форме; • финансы охватывают только часть всей выручки от реализации; деньги охватывают все выручку от продаваемого товара. Инвестировать означает: «расстаться с деньгами сегодня ради получения прибыли в будущем». С данным процессом связано два фактора – время и риск. Инвестиционная среда характеризуется типами бумаг, обращающимися на рынке, условиями их приобретения и продажи. Инвестировать средства можно в реальные активы или в финансовые активы (ценные бумаги) на первичном и вторичном рынке. Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо материальный актив (земля, оборудование, заводы). Ставка доходности инвестиций измеряет в процентах изменение благосостояния инвестора, произошедшее в результате данной инвестиции. Инвестиционный процесс описывает принятие решений инвестором по выбору ценных бумаг, объемам и срокам инвестирования. Инвестиционный процесс включает следующие этапы: - выбор инвестиционной политики, - анализ ценных бумаг, - формирование портфеля ценных бумаг, - пересмотр портфеля, - оценка его эффективности. Инвестициями называют долгосрочные вложения капитала в денежной или в материально-вещественной форме в самые разнообразные объекты с целью получения будущего дохода или в интересах социальноэкономического развития, увеличения масштабов деятельности, подъема производства, повышения его технико-технологического уровня. Изменение инвестиционных вложений и приносимого ими дохода во времени Валовыми инвестициями в производство называют инвестиционный продукт, направляемый на поддержание и увеличение основного капитала (основных средств) и запасов. Валовые инвестиции складываются из: амортизации - представляет собой инвестиционные ресурсы, необходимые для возмещения износа основных средств, их ремонта, восстановления до исходного уровня, предшествовавшего производственному использованию. чистых инвестиций - это вложения капитала с целью увеличения, наращивания, модернизации основных средств производства. В зависимости от сферы, в которую направляются инвестиции, и характера достигаемого результата их использования они делятся на реальные и финансовые. Реальные инвестиции - это вложения в отрасли экономики и виды экономической деятельности, обеспечивающие, приносящие приращение реального капитала, т.е. увеличение средств производства, материально-вещественных ценностей, запасов. Финансовые инвестиции представляют собой вложения в акции, облигации, векселя, другие ценные бумаги и финансовые инструменты. Такие вложения сами по себе не дают приращения реального вещественного капитала, но способны приносить прибыль, в том числе спекулятивную, за счет изменения курса ценных бумаг во времени или различия курсов в местах их купли и продажи. Инвестиции связаны с формами собственности и с их преобразованием. Вложение средств в определенный объект дает лицу, осуществившему вложение, именуемому инвестором, основание для получения прав собственности на этот объект, возможность распоряжаться им. Инвестиции в объекты, дающие инвестору право участвовать в управлении объектом, называют прямыми инвестициями. Пример. Вложения средств в обыкновенные акции компаний, предоставляющие акционеру возможность голосовать на собраниях акционерного общества, участвовать в принятии решений. В зависимости от того, кто инвестирует капитал, вкладывает средства, различают государственные, частные, иностранные инвестиции. Чтобы привлечь необходимые инвестиции, государство использует внутренние и внешние источники. Основной внутренний источник составляют доходы, средства государственного и региональных, местных бюджетов, полученные посредством налогообложения предприятий, организаций, предпринимателей, населения, т.е. других, кроме государства, экономических субъектов, участников хозяйственных процессов. Весомым источником формирования государственных инвестиционных ресурсов является продажа государственных ценных бумаг. Государство может получать внутренние кредиты от центрального банка, привлекать внешние кредиты, иностранную помощь. Основным внутренним источником инвестиционного финансирования предприятий, организаций является прибыль, получаемая от всех видов хозяйственной деятельности. Наиболее устойчивым, адресным внутренним источником инвестирования предприятий являются амортизационные отчисления, которые в обязательном порядке в соответствии с установленными нормами амортизации начисляются на все виды используемых в производстве основных средств и включаются в издержки производства (себестоимость) продукции. Эти средства должны расходоваться на возмещение износа капитала, основных средств и потому обладают инвестиционной природой. Предприятие, организация может начислять амортизацию равномерно по годам в виде установленного процента в течение нормативного срока службы оборудования либо по повышенному проценту в условиях ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация позволяет увеличить средства, отчисляемые предприятием, организацией на амортизацию оборудования. К внутренним инвестиционным источникам правомерно относить паевые, учредительские и другие инвестиционные взносы, денежные и имущественные вложения, вклады учредителей и работников предприятий, организаций в виде, например, акций компании, товаров, используемых в качестве инвестиционных ресурсов. Такие вложения могут носить возвратный характер и требовать выплаты процентов, но от этого их инвестиционная сущность не меняется. Одним из основных внешних источников получения инвестиций в денежной форме является среднесрочный (на срок от 1 года до 5 лет) или долгосрочный (на срок более 5 лет) банковский кредит. Инвестиции в здравоохранение экономические функции. имеют две Во-первых, они прямо направлены на достижение одной из главных целей любой нации: обеспечить «максимально достижимый» уровень здоровья. Во-вторых, они являются инвестициями в важнейший ресурс - трудовой. Инвестиции в трудовые ресурсы повышают эффективность экономики, что позволяет не только увеличить расходы на здравоохранение, но и позитивно изменить другие факторы, влияющие на здоровье. Условия для притока инвестиций в здравоохранение в России: • снижение уровня риска инвестиционных вложений, создание твердых государственных гарантий неприкосновенности средств, вкладываемых в развитие медицины в России; • снижение налогового бремени на медицинские организации здравоохранения, дающее возможность направить сэкономленные собственные средства на инвестиции в производство медицинских услуг; • твердое выполнение государственных бюджетных обязательств в части инвестирования в медицину; • предоставление залога в виде объектов государственной собственности инвесторам, вкладывающим капиталы в российское здравоохранение. Особенность здравоохранения заключается в том, что нередко медицинские мероприятия лечебного и профилактического характера могут быть экономически невыгодны, однако медицинский и социальный эффект требует их проведения. При использовании современных медицинских препаратов, интенсивной терапии и реанимации достигается медицинский и социальный эффект — сохраняется человеку жизнь, однако он может стать инвалидом и лишиться возможности заниматься общественно полезным трудом. К тому же труд, затраченный на оказание медицинской помощи, может быть меньше труда, сэкономленного благодаря этой помощи. Например, выздоровление трудоспособного работника будет означать уменьшение потерь национального дохода от недопроизведенной продукции, т.е. принесет значительный экономический эффект, в отличии от инвалида. Приоритетными направлениями совершенствования системы здравоохранения в России являются: 1. Сокращение разрыва показателей здоровья населения между отдельными регионами РФ и экономически развитыми странами. 2. Улучшение здоровья детей, подростков, женщин. 3. Сохранение здоровья лиц пожилого возраста. 4. Снижение уровня социально значимых заболеваний. 5. Сокращение распространенности инфекционных болезней. 6. Обеспечение здоровой и безопасной среды обитания. 7. Формирование здорового образа жизни. 8. Совершенствование механизмов государственных гарантий в обеспечении населения бесплатной медицинской помощью. 9. Повышение эффективности системы управления и финансирования здравоохранения. 10. Создание необходимых условий для инновационного развития здравоохранения. 11. Модернизация системы подготовки и переподготовки кадров в здравоохранении. 12. Совершенствование законодательной базы здравоохранения. В настоящее время в России существует бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения и осуществляется переход на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. В качестве тенденции последних лет к ней добавляется развитие государственно-частного партнерства (ГЧП), т.е. взаимодействия государства и частного сектора экономики в области здравоохранения. Под ГЧП в сфере здравоохранения понимается взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления (как публичного партнера), частных и некоммерческих организаций (как частных партнеров), которое позволяет обеспечить эффективное выполнение задач публично-правовых образований в сфере здравоохранения путем привлечения частных ресурсов для создания, реконструкции, управления, содержания инфраструктуры здравоохранения или предоставления услуг. К основным механизмам государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения относятся: • концессии; • сделки по привлечению инвестиций в отношении объектов инфраструктуры здравоохранения государственной собственности; • аренда государственного имущества с возложением на арендатора обязательств по проведению текущего и капитального ремонта арендуемого имущества; • лизинг; • участие частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; • франшиза ; • аутсорсинг; • создание коммерческих организаций. ГЧП это юридически закрепленная на определенный срок форма взаимодействия между государством и частными организациями на основе следующих принципов: • законность, социально-экономический эффект и эффективность; • обоснованность принимаемых органами государственной власти управленческих решений; • взаимовыгодность; • объединение ресурсов ради достижения конкретного результата; • распределение ответственности и рисков между публичными и частными партнерами; • сохранение профиля объектов здравоохранения, объемов, видов и условий оказываемой населению бесплатной медицинской помощи, а также ее доступности и качества; • мониторинг и контроль над реализацией проектов государственно-частного взаимодействия. «Умение вести хозяйство в том, что касается неодушевленных предметов, сводится к увеличению доходов, когда же дело касается людей — это уже искусство управления». Система здравоохранения (в т.ч. рыночная) управленческая модель в которой прежде всего следует говорить о государственном, региональном, ориентированном на пациента управлении, наиболее адекватном и релевантном конкретной ситуации, т.е. управлении, соответствующем проблеме, возникшей в отрасли здравоохранения вообще или в ее предметном сегменте в частности. Государство берет на себя ответственность не только за финансирование, но и за планирование мощности отрасли, определение приоритетов ее развития, т.к. в ситуации асимметричности информации и отсутствия ценового сигнала сфера здравоохранения способна поглотить любые ресурсы без адекватных конечных результатов. В Германии планирование функция правительства земель. Во Франции планированием занимаются региональные больничные агентства, являющиеся подразделениями национального агентства. В Дании, Финляндии, Швеции функция планирования делегируется местным правительствам. Но специализированную помощь планируют центральные правительства. В системах планирования большая часть отводится согласительным процедурам: местные планы согласуются с планами на региональном, а иногда и на национальном уровнях (Франция, Великобритания). Общей тенденцией для всех западноевропейских стран является создание крупных медицинских центров (главным образом больниц), обслуживающих население нескольких территорий. Мировой опыт управления в здравоохранении предполагает использование стратегического и операционного планирования. Стратегическое планирование устанавливает общие принципы и приоритеты развития сети медицинских организаций, а также методические основы операционного планирования. Планирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу (нередко на 10 лет и более) осуществляется, например, в Великобритании, Франции, Италии национальными министерствами здравоохранения. Операционное планирование осуществляется на основе стратегических планов, охватывая практические вопросы размещения и ресурсного обеспечения медицинских организаций. Уровни и методы решения проблем управления в здравоохранении • прогноз • планирование Стратегический уровень • проектирование • организация Тактический уровень Оперативный уровень • • • • регулирование учёт контроль анализ Стратегическое управление - это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей. Иерархия управления включает 3 уровня: • стратегический; • тактический; • оперативный. На стратегическом уровне осуществляется формирование стратегии, включающей в себя: • анализ; • прогноз; • планирование; • принятие решения о том, что делать. К стратегическому уровню управления в здравоохранении относятся: • министерство здравоохранения страны; • органы управления здравоохранением субъектов Федерации и муниципальных образований; • руководители самостоятельных медицинских организаций. Тактический уровень управления осуществляет руководство реализацией стратегии, включающее в себя: планирование и принятие решения о том, как делать. К тактическому уровню управления в здравоохранении относятся: • руководители основных структурных подразделений органов управления здравоохранением федерального, органа субъекта Федерации и муниципального уровня управления; • заместители руководителя самостоятельных медицинских организаций; руководители медицинских организаций, входящих в состав медицинского объединения (поликлиника в ЦРБ, поликлиника в составе объединенной больницы). На оперативном уровне управления осуществляется руководство исполнением конкретных мероприятий стратегии, включающее в себя: • организацию, • регулирование работ; • учет, • контроль исполнения, • анализ полноты выполнения мероприятий. К оперативному уровню в здравоохранении относятся: • руководители низовых структурных подразделений органов управления здравоохранением: отдел департамента (управления); • руководители структурных подразделений (отделений) медицинских организаций. Стратегическое управление включает: • системный анализ деятельности организаций; • стратегическое планирование; • обеспечение соответствия оперативных планов стратегическим; • формирование и управление организационными структурами, участвующими в выполнении стратегических планов; • мониторинг и оценку реализации стратегических планов. Стратегической целью государственной политики в области здравоохранения в России являются улучшение здоровья людей на основе обеспечения населения доступной качественной медицинской помощью, а также развитие культуры здорового образа жизни и расширение профилактических мероприятий. При этом определяются основные приоритеты и задачи государственной политики. Основные приоритеты и задачи государственной политики в области здравоохранения: 1. Сокращение заболеваний, распространение которых несет особую угрозу здоровью граждан и национальной безопасности: - Снижение уровня преждевременной смертности: • от болезней органов кровообращения; • от несчастных случаев (травм и отравлений); • от злокачественных новообразований. 2. Борьба с заболеваниями, имеющими особую значимость для демографической ситуации в стране (заболеваниями, угрожающими репродуктивному здоровью матери и отца, здоровью новорожденных). 3. Борьба с заболеваниями, представляющими особую угрозу для здоровья нации (туберкулез, ВИЧ/СПИД, наркомания, заболевания, передающиеся половым путем). Основные приоритеты и задачи государственной политики в области здравоохранения (продолжение): 4. Расширение мер профилактики заболеваемости и укрепления здоровья: • массовая диспансеризация здоровых; • развитие системы восстановительной медицины. • формирование системы самооздоровления населения. 5.Обеспечение доступности населению качественной медицинской помощи: 6. Развитие и внедрение в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации больных. 7. Оптимизация финансирования здравоохранения. 8. Развитие кадровых ресурсов. Оценка хода реализации программы осуществляется с помощью создания системы мониторинга, опирающегося на соответствующую методологию, включающую следующие показатели, позволяющие установить степень достижения поставленных целей и решения задач для их достижения: • Показатели здоровья населения. • Показатели состояния окружающей природной среды и условий производственной деятельности. • Результаты медицинской помощи. • Показатели экономической эффективности. Основным принципом построения организационной структуры является соответствие задачам, поставленным системе здравоохранения в положении об органе управления здравоохранением. Основные показатели экономической эффективности: 1. Число дней работы больничной койки. 2. Оборот койки (количество больных на 1 койку). 3.Коэффициент использования медицинского оборудования (оптимально - 1). 4. Отклонение (в %) расходования материальных ресурсов по видам от нормативных. 5. Размеры заработной платы работников здравоохранения (отдельно: врачи; средний медицинский персонал; немедицинский персонал) в расчете на 1 пациента в поликлинике, стационаре, на службе скорой медицинской помощи. 6. Коэффициент соотношения объемов заработной платы медицинских и немедицинских работников. 7. Размер средств, израсходованных на здравоохранение, на 1 жителя (структура расходов по видам медицинской помощи). Системе здравоохранения России определены задачи: • осуществление мероприятий медицинской профилактики; • оказание медицинской помощи населению; • обеспечение системы необходимыми ресурсами (кадровыми и материальными). Структуру органа управления здравоохранением можно подразделить на блоки: • организации медицинской профилактики; • организации медицинской помощи; • обеспечения ресурсами. Структура следует за стратегией обеспечивая соответствие структуры стратегическим задачам. Функции, относящиеся к решению стратегических и текущих задач: • стратегическое планирование и развитие; • медицинская профилактика; • организация медицинской помощи населению; • качество медицинской помощи; • экономический анализ деятельности; • обеспечение ресурсами: • кадровыми; • лекарствами и медицинскими изделиями; • интеллектуальными; • финансовыми; • работа с населением; • нормативно-правовое обеспечение деятельности; • информационно-аналитическое обеспечение деятельности. Выполнение каждой функции должно быть установлено в задачах деятельности структурного подразделения. Создание стройной организационной структуры органа управления здравоохранением позволяет значительно повысить эффективность управленческих решений, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению программных мероприятий Каждое структурное подразделение должно включать в себя блоки: • управление; • группы специалистов, решающих функционально связанные задачи. Структура и численность органа управления здравоохранением должна соответствовать финансовым возможностям и реальному наличию специалистов. В подчинении руководителя низовой структуры (отдела) должно быть не более 5-6 подчиненных. Развитие системы и изменение социальноэкономических ориентиров общества, включение элементов рыночного механизма в индикативное управление здравоохранением привело к переходу от традиционных методов лечения к технологичной медицине, породило возникновение новых систем ценностей, изменило вектор активности врача. Модернизация стала главным направлением в развитии здравоохранения. В теории управления здравоохранением это вызвало к жизни калейдоскоп противоположных идей и заметно трансформировало управленческую терминологию. Инновации в здравоохранении Термин «инновация» впервые ввел австрийский ученый Йозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1911 г. Он выделил пять видов нововведений:  использование новой техники, технологических процессов,  нового рыночного обеспечения производства,  внедрение продукции с новыми свойствами, использование нового сырья,  изменение в организации производства и его материально-техническом снабжении,  создание новых рынков сбыта. Й. Шумпетер рассматривал инновацию как новую экономическую категорию. Понятие «инновации» произошло от английского слова «innovation», перевод которого на русский язык означает «нововведение», или «новшество». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, новое явление. А словосочетание «нововведение» (в буквальном смысле «введение нового») означает процесс использования новшества. «Инновация - это изменение в продукте, технике, технологии, материализующее новое научное знание, а также формирующее новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, либо создающее новые» Понятие инновации Инновация это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. Инновация имеет двойственный характер: - выступает и как средство для удовлетворения общественных потребностей, - является движущей силой научнотехнического прогресса. «Инноваторы - это инициаторы, которые предлагают и отстаивают свои собственные идеи, причем часто могут идти на конфликт, чтобы протолкнуть их. Они не всегда видят реальные возможности для внедрения предложений, потому что уже увлечены новым» Переход на инновационное развитие не может быть осуществлен без участия государства. «Каменный век закончился не потому, что закончились камни…» В.В. Путин Темпы инноваций в мире нарастают: Технологии будущего Атомная энергия, VR, искусственный интеллект, дроны, беспилотники, биотехнологии и ГМО, робототехника, блокчейн, квантовые вычисления, интернет вещей, 3D печать, облачные вычисления и др. 44 База: ИННОВАЦИИ в здравоохранении Надежные Квалифицированные кадры инвесторы Условия для реализации современной деятельности здравоохранения Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2036 года 1) 2) 3) 4) 5) 2008-2012 гг. 2013-2019 гг. 2019-2024 гг. 2025-2030 гг. 2031-2036 гг. Этапы: Цель государственной политики в области здравоохранения: Формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг. Пути инновационного развития Национальный проект «Здоровье» Развитие технопарков Повышение качества медицинского образования Фантомные центры практической подготовки Национальный проект «Здоровье» В рамках проекта можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медикосанитарной помощи усиление профилактической направленности здравоохранения расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи Развитие технопарков Курчатовский Зеленоградский Обнинский Сколково Повышение качества медицинского образования От «ознакомления с информацией» К «выполнению обучающих заданий» Фантомные центры практической подготовки Функций инноваций в общественном развитии. 1) они являются каналом воплощения в жизнь научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности и повышению ее наукоемкости. 2) с помощью инноваций расширяется круг производимых товаров и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей. 3) инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить товары и услуги с меньшими затратами труда. 4) концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести в соответствие структуру воспроизводства со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды. В здравоохранении под инновациями следует понимать целенаправленные преобразования в отрасли, в т.ч. в ее организационной структуре и экономическом механизме, направленные на повышение эффективности использования ресурсов и качества оказания медицинской помощи, а также наибольшее удовлетворение потребности населения в услугах здравоохранения. Для достижения указанной цели необходимо решение таких задач, как: 1. Создание концепции и стратегии инновационного развития здравоохранения на всех уровнях управления. 2. Формирование инновационного организационно-экономического механизма в здравоохранении. 3. Совершенствование нормативной правовой базы инновационного развития здравоохранения, в том числе в части научного обеспечения. Важнейшими направлениями государственной политики в области инновационного развития здравоохранения являются : 1. Формирование региональной инновационной системы здравоохранения в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны и региона. 2. Формирование инновационной инфраструктуры здравоохранения и эффективное управление имущественным комплексом. 3. Формирование инновационного механизма финансово-экономических отношений и экономической политики, направленной на эффективное использование бюджетных (внебюджетных) средств. Переход от финансирования «содержания учреждений» к финансированию деятельности учреждений здравоохранения, нацеленной на достижение результата. 4. Совершенствование механизма взаимодействия между участниками инновационного процесса в здравоохранении (органы управления здравоохранением, учреждения здравоохранения, образовательные и научные учреждения, территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС), страховые медицинские организации (СМО), органы исполнительной и законодательной власти). 5. Ориентация деятельности органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения на конечный результат. 6. Управление инновационной деятельностью в системе здравоохранения (учреждениях здравоохранения) на основе системного подхода, который делает возможным комплексное изучение инновационной системы как единого целого с изучением его структурных компонентов (подсистемы, элементы), взаимосвязей и финансовоэкономических отношений, выявлением роли каждого структурного компонента в инновационной деятельности. В состав инновационного механизма в здравоохранении входят : 1) Миссия, цели и задачи (в рамках структурной декомпозиции) управления инновационной деятельностью в системе здравоохранения и учреждениях здравоохранения. 2) Организационная инфраструктура здравоохранения и учреждений здравоохранения с выделением объектов и субъектов управления (в рамках структурной декомпозиции). 3) Финансово-экономические отношения между субъектами и объектами организационной инфраструктуры здравоохранения. 4) Методы и правила финансирования (прямое бюджетное финансирование, финансирование на основе финансовых нормативов - тарифы фонда ОМС, соплатежи населения за счет средств добровольного медицинского страхования (ДМС) либо прямой оплаты услуг). 5) Налогообложение учреждений здравоохранения, занимающихся предпринимательской деятельностью. В состав инновационного механизма в здравоохранении входят (продолжение) : 6) Методы регулирования деятельности учреждений здравоохранения: бюджетные ограничения (смета доходов и расходов, тарифы на медицинские услуги), нормативы объемов оказания медицинской помощи населению (в расчете на 1 человека) в рамках территориальной программы государственных гарантий (ТПГГ) оказания бесплатной медицинской помощи. 7) Структурно-организационные стандарты (медицинские паспорта районов, паспорта учреждений здравоохранения, положения, регламенты деятельности учреждения, подразделения, специалиста, табели оснащений учреждений здравоохранения, штатное расписание, квалификационные требования к специалистам и пр.). 8) Медико-экономические стандарты (МЭС) оказания медицинской помощи (МП) населению. В состав инновационного механизма в здравоохранении входят (продолжение) : 9) Модели конечных результатов деятельности системы здравоохранения и учреждений здравоохранения (целевые показатели). 10) Методы экономического анализа, в том числе финансового, управленческого и комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности системы здравоохранения и учреждений здравоохранения. 11) Методы финансового контроля и аудита эффективности (внутреннего и внешнего). 12) Нормативное правовое, методическое и информационно-аналитическое обеспечение инновационного механизма в здравоохранении. Инновационное управление можно рассматривать в трех аспектах:  как вид деятельности и процесс принятия решений;  как науку и искусство управления инновациями;  как аппарат управления инновациями. Как вид деятельности и процесс принятия решений инновационное управление представляет собой совокупность отдельных направлений управленческой деятельности (часто называемых функциями менеджмента), каждое из которых состоит из ряда этапов, выполняемых в определенной последовательности. Состав этих функций и задач управления зависят от уровня экономической системы (экономика в целом, отрасль, предприятие, отдельный проект) и условий ее функционирования. Выполнение любой задачи или осуществление отдельной функции инновационного менеджмента связано с принятием соответствующих управленческих решений. Инновационный менеджмент предполагает распределение задач и определение последовательности их выполнения, а также закрепление за ними конкретных исполнителей. Как наука и искусство управления инновационный менеджмент представляет совокупность как теоретических положений общего менеджмента и чисто специфических закономерностей, присущих данной сфере деятельности. Как аппарат управления инновационным процессом инновационный менеджмент предполагает создание соответствующей организации по координации деятельности групп людей для достижения определенных целей. Инновационное предприятие - это разновидность организации, для которой инновация является средством достижения целей. Понятие инновационного менеджмента как аппарата управления инновациями включает в себя:  систему управления инновациями, обладающую определенной иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;  группу менеджеров - руководителей различных уровней, наделенных определенными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и несущих ответственность за результаты функционирования организации. Классификация инноваций 1. В зависимости от технологических параметров: - процессные - новые методы организации производства, новые технологии; предметные - применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих. 2. По предмету и сфере деятельности выделяются следующие инновации: технологические; производственные; экономические; социальные; управленческие; научные. Классификация инноваций (продолжение) 3. В зависимости от глубины вносимых изменений: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные, псевдомодификации). 4. По роли в процессе производства: основные (создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей); дополнительные (расширяют рынок в соответствующих отраслях). 5. По причинам возникновения: реактивные (обеспечивающие выживание фирмы; инновация как реакция на нововведение, осуществленное конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке); стратегические (инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе). Американская практика организации процесса инноваций создала особый вид бизнеса - венчурное инвестирование. Название «венчурный» происходит от английского «adventure» - рискованное предприятие, начинание. Сам термин «рискованный» подразумевает, что во взаимоотношениях новатора и инвестора присутствует риск. Поэтому венчурных инвесторов называют еще агрессивными инвесторами. Венчурный инвестор может либо получить огромный выигрыш, либо все потерять, причем второй вариант наиболее вероятен. Поэтому инвестора в первую очередь привлекает качественно разработанный инновационный инвестиционный проект. Для диверсификации рисков венчурные инвесторы создают портфели инновационных проектов, что позволяет согласовать интересы новаторов и инвесторов. Агрессивный инвестор - инвестор, готовый идти на риск ради получения высоких дивидендов . Различают четыре основные стадии инвестирования в инновации: Предпосевная стадия - инвестирование в идею разработки нового продукта и НИР. Финансированием этой стадии, как правило, занимается государство. Посевная стадия - инвестирование в НИОКР. В качестве инвесторов на этой стадии выступают бизнесагенты. Стадия страртапа - инвестиции в компанию, которая находится на этапе первых продаж. Инвестиции на этой стадии обеспечивают бизнесагенты и (или) венчурные фонды. Стадия расширения бизнеса стадия, характеризующаяся увеличением объема продаж исключительно объект инвестиций венчурного капитала. В начале XXI века самый высокий процент ВВП (0,3%) на медико-биологические исследования (“наука о жизни”) выделяется в США, Великобритания, Исландия, Финляндия, Австралия, Канада. В современных условиях эффективным механизмом инновационного развития является проектный менеджмент (Project Management). Существуют различные определения проектного менеджмента. Проект - комплексное, одномоментное, ограниченное по времени, бюджету и ресурсам мероприятие, направленное на достижение цели или системы целей. Проектный менеджмент это упорядоченный подход к деятельности в неупорядоченной среде. Управление проектами - это процесс применения знаний, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности в целях достижения или превышения ожидания участников проекта. Основные элементы инновационного проекта Признаки классификации инновационных проектов Регламент проектного управления или инвестиционного бюджетирования включает в себя следующие позиции:  инициализация проекта постановка стратегической цели;  планирование проекта - разработка бизнесплана проекта, в том числе формирование инвестиционного бюджета проекта;  реализация проекта бюджетирование проекта;  контроль проекта контроль за отклонениями;  завершение проекта - подведение итогов и внедрение результатов проекта. Применительно к здравоохранению проектное управление необходимо для развития системы здравоохранения и учреждений здравоохранения, в том числе государственно-частного партнерства, эффективного управления инвестициями и направлено на достижение желаемого результата и с точки зрения показателей здоровья населения, и с точки зрения качества работы учреждений здравоохранения. Содержанием проектного менеджмента в здравоохранении являются собственно содержание проекта и содержание результата. В свою очередь содержание проекта включает в себя структурный компонент (ресурсное обеспечение) и процессный компонент (технологическое обеспечение). Содержанием результата проекта являются качество здоровья населения и качество оказываемых медицинских услуг населению, которые оцениваются по таким основным показателям, как доступность, безопасность и эффективность. Реализация проектного менеджмента затрагивает и инфраструктуру здравоохранения (ресурсное обеспечение), и процессный компонент (технологическое обеспечение), и финансово-экономические механизмы, как результирующий компонент, и в целом систему экономических отношений в здравоохранении. Для того, чтобы развитие здравоохранения продолжилось, необходима новая идея, которая послужит катализатором. Реализованная с помощью инвестиций новая идея придает здравоохранению динамику развития. Затем снова происходит замедление развития вследствие эффекта насыщения. Опять необходима новая идея и инвестиции. Циклическое развитие региона, отрасли экономики, организации Процесс продолжается циклически: замедление развития - новая идея - инвестиции на внедрение - оживление - замедление и т.д. Применительно к инновационной деятельности в здравоохранении риски можно классифицировать на:  организационные,  правовые,  финансовые,  структурные,  технологические. Механизмами управления изменениями в системе здравоохранения являются:  внутри-и вневедомственный контроль,  аудит, в том числе аудит эффективности,  интегральная оценка эффективности деятельности системы здравоохранения. Важнейшим механизмом исполнения и достижения целей проектного менеджмента является бюджетирование. Миссией Концепции инновационного развития здравоохранения является разработка эффективного организационно-экономического механизма управления здравоохранением для реализации публичных обязательств государства в сфере здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия. Целями Концепции являются: 1) Повышение структурной эффективности системы здравоохранения, обеспечение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, расширение организационноправовых форм медицинских организаций, развитие негосударственного сектора здравоохранения. Формирование конкурентной инновационной интегрированной многоуровневой целостной структурно-функциональной модели здравоохранения с учетом уровней оказания медицинской помощи населению (первичная медико-санитарная, специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь), видов, этапов и стандартов ресурсного обеспечения здравоохранения. Целями Концепции являются (продолжение): 2) Разработка конкурентного инновационного организационно-экономического механизма управления здравоохранением, обеспечивающего достижение сбалансированности между объемами государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи и ресурсным обеспечением здравоохранения на основе преимущественно одноканального финансирования отрасли через систему ОМС, стандартизации медицинской помощи и перехода на финансирование учреждений здравоохранения на основе финансовых нормативов (тарифов), рассчитанных на основе МЭС. 3) Изменение системы оплаты труда медицинских работников, при которой уровень ее оплаты зависит от объема и качества выполненной услуги, т.е. достигнутых планируемых результатов. 4) Выработка механизма взаимодействия между уровнями власти в части управления отраслью и ее финансированием на основе системы персонифицированного учета расходов в системе медицинского страхования. 5) Повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению края. Стратегия сдерживания спроса населения на медицинские услуги включает в себя:  соучастие населения в расходах на охрану здоровья (в этой части принимаются меры смягчения последствий соучастия в расходах для малообеспеченных слоев населения);  вакцинопрофилактику;  здоровый образ жизни;  здоровое питание, водопотребление;  экологическую безопасность, эффективное природопользование и пр. Стратегия сдерживания предложения на медицинские услуги включает в себя:  выбор приоритетов развития здравоохранения;  развитие механизма стратегического планирования системы здравоохранения, включая ее структуру, ресурсное и технологическое обеспечение, внедрение методов экономического анализа в оценку деятельности системы здравоохранения, ее отраслей и субъектов хозяйствования;  установление предельных уровней расходов на здравоохранение путем составления фиксированных бюджетов, смет и установления тарифов на медицинские услуги;  анализ материально-технической базы здравоохранения и оценка эффективности использования ресурсов отрасли;  изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников, как механизма формирования стимулов у лечебно- профилактических учреждений к проведению реструктуризации и эффективному использованию ресурсов и пр. К дополнительным мероприятиям в области сдерживания спроса населения на медицинские услуги следует отнести: Формирование здравоохранной идеологии для всех субъектов здравоохранной сферы. Здесь на уровне региона может быть Центр профилактики как координирующей орган, в ведении которого может быть развитие профилактической медицины. Определение реального спроса населения на медицинские услуги, что позволить рассчитать реальные объемы медицинской помощи, дифференцированные по уровням, видам и интенсивности. Развитие дополнительных источников финансирования здравоохранения (ДМС, платные медицинские услуги и пр.). Все эти мероприятия уменьшают нагрузку на здравоохранение и, следовательно, снижают объем потребляемых ресурсов. Целью формирования региональной инновационной инфраструктуры здравоохранения является достижение такового соотношения между элементами системы здравоохранения через связи и взаимодействие, при котором в отрасли формируются инновационные экономические механизмы, которые, с одной стороны, способствуют развитию регионального здравоохранения и эффективному использованию ресурсов, а с другой стороны - способствуют наибольшему удовлетворению потребностей населения в медицинской помощи и его оздоровлению Задачами структурных преобразований в здравоохранении на уровне региона являются: 1. Формирование адекватных целей (целеполагание). 2. Выбор приоритетов. 3. Разработка стратегий структурных преобразований и выбор варианта структурирования. 4. Реализации стратегии структурных преобразований системы здравоохранения: 5. организационно-правовая (изменение форм собственности учреждений здравоохранения); 6. финансовая (изменение источников финансирования учреждений здравоохранения); 7. производственная (изменение структуры производства, технологий, результатов). 8. Медико-экономический мониторинг. 9. Принятие управленческих решений. Структуризацию любой системы можно проводить двумя путями: 1. Изменение существующей структуры (реструктуризация) в форме реорганизации отдельных элементов, функциональных связей и взаимодействий. 2. Формирование новой структуры за пределами существующей системы (организации) со сменой элементов, связей и взаимодействий. Дерево целей” структурных преобразований в системе здравоохранения Интегрированная многоуровневая организационная структура здравоохранения региона Блок-схема экономической модели здравоохранения Структура экономической модели здравоохранения региона Реализация инновационной экономической модели здравоохранения позволит создать эффективную систему здравоохранения, характеризующуюся следующими основными критериями 1. Доступность медицинской помощи. 2. Эффективность медицинской помощи. 3. Наличие выбора для потребителя медицинских услуг. 4. Защищенность потребителя медицинских услуг. 5. Удовлетворенность потребителя оказанной медицинской помощью. В системе здравоохранения можно выделить два основных вида резервов: 1. Рациональное использование ресурсов при существующей системе производства медицинских услуг. 2. Интенсификация и повышение эффективности производства медицинских услуг. Классификацию резервов преимущественно интенсивного развития здравоохранения можно представить следующим образом: 1) Совершенствование системы управления производством медицинских услуг:  совершенствование планирования;  совершенствование организации;  совершенствование мотивации персонала;  совершенствование координации;  совершенствование анализа;  совершенствование контроля. 2)Совершенствование производства медицинских услуг:  совершенствование использования материальных ресурсов;  совершенствование использования трудовых ресурсов;  совершенствование использования финансовых ресурсов. Реализация предложенных мероприятий возможна на основе учета следующих положений:  система медицинской помощи населению представляет собой единый технологический процесс, ранжированный по уровням оказания медицинской помощи (первичная медикосанитарная, специализированная, высокотехнологичная), обеспечивающий гражданам государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи;  сочетание технологического цикла с экономической целесообразностью позволяет эффективно использовать ресурсы системы здравоохранения;  создание эффективной системы управления здравоохранением позволяет сохранить необходимый объем медицинской помощи населению, ее качество и эффективность, привлечь дополнительные внебюджетные средства. К основным резервам повышения эффективности использования финансовых ресурсов следует отнести: 1) Конкретизацию и законодательное закрепление государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи. 2) Модернизацию системы обязательного медицинского страхования, одноканальное финансирование, совершенствование тарифной политики за счет разработки системы финансовых нормативов, рассчитанных на основе медико-экономических стандартов, позволяющих в полном объеме возместить расходы учреждений здравоохранения. К основным резервам повышения эффективности использования финансовых ресурсов следует отнести (продолжение): 3) Переход на программно-целевое бюджетирование в здравоохранении. 4) Создание условий для привлечения дополнительных инвестиций в систему здравоохранения края (ДМС, платные медицинские услуги), в том числе за счет негосударственного сектора здравоохранения и пр. 5) Расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений на основе преобразования бюджетных учреждений в организационно-правовую форму автономных учреждений. 6) Развитие государственно-частного партнерства. К основным резервам повышения эффективности использования материальных ресурсов следует отнести: 1. Выстраивание многоуровневой системы оказания медицинской помощи населению с выделением уровней, видов и этапов медицинской помощи. 2. Приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи. 3. Инвентаризацию основных фондов учреждений здравоохранения, в том числе их активной части; разработку табелей оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием; определение норм фондовооруженности и фондооснащенности, обеспечения специалистами учреждений здравоохранения. 4. Разработку целевых программ по воспроизводству активной части основных фондов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. 5. Развитие и эксплуатацию автоматизированной программы по мониторингу медицинских изделий (АИС ММИ) и пр. К основным направлениям эффективного использования кадрового потенциала здравоохранения следует отнести: 1. Упорядочение номенклатуры учреждений здравоохранения. 2. Упорядочение номенклатуры должностей работников здравоохранения. 3. Модернизация рабочих мест, приведение их в соответствие со стандартами оснащения, положениями о структурных подразделениях. 4. Преобразование структуры врачебных кадров. 5. Повышение значимости среднего медицинского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи. 6. Введение системы управленческой подготовки руководителей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения. 7. Совершенствование аттестации медицинских работников. Оценку результативности и эффективности элементов системы здравоохранения следует проводить по нескольким уровням:  Уровень субъекта Федерации.  Уровень муниципального образования.  Уровень учреждения здравоохранения, его отделений, подразделений и отдельных специалистов. Для каждого уровня разрабатывается система количественных и качественных показателей по следующим направлениям:  Клиническая результативность.  Социальная эффективность. Экономическая эффективность.  Показатели, отражающие дефекты деятельности. Этапами методики комплексной оценки эффективности деятельности системы здравоохранения являются: 1. Сбор и анализ исходной информации о деятельности системы здравоохранения и учреждений здравоохранения за оцениваемый период времени. 2. Обоснование системы целевых качественных и количественных показателей для рейтинговой оценки, их классификация, расчет итогового показателя рейтинговой оценки. 3. Ранжирование учреждений здравоохранения по рейтингу. 5. Лицензирование медицинской деятельности (ЛМД) государственная задача, которая служит целям обеспечения населения качественной и эффективной медицинской помощью и является его гарантией. Система ЛМД в РФ, берет свое начало с введения в действие:  Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.01 «О лицензировании     отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 08.12.2016) «О лицензировании медицинской деятельности» Письмо Минздрава России от 04.07.2018 N 17-2 10 2-4323 «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» Письмо Минздрава России от 30.08.2017 N 15-4 10 2-6088 «О разъяснении порядка переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности» Письмо Росздравнадзора от 06.08.2018 N 01и-1932 18 «О новых законодательных требованиях к организации и выполнению работ при оказании медицинской помощи» ЛМД является процессом, в результате которого медицинские организации любых организационноправовых форм получают право (разрешение) заниматься медицинской деятельностью. Медицинская деятельность включает в себя выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий, медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, заготовку органов и тканей в медицинских целях. Результатом ЛМД считается установление наличия безопасных для здоровья пациентов условий при применении профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных технологий. ЛМД проводится на основании лицензионных требований - совокупности условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, требований и условий, выполнение которых лицензиатом (заявителем на получение права на медицинскую деятельность) обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В случае подтверждения лицензиатом выполнения лицензионных требований и условий ему выдается лицензия - официальный документ, в котором указываются работы и услуги, разрешенные лицензиату для выполнения. Лицензионные требования условий состоят из перечня работ и услуг по медицинским специальностям, подлежащим лицензированию, а также требований и условий выполнения этих работ и услуг. К ним относятся: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему по праву собственности или на ином законном основании соответствующих помещений; б) наличие соответствующих организационнотехнических условий и материально-технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Минздравом РФ; в) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара; г) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг): с высшим образованием - не менее 5 лет, для лиц с средним медицинским образованием - не менее 3 лет; д) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя. Установленные лицензионные требования и условия пересматриваются Минздравом РФ по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет. Утверждение лицензионных требований и условий производится в соответствии с процедурой, установленной для принятия отраслевых нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении. Процедура ЛМД проводится в несколько этапов: 1) сбор и представление соискателем лицензии необходимых документов; 2) экспертиза лицензирующим органом представленных документов; 3) принятие лицензирующим органом решений: провести экспертизу по месту осуществления деятельности, выдать лицензию или отказать в выдаче лицензии. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы: а) заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения юридического лица, а также мест нахождения его территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, а также места осуществления лицензируемой деятельности - для индивидуального предпринимателя; лицензируемой деятельности, которую намерен осуществлять лицензиат (с перечислением работ и услуг, которые будут выполняться); б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием его кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя; в) копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, составляющих медицинскую деятельность; г) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; е) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица. Требовать от соискателя лицензии предоставления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается. В ходе экспертизы лицензирующим органом представленных документов оцениваются: • соответствие имеющихся у лицензиата условий к осуществлению медицинской деятельности лицензионным требованиям наличие соответствующих помещений (здания, сооружения, кабинеты и рабочие места, принадлежащие лицу, осуществляющему медицинскую деятельность на праве собственности или иных законных основаниях), отвечающих требованиям действующих строительных, а также санитарно-гигиенических правил и норм; •        организационно-технические условия - наличие у субъекта, осуществляющего медицинскую деятельность: системы управления КМП; системы обеспечения медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, поддержания их в работоспособном состоянии, обеспечения условий их хранения, метрической поверки и сертификации; при наличии лабораторной службы - обеспечение системы внешнего контроля качества лабораторных исследований; выполнение требований охраны труда и техники безопасности; использование отраслевых и иных стандартов (стандарты оказания медицинской помощи при заболеваниях, соответствующих объемам заявляемых для соискания лицензии видов деятельности, утвержденные руководителем соискателя лицензии, обновляемые не реже 1 раза в 2 года). ведение государственной статистической отчетности; для оказания стационарной помощи, в том числе в условиях дневного стационара, соискатель лицензии должен иметь формулярную комиссию, службу клинического фармаколога, Формулярный перечень ЛС, утвержденный руководителем соискателя лицензии, обновляемый не реже 2 раз в год. •        материально-техническое оснащение работ и услуг, включающее: выполнение работ и услуг в соответствии с установленной номенклатурой и отраслевыми классификаторами; документально подтвержденное наличие соответствующих служб, подразделений, кабинетов, рабочих мест; соответствующее оборудование (разрешенное к применению Минздравом РФ, технически исправное, проверенное в установленные сроки, отвечающее требованиям безопасности в применении); наличие инструментов, отвечающих требованиям государственных или отраслевых стандартов; наличие транспорта (отвечающего требованиям соответствующих нормативных документов по техническому состоянию), соответствующих кадров, соблюдения условий, обеспечивающих эксплуатацию и ремонт; применение медицинских технологий, разрешенных Минздравом РФ, ведение документации по установленным формам и правилам; обеспечение номенклатуры специальностей кадрами наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников, провизоров, фармацевтов и др.), имеющих соответствующее высшее или среднее специальное образование, дополнительную подготовку и специальную подготовку, полученную или проведенную уполномоченными лицами и подтверждаемую документами установленного образца; • обеспечение управления - наличие в штате руководителя или уполномоченного лица, осуществляющего общее руководство, имеющего соответствующее высшее специальное образование и стаж работы по лицензируемой деятельности не менее 5 лет для юридического лица и 2 лет для индивидуального предпринимателя; • повышение квалификации - обучение, подготовка, переподготовка или получение специализированного образования по утвержденным в установленном порядке образовательным программам, прохождение которого производится аккредитованными или иными уполномоченными образовательными учреждениями, имеющими право выдачи соответствующих (установленного образца) подтверждающих документов. После завершения экспертизы предоставленных лицензиатом документов составляется экспертное заключение, которое рассматривается на заседании лицензионной комиссии, где принимается решение о выдаче соискателю лицензии либо об отказе в ее выдаче. • Аккредитация медицинских организаций составляющая системы управления и контроля качества медицинской помощи является Целью аккредитации в здравоохранении служит обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и качества. Задачи системы аккредитации в здравоохранении выступают: • повышение КМП путем внедрения единых требований и нормативов оказания медицинской помощи, системы комплексной клинико-экономической оценки результатов в здравоохранении; • создание и развитие постоянно действующей системы мониторинга дефектов медицинской помощи и врачебных ошибок; • подтверждение компетентности производителей продукции, работ, товаров и услуг в здравоохранении для участия в программах медицинского страхования, а также иных программах, финансируемых из бюджетов всех уровней; Задачи системы аккредитации в здравоохранении выступают (продолжение): • обеспечение доверия граждан к деятельности по подтверждению соответствия производимых продукции, работ, товаров и услуг в здравоохранении установленным критериям; • создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных субъектов на национальном и международном уровне; • создание конкурентной среды в здравоохранении. • • • • • Основными принципами аккредитации в здравоохранении являются: добровольность - объекты аккредитации проходят процедуру исключительно в добровольном порядке; единообразие - единство критериев, требований, методов и правил аккредитации в системе здравоохранения Российской Федерации; конкурентность - свобода выбора органа по аккредитации, обеспечение процедурой аккредитации конкурентоспособности аккредитованных субъектов; стандартизация - разработка требований к субъектам аккредитации на основе принципов и правил системы стандартизации в здравоохранении; значимость - целесообразность требований с научной и практической точек зрения; • • • • Основными принципами аккредитации в здравоохранении являются (продолжение): актуальность - соответствие требований системы аккредитации в здравоохранении уровню научнотехнического и материально-технического развития отрасли в Российской Федерации, международному и национальному законодательству; консенсус - принятие решений на основе принципов и правил консенсуса; комплексность - требования и процедуры системы аккредитации охватывают всю совокупность ресурсов, технологий и результатов в здравоохранении; проверяемость - установленные требования и процедуры системы аккредитации в здравоохранении проверяются объективными методами. Субъектами аккредитации в здравоохранении являются федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, центры (органы) аккредитации в здравоохранении, эксперты по качеству, производители продукции, работ, товаров и услуг в здравоохранении. Центрами (органами) аккредитации служат субъекты системы аккредитации в здравоохранении, уполномоченные в установленном порядке на проведение работ по оценке соответствия (аккредитации) производителей продукции, товаров и услуг в здравоохранении. Экспертом по качеству системы аккредитации в здравоохранении выступает лицо, признанное в установленном порядке компетентным для участия в работе по аккредитации. Производителями продукции, работ, товаров и услуг в здравоохранении являются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность в установленном законом порядке при наличии лицензии на право осуществления определенного вида деятельности. Заявителем является субъект системы аккредитации в здравоохранении, претендующий на аккредитацию и представивший письменную заявку в орган по аккредитации. Аккредитованный субъект - субъект, получивший официальный документ (аттестат аккредитации), удостоверяющий его аккредитацию в здравоохранении. • • • • • • Федеральный орган аккредитации осуществляет: координацию работы по аккредитации в здравоохранении; принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, регулирующие проведение работ по аккредитации в здравоохранении; разработку и утверждение формы аттестатов аккредитации в здравоохранении; контроль проведения работ по аккредитации в здравоохранении; обеспечение взаимодействия с Межведомственной комиссией Госстандарта России, иными федеральными органами технического регулирования; подготовку и аттестацию экспертов по качеству системы аккредитации; Федеральный орган аккредитации осуществляет (продолжение): • утверждение Программы аккредитации субъектов системы аккредитации в здравоохранении; • выдачу аттестатов аккредитации установленного образца; • проведение проверок качества деятельности аккредитованных субъектов; • ведение единого реестра аккредитованных субъектов; • рассмотрение и проведение экспертиз, жалоб, спорных вопросов, возникающих в процессе аккредитации субъектов; • принимает решения об аккредитации субъектов системы аккредитации в здравоохранении; • принимает решения об отказе в аккредитации субъектов аккредитации, приостановлении, возобновлении, отмене действия аттестата аккредитации.          Органы по аккредитации в здравоохранении территорий: создают комиссию по аккредитации производителей продукции, работ, товаров и услуг; проводят экспертизу документов заявителей - производителей продукции, работ, товаров и услуг в соответствии с заявленными программами; обеспечивают работы по аккредитации производителей продукции, работ, товаров и услуг в здравоохранении в соответствии с утвержденными программами аккредитации; проводят проверку качества деятельности аккредитованных производителей продукции, работ, товаров и услуг в здравоохранении; выдают аттестаты аккредитации установленного образца; принимают решения о приостановлении, возобновлении, отмене действия аттестата аккредитации; ведут реестр аккредитованных ими производителей продукции, работ, товаров и услуг в здравоохранении; передают сведения по установленной форме в установленные сроки в Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения; обеспечивают достоверность сведений, представляемых в заявлении на аккредитацию в Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения. Эксперты по качеству системы аккредитации в здравоохранении:  участвуют в работе по аккредитации заявителей - субъектов системы аккредитации в здравоохранении;  участвуют в проверке качества деятельности аккредитованных субъектов.  Организаторы и исполнители программ государственных гарантий и медицинского страхования, органы по аккредитации, производители продукции, работ, товаров и услуг в здравоохранении:  обеспечивают достоверность сведений, представляемых в заявлении на аккредитацию в орган по аккредитации в здравоохранении;  обеспечивают условия для проведения процесса аккредитации аккредитующим органом;  предоставляют всю необходимую для проведения аккредитации информацию, демонстрируют экспертам по качеству помещения, оборудование, предоставляют возможность беспрепятственного общения экспертов по качеству с персоналом и пациентами в соответствии с заявленными программами аккредитации;  обеспечивают соответствие критериям и требованиям аккредитации в процессе производства продукции и товаров, выполнения работ и услуг. Программы аккредитации в здравоохранении включают в себя:  перечень субъектов, аккредитуемых по данной программе;  набор документов и сведения, предоставляемые заявителем;  критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель, чтобы быть аккредитованным в системе аккредитации в здравоохранении;  стандарты аккредитации и требования, используемые при проведении аккредитации;  правила аккредитации совокупность организационно-технических мероприятий и нормативных документов по оценке соответствия. • o o o o Аккредитация проводится в 3 этапа. Предварительный этап, включающий: подачу заявителем набора документов, заявки и заключения договора на проведение аккредитации и инспекционного контроля; назначение органом по аккредитации эксперта или инспекционной группы; вынесение решения экспертной комиссией органа по аккредитации и срокам проведения аккредитации; предоставление свидетельства, подтверждающего регистрацию в качестве кандидата на аккредитацию. • o o o o o o Этап аккредитации, включающий: экспертизу представленных документов; сбор информации и заявителе экспертами; инспектирование заявителя; составление аналитической справки, внесение рекомендаций, составление отчета и формирование предложений для экспертной комиссии органа по аккредитации; принятие решения экспертной комиссией о предоставлении или отказе в предоставлении аттестата аккредитации; предоставление аттестата аккредитации и внесение в реестр. Этап инспекционного контроля, включающий:  назначение плановых инспекционных проверок;  мониторинг деятельности аккредитованного субъекта. Официальным документом, удостоверяющим аккредитацию в системе здравоохранения, является аттестат аккредитации, который выдается аккредитованному субъекту на срок до 5 лет. Отдельными программами аккредитации могут быть предусмотрены иной срок аккредитации, не превышающий 5 лет, а также введение категорий соответствия. • В аттестате аккредитации указываются:  наименование органа по аккредитации;  сведения о специалистах, проводивших экспертизу;  наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица;  фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя;  область аккредитации;  программа аккредитации;  срок действия аккредитации;  идентификационный номер налогоплательщика;  номер аттестата аккредитации;  присвоенная категория;  сведения о назначении планового инспекционного контроля;  дата принятия решения о предоставлении аттестата аккредитации. Эти же сведения заносятся в реестр, который ведется органом по аккредитации. Органы по аккредитации направляют сведения из реестра в федеральный орган по аккредитации, который ведет национальный отраслевой реестр аккредитованных субъектов. Инспекционный контроль за соблюдением аккредитованным субъектом или кандидатом на аккредитацию требований профессиональных стандартов осуществляется органами по аккредитации в пределах их компетентности. Органы по аккредитации проводят плановые и внеплановые проверки в соответствии с порядком, определяемым действующим законодательством. Решения по результатам инспекционного контроля принимаются на заседании экспертной комиссии. Органы по аккредитации вправе приостанавливать действие аттестата в случае выявления органами по аккредитации неоднократных нарушений или грубого нарушения аккредитованным субъектом требований профессиональных стандартов. Орган по аккредитации обязан установить срок устранения аккредитованным субъектом нарушений, повлекших за собой приостановление действия аттестата аккредитации. Аттестат аккредитации может быть аннулирован решением суда на основании заявления органа по аккредитации в случае, если нарушение аккредитованным субъектом требований профессиональных стандартов повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд орган по аккредитации вправе приостановить действие указанного аттестата аккредитации на период до вступления в силу решения суда. Вопросы для контроля: 1. Основные отличия «денег» от «финансов»? 2. Дать определение инвестициям и инвестиционной среде? 3. Из чего складываются валовые инвестиции? 4. Что такое «реальные» и «прямые» инвестиции? 5. Условия притока инвестиций в здравоохранение в России? 6. Основные механизмы государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения? 7. Уровни и методы решения проблем управления в здравоохранении? 8. Основные приоритеты и задачи государственной политики в области здравоохранения? 9. Основные показатели, включаемые в систему мониторинга и оценки хода реализации программ в здравоохранении? 10. Перечислите функции, относящиеся к решению стратегических и текущих задач в здравоохранении? 11. Что такое «инновации» и кто такие «инноваторы»? 12. Функции инноваций в общественном развитии? Вопросы для контроля (продолжение): 12. Основные направления государственной политики в области инновационного развития здравоохранения? 13. Укажите состав инновационного механизма в здравоохранении? 14. Раскройте аспекты инновационного управления? 15. Что из себя представляет инновационное предприятие и что такое «венчурное производство» 16. Дайте классификацию инноваций? 17. Раскройте содержание основных стадий инвестирования? 18. Сформулируйте признаки классификации инновационных проектов? 19. Укажите основные критерии реализации инновационной экономической модели здравоохранения? 20. Процесс лицензирования медицинской деятельности, этапы и процедуры? 21. Аккредитация медицинских организаций, ее цель и задачи? 22. Содержание этапов проведения аккредитации медицинских организаций? Спасибо за внимание!
«Инвестиции и инновации в здравоохранении» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot