Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Социальные проекты, их разработка и реализация; социальные инновации

  • 👀 533 просмотра
  • 📌 492 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Социальные проекты, их разработка и реализация; социальные инновации» docx
Лекции СП (заочники) – 4 часа Тема 1. Социальные проекты, их разработка и реализация – 2 часа Тема 2. Основные операции по управлению социальным предприятием -2 часа По темам: Тема 1. Социальные проекты, их разработка и реализация 1.Социальные инновации 2.Социальные идеи и возможности бизнеса 3.Социальный проект как инструмент реализации бизнес-идеи 1.Социальное предпринимательство направлено на решение социальных проблем, чему посвящена деятельность социальных предприятий. На практике она осуществляется в виде различных социальных проектов, которые разрабатывают и реализуют социальные предприниматели. Однако задача социального предпринимательства не подменять функции государства в развитии социальных институтов, а содействовать развитию новых форм социальных услуг, продуктов и расширению их инфраструктуры. В этой связи наиболее востребованными являются социальные инновации. Понятие инновация широко употребляется в современном мире. Понятие «innovation» появилось в научных исследованиях в XX веке. Первоначально оно означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин «инновация» (лат.«innovato») означает обновление или улучшение. Этот термин часто понимают как особую культурную ценность – материальную или нематериальную, - которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Закономерности технических нововведений стали изучаться в начале XX века. В некоторых источниках отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация». Следует учитывать, что любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты к распространению. И уже в новом качестве они выступят как инновации. Инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. В зависимости от решаемых задач, выделяют различные основания классификации инноваций, создающих целую систему. В литературе упоминается свыше 25 оснований, структурирующих инновации. Основными признаками их классификации являются: уровень новизны; степень радикальности; сфера применения; предметное содержание; масштабность; степень воздействия на эффективность инновационных процессов; характер использования; роль в воспроизводственном процессе; назначение; уровень регуляции и управления; характер общественных целей; стимул (источник) появления; характер инновации. Критериями классификации инноваций могут быть: комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; возможность количественно (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации. Социальные инновации в литературе характеризуются многосторонне и, прежде всего, как «новые решения, отвечающие социальным потребностям и одновременно создающие новые или улучшенные системы взаимодействия, способствуют эффективному использованию ресурсов и расширению социальных возможностей» (Ева Бунд). В другом определении социальные инновации понимаются как «инновационная деятельность и услуги, которые предназначены для удовлетворения социальных потребностей и которые преимущественно разрабатываются и распространяются через социальные организации» (Дж.Мулган и др.). В названных и других определениях определены специфические особенности социальных инноваций. К ним, в том числе, относятся: - наличие новизны, инновационной составляющей; - социальная потребность, адекватная современным требованиям; -реализация социальных инноваций осуществляется через социальный сектор (преимущественно); -социальная инновация содействует росту социальной эффективности; -характеризует новые управленческие решения; - модернизирует и улучшает системы взаимодействия и коммуникации; -и др. Социальные инновации часто классифицируют по ряду основополагающих признаков. В зависимости от масштаба использования различают одиночные и тиражируемые (диффузные) социальные инновации. В зависимости от уровня использования различают социальные инновации на микроуровне (в пределах организации); в масштабах муниципальной территории; на региональном уровне; на национальном уровне; в межстрановом уровне. В зависимости от сферы использования социальные инновации делятся на: а)направленные на повышение качества жизни людей (образование, здравоохранение, социальная защита и др.); б)на решение экологических проблем; в)повышение эффективности производства социальных благ; г)на обеспечение гендерного равенства и др. В зависимости от степени новизны социальные инновации делятся на модификационные; радикальные; системные (новые системы). Наиболее принятым является деление социальных инноваций на: а)сервисные инновации (новые или модернизированные социальные услуги); б)в сфере социальных технологий (нововведения в общественной сфере); в)инновационные источники новых трудовых и производственных ресурсов; г)инновационные формы, инструменты, методы и технологии управления; д)новые формы вовлечения потребителей в реализацию социальных проектов и их финансирование. 2. Социальные идеи возникают на пересечении личных устремлений и опыта предпринимателя и возникшей социальной потребности. Формирование социальной бизнес-идеи требует учета возможностей участия заинтересованных сторон в финансировании социального проекта и ее реализации в целом. Источниками бизнес-идей могут выступать также различные виды деятельности; контакты с другими предпринимателями и НКО; полученные новые знания и знакомство с новыми технологиями; интуиция и случайные совпадения и многое другое. Но решающее значение все-таки имеет реальная оценка существующих возможностей для реализации бизнес-идеи. Бизнес-возможность – это совокупность благоприятных рыночных условий и обстоятельств, способствующих реализации данной социальной бизнес-идеи. Такая возможность у бизнеса возникает под влиянием целого ряда факторов. Основными среди них являются – осознание высокой социальной значимости бизнес-идеи; осознание временного периода реализации социального проекта («временное окно»); наличие конкурентоспособной составляющей предлагаемой бизнес-идеи; обеспечение прибыли предприятию и безубыточности его функционирования; наличие соответствия между бизнес-возможностью и компетенциями и навыками социального предпринимателя и его команды; доступ к необходимому объему финансовых ресурсов и др. В литературе представлена методика оценки бизнес-возможностей социальной идеи. Она основана на оценке каждой бизнес-возможности по четырем группам критериев (потенциалов). В том числе, это потенциалы – социальной ценности; рыночный; конкурентоспособного преимущества; устойчивости. Каждая из названных групп включает пять критериев по каждому из которых оценка выставляется по бинарной системе «слабая возможность - сильная возможность». Данная методика позволяет оценить как каждый отдельный потенциал, так и с учетом всех четырех потенциалов. Так оценка потенциала социальной ценности осуществляется по следующим критериям: а)оценка социальной потребности; б)соответствие миссии предприятия; в)степень удовлетворения выявленной социальной потребности; г)социальная эффективность инвестиций; д)отношение местного сообщества к данной идее. Оценка рыночного потенциала осуществляется с помощью критериев: а)наличие неудовлетворенного спроса; б)«окно возможностей» (степень соответствия времени реализации бизнес-идеи потребностям рынка); в)уровень заинтересованности инвесторов; г)объем потенциального рынка; д)достижимая доля рынка. Анализ потенциала конкурентоспособного преимущества оценивается с помощью критериев: а)уровень входных рыночных барьеров; б)возможные альянсы и перспективные партнерства; в)степень контроля над расходами социального предприятия; г)привлекательность миссии предприятия; д)качество управленческой команды проекта. Потенциал устойчивости оценивают с помощью критериев: а)обеспечение ресурсами; б)уровень компетенции социального предпринимателя и персонала; в)достаточность инвестиций; г)способность проекта стабильно генерировать прибыль; д)убедительность миссии предприятия. В зависимости от количества оценок «сильная возможность» можно оценить уровень потенциала как сильный, средний, слабый. Далее можно рассчитать интегральный показатель анализируемой бизнес-идеи. При высокой оценке идеи реальность ее осуществления значительно повышается. Эту возможность должно реализовать социальное предприятие, которое должно обладать высоким уровнем инновационности, как в области продукта, так и в сфере технологий и организации бизнеса. Таким образом, именно инновации выступают главным связующим звеном между бизнес –идеей социального предпринимателя и бизнес-возможностями участников социального проекта. 3. Словарь В.И.Даля характеризует идею как определенное намерение, замысел. Следовательно, бизнес-идея – это замысел, который может каким-то образом представить прообраз бизнеса, на основе чего может быть создано новое предприятие, реализован конкретный проект, характеризующий новое направление деятельности предприятие. Формирование идеи будущего бизнеса является исходным этапом любой предпринимательской деятельности, включая социальное предпринимательство и социальные проекты. В этом случае идея возникает на пересечении личных устремлений предпринимателя в связи с существующей определенной социальной потребностью, а также возможности заинтересованных сторон в обеспечении ресурсами процесса удовлетворения данной потребности. Формирование бизнес-идеи у предпринимателя может осуществляться под влиянием: -личного бытового или производственного опыта; -любой вид деятельности, которым человек занимается в свободное время; -личные контакты предпринимателя с партнерами по бизнесу, потенциальными потребителями, исследователями, экспертами и успешными бизнесменами; -специальный поиск идей в отраслевых изданиях, научных журналах, материалах симпозиумов, открытых отчетах компаний и др.; -знания, полученные в результате посещения выставок, конференций, производственных предприятий и учебных заведений; -интуиция или случайная находка в рамках решения какой-либо другой задачи; -изучение размещенных в интернете специализированных банков и каталогов бизнес-идей социального предпринимательства и др. При этом следует учитывать, что не каждая бизнес-идея может быть реально воплощена в жизнь, получить обоснование в виде конкретного проекта. Для этого должны быть в наличии следующие факторы: -предлагаемая бизнес-идея создает социальную ценность и формирует существенный социальный эффект; -реализация этой идеи возможна в рамках определенного интервала, когда соответствующая социальная потребность будет востребована и актуальна; -бизнес-идея должна обеспечить создание продукции или услуги, обладающей конкурентными преимуществами, что позволит занять свою долю конкурентного рынка; -реализация бизнес-идеи должна обеспечить предпринимателю прибыль, так как его безубыточное функционирование напрямую зависит от этого; -необходимо наличие соответствия между возможностью и набором навыков и компетенций, которыми должен обладать социальный предприниматель; -доступность к финансовым ресурсам, что является определяющим фактором реализации любой бизнес-идеи и др. Наличие социальной идеи предоставляет возможность ее реализации в виде самостоятельного проекта. Под проектом, в узком смысле, понимают любой вид человеческой деятельности, либо совокупность работ, направленных на извлечение определенных выгод от использования ресурсов. К проектам можно отнести целесообразную деятельность людей по покупке ценных бумаг, размещению свободных денежных средств в банк, строительство новых и реконструкцию действующих объектов, даже торгово-посредническую деятельность и др. С учетом вышесказанного, проектом назовем любую схему размещения ресурсов, которая может быть оценена и проанализирована как отдельная независимая единица. К более широкому понятию проекта может быть отнесено любое мероприятие, которое ведет к улучшению условий жизни общества и способствует ускоренному развитию национальной экономики, т.е. мероприятие, способствующее максимизации общественного благосостояния с учетом социальных целей и ограничений. В большинстве случаев все разновидности проектов условно делят на коммерческие и инвестиционные. В коммерческих проектах ресурсы общества или частных предпринимателей направляются на получение спекулятивной прибыли путем купли-продажи определенных товаров и услуг. Инвестиции в зависимости от направления использования делятся на финансовые и реальные. В отличие от обычного финансирования реальные инвестиции имеют место, если часть полученных текущих доходов направляется на долгосрочные вложения, т.е. используется для увеличения объемов основных фондов; их технического обновления; покупки ценных бумаг и др. Поэтому под «инвестиционным проектом» принято понимать систему финансово-экономических, инженерно-технических документов, которые нужны, чтобы обосновать целесообразность использования части доходов общества на реализацию проекта. Социальный проект является еще одним видом проектов, который имеет собственные специфические черты и характеристики. В социальных проектах экономические интересы предпринимателя занимают не главное место, а потребности в инвестициях могут быть достаточно высокими. В этой связи можно сказать, что в социальных проектах отражены специфические черты инвестиционных и коммерческих проектов. 2.Задания СРС (сдается как самостоятельная работа) – часы по УП 1.Список основных источников изучения курса (1 неделя) 2.Реферат на тему «Зарубежный опыт социального предпринимательства» (2 неделя) 3.Презентация отечественного социального предприятия (3 неделя) 4.Глоссарий (4 неделя)
«Социальные проекты, их разработка и реализация; социальные инновации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 179 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot