Инструментарий исследовательской деятельности в практике государственного и муниципального управления
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Инструментарий исследовательской деятельности в практике государственного и муниципального управления
Тема Социологическая анкета: требования и принципы разработки
В данном вопросе будут рассмотрены три подвопроса
Требования при разработке анкеты
Вопрос: Что собой представляет социологическая анкета?
Анкета представляет собой документ, который содержит жестко фиксированный порядок вопросов с указанием правил заполнения.
Анкета должна быть структурирована на блоки, объединяющие вопросы по тематике, что облегчает ее восприятие.
Композиция анкеты должна включать в себя ряд разделов:
1.введение или преамбула (представляет респонденту организацию, которая проводит исследование, его цели, значимость участия, правила заполнения анкеты, сообщает о конфиденциальности получаемых сведений, анонимности);
2.информативная часть (включает в себя основные вопросы исследования);
3.классификационная часть или «паспортичка» (содержит вопросы, направленные на получение социально-демографических сведений о респонденте, таких, как пол, возраст, образование, профессия и т.д.);
4.заключительная часть включает в себя открытый вопрос с предложением высказать дополнительные сведения, предложения, идеи, которые есть у респондента по данной теме, а также содержит благодарность за заполнение анкеты.
Таким образом, в начале анкеты располагается введение, представляющее собой обращение к респонденту. Затем располагаются вопросы, которые являются наиболее простыми, имеют нейтральный характер. Данные вопросы решают, как общую познавательную задачу, так и позволяют начать беседу, заинтересовать проблемой, вводят респондента в тему, формируя его установку на сотрудничество с исследователем. Более сложные вопросы, которые требуют определенных размышлений, следует размещать в середине анкеты. В конце анкеты уровень трудности вопросов должен снижаться. Обычно в конце анкеты располагают, так называемую,«паспортичку», в которой задаются вопросы социально-демографического характера.
Таким образом, располагать вопросы следует с нарастанием степени трудности, обеспечивая плавный переход от простых, нейтральных вопросов к более сложным, эмоционально окрашенным. Наиболее сложные вопросы располагают в середине анкеты, затем уровень трудности должен снижаться, что продиктовано такими психологическими аспектами, как нетерпеливость респондента, усиление усталости, ослабление внимания по мере заполнения вопросника.
Анкета должна быть структурирована на блоки, объединяющие вопросы по тематике, что облегчает ее восприятие. Данные блоки могут быть составлены по тематическому или проблемному принципу. Переход от одного блока к другому может быть дополнен пояснениями, например: «на данном вопросе мы завершаем разговор о благоустройстве Вашего района, перейдем теперь к проблеме качества дорог».
Определенные правила заполнения анкеты, пояснения, сигнализирующие о возможных трудностях, могут располагаться непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты: данные инструктивные указания сообщают о том, сколько, например, вариантов ответов может выбрать респондент при ответе или же акцентируют внимание на правилах заполнения вопросов-таблиц.
При разработке основной части анкеты особое внимание уделяется характеристикам поставленных вопросов:
• тип вопросов (формат ответов),
• содержание вопросов
• число вопросов
• последовательность вопросов в анкете
• присутствие контрольных вопросов.
Композиция анкеты определяется задачами исследования, темой опроса и особенностями вопросов. Расположение вопросов (или блоков вопросов) может следовать логике раскрытия темы опроса, иногда такая последовательность сознательно нарушается социологом в методических целях. Например, дополнительный вопрос, контролирующий достоверность ответа на основной вопрос, должен быть расположен не в прямой близости от него.
Должны удаляться друг от друга вопросы, которые вызывают так называемый «эффект эха»(ответ на один вопрос определяет содержание ответа на следующий вопрос). Например, такой вопрос «Считаете ли Вы, что к людям следует относиться с доверием?» вызывает эффект эха при ответе на следующий: «Рассказываете ли Вы о своих семейных заботах товарищам по работе?»
Вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и понятия. Число вопросов в анкете обычно не превышает 30— 40 (после 45 минут опроса внимание респондента снижается). Анкета считается «хорошей», если соблюдены два основных правила: формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответствовать возможностям респондента как источника информации (например, нельзя предъявлять непосильных требований к памяти, аналитическим способностям респондента или унижать чувство собственного достоинства).
Типы вопросов в анкете
Вопрос 18: Какие типы анкетных вопросов Вы знаете?
Основания для выделения типов вопросов в анкете подразделяются на следующие:
1.по функциям
2.по отношению к респонденту
3.по наличию возможных ответов
4.по характеру возможных ответов
4.по оформлению
5. по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента).
По функциям выделяют вопросы, решающие различные методические задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью:
• контрольные вопросы.
• вопросы – фильтры.
• контактные.
По наличию возможных ответов:
• Открытые вопросы
• Закрытые вопросы
• Полузакрытые вопросы
Недостаток открытых вопросов:
1. Смысловая многозначимость разговорного языка и связанная с ней возможная неоднозначность восприятия вопросов, приводили к значительному разнообразию формулировок ответов, получаемых на открытый вопрос. Это затрудняло статистическую обработку и классификацию ответов. Здесь требуется искусство расшифровки реальных смыслов, вкладываемых респондентами в их суждения.
2. Незаполняемость анкет по данным вопросам. Когда формулировки вопросов и их содержание не соответствовали социально- психологическим особенностям респондента бывает много не ответивших или отвечающих не по существу.
По оформлению (см. рис. 20):
1.текстовые
2.вопросы – таблицы.
Рис. 20. Разновидность вопросов по типу оформления
По предметному содержанию выделяются вопросы о знаниях людей, их мнениях по поводу различных явлений и фактов, о пожеланиях, ожиданиях и планах на будущее; о фактах поведения - поступках, действиях и результатах деятельности; наконец, о личности респондента. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.
В этом виде вопросов есть особый блок - вопросы о личности респондента, которые входят во все социологические анкеты и называются «паспортичкой», или социально-демографическими вопросами. Они выявляют пол, возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение, доход, место жительства или работы и т.п.
Другое направление классификации вопросов по предметному содержанию связано с выделением различных сфер социальной практики: труд, досуг, семья, культура, образование и т.п.
Требования при включении вопросов в анкету: логическая обоснованность и информационная значимость каждого вопроса, включение в анкету контрольных вопросов, соразмерность объема и содержания вопросов уровню образования, квалификации респондентов, включение в анкету преимущественно закрытых и полузакрытых вопросов
В научной литературе представлено значительное количество рекомендаций, обеспечивающих эффективность разработки вопросов анкеты. Принципы логического анализа вопросов анкеты, предложенные, в частности, О.М. Масловой, позволяют отбраковать, исключить грубые логические ошибки и оставить доброкачественные вопросы. Ведь если социолог допускает ошибки на этапе составления анкеты, то они добавляются к тем неизбежным ошибкам, которые сопровождают процессы формирования выборки, операционализации понятий, сбора и анализа данных.
Хотя составление анкет до сих пор является в большей степени искусством, чем наукой, можно сформулировать ряд простых общих правил, следование которым позволит вам быть уверенными в том, что анкета будет понятна участникам опросов.
Основные правила формулировки вопросов:
1.ясность анкетных вопросов;
2.исключить в анкете двусмысленные вопросы, абстрактные и многозначные термины;
3.в анкете необходим правильный порядок размещения вопросов;
4.организация анкеты, ее форма должна обеспечивать удобство работы с ней;
5.обязательность предварительной проверки анкет в пилотажном опросе, чтобы выявить основные трудности и проблеме в процессе ее заполнения;
6.вопрос должен касаться только одного предмета;
7.язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к его разговорной речи;
8.корректность формулировок вопроса;
9.формулировки вопроса должны мотивировать респондента на достоверный, полный, искренний ответ;
10.соблюдение пропорций при подборе положительных и отрицательных суждений в вопросе-меню
Вопрос 19: Назовите требования при постановке вопросов в анкете
Обеспечение качества анкетного опроса
Вопрос 20: Какие меры могут повысить качество анкетного опроса
Процесс составления анкеты представляет собой очень трудоемкую работу, которая требует квалификации, опыта, интуиции. Попытка стандартизировать данный процесс не представляется возможной, поскольку анкета направлена на получение актуальной информации по уникальной проблеме в контексте современных тенденций. Тем не менее, в отечественном опыте проведения социологических исследований присутствует практика стандартизации процесса разработки анкеты. В середине 80-х гг. были подготовлены отраслевые методические документы для заводских социологов. Согласно одному из них, была поставлена цель, в рамках которой предполагалась замена обычного социологического исследования стандартизированным анкетированием посредством типовой анкеты. На предприятия рассылались готовые анкеты, в которых содержался комплекс стандартных вопросов об уровне удовлетворенности трудом, организации труда, заработной плате и других аспектах. Широкого распространения данный опыт не получил. Еще менее рациональным представляется его применение в современных условиях, когда социально-экономические и политические факторы постоянно меняются, а производственная ситуация на каждом предприятии не может являться типичной и зависит от множества аспектов.
Источники составления анкет (см. рис. 21):
1.анкеты, использованные в других исследованиях;
2.литература по данной проблематике, публикации в СМИ;
3.опыт исследователя, его интуиция.
Рис. 21. Источники разработки анкеты
Вопрос заимствования чужого, уже апробированного инструментария является достаточно сложным. Полное или частичное использование уже прошедших апробацию анкетных форм является фактором повышения качества анкетного опроса, обеспечивает надежность исследования, преемственность результатов, позволяет отслеживать динамику изменений. Это особенно актуально, например, при оценке деятельности органов власти во временной динамике, при анализе социально-экономических факторов, определяющих уровень удовлетворенности жителей действиями властей. В зарубежной практике данный прием получил широкое распространение: при разработке новой анкеты 60% составляют заимствованные вопросы (при этом обязательным является указание автора!!!), 40% - собственные вопросы, прошедшие пилотажную апробацию. В отечественной практике заимствование чужих вопросов, если и происходит, то, как правило, анонимно, без указания авторства. В данном контексте практика заимствования чужих вопросов имеет серьезную этическую проблему. Одним из механизмов обеспечения качества анкетного опроса, преемственности его результатов является создание, например, в муниципальных образованиях района «банка вопросов», используемых при опросах общественного мнения жителей. Включение в анкету надежных, апробированных на практике вопросов из «банка» позволит не только повысить качество исследования, но и анализ оценок жителей в динамике, сравнение качества управленческих процессов в различных муниципальных образованиях. При этом очень важно приращение, обновление «банка вопросов», что диктуется изменением социально-экономических условий.
Вторым источником составления анкет могут являться публикации в средствах массовой информации. Трансформация публицистического материала в анкетный вопрос является интересным, но достаточно сложным делом. Рассмотрим следующий пример. Перед исследователем стоит задача выяснить отношение респондентов к местному самоуправлению. При формулировке базисной части вопроса может быть использована следующая конструкция: «В средствах массовой информации, по телевидению, в повседневных разговорах высказываются самые разные суждения относительно местного самоуправления. Какого мнения придерживаетесь Вы сами?». Далее излагается перечень вариантов ответа, формулировки которых заимствуются из средств массовой информации. При этом нужно проанализировать значительное количество публикаций для того, чтобы максимально полно представить всю палитру высказываний о местном самоуправлении, обязательно требуется учесть полярные суждения. Анализ газетных публикаций через определенное время показывает, что мнения в СМИ повторяются, это позволяет закончить научный поиск, поскольку весь спектр высказываний представлен в вариантах ответа. Следующий этап – обобщение высказываний, логический анализ, сжатие информации и литературная обработка, составление списка вариантов ответа (например, местное самоуправление – «это самостоятельная деятельность населения», «это деятельность местных чиновников, которые не учитывают мнения населения», «возможность проявления гражданской инициативы на местах» и т.д.). Перед тем, как использовать данные формулировки в широкомасштабных исследованиях обязательным является их пилотажная апробация, проверка того, насколько они понятны респонденту, а также анализ их соответствия целям и задачам исследования».
Основой для разработки анкеты является программа социологического исследования. Опора на интерпретацию понятий, операционализацию, раскрытие основных задач и возможность проверки гипотез являются важнейшими факторами обеспечения качества анкетного опроса.
Анкета представляет собой определенный механизм взаимодействия исследователя и респондента, представляя собой не только средство научного анализа, измерения необходимых параметров, но и коммуникативный канал, инструмент общения. В связи с этим анкета должна обладать высоким уровнем надежности и точности, выполняя предписанные данному инструментарию функции и обеспечивая качество и достоверность информации. Качество социологической анкеты определяется двумя факторами: научно-обоснованным подходом к ее разработке, искусством составления вопросов и восприятием текста со стороны респондентов, тем насколько адекватно были поняты вопросы.
В связи с чем, техники оценки понимания текста вопросов являются весьма востребованными. В социологической практике используются следующие техники:
экспертные оценки разработчиков анкеты;
экспертные оценки интервьюеров;
логический анализ анкеты;
когнитивные методы анализа текста анкет.
Прежде всего, требуется анализ лексической или логической правильности вопросов (например, насколько сбалансированы между собой варианты закрытых вопросов), их соответствие задачам исследования.
Цель когнитивного метода - изучить мыслительные процессы, определяющие содержание ответа респондентов. Данный метод позволяет конструировать более эффективный опросный инструментарий. Так, в процессе исследования было выяснено, что формулировки письменного вопроса и его воспроизведение вслух анкетером или же мысленно респондентом представляют собой разные вещи. Анкетер зачитывает вопрос одним образом, а сам респондент другим. При этом понимание вопроса и его восприятие определяется физическим и эмоциональным самочувствием, настроением, различными обстоятельствами и т.д. В процессе когнитивного анализа изучается сам мыслительный процесс во время ответа на вопросы.
При этом учитывается влияние таких факторов, как условия ситуации опроса, личностные особенности интервьюера и респондента, формулировки вопроса и многообразие его интерпретаций.
Методы когнитивного анализа связаны с улучшением формулировок вопросов и устранением неоднозначных суждений, а также повышением качества коммуникаций между респондентом и интервьюером (см. рис. 22).
Рис. 22. Методы когнитивного анализа
Таким образом, обеспечение эффективности государственного и муниципального управления предъявляет высокие требования к качеству информации, характеризующей современные тенденции социально-экономических и политических процессов. При этом достоверная информация может быть получена только при соблюдении всех требований к разработке программы социологического исследования и инструментария опроса.
Качество социологической анкеты определяется двумя факторами:
1.научно-обоснованный подход к ее разработке, искусство составления вопросов
2.восприятие текста со стороны респондентов, адекватность понимания задаваемых вопросов.