Инструментарий денежно-кредитной политики
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Экономическая
политика.
Денежно-кредитная
политика.
Заместитель директора
Института экономики РАН,
д.э.н. М.Ю. Головнин
Лекция 5
Инструментарий денежнокредитной политики
Характеристика прямых
инструментов
-
Они достаточно просты в применении, и
экономическим агентам сложно их обойти.
Способствуют неэффективному
перераспределению ресурсов в финансовом
секторе:
потенциальное неравенство в их
применении;
ограничение конкуренции среди банков;
увеличение бюрократических процедур, при
этом нет пользующихся доверием
механизмов принуждения;
уход ресурсов в неофициальный финансовый
сектор.
Причины перехода от прямых к
косвенным инструментам
Увеличение роли ожиданий участников
финансового рынка и ценовых сигналов
в экономике.
Снижение эффективности прямого
инструментария в силу валютной и
финансовой либерализации (Моисеев,
2011).
Предпосылки для перехода от
прямых к косвенным инструментам
Либерализация финансового сектора.
Развитие межбанковского рынка.
Эффективный надзор за банками.
Автономия центрального банка.
Отсутствие фискального
доминирования (Buzeneca I., Maino R.,
2007).
Общие тенденции развития инструментария
денежно-кредитной политики
Осталось очень мало стран,
использующих прямые инструменты
денежно-кредитной политики.
Среди развитых стран расширился
набор применяемых инструментов.
У развивающихся стран разнообразие
инструментов денежно-кредитной
политики меньше, чем у развитых
(Buzeneca I., Maino R., 2007).
Обязательные резервы:
основные понятия
Резервная база – объем обязательств кредитной организации,
служащий основой для расчета обязательных резервов.
Норма резервирования – установленное денежными властями
соотношение обязательных резервов к резервной базе.
Период расчета резервов – период времени, в течение
которого рассчитывается резервная база.
Период поддержания резервов – период времени, в течение
которого резервы хранятся.
Усреднение резервов – требование поддержания резервов не
на ежедневной, а на средней хронологической основе.
Вы четы из резервов – сумма, на которую кредитная
организация, имеющая льготы, может сократить величину
обязательных резервов.
Вы платы по резервам – процентные платежи, начисляющиеся
на денежные суммы, которые банки хранят в виде резервов.
Дифференцированны е нормативы – применение различных
норм резервирования по отношению к различным банковским
обязательствам (Моисеев, 2011).
Формы хранения обязательных
резервов
Наличные деньги в сейфах банков.
Счета и депозиты в центральном банке.
Государственные ценные бумаги и
корпоративные обеспеченные
облигации.
Депозиты в иностранной валюте и за
рубежом, высоколиквидные активы в
иностранной валюте (для пассивов в
иностранной валюте).
Основные функции
обязательных резервов
Денежный буфер.
Управление ликвидностью.
Регулирование денежного предложения.
Налогообложение.
Регулирование международных потоков
капитала.
Обязательные резервы в развитых и
развивающихся странах
Большинство стран использует усреднение
обязательных резервов.
Период хранения резервов в большинстве развитых
стран равен одному месяцу, в развивающихся
странах он короче.
Преобладающая форма хранения резервов: в
промышленно развитых странах – счета в
центральном банке, в развивающихся – наличная
форма.
В промышленно развитых странах буферная функция
резервов работает более эффективно.
В развивающихся странах обязательные резервы
продолжают выполнять функцию налога.
Причины снижения норм обязательного
резервирования или отказа от них
В рамках новых режимов денежно-кредитной политики
основной акцент переносится с регулирования денежной
базы на регулирование процентных ставок, где резервные
требования менее значимы;
усиливается межстрановая конкуренция банковских
структур, поэтому конкурентоспособность банков,
облагаемых квазиналогом в форме минимальных
резервных требований по большей ставке, в
относительном выражении снижается;
распространение финансовых инноваций позволяет
находить пути обхода регулирующих требований
(Tymoczko D., 2005).
Некоторые страны, например, Канада, Австралия, Новая
Зеландия, Гонконг, уже полностью отказались от
использования минимальных резервных требований.
Рефинансирование финансовых институтов:
контрагенты центральных банков
Центральный банк проводит операции
рефинансирования с контрагентами, которые
удовлетворяют определенным его требованиям. К их
числу могут относиться и банки, и небанковские
организации (как правило, активные участники
фондового рынка).
Два подхода:
узкий круг контрагентов – ФРС США (первичные
дилеры – около 20 ключевых инвестиционных
банков);
относительно широкий круг контрагентов – ЕЦБ
(соответствие единым для еврозоны критериям –
соблюдение резервных требований, финансовая
устойчивость удовлетворение операционным
критериям).
Рефинансирование финансовых
институтов: активы для обеспечения
Среди активов, используемых центральными банками в качестве
обеспечения по своим кредитам, преобладают
государственны е ценны е бумаги .
Причины:
- минимальный кредитный риск по этим ценным бумагам;
- высокая ликвидность рынка государственных ценных бумаг
(коммерческие банки держат их из соображений надежности);
- информационная прозрачность;
- расчеты осуществляются на централизованной основе;
- отсутствие искажающего конкурентного поведения на рынке.
В ряде стран принимаются в качестве обеспечения корпоративные
ценные бумаги, но они должны обладать минимальным риском
(надежность эмитентов) и высокой ликвидностью.
Могут также приниматься в обеспечение различные виды кредитов
коммерческих банков.
Для реализации цели поддержания финансовой стабильности в
ряде стран центральные банки могут выдавать кредиты без
обеспечения.
Коридор процентных ставок
«Система коридора процентны х ставок» регулирование центральным банком своих
процентных ставок таким образом, чтобы,
устанавливая ограничения на минимальные и
максимальные процентные ставки, удерживать
колебания рыночной ставки вокруг желаемого уровня.
Использование коридора как инструмента денежнокредитной политики:
- сдвиг всего коридора вверх или вниз;
- расширение или сужение границ коридора.
Внутри коридора процентные ставки могут
удерживаться с помощью инструментов постоянного
действия.
Недостатки применения
коридора процентных ставок
Для эффективного использования
данного инструмента центральный банк
должен обладать возможностью
достаточно точно прогнозировать
ликвидность в банковской системе.
Коридор формирует искаженную
временную структуру процентных
ставок.
Инерция процентной политики
Центральные банки относительно редко
корректируют процентную ставку;
изменение ставки за один раз происходит, как
правило, на незначительную величину;
денежные власти придерживаются адаптивной
политики
Альтернативный подход: инерция процентной ставки
представляет собой иллюзию, возникающую
вследствие серийной корреляции остатков (динамику
процентной ставки можно описать уравнением, где
остаток представляет собой авторегрессионный
стационарный процесс) (Моисеев, 2011).
Фаза цикла процентной политики
%
t
Операции на открытом рынке
Являются основным инструментом денежнокредитной политики в промышленно
развитых странах. Растет их использование в
развивающихся странах.
Предпосылки для их развития:
наличие развитого финансового рынка;
введение ограничений для коммерческих
банков по доступу к кредитам центрального
банка;
проведение четкого разделения мер
денежно-кредитной и бюджетно-налоговой
политики.
Подходы при проведении
операций на открытом рынке
Активны й – фиксация объема
резервов и свободное определение
процентной ставки.
Пассивны й – фиксация процентной
ставки при варьировании объема
резервов. Преобладает в промышленно
развитых странах.
Операции на открытом рынке:
используемые ценные бумаги
Преобладают операции с государственными
ценными бумагами.
Центральный банк может выпускать
собственные ценные бумаги (при
относительной неразвитости рынка
государственного долга):
- долговые сертификаты (ЕЦБ, Дания);
- финансовые векселя (Япония,
Великобритания, Швеция);
- облигации (Республика Корея, Чили и др.).
Литература
Основная литература:
1. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и
практика. М.: Московская финансово-промышленная
академия, 2011. Часть VII. Глава 2. Часть VIII. Главы 2,
3, 4.
Дополнительная литература:
1. Мишкин Ф.С. Экономическая теория денег, банковского
дела и финансовых рынков. М.: ООО «И.Д. Вильямс»,
2006. Глава 17.
2. Buzeneca I., Maino R. Monetary Policy Implementation:
Results from a Survey // IMF Working Paper. 2007. No. 7 (
http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2007/wp0707.pdf).
3. Tymoczko D. The Future of Central Banking in the Changing
Financial Environment // National Bank of Poland. Materialy
i studia. 2005. Paper №33. June.