Инновационный процесс и его основные характеристики.Планирование и обеспечение инновационной деятельности в образовательной организации.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция я №2. Инновационный процесс и его основные характеристики Планирование и обеспечение инновационной деятельности в образовательной организации.
Краткое содержание лекции: современные тенденции инновационного развития образовательных систем и основы управления изменениями в ходе реализации инновационных проектов. Структура педагогической инновационной деятельности, виды инновационной деятельности и их сущность: передовой педагогический новаторский опыт, исследовательский опыт. Этапы и уровни инновационной деятельности. Принципы и функции реализации инновационной деятельности. Способы анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению стратегий локальных, модульных, системных изменений.
Основные подходы к планированию инновационной деятельности, требования к разработке плана действий. Ресурсы образовательных систем и проектирование их развития. Технологии планирования инновационного процесса. Особенности управления персоналом в условиях инновационной деятельности. Управление
рисками в инновационной деятельности.
Понятие « инновация»–впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В начале XX века сформировалась новая область знания –наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Наука о нововведениях –инноватика – возникла, как отражение обострившейся потребности фирм в дея-тельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы в США утвердились термины «инновационная политика фирмы», «инновационный процесс». В 60–0-е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемых фирмами и другими организациями.
Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, и, прежде всего, нововведения в организациях и на предприятиях.
Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 70-м годам наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране.
Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым общественно-педагогическим движением, с возникновением противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос
массовый характер применения нового.
В связи с этим обострилась потребность в новом знании, в осмыслении новых понятий «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.
Слово «инновация» –имеет латинское происхождение. В переводе оно означает –обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в
практику.
Ключевое понятие в инноватике –инновационный процесс.
Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств –это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.
Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например,от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения.
Другое системное понятие –инновационная деятельность – комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
Рассматривая микроструктуру инновационного процесса ученые(А.И. Пригожин, Н.И. Лапин, Б.В. Сазонов и др.) выделяют концепцию «жизненного цикла» –нововведения, который исходит из того, что нововведение есть процесс, протекаемый во времени. В этом процессе вычленяются этапы, различающиеся по видам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества.
В настоящее время сложилась следующая последовательность этапов инновационного процесса (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова):
1. Этап – рождения новой идеи и возникновения концепции
новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных
научных исследований (или мгновенного «озарения»).
2. Этап – изобретения, то есть создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт – образец.
3. Этап – нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.
9 Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. –М.,
1997. –С. 66).
4. После этого начинается самостоятельное существование новшества. В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы:
5. Этап - распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространения) новшества в но вые сферы.
6. Этап – господства новшества в конкретной области, когда
собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается это этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.
7. Этап – сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.
Приведенная выше линейная структура последовательно сменяющих друг друга этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему реального его развертывания. Конкретный инновационный процесс не обязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности и нераз-
рывности. Указанные этапы могут иметь различную продолжительность.
Существует и другая характеристика э та по в развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:
1. определение потребности в изменениях;
2. сбор информации и анализ ситуации;
3. предварительный выбор или самостоятельная разработка но-
вовведения;
4. принятие решения о внедрении (освоении);
5. собственно само внедрение, включая пробное использование
новшества;
6. институализация или длительное использование новшества, в
процессе которого оно становится элементом повседневной прак-
тики.
Совокупность всех этих этапов образует единичный инноваци-
онный цикл. Ю.А. Карпова выделяет в инновационном процессе такие этапы. как:
1. осознание или прогнозирование общественных потребностей;
2. поиск концепции решения проблемы;
3. исследование проблемы;
4. разработка, освоение, распространение (диффузия) новшеств;
5. воплощение и интеграция в культуру.
Ряд авторов выделяют жизненный цикл новаций в инновационном процессе из следующих этапов: старт, возникновение, быстрый рост, зрелость, насыщение, связанное с более или менее широким продвижением в практику, кризис, финиш, связанные, как правило, со снятием нововведения как такового в более новой, эффек-тивной, нередко более общей системе, требующей структурной организации управления.
Все многообразие инновационных процессов авторы концепции
нововведение (Лапин, Пригожин, Сазонов, Толстой) относят кдвум наиболее значимым формам:
1) Простое воспроизводство нововведения, характеризующееся
тем, что новшество создается лишь в той организации, в которой
его производство было впервые освоено; этот цикл включает следующие стадии: формирование предпосылок нововведения – потребности в нем, научное открытие, создание новшества, включая первое его освоение, распространение новшества среди пользователей, использование или потребление новшества.
2) Расширенное воспроизводство новшества характеризующееся тем, что процесс изготовления новшества распространяется на многие организации, в этом цикле между созданием новшества и его распределением между пользователями добавляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в данном новшестве. Полный жизненный цикл нововведений включает пять стадий: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис.
В педагогической литературе выделяются два типа инновационных процессов в области образования:
Первый тип –инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще
они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д.
Второй тип нововведений –инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности.
А.М. Саранов называет три уровня становления инновоций в области образования: концептуальный, организационно-деятельностный, научно-методический.
1. Концептуальный уровень. Задачи уровня:
– методологическое обоснование приоритетных общенаучных идей, необходимых и достаточных для разработки концепции обновления;
– ориентация на такую педагогическую теорию, которая давалабы представление о целостности учебно-воспитательного процесса;
–отражение в концепции специфики данной школы (лицей, гимназии различного профиля).
2. Организационно-деятельностный уровень. Задачи уровня:
–подбор и расстановка педагогических кадров внутри школы,
поиск и привлечение научных консультантов, специалистов для ведения новых курсов и факультативов;
–создание научно-методического совета для планирования, координации и контроля опытно-экспериментальной работы;
–создание творческих групп учителей-экспериментаторов для разработки и опытной апробации новых курсов;
–обеспечение материально-технических условий для проведения опытно-экспериментальной работы.
3. Научно-методический уровень. Задачи уровня:
–разработка и апробация различных вариантов учебных планов, программ, путей и средств их достижения;
–разработка методов диагностики уровня воспитанности и усвоения знаний;
–определение критериев результативности реализации концепции образования данного учебного заведения;
– определение действенного механизма обобщения и распространения передового и новаторского опыта;
–научное обеспечение эффективных путей подготовки и повышения квалификации учителей.
Перечисленные уровни охватывают необходимые направления для проектирования нововведений в рамках образовательной организации. Эти направления относятся к проектной части инноваций, которую необходимо дополнить внедренческой с перечнем условий для сопровождения внедрения новшеств.
В противном случае необходимых условий реализации нововведения может не оказаться, и проект останется нереализованным. На внедренческом уровне необходимо описать основные направления деятельности всех участников нововведения, определить состав средств и условия осуществления намеченного плана, установить механизм мониторинга и корректировки инновационного процесса. Перечисленные этапы инновационной педагогической деятельности предполагают традиционный подход «внедрения науки в практику». С учетом личностно ориентированной парадигмы образования необходимо планирование ситуаций включения субъектов инновационного образования в процесс его реализации и при необходимости –преобразования.
Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Инновационный процесс – более широкое понятие, чем инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:
- во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно- технической, производственной деятельности и инноваций;
- во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.
В общем виде, инновационный процесс –это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением
на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, так как по мере распространения в образовании нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.
Дракер П. выделяет семь источников инновационных действий:
- неожиданное событие для организации или отрасли –неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;
- несоответствие между реальностью (какая она есть на самом
деле) и нашими представлениями о ней (какой она должна быть);
- нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);
- внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
- демографические изменения;
- изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
- новые знания (как научные, так и ненаучные).
По мнению Дракера П., систематический инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. Первые 4 источника инновационных идей (области изменений) он относит к внутренним, так как они находятся в рамках организации, в пределах отрасли промышленности или сферы услуг (такие источники доступны для работающих в данной организации или в данной отрасли).
Последние три источники относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение вне данной организации или отрасли. Однако
между всеми источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться.
При выборе инновационной идеи и принятии решения о внедрении какой-либо инновации, необходимо выяснить некоторые моменты:
–если речь идет о товарной инновации –имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке –если речь идет о любом инновационном проекте –получение
реальной прибыли (прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию) и оценка реального риска (связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации).
Для того чтобы достичь намеченных целей и получить результат от инновационной деятельности, организации необходимо соблюдать некоторые условия и отвечать определенным требованиям:
- необходимо четко представлять объем спроса потенциальных потребителей на новшество, его экономически выраженные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности;
- необходимо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве и сбыте нововведения, т.е. важно правильно составить всесторонний прогноз экономического потенциала новшества;
- для успешного развития инновационной организации обязательным условием является соответствие персонала организации определенным требованиям;
- при ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности значительную роль в успехе инновационных организаций играет качество организации и управления.
Важное направление в изучении инновационных процессов – выявление реальных факторов, способствующих или препятствующих их осуществлению.
Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов: экономические, технологические, финансовые, кадровые, гибкость орг.структуры, автономия, общественное признание, возможность самореализации и др.
Факторы, препятствующие инновациооной деятельности: экономические, технологические, финансовые, кадровые, устаревшая технология, сопротивление переменам, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стерео-
типов поведения, сложившихся традиций; боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу; сопротивление всему новому, что поступает извне.
Содержание инновационного процесса охватывает этапы созда-
ния, как новшества, так и нововведения.
Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшеств):
1. Стадия исследовании:
1.1. Фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы (фундаментальные исследования –это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению.
Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования –задачей, которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования –задачей, которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоре-
тические предложения и идеи. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%.).
1.2. Прикладные исследования и экспериментальные модели (прикладные/оригинальные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов;
научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках).
1.3. Экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка (разработка продукта –завершающий этап научных исследований, характеризующийся переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Цель разработки продукта –создание/модернизация образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический
процесс. Технический прототип –это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям).
2. Стадия производства:
2.1. Первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных методов производства суказанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству –это пе-риод, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец –полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданнадля определения требований к производству нового продукта.
Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по кон-
курентным ценам).
2.2. Запуск и управление освоенным производством (полно-масштабное производство –это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизирется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка).
3. Стадия потребления
3.1. Поставка продукции на рынок и его потребление (на этомэтапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.).
3.2. Устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).
Применительно к нововведению, как к процессу переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя следующие стадии:
1. зарождение нововведения –осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств;
2. о освоение нововведения –внедрение на объекте, эксперимент,
осуществление производственных изменений;
3. диффузия нововведения –распространение, тиражированиеи многократное повторение на других объектах (распространение нововведения –это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.д.);
4. рутинизация нововведения нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
Нововведение, как процесс, не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на одной из этих стадий. В свою очередь жизненный цикл новшества может прекратиться на стадии потребления, если не сомкнется с нововведением.