Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Инновационные проекты: методы отбора и экспертизы

  • 👀 406 просмотров
  • 📌 345 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Инновационные проекты: методы отбора и экспертизы» doc
Лекция Методы отбора и экспертизы инновационных проектов В условиях современной постиндустриальной экономики хозяйствующим субъектам необходимо постоянное целенаправленное осуществление непрерывного совершенствования всего производственного процесса, всех его этапов. Это в свою очередь означает реализацию инвестиционно-инновационных проектов на постоянной основе. Инвестиционно-инновационный проект является объектом для инвестирования, где перед инвесторами возникают определенные риски его осуществления. Поэтому очевидной становится необходимость управления рисками при реализации подобных проектов, формирование новых взаимосвязей между компаниями и контрагентами, модернизации производства, развития отношений с инвесторами и возможность выхода на международные рынки капитала. Уверенность в перспективе реализации, того или иного проекта может быть основана только на полной, достоверной и объективной информации о финансовом состоянии, правовом статусе и рыночных перспективах инновационно-инвестиционного проекта. Для сбора и анализа необходимой информации заинтересованное лицо прибегает к специальной процедуре комплексной проверки, получившей в мировой практике название DueDiligence (DD). В классическом представлении DueDiligence - (в дословном переводе с англ. - обеспечение должной добросовестности) это система или комплекс аналитических и оперативных мероприятий, направленных на всестороннюю проверку законности и коммерческой привлекательности планируемой сделки, инвестиционного проекта, процедуры и т.д. с целью избежать или максимально снизить существующие предпринимательские риски (правовые, налоговые, политические, маркетинговые и т.д.). С точки зрения инновационной деятельности DueDiligence («тщательное изучение») - этап отбора проектов, на котором инвестор тщательно анализирует все перспективы проекта, претендующего на получения инвестиционных средств. Исследование инновационно-инвестиционного проекта в рамках DD в зависимости от специфики изучаемого объекта имеет 5 основных аспектов: • юридический; • научно-технический; • финансовый (в т.ч. экономический, бухгалтерский, налоговый); • рыночный (маркетинговый); • организационный (в т.ч. управленческий, кадровый); • хозяйственный (в т.ч. технологический, производственный). Для каждого аспекта инновационно-инвестиционного проекта используются соответствующие методы, подходы и инструменты, которые применяют эксперты в соответствующей области. Юридический аспект. Здесь определяется, прежде всего, соответствие представленного проекта требованиям законодательства, локальных, региональных, страновых и международных правил и норм. Во вторую очередь идут вопросы оценки и защиты интеллектуальной собственности. Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием интеллектуальной собственности, в Российской Федерации регулируются четвертой частью Гражданского кодекса РФ. Интеллектуальная собственность (ИС) — собирательное понятие, означающее совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельности. После оформления этих прав возникают объекты интеллектуальной собственности, которые можно использовать на законных основаниях в коммерческом обороте. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ч. 1 ст. 138) интеллектуальная собственность — исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.). Защита интеллектуальной собственности — это формализованное подтверждение прав авторов на базовое решение, лежащее в основе практической реализации инновации, т. е. признание продукта их интеллектуального труда принадлежащим им (авторам) полностью или частично. Существуют различные термины для обозначения информации, представляющей собой практическую ценность, утечка которой может нанести экономический вред ее владельцу: -промышленная тайна, -торговый секрет, -деловой секрет, -секрет производства, -ноу-хау, -коммерческая тайна, -конфиденциальная информация и др. Применение любого из них означает наличие сведений, знаний, опыта, информации, раскрытие которых третьим лицам нежелательно в интересах предприятия. Нередко в самое распространенное понятие "ноу-хау" включают экономические, управленческие и другие решения, имеющие коммерческую ценность. Ноу-хау как собственность, — это синоним коммерческой тайны, т. е. то, что отвечает требованиям предметности, конфиденциальности. В итоге экспертами-юристами приводится итоговая комплексная оценка «юридической чистоты» проекта, т.е. насколько сильны юридические риски (законодательства, его изменения, защиты прав собственности на материальные и нематериальные активы и т.п.) при реализации рассматриваемого проекта. Научно-технический аспект. При анализе научно-технического аспекта проводится его экспертиза. Задачей экспертизы является оценка научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования. Существуют три основных метода экспертизы инвестиционно-инновационных проектов: ♦ описательный; ♦ сравнение положений до и после; ♦ сопоставительная экспертиза. Описательный метод получил широкое распространение во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Он позволяет учитывать. Например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы. Основным недостатком метода является то, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта. Метод сравнения положений до и после позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов. Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что удовлетворяет требованиям проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов. Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала авторского коллектива. При анализе изложения замысла проекта учитывается: 1.   Четкость изложения замысла проекта (четкая, нечеткая); 2.   Четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко); 3.   Качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер); 4.   Научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует); 5.   Новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы); 6.     Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор / участники) в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу. Таким образом, эксперты должны дать не только описание проекта, но и оценить его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли к приоритетным направлениям исследований; является ли проект стратегическим, новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников и обосновать по вышеприведенной системе оценку проекта. Финансовый аспект На практике для оценки инвестиционной привлекательности проектов используется разработанная в соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов" следующая система интегральных показателей: -чистый дисконтированный доход (NPV); -внутренняя норма доходности (IRR); -потребность в дополнительном финансировании; -индексы доходности затрат и инвестиций; -срок окупаемости (РВ); -группа показателей, характеризующая финансовое состояние предприятия - участника проекта. При расчете значений приведенных показателей используется коэффициент "ставка дисконтирования", значение которого можно определить следующим образом. Основная формула для расчета ставки дисконтирования (D) выглядит так: (1) где: p — доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств; r — премии за риск для проектов данного типа (в соответствии с классификацией инновации); i — уровень инфляции. Для определения значения величины премии за риск (r) можно использовать данные, приведенные в табл. .1. Таблица1. Зависимость величины риска от целей проекта Риск проекта Цель проекта r, % Низкий Вложения при интенсификации производства на базе освоенной техники 3—5 Средний Увеличение объема продаж существующей продукции 8—10 Высокий Производство и продвижение на рынок нового продукта 13—15 Очень высокий Вложения в исследования и инновации 18—20 Также проводится анализ потенциальных источников финансирования. На практике наиболее широко используются следующие источники финансирования инновационных проектов: • собственные средства предприятия; • бюджетных ассигнования; • средства коммерческих банков; • инновационные фонды; • венчурные фонды; • программы и фонды поддержки научно-технического развития. Рыночный аспект. При определении рыночного аспекта проекта экспертами-маркетологами проводится анализ потенциального спроса на конечный результат проекта. На данном этапе происходит описание: продукта (услуги), ниши рынка, в которой предполагается реализовывать проект, тиражируемость результатов проекта. Осуществляется: Анализ рынка. Анализ спроса. Прогноз продаж. Сильные и слабые стороны конкурентов. Разрабатывается: Маркетинговая стратегия. Ассортимент продукции. Упаковка. Стратегия и место продаж. Каналы продвижения продукции. Рекламная политика. Ценовая политика. Цена и качество продукта в сравнении с конкурентами. Большая часть посвящена анализу конкурентного положения внутреннего окружения проекта. В соответствии с широко распространенной методикой SWOT-анализа принято выделять четыре группы характеристик внутреннего положения проекта: -сильные стороны (strengths), -слабые стороны (weaknesses), -возможности для роста и развития (opportunities), - угрозы (threats) — возможные источники проблем, трудностей и неудач. Важно, чтобы все четыре аспекта были представлены, хотя, возможно, и с разной степенью детализации. Также уделяется внимание и внешнему окружению. В соответствии с методикой PEST, анализируются внешние факторы, влияющие на конечный результат проекта. Принято выделять 4 группы характеристик внешнего окружения проекта: - политическое (political), -экономическое (economic), -социальное (social), -технологическое (technical). Важно, чтобы все четыре аспекта были представлены, хотя, возможно, и с разной степенью детализации. Организационный аспект. Здесь оценивается структура проекта, персонал и команда. А также использование информационно-коммуникационных технологий в проекте. Хозяйственный аспект В данном блоке анализируются имеющиеся площади, оборудование, инфраструктура. Требуемые дополнительные площади, оборудование. Проводится анализ организации производства (собственное или аутсорсинг), Поставщиков комплектующих (материалов), Контрагентов (субподрядчики), требование по качеству. Делается подробный анализ стадий производства (опытный образец, подготовка производства). На практике в процессе обоснования и выбора лучшего варианта проекта центральное место занимает финансово-экономическая оценка. При всех прочих благоприятных характеристиках инновационного проекта он скорее всего не будет принят к реализации, если не обеспечит: - возмещение денежных средств за счет реализации инноваций; -получение прибыли, обеспечивающей рентабельность инвестиций не ниже желательного уровня; -окупаемость инвестиций в пределах приемлемого срока. Проведение такой оценки является достаточно сложной задачей, что порождается рядом факторов: -финансовые расходы могут осуществляться либо разово, либо неоднократно на протяжении достаточно длительного периода времени; -длителен и процесс получения результатов от инновации; -непредсказуемость рыночной среды приводит к росту неопределенности при оценке всех аспектов инновации и возможности ошибок. В настоящее время достаточно хорошо разработаны и широко используются на практике методики оценки инвестиционных проектов на основе сравнения показателей экономической эффективности (NPV, IRR, PB). Следует отметить, что попытка использования этих показателей для оценки технических проектов не всегда дает желаемый результат.
«Инновационные проекты: методы отбора и экспертизы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 90 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot