Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 6 Инновационная компания как субъект рыночной экономики
6.1 Инновационная компания: понятие и сущность
6.2 Стадии развития инновационной компании
6.3 Классификация инновационных компаний
6.1 Инновационная компания: понятие и сущность
Инновационное предпринимательство – это особый новаторский
предпринимательский процесс создания нового, процесс хозяйствования, в
основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация
на инновации. Это высшая стадия предпринимательской деятельности,
предоставляющая клиентам новые решения их проблем (новые изделия,
услуги, технологии), а также выявляющая инновационные возможности для
собственного бизнеса. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на
себя
риск
по
осуществлению
нового
проекта
или
улучшению
существующего, его продвижению на рынок, практическую реализацию, а
также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную
ответственность. Поэтому вполне естественным вознаграждением за это
выступает предпринимательский сверхдоход.
Инновационная компания – это компания, вкладывающая ресурсы в
разработку реальных НИОКР, что обеспечивает качественное повышение
эффективности производственной системы или качества продукции, т.е.
серьезно повышает эффективность действующей системы.
Важнейшая
осуществление
функция
инновационных
посреднической
роли
между
предприятий
–
научно-технической
и
производственной сферами, обеспечение экономического обмена между
ними без сбоев в конкурентных условиях. Инновационные предприятия
помимо доведения продукта научно-технической деятельности до состояния,
позволяющего
использовать
его
в
производственной
сфере,
ищут
коммерческого партнѐра, способного удовлетворить новую общественную
потребность,
извлекая
прибыль.
Таким
образом,
инновационные
предприятия возникают как следствие общественной потребности в
1
сокращении издержек, появляющихся при трансформации продукта,
созданного в научно-технической сфере, в продукт, получаемый в
хозяйственной сфере.
Инновационные предприятия позволяют ликвидировать некоторые из
затрат и сократить издержки производства, то есть они выступают
институциональной
взаимодействие
формой,
обеспечивающей
научно-технических
институтов
эффективное
и
частных
хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений.
Сами инновационные предприятия выделяются как самостоятельные
субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые
вынуждены нести научно-технические институты и субъекты, связанные с
созданием инновационного продукта или доведение научно-технических
новшеств до коммерческого использования.
Таким образом, инновационное предпринимательство – многогранный
вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают
физические и юридические лица, разрабатывающие инновационный продукт
(технологии) и выполняющие посреднические функции (оказание услуг,
связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от
непосредственного создателя его потребителю).
Американский журнал Forbes 24 августа 2016 г. опубликовал рейтинг
100 самых инновационных компаний мира.
Крупнейший
российский
продуктовый
ритейлер
«Магнит»
миллиардера Сергея Галицкого вновь вошел в рейтинг 100 самых
инновационных компаний мира, составленный американским журналом
Forbes. В рейтинге, опубликованном на сайте журнала, «Магнит» оказался на
46 месте, став единственной российской компанией, включенной в список. В
рейтинге прошлого года «Магнит» занимал 23 строчку.
Второй год подряд возглавляет рейтинг самых инновационных
компаний мира по версии Forbes, американская Tesla Motors миллиардера
Илона Маска (№94 в мировом рейтинге миллиардеров, состояние — $10,7
2
млрд). В первую тройку вошли также американский разработчик софта и
облачных технологий Salesforce.com и биофармацевтическая компания
Regeneron Pharmaceuticals.
Всего в первую десятку рейтинга вошли 9 компаний из США и одна (8
позиция) — из Индонезии. Это Unilever Indonesia.
В рейтинге 100 самых инновационных компаний мира оказались 49
компаний из США. Восемь — из Японии. По семь — из Китая и из
Великобритании. Пять компаний из Индии. Четыре — из Франции. Три — из
Южной Кореи. По две из Дании, Ирландии, Швейцарии и Испании. И по
одной, вместе с Россией, из Бразилии, Чили, Саудовской Аравии,
Финляндии, Германии, Италии, Швеции и Индонезии.
В 2016 году «Магнит» опередил в рейтинге пивоваренного гиганта
SABMiller (79 место) и Coca-Cola (93 место).
«Магнит» был создан в 1994 году в Краснодаре. Крупнейшим
акционером компании является ее основатель и генеральный директор
Сергей Галицкий, (38,6% акций). В рейтинге 200 крупнейших частных
компаний России Forbes «Магнит» занял в 2015 году третье место с
выручкой 763,5 млрд рублей и капитализацией 1566,5 млрд рублей. Общее
количество магазинов сети по состоянию 30 июня достигло 12 888.
Американский Forbes составляет рейтинг инновационности компаний,
полагаясь на чутье инвесторов, которые оценивают способность компании
устойчиво наращивать прибыль в будущем. Компании в рейтинге
ранжируются по «инновационной премии». Речь идет о коэффициенте,
представляющем разницу между капитализацией и дисконтированным
денежным
потоком
от
существующего
бизнеса
(формула
расчета
коэффициента принадлежит Credit Suisse HOLT). В случае с Tesla премия
составляет 82,4%, в случае с «Магнитом» — 48,5%.
В рейтинг попадают только публичные компании с капитализацией от
$10 млрд. и проведшие на бирже не менее 7 лет.
3
Следует отметить, что инновационные компании – это отнюдь не удел
высоких технологий или компаний, "живущих" в Сети.
Можно производить вполне обычные молочные продукты, зубную
пасту, супы, ножовки и топоры или алкоголь – и быть при этом
инновационной компанией.
Если вы создаете новые каналы дистрибуции, то вы - инновационная
компания.
Если вы устанавливаете открытые коммуникации между компанией и
потребителями, приводящие к более тесным контактам и появлению
эмоциональных связей, то вы – инновационная компания.
Если вы создаете самый современный продукт, способный удивить
вашего потребителя, то вы – инновационная компания.
Если вы используете самые передовые технологии для производства
ваших продуктов, то вы – инновационная компания.
Но, к сожалению, в фокусе внимания отечественных компаний
находится совсем иное.
Фокус отечественного бизнеса:
- максимальная доля рынка;
- самые крупные корпоративные клиенты, став поставщиком которых,
можно сразу «поймать Бога за бороду»;
- темпы роста и охват новых территорий;
- узнаваемость бренда.
Беда только в том, что ни одна из этих позиций не гарантирует
безоблачного будущего. Это хорошо только "здесь и сейчас".
И только лидерство в инновациях позволяет легко брать барьеры
лидерства в доле рынка, в объеме продаж, в количестве потребителей, в силе
бренда. Именно поэтому инновации являются ключом к Будущему.
Рейтинг
«ТехУспех»
составляется
ежегодно
при
поддержке
правительства РФ. В таблице 1 представлен ТОП - 10 инновационных
компаний 2015 года согласно данному рейтингу.
4
Таблица 1 - ТОП - 10 инновационных компаний 2015 года согласно рейтингу
«ТехУспех»
АО «ОНПП «Технология» им.
Калужская
А.Г. Ромашина»
область
ООО «Пермская химическая
компания»
ЗАО «Инерциальные технологии
«Технокомплекса»
ООО Научно-производственное
объединение «НИИПАВ»
Научно-производственная фирма
«Микран»
ЗАО «Биокад»
Пермский край
Химическая промышленность
Московская
область
Ростовская
область
Томская область
Электроника и
приборостроение
Химическая промышленность
Технопарк «ХТЦ УАИ»
Республика
Башкорторстан
Московская
область
Ульяновская
область
Санкт-Петербург
ООО «Волга-Днепр Техникс
Москва»
ООО Научно-производственная
фирма «Сосны»
ЗАО «Научно-производственное
объединение специальных
материалов»
Составителями
и
Материалы
Санкт-Петербург
идеологами
Электроника, приборостроение
и микроэлектроника
Биотехнологии, фармацевтика
Химия
Транспорт
Атомная энергетика
Материалы, машиностроение,
технические средства
обеспечения безопасности
«ТехУспеха»
выступили
государственный фонд РВК совместно с Фондом содействия развитию малых
форм предприятий, «Роснано» и МСП Банком. Оператором по его
составлению стала Ассоциация инновационных регионов России. Подобные
рейтинги для России - новинка. Между тем в мире достаточно развита
система составления подобных рейтингов. Однако компании РФ не всегда
попадают в международные рейтинги.
Российский рейтинг должен подстегнуть отечественные компании к
развитию и в каком-то смысле помочь им с самопрезентацией на внешних
рынках. «Именно их деятельность во многом формирует «технологический»
сегмент российского среднего класса. Обороты многих компаний достигают
сотен миллионов и миллиардов рублей в год».
6.2 Стадии развития инновационной компании
Инновация от зарождения инновационной идеи до выхода на рынок
инновационного продукта и его устаревания проходит несколько этапов.
Риски развития инновации на разных этапах различны. Это приводит к тому,
5
что финансируются работы на каждом из различных этапов различными
инвесторами. Поэтому иногда этапы развития инновации называют этапами
еѐ финансирования (таблица 2, рисунок 1).
Таблица 2 - Стадии развития компании
Название (англ.)
Pre-Seed
Seed
Название (русск.)
Предпосевная
Начальная, «посевная»
Start-up
Старт-ап
Early stage, early
growth
Ранний рост
Expansion
Расширение
Later stage
Поздняя стадия,
устойчивое развитие
Краткое описание
Формирование компании, наличие проекта или
бизнес-идеи, процесс создания управленческой
команды, проведение НИОКР и начало
маркетинговых исследований.
Компания сформирована. Имеются бизнесплан, опытные образцы, ведѐтся организация
серийного производства, работы по выводу
продукции на рынок.
Ведутся выпуск и коммерческая реализация
готовой продукции. У компании ещѐ
отсутствует устойчивая прибыль. На эту стадию
приходится выход на «точку безубыточности».
Занятие компанией определѐнных позиций на
рынке, выход на устойчивую прибыльность,
расширение производства и сбыта, проведение
дополнительных маркетинговых исследований,
увеличение основных фондов и капитала.
Прочные позиции на целевых рынках,
устойчивая прибыль и выплата дивидендов.
Значения ежегодного роста – небольшие. Акции
компании могут торговаться на бирже.
Рисунок 1 - Стадии развития инновационной компании
«Долина смерти» (Death Valley) – период развития венчурной
компании на стартовом этапе, когда оценить риск инвестиций сложно, риск
высок и привлечение средств венчурных капиталистов затруднительно (этот
6
период могут пройти только самые выносливые и приспособленные люди).
На этом этапе компании тратят средства на маркетинг, коммерциализацию
продукта, но еще не получают прибыли.
Расширенная
компании
классификация
(особенно
характерна
стадий
для
развития
венчурных
инновационной
проектов
в
сфере
информационных систем и информационных технологии, программного
обеспечения и IT-услуг):
1 Pre STARTUP стадия:
1) стадия pre-seed (pre-seed stage) – есть бизнес идея, понятно, что
нужно рынку и потребителям, но нет четкого представления о том, как ее
следует реализовывать технически, и как ее следует развивать, чтобы она
приносила прибыль, бизнес-плана тоже еще нет. Нулевой этап венчурного
финансирования связан с зарождением идеи и с затратами на еѐ
первоначальное развитие. Как правило, эти затраты невелики и покрываются
изобретателем или предпринимателем, которому пришла в голову данная
идея.
Первоначальные затраты связаны скорее с затратами времени на
обдумывание идеи, на ее анализ, на проведение расчетов, на составление
эскизов. Одним из самых важных ресурсов в инновационном бизнесе
является личное время предпринимателя. Проанализировав свою творческую
идею или обсудив ее со своими помощниками, предприниматель принимает
решение о ее реализации. Для доказательства возможности реализации идеи
и определения основных характеристик инновационного объекта переходят к
первому этапу развития инновации;
2) seed стадия (seed stage) – стадия достартового финансирования, или
стадия посева. На этой стадии проводится научно-исследовательская работа,
как правило, небольшими коллективами ученых и инженеров. Основной
целью
работы
является
обоснование
практической
и
коммерческой
значимости инновационной идеи, создание лабораторного образца товара,
технологии или услуги. Здесь формируется основной управленческий
7
персонал
предприятия
и
проводятся
первоначальные
маркетинговые
исследования. Основными инвесторами на этой стадии финансирования
являются, как правило, бизнес-ангелы. Степень риска высокая.
На данном этапе необходимо определить и критически оценить на
основе альтернативных вариантов решений все коммерческие, технические,
финансовые, экономические, экологические предпосылки. Критерием таких
оценок является выгода;
3)
прототип
(prototype)
–
создание
технического
задания
и
проектирование функционала;
4) работающий прототип (working prototype) – создание проекта или
продукта с самым общим функционалом;
5) альфа-версия проекта или продукта (alpha) – проект или продукт
создан, но еще не протестирован;
6) закрытая бета-версия проекта или продукта (private beta) – проект
или продукт уже находятся в виде, близком к тому, каким его видят
основатели стартапа, у проекта появляются первые немногочисленные
пользователи;
7) публичная бета-версия проекта или продукта (public beta) –
начинается привлечение новых пользователей, подписываются полноценные
договоры с первыми клиентами;
2 STARTUP стадия (стадия стартового финансирования) – запуск
проекта в эксплуатацию или продукта в производство. Компания недавно
образована,
обладает
опытными
образцами,
пытается
организовать
производство и выход продукции на рынок, идет создание команды,
проводится анализ конкуренции, осуществляется поиск и привлечение
первых клиентов на рынке, выполняется переход от прототипа к
действующему масштабируемому продукту.
Инвестиции
на
этом
этапе
привлекаются
для
развертывания
производства в коммерческих масштабах и организации продажи продукции.
Инвесторами являются бизнес-ангелы и некоторые венчурные компании.
8
Степень риска все еще очень высока. На этом этапе большинство инвесторов
опасаются вкладывать деньги в венчурные проекты.
1) запуск или ранняя startup стадия (launch or early startup stage);
2) стадия startup (startup stage);
3) поздняя startup стадия (late startup stage) – работа с первыми
клиентами;
3 Post STARTUP стадия:
1) стадия раннего роста (early stage, early growth) – компания
осуществляет выпуск и коммерческую реализацию готовой продукции, хотя
пока не имеет устойчивой прибыли, происходит увеличение количества
клиентов, выполняется поиск средств на развитие компании, комплектуется
штатный персонал компании. Это стадия начального расширения (early
expansion),
приобретения
требующего
активов.
значительных
На
данной
средств,
стадии
необходимых
часть
для
инновационного
оборудования вводится в строй, и начинается его эксплуатация. Развивается
реклама, создаются сети сбыта. На этапе начального расширения прибыль от
продаж все еще не покрывает текущих инвестиционных расходов, риски
являются достаточно высокими, поэтому работы все еще финансируются
венчурными
инвесторами.
На
эту
стадию
приходится
«точка
безубыточности» (BEP – break-even point);
2) стадия расширения (expansion stage) – компания занимает
определенные позиции на рынке, становится прибыльной, ей требуются
расширение
производства
и
сбыта,
проведение
дополнительных
маркетинговых исследований, увеличение основных активов и капитала. На
этапе expansion происходит переориентация продукта на массового
пользователя и экспоненциальный рост продаж. Работы по расширению
бизнеса, начатые на предыдущей стадии, продолжаются. Бизнес начинает
приносить прибыль, степень риска снижается. Капитал направляется на
основное расширение компании (здания, сооружения, оборудование, машины
и т. д.), что увеличивает объем продаж и, соответственно, прибыль;
9
3) «промежуточная» стадия (mezzanine). Иногда перед «выходом»
выделяют промежуточную «мезонинную» стадию, на которой привлекаются
дополнительные инвестиции для улучшения краткосрочных показателей
компании, что влечет общее повышение ее капитализации. На этапе
mezzanine в компанию вкладывают инвесторы, ожидающие быструю отдачу
от вложений;
4) стадия выхода (exit stage) – этап развития инновационной компании,
на котором происходит создание публичной компании, продажа доли
инвестора
другому
стратегическому
инвестору
(M&А),
первичное
размещение на фондовом рынке (IPO) или выкуп менеджментом (МВО –
Management Buy-Out – доля инвестора приобретается менеджерами
проинвестированной компании по устраивающей инвестора цене). Как
правило, этап «exit» является точкой выхода венчурных инвесторов.
Продажа
на
этапе
«выход»
происходит
по
ценам,
намного
превышающим первоначальные вложения, что позволяет инвесторам
зафиксировать значительные объемы прибыли;
5)
pre-IPO
stage
(при
выходе
через
проведение)
–
стадия
инвестирования в акционерный капитал до осуществления первичного
публичного предложения акций;
6) IPO (IPO – Initial Public Offering или первичное размещение акций на
бирже).
На этапах early growth и expansion, появляется все больше информации
о конечном продукте, риск вложений существенно снижается, потенциальная
прибыльность бизнес проекта становится более очевидной, количество
желающих вложить средства в проект увеличивается, среди них появляются
стратегические
инвесторы,
нацеленные
на
получение
контроля
над
предприятием, рентабельность вложений здесь снижается, но по-прежнему
высока.
На стадиях mezzanine и exit технология уже разработана и опробована
на рынке – венчурная компания осваивает массовое производство новой
10
продукции. Здесь велика вероятность слияния, присоединения или выкупа
венчурной компании одним из стратегических инвесторов. Но даже если
этого не происходит, венчурная компания все равно прекращает быть
таковой, происходит ее реорганизация в открытое акционерное общество,
статус
предприятия
меняется
с
высокорискового
на
стабильно
функционирующий и растущий.
Общая
продолжительность
цикла
инновационной
компании
от
«посева» до «выхода» занимает 5–10 лет.
По статистике в 91% случаев венчурные проекты гибнут в «долине
смерти» по причине низкого уровня деловой подготовки команды и слабого
менеджмента, и лишь в 9% случаев – из-за ошибок в НИОКР (R&D – research
and development).
Венчурная компания создается под решение конкретной задачи, и
после завершения этой работы она либо расформировывается и прекращает
свою деятельность, либо поглощается крупной фирмой (зачастую одним из
учредителей), либо самостоятельно при благоприятной коммерческой
конъюнктуре и явной конкурентоспособности созданного продукта выходит
на рынок и путем продажи коммерческой разработки укрепляет свое
финансовое положение, создает собственное производство и организует
коммерческие операции на базе доработанных нововведений. В этом случае
бывшее венчурное предприятие организует производство небольших партий
изделий, выгодно реализует их, выполняет свои обязательства перед
инвесторами и путем продажи лицензий выручает необходимые средства для
разворачивания собственного производства.
6.3 Классификация инновационных компаний
Выделяют следующие типы инновационных компаний: венчурные
компании, фирмы-эксплеренты, фирмы-патиенты, фирмы-виоленты, фирмыкоммутанты.
Венчурные
фирмы
работают
на
этапах
роста
и
насыщения
изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей
11
активности
научных
изысканий.
Венчурные
фирмы,
как
правило,
неприбыльны, так как не занимаются организацией производства продукции,
а передают свои разработки другим фирмам – эксплерентам, патиентам,
коммутантам.
Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм.
Количество сотрудников небольшое. Функции инновационного менежера
выполняются
либо
традиционным
менеджером,
либо
специалистом,
приглашенным со стороны, например, из консалтинговой фирмы.
Создание
венчурных
фирм
предполагает
наличие
следующих
компонентов:
1) идеи инновации – нового изделия (технологии);
2) общественной потребности и предпринимателя, готового на основе
предложенной идеи организовать новую фирму;
3) рискового капитала для финансирования подобных фирм.
Выделяют следующие виды венчурных предприятий:
1 собственно рисковый бизнес;
2 внутренние рисковые проекты крупных корпораций.
1 Собственно рисковый бизнес
В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных
вида хозяйствующих субъектов.
К первому виду относят независимые малые инновационные фирмы.
Второй вид – это финансовые учреждения, предоставляющие первым
капитал.
Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры и
изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в
жизнь достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм
часто служат личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для
реализации имеющихся идей. Поэтому приходится обращаться в одну или
несколько специализированных финансовых компаний, готовых дать
рисковый капитал на «раскрутку» инноваций.
12
Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего
в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной
основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные
в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение
всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация
прибыли происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый
рынок.
Величина
прибыли
определяется
разностью
между
курсовой
стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмыноватора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в
заключенном контракте и может доходить до 80%. Таким образом,
финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а
предоставленные средства – взносом в уставный фонд предприятия, частью
собственных средств последнего.
2 Внутренние рисковые проекты крупных корпораций
Внутренние
рисковые
проекты
или
венчуры»
«внутренние
–
представляют небольшое подразделение, организуемое для разработки и
производства
новых
типов
наукоемкой
продукции
и
наделяемое
значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и
финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации
или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В
случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое
подразделение
функционирует
при
минимальном
административно-
хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.
За
обусловленный
срок
внутренний
венчур
должен
провести
разработку новшества и подготовить новый продукт к запуску в массовое
производство. Как правило, это бывает производство нетрадиционного для
данной фирмы изделия.
Внутренний рисковый проект служит также изысканию новых рынков.
При успехе проекта подразделение может быть реорганизовано для
13
массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой
или передано иным подразделениям.
Промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и
внутренними рисковыми проектами является организация совместных
предприятий нового типа, представляющих объединение мелкой наукоемкой
фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма
ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую
поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает
каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.
Фирмы-эксплеренты – специализируются на создании новых или
радикальных
преобразований
старых
сегментов
рынка.
Их
дело
–
продвижение новшеств на рынок.
Фирмы-эксплеренты получили название «пионерских». Они работают в
«окрестностях» этапа максимума цикла изобретательской активности и с
самого начала выпуска продукции.
Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам.
Перед фирмой-эксплерентом (пионером) возникает проблема объема
производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для
этого эксплеренты заключают альянс с крупной фирмой. Эксплерент не
может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества.
Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов.
Союз же с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения)
позволяет добиться выгодных условий и даже сохранения известной
автономии. Выбор такого партнера зависит от специфики потребителя.
Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научнотехнических сдвигов в современной западной экономике.
Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая
доходность в случае удачи. Средний уровень доходности американских
венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше,
чем в целом по экономике США.
14
Для
уменьшения
риска
разрабатываются
типовые
схемы
финансирования на определенный срок. За этот срок эксплерент должен
добиться
успеха
(если,
конечно,
ему
суждено
быть).
Например,
финансирование рассчитано на 48 месяцев.
Капиталовложения делятся на пять временных отрезков, исходя из
двух правил:
1) каждое новое вложение осуществляется только тогда, если
предыдущее себя оправдало (это означает, что эксплерент существенно
продвинулся в создании или коммерциализации продукта);
2) каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на
более выгодных для эксплерента условиях.
Научно-технические
разработки
имеют
приоритетное
значение.
Однако, инновационный бизнес отнюдь не является занятием чистой наукой
или изобретательством. Часто инновационные фирмы возглавляют инженер,
являющийся автором технической стороны проекта, и менеджер, имеющий
организационный
формируется
из-за
и
коммерческий
скептического
опыт.
Механизм
отношения
такого
крупных
союза
компаний
к
рискованным проектам. Не получив возможности реализовать новшество на
своем предприятии, менеджер увлекается новой идеей, оставляет прежнее
место работы. После этого он пытается реализовать эти идеи как
независимый предприниматель.
Фирмы-патиенты – ориентация на узкий сегмент рынка.
Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют
потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других
средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно
на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и
объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков.
Возникает
необходимость
принимать
решения
о
проведении
или
прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и
т. п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия
15
неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна
должность
постоянного
инновационного
менеджера,
призванного
обезопасить их деятельность. Его главная цель – снизить риск в жизни
фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников.
В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты.
Фирмы-виоленты – фирмы с «силовой» стратегией. Они обладают
крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты
занимаются крупносерийными и массовым выпуском продукции для
широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к
качеству и удовлетворяются средним уровнем цен. Виоленты работают в
«окрестностях» максимума выпуска продукции. Их научно-техническая
политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на
производство (в том числе, о приобретении лицензий); о снятии продукции с
производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка
машин и оборудования.
Как и фирмы-патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность –
непременное условие деятельности фирм.
Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение
местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты.
Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска
продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о
своевременной
технологической
постановке
продукции
особенности
изделий,
на
производство,
выпускаемых
о
степени
виолентами,
о
целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических
потребителей.
Инновационные менеджеры таких фирм должны хорошо разбираться в
специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно,
оперативно и достоверно предвосхищать возможные кризисы.
16
Организационная
схема
управления
фирмами
зависит
от
их
особенностей. Напомним, что организационная схема управления – это
распределение прав и ответственности.
Фирмы-эксплеренты вступают в партнерские отношения с фирмамивиолентами; фирмами-патиентами; фирмами-коммутантами.
17