Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция
Тема 1 Теоретические основы экономики инноваций
1.1 Инновации и инновационный процесс
1.2 Классификация инноваций
1.1 Инновации и инновационный процесс
Экономика инноваций – это научная и учебная дисциплина, изучающая
закономерности развития общества, отраслей, предприятий, общие условия и
наиболее
важные
элементы
инновационной
деятельности,
а
также
производственные отношения и экономические интересы хозяйствующих
субъектов в процессе разработки, создания, диффузии и эффективного
использования инноваций с целью разработки методов и форм эффективного
управления ими.
Одним из первых исследователей проблем циклического развития был
Н.Д. Кондратьев. Он известен тем, что впервые в работе «Большие циклы
конъюнктуры» ввел понятие «длинной волны». Н.Д. Кондратьев развил идею
множественности
циклов,
выделив
различные
модели
циклических
колебаний: сбойные (продолжительностью меньше года), короткие (3–3,5
года), торгово-промышленные (средние – 7–11 лет) и большие (48–55 лет).
В циклах Н.Д. Кондратьев выделял повышательную и понижательную
волны. Перед и в начале повышательной волны каждого большого цикла
наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества.
Это выражается в изменениях техники и технологий, вовлечении в мировые
экономические связи новых стран, разработке новых методов хозяйствования
и т.п. Главную роль играют здесь, по мнению Н.Д. Кондратьева, научнотехнические новации (изобретения в текстильной промышленности и
производстве чугуна, строительство железных дорог, развитие морского
1
транспорта, массовое внедрение электричества, радио, телефона и другие
новшества).
Существенный вклад в развитие теории циклов внёс известный философ
и экономист Й. Шумпетер. Исследуя экономические изменения в факторах
производства, Й. Шумпетер предложил схематическую картину сложной
циклической модели. Толчок развитию, по его мнению, дают не только
внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри «взрывают» равновесие
рыночной системы (хозяйственного кругооборота). Этими внутренними
факторами становятся новые производственные комбинации, которые и
определяют динамические изменения в экономике.
Принципиально
новые
комбинации
факторов
производства
Й.
Шумпетером определены следующие:
• создание нового продукта;
• использование новой технологии производства;
• использование новой организации производства;
• открытие новых рынков сбыта;
• открытие новых источников сырья.
Й. Шумпетером был введен в научный оборот термин «инновация» как
«изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских
товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм
организации в промышленности».
В
соответствии
с
международными
стандартами
инновация
представляет собой конечный результат инновационной деятельности,
получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта,
внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического
процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе
к социальным услугам.
2
Исходя из отечественных нормативных документов, инновации можно
трактовать как результат инновационной деятельности (товары, работы,
услуги); предназначенный для реализации. При этом под инновационной
деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг,
направленных на создание и организацию производства принципиально новой
или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ,
услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих
способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
применение
структурных,
финансово-экономических,
кадровых,
информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте
продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или
создающих условия для такой экономии.
Инновация
организационных
–
это
система
новшеств,
технических,
доведенная
до
технологических
стадии
и
практического
использования и обеспечивающая коммерческую эффективность в условиях
рыночной экономики.
Инновациям
присущи
такие
признаки,
как
научная
новизна,
практическая реализуемость и коммерческая эффективность. Только наличие
одновременно всех признаков у объекта изучения позволяет относить его к
такой экономической категории, как инновации.
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания
в инновацию, который представляет собой последовательность событий с
момента зарождения перспективной идеи до создания и коммерческого
использования новых продуктов, услуг, технологий или техники в условиях
конкуренции.
Инновационный
процесс
начинается
с
фундаментальных
исследований (рис.1), направленных на получение новых научных знаний и
выявление наиболее существенных закономерностей. Цель фундаментальных
3
исследований
–
раскрыть
новые
связи
между
явлениями,
познать
закономерности развития природы и общества безотносительно к их
конкретному использованию. В условиях перехода к инновационной
экономике необходимо быстрое и систематическое воплощение новых
научных
идей
в
производстве.
Именно
поэтому
фундаментальные
исследования должны опережать потребности техники и производства.
Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных
процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей,
открывает пути в новые области знания. Но положительный выход
фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5%.
Рис. 1 – Основные этапы инновационного процесса
Вторым этапом инновационного процесса являются прикладные
исследования. Они направлены на исследование путей практического
применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская
работа (НИР) прикладного характера ставит своими целями решение
техническо-экономической проблемы, уточнение неясных теоретических
вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем
4
будут использованы в качестве научно-технического «задела» в опытноконструкторских работах. Кроме того, прикладные исследования могут быть
самостоятельными научными работами. Примерно 85–90% прикладных
исследований дают результаты, пригодные для дальнейшего практического
использования.
Под
опытно-конструкторскими
работами
(ОКР)
понимается
применение результатов прикладного исследования для создания (или
модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала,
технологии. Опытно-конструкторские работы (третий этап инновационного
процесса) – завершающая стадия научных исследований, своеобразный
переход от лабораторных условий и экспериментального производства к
промышленному. К опыт-но-конструкторским работам относится разработка
определенной конструкции инженерного объекта или технической системы
(конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта; технологических
процессов,
то
есть
способов
объединения
физических,
химических,
технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему
(технологические работы).
На стадии опытно-конструкторских работ 95–97% работ заканчиваются
положительно и внедряются в производство.
Завершающим
этапом
инновационного
процесса
являются
коммерциализация инноваций, их промышленное производство и массовое
внедрение в производственную деятельность. Этот процесс, как правило,
сопровождается значительными инвестиционными вложениями, управление
которыми осуществляется на принципах проектного финансирования.
В условиях функционирования командно-административной системы
управления экономическими процессами вместо категории «инновационный
процесс» использовались другие: научно-технический прогресс, научная
деятельность. Следует отметить, что до конца 70-х годов XX в.
5
инновационный процесс понимался как последовательное, стадийное явление,
включающее следующие друг за другом этапы работ, начинающиеся
научными исследованиями и заканчивающиеся внедрением и производством.
В рамках данного подхода все этапы инновационного процесса жестко
фиксировались и строго следовали друг за другом, что приводило к
сложностям в определении и классификации стадий инновационного
процесса, их границ, организационных форм. Такая модель организации
инновационного процесса представляет линейную форму. Такой подход
применялся в СССР для всего народного хозяйства в целом, а не только для
научно-технической деятельности. Это привело к упрощенному пониманию
проблемы развертывания инновационных процессов – от идеи до внедрения
новшеств.
В зарубежной практике до 80-х годов ХХ в. также использовалась
линейная модель организации инновационных процессов. Однако отличие
западной модели от отечественной заключалось в ориентации инновационной
деятельности на конечного потребителя. Тем самым подчеркивался рыночный
характер рассматриваемой экономической категории. Результаты научнотехнического прогресса характеризуются по стадиям жизненного цикла
инноваций следующим образом: инвенция (изобретение и практическое
применение) – инновация (внедрение и использование) – имитация
(тиражирование и диффузия). Линейная модель организации инновационного
процесса приведена на рис. 2
Рис.2 – Линейная модель организации инновационного процесса
6
В зарубежных исследованиях, начиная с 80-х годов ХХ в., сущность
инновационного процесса связывают уже не с последовательной, а с
параллельной структурой и трактуют иначе, в категориях нелинейности.
Становление нелинейных моделей связано, прежде всего, с объединением в
них двух источников инновационных идей, а именно «технологического
толчка» и «давления спроса». Что касается нелинейных инновационных
процессов, то самыми характерными их признаками являются, на наш взгляд,
следующие.
Во-первых, начало инновационного процесса не обязательно связано с
проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
(НИОКР), в частности фундаментальных исследований. По мнению
зарубежных авторов, инновации являются реакцией на определенную
проблему или возможность, проистекающую либо из внутренней, либо из
внешней среды организации. Таким образом, начало инновационного
процесса не так жестко привязано к научным исследованиям, а может быть
соотнесено и с другими явлениями в зависимости от особенностей разработки
и реализации инновационных проектов.
Во-вторых, принципиально изменяется роль науки. Она выступает уже
не столько как источник инновационных идей, но и как ресурс,
пронизывающий все звенья инновационного процесса. Дело в том, что в
условиях неопределенности, быстрого изменения рыночной конъюнктуры
может возникнуть потребность в дополнительных научных исследованиях и
экспериментах, причем на любой стадии инновационного процесса.
В-третьих, здесь возникает качественно новый тип связей, соединяющих
его элементы. Если для линейной модели были характерны в основном прямые
связи, то нелинейной свойственны еще и обратные, которые принципиально
меняют структуру и механизм инновационного процесса. Именно с их
эффективностью связывают сегодня успешную реализацию данного процесса,
7
а
именно
уменьшение
его
длительности
и
повышение
качества,
результативности нововведений
На рис. 3 приведена нелинейная модель организации инновационной
деятельности. Представляется, что функциональное предназначение обратных
связей, которых должно быть множество, состоит в том, чтобы не допустить
произвольного разделения инновационного процесса на независимые или
слабо зависимые составные части. Комплекс обратных связей призван
противостоять внешним воздействиям и повышать уровень организации
системы в процессе адаптации к окружающей среде. Кроме того,
особенностью обратных связей является также и то, что они имеют место не
только в рамках системы, но и соединяют ее с внешней средой, с рынком,
потребителями, а также с другими экономическими субъектами.
Рис 3 – Нелинейная модель организации инновационной деятельности
В нашей стране в инновационном бизнесе до сих пор отсутствует
эффективный маркетинговый механизм продвижения результатов разработок.
Это
не
позволяет
отечественным
научным
предприятиям
занять
соответствующие позиции на внутреннем и мировом рынках.
Таким образом, в большинстве случаев современные инновационные
процессы развертываются как нелинейные, а это необходимо учитывать при
формировании
инновационной
экономики
России,
планировании
инновационной деятельности компании. Диффузия инноваций на основе
8
нелинейных моделей с последующим мониторингом результатов позволит
максимально полно удовлетворять конкретные потребности рынка.
1.2 Классификация инноваций
Исходя
из
определения
инноваций
и
анализа
современной
инновационной деятельности компаний, целесообразным представляется
выделение следующей методологии классификации инноваций:
- по степени рыночной новизны;
- по причинам проведения;
- по объекту инноваций.
Классификация
инноваций
по
степени
рыночной
новизны
предполагает деление всех нововведений на первичные и вторичные. При этом
первичные инновации включают в себя инновации первой волны и инновации
второй волны.
Первичные
инновации
представляют
собой
результат
научных
исследований и разработок, производственных усилий и внедрения товаров и
услуг на рынок, а также внедрение в процесс производства и сбыта
технологических идей, управленческих методов, организационных структур и
маркетинговых подходов – принципиально новых для рынка. Под новациями
первой волны следует понимать нововведения, основанные на первичном
использовании новой идеи, часто явившейся следствием очередного витка
научно-технического прогресса.
Однако в современном обществе в силу ограниченности ресурсов и
технологических
возможностей
становится
все
сложнее
изобретать
принципиально новую продукцию. Поэтому большинство новинок относятся
к инновациям второй волны.
Новаторами второй волны являются те компании, которые внесли
глубокие качественные изменения в товары, услуги, технологии, уже
9
существующие на рынке. Среди таких глобально модернизированных товаров
можно назвать автомобиль с автоматической коробкой передач, персональный
компьютер и так далее.
Проведение первичных инноваций требует значительного научнотехнического потенциала, новаторской активности и мощной финансовой
базы. Кроме того, необходимо учитывать высокий риск таких проектов. По
приблизительным оценкам исследователей, процент «провала» нововведений
в области производства товаров широкого потребления составляет 40 %, в
сфере промышленного производства – 20 %, в сфере услуг – 18 %.
Классификация инноваций по причинам проведения
Любая инновация вызвана теми или иными факторами. В случае, когда
компания вынуждена реагировать на произошедшие в предпринимательской
среде изменения и адаптироваться к ним с целью сохранения или возможного
усиления эффективности хозяйственной деятельности, имеют место так
называемые
адаптационные
инновации
или
адаптационные
методы
управления.
Если
же
фирма
имеет
возможности
(научные,
финансовые,
маркетинговые и т. д.) для предвидения возможных перемен во внешней среде,
а иногда и для их стимулирования, то осуществляется стратегическое
управление, направленное на создание будущих конкурентных преимуществ.
Такие инновации можно определить как опережающие.
Опережающие инновации могут, как правило, позволить себе компании,
имеющие условия для создания постоянного инновационного климата. В этом
случае в рамках организационной структуры фирмы всегда имеется
специализированное отделение, служба или целый научно-производственный
комплекс, которые частично или полностью финансируются из венчурных
фондов и являются генератором новых идей и высокорисковых проектов.
Опережающие инновации, как правило, осуществляются компаниями –
10
«технологическими лидерами», имеющими устойчивые рыночные позиции и
широкий ассортимент основной продукции.
Третья
классификация
инноваций
предполагает
разделение
нововведений по объекту (предмету), на который они направлены.
По объекту инновации целесообразно разделить на четыре типа:
продуктовые, управленческие, маркетинговые, технологические.
Таким образом, нововведения могут касаться либо создания нового
продукта (услуги) – продуктовые, либо использования новой технологической
идеи, положенной в основу производства, – технологические, либо внедрения
новых средств и методов внутрифирменного управления и управления
персоналом – управленческие и маркетинговые – применения новых
маркетинговых подходов, стратегий и мер.
Продуктовые инновации. Под новым товаром с рыночной точки зрения
можно понимать несколько разновидностей товарных нововведений:
- совершенно новый товар;
- модернизированный товар;
- модифицированный товар;
- товар новой сферы применения;
- товар рыночной новизны.
В данном подходе определения расположены в порядке сокращения
степени новизны продукта. Любой товар, существующий на рынке, когда-то
был совершенно новым, что означало отсутствие каких-либо его аналогов. В
настоящее время такого рода товары чаще появляются в новейших наукоемких
отраслях (телекоммуникации, биотехнология, ВПК), в фармацевтической
промышленности и в сфере услуг. Необходимость проведения значительных
фундаментальных и прикладных исследований для внедрения таких
инноваций предопределяет возможность их осуществления лишь крупными
фирмами, имеющими тесные связи с научно-исследовательскими институтами
11
и инвестирующими в венчурные структуры. Более распространенным видом
товарных
инноваций
является
производство
модернизированных
и
модифицированных товаров в рамках расширения ассортимента фирмы.
Модернизированный товар предполагает внесение в уже существующий
товар глобальных, качественных технических изменений. В то же время
модификация товара представляет лишь незначительное совершенствование,
часто направленное на удовлетворение более узко сегментированного рынка.
Как правило, это чисто внешнее изменение товаров при полном сохранении
прежней функциональной насыщенности: новый цвет, дизайн, упаковка, запах
и т. д. Проведение такого рода инноваций представляет собой расширение
ассортиментной линии продукции, что на современном рынке является
действенным конкурентным преимуществом. Таким образом, к продуктовым
инновациям относится разработка и внедрение трех типов нового продукта:
совершенно нового, модернизированного и модифицированного. Оставшиеся
два типа, а именно товары новой сферы применения и рыночной новизны,
относятся скорее к следующему типу инноваций – маркетинговым
нововведениям.
Среди наиболее распространенных видов маркетинговых инноваций
(как первичных, так и вторичных) можно выделить следующие:
- использование новых методов маркетинговых исследований;
- применение новых стратегий сегментации рынка;
- выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого
сегмента;
- изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике;
- модифицирование кривой жизненного цикла товара;
- репозиционирование товара;
- изменение имеющейся или использование новой ценовой стратегии,
новых методов установления исходной цены и/или системы скидок;
12
- построение новых каналов сбыта, изменение направленности сбытовой
политики компании, выход на новые рынки сбыта;
- использование новых форм и средств коммуникационной политики:
новый вид, характер и средства рекламы или избрание нетрадиционных для
фирм методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей и т. д.
Необходимо отметить тот факт, что маркетинговые инновации очень
часто являются непременным следствием внедрения других видов инноваций,
особенно это касается товарных нововведений. Тем не менее, маркетинговые
инновации могут носить и обособленный характер и использоваться для более
эффективного продвижения старого товара или услуги.
Управленческие инновации стали активно внедряться компаниями с
середины 1980-х гг. и явились следствием перехода к так называемому
«новому управленческому порядку». Основой данного подхода является
использование принципа максимально эффективного управления компанией.
В настоящее время считается, что самая высшая позиция в бизнесе (доля
рынка, прибыльность, темпы роста) достигается не только и, столько фирмами,
сделавшими прорыв в прикладных исследованиях или обладающими
уникальными конкурентными преимуществами, сколько компаниями с
высоким уровнем профессионализма и ноу-хау в области менеджмента.
Управленческие инновации предполагают, прежде всего, реструктуризацию
компаний, то есть изменение всей организационной структуры или отдельных
ее элементов в целях оптимизации хозяйственной деятельности. Сюда же
следует отнести внедрение нововведений в формы, принципы и методы
оплаты труда для максимизации отдачи рабочих и служащих. Немаловажное
значение уделяется внедрению новых концепций развития корпоративной
культуры и идеологии и приведению их в соответствие с построением и
целями организации.
13
И наконец, технологические инновации предполагают применение
новых технических и технологических методов повышения эффективности
непосредственно производственного процесса и, как правило, заключаются в
автоматизации производства, использовании ячеечной системы работ,
компьютеризации и роботизации производственных линий и оптимизации
материально-производственной базы.
Таким образом, объектом технологических инноваций являются
различные элементы производственного механизма на каждом этапе
производственного цикла.
14