Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Понятие инновации, классификация инноваций, инновационный процесс

  • 👀 528 просмотров
  • 📌 466 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Понятие инновации, классификация инноваций, инновационный процесс» pdf
Лекция 5 Понятие инновации, классификация инноваций, инновационный процесс Неизбежный тренд развития российской экономики в инновационном направлении, во многом обусловлен такими явлениями как глобализация, ужесточение конкуренции, изменение ее принципов, а также возрастание роли технического прогресса. Инновации в современном мире служат основным источником не только социально-экономического прогресса, но и конкурентного преимущества бизнеса. Инновационная деятельность становится все более распространенным явлением на российских предприятиях, причем как на крупных, так и на малых. Однако, исходя из результата опросов первых лиц компаний, не более 30 % четко представляет себе базовые принципы и технологии ее реализации, и лишь на крупных предприятиях имеются специализированные менеджеры или отделы, объектом управления которых является инновационная деятельность. Поэтому каждая организация вынуждена самостоятельно «изобретать велосипед» инновационной детальности и видя внешние эффекты у других, не разбираясь в глубинных процессах, часто разочаровывается в инновациях и вновь возвращается на прежний привычный уровень функционирования, воспринимая инновации как лишний источник затрат. В то время как западные предприятия уже давно научились черпать основные конкурентные преимущества из инноваций, поставив их на поток и подчинив (как ни странно, не творческому полету мысли) строгим технологиям и механизмам реализации. Формирование модели управления инновационной деятельностью на российском предприятии является актуальным сегодня и требует углубленного изучения. Теоретические основы инновационной деятельности Об инновациях сегодня говорят очень много, так анализ Интернетисточников показывает, что в российской среде общих рассуждений об инновациях в 4 раза больше, чем информации об управлении ими, а в англоязычной экономике информация об управлении инновациями превышает половину от общих разговоров о них. Кроме того, в России инновациям уделяется 0,6 внимания всего общего интереса, проявляемого к ним в англоязычной среде. Основоположником теории инноваций является австрийский экономист, социолог и историк экономической мысли Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 — 1950). В 1911 г. он впервые ввел термин «инновация», определив его как «новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом»; «один из главных двигателей, генераторов прибыли». 1 Следует различать понятия «новация», «нововведение», «инновация». Под новацией, или новшеством понимается что-либо новое: новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый обычай, новый метод (принцип), изобретение. Понятие «нововведение» в буквальном смысле в русском языке раскрывается как словосочетание «введение нового» и означает процесс использования новшества. При этом понятие «нововведение» соответствует английскому innowation, что в переводе с английского также означает «введение новаций», то есть «введение новшеств». Таким образом, с момента принятия к распространению новация приобретает новое качество – становится инновацией. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера. В настоящее время существуют принципиально разные трактовки понятия инновация. В зависимости от предмета исследования и объекта инновации рассматриваются, как: система (Н. Лапин, Й. Шумпетер). изменение (Ф. Валента, Ю. Яковец, Л. Водачек и др.). процесс (Б. Твисс, А. Койре, И. Пинингс, В. Раппопорт, В. Кабаков, Г. Гвишиани и др.). результат (А. Левинсон, С. Бешелев, Ф. Гурвич). В целом в российской практике инновацию рассматривают как конечный результат инновационной деятельности, в зарубежной – как деятельность, процесс изменений. Российское обобщенное определение: инновация – результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду. Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в г. Осло в 1992 г., отсюда название — «Руководство Осло». Согласно данному руководству: инновации – это сложная и диверсифицированная деятельность со многими взаимодействующими компонентами. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Таким образом, инновации многогранны, их можно рассматривать и определять с различных сторон. С данной характеристикой связано разнообразие функций, которые выполняют инновации. К основным функциям инноваций относятся следующие: 2 1) инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технологических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени); 2) с помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей); 3) инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда); 4) концентрация инноваций в этой или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон пропорциональности развития). Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития. В то же время инновации развиваются по своим собственным закономерностям. Виды инноваций: - Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим. - Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса). - Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами. - Организационные — совершенствование системы менеджмента. - Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Инновационная экономика в России и за рубежом Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, 3 единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Когда наука становится неотъемлемой частью промышленного производства и непосредственной производительной силой, то можно говорить о формировании инновационной экономики. Инновационная экономика – это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Особую роль в инновационной экономике играют знания, прежде всего, это знания научные и технологические. Под их влиянием традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, постоянно совершенствуя качественный уровень удовлетворения потребностей общества. Основными признаками инновационной экономики являются следующие характеристики: любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любое время могут получить любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях, инновационной деятельности, инновационных процессах; система знаний общества является объектом управления, что обеспечивает ее прогрессивное развитие; имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание инноваций в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-технического прогресса и инновационного развития страны; происходит процесс ускоренного совершенствования (в т.ч. автоматизации и компьютеризации) всех сфер и отраслей производства и управления; осуществляются радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах человеческой деятельности; доброжелательно воспринимаются новые идеи, знания и технологии, способность к созданию и открытость к внедрению в широкую практику инноваций различного функционального назначения; имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инноватики и инновационной деятельности. В современном мире экономическое превосходство большинства развитых стран обеспечивает инновационная экономика. Поэтому ее 4 формирование является основой стратегии развития многих мировых лидеров (США, Финляндия, Израиль, Швеция и др.) Инновационная экономика является следующей экономической формацией, которая приходит на смену индустриальной экономике. Инновационная экономика впервые появилась в США. Известный американский историк Э. Тоффлер указывает её начало – 1956 г. «первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны: «белые воротнички» и служащие численно превзошли заводских рабочих с «синими воротничками». Основой инновационной экономики являются знания, их создание, распространение, реализация и приспособление потребительским нуждам. Человечество долго шло к пониманию, что знание представляет собой некую самостоятельную сущность, с которой можно производить самые разнообразные операции: обладать, хранить, передавать от одного лица к другому, продавать, покупать, воровать, уничтожать и т.п. Система менеджмента инноваций в организации Разграничим термины «инновационный менеджмент» и «менеджмент инноваций». Первый термин следует понимать, как систему инновационных методов управления, а во второй как управление инновациями в организации, которые могут осуществляться в различных сферах – как производственной, так и организационной. Второй термин нам видится более широким и принимается в качестве предмета дальнейшего изучения. Менеджмент инноваций – система механизмов управления инновационной деятельностью в организации с целью достижения и поддержания высокого уровня ее конкурентоспособности в условиях глобальной экономики. Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон. Оно широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам на предприятиях, действующих в современных рыночных условиях. Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любого предприятия в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности. Они получили название 5 функционального менеджмента. Так, управление процессами производства продукции составляет содержание производственного менеджмента, финансовыми процессами — финансового, инвестициями — инвестиционного, кадрами — персонального менеджмента и т. п. Менеджмент инноваций представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, в сфере влияния которого находятся инновационные процессы, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства. Ключевая цель менеджмента инноваций заключается в обеспечении эффективной непрерывной инновационной деятельности, позволяющей достигнуть и сохранить высокий уровень конкурентоспособности социальноэкономической системы в условиях глобальной экономики. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: выработка стратегической инновационной концепции; построение структуры управления инновационной деятельностью в организации; определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ; формирование инновационной среды в организации, создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда; планирование производственных процессов инновационной продукции; обеспечение процесса коммерциализации инновационной продукции. Организационная форма менеджмента инноваций является системной. Система менеджмента инноваций состоит из двух подсистем: - управляющей подсистемы (субъект управления), - управляемой подсистемы (объект управления). Субъектами менеджмента инноваций являются один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное воздействие на объект управления: - руководство организации (руководитель), инновационные менеджеры (группа или один). Функции субъекта менеджмента инноваций: прогнозирование – охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей; планирование – охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике; организация – сводится к объединению людей, совместно реализующих инновационную программу на базе каких-либо правил и процедур; 6 мотивация – включает механизм формирования заинтересованности работников в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций; регулирование – заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости техникотехнологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров; координация – означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов; контроль – заключается в сопоставлении запланированных и фактических результатов инновационного процесса и корректировке управленческих воздействий. Объектами менеджмента инноваций являются: инновация, инновационный процесс, экономические отношения, возникающие между участниками рынка инноваций. Функции объекта менеджмента инноваций: удовлетворение потребностей общества на качественно новом уровне; формирование и удовлетворение новых потребностей общества. диффузия инноваций. Воздействие субъекта на объект осуществляется через хозяйственный механизм, представляющий собой совокупность тактических приемов и инновационной стратегии. Инновационная стратегия развития организации задает общее направление и определяет способ использования средств для достижения долгосрочных целей организации. Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в краткосрочный период. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации. Организация менеджмента инноваций связывает воедино указанные выше элементы. Она представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в рамках управления инновационными процессами. Этапы процесса менеджмента инноваций в организации: 1. Формулировка целей долгосрочного развития организации и определение роли инновационной деятельности. Определение цели менеджмента инноваций (прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок и т.п.) - 7 2. Выбор инновационной стратегии развития. От правильно выбранной стратегии зависит результативность и эффективность инновационной деятельности организации. 3. Определение приемов менеджмента инноваций в организации. Они зависят от цели управления, конкретных задач по управлению. Приемы менеджмента инноваций можно разделить на следующие группы: приемы, воздействующие только на создание инновации. Они имеют своей единственной целью создание нового продукта или новой операции, технологии с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенч-маркинг, способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций. приемы, воздействующие как на создание, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации, включают инжиниринг, реинжиниринг, брандстратегию. приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации (ценовой прием управления, сегментирование рынка, мэрджер). Главная цель всех приемов этой группы – это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период. 4. Разработка программы управления инновационными процессами, которая представляет собой согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели. Программа – это план действий в области управления инновациями. Она представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления которого необходимо: определить цели и задачи; проработать различные варианты их решения; выбрать один из вариантов и разработать комплексную программу его реализации; создать механизм реализации комплексной программы, т.е. назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности, выделить участки работы и т.п. 5. Организация работ по выполнению программы определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п. 6. Контроль за выполнением намеченной программы. 7. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновационными процессами в организации. При анализе прежде всего выявляют: помогли ли используемые приемы достигнуть поставленной цели, как быстро, с какими усилиями и затратами была достигнута эта цель, нельзя ли методы менеджмента инноваций использовать более эффективно. 8 8. Корректировка приемов менеджмента инноваций. 9
«Понятие инновации, классификация инноваций, инновационный процесс» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) С. В. Рачек,М. С. Пономарева
Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot