Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Информация, данные, знания. Информационные системы

  • 👀 916 просмотров
  • 📌 863 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Информация, данные, знания. Информационные системы» docx
ЛЕКЦИЯ 1. ИНФОРМАЦИЯ, ДАННЫЕ, ЗНАНИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИЯ Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение». Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различ­ный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше». Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информацион­ные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопереда­ча и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно. Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между со­общением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обыч­но в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит. Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понима­ют некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодиро­ванных графических образов и звуков и т. п.), несущую смысловую нагрузку и пред­ставленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объем сообщения. Ключевое понятие здесь – смысловая нагрузка. Именно это отличает информацию от данных. ДАННЫЕ Данные - 1) сведения, факты, показатели, выраженные как в числовой, так и любой другой форме; 2) входной сигнал в любой форме, из которого потенциально получить информацию (так называемые «сырые данные» - raw data). Данные часто путают с информацией, говоря, например, «финансовые данные», имея в виду экономический отчет, который на самом деле несет сводную информацию. С целью смыслового разделения понятий "информация" и "данные" Ассоциация стандартов Франции (АФНОР) дает следующее определение: "Данные - факт, понятие или инструкции, представленные в условной форме, удобной для пересылки, интерпретации и обработки человеком или автоматизированными средствами". Согласно другого важного для понимания этого термина определения: "Данные - некоторый факт, то на чем основан вывод или любая интеллектуальная система". Компонентами данных являются цифры и символы естественного языка или их кодированное представление в виде строки двоичных битов. Двоичные данные. Информации здесь нет вообще Данные и информация на одном рисунке. Здесь показаны связи между пользователями твиттера. использовавшими хештег #bigdata. http://whyfiles.org/2013/mining-data/ Данные на рисунке – это каждый отдельный пользователь с его именем в твиттере и твитами с хештегом #bigdata. Информация – это связи между пользователями, которые можно увидеть на рисунке. Цвет – это тоже информация, он обозначает различные типы связей. Зеленый – «фолловеры», синий – ретвиты и упоминания одним пользователем другого. Любые выводы, которые вы сделаете по этой картинке, тоже будут информацией. ЕЩЕ НЕМНОГО ИНФОРМАЦИИ =) Чтобы стать информацией, данные должны правильно отражать объекты описания, в противном случае мы будем иметь дело с "дезинформацией " (ее англоязычные эквиваленты: false information, misleading information). Сама по себе "правильность отражения действительности" в соответствии с теорией познания всегда носит условный характер, поскольку связана с уровнем развития знаний на данном этапе развития общества или отдельных его социальных групп и индивидуумов. Так, состав и точность данных, которыми владеют или которые необходимы различным организациям и лицам об одном и том же объекте, будут существенно различаться в зависимости от образовательного, возрастного, социального статусов субъекта информирования а также целей их использования (например, для "повышения общей эрудиции" или для решения научных, технических, производственных, коммерческих и др. задач). В указанном плане данные, которые для одного субъекта будут представляться вполне точными, для другого - могут оказаться грубой "дезой". Чтобы стать информацией, данные должны представлять для субъекта информирования "определенный интерес" и "новизну". Последнее означает, что они должны быть для него связаны с необходимостью решения каких-либо практических или других задач и сокращать "степень неопределенности" об объекте "интереса". В указанном плане информация помимо того, что она адресно "прибавляет знания" об интересующем объекте, должна доставляться своевременно. К примеру, сообщение о том, что "Сегодня в городе проливной дождь, гололед (или другие напасти)", полученное нами после того, как мы успели выйти из дома и промокнуть или забуксовать на дороге - информацией не является, как не является информацией и сообщение о погоде, скажем, в Чили или деревне Гадюкино, если там не живут наши близкие родственники и мы не собираемся туда ехать. Для нас эти данные являются тем, что в информатике принято называть "информационным шумом". Однако для кого-то в зоне действия средств массовой информации (кто еще не вышел на улицу или живет в упомянутых местах) эти же сведения - информация. "Информационным шумом" являются также сообщения и данные, не представляющие для субъекта информирования предмета новизны (другими словами - этими данными он уже владеет). Примеры информационного шума: реклама, нерелевантные запросу результаты. Основные свойства информации: • Объективность – не зависит от чего-либо мнения • Достоверность – отражает истинное положение дел • Полнота – достаточна для понимания и принятия решения • Актуальность – важна и существенна для настоящего времени • Ценность (полезность, значимость) - обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения • Понятность (ясность)– выражена на языке, доступном получателю Кроме этого информация обладает еще следующими свойствами: 1) Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего-либо). Важнейшими среди них являются:- дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков) и непрерывность (возможность накапливать информацию) 2) Динамические свойства связаны с изменением информации во времени: • копирование – размножение информации • передача от источника к потребителю • перевод с одного языка на другой • перенос на другой носитель • старение (физическое – носителя, моральное – ценностное) 3) Практические свойства - информационный объем и плотность Представление информации осуществляется с помощью языков, как знаковых систем, которые строятся на основе определенного алфавита и имеют правила для выполнения операций над знаками. Язык – определенная знаковая система представления информации. Существуют: Естественные языки – разговорные языки в устной и письменной форме. В некоторых случаях разговорную речь могут заменить язык мимики и жестов, язык специальных знаков (например, дорожных); Формальные языки – специальные языки для различных областей человеческой деятельности, которые характеризуются жестко зафиксированным алфавитом, более строгими правилами грамматики и синтаксиса. Это язык музыки (ноты), язык математики (цифры, математические знаки), системы счисления, языки программирования и т.д. В основе любого языка лежит алфавит – набор символов/знаков. Полное число символов алфавита принято называть мощностью алфавита. Носители информации – среда или физическое тело для передачи, хранения и воспроизведения информации. (Это электрические, световые, тепловые, звуковые, радио сигналы, магнитные и лазерные диски, печатные издания, фотографии и тд.) Информационные процессы - это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации (т.е. действия, выполняемые с информацией). Т.е. это процессы, в ходе которых изменяется содержание информации или форма её представления. Для обеспечения информационного процесса необходим источник информации, канал связи и потребитель информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник её получает (воспринимает). Передаваемая информация добивается от источника до приемника с помощью сигнала (кода). Изменение сигнала позволяет получить информацию. ЗНАНИЯ Знания - совокупность сведений (данных или программ), отражающих знания человека -специалиста (эксперта) в определенной предметной области и предназначенных для хранения в базах знаний. Знания отражают множество возможных ситуаций, связанных с состоянием и конкретной реализацией объектов определенного типа, способы перехода от одного описания объекта к другому. Для знаний характерны внутренняя интерпретируемость, структурированность, связанность и активность. Условно можно записать, что "знания = факты + убеждения + правила". Различие информации и знания Информация Знания • всегда связана с какими-либо данными; • широко распространена, находится повсюду; • может зависеть от контекста, а может и не зависеть; • может генерироваться людьми, компьютерами, другими машинами; • легко воспринимается и легко передается; • как правило, статична; • может быть легко взаимосвязана с другой информацией; • обладает стоимостью, необходимой на создание и поддержку; • в принципе может использоваться кем угодно и когда угодно. • имеют отношения к данным и информации, но не всегда с ними связаны (не только обобщения, но и порождение новых сущностей, не следующих напрямую из исходной информации); • дефицитны, их непросто добывать; • всегда связаны с каким-то контекстом, существуют в его рамках; • генерируются только людьми; • трудны для восприятия; • динамичны; любые знания обладают своей скоростью передачи и восприятия; • для успешного восприятия требуют четких границ их понимания; • могут быть очень дороги, цена при этом не фиксирована; • обладают сроком и целью использования. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Информационная система - это система работы с информацией. 1) организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи (закон об информации); 2) совокупность взаимосвязанных аппаратно-программных средств для автоматизации накопления и обработки информации. Для создания ИС требуется формализация - перевод информации с естественного языка в более четкий, построенный по формальным правилам. Классификация ИС по характеру использования информации а) Информационно-поисковые системы - системы для накопления, обработки, поиска и выдачи интересующей пользователя информации (поисковые системы в Интернете) б) Информационно-аналитические системы - предназначены для автоматизации аналитической обработки данных; в) Системы принятия решений, осуществляющие накопление, обработку и переработку информации с использованием прикладного программного обеспечения: – управляющие информационные системы; – советующие экспертные информационные системы; г) Ситуационные центры - информационно-аналитические комплексы, «заточенные» под сбор и обработку информации о конкретных типах ситуаций. Например, ситуационный центр г.Москвы, ситуационные центры МЧС и т.д. В данном курсе рассматриваются информационно-поисковые, информационно-аналитические системы и системы принятия решений. ИС должна обеспечивать: получение, хранение, поиск, передачу, обработку, анализ, выдачу информации и построение новой информации. ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (для самостоятельного ознакомления) ИАС Федерального казначейства (Росказна) http://budget.roskazna.ru/about.html Как делает ситуационные центры компания КРОК http://habrahabr.ru/company/croc/blog/243699/ ИАС Мониторинга комплексного развития города Москвы (ИАС МКР) http://depr.mos.ru/systems-and-resource/systems-and-resources/. Сравнение ИАС для обработки открытых источников информации http://www.mlg.ru/company/pr/1067/. Система поддержки принятия решений ГАС «Управление» http://gasu.gov.ru/commoninformation. Система поддержки принятия решений «Прогноз» http://www.pcweek.ru/upload/iblock/b42/prognoz.pdf.
«Информация, данные, знания. Информационные системы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot