Информационные технологии в обращении ценных бумаг
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Структурированный по темам и разделам
лекционный теоретический материал
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЩЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ
Авторы
к.э.н., доцент Е. М. Кочкина,
к.э.н., доцент Е.В. Радковская
Екатеринбург
2017
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Если предположить, что какому-нибудь участнику рынка заранее известны все
последующие изменения цен, то для него существует единственная оптимальная стратегия:
продавать бумаги на пике цен и покупать на впадинах.
Однако цены способны на коротких отрезках времени много раз изменять
направление своего движения и предсказывать все такие развороты крайне сложно, если
вообще возможно.
Подойти к оценке инвестиционной привлекательности фондовых инструментов
можно двояко. Во-первых, давая инвестиционные характеристики ценной бумаге, изучая
финансово-экономическое положение эмитента, отрасли, к которой он принадлежит и т.д.
Во-вторых, с точки зрения их рыночной конъюнктуры, исследуя динамику курсов.
Так исторически сложилось два направления в анализе фондового рынка.
Сторонники
первого
направления
создали
школу
фундаментального
анализа,
а
последователи второго - школу технического анализа.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Фундаментальный анализ – это анализ факторов, которые, так или иначе, влияют на
цену. Он направлен на определение стоимости и состояния предприятия в данный момент и
прогноз в общих чертах этой стоимости в будущем.
Фундаментальный анализ основывается на оценке эмитента: его доходов,
положения на рынке (в основном через показатель объема продаж), активов и пассивов,
норме прибыли на собственный капитал и других показателях, характеризующих
деятельность эмитента.
В основе фундаментального анализа лежит тот факт, что любое предприятие имеет
внутреннюю долгосрочную стоимость. Если удалось установить, что внутренняя стоимость
выше текущей рыночной стоимости, то скорей всего сейчас наиболее благоприятный момент
для покупки. Если ниже – то это сигнал отказаться от покупки акций данного предприятия, а
если ЦБ уже куплена, то попытаться продать ее.
Фундаментальный анализ базируется на ряде исходных положений:
1. в будущем компания будет действующим предприятием;
2. предприятие имеет внутреннюю стоимость;
3. внутренняя стоимость может быть определена путем анализа данных, полученных от
компании;
4. эта стоимость может быть не замечена рынком в краткосрочном плане;
5. в долгосрочном плане она будет признана рынком
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Полный фундаментальный анализ проводится на 3-х уровнях.
На 1 уровне рассматривается состояние экономики и фондового рынка в целом. Это
позволяет выяснить насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования и выявить
основные факторы, определяющие сложившуюся ситуацию. Здесь непременно учитывается
воздействие на экономику важнейших политических и социальных событий. Анализ
факторов, которые определяют ситуацию в целом, позволяет выявить условия, в которых
придется проводить инвестирование. Даже если анализ обстановки в целом показывает, что
она неблагоприятна для инвестирования, это не означает, что нельзя найти отрасли, в
которые можно выгодно помещать имеющиеся средства.
На 2 уровне выполняется анализ отраслей экономики, представленных на фондовом
рынке и наиболее благоприятных для инвестирования. Обычно развитие отраслей
подчиняется определенным закономерностям, которые выражены в динамике отраслевых
индексов. Часто этапы развития, характеризующиеся подъемом и повышением доходности,
постепенно сменяются периодами относительно устойчивого развития, более или менее
продолжительными. С течением времени в ряде отраслей может наметиться стагнация, а
некоторые их них просто отмирают. В каждый данный момент при проведении анализа
стараются выявить отрасль, которая находится на подъеме и дает лучшие, по сравнению с
другими, возможности размещения средств.
После того как определены наиболее подходящие для инвестирования отрасли,
проводится анализ входящих в них компаний.
Т.о., на 3 уровне изучается состояние отдельных фирм и компаний. Аналитик в этом
случае должен обратить внимание на следующие показатели.
Оценка активов (активы включают в себя оборотный капитал, остаточную
стоимость основных фондов, остаточную стоимость нематериальных активов, прочие
активы).
Если предполагается, что стоимость активов занижена, то компания имеет скрытые
резервы (обычно это бывает при успешной работе компании).
Если предполагается, что стоимость активов завышена, то существует риск
неожиданного ухудшения финансового положения компании.
Анализ финансовой отчетности.
Этому анализу принадлежит ведущее место в принятии экономических решений.
Финансовая отчетность включает три основные формы:
− баланс;
− отчет о финансовых результатах;
− отчет о движении денежных средств.
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Налоговое бремя компании на будущие годы.
Качество персонала (особенно директоров и управляющих).
При проведении анализа следует:
1) разбить доходы компании по продуктам и рынкам;
2) провести оценку рыночных тенденций для данных рынков и продуктов;
3) учитывая полученные результаты и рекламу можно составить прогноз сбыта
компании, с учетом ожидаемых затрат, акцентируя внимание на следующих
вопросах:
− расширила ли компания свою деятельность и производственные мощности
настолько, что можно ожидать увеличения расходов;
− ввела ли компания программы сокращения расходов, и каковы шансы на
успех;
− каковы ожидаемые темпы инфляции;
(Оцениваются доходы и расходы компании на следующий год. Сначала аналитик полагает,
что инфляция, например, составит 10% и делает расчеты, затем – 12%. Сравнивает
результаты. Если разница велика, то деятельность компании чувствительна к инфляционным
изменениям. В этом случае уровень инфляции будет оказывать влияние на стоимость ЦБ,
выпускаемых компанией.)
− изучение возможной прибыли и возможных убытков.
Проводится сравнительный анализ с поведением компании в прошлые периоды, а
также с результатами деятельности конкурентов.
При проведении фундаментального анализа можно пользоваться определенными
коэффициентами. Коэффициенты принадлежат к числу самых известных и широко
используемых инструментов финансового анализа. Коэффициент выражает отношение
одного числа к другому, поэтому вычислительный процесс не представляет сложности,
главное здесь трактовка полученного результата. При окончательном анализе полезность
коэффициентов будет полностью зависеть от их разумной и умелой интерпретации.
Рассмотрим некоторые коэффициенты, характеризующие деятельность эмитента, по
которым можно судить о его инвестиционной привлекательности.
1. Рыночная капитализация
R=c·n
c – текущая рыночная цена одной акции;
n – общее количество акций, выпущенное эмитентом.
Это своего рода оценка стоимости компании участниками рынка.
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
2. Доход на акцию
EPS = p / n
р – прибыль предприятия после уплаты всех налогов, процентов и дивидендов по
привилегированным акциям.
n – число обыкновенных акций
Компания использует часть прибыли для создания резервов и на развитие
предприятия, поэтому важно оценить насколько прибыльна компания сверх того, что она
выплачивает в виде дивидендов своим акционерам. Стабильность и темпы прироста EPS
характеризуют привлекательность эмитента.
3. Коэффициент текущей ликвидности (current ratio)
(иногда называют коэффициент покрытия)
CR = оборотный капитал (текущие активы) / краткосрочные обязательства (текущие
пассивы)
Оборотный капитал: денежный средства, счета дебиторов, товарно-материальные
запасы, выданные авансы, отложенный налог на прибыль и т.д.
Краткосрочные
обязательства:
расчеты
с
поставщиками
и
различными
кредиторами, задолженность по заработной плате, задолженность по кредитам банкам и
другим предприятиям, дивиденды к выплате, прочие накопленные обязательства.
Чем выше коэффициент текущей ликвидности CR, тем надежнее положение
эмитента. Однако слишком высокий коэффициент текущей ликвидности CR может быть
признаком вялого управления:
− денежные средства праздно осели на счете;
− уровень
товарно-материальных
запасов
избыточен
по
сравнению
с
потребностями компании.
Нормой считается CR = 2 : 1 – такой уровень коэффициента текущей ликвидности
обеспечивает покрытие краткосрочной задолженности даже при сокращении текущих
активов на 50%.
4. Коэффициент немедленной ликвидности (quick ratio)
QR = (денежные средства + легко реализуемые ценные бумаги + дебиторская
задолженность) / краткосрочные обязательства
Ключевая идея коэффициента немедленной ликвидности оценить вероятность
погашения краткосрочных обязательств в случае кризиса, исходя из предположения, что
товарно-материальные запасы не будут представлять никакой ценности.
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
5. Соотношение рыночной цены и дохода на акцию (мультипликатор доходов) Р/Е
(коэффициент price-earnings)
Р/Е = текущая цена акции / прибыль на одну акцию (после выплаты налогов и
процентов)
Используется для определения того, как рынок оценивает доходность фирмы, дает
возможность сравнения сопоставимых ценных бумаг.
Сравнительный анализ коэффициентов Р/Е является простым, но в то же время
достаточно эффективным средством, в первую очередь для определения неправильно
оцененных акций. Сравнение может проводиться как по отношению к среднерыночным, так
и к среднеотраслевым показателям. Естественно, что значения коэффициентов Р/Е зависят и
от того, находится экономика в целом (или данная отрасль) на подъеме, или происходит
спад.
6. Соотношение рыночной цены акции и объема продаж P/S (коэффициент price-sales)
Очень часто, особенно в постсоциалистических экономиках, расчет коэффициентов
Р/Е либо затруднен, либо не отражает объективную картину вследствие тех или иных
искажений или ошибок в расчете чистой прибыли, связанных с особенностями ведения
бухгалтерского учета и другими объективными и субъективными факторами. Кроме того,
различные предприятия характеризуются значительной степенью цикличности - и
вследствие этого большими колебаниями размеров прибыли. Многие аналитики считают,
что в этих случаях полезно использование другого показателя отношение цены акции к
объемам продаж (выручке от реализации продукции) - так называемый коэффициент pricesales (P/S):
P/S = цена акции / валовой доход на одну акцию
В условиях экономической стабильности нормальным для крупных компаний
можно считать величину P/S в пределах от 0,4 до 0,8. Значение P/S ниже этого уровня, как
правило, говорит о недооцененности акций (если, конечно, финансовое состояние компании
достаточно устойчиво).
7. Оценка стоимости активов компании Р/В (коэффициент price-book value)
Нередко бывает, что фирма, продолжая производство, стоит меньше, чем текущая
рыночная стоимость ее основных фондов. Несмотря на то, что рыночную стоимость активов
компании достаточно трудно оценить, даже приблизительные оценки бывают чрезвычайно
полезны. Например, в процессе приватизации нередкими были случаи, когда стоимость
предприятия оказывалась на порядок ниже рыночной стоимости принадлежащей ему
недвижимости.
Р/В = цена акции / балансовая стоимость активов на одну акцию
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Значение
Р/В
меньше
единицы,
как
правило,
рассматривается
как
свидетельство недооцененности акций.
8. Ставка доходности на собственный капитал (СДСК)
СДСК = чистая прибыль / собственный капитал (можно общую стоимость активов)
Чистая прибыль = валовая прибыль – налоги – все расходы
Валовая прибыль = чистый объем продаж – себестоимость
Собственный капитал = капитал, инвестированный владельцами
Этот показатель измеряет доход на инвестиции акционеров.
9. Оборачиваемость активов ОА
ОА = выручка от реализации (чистый объем продаж) / общая стоимость активов
Общая стоимость активов это - оборотный капитал, остаточная стоимость основного
капитала (капитал по первоначальной стоимости – износ), остаточная стоимость
нематериальных активов, прочие активы.
Этот показатель позволяет судить об эффективности деятельности компании, т.к.
характеризует выручку, получаемую на единицу затрат.
ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
История западного технического анализа насчитывает немногим более века.
Началась она с заметки в газете Wall Street Journal, опубликованной Чарльзом Доу в начале
1890-х гг. К тому времени г-н Доу был уже хорошо известен широкому кругу бизнесменов
как один из создателей индекса Доу- Джонса. Поскольку колебания индекса были важными
для заключения биржевых сделок, сразу возникла необходимость в его прогнозировании.
Доу изложил ряд принципов, с помощью которых, по его мнению, можно было вступать в
сделки на покупку и продажу без особенного риска. Эти принципы используются почти во
всех методах современного технического анализа в неявном виде. Термин Теория Доу
появился уже после смерти автора благодаря аналитикам, систематизировавшим его труды.
Доу называют «дедушкой технического анализа», и мы прослеживаем черты предка в его
«сыновьях» и «внуках».
Ральф Нельсон Эллиотт разработал свою теорию во время Великой Депрессии,
анализируя
индексы
Доу-Джонса,
и
оставил
труды
по
основной
концепции
и
математическому обоснованию технического анализа. Эти книги регулярно публикуются до
сих пор.
Кроме определения базисной формы ценовых движений, Эллиотт открыл
применение для технического анализа рядов Фибоначчи. Волновая теория Эллиотта не
забылась и получила мощный толчок в конце 70-х – начале 80-х гг. с появлением
талантливого аналитика Роберта Прехтера, ставшего впоследствии «гуру 80-х» в США.
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Уильям Ганн, легендарный трейдер первой половины нашего века,
создал довольно
сложную комбинацию геометро-алгебраических принципов, которые с успехом использовал
при торговле на зарождающихся фьючерсных рынках. Они привлекли огромное внимание
сразу после публикации, и впоследствии Ганн даже открыл специальный учебный центр.
Почти все классические фигуры технического анализа были открыты в первой
половине прошлого века, но их авторство установить довольно сложно.
Метод японских свечей стал популярным среди западных трейдеров в конце 80-х
гг. Одним из первооткрывателей метода стал Стив Нисон, заработавший на нем большие
деньги. Японские свечи работоспособны, но вряд ли до сих пор осознаны в полной мере.
Метод был создан более 300 лет назад японцами, торговавшими «пустыми корзинами риса».
«Пустая корзина» – тот же фьючерс, и графическая запись его цены представляла собой
свечу или подсвечник. В зависимости от цвета, формы и расположения свечей составляется
прогноз будущего движения цены. И хотя
все современные информационные системы
предоставляют трейдерам графики этого типа, взгляды японца и американца на одну и ту же
картину могут быть совершенно разными. Это происходит из-за разницы в психологическом
подходе. Интересно отметить, что более чем за 3 века существования метод японских свечей
в основе своей не претерпел изменений. Бум технического анализа в 70-е годы был прежде
всего связан с развитием компьютерной техники. Создателями многих осцилляторов и
методов, основанных на использовании скользящих средних стали аналитики Уэллс Уайлдер,
Джордж Лейн, Ларри Уильямс.
Систематизация методов технического анализа и оформление его как отдельной
прикладной науки была проведена Джоном Мэрфи и Робертом Прехтером в 80-е годы
прошлого века.
Этот метод был создан для чисто прикладных целей, т.е. для получения доходов при
игре вначале на рынках ценных бумаг, а затем и на фьючерсных рынках.
Различные методики технического анализа поначалу создавались отдельно друг от
друга и лишь в 70-е годы были объединены в стройную теорию, с общей философией,
аксиомами и основными принципами.
Технический анализ широко используется на Западе, а в последнее время и в нашей
стране при работе на всех видах товарных и валютных рынков. В качестве примера объектов
анализа:
1. государственные и корпоративные ЦБ;
2. валютные и индустриальные индексы;
3. цены на товары и услуги.
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Благодаря современным информационным системам Reuters, Dow Jones/Telerate,
Bloomberg, Tenfore и др. не приходится тратить время на механическую работу – составление
графиков и расчет значений по сложным математическим формулам. Требуется только
умелое применение современных средств для создания собственного творческого прогноза.
Технический анализ предполагает, что все бесчисленные фундаментальные
причины суммируются и отражаются в ценах фондового рынка. Основное положение
технического анализа заключается в том, что в движении биржевых курсов уже отражена вся
информация, которая лишь впоследствии публикуется в отчетах фирмы и становится
объектом фундаментального анализа.
Казалось бы, фундаментальный анализ более рационален. Однако любой трейдер
отметит, что на фундаментальные факторы не всегда можно полностью положиться. К тому
же при использовании фундаментального анализа невозможно учесть все факторы, какиенибудь всегда останутся неизвестными. Хотя фундаментальный
оценить
соотношение
спроса
анализ
и
позволяет
и предложения, показатели экономической статистики,
определить отношение цены акции
психологический компонент, столь
к прибыли компании и т.д., в нем отсутствует
необходимый
для
адекватной
оценки
рыночной
ситуации. Грамм эмоций иногда равноценен килограмму фактов.
Преимущества технического анализа:
1. техническая легкость;
2. быстрота анализа;
3. пригодность для большого количества акций и для различных временных
промежутков.
Технический анализ не только наука, но и искусство. Использование методов
технического анализа предполагает наличие опыта, знание рынка, интуиции. Технический
анализ сродни опросам общественного мнения. Научная часть в этом случае заключается в
использовании статистических методов, а творческая часть – в толковании полученных
результатов.
Три постулата, на которых базируется технический анализ:
1. Рынок учитывает все.
2. Движение цен подчинено тенденциям.
3. История повторяется.
Рынок учитывает все. Это утверждение является краеугольным камнем всего
технического анализа. Технический аналитик полагает, что все причины, которые могут
оказать влияние на цену (экономические, политические, любые) непременно находят свое
отражение в цене. Любые изменения в динамике спроса и предложения находят свое
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
отражение в цене. Если спрос превышает предложение, то цены растут, в противном случае
– падают. Логика технического анализа базируется на зеркально отраженной логике: если
цены начали расти, то спрос превысил предложение, в противном случае – предложение
превысило спрос. Если цены растут, то по макроэкономическим показателям рынок выгоден
для быков, иначе – для медведей. Именно глубинные механизмы спроса и предложения,
экономическая природа рынка определяют динамику на повышение или понижение цен.
Графики сами по себе отражают своего рода психологическую тенденцию на повышение или
понижение цен, которая в данный момент овладела рынком. Как правило, специалисты по
анализу графиков предпочитают не вдаваться в глубинные причины, которые обусловили
рост или падение цен. Очень часто на ранних стадиях, когда только-только наметилась
тенденция к изменению цен, причины этого изменения могут быть никому не известны.
Предполагается, что все, что каким-либо образом влияет на цену, непременно отразится в
величине цены.
Понятие тенденции (или тренда) – одно из основополагающих в техническом
анализе. Все, что происходит на рынке подчинено тем или иным тенденциям. Основная цель
составления графиков динамики цен заключается в том, чтобы выявить эти тенденции ан
ранних стадиях их развития и торговать в соответствие с их направлением. Большинство
методов технического анализа являются по своей природе следующими за тенденцией, т.е.
они позволяют аналитику распознать тенденцию и следовать за ней пока она длится.
Торговля в направлении существующей тенденции должна длиться до тех пор, пока она не
подаст признаков разворота.
История повторяется. Технический анализ и исследования динамики рынка
теснейшим образом связаны с человеческой психологией. Графические ценовые модели,
которые были выделены и классифицированы в течение последних 100 лет, отражают
важные особенности психологического состояния рынка. Прежде всего, они указывают
какие настроения – бычьи или медвежьи – господствуют в данный момент на рынке. И если
в прошлом эти модели работали, то есть все основания предполагать, что они будут работать
и в будущем, т.к. основываются они на человеческой психологии, которая с годами не
меняется. Постулат «История повторяется» можно сформулировать иначе: «Ключ к
пониманию будущего кроется в изучении прошлого». А можно и совсем иначе: «Будущее –
это всего лишь повторение прошлого».
Участники биржевой игры имеют свои названия. Wall Street называется так в честь
стены, которая не позволяла сельскохозяйственным животным разбредаться от поселения на
конце Манхеттена. В языке игроков сохранилась память о животных. На Wall Street особенно
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
часто упоминаются четыре вида: «быки» и «медведи», «кабаны» и «овцы». Игроки говорят:
«Быки» зарабатывают, «медведи» зарабатывают, «овец» и «кабанов» режут».
«Бык» дерется, ударяя рогами вверх. «Бык» – это покупатель, лицо, поставившее на
то, что рынок пойдет вверх и выигрывающее от повышения цен. «Медведь» дерется,
надавливая лапами вниз. «Медведь» – это продавец, лицо, поставившее на то, что рынок
пойдет вниз и выигрывающее от падения цен.
«Кабан» жаден. Таких убивают, когда они пытаются удовлетворить свою жадность.
Некоторые «кабаны» покупают или продают слишком много и уничтожаются небольшим
неблагоприятным движением рынка. Другие «кабаны» передерживают свои позиции, они
ждут, чтобы прибыль увеличилась, даже когда рынок двинулся в обратном направлении.
«Овцы» – пассивные и боязливые последователи тенденций, намеков и «гуру». Иногда они
нацепляют рога «быков» или шкуры «медведей» и пытаются задираться. Их легко узнать по
жалобному блеянию в периоды неустойчивости рынка.
Как только рынок начинает работать, «быки» покупают, «медведи» продают,
«кабаны» и «овцы» путаются под ногами, а не определившиеся игроки ждут за кромкой
поля.
Основная задача технического анализа – выявить закономерности в движении цены
и обнаружить моменты перелома в сложившейся тенденции.
Джон Мэрфи определил технический анализ, как метод прогнозирования цен с
помощью графиков движений рынка. Под термином движения рынка аналитики понимают
три основных вида информации: цена, объем и открытый интерес.
Ценой может быть как действительная цена товаров на биржах, так и значения
валютных, промышленных и других индексов.
Объем торговли – общее количество заключенных контрактов за определенный
промежуток времени, например, торговый день.
Открытый интерес – количество позиций, не закрытых на конец торгового дня.
Конечно, эти три индикатора не равноценны. Главный из них – цена. Ее изучение
наиболее удобно, и большинство методов применяется именно к ней. Данные о цене
общедоступны для любого рынка, и в наши дни поступают без промедления: через доли
секунды появляются в информационных системах, через сутки – в газетах.
По результатам торгов публикуются различные значения цен:
− цена открытия (цена любителей) – цена первой сделки;
− цена закрытия (цена профессионалов) – цена последней сделки;
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
− средняя цена за торговый день;
− максимальная цена за торговый день;
− минимальная цена за торговый день;
− объем продаж.
Объем торговли также играет большую роль при прогнозировании и является
вторичным индикатором, сравнимым с лакмусовой бумагой. К сожалению, его сложно
однозначно определить на всех рынках, и данные обычно поступают с небольшой
задержкой. Использование объема торговли – уже более специфический метод, чем
прогнозирование цены, поэтому встречается реже. По результатам торговой сессии, как
правило, публикуются объем торгов в количестве проданных акций и объем торгов в
денежном эквиваленте.
Открытый интерес в явном виде можно встретить, например, при торговле
товарными фьючерсами или опционами. На некоторых рынках этот показатель в идеальном
виде вообще нельзя определить. В основном он используется для определения текущей
ликвидности рынка, заинтересованности в нем участников, обоснованности тех или иных
ценовых движений (большой открытый интерес свидетельствует о том, что большое
количество участников рынка не спешит закрывать свои позиции, следовательно, текущая
тенденция развития цены все еще сильна).
Открытый
интерес – это
число
открытых
фьючерсных
или
опционных
контрактов. Открытым контрактом может быть контракт на покупку или на продажу,
который до настоящего момента не исполнен, не закрыт или срок которого не истек.
Известно (хотя порой и упускается из виду), что фьючерсный контракт всегда
подразумевает участие покупателя и продавца. Это означает, что каждая единица
открытого интереса всегда представляет две стороны: покупателя и продавца. Открытый
интерес увеличивается, когда покупатель и продавец заключают новый контракт. При
этом покупатель открывает длинную позицию, а продавец - короткую. Открытый
интерес уменьшается, если стороны ликвидируют существующие контракты. При этом
покупатель продает свою длинную позицию, а продавец закрывает свою короткую позицию.
Сам по себе открытый интерес лишь характеризует ликвидность определенного
контракта или рынка. Однако сочетание анализа объема с анализом открытого интереса
иногда дает важную информацию о направлении потоков денежных средств на рынке:
1. Рост объема и рост открытого интереса подтверждают направление текущей тенденции.
2. Падение объема и падение открытого интереса сигнализируют о возможности
скорого окончания текущей тенденции.
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Основой для создания всех методик технического анализа является утверждение,
что цена движется направленно. Направление движения цены называется трендом.
В техническом анализе существует классификация трендов по длительности
движения цены в том или ином направлении:
− первичный тренд (главный) – 1 год;
− вторичный тренд (промежуточный) – от 3 недель до 3 месяцев;
− малый тренд – менее 3 недель.
Существует также классификация трендов по направлению движения цены. В
чистом виде тренд не встречается, т.к. движение цены носит колебательный характер.
По направлению различают три вида трендов: бычий, медвежий и боковой.
Бычий тренд – движение цены вверх преобладает; серия пиков, когда каждый
последующий выше предыдущего.
Медвежий тренд – движение цены вниз преобладает; серия впадин, когда каждая
последующая глубже предыдущей.
Боковой тренд наблюдается, когда колебания цены вверх или вниз по сравнению с
предыдущими значениями весьма незначительно.
Тренды различают по направлению
Медвежий тренд
Бычий тренд
Боковой тренд
Рис. 1. Классификация трендов по направлению
Все многообразие методов технического анализа можно свести в следующую
классификационную схему.
Графические методы – используют наглядные изображения движений рынка.
Методы фильтрации или математической аппроксимации (активно развиваются
последние 25-30 лет) подразделяются:
а) методы, основанные на использовании скользящих средних;
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
б) осцилляторные методы;
Теория циклов – больше развита на теоретическом, чем на практическом уровне.
Занимается изучением колебаний не только цен, но и природных явлений в целом.
МЕТОДЫ
ТЕХНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Графические методы
Методы теории циклов
Методы фильтрации
или
математической аппроксимации
Методы, основанные
на использовании
скользящих средних
Осцилляторные
методы
Рис. 2. Классификация методов технического анализа
Существующие в природе циклы позволяют точно предсказывать множество
событий: миграции птиц, приливы и отливы, движение планет и т.д. С помощью
циклического анализа можно прогнозировать и изменения на финансовых рынках, хотя
не всегда так же точно, как природные явление.
В поведении цен на ряд товаров обнаруживаются сезонные циклы. Как
следствие сельскохозяйственной природы большинства товаров, эти циклы вполне
объяснимы и понятны. Однако объяснить цикличность в поведении некоторых других
финансовых инструментов бывает гораздо сложнее. В теориях цикличности финансовых
рынков рассматриваются самые разнообразные причины такого поведения, начиная от
погоды и пятен на солнце и кончая расположением планет и основами человеческой
психологии.
Известно, что цена отражает совпадение ожиданий участников рынка. Эти
ожидания
постоянно изменяются, вызывая колебания цены. Попытки
использования
циклической природы цен для повышения эффективности торговли привели к созданию
множества технических индикаторов и инструментов.
Задним числом во всем можно найти цикличность. A для успешной торговли
на основе циклического анализа необходимо опираться только на циклы, имеющие
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
устойчивый характер, и использовать их в сочетании с другими торговыми инструментами.
Приведем некоторые примеры.
28-дневный цикл. В результате проведенных в 30-е годы исследований на
рынке пшеницы был обнаружен 28-дневный цикл. Некоторые связывают это с влиянием
лунного цикла. Так или иначе, но многие рынки, включая и рынок акций, действительно
имеют 28-дневный цикл (т.е. 28 календарных дней, или приблизительно 20 торговых).
10,5-месячный фьючерсный цикл. Хотя цикличность каждого товарного рынка
строго индивидуальна, в динамике индекса CRB (индекс исследования товарных рынков)
обнаружен цикл длительностью 9-12 месяцев.
Эффект
января.
Рынок
акций
проявил
мистическую
закономерность:
заканчивать год на более высоком уровне, если в январе цены росли, и на более
низком, если в январе они падали. То есть «каков январь, таков и весь год». В период
между 1950 и 1993 годами эффект января подтверждался 38 раз из 44, или с точностью до
86%.
ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
1. Виды графиков
Основа технического анализа это график.
Линейный график (line charts) – это простейший вид графика. Это линия, которая
соединяет цены закрытия акций в каждый из дней. Даты проставляются внизу по
горизонтали, а цены по вертикали.
Рис. 3. Линейный график
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Столбиковый график (bar charts) показывает цену открытия (если она известна),
максимум, минимум и цену закрытия. Столбиковые графики самый распространенный тип
графика, применяемый в анализе ценных бумаг.
максимум
закрытия
открытия
минимум
В столбиковом графике верхняя точка представляет собой максимальную цену за
период, а нижняя – минимальную. Черточка с правой стороны столбика обозначает цену
закрытия. Если аналитик располагает ценами открытия, то они отмечаются черточками с
левой стороны столбика.
Японские свечи (подсвечники). Наиболее сильная сторона японских свечей – это
возможность предсказания разворота в движении цены. Строятся на основе цен открытия,
закрытия, минимальной и максимальной. В промежутке между ценой открытия и ценой
закрытия рисуется прямоугольник – это тело свечи. Тело закрашивается в зависимости от
величины цен открытия и закрытия. Свеча – белая, если цена закрытия больше цены
открытия. Свеча – черная, если цена закрытия меньше цены открытия. Вертикальные
черточки вверху и внизу – это тени, длина которых определяется максимальной и
минимальной ценами. Различают полноценные свечи и дожи.
Дожи – это свеча, имеющая маленькое тело. Появление дожи – это признак
нерешительности участников рынка, что обычно наблюдается при равновесии сил быков и
медведей. Дожи является важным индикатором разворота. У идеального (маленького) дожи
цена открытия равна цене закрытия, но из этого правила бывают исключения. При
незначительном расхождении цен открытия и закрытия, свечу можно считать маленьким
дожи. Нет строгих правил для определения допустимого различия, все отдается на откуп
исследователя.
Цена
открытия
Верхняя тень:
максимальная
цена за период
Цена
закрытия
Тело свечи
дожи
белый и черный
Цена
закрытия
Цена
открытия
Нижняя тень:
минимальная
цена за период
маленький дожи
Рис. 4. Графики японских свечей
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
2. Уровни сопротивления и поддержки
Поскольку цены способны на коротких отрезках времени много раз изменять
направление своего движения, то вполне резонным является вопрос насколько тот или иной
спад или подъем серьезен? Что это: изменение тренда или корректировочное движение? В
этом случае изучают уровни поддержки и сопротивления.
Поддержка и сопротивление похожи на пол и потолок, между которыми зажаты
цены. Понимание роли поддержки и сопротивления необходимо для понимания тренда и
графических фигур. Оценка их силы позволит вам решить, что вероятнее - продолжение
тенденции или ее обращение вспять.
Предположим, что цены движутся все выше, поддерживаемые постоянным потоком
наличных денег и благоприятных ожиданий. Затем, начиная с некой точки, повышение
начинает замедляться. Скорость движения направлена вверх и до сих пор доминирует, но с
этой точки она уменьшается, и темп повышения убывает, признак приближения к линии
сопротивления. Цены не могут подняться выше уровня сопротивления, т.к. нет желающих
покупать по такой цене. Это похоже на подбрасывание мяча в воздух; мяч стартует с
исходной скоростью, затем замедляет движение под влиянием силы тяжести перед
окончательным падением.
Цены ведут себя подобным же образом. Сначала они замедляют свое движение, в
конце концов, останавливаются и меняют направление. Точкой разворота является уровень
сопротивления, это самая высокая из максимальных цен за этот особый период. Разворот
свершился, цены падают. Замедление падения вызывают силы поддержки, и уровень
поддержки устанавливается на точке, где цены разворачиваются для движения вверх.
Если при бычьем (или медвежьем) тренде в определенный момент своего движения
цена наталкивается на препятствие, после чего, либо консолидируется, либо начинает
движение в обратном направлении, то говорят, что цена достигла уровня сопротивления (или
поддержки).
Когда нисходящий тренд достигает уровня поддержки, он ведет себя как
ныряльщик, достигший дна и оттолкнувшийся от него. Поддержка изображается на графике
как горизонтальная или почти горизонтальная линия, соединяющая несколько минимумов.
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Рис. 5. Линии поддержки и сопротивления
Для построения линий поддержки и сопротивления проводят горизонтальные линии
через области консолидации цен. Проведенная через минимумы линия показывает уровень
поддержки, на котором покупатели пересиливают продавцов. Проведенная через максимумы
линия показывает уровень сопротивления, на котором продавцы пересиливают покупателей.
Если уровень сопротивления успешно прорван, он становится поддержкой. По
той
же
логике, успешно прорванный уровень поддержки становится сопротивлением.
Таким образом, области поддержки и сопротивления могут меняться ролями. На рис. 5
видно, что мартовский уровень поддержки стал областью сопротивления в мае. Сила этих
барьеров увеличивается каждый раз, когда цены ударяются о них и отскакивают прочь.
Следует остерегаться ложных прорывов через поддержку и сопротивление. На этом
графике ложные прорывы отмечены буквой F. Любители любят следовать за прорывами, а
профессионалы любят играть в противоположном направлении. На правом краю графика
цены встретились с сильным сопротивлением. Это время искать возможность для продажи с
предохранительной остановкой слегка выше уровня сопротивления.
Возвращение цен к прорванным уровням поддержки или сопротивления образуют
ситуацию, называемую «раскаяние трейдеров».
Рис. 6. Раскаяние тредеров (ловушка для «быков»)
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Слабые поддержка и сопротивление заставляют тренд приостановиться, а сильные –
обратиться вспять. Часто игроки покупают на уровне цен поддержки и продают на уровне
цен сопротивления.
3. Фигуры в движении цены
Как мы уже отмечали, что одно из основных положений технического анализа
заключается в том, что цены движутся направленно, то есть они подчинены тенденциям.
Известно также, что тенденции не вечны. Рано или поздно они меняют направление
движения, но это редко происходит внезапно. Напротив, сначала цены замедляют
движение, останавливаются, и только потом начинают двигаться в противоположном
направлении. Эти фазы в развитии рынка обусловлены формированием у инвесторов
новых ожиданий, что в свою очередь приводит к изменению соотношения спроса и
предложения.
Изменения ожиданий инвесторов нередко приводят к появлению особых
ценовых
моделей.
образующиеся
на
Хотя двух
них
абсолютно
ценовые
модели
одинаковых
рынков
не
существует,
часто бывают очень схожи и позволяют
прогнозировать поведение цен.
Формирование моделей на ценовых графиках может длиться от нескольких дней до
многих месяцев или даже лет. Как правило, чем дольше формируется модель, тем
значительнее последующее ценовое движение.
Более подробно формирование моделей можно найти в книге Джона Мэрфи
«Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика» или в книге Анны Эрлих
«Технический анализ движения цен на финансовых и товарных рынках».
Различают два типа фигур при исследовании рынка ценных бумаг:
− разворотные фигуры (сигнализируют об изменении направления движения
цены, т.е. изменении тренда);
− фигуры продолжения (изменение цены носит корректировочный характер).
Голова и плечи (Head And Shoulders)
Ценовая модель «голова и плечи» относится к разворотным фигурам и является
одной из наиболее надежных и широко известных. Свое название она получила из-за
сходства
с
головой
распространенности
и
этой
расположенными
модели
по
разворота
обе
стороны
следует
искать
плечами.
в
Причину
повторяющихся
особенностях поведения цен в периоды разворотов тенденций.
Восходящая тенденция характеризуется рядом последовательно возрастающих,
подобно ступеням лестницы, пиков и впадин. Перелом
тенденции происходит, когда
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
прекращается это поступательное движение вверх. «Левое плечо» и «голова» являются
двумя последними возрастающими пиками. «Правое плечо» образуется в результате
очередной, но безуспешной попытки быков поднять цены выше. Это - признак окончания
восходящей тенденции. Подтверждением начала новой нисходящей тенденции служит
прорыв «линии шеи».
В условиях
устойчивой восходящей тенденции каждый подъем должен
сопровождаться увеличением
объема
торгов.
Уменьшение
объема
при
очередном
подъеме служит признаком ослабления тенденции. Для типичной модели «голова и
плечи» характерно сокращение объема на среднем пике («голове») и его существенное
падение на «правом плече».
После прорыва «линии шеи» цены очень часто возвращаются к ней, прилагая
последние усилия для продолжения восходящей тенденции. Если же ценам так и не удается
подняться выше «линии шеи», они обычно начинают быстро падать на фоне возросшего
объема.
Модель «перевернутые голова и плечи» часто соответствует основаниям рынка.
Как и в случае обычной модели «голова и плечи» объем, как правило, уменьшается в
процессе ее формирования и затем возрастает, когда цены поднимаются выше «линии шеи».
голова
линия шеи
левое
плечо
правое
плечо
линия
шеи
Голова и Плечи
левое
плечо
правое
плечо
голова
Перевернутые
Голова и Плечи
Рис. 7. Графические модели разворота тенденции
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Треугольники (Triangles)
Эту ценовую модель относят к моделям продолжения. После завершения
треугольника
следует
ожидать
возобновления
движения
цены
в
направлении
предшествующего тренда. Треугольники образуются, когда диапазон между пиками и
впадина постепенно сужается. Обычно это связано с тем, что цены наталкиваются на
уровни поддержки или сопротивления, ограничивающие колебания.
Треугольники обычно разрешаются резко ценовым прорывом. Подтверждением
такого прорыва должно служить увеличение объема торгов. Наиболее надежны прорывы,
происходящие приблизительно между половиной и тремя четвертями расстояния от начала
треугольника до его конца (вершины). Если же цены проходят внутри треугольника весь
путь до вершины, то прорыв вообще может не произойти.
Выделяют
несколько
видов
треугольников
(сужающийся,
расширяющийся,
восходящий, нисходящий), их различают по расположению ограничивающих линий. Чаще
всего встречаются сужающиеся треугольники, реже – расширяющиеся треугольники.
Момент завершения треугольника:
1) внутри любого треугольника можно заменить нечетное (но не меньше 5) количество
колебаний;
2) сужающийся, восходящий и нисходящий треугольники обычно заканчиваются ближе к
точке пересечения своих границ.
Изменение цены после завершения треугольника называется ударом или толчком.
Величину амплитуды удара можно ориентировочно определить:
минимальная амплитуда удара = длине наибольшей волны в треугольнике
Наиболее сильный удар наблюдается в случае, когда последняя волна треугольника
«не дотягивает» до границы, а заканчивается раньше.
Сужающийся треугольник
Расширяющийся треугольник
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
Восходящий треугольник
Нисходящий треугольник
Рис. 8. Графические модели продолжения тенденции
МЕТОДЫ ФИЛЬТРАЦИИ и МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
АППРОКСИМАЦИИ
Эти методы основаны на применении различных математических формул к
движениям рынка. Их называют методами фильтрации, т.к. с их помощью пытаются
отделить направленные ценовые движения от колебательных, экстремумы рынка от его
равномерного развития.
Скользящие средние
Одним из распространенных методов является использование скользящих средних.
Скользящее среднее показывает среднее значение цены бумаги за некоторый период
времени. При расчете скользящего среднего производится математическое усреднение
цены бумаги за данный период. По мере изменения цены ее среднее значение либо растет,
либо падает.
Существует
пять
распространенных
типов
скользящих
средних:
простое,
взвешенное, экспоненциальное, треугольное, переменное. Некоторые аналитики считают,
что вид скользящей средней не играет особой роли, что результаты анализа получаются
примерно одинаковыми (Анна Эрлих). Однако этого мнения придерживаются далеко не все
исследователи фондового рынка. Скользящие средние являются индикатором, которые
работают на рынках с ярко выраженной направленностью, но в условиях торгового
коридора (застоя) они обычно дают множество ложных сигналов.
Использование скользящих средних
Сигналы, подаваемые скользящими средними просты и недвусмысленны. Проблема
заключается в выборе порядка скользящей средней. Вопросы, которые необходимо решать
при выборе порядка скользящей средней, настолько объемны, что они образовали отдельную
ветвь технического анализа. Рынок непрерывно меняется, поэтому не существует единого
общепризнанного наилучшего порядка скользящей средней. Если распознан цикл в
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская
движении цены, то наилучший порядок скользящей средней равен половине длины цикла. К
примеру, если в динамике ценной бумаги наблюдается цикличность с периодом 40 дней
от пика до пика, то идеальной длиной скользящей средней будет 21 день. Однако выявить
цикл крайне сложно, т.к. уровень шума больше амплитуды цикла. В этом случае пользуются
числами Фибоначчи (ряд чисел Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, …).
В общем случае выбор порядка скользящей средней зависит от того, на какой
промежуток времени трейдеру требуется прогноз. Чем длиннее период прогноза, тем
больше должен быть порядок скользящей средней и наоборот.
Характеристики скользящей средней:
1. порядок: равен отрезку времени, по которому проводится сглаживание;
2. объект вычисления: может быть любым, однако обычно – это цена;
3. интервал времени между анализируемыми данными: данные для построения скользящей
средней должны быть равноудаленными, а промежуток времени может быть любой –
минуты, часы, дни, недели и т.д.
В зависимости от величины порядка скользящие средние делятся на короткие и
длинные: чем ниже порядок, тем короче скользящая средняя.
Короткая скользящая средняя (СС малого порядка) чувствительна к перепадам
цены, но она часто меняет направление и подает много ложных сигналов.
Длинная
скользящая
средняя
(СС
высокого
порядка) имеет
невысокую
чувствительность, но, в то же время, медленнее реагирует на поворотные моменты биржи.
Общий принцип использования скользящих средних:
1. если график цены расположен ниже графика скользящей средней, то текущий ценовой
тренд является медвежьим;
2.
если график цены расположен выше графика скользящей средней, то текущий ценовой
тренд является бычьим;
3. при пересечении графика цены с графиком скользящей средней ценовой тренд меняет
направление;
4. сигнал покупки возникает, когда график цены пересекает график скользящей средней
снизу;
5.
сигнал продажи возникает, когда график цены пересекает график скользящей средней
сверху.
Авторы: Е.М. Кочкина, Е.В. Радковская