Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Информационная культура и информационное общество

  • 👀 254 просмотра
  • 📌 230 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Информационная культура и информационное общество» ppt
Тема 1 «Информационная культура и информационное общество» 1 Информационная культура • это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. 2 Исследователи выделяют пять информационных революций, которые оказали решающее воздействие на развитие общества. 3 Первая информационная революция • связана с членораздельной речью – человеческим языком, который стал мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания, так как является способом выражения и сообщения мыслей, всей совокупности знаний и представлений людей о мире. Социальная сущность языка проявилась в эпоху палеолита, древнего каменного века – начала истории человечества. 4 Речь – инструмент, средство информационного обмена 5 Узелковое письмо Рассказ о мощи перуанской армии 6 • Историческое формирование языка и речи – это грандиозная революция в развитии механизмов социальной памяти, что позволило колоссально обогатить ее содержание. Однако механизм непосредственной передачи опыта и потом продолжает сохранять свое фундаментальное значение, ибо на уровне воспроизведения образцов деятельности и живой речи мы в детстве усваиваем язык и огромное количество других навыков. 7 Вторая информационная революция • связана с изобретением письменности. Письменность – это система закрепления на материале (камне, папирусе, бумаге и т.п.) звуков речи и слов языка средствами условных знаков с целью передачи их содержания от одного человека к другому. 8 Письменность- основа социальной коммуникации Материалы для хранения информации: -камень -глина -папирус -дерево (береста, кора) -пергамент -бумага (II век н.э.) -фотоматериалы (кинопленка), магнитная лента -электронные носители Инструменты для записи информации 9 Письменность- основа социальной коммуникации Древняя пиктограмма 10 Особенность пиктографического письма состоит в том, что оно может быть расшифровано на любом языке. • Пиктография (от латинского слова «пиктус» - писанный красками, от греческого слова «графо» - пишу) не требует от воспринимающего информацию какой-то особой грамотности, и поэтому она стала средством связи для многих людей. • Наглядность, простота и конкретность выражения мыслей позволили рисуночному письму сохраниться до наших дней. • Примером пиктографии могут служить дорожные знаки, реклама, комиксы, карикатуры, книги для детей дошкольного возраста и т.д. 11 Клинопись способ письма путём выдавливания на глине комбинаций клиновидных чёрточек, применявшийся в Передней Азии. 12 13 Иеро́ глиф (др.-греч. ἱερογλύφος, hieróglyphos) — название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги (элементы алфавитного и силлабического письма), так и морфемы, целые слова и понятия (идеограммы). 14 Египетские иероглифы Шумерское письмо Китайские иероглифы 15 Современные элементы письменности Пиктограммы n x i 1 Алфавит i Иероглифы 16 Множество языков затрудняет коммуникацию • Эсперанто (Людвик Лазарm Заменгоф) • Zlango (более 200 картинок) 17 Эспера́нто (Esperanto) — наиболее распространённый плановый язык, созданный варшавским лингвистом и окулистом Лазарем (Людвиком) Марковичем Заменгофом в 1887 году, после десяти лет работы. Это самый распространённый, созданный искусственно, универсальный международный язык. 18 Zlango • пиктографический язык для пользователей SMS. Zlango является продолжением развития графических пиктограмм, в которых предоставлены не только специальные знаки препинания, но и возможно их свободное комбинирование с комплексным ходом мыслей, согласно общим правилам построения предложения. 19 Zlango разработан • в 2003 году одноименным израильским предприятием Zlango. Данное название происходит от английского «сленг», жаргон или разговорный язык. 20 АРАБСКИЕ ЦИФРЫ Сверху вниз: Современные арабские (западные); Ранние арабские (западные); Арабские буквы (использовавшиеся, как цифры); Современные арабские (восточные); Ранние арабские (восточные); Ранние Деванагари (Индийские); Поздние Деванагари 21 Смена письменности – утеря культурного наследия народа 22 Величайшим достижением эпохи письменных коммуникаций в древнем мире стала книга. В книгах как важнейшей форме закрепления семантической информации заключены неограниченные возможности ее фиксации и передачи во времени и пространстве. 23 Книга есть результат такого уникальнейшего свойства человеческого организма, как чтение, и всего, что психологически связано с этим, в том числе шрифт, алфавит, тираж. 24 В древнем мире рукописная книга существовала в разных формах: глиняные дощечки, папирусный и пергаментный свиток, «диплом» (две соединенные между собой дощечки), кодекс (многолистная пергаментная тетрадь с титульным листом, в переплете). Книги служат не только показателем информационной культуры общества, но и позволяют определить объем освоенной информации, накопленной на каждом историческом витке жизни. 25 КОДЕКС – конструктивная организация книги 26 Переплетная технология Тетради, номер тетради - СИНГАТУРА книги — издание объемом свыше 48 страниц, брошюры — издание объемом не более 48 страниц, листовки — издание не более 4 страниц. 27 Основные элементы современной книги переплет Дополнительные элементы: СИНГАТУРА, ШМУЦТИТУЛ 28 • Изобретение письменности способствовало не только сохранению информации, но и появлению специальных учреждений для ее хранения, передачи, обработки – библиотек, архивов, музеев. 29 Древнегреческое название библиотеки: bibliotheke (греч. biblio – книга, theke – хранилище), т.е. книгохранилище По-английски «библиотека» – «library» происходит от латинского «libraria» – первоначально «книжная лавка» 30 БИБЛИОТЕКИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Библиотеки существуют уже более 50 веков. Шумер (раскопки г. Ур, г. Ниппур эпос о Гильгамеше ) около 3000 до н.э. Проблема копирования текстов 31 БИБЛИОТЕКИ АНТИЧНОСТИ И ЭЛИНИЗМА Библиотеки античной Греции (Демофил – «О книгах, достойны х приобретения», Аристотель, Феофраст, Пифагор, тексты Эсхила, Софокла, Еврипида) Александрийская библиотека (III в до н.э., Мусейон) Пергамская библиотека (Эвмен II – II в. до н.э.) 32 СРЕДНЕВЕКОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ Библиотеки Китая (первая печатная книга- «Алмазная сутра 868 г.) 33 СРЕДНЕВЕКОВЫЕ БИБЛИОТЕКИ Университетские библиотеки (б-ка Болонского ун-та XI в., Бодлеанская б-ка Оксфорд, библиотека Сорбоны -1338 г. 1720 книг, 300 прикованны х) Королевские библиотеки (Карл V 1364 Франция, Королевские б-ки Швеции, Бельгии) 34 БИБЛИОТЕКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Библиотека Марчиана (Венеция) Библиотека Лоренцо Медичи (Флоренция) Библиотека Ватикана (1475 г. папа Сикст IV) Публичны е библиотеки в Италии и Франции 35 • Разрыв между объемом информации и потребностями общества привел к третьей информационной революции – изобретению книгопечатания. 36 Начало книгопечатания Гутенберг (Иоганн Генсфлайш) 1452—1454 37 наборная касса литье букв верстка БИБЛИОТЕКИ РУСИ «Апостол»(1564 г.) Ивана Федорова 38 БИБЛИОТЕКИ РУСИ библиотека Ярослава Мудрого (1037 г. библиотека Соловецкого монасты ря библиотека Троице-Сергиева монасты ря библиотека Ивана Грозного Патриаршья библиотека (XV-XVII вв.) 39 • Книгопечатание в стране очень скоро стало мощным средством распространения и сохранения идей и знаний, развития науки, культуры, образования, роста национального самосознания, орудием социальной и идеологической борьбы. 40 • Итак, печатный пресс произвел настоящую культурологическую революцию. Впервые в истории книга перестала быть уникальным предметом. Печатный станок удешевил производство книг и позволил размножать их большими тиражами, а это означало, что книгами смогло владеть большее количество людей. 41 • Таким образом, процесс книгопечатания создал не просто принципиально новую концепцию накопления и передачи знаний, он изменил само понятие о том, что такое знание, он заново создал само это знание. 42 • Четвертая информационная революция связана с электричеством, дальнейшим развитием СМИ и новыми информационными технологиями, которые «позволяют создавать и транслировать информацию в объемах, немыслимых для Вселенной Гуттенберга… 43 • Четвертая информационная революция (60-е годы ХХ в.) связана также с изобретением персонального компьютера. Создание персонального компьютера было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. 44 • Начиная с 1960-х годов, экономически наиболее развитые государства, прежде всего США и Япония, входят в стадию развития, которую сегодня называют формированием нового «информационного общества». • В 70-е годы ХХ века создается новая технологическая система (чипы, компьютеры, телекоммуникации, Интернет), происходит переход от индустриального общества к информационному. 45 • Четвертая информационная революция с созданием современных компьютеров и систем передачи данных, возникновением новой микропроцессорной технологии и индустрии переработки информации плавно перешла в пятую информационную револю цию . «Информация и знания стали важнейшей отраслью массового производства. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, невиданное изменение скоростей во всех сферах деятельности человека привело, с одной стороны, к гигантскому росту потребностей в знаниях (без этого современный социальноисторический процесс неминуемо пришел бы к саморазрушению), а с другой стороны, к перманентному созданию все новых и новых средств удовлетворения этих потребностей. Начало развиваться то, что в англоязычной литературе принято называть «обществом, построенном на знаниях». 46 Таким образом, пятая информационная револю ция • совершилась менее чем за два десятилетия – с середины 70-х до 90-х годов ХХ века. • Это первая революция в области информационных технологий, которые сами являются источниками производительности, производительной силой. 47 Международны е документы о всеобщем доступе к информации В 1993 г. в США администрация Клинтона-Гора разработала программу действий «The National Information Infrastructure: Agenda for action». В 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был утвержден аналогичный план «Europe’s Way to the Information Society. An action plan» (Европейский путь в информационное общество). Позднее аналогичные программы были разработаны в ряде других стран: в 1995 г. Финляндия разработала программу «Finland’s Way to the Information Society. The national strategy» («Финский путь в информационное общество»); в 1996 г. ФРГ разработала программу «Путь Германии в информационное общество» (Germany’s Way to the Information Society) и т.д.30 48 Окинавская Хартия Глобального информационного общества была принята 22 июля 2000 года лидерами стран Большой Восьмерки. В этом документе во вступлении отмечается, что сегодня информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали двигателями мировой экономики и одной из мощнейших сил, формирующих облик XX и XXI столетий. Именно эти технологии способны оказать решающее влияние на образ жизни миллионов людей, их образование и труд, на создание и укрепление гражданского общества во многих государствах планеты. 49 Идеи всеобщего доступа к информации, являющейся общественным достоянием, представлены в документах ЮНЕСКО «Информация для всех» и «Образование для всех», которые были приняты в 20002001 годах (в России – с 2002 года). 50 Основной предмет программы - развитие информационной политики, ориентированной на человека, на совершенствование его творческого потенциала, навыков и знаний, поскольку именно от людей зависит, каким путем будут развиваться все человечество и каждая страна, каждый народ в отдельности. 51 Программа «Информация для всех» состоит из следующих разделов: • • • • • 1. Развитие информационной политики на международном, региональном и муниципальном уровнях. 2. Развитие человеческих ресурсов, навыков и умений в век информатизации. 3. Усиление роли специально созданных и связанных с ними организаций в обеспечении доступа к информации. 4. Развитие инструментов, способов и систем информационного менеджмента. 5. Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникации. 52 Информация для всех = информация для нас в библиотеках и образовательных учреждениях + информация о нас. Тезис «Информация о нас» предполагает, что жители определенного региона являются не только потребителями информации, но и ее создателями. Новые информационные технологии и прежде всего Интернет открывают невиданные ранее возможности для превращения региональной информации во всеобщее достояние, обогащения мировой культурной палитры за счет уникального колорита отдельных регионов. 53 Публичные библиотеки должны предлагать принципиально новые услуги с использованием цифровых технологий, что предоставляет гражданам возможность достижения своих личных целей в условиях меняющегося мира, а также является важным вкладом в создание единого общества и эффективной интеллектуальной экономики в Европе; стремиться к существенному повышению качества своих услуг и при этом продолжать увеличивать общее число пользователей. 54 Рекомендации проекта «PULMAN» • «Публичные библиотеки в век цифровой информации» разработаны для того, чтобы помочь публичным библиотекам скорректировать стратегию своего развития в век активного внедрения и распространения цифровых и интернет-технологий, трансформации различных видов и форм обслуживания пользователей, организации нового типа услуг. 55
«Информационная культура и информационное общество» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 58 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot