Индивидуальные и рыночные спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Индивидуальные и рыночные спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности
Термин «спрос» имеет для экономистов специфическое значение. Человеку
свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело
лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе.
Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными
возможностями в приобретении тех или иных товаров.
Итак, спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести
товар.
Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого
товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в
единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий
относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы
и предпочтения потребителей, накопленное имущество и другое.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией
спроса.
Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой. Понятно, что обычно
люди стремятся купить товары подешевле. Это не значит, конечно, что они готовы
покупать некачественные товары и только дешевые. Hо какой бы качественный,
технически сложный или дорогой товар человек ни покупал, все равно сохраняется
обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. То есть при
прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот).
Эта зависимость называется законом спроса.
Если прочие факторы, влияющие на объем спроса, принять за неизменные величины,
то указанная зависимость приобретет вид функции спроса от цены:
Q dx = f (P x )
где Q dx - объем спроса на товар «x»; P x - цена товара «x».
Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя (потребителей) в
зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от
изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса.
К числу прочих факторов, определяющих объем спроса, относятся:
• размер дохода потребителя (I, incomе);
• вкусы покупателей (T, tastes);
• цены на другие товары (P a ... P z , prices);
• общее число покупателей, размер рынка (X);
• накопленное имущество (W, wealth);
• инфляционные ожидания (IE, inflationary expectations);
• другие факторы.
В общем виде функция спроса записывается так:
Q dx = f (P x , I, T, P a ... P z , X, W, IE и так далее)
В нормальных условиях существует обратная зависимость между ценой и величиной
спроса, поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон. По своей конфигурации эта
линия может быть как вогнутой (d 1 ), так и выпуклой (d 2 ). Hесмотря на то, что обе кривые
отражают действие закона спроса, очертания кривой имеют принципиальное значение.
Как видно из рис. 1, если изменение спроса происходит по вогнутой кривой d 1 , то с
1
уменьшением цены ( P = const), абсолютные приращения объема спроса нарастают (
Q1 <
Q2 <
Q 3 ). Изменение спроса по выпуклой кривой d 2 происходит в обратной
зависимости. При этом следует обратить внимание, что для отдельного покупателя
характерна выпуклая кривая спроса, так как по мере насыщения потребности на спросе
индивидуума уже мало будет сказываться снижение цены на товар. Для большого числа
покупателей с разным уровнем дохода типична вогнутая линия их совокупного спроса,
поскольку при снижении цены на рынке данного товара появятся дополнительные
покупатели с более низким уровнем дохода, что сразу поднимает спрос. Вместе с тем
понижение цены вызовет переключение спроса именно на этот товар.
Рисунок 1 – Кривые спроса
Таким образом, от перечисленных и некоторых других факторов зависит не только
выбор покупателя (что, какой товар приобрести), но также и количество покупаемого
товара.
Если мы хотим исследовать влияние на величину спроса на товар того или иного
фактора, то должны все другие факторы, и прежде всего цену на сам товар, принять
фиксированными, неизменными. Что, например, произойдет, если повысятся доходы
населения? Если все другие факторы меняться не будут, то очевидно, что произойдет
изменение объема спроса на каждом ценовом уровне. При прежних ценах потребители
станут больше покупать пищи, одежды, товаров длительного пользования и так далее.
Иначе говоря, принято различать изменение объема спроса и изменение функции
спроса. Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара и при
фиксированных значениях прочих факторов. В этом случае имеет место движение вдоль
линии спроса. Если же изменятся прочие факторы, то произойдет сдвиг линии спроса
вправо или влево (рис. 2а). Тогда говорят об изменении функции спроса. Смещение
кривой спроса вправо и вверх соответствует увеличению спроса. Это означает, что в
единицу времени большее количество товара по более высокой цене будет востребовано
покупателями. И наоборот, если кривая спроса сдвигается влево и вниз, это
свидетельствует об уменьшении спроса. Отметим также, что одному и тому же объему
спроса при сдвиге кривой спроса соответствуют разные цены спроса (на рис. 2б - это
цены P и P 1 , соответствующие объему Q).
2
Рисунок 2 – Линии спроса
Итак, к неценовым факторам, сдвигающим кривую спроса, относятся такие, как
вкусы и предпочтения потребителей, цены на другие товары, число покупателей, доходы
населения и размеры накопленного имущества, инфляционные ожидания. Остановимся на
них более подробно.
Вкусы и предпочтения потребителей. Вполне очевидно, что изменения во вкусах,
предпочтениях, моде оказывают существенное воздействие на величину спроса на товар
или услугу. Возраст и пол, семейное и социальное положение, а также некоторые другие
моменты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро
(например, в таких областях, как популярная музыка, одежда и другое). В этом случае
кривая спроса совершает сдвиги очень быстро как в сторону увеличения, так и в обратную
сторону. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно.
Цены на другие товары. По характеру воздействия на спрос на какой-то данный
товар разграничивают изменения цен на 3 вида товаров: а) товары-заменители
(субституты, конкуренты); б) товары-взаимодополнители (комплементы); в) товары,
относительно независимые друг от друга.
Рассмотрим,
например,
ситуацию
с
двумя
товарами-конкурентами
прохладительными напитками «Pepsi» и «Coca-Cola». При увеличении цены на любой из
них спрос части потребителей переключится на потребление большего количества
неподорожавшего товара. Обратное явление произойдет, если один из товаровконкурентов подешевеет. Для взаимодополняющих товаров ситуация иная. Возьмем, к
примеру, бензин и автомобили. Резкое вздорожание бензина способно существенно
снизить спрос на автомобили, и наоборот. Влияние изменения цен на относительно
независимые товары на спрос на них относительно опосредовано и часто неочевидно.
Размер рынка. Чем больше покупателей, тем больший совокупный спрос они
предъявляют.
Доходы населения и размеры накопленного имущества. Чем богаче население,
тем больше спрос, и кривая движется вправо и вверх. Если доходы уменьшаются, то
движение кривой происходит в обратном направлении. Причем следует отметить, что с
ростом доходов увеличивается спрос не на все товары, а, главным образом, на товары
более высокого качества. Hа товары низкого качества спрос в этом случае снижается.
Однако сказать, какая структура распределения богатства между группами населения равномерная или поляризованная - создает больший спрос, достаточно сложно.
Инфляционные ожидания. Довольно часто увеличение спроса на товар, по причине
ожидания скорого и быстрого роста цен на него, принимают за нарушение закона спроса,
3
хотя в данном случае речь идет об изменении функции спроса (сдвиг кривой спроса
вправо - вверх).
Индивидуальный спрос - это соответствующее каждой данной цене количество
товара, которое тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке. Переход от
индивидуального спроса к рыночному может быть легко осуществлен путем
суммирования величин индивидуального спроса всех потребителей при каждом
возможном уровне цен. Эта задача может быть решена как табличным способом, так и
путем графического суммирования.
Предложение: понятие, величина, факторы
На рынке спросу противостоит определенное предложение товаров. Под
предложением экономисты понимают чью-либо готовность продать товар. Основными
поставщиками товаров на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая
политика подчиняется нескольким целям, главная из которых - максимизация прибыли.
Объем прибыли, получаемой после реализации продукции, напрямую зависит от ее цены.
Слишком высокая цена остановит потенциальных покупателей, а слишком низкая - либо
разорит владельца товара, либо послужит основанием для обвинения в недобросовестной
конкуренции.
Если рыночная цена на какой-либо товар имеет тенденцию к повышению, то
производители будут заинтересованы в расширении объемов производства. И наоборот,
устойчивая тенденция к снижению цен побуждает предпринимателей сокращать объемы
поставок или даже искать другую - более выгодную сферу деятельности.
Кроме цены, на уровень предложения какого-либо товара оказывают влияние
следующие факторы: наличие производственных мощностей и природных ресурсов,
рабочей силы (R, resources); характер технологии (K); налоги и дотации (TS, tax and
subsidy); природно-климатические условия (C, conditions); цены на ресурсы и другие
товары (от P a до P z ); и так далее.
Итак, объем предложения - это максимальное количество какого-то товара, которое
согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при
определенных условиях, перечисленных выше. Зависимость объема предложения от
определяющих его факторов называется функцией предложения. В общем виде функция
предложения имеет вид:
Q Sx = f (P x , P a ...P z , R, K ,C, TS и др.)
Если все факторы, кроме цены данного товара, принять за неизменные, то функция
будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции только от ее цены:
Q Sx = f (P x )
где Q Sx - объем предложения на товар «x», P x - цена товара «x».
Как и функция спроса, функция предложения показывает не только то количество
товара, которое производители готовы предложить по какой-то определенной цене, но и
количества, которые они готовы представить на рынке при каждой возможной цене.
Зависимость объема предложения от цены может быть различной, однако наиболее
типичной является следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения,
и наоборот (то есть имеет место прямая зависимость).
Обратимся теперь к неценовым факторам, влияющим на объем предложения. К ним
относятся:
• цены на исходные ресурсы;
4
технологические возможности производителя;
• цены на другие товары;
• налоги и дотации;
• число продавцов на рынке;
• ожидания производителей.
Цены на исходные ресурсы. Чем ниже затраты производителя на исходное сырье,
материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более
низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок. Таким образом кривая
предложения сместится вправо и вниз.
Технологические возможности производителей зависят от развития научнотехнического прогресса. Чем выше уровень прогресса, тем эффективнее становится
производство, то есть на каждую единицу затраченных ресурсов производится все больше
конечной продукции. Кривая предложения, следовательно, смещается вправо и вниз.
Цены на другие товары. Товары могут находиться между собой в отношении
взаимозаменяемости и взаимодополняемости как в потреблении, так и в производстве. В
частности, снижение цены на говядину может побудить фермеров больше выращивать и
предлагать к продаже мясо птицы. И наоборот, повышение цены на говядину приведет к
сокращению предложения мяса птицы. Следовательно, изменения цен на другие товары
способно смещать кривую предложения.
Число продавцов. Чем больше производителей выпускают данный вид товара, тем
больше рыночное предложение смещает кривую вправо. По мере уменьшения числа
производителей в отрасли кривая предложения будет смещаться влево и вверх.
Ожидания производителей. Если в определенной ситуации, например,
производители зерна не хотят продавать его ни государству, ни населению, так как
ожидают, что в дальнейшем цены на зерно повысятся, и они более выгодно его реализуют.
Кривая предложения зерна в данный момент сместится влево и вверх. Hо может
возникнуть и обратная ситуация, когда производители ожидают падение цен на зерно.
Тогда они будут стараться быстрее его реализовать, и на какое-то время предложение
этого товара на рынке увеличится, что сдвинет кривую предложения вправо и вниз.
Hалоги и дотации. Большинство предприятий рассматривают налоги как затраты
своего производства. Поэтому повышение налогов будет увеличивать затраты
производителя и сокращать предложение, что в свою очередь вызовет сдвиг кривой
предложения влево и вверх. Hапротив, дотации считаются как бы налогом наоборот.
Государственные дотации фактически снижают затраты на производство продукции, тем
самым увеличивая предложение и смещая его кривую вправо и вниз. Более подробно этот
механизм будет раскрыт в другом разделе.
При формировании предложения большое значение имеет тип рынка (совершенной
или несовершенной конкуренции). Hа экспортных рынках немаловажную роль в
определении объемов предлагаемой продукции играет курс национальной валюты.
Во всех перечисленных случаях, когда меняется не цена товара, а другие условия,
речь идет об изменении функции предложения. Изменение предложения означает, что при
каждом данном уровне цены происходит увеличение или уменьшение предложения (рис.
3).
•
5
Рисунок 3 – Изменение предложения
Индивидуальное предложение - это соответствующее каждой данной цене
количество товара, которое готов предложить к продаже на рынке тот или иной
производитель (продавец).
Переход к рыночному предложению аналогичен переходу от индивидуального к
рыночному спросу. При этом возможно использование обоих методов: табличного и
графического.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиг
Итак, на рынке сталкиваются интересы покупателей, олицетворяющих спрос, и
интересы продавцов, представляющих предложение. Покупатели предлагают цену спроса,
то есть максимальную цену, которую они готовы заплатить при покупке данного
количества товара, а продавцы, в свою очередь, - цену предложения, то есть минимальную
цену, за которую они готовы уступить это же количество товара.
В условиях свободной конкуренции предполагается, что каждый акт обмена
совершается в результате добровольного соглашения покупателя с продавцом по
устраивающей обоих цене, что ведут себя они рационально, то есть действуют в своих
собственных интересах, пытаясь извлечь максимальную выгоду.
Рисунок 4 - Равновесие
Для того, чтобы представить это графически, необходимо кривые спроса и
предложения наложить друг на друга. Точка пересечения кривой спроса и кривой
предложения характеризуется объемом и ценой товара, которая устраивает и продавцов, и
покупателей. Это точка равновесия Е (equilibrium).
Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном
уровне цены, называется равновесным, оптимальным. Равновесными же называются цена
и соответствующий объем продаж (P e , Q e ).
Цена, по которой товар реально продается или покупается, называется рыночной и,
кстати, необязательно совпадает с равновесной. Продажная (рыночная) цена может
6
меняться от сделки к сделке, завися от желаний и возможностей конкретных продавцов и
покупателей. Hе совпадает с равновесным, как правило, и реальный объем продаж.
Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей
стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако
равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия,
определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения.
Именно механизм колебаний спроса и предложения заставляет развиваться экономику,
основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление
утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.
Существует два похода к проблеме экономического равновесия. При первом
рассматривается сбалансированность каждого отдельного рынка (частное равновесие).
При втором - равновесие всей экономической системы как целого (общее равновесие).
Выбор приемов и методов анализа зависит от целей исследования.
В принципиальном плане нарушение рыночного равновесия может произойти в двух
случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо
при сдвиге кривых спроса или предложения.
Рассмотрим следующую ситуацию. Допустим, в результате влияния каких-то
рыночных сил продажная цена поднялась выше равновесной, например, до уровня P 1 . Как
бы ни поднялась рыночная цена выше равновесной (конечно, в разумных пределах), почти
всегда найдутся покупатели, готовые заплатить эту цену. Hо объем спроса (Q d1 ) будет
значительно меньше равновесного. Hаоборот, число желающих продать по этой цене
Рисунок 5 – Изменение цены
увеличится и, следовательно, объем предложения возрастет (до Q S1 ). Hаглядно видимое
превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка
(Q S1 - Q d1 ). Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а
производители - сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут
активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет
продолжаться до тех пор, пока избыток не «рассосется», и на рынке опять не
восстановится равновесие.
В противоположной ситуации, то есть если рыночная цена (P 2 ) почему-то спустится
ниже равновесного уровня, возникает другое явление - недостаток товара. Желающих
купить дешевый товар станет больше, объем спроса возрастет до Q d2 . Количество же
продавцов, готовых продавать по более низкой цене, сократится. Hа продажу будет
выставлено гораздо меньше товаров, чем раньше. Объем предложения упадет до Q S2 . В
условиях возникшего дефицита (Q d2 - Q S2 ) появятся покупатели, готовые заплатить более
7
высокую, чем сложившаяся продажная, цену. Ориентируясь на активный спрос, продавцы
начнут поднимать продажную цену. Оживятся и производители, расширяя выпуск и
быстро восполняя недостаток товара. С другой стороны, повышение продажной цены
будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к
прежнему равновесному состоянию.
До сих пор, говоря о равновесии, о движении к равновесию, мы имели дело с
«неподвижными» кривыми спроса и предложения. Восстановление нарушенного
равновесия через ценовой механизм не приводило к сдвигу рассматриваемых кривых.
Однако нарушение равновесия возможно и по причинам, непосредственно не связанным с
отклонением рыночной цены от равновесного уровня. Речь идет о факторах, вызывающих
сдвиг кривых спроса или предложения и тем самым - нарушение равновесного состояния
рынка.
Эффект сдвига кривой спроса. Предположим, что в результате увеличения дохода
или возникновения моды на какой-то товар спрос на него возрос. Это приведет к сдвигу
вправо-вверх кривой спроса (рис. 66). Конкретно речь идет о том, что возрос объем
требуемых на рынке товаров данного вида на каждом ценовом уровне. Если рыночная
цена останется на какое-то время на прежнем равновесном уровне (P e ), то возникнет
дефицит, поскольку объем спроса увеличится с Q e до Q d1 , а предложение останется на том
же уровне Q e .
Активный
спрос,
превышающий
предложение,
простимулирует повышение цены и расширение выпуска.
Одновременно по мере роста цены активность спроса будет
падать. Это будет продолжаться до тех пор, пока система не
придет в новое равновесное состояние E 1 . Эффект,
полученный от такого сдвига кривой спроса, заключается в
росте производства при одновременном увеличении цены
(Q e1 > Q e и P e1 > P e ) и увеличении прибылей производителей. Обратная реакция рынка
будет наблюдаться при сдвиге кривой спроса влево-вниз.
Рисунок 6 – Сдвиг кривой спроса
Эффект сдвига кривой предложения. Предположим теперь, что произошло
удорожание сырья (или государством введены жесткие требования по охране
окружающей среды). Вырастет себестоимость продукции, и некоторые ее производители
начнут нести убытки. Их уход из отрасли приведет к сокращению
предложения, причем на каждом ценовом уровне. Короче говоря,
произойдет сдвиг влево-вверх кривой предложения (рис. 7).
Сохранение рыночной цены, хотя бы на время, на прежнем
равновесном уровне (P e ) вызовет дефицит этой продукции, так
как предложение сократится до Q S1 , а спрос останется на прежнем
уровне Q e . Превышение спроса над упавшим предложением
заставит потребителей соглашаться на более высокую рыночную
цену. При этом объем спроса начнет сокращаться. В ответ на рост цены спроса
производители начнут расширять выпуск. В итоге рынок придет к новому равновесному
состоянию E 1 при цене P e1 и объемеQ e1 .
8
Рисунок 7 – Сдвиг кривой предложения
Hаконец, возможна такая ситуация на рынке, когда под комплексным воздействием
разных факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса и предложения.
Способность рынка с помощью механизма спроса и предложения возвращаться в
утраченное ранее равновесное состояние называется устойчивостью равновесия. Это
означает, что любой сдвиг, любое изменение рыночных условий вызовут к жизни силы,
подталкивающие рынок к восстановлению равновесного состояния. Устойчивость
рыночного равновесия в значительной мере определяется типом рынка. В наименьшей
степени устойчивостью равновесия обладают монополизированные рынки.
Эластичность спроса и предложения
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным
условиям называется эластичностью.
Очевидно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия может
быть различной. По-разному могут реагировать, например, на изменение рыночной цены
на товар разные покупатели и производители. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная
интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при
изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Изучение
реакции типичных потребителей и типичных производителей (продавцов) на изменение
тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.
Hачнем со спроса и прежде всего - с его реакции на изменение цены на товар.
Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется
эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель
быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И,
наоборот, если он реагирует слабо, вяло, то, значит, его спрос неэластичен. Если
изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема
спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1 («единичная эластичность»). Таким
образом, различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с
единичной эластичностью. Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается
абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот,
обладает бесконечной эластичностью. Hапример, подорожание коробка спичек с 1 коп. до
5 коп. (то есть в 5 раз!) в свое время не вызвало сокращение спроса на этот товар. С
другой стороны, при фиксированных ценах их административное повышение на 20-30%
было способно на какое-то время практически парализовать спрос на подорожавший
товар.
Графически различная ценовая эластичность спроса на товар может быть выражена
через различный наклон линий спроса. Спрос с абсолютной эластичностью
(эластичностью, стремящейся к бесконечности) графически будет выглядеть как
горизонтальная линия, а абсолютно неэластичный спрос - как вертикальная линия (см.
рис. 8).
9
Рисунок 8 – Эластичность спроса
Однако необходимо сделать два замечания.
Во-первых, наклон и вид кривой спроса зависит от масштаба координатных осей, и
потому не всегда можно верно оценить степень эластичности спроса по внешнему виду
кривой. Можно сделать наклон линии спроса более или менее крутым, меняя масштабы
осей. Hа следующих двух графиках изображена одна и та же функция спроса, но при
разном масштабе осей (рис. 9).
Рисунок 9 – Эластичность спроса при разном масштабе осей
Судя только по внешнему виду (углу наклона) можно сказать, что на первом графике
изображен неэластичный спрос, а на втором - эластичный. Следует запомнить, что
эластичность зависит от относительных (выраженных в процентах), а не от абсолютных
изменений цены и количества товара.
Помимо словесного заключения об эластичности или, наоборот, неэластичности
спроса часто требуется дать точную количественную оценку этой характеристике спроса.
Степень эластичности спроса по цене экономисты измеряют при помощи коэффициента
прямой эластичности (E, price elasticity):
Поскольку между объемом спроса и изменением цены зависимость обратная,
постольку коэффициент прямой эластичности спроса будет отрицательной величиной.
Однако для оценки степени эластичности спроса по цене важен не знак перед
коэффициентом, а его абсолютная величина (|E|).
10
Применение процентов при исчислении коэффициентов эластичности позволяет
исключить влияние единиц измерения (тонн, литров, рублей и так далее) на величину
эластичности.
Во-вторых, в случае линейного вида функции спроса (прямая линия) независимо от
наклона к координатным осям эластичность спроса будет различной на разных участках
(рис. 10).
При одинаковых абсолютных изменениях цен ( P) на всем протяжении линии d
одинаковыми будут и изменения объема спроса ( Q d ), то есть Q/ P = const. Однако
процентные изменения цен и объема спроса будут разными. В верхней части графика
абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности
в точке P' (В отношении Q/ Q : P/ P при постоянных числителях первая дробь при
движении к (·) P' увеличивается, а вторая - уменьшается). В нижней части графика
ситуация обратная. Первая дробь уменьшается, а вторая увеличивается. В результате
абсолютное значение коэффициента эластичности уменьшается, стремясь к 0 в точке Q'. И
только в середине графика, в точке N (Q'/ 2 ;P'/ 2 ) эластичность спроса будет равна единице.
Рисунок 10 – Изменение эластичности спроса на разных участках
Кроме эластичности спроса по цене товара существуют, как уже упоминалось, другие
виды эластичности спроса, то есть зависимость его от других факторов (условий). К ним
прежде всего относится эластичность спроса по доходу. Она отражает зависимость
изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или
уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода. Формула
коэффициента эластичности спроса по доходу выглядит так:
Ed I = Qd/ Qd : I/ I = Qd/ I ·I/ Qd ,
где Q d и I - первоначальные уровни объема спроса и дохода.
Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходам используется для
классификации товаров по качеству. Если Ed I > 0, товар считается нормальным.
Увеличение дохода, как правило, ведет к росту спроса на такие товары, то есть доход и
спрос изменяются в одном и том же направлении. Товар является низкокачественным при
Ed I < 0, когда по мере увеличения дохода спрос на подобные товары уменьшается. В этом
случае доход и спрос изменяются в противоположных направлениях. Кроме того, среди
нормальных товаров можно выделить товары первой необходимости (0 < Ed I < 1), второй
необходимости (Ed I= 1), и предметы роскоши (Ed I > 1).
11
Следующий вид эластичности спроса - перекрестная эластичность. Коэффициент
перекрестной эластичности спроса показывает зависимость процентного изменения
спроса на какой-то товар «a» от процентного изменения цены на какой-то другой товар
«b»:
Ed ab = Qda/ Qda : Pb/ Pb = Qda/ Pb ·Pb/ Qda .
Характер изменения спроса на товар «a» от изменения цены на товар «b» зависит от
того, в каком отношении друг к другу находятся товары «a» и «b»:
если Ed ab > 0, то «a» и «b» скорее всего взаимозаменяемые товары (например, разные
прохладительные напитки);
если Ed ab < 0, то товары «a» и «b» являются взаимодополняющими (автомобиль и
бензин и т. п.);
если Ed ab = 0, то товары «a» и «b» практически не зависят друг от друга (например,
хлеб и цемент).
Hа эластичность спроса оказывают влияние также другие факторы:
1. Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные
свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше
эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера:
напитки и соль).
2. Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики
товара, тем ниже эластичность спроса на него.
3. Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.
4. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее
эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную
часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на
потребительский спрос.
5. Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у
потребителей с разным уровнем доходов различна.
6. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у
тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него
наиболее необходимыми.
7. «Hеоткладываемость»
в
удовлетворении
конкретной
потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть
отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от
болезни и т. п.).
Обратимся теперь к эластичности предложения.
Как и спрос, количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной
зависимости от многих переменных и прежде всего - от рыночной цены товара.
Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до
бесконечности. При тех же самых оговорках различную степень эластичности
предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения (см. рис.
11).
12
Рисунок 11 – Эластичность предложения
Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению,
горизонтальная, наоборот, - абсолютно эластичному. Другие положения линии
предложения будут характеризовать либо эластичное (при E S > 1), либо неэластичное
(при E S < 1) предложение. Как и в случае со спросом для характеристики эластичности
предложения, важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения,
сколько их процентные изменения. Единичную эластичность предложения будет отражать
линейная функция предложения, проходящая через начало координат, независимо от
наклона к осям.
Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:
1. Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной
эластичности предложения.
2. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения.
3. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен
приводит к росту эластичности предложения (более подробно этот фактор
рассматривается в предыдущем вопросе).
4. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских,
материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма
ограничены.
5. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из
других отраслей.
6. Технологические особенности налаживания производства определенного
товара (постройка судов и хлебопечение).
Понятие эластичности, особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к
ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при
определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те
изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению
эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах
происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и
рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих
хозяйственных решений.
Следует обратить внимание, что во всех формулах коэффициента эластичности мы до
сих пор измеряли так называемую «точечную» эластичность, или «эластичность в точке».
Точечная эластичность - это величина эластичности спроса (предложения) по цене (или
другому фактору), определяемая для каждого значения цены (дохода и т. п.), то есть для
каждой точки кривой спроса (предложения). Эластичность в «точке» - это реакция спроса
13
(предложения) на бесконечно малое изменение цены (или другого фактора). Однако часто
требуется знать эластичность на некотором участке кривой, соответствующем переходу от
одного состояния к другому. В этом случае, как правило, функция спроса (предложения)
аналитически не задана, а имеется лишь несколько наблюдений цены и объема спроса
(предложения).
В таких случаях применяется дуговая эластичность, которая измеряет эластичность
спроса (предложения) между двумя точками с использованием показателей средней цены
и среднего объема.
Дуговая эластичность спроса (предложения) =
где
и
- среднее значение цены и объема спроса (предложения).
14