Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности личности

  • 👀 4410 просмотров
  • 📌 4391 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности личности» doc
ТЕМА Индивидуально-типологические особенности личности Вопросы для рассмотрения: 1. Темперамент личности 2. Характер личности 3. Способности личности Темперамент личности Темперамент – это индивидная характеристика человека; это динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: 1. Общая активность. Определяется интенсивностью и объёмом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. Относительно этой характеристики человек может быть спокойным, инициативным, активным, стремительным. 2. Особенности моторной сферы. Темп, быстрота, ритм и общее количество движений. 3. Свойства эмоциональности. Имеется в виду уровень импульсивности, чувствительности, впечатлительности человека. Учение о темпераменте имеет интересную историю. Впервые подробно описал темпераменты древнегреческий врач Гиппократ. Выделяют следующие основные свойства темперамента. 1) Сензитивность – определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимых для возникновения какой-либо психической реакции человека и какова скорость возникновения этой реакции. 2) Реактивность – характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово). 3) Активность – определяется тем, на сколько человек интенсивно воздействует на внешний мир, преодолевая препятствия к достижению цели. 4) Соотношение реактивности и активности определяет от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных обстоятельств (настроения, случайных событий) или от целей, намерений и убеждений. 5) Пластичность и ригидность. Характеризует то, насколько человек легко и гибко приспосабливается к новым ситуациям. 6) Темп реакции – скорость протекания различных психических процессов (скорость речи, быстрота сообразительности). 7) Эмоциональность характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции. 8) Экстраверсия – интроверсия. В этих свойствах проявляется преимущественная зависимость реакций и деятельности человека от внешних непосредственных впечатлений (экстраверсия) или от мыслей, представлений и образов, связанных с прошлым или будущим (интроверсия). Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял известный русский физиолог И.П.Павлов (1849–1936). Он предположил и доказал на экспериментах с животными, что темперамент – есть проявление особенностей высшей нервной деятельности. Особенности нервной системы: 1. Сила нервной системы – работоспособность нервной клетки и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки. 2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения. С этой точки зрения нервные процессы могут быть или уравновешенными, т.е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них доминирует. 3. Подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга. На основе соотношения этих особенностей И.П.Павлов выделил четыре классических типа темперамента: 1. Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; 2. Сильный, уравновешенный – флегматик; 3. Сильный, неуравновешенный тип, преобладание возбуждения – холерик; 4. Слабый – меланхолик. Психологическая характеристика типов темперамента Общий тип нервной системы Тип темперамента Психологическая характеристика 1 2 3 Сильный, уравновешенный, подвижный Сангвиник Повышенная реактивность. Несущественный факт может сильно рассердить или развеселить. Живо и с большим возбуждением откликается на всё, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. Быстро сосредотачивает внимание. Пониженная сензитивность. Очень энергичный и работоспособный. Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрое движение, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчивость. Высокая пластичность. Чувство, настроение, интересы очень изменчивы. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке, быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума. Экстраверт. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о прошлом и будущем. Сильный, неуравновешенный, преобладание возбуждения Холерик Как и сангвиник, отличается малой сензитивностью, высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив и вспыльчив. Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник. Отсюда бóльшая устойчивость стремлений и интересов, бóльшая настойчивость, затруднения в переключении внимания. Быстрый психический темп. Сильный, уравновешенный, инертный Флегматик Малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Даже при больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная, движения невыразительны. Энергичен, отличается высокой работоспособностью. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп речи, движений, ненаходчив. Медленно сосредотачивает внимание, ригиден. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Интроверт. С трудом сходится с новыми людьми. С трудом откликается на внешние впечатления. Слабый Меланхолик Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность (невысокие пороги ощущений). Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Пониженная активность. Неинициативен, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Ригиден. Интроверт. Характер личности Характер – это совокупность устойчивых черт индивида, в которых выражаются способности его поведения и способы эмоционального реагирования. Характер является интегральной характеристикой личности как единицы общества, как общественного индивида, его определяют так же как психический склад личности, выражаемый в ее направленности и в воле. Характер может проявляться в деятельности. Одни люди предпочитают сложные и трудные виды деятельности, для них составляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые беспроблемные пути. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на способы и поступки людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или бесцеремонной. Характер человека – это то, что определяет его значительные поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или обстоятельства. Можно выделить основные черты личности, которые входят в состав характера человека. 1. Те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь как характерологические черты могут проявляться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. 2. Черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а так же альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. 3. Инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия – интраверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – ригидность и т.д. Своеобразие сочетания всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. Типология характера Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие: 1) Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении основной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 2) Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различные типы, позволяющие выявить и строить типологию характеров. 3) Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы. В качестве примера, приведем типологию характеров, предположенную Э.Фроммом (1900 – 1980). Данная типология характеров была составлена на основе обобщения данных наблюдений за социальным поведением различных людей. 1. «Мазохист – садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а так же причины наблюденных социальных событий не в складывающихся обстоятельствах жизни, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем едином, то его агрессивные действия направляются на себя. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием «переделкой» людей в лучшую сторону. Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип, когда он получает над ними власть: он им начинает терроризировать, исходя «из благих намерений». Люди – мазохисты проявляют тенденции принуждать себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводя на себя не мысленные напрасные наблюдения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если в случившемся они ни при чем. Фромм утверждал, что в этом типе людей всегда имеются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдания и наслаждаться этим. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э.Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам. Среди них Гитлер, Муссолини, Сталин и др. исторические личности. 2. «Разрушитель». Характеризуются выраженной агрессивностью, активным стремлением к устранению, уничтожению объекта вызвавшего фрустрацию. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограниченные в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов, они выступают в качестве основной силы, разрушающих старое, в том числе и культуру. 3. «Конформист – автомат». Такой индивид, столкнувшись с жизненными трудностями, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот или иной тип мышления и способ поведения, который свойственен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти некогда нет собственного мышления, выражаемой позиции. Такой человек всегда готов подчинятся любой новой власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если этого требуют обстоятельства, не особенно задумываясь над моральной стороной такого поведения. Это – тип сознательного или бессознательного приспособления. Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле, что действительно отражает поведение многих людей во время социальных событий. Формирование характера Основную роль в формировании характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего поражает близким ему взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых. Сензитивными периодами жизни для становления характера можно считать возраст от 2–3 до 9–10 лет, когда дети много и активно общаются с разными взрослыми и сверстниками, открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в этом время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ общения с ним самим является весьма важным для становления характера. Раньше других формируется такие качества, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества. Свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность и т.п. формируется в раннем и дошкольном детстве. В начальной школе оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. В подростковом возрасте активно проявляются и закрепляются волевой черты характера, а ранняя юность закладывает нравственные, мировоззренческие его основы. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемыми для тех, кто с ним общался в школьные годы. Способности личности Способности – это специфические качества человека, обеспечивающие его пригодность к деятельности и определенный уровень успешности ее выполнения. Причем, выделяют только такие способности, которые: 1) имеют психологическую природу; 2) индивидуально варьируют. Способности можно разделить на актуальные и потенциальные. Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным, реализованным способностям относят не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности. Врожденные анатомо-физиологические способности строения мозга, органов чувств и движения составляют природную основу развития способностей – задатки. Способности так же можно классифицировать на общие и специальные. Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в усвоении знаний, а так же в осуществлении определенных видов деятельности. Это называется общей одаренностью личности. Сюда же можно отнести склонности к труду, умственному напряжению. Специальные способности. Это система свойств личности, которые помогают достичь высоких результатов в кокой – то определенной области деятельности (рисование, музыка, математика, поэзия и т.д.). Уровень развития специальных способностей тесно связан с общей одаренностью, которая реально проявляется в том, что человек, одаренный в какой-либо области жизнедеятельности, почти всегда имеет достижения, во многих других областях. Уровни проявления способностей: Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности. Мастерство в профессии предполагает психологическую готовность к творческому решению возникающих проблем в контексте профессиональной деятельности. Талант – высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных). Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной оригинальностью подхода. Талант – есть чаще всего сочетание нескольких способностей (гибкость ума, богатая фантазия, силовая воля, глубокая заинтересованность). Гениальность – высший уровень развития способностей. Творческие достижения гения составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из точек зрения утверждает, что способности биологически обусловлены, и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством обучения и воспитания. В целом формирование и развитие у человека соответствующих способностей определяются главным образом тремя обстоятельствами: 1. наличием соответствующих задатков, предрасположенности; 2. потребностно-мотивационными особенностями личности; 3. социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.
«Индивидуально-типологические особенности личности: темперамент, характер, способности личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot