Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Личность; деятельность и мотивация личности

  • 👀 562 просмотра
  • 📌 512 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Личность; деятельность и мотивация личности» pdf
Раздел 3 Личность. Деятельность и мотивация личности 1. Определение понятий: организм, индивид, личность, индивидуальность Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. Понятие «человек» отражает биологическую принадлежность к определенному виду живых существ. Более конкретными по отношению к каждому человеку являются понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид - это человек как представитель рода, имеющий природные свойства человека и телесное бытие человека. Любой человек - это индивид. Личность - это совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями. Личность не просто результат биологического созревания, но и субъект активного взаимодействия со средой. Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью. Личность - это уровень развития, достигаемый не каждым индивидом. О человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности. Психолог В.А. Петровский дает следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». Индивидуальность - человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойствах личности. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность» Каковы бы ни были теоретические представления о структуре личности, в вопросе о психических свойствах принципиальных разногласий не существует. Психические свойства обеспечивают определенный уровень деятельности и поведения человека, создавая его индивидуальность и неповторимость. 2. Биологическое и социальное в личности человека На формирование личности влияют различные процессы как биологи ческой, так и социальной природы. Влияния, осуществляемые на уровне генов, принято называть генотипическими, так как они в основном определяются генотипом — уникальным набором хромосом. К ним относят пол, тип нервной системы (что определяет темперамент), уровень обмена веществ (влияющий на характер активности личности) и т.д. Влияния, оказываемые внешней средой, в биологии принято называть фенотипическими. По-другому эти влияния еще называют биологическими и социальными. Существуют разные подходы в понимании роли биологического и социального в личности человека. Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Биологизаторы считают, что основные психические свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Теория соотнесения психических свойств человека с конституцией его организма. Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать однозначная связь. Теория бессознательных влечений. Согласно учению З. Фрейда, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами. Социогенетический подход объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений между людьми. Теория социализации. Человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни (Дж.Х Колман). Теория научения. Жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.). Теория ролей исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли откладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (К. Левин и др.). Психогенетический подход на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. Теория психодинамической ориентации объясняет поведение личности через внерациональные компоненты психики – эмоции, влечения (Э.Эриксон и др.). Теория когнитивной ориентации отдает предпочтение интеллектуальнопознавательной сфере психики (Ж. Пиаже, Д. Келли). Теория персонологической ориентации основной акцент делает на развитии личности в целом (Э. Шпренгер, А. Маслоу). Современная психология считает, что психическая деятельность личности личность бисоциальна. определяется единством Вся общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга. Наряду с биологическими и социальными факторами важное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности. 3. Психологическая структура личности Основу личности составляет ее структура - относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии существует несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. Структура личности по К. К. Платонову В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности. Первая подструктура — это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов. Вторая структура — формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека — его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений. Третья подструктура — жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки. Четвертый уровень личности — ее направленность, которая определяется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами. Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим, При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них. Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов, она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всех успешных предпринимателей, независимо от пола и возраста, отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности. Структура личности, согласно З. Фрейду, состоит из трех уровней: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» основная - унаследованное при часть рождении. структуры личности, Содержание «Оно» содержит почти все целиком бессознательно, насыщено инстинктивными влечениями и потребностями, подчиняется принципу удовольствия. «Я» подчиняется принципу рациональности, реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром. «Сверх-Я» - это моральные принципы человека, это судья и цензор личности. Функции «Сверх-Я» - совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Уровень «Я» находится в постоянном конфликте с «Оно», подавляет порочные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «Оно», «Сверх-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается добиться гармонии между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». Если «Я» совершит действие в угоду «Оно», но против «Сверх-Я», то испытывает наказание в виде чувства неполноценности, вины, стыда, укоров совести. «Сверх-Я» не допускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов трансформируется в иные формы деятельности, приемлемые для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность). Если же энергия инстинктов не находит выхода, то человек может быть подвержен психическим заболеваниям, неврозам, истерикам, находиться в состоянии депрессии, тоски. Структура личности по С.Л. Рубинштейну представлена в таблице. Уровень Содержание (подструктура) Направленность Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения Знания, умения, навыки Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности Индивидуально- Проявляются в темпераменте, характере, типологические особенности способностях Б.Г. Ананьев рассматривал личность в единстве четырех сторон: человека как биологического вида; человека как индивида определенного жизненного пути; человека как личности; человека как части человечества. Каковы бы ни были теоретические представления о структуре личности, в вопросе о психических свойствах принципиальных разногласий не существует. Психические свойства обеспечивают определенный уровень деятельности и поведения человека, создавая его индивидуальность и неповторимость. К психическим свойствам относят: направленность (жизненную позицию), темперамент, характер, способности. В качестве направленность. ведущего компонента Направленность многие является психологи сложным выделяют личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим; обеспечивающим устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации. Выделяют три типа направленности: на взаимодействие, на задачу и на себя. 4. Мотивы поведения личности Мотивация — совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности. В основе мотивации лежат те или иные нереализованные потребности, которые, преломляясь через призму личностных особенностей и индивидуального жизненного опыта, направляют человека к определенным действиям. Таким образом, мотивы — это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Некоторые психологи определяют мотивы как «осознанные, осмысленные и прочувствованные потребности», однако такое определение верно далеко не всегда. У человека могут быть и подсознательные мотивы, определяющие его поведение. Так как эти мотивы не осознаются человеком, он додумывает другие, рациональные мотивы, с помощью которых пытается объяснить свои поступки. Мотивы характеризуются двумя основными свойствами: силой и устойчивостъю. Функции мотивов 1. Побуждающая — вызывают активность человека, придают ему энергию. 2. Направляющая — определяют выбор объекта, на который будет направлена активность человека в ближайшее время. 3. Регулирующая — определяют очередность реализации потребностей. В свою очередь потребность определяется как нужда индивида в тех или иных условиях существования, предметах или людях, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта. Эволюцию живых существ нельзя объяснить только пассивным приспособлением к среде обитания. Потребности — источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни. Потребность есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах. Особенности потребностей 1.Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется. 2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит»). 3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными. 4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек. 5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям. По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью. Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности отображены на рисунке. Существуют разные подходы к классификации мотивов поведения человека, исходя из преобладающих социальных установок, ведущего вида деятельности, степени осознанности и т. д. Выбор того или иного подхода, как правило, диктуется целью психологического исследования. Классификация мотивов Группа мотивов Примеры видов мотивов По содержанию потребностей Биологические и социальные Самоуважения и самоунижения По социальным установкам Личные и общественные Эгоистические и альтруистические Нравственные и безнравственные По видам деятельности Трудовые Учебные Исследовательские Коммуникативные По степени осознания Осознанные Не осознанные По длительности Кратковременные Средней длительности Устойчивые По уровню притязаний Достижение успеха Избегание неудач Рассматривая вопрос о мотивации к успеху и избеганию неудач, следует заметить, что, как показывают исследования, большинство людей можно отнести к одному из двух альтернативных классов: одни из них стремятся к успеху, другие — стараются избегать возможных неудач. Эти два мотива определяют разные стратегии жизни, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Основные отличия данных мотивов показаны в таблице. Сравнение мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач. Критерий отличия Избегание неудачи Главный мотив Стремление к успеху Любыми средствами избежать Любыми возможной неудачи Отношение имеющимся добиться успеха к Главное — не потерять то, что Недостаточно того, что уже есть уже ресурсам Уровень целей средствами имеется, хочется большего Ставят перед собой или очень Цели — выше средней легкие цели, которые легко трудности; их достижение достигать, или такие трудные, или таким образом, чтобы не не существенно достижение их не повлияло на самооценку самооценку достижение влияет па Критерий отличия Избегание неудачи Характер Стремление к успеху Непоследовательны поведения в Последовательны по достижении цели, склонны к упорны отношению к поиску поставленной помощи для их цели. достижения в и достижении Самостоятельно достигают их цели Отношение к Избегают подобных ситуаций. Активно ситуациям, ищут такие где Отношение к риску двоякое — в ситуации и принимают в имеется риск или основном ответственность избегают его, но них участие. Не боятся иногда идут на необоснованный соревнований. риск Готовы принять вызов Стратегии При неудаче отказываются от При неудаче стараются поведения при принятой стратегии в пользу корректировать стратегию неудачах менее эффективной. После поведения или выбирают успеха выбирают более легкую более легкие цели. После цель, после неудачи — более успеха выбирают более трудную Отношение обратной связи трудные цели к Не стремятся к обратной связи, Ищут показывающей возможность степень Получить обратную связь, эффективности их поведения внимательно к ней прислушиваются Масштаб и сроки По срокам — ближайшее, реже По планирования — весьма нечеткое отдаленное планирование. срокам и среднесрочные По отдаленные масштабу - мелкое либо очень масштабу Самооценка планы. — или По — глобальное(нереалистичное) реалистичное, исходя из планирование возможностей Неустойчивая: завышенная или Адекватная и устойчивая заниженная
«Личность; деятельность и мотивация личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot