Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Императорская Россия.
1. «Дворцовые перевороты». Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
2. Внутренняя политика России в первой половине XIX века.
3. Аграрный вопрос и буржуазные реформы 1860-1870-х годов.
4. Внешняя политика.
1. «Дворцовые перевороты».
1. Екатерина I (жена Петра 1) – 1725 – 1727 гг.
2. Петр II (внук Петра 1) - 1727 – 1730 гг.
3. Анна Иоанновна (вторая дочь царя Ивана V (соправителя царя Петра I), герцогиня курляндская) – 1730 – 1740 гг.
4. Иван Антонович – внучатый племянник Анны Иоанновны. – 1740. регент – Бирон, затем Анна Леопольдовна.
5. Елизавета (дочь Петра 1) - 1741 – 1761 гг.
6. Петр III (внук Петра 1) – 1761 – 1762 гг.
Характеристика периода: Дворцовые перевороты – это форма политической борьбы между сторонниками и противниками абсолютной монархии. В основе – несоответствие социально-экономического развития и государственного строя послепетровской России.
Возросла роль дворянства, в XVIII веке владения помещиков увеличиваются в 4 раза, до 81 млн. десятин. Источники – пожалования, раздача дворцовых и казенных земель.
Промышленность – застоя или упадка не было. По выплавке чугуна 2-е место (после Швеции), при Петре 1 - 31 завод, в 1750 году – 50. Развивается металлургия. Перестали ввозить сукно из-за границы. Развивается кожевенное и бумажное производство. Строятся текстильные мануфактуры. В торговле вывоз превышает ввоз – активный характер торговли. Отмена внутренних таможенных пошлин – 1754 год и т.д.
Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в XVIII веке во всей Европе. Идею сформулировал Вольтер. Суть – с развитием буржуазных отношений, монарх пытается использовать просветительскую фразеологию (т.е. либерально-буржуазную) для идеологического обоснования монархии.
Вплоть до конца XVIII века преобладала религиозная теория власти, т.е. Власть от Бога, теперь происходит смена теории – рационализм.
С т.з. просветителей развитие общества зависит от сознания людей (культура, искусство, наука, образование). Меняется сознание, меняется и мнения – мнения правят миром тот монарх, который будет проводить политику на направленную на развитие культуры, искусства, науки, образования будет пользоваться уважением и авторитет его будет выше.
В России «просвещенный абсолютизм» связывают с Екатериной II. Пришла к власти в результате переворота, убив законного монарха надо доказать свою полезность манифест 6 июля 1762 года – суть которого – в России все плохо, она должны спасти Россию.
Мероприятия:
1. Покровительствовала наукам и искусствам.
В 1780-х годах была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, бибилиотека, архив.
2. Законодательные акты, направленные на развитие предпринимательства и торговли.
3. Уложенная комиссия – «Наказ» (разбор на семинаре).
4. Демонстрация обсуждения проблемы крепостного права. Проекты Державина, в прессе, конкурс Вольного экономического общества.
Таким образом, социально-экономическое развитие России создает условия для развития буржуазных идей - декабристы.
1764 – ликвидация гетманства на Украине.
1765 – «Наказ» Уложенной комиссии.
1775 – областная реформа.
1785 – жалованная грамота дворянству, грамота городам.
Вторая половина XVIII века – Начало разложения феодализма – высшая стадия развития феодально-крепостнического хозяйства, когда дальнейший прирост национальной экономики происходит за счет нарушения основных принципов феодальной организации, то есть не в рамках феодализма.
Основные принципы феодализма:
1. Господство натурального хозяйства.
2. Производитель соединен со средствами производства.
3. Внеэкономическое принуждение (физически).
4. Рутинное состояние техники.
Эти признаки нарушаются. Но какой главный? 1 – нет, так как товарно-денежные отношения существуют давно – это не способствует разложению. 2и 3 – тоже нет, уход крестьян на заработки, но рента определяется спецификой хозяйства – поэтому это не главное.
Основная причина – аграрное перенаселение. Избыток рабочих рук, малоземелье в северных районах – рынок рабочей силы – рост предприятий до 2000.
Итоги правления Екатерины Великой.
В.О. Ключевский. ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II (1729-1796): «Правда, и результаты царствования были очень внушительны. Екатерина любила подсчитывать их, все чаще оглядываясь на свою деятельность по мере ее развития. В 1781 г. граф Безбородко представил ей инвентарь ее деяний за 19 лет царствования: оказалось, что устроено губерний по новому образцу 29, городов построено 144, конвенций и трактатов заключено 30, побед одержано 78, замечательных указов издано 88, указов для облегчения народа - 123, итого 492 дела!
К этому можно прибавить, что Екатерина отвоевала у Польши и Турции земли с населением до 7 млн. душ обоего пола, так что число жителей ее империи с 19 млн. в 1762 г. возросло к 1796 г. до 36 млн., армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, сумма государственных доходов с 16 млн. руб. поднялась до 69 млн., т. е. увеличилась более чем вчетверо, успехи промышленности выразились в умножении числа фабрик с 500 до 2 тыс., успехи внешней торговли балтийской - в увеличении ввоза и вывоза с 9 млн. до 44 млн. руб., черноморской, Екатериною и созданной с 390 тыс. в 1776 г. до 1900 тыс. руб. в 1796 г., рост внутреннего оборота обозначился выпуском монеты в 34 года царствования на 148 млн. руб., тогда как в 62 предшествовавших года ее выпущено было только на 97 млн. Значение финансовых успехов Екатерины ослаблялось тем, что видное участие в них имел питейный доход, который в продолжение царствования увеличен был почти вшестеро и к концу его составлял почти третью часть всего бюджета доходов. Притом Екатерина оставила более 200 млн. долга, что почти равнялось доходу последних 3 1/2 лет царствования».
2. Внутренняя политика России в первой половине XIX века.
Павел 1 – 1796 – 1801 гг.
Александр 1 – 1801 – 1825 гг.
Николай 1 – 1825 – 1855 гг.
Александр 2 – 1856 – 1881 гг.
См. Конспект.
Сперанский поступил домашним секретарём к князю А. Б. Куракину, богатому и влиятельному вельможе. Когда князь получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавательской деятельности и служить в его канцелярии.
За четыре с половиной года бедный домашний секретарь превратился в видного вельможу. К началу царствования Александра I он был уже́ статским советником, а в июне 1801 года — действительным статским советником. Столь быстрое продвижение по службе было связано с уникальными способностями Сперанского, в том числе с его умением разбираться в человеческих характерах и нравиться людям.
После коронации Александра Сперанский составил императору часть проектов переустройства государства; кроме того, он управлял экспедицией гражданских и духовных дел в канцелярии «Непременного совета».
Отправляясь на встречу с Наполеоном в Эрфурте осенью 1808 года, Александр I взял с собой Сперанского. После одной из бесед с Михаилом Михайловичем французcкий иператор сказал Александру: «Не угодно ли вам, государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство?». «Единственная светлая голова в России», — так отзывался о Сперанском Бонапарт.
Одновременно Михаил Михаилович состоял на службе в Министерстве внутренних дел статс-секретарём В. П. Кочубея. В 1802—1804 годах Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «О силе общественного мнения», «Ещё нечто о свободе и рабстве», «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». В этих документах он впервые изложил свои взгляды на состояние государственного аппарата России и обосновал необходимость реформ в стране.
До 1806 года Сперанский оставался в тени. У него не было явных врагов. Он не вызывал ни раздражения в высшем свете, ни зависти. В нем видели восходящую звезду на политическом небосклоне России.
В 1806 году Сперанский сблизился с императором. Александр I видит в нём свою опору. После встречи с Наполеоном в Эрфурте Александр назначает Сперанского своим главным советником в государственных делах. В 1808 году император поручил подготовить Сперанскому план государственных преобразований.
В январе 1810 года, с учреждением Государственного совета, Сперанский стал государственным секретарём, самым влиятельным сановником России, вторым после императора лицом в государстве.
Реформы, проводимые Сперанским, затронули практически все слои российского общества. Это вызвало бурю недовольных возгласов со стороны дворянства и чиновничества, чьи интересы были затронуты более всего. Всё это отрицательно сказалось на положении самого́ государственного советника. На него посыпались обвинения в подрыве государственных устоев России, узурпации власти, измене и т. д. Все эти нападки вынудили в конце концов Александра принять решение об отставке Сперанского.
Вечером 17 марта 1812 года Михаил Михайлович был вызван во дворец, а ночью в сопровождении частного пристава уже́ ехал в Нижний Новгород. Осенью его под конвоем направили в Пермь.
В 1816 году, по прошению, император вернул Сперанского на государственную службу: он был назначен пензенским губернатором. В 1821 году Сперанский снова возвращается в Петербург.
3. Аграрный вопрос и буржуазные реформы 1860-1870-х годов.
Во второй половине XVIII в. русское крестьянство, казачество и дворянство осваивали причерноморские степи, низовья Дона, Кубань. Рост сельскохозяйственного, производства был связан, прежде всего, с интенсивной колонизацией плодородных земель, а не с повышением производительности труда и использованием техники.
Однако свободная колонизация была ограничена крепостным состоянием половины крестьянства и прикреплением к общине государственных, монастырских, дворцовых крестьян. К середине XVIII в. ясно обозначилась географическая линия, отделявшая губернии с преобладанием разных типов феодальной ренты — барщины и оброка. В нечерноземных губерниях земля не давала высоких урожаев, поэтому крестьяне основную часть ренты зарабатывали промыслами, торговлей, работой в городах. В черноземных губерниях земля давала хорошие урожаи, и помещики использовали барщину.
С середины XVIII в. прослеживается тенденция увеличения оброчных платежей, а также времени и объемов крестьянской работы на господском поле. Основным стимулом для повышения нормы эксплуатации стало втягивание дворян в товарно-денежные отношения посредством продажи зерна, в том числе на экспорт, создания вотчинных мануфактур, приобретения импортных товаров.
В интересах дворянства в царствование Екатерины II проводилось генеральное межевание земель, чтобы четко определить границы частного дворянского землевладения и предотвратить споры между помещиками. В процессе межевания часть государственных земель, незаконно присвоенных помещиками, была признана их собственностью. Чтобы заинтересовать дворян ведением товарного сельского хозяйства с 1766 по 1772 г. был разрешен беспошлинный вывоз зерна и муки из портов России.
К середине XIX в. крестьянство составляло около 90 % населения России. Из них крепостными были 40 %. Происходила интенсивная колонизация плодородных земель юга и востока страны. Так, с 1802 по 1860 г. посевная площадь увеличилась с 38 млн до 58 млн десятин. Вновь осваиваемые земли позволяли при меньших трудовых усилиях получать большие урожаи, нежели в традиционных районах Черноземья и Нечерноземья. В структуре посевов продолжали доминировать озимая рожь и яровой овес, но с освоением южных земель стала возрастать доля пшеницы. Среди форм севооборота по-прежнему преобладало трехполье, на вновь освоенных степных и зауральских землях использовали залежную систему, повторявшую, по сути, старославянский перелог.
Товарность зерновых культур к середине XIX в. составляла 18 %, или примерно 342 млн пудов (5,5 млн т).
Увеличение оброка и барщины привело к парадоксальным последствиям. В Нечерноземье земля перестала быть основным источником феодальной ренты. В Черноземье крестьяне все больше времени работали на господской пашне, при этом производительность труда на барщине была в два раза меньше, чем при работе на крестьянском наделе. В результате происходил относительный рост помещичьей продукции при абсолютном уменьшении совокупной продукции. Увеличение ренты с помещичьей запашки оборачивалось потерей крестьянами стимулов к производительному труду в течение большей части времени аграрного цикла и необходимостью интенсифицировать труд на своем наделе.
Попытки государства законодательно регламентировать оброки и барщину крепостных крестьян не дали результатов, поскольку это противоречило дворянским интересам. Так, помещики игнорировали указ 1842 г. об обязанных крестьянах, позволявший отпускать крестьян с землей за выполнение прежних повинностей. Крепостническое хозяйство оставалось рентабельным, но увеличившиеся непроизводительные расходы дворян привели к тому, что к середине века 65 % крестьян были заложены в Дворянском банке. Из-за опасения недовольства дворянства правительство не решилось приступить к коренной реформе крепостнических отношений, направив усилия на реформирование хозяйства государственных крестьян.
Крестьянская реформа. 19 февраля 1861 года был подписан Манифест.
Проекты с 1857 года, когда поручили разработать виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову.
Крестьяне получали свободу, но не землю.
Общее количество крепостных людей в России по народоисчислению, произведенному в 1858 и 1859 годах, простирается до 23 млн. душ обоего пола, а всего в России 67, 1 млн. человек1.
Условия выкупа земли фиксировались в уставной грамоте, а до ее подписания крестьяне считались временнообязанными, т. е. продолжали выполнять повинности в пользу дворян.
Правительство определило для Нечерноземья, Черноземья и степной полосы земельные нормы, на которые мог рассчитывать крестьянин при выкупе земли. Если имевшаяся у крестьян надельная земля превышала эти нормы, то излишек земли отрезался в пользу помещика. В результате около '/5 надельной земли, обрабатывавшейся крепостными до реформы, отрезали в пользу помещиков. Дворовые крестьяне — прислуга — освобождались без земли, желающие могли взять бесплатный дарственный надел размером '/4 от уставного надела.
Выкупная операция проходила при непосредственном участии государства, которое предоставило крестьянам ссуду в размере 80 % выкупной суммы под 6 % годовых сроком на 49 лет. В интересах дворянства правительство рассчитало стоимость выкупа не в соответствии с доходностью земли, а в зависимости от суммы крестьянского оброка, хотя часть денег для его уплаты зарабатывалась вне сельского хозяйства.
Правительство опасалось массового разорения крестьянства, вступившего в рыночные отношения, поэтому сохранялся институт сельской общины, на бывших помещичьих крестьян распространили принцип круговой поруки при уплате налогов. После уплаты всей суммы выкупа земля формально становилась полной собственностью крестьянина, однако в действительности выкупленную надельную землю нельзя было продать или заложить.
Итоги реформы. В результате реформы около 40 % сельского податного населения страны освободилось от рабской зависимости и стало вести хозяйство на надельной земле. Возросла производительность труда, появился экономический стимул для механизации производства, в деревне стали применяться новые формы трудовых отношений: наем рабочей силы и аренда земли. Промышленные предприятия получили источник свободной наемной рабочей силы. Возрос спрос крестьян на промышленные товары, что способствовало экономическому росту и развитию товарно-денежных отношений. Дворяне получили значительный капитал, который мог быть использован для предпринимательства. В результате выкупной операции государство взыскало с дворян их долговые обязательства по взятым кредитам, что сняло с бюджета дебиторскую задолженность.
С другой стороны, крестьянская реформа привела к формированию нескольких потенциально опасных противоречий, которые требовали от власти продолжения реформы. С ростом крестьянского населения встала проблема малоземелья, которая могла быть разрешена или за счет помещичьих земель путем выкупа, или за счет переселения в Сибирь. Община консервировала архаичные формы хозяйства, что вступало в противоречие с развитием предпринимательских хозяйств и с передовыми формами промышленного производства. Выплата выкупных платежей и процентов по ним отвлекала средства крестьянских хозяйств от инвестирования в производство, сокращала платежеспособный спрос и в конечном итоге должна была вызвать социальный протест. Дворянство практически не вкладывало полученные от выкупа средства в модернизацию поместий, предпочитая сдавать землю в аренду, закладывать ее в Дворянском банке или продавать через Крестьянский банк. Доля помещичьих хозяйств в производстве товарной продукции неуклонно сокращалась, ставя под вопрос перспективность и справедливость сохранения дворянского землевладения.
Буржуазные реформы 1860-1870-х годов.
Реформы в финансово-экономической области
Либеральные реформы 60—70-х гг. в социальной и экономической сфере были тесно связаны с крестьянской реформой и взаимообусловлены. Предоставление крестьянам личной свободы требовало создания условий ее осуществления в социальной, культурной и экономической областях.
Преобразования в области экономики и финансов имели особое значение. Начало 60-х гг. было временем тяжелого состояния финансов России, вызванного поражением в Крымской войне. Серьезным препятствием для восстановления экономического роста России был недостаток отечественных капиталов. Иностранные капиталы из-за войны и финансового кризиса перестали поступать в Россию, что усугубляло ее положение.
Преобразования проводило Министерство финансов, которое в 1862—1878 гг. возглавлял либерал М.Х. Рейтерн. Перед реформаторами стояли две задачи — преодолеть финансовый кризис и создать условия для скорейшего промышленного подъема. Этого также требовало положение России на международной арене.
Реформы начались с бюджетной политики. В 1863 г. были отменены винные откупа, а в 1864—1865 гг. — откупа на соль, сахар, нефть, введена акцизная система. М.Х. Рейтерн, государственный контролер В.А. Татаринов и глава департамента горного дела К.В. Чевкин разработали правила составления и утверждения бюджета (они действовали до 1918 г.). В них были воплощены важные идеалы либерализма — гласность, законность и контроль за администрацией. С 1862 г. стало публиковаться ежегодное указание государственных расходов и доходов. Эта мера упорядочила состояние казны, позволила обуздать произвол министерств и ведомств, стала гарантией финансовой стабильности России для иностранного капитала. В 1864 г. был реорганизован государственный контроль, а с 1868 г. началась регулярная публикация отчета государственного контролера об исполнении бюджета. Это были первые шаги широкой и глубокой финансовой реформы.
Рейтерн начал с увеличения налогов и сокращения расходов. При поддержке Александра II ему удавалось сдерживать военные расходы, несмотря на сопротивление военного министра, и значительно поднять налоги с основного податного сословия — крестьянства. Подушная подать в 1 руб. в 1862 г. была увеличена на 25 коп., а в 1867 г. — еще на 50 коп.
Важные шаги были предприняты по упорядочению денежного обращения. В 1859 г. была ликвидирована система казенных банков, созданная при Николае I для покрытия дефицита бюджета из вкладов помещиков, получавших ссуды под залог имений. В июне 1860 г. был создан Государственный банк, ставший важнейшим инструментом правительства в проведении либеральных реформ.
Важнейшим средством развития промышленности и торговли Рейтерн считал кредит. До этого Россия знала частных кредиторов только в виде ростовщиков и дисконтеров. Еще в 1864 г. первый в Петербурге частный коммерческий банк потребовал от казны миллионной беспроцентной ссуды — настолько дело это казалось рискованным. Но через несколько лет в России уже существовала широкая сеть частного кредита. В первое пореформенное десятилетие было создано 39 акционерных коммерческих банков. Быстро росли общества взаимного кредита. К 1873 г. их насчитывалось 84, а городских общественных банков — 235. Общая стоимость ценных бумаг к 1876 г. составляла сумму в 5 млрд руб. (в 3 раза больше, чем в 1861 г.).
Коммерческие банки стали выгоднейшими предприятиями, затмив даже железнодорожные концессии. Рейтерн покровительствовал устройству кредитных учреждений и регулировал банковскую спекуляцию, ограничивая злоупотребления. В 1872 г. были изданы правила, которые сдерживали устройство новых коммерческих банков и ограничивали возможные нарушения.
В результате в середине 70-х гг. в России начался финансовый и промышленный подъем. Были заложены основы финансовой и экономической политики — активное влияние и регулирование государством частной инициативы в промышленности, опека и поддержка частных кредитных учреждений, привлечение иностранного капитала в важные для государства отрасли экономики, забота о твердости валютного курса рубля. Железнодорожная сеть связала южные и северные районы страны и выросла в 11 раз. Благодаря этому в сельском хозяйстве началась Районная специализация. Получило толчок дальнейшее освоение залежных земель на юге России, уменьшалось малоземелье крестьянства. Из стратегических соображений строились железные дороги в западном направлении.
Военная реформа
Подъем стратегически важных отраслей промышленности позволил осуществить реорганизацию и перевооружение русской армии и военно-морского флота на основе реконструкции оружейных заводов. Великий князь Константин Николаевич возглавлял в 70-х гг. морское министерство. При нем Черноморский военный флот, уничтоженный в ходе Крымской войны, был не только воссоздан, но и оснащен по последнему слову техники (паровые суда, бронирование и др.). Модернизировались и другие флоты.
Военную реформу осуществлял высокообразованный военный и государственный деятель либерал Д.Л. Милютин, в 1861-1881 гг. военный министр. Сократив срок службы солдат, он отменил телесные наказания в армии. В 1864 г. было централизовано управление армией и введен новый военный устав, основанный на тех же принципах, что и судебная реформа. Затем была проведена реформа военно-учебных заведений, улучшившая подготовку офицерских кадров.
Введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности и перевооружение армии завершили военную реформу. Всеобщая воинская повинность давно существовала в европейских странах, а рекрутская система снижала боеспособность русской армии. По новому закону воинская повинность распространялась на мужское население всех сословий, достигшее 20-летнего возраста. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок службы, для флота - 7-летний (пребывание в запасе соответственно — 9 лет и 3 года). После этого мужчины до 40 лет числились в запасе. В мирное время контингент армии был значительно ниже общего числа призывников. В зависимости от образовательного ценза сроки действительной службы значительно сокращались. Сословные различия в армии и особенно на флоте сохранялись, хотя по заслугам любой солдат мог стать офицером.
Земская и городская реформы
Труднее шло осуществление либеральных реформ в социальной области. Консервативно настроенные дворянство и чиновничество препятствовали их принятию.
Подготовка земской реформы (местного самоуправления) началась одновременно с работой над крестьянской реформой. Работу возглавили либералы — министр внутренних дел С.С. Ланской и товарищ министра внутренних дел Н.А. Милютин. Однако под давлением консерваторов в апреле 1861 г. они были уволены в отставку за «либерализм», и окончательная выработка и осуществление земской реформы перешли в руки нового министра внутренних дел, умеренного по взглядам, - П.А. Валуева. «Положения о губернских и уездных учреждениях» были подписаны Александром II 1 января 1864 г. и приобрели силу закона.
Земские учреждения создавались на двух уровнях — губернском и уездном и состояли из распорядительных органов — уездных и губернских собраний и исполнительных — уездных и губернских управ. Члены земских собраний — гласные — избирались на избирательных съездах по куриям: землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьян. В первых двух куриях выборы были прямыми на основании имущественного Ценза. В третьей — многостепенными и включали крестьян и землевладельцев, которые не входили в первую курию по имущественному цензу.
Деятельность земств распространялась на хозяйственные и социальные вопросы местного значения — пути сообщения, почту, школы, больницы, богадельни и приюты, торговлю, страховую службу, продовольственное дело, статистику. Материальной основой деятельности земств являлись сборы с населения и сборы с доходов торгово-промышленных предприятий, движимого и недвижимого имущества.
Роль земств во второй половине XIX в. велика. Развитие крестьянского хозяйства поддерживалось и стимулировалось земскими ссудо-сберегательными товариществами и различными формами кооперации. Значительное расширение сети связи и дорог, охватившее уезды, организация квалифицированной медицинской помощи в деревне осуществлялись земствами за их собственный счет. Земские школы подчас были лучше государственных и частных.
Положение о земствах распространилось на половину страны (34 губернии). В Сибири, Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, где не было помещиков, земства не организовывались. Положение о них не распространялось и на национальные окраины империи — Литву, Польшу, Кавказ и Среднюю Азию. Там действовали национальные органы самоуправления.
16 июня 1870 г. земскую реформу дополнило «Городовое положение». В городах создавались органы самоуправления, подобные земствам. Сословно-бюрократические органы управления в городах заменялись новыми, основанными на имущественном цензе.
Судебная реформа
Важным шагом в ряде либеральных преобразований стала судебная реформа. В ее подготовке участвовали лучшие юристы России — большинство из них разделяло идеалы либерализма. Возглавил работу над судебными уставами известный юрист, статс-секретарь Государственного совета СИ. Зарудный.
20 ноября 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы. Они вводили коронный и мировой суды. В судебном процессе принимали участие выборные присяжные заседатели, устанавливавшие виновность или невиновность подсудимого. Меру наказания определяли судья и два его помощника — члены суда. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат. Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 руб. в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощенным судопроизводством (устность и гласность).
Председатели и члены суда утверждались императором, мировые судьи — Сенатом, в результате чего они не подлежали ни увольнению в административном порядке, ни временному отстранению от должности. Судьи могли быть смещены с должности только в случае привлечения их к уголовной ответственности по решению суда.
Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных, адвокатуру и институт судебных следователей — чиновников судебного ведомства, которым передавалось из полиции ведение предварительного следствия по уголовным делам. Все члены суда, судебные следователи и присяжные поверенные должны были иметь высшее юридическое образование, а адвокаты, кроме того, пятилетний стаж судебной практики. Надзор за законностью действий судебных органов осуществлялся прокурорами, непосредственно подчиненными министру юстиции.
Судебные уставы действовали в 44 губерниях России. Уставы не распространялись на северные и северо-восточные окраины Европейской России, Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию. Судебные учреждения вводились постепенно. В 1866 г. было образовано два судебных округа — в Москве и Петербурге, к 1870 г. созданы новые суды в 23 губерниях. К 1896 г. их формирование закончилось.
Судебная реформа была самой последовательной, хотя и сохраняла черты сословности (духовный суд, особый суд для высших чиновников). Реформа проводилась в жизнь в то время, когда либеральное движение переживало спад, а реакционная «партия» в высших сферах получала все большее влияние и делала попытки свернуть реформу. В 1872 г. были изданы законы, ограничивавшие публичность судебных заседаний и освещение их в печати. Законом 1878 г. политические дела из суда присяжных передавались в ведение военных судов. Эта поправка была внесена в связи с оправданием петербургским судом присяжных Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова.
В 80-е гг. политической реакцией делались попытки свернуть судебную реформу: был отменен мировой суд (восстановлен в 1912 г.) и учрежден специальный орган власти — «особые совещания» «для изыскания мер к лучшей охране спокойствия и безопасности в империи», т.е. для административного решения по политическим делам.
Значение реформ 1860—1870 гг.
Осуществленные в 60-х — середине 70-х гг. либеральные реформы знаменовали значительные изменения всех сторон жизни России. Наметился собственный путь ее развития.
Выводы о значении либеральных реформ 60—70-х гг. XIX в. следующие.
1. Крестьянская реформа была самым крупным социально-экономическим и политическим преобразованием в истории России, повлекшим за собой другие либеральные реформы. Она освобождала от векового рабства 10 млн крепостных крестьян с семьями, принадлежавших 100 тыс. помещиков.
2. Преобразования в сфере экономики и финансов, более всего связанные с Западом, открывали возможности для ускоренного развития капиталистических отношений. Но были и отличия, которые ярко проявились в следующие десятилетия.
3. Преобразования в деревне, социальной и общественной жизни основывались на западной идее свободы личности и ее гражданских прав. Но воплощались они с учетом русских особенностей — в русской деревне была сохранена община.
4. Эпоху реформ называют великой. Самодержавие впервые сделало шаг навстречу обществу, и общество поддержало власть.
Это определило успех реформ. Взаимодействие власти и общества свидетельствовало о том, что Россия:
♦ должна идти путем постепенных преобразований;
♦ может избежать катастрофических братоубийственных потрясений революции;
♦ способна успешно развиваться в рамках самобытной экономической, социально-политической системы, которая складывалась веками;
♦ может и должна постепенно прийти к сословно-представительной монархии, тем более что союз власти и общества в эпоху великих реформ уже означал некоторое ограничение всевластия императора.
4. Внешняя политика.