Игры в развернутой форме
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Игры в развернутой форме
Дмитрий Дагаев
НИУ Высшая школа экономики
Игры в развернутой форме
▶
В предыдущих лекциях мы обсудили различные концепции решения игр,
в которых игроки принимают решения о выборе стратегии одновременно
и независимо друг от друга.
▶
На этой неделе мы познакомимся с играми, в которых игроки ходят
последовательно, и выбор стратегии одного игрока может зависеть
от истории игры.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
2 / 69
День рождения Иа-Иа
Изображение: кадр из мультфильма «Винни-Пух и день забот», Союзмультфильм, 1972. Добросовестное использование.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
3 / 69
День рождения Иа-Иа
Изображение: кадр из мультфильма «Винни-Пух и день забот», Союзмультфильм, 1972. Добросовестное использование.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
4 / 69
День рождения Иа-Иа
Изображение: кадр из мультфильма «Винни-Пух и день забот», Союзмультфильм, 1972. Добросовестное использование.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
5 / 69
Стратегическое взаимодействие
В этой истории между Винни-Пухом и Иа-Иа происходит стратегическое
взаимодействие.
1. Сначала Винни-Пух решает, съесть мед из горшочка или нет.
2. А затем уже Иа-Иа решает, принимать подарок от Винни-Пуха или нет.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
6 / 69
Стратегическое взаимодействие
Предпочтения Винни-Пуха
▶
С одной стороны, Пух очень голоден, а с другой стороны, ему хочется
порадовать Иа-Иа, подарив тому замечательный подарок.
▶
Лучше всего для него было бы, если бы он съел мед, а Иа-Иа всё равно бы
принял подарок.
▶
Однако для Винни всё-таки лучше не есть мед при условии, что Иа-Иа
примет его подарок, чем съесть мед, а потом получить отказ от Иа-Иа.
▶
Хуже всего ему в ситуации, в которой он не ест мед, а Иа-Иа отказывается
от подарка.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
7 / 69
Стратегическое взаимодействие
Предпочтения Иа-Иа
▶
Иа-Иа всегда лучше принять подарок, чем отказаться от него.
▶
Но получить полный горшочек ему хочется больше, чем получить пустой.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
8 / 69
Дерево игры
▶
Описанную ситуацию можно представить в виде дерева.
▶
Напомним, что ребра обозначают действия игроков.
▶
А вершинам соответствуют разные состояния игры.
Принять
Съесть
Иа-Иа
Не принимать
Пух
Принять
Не есть
Иа-Иа
Не принимать
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
10 5
–5
5 10
–10 0
9 / 69
Дерево игры
▶
Вершины, в которых игра заканчивается, называются терминальными.
▶
Каждой из них приписаны платежи, которые получают игроки.
▶
Такое представление игры называется игрой в развернутой форме.
Принять
Съесть
Иа-Иа
Не принимать
Пух
Принять
Не есть
Иа-Иа
Не принимать
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
10 5
–5
5 10
–10 0
10 / 69
Подыгра
Подыгрой называется часть дерева, начинающаяся в одной из нетерминальных
вершин.
Принять
Съесть
Иа-Иа
Не принимать
B
Пух
Принять
A
Не есть
Иа-Иа
Не принимать
C
10 5
–5
5 10
–10 0
В нашей игре 3 подыгры: A, B, C.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
11 / 69
Стратегия
Стратегией игрока в игре в развернутой форме называется набор действий
игрока в каждой вершине, в которой ему принадлежит ход.
В нашей игре множество действий Винни-Пуха совпадает со множеством его
стратегий, так как Винни-Пуху принадлежит ход только в одной вершине:
▶
Съесть мед (С)
▶
Не есть мед (Н)
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
12 / 69
Стратегия игрока в игре в развернутой форме
А как будет выглядеть множество стратегий Иа-Иа?
Стратегия Иа-Иа должна содержать информацию о том, что будет делать ослик
в каждой из своих вершин:
▶
Как поступит Иа-Иа, если Винни-Пух съел мед?
▶
Как поступит Иа-Иа, если Винни-Пух не съел мед?
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
13 / 69
Стратегии
Первая стратегия Иа-Иа выглядит так:
▶
принять подарок в любом случае (ПП);
Принять
Съесть
Иа-Иа
Не принимать
B
Пух
Принять
A
Не есть
Иа-Иа
Не принимать
C
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
10 5
–5
5 10
–10 0
14 / 69
Стратегии
Вторая стратегия Иа-Иа выглядит так:
▶
принять подарок, если Винни съел мед, и не принимать подарок, если
Винни не съел мед (ПН);
Принять
Съесть
Иа-Иа
Не принимать
B
Пух
Принять
A
Не есть
Иа-Иа
Не принимать
C
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
10 5
–5
5 10
–10 0
15 / 69
Стратегии
Третья стратегия Иа-Иа выглядит так:
▶
не принимать подарок, если Винни съел мед, и принимать подарок, если
Винни не съел мед (НП);
Принять
Съесть
Иа-Иа
Не принимать
B
Пух
Принять
A
Не есть
Иа-Иа
Не принимать
C
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
10 5
–5
5 10
–10 0
16 / 69
Стратегии
Четвертая стратегия Иа-Иа выглядит так:
▶
не принимать подарок ни в каком из случаев (НН).
Принять
Съесть
Иа-Иа
Не принимать
B
Пух
Принять
A
Не есть
Иа-Иа
Не принимать
C
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
10 5
–5
5 10
–10 0
17 / 69
Решение игры
Мы формализовали игру, теперь решим ее.
▶
▶
▶
Что, если Винни-Пух уже сделал свой выбор (например, съел мед)?
Рассмотрим соответствующую подыгру B.
Иа-Иа выгоднее принять подарок, так как тогда его платеж будет равен 5,
что больше, чем платеж 0, который он получает, отказываясь от подарка.
Принять
Съесть
Иа-Иа
B
Пух
Не принимать
Принять
A
Не есть
Иа-Иа
Не принимать
C
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
10 5
–5
5 10
–10 0
18 / 69
Решение игры
▶
А что, если Винни-Пух решил не есть мед?
▶
Рассмотрим соответствующую подыгру C.
▶
Иа-Иа опять выгоднее принять подарок, так как тогда его платеж будет
больше, чем его платеж в том случае, если он откажется от подарка.
Принять
Съесть
Иа-Иа
Не принимать
B
Пух
Принять
A
Не есть
Иа-Иа
C
Дмитрий Дагаев
Не принимать
НИУ ВШЭ
10 5
–5
5 10
–10 0
19 / 69
Решение игры
Винни-Пух понимает, что какое бы действие он ни совершил, Иа-Иа выгоднее
принять его подарок.
▶
▶
Если Пух съест мед и Иа-Иа примет подарок, то платеж Пуха будет равен 10.
Если Пух не съест мед и Иа-Иа примет подарок, то платеж Пуха будет
равен 5.
Поэтому Винни лучше съесть мед.
Принять
Съесть
Не принимать
B
Пух
A
Иа-Иа
Принять
Не есть
Иа-Иа
Не принимать
C
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
10 5
–5
5 10
–10 0
20 / 69
Алгоритм Цермело –– Куна
▶
Понять, что произойдет в игре в развернутой форме, можно,
последовательно выяснив, как будут себя вести игроки на каждой подыгре.
▶
Алгоритм «решения с конца», который мы использовали в предыдущем
примере, называется алгоритмом обратной индукции.
▶
Также он называется алгоритмом Цермело –– Куна.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
21 / 69
Дележ пирога
Постановка игры
▶
Мама испекла пирог двум своим сыновьям, старшему (C) и младшему (M),
и ушла отдыхать, предоставив мальчикам возможность самим решить, как
его поделить.
▶
Дележ пирога осуществляется в два периода.
▶
Сразу после ухода мамы старший брат предлагает дележ –– пропорцию,
в которой братья могут разделить пирог.
▶
Если младший соглашается на предложение старшего, то они тут же делят
пирог в предложенной пропорции и едят его.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
22 / 69
Дележ пирога
Постановка игры
▶
Если младший отвергает предложение, то во втором периоде (через
15 минут после ухода мамы) настает черед младшего предлагать дележ.
▶
Если старший брат соглашается, то они делят пирог в предложенной
младшим пропорции.
▶
Если дележ оба раза заканчивается неудачей, то через 30 минут после
ухода мамы с работы приходит голодный папа и съедает весь пирог.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
23 / 69
Дележ пирога
Платеж старшего брата
▶
Зададим функцию полезности старшего брата от полученной доли пирога:
uC (kC ) = δ n kC ,
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
24 / 69
Дележ пирога
Платеж старшего брата
▶
Зададим функцию полезности старшего брата от полученной доли пирога:
uC (kC ) = δ n kC ,
▶
kC –– доля пирога, которую получает старший брат.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
25 / 69
Дележ пирога
Платеж старшего брата
▶
Зададим функцию полезности старшего брата от полученной доли пирога:
uC (kC ) = δ n kC ,
▶
n –– число прошедших 15-минутных отрезков.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
26 / 69
Дележ пирога
Платеж старшего брата
▶
Зададим функцию полезности старшего брата от полученной доли пирога:
uC (kC ) = δ n kC ,
▶
δ ∈ [0; 1] –– ставка дисконтирования (параметр, показывающий, во сколько
раз уменьшается полезность пирога за один 15-минутный отрезок).
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
27 / 69
Дележ пирога
Платеж младшего брата
▶
Функция полезности младшего брата:
uM (kM ) = δ n kM ,
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
28 / 69
Дележ пирога
Платеж младшего брата
▶
Функция полезности младшего брата:
uM (kM ) = δ n kM ,
▶
kM –– доля, которую получает младший брат.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
29 / 69
Интерпретация ставки дисконтирования
Первый период
Второй период
Третий период
Полезность от целого
пирога равна 1
Полезность от целого
пирога равна 1/2
Полезность от целого
пирога равна 1/4
Изображение: Jeûne Genevois plum pie by Schnäggli / CC BY-SA 3.0
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
30 / 69
Дележ пирога
Дележ
Дележом пирога будем называть пару чисел (kC , kM ), где:
▶
kC –– доля пирога, которую получает старший брат;
▶
kM –– доля пирога, которую получает младший брат;
▶
kC + kM = 1.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
31 / 69
Дележ пирога
Ставка дисконтирования
▶
▶
▶
▶
1
Будем считать, что в этой игре δ = .
2
За 15 минут пирог теряет половину своих вкусовых качеств.
В первом периоде ценность всего пирога равна 1.
1
Во втором периоде ценность пирога равна .
2
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
32 / 69
Дележ пирога
▶
Каждый из братьев максимизирует свою полезность.
▶
Если одному из братьев безразлично, принимать дележ, предложенный
другим братом, или отвергать его, то он его принимает.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
33 / 69
Дележ пирога
Решим эту игру с конца.
▶
Если братьям так и не удастся поделить пирог, то платежи C и M будут
соответственно равны (uC , uM ) = (0, 0), так как папа съест весь пирог.
▶
Тогда C согласится на любой дележ, который предложит M через 15 минут
1
после ухода мамы, так как uC = δ · kC = · kC ⩾ 0 вне зависимости от того,
2
какую долю пирога kC предложит ему младший брат.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
34 / 69
Дележ пирога
В какой пропорции предложит разделить пирог M во втором периоде?
1
.
2
▶
Во втором периоде полезность от всего пирога равна
▶
Максимизируя свой платеж, M предложит C дележ (0, 1).
▶
Тогда uC = δ · kC =
▶
Любой дележ вида (kC , kM ), где kC > 0 принесет M меньшую полезность.
Дмитрий Дагаев
1
1
1
· 0 = 0, uM = δ · kM = · 1 =
2
2
2
НИУ ВШЭ
35 / 69
Дележ пирога
Какой дележ тогда предложит C после ухода мамы?
▶
▶
▶
▶
1
1
1
Если C предложит M долю пирога kM < , то uM = kM < = .
2
2
2
Но тогда M не согласится на такой дележ, так как в следующем периоде M
1
1
сможет забрать весь пирог себе и получить uM = δ · kM = · 1 = .
2
2
(
)
1 1
Поэтому C предложит дележ
,
.
2 2
1
Предлагать M больше невыгодно для C.
2
Значит, пирог будет разделен сразу после ухода мамы (в первом периоде),
и каждый из мальчиков получит платеж 1/2.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
36 / 69
Дележ пирога
▶
▶
Чем закончится игра, если пирог будет за 15 минут терять не половину,
а треть своих вкусовых качеств?
2
2
Теперь δ = , то есть во втором периоде ценность целого пирога равна .
3
3
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
37 / 69
Дележ пирога
▶
▶
▶
▶
▶
Максимизируя свою полезность от пирога, M предложит дележ (0, 1)
во втором периоде.
2
2
2
Тогда uC = δ · kC = · 0 = 0, uM = δ · kM = · 1 = .
3
3
3
(
)
1 2
,
.
Поэтому C в первом периоде предложит дележ
3 3
(
)
1 2
M согласится на предложение C, и итоговые платежи будут равны
,
.
3 3
Платеж младшего брата увеличился!
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
38 / 69
Дележ пирога
▶
Получается, что чем больше δ, тем меньше платеж старшего брата и тем
выше платеж младшего брата.
▶
Чем больше δ, тем большую часть пирога при дележе во втором периоде
«забирает» себе младший брат.
▶
Поэтому старшему брату приходится предлагать младшему большую долю
от пирога в первом периоде.
▶
Важной предпосылкой является тот факт, что пирог теряет свои вкусовые
качества в течение времени.
▶
Если бы этого не происходило, то весь пирог забирал бы тот, кто предлагал
бы дележ последним. В нашем случае это младший брат.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
39 / 69
Дележ пирога
▶
Пусть теперь папа приходит не через 30 минут после ухода мамы, а через
45 минут.
▶
Братья теперь делят пирог в течение трех периодов: сразу после ухода
мамы, через 15 минут и через 30 минут после ее ухода.
▶
Первым дележ предлагает старший брат, через 15 минут наступает очередь
младшего брата, а через 30 минут дележ снова предлагает старший брат.
1
Ставка дисконтирования δ = .
2
▶
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
40 / 69
Дележ пирога
1 1
1
· = .
2 2
4
▶
В третьем периоде ценность всего пирога упадет до δ 2 =
▶
Максимизируя свой платеж, в третьем периоде C предложит дележ (1, 0).
▶
Тогда uC = δ 2 · kC =
▶
1
1
1
· 0 = 0, uM = δ 2 · kM = · 1 = .
4
4
4
M согласится, так как в противном случае весь пирог съест папа и платеж
M все равно будет равен 0.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
41 / 69
Дележ пирога
▶
▶
▶
▶
▶
1
Во втором периоде ценность всего пирога составит δ = .
2
(
)
1 1
M, максимизируя свою полезность, предложит дележ
,
.
2 2
1 1
1
1 1
1
Тогда uC = δ · kC = · = , uM = δ · kM = · = .
2 2
4
2 2
4
1
Если M предложит C меньше , то C не примет его предложение, так как
2
в третьем периоде он сможет забрать весь пирог себе и гарантированно
1
1
получить платеж uM = δ 2 · kM = · 1 = .
4
4
1
M нет смысла предлагать C больше .
2
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
42 / 69
Дележ пирога
▶
В первом периоде ценность всего пирога составит 1.
▶
Старший, максимизируя свою полезность, предложит дележ
▶
▶
(
)
3 1
,
.
4 4
1
Если C предложит M меньше , то M не примет его предложение, так как
4
во втором периоде он сможет забрать себе половину пирога и
1 1
1
гарантированно получить платеж uC = δ · kC = · = .
2 2
4
1
C нет смысла предлагать M больше .
4
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
43 / 69
Дележ пирога
▶
▶
Значит, пирог будет разделен в первом периоде, причем старший брат
3
1
получит всего пирога, а младший –– .
4
4
Платеж старшего брата увеличился.
▶
Это произошло из-за того, что старший теперь обладает большей
«переговорной силой»: и первый, и последний дележи теперь остаются
за ним.
▶
Младший брат, наоборот, оказывается в значительно более слабом
положении и получает лишь небольшую часть пирога.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
44 / 69
Дележ пирога
▶
Описанная нами игра –– простой случай модели торга Рубинштейна.
▶
Ее автор –– известный израильский экономист Ариэль Рубинштейн 1 .
▶
Данная модель используется, например, в экономике труда. Она хорошо
описывает механизм установления равновесной заработной платы на
рынке труда, так как заработная плата является результатом торга между
работником и работодателем.
1
Rubinstein, A. (1982). Perfect Equilibrium in a Bargaining Model. Econometrica, 50(1), 97–109.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
45 / 69
Сломанная ладья
Постановка игры
▶
Играют двое.
▶
На клетке a1 стоит ладья.
▶
За один ход можно подвинуть ладью на любое число
клеток вправо или на любое число клеток вверх.
▶
Игроки двигают ладью по очереди.
▶
Выигрывает тот, кто первым переставит ладью
на клетку h8.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
46 / 69
Сломанная ладья
▶
Воспользуемся алгоритмом обратной индукции.
▶
Если после хода соперника
ладья оказалась на клетке h8, то игрок проиграл.
▶
Поэтому позиция h8 является проигрышной.
▶
Поставим «0» в клетку h8.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
47 / 69
Сломанная ладья
▶
Тогда позиции h1-h7 и a8-g8 являются выигрышными,
так как игрок может за один ход
передвинуть ладью на клетку h8 и выиграть.
▶
Например, если после хода соперника
ладья оказалась на клетке d8, то игрок может
передвинуть ладью на 4 клетки вправо и победить.
▶
Поставим «1» в клетки h1-h7 и a8-g8.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
48 / 69
Сломанная ладья
▶
Позиция g7 является проигрышной,
так как игрок, делающий ход,
может передвинуть ладью либо на одну
клетку вверх (g8), либо на одну клетку вправо (h7).
▶
Но тогда его соперник, делающий
ход следующим, окажется в выигрышной позиции.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
49 / 69
Сломанная ладья
▶
Клетки a7-f7 и g1-g6 тогда являются выигрышными,
так как игрок может за один ход передвинуть ладью
на клетку g7, и тем самым поставить соперника
в проигрышную позицию.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
50 / 69
Сломанная ладья
▶
Рассуждая подобным образом, можно доказать, что
клетки на главной диагонали будут проигрышными,
а все остальные клетки –– выигрышными.
▶
Получается, что позиция a1 –– проигрышная.
▶
Значит, при правильной игре
всегда выигрывает второй игрок.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
51 / 69
Сломанная ладья
▶
Какую стратегию нужно выбрать второму игроку,
чтобы гарантировать себе победу?
▶
Например, стратегию «как бы ни сходил первый
игрок, всегда возвращать ладью на главную
диагональ».
▶
Например, если первый игрок переместил ладью
на клетку a4, то второму игроку нужно переместить
фигуру на клетку d4.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
52 / 69
Сломанная ладья
▶
Действуя таким образом, второй игрок
гарантированно выиграет у первого,
так как каждый раз после хода второго первый
игрок будет оказываться в проигрышной позиции.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
53 / 69
Палочки
В качестве одного из испытаний в телепередаче «Форт Боярд» игрокам
предлагалось сыграть в игру «Палочки».
Постановка игры
▶
Играют двое.
▶
На столе лежит 20 палочек.
▶
Два игрока по очереди забирают палочки со стола.
▶
За один ход игрок может убрать 1, 2 или 3 палочки.
▶
Игрок, забирающий со стола последнюю палочку, проигрывает.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
54 / 69
Палочки
Используем алгоритм обратной индукции, иными словами, решим игру с конца.
▶
Если перед игроком на столе лежит 1 палочка, то он проиграл.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
55 / 69
Палочки
Тогда игрок, которому принадлежит ход, когда на столе остались 2, 3 или 4
палочки, может заставить соперника проиграть.
▶
Если на столе лежат 2 палочки, то игрок может взять 1 палочку, и тогда его
соперник проиграет.
▶
Если на столе лежат 3 палочки, то игрок может взять 2 палочки.
▶
Если на столе лежат 4 палочки, тогда игрок может взять 3 палочки, и тогда
его соперник проиграет.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
56 / 69
Палочки
▶
Значит, игрок, перед которым находятся 5 палочек, проиграет, так как
после того, как он сделает свой ход, перед его соперником окажутся
2, 3 или 4 палочки, а значит, его соперник выиграет.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
57 / 69
Палочки
▶
Такой же проигрышной будет и ситуация с 9 палочками.
▶
Если перед кем-то из игроков лежит 9 палочек, то вне зависимости от того,
как сходит он, его соперник сможет сделать так, чтобы перед игроком
оказались 5 палочек.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
58 / 69
Палочки
▶
Ситуации, в которых перед игроком лежат 13 или 17 палочек, также будут
проигрышными.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
59 / 69
Палочки
Что же делать игроку, перед которым лежат 20 палочек?
▶
Взять 3 палочки.
▶
Это поставит соперника в проигрышную ситуацию, так как перед ним
окажутся 17 палочек.
▶
Затем можно будет добиться того, чтобы перед соперником оказались
13, 9, 5 и, в конечном итоге, 1 палочка.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
60 / 69
Палочки
▶
В общем виде проигрышными будут ситуации, когда перед игроком
находятся 4k + 1 палочки (k –– целое, неотрицательное).
▶
1 палочка является проигрышной позицией, следовательно проигрышными
позициями являются и 5, 9, 13, 17, 21, 25, … палочек.
▶
Таким образом, от изначального количества палочек на столе зависит,
кто будет выигрывать при правильной игре обоих игроков –– первый
или второй игрок.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
61 / 69
Палочки
▶
Например, если изначально на столе 20 палочек, как в нашем примере,
тогда при правильной игре выигрывает игрок, делающий ход первым.
▶
Однако если на столе изначально лежала бы 21 палочка, тогда бы
у первого игрока не было бы шансов победить при правильной игре
второго игрока, так как позиция 21 –– проигрышная.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
62 / 69
Числа на доске
Постановка игры
▶
На доске написаны последовательно числа 1, 2, . . . , 11.
▶
Филипп и Жан по очереди расставляют плюсы и минусы между числами.
▶
Между числами 1 и 2 знак ставит Филипп,
между числами 2 и 3 –– Жан,
между числами 3 и 4 –– снова Филипп и так далее.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
63 / 69
Числа на доске
Постановка игры
▶
После того как все знаки проставлены, Филипп и Жан вычисляют значение
написанного на доске выражения.
▶
Выигрывает Филипп, если результат получается нечетным.
▶
Выигрывает Жан, если результат получается четным.
▶
На кону шоколадная медаль и 200 долларов.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
64 / 69
Числа на доске
▶
Филипп и Жан один раз сыграли в игру, и Жан выиграл.
▶
Филипп в запале предлагает сыграть еще один раз. Он верит, что в этот раз
сможет победить.
▶
Прав ли Филипп?
▶
Напомним, на кону шоколадная медаль и 200 долларов.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
65 / 69
Числа на доске
▶
Пусть Филипп поставил знак «плюс» между числами 1 и 2.
▶
Сумма чисел 1 и 2 равна 3. Она нечетна.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
66 / 69
Числа на доске
▶
Пусть Филипп поставил знак «плюс» между числами 1 и 2.
▶
Сумма чисел 1 и 2 равна 3. Она нечетна.
▶
Пусть теперь Филипп поставил знак «минус» между числами 1 и 2.
▶
Разность чисел 1 и 2 равна −1. Она также нечетна.
▶
Получается, что четность/нечетность результата не зависит от того, какой
знак поставил Филипп!
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
66 / 69
Числа на доске
▶
Предположим, что Филипп поставил знак «плюс» между числами 1 и 2,
и теперь пришла очередь Жана делать ход.
▶
Если Жан поставит знак «плюс» между числами 2 и 3, тогда на доске будет
записано следующее выражение:
1+2+3
▶
Его значение равно 6, то есть четно.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
67 / 69
Числа на доске
▶
Предположим, что Филипп поставил знак «плюс» между числами 1 и 2,
и теперь пришла очередь Жана делать ход.
▶
Если Жан поставит знак «плюс» между числами 2 и 3, тогда на доске будет
записано следующее выражение:
1+2+3
▶
Его значение равно 6, то есть четно.
▶
Если Жан поставит знак «минус» между числами 2 и 3, тогда на доске будет
записано следующее выражение:
1+2−3
▶
Его значение равно 0, то есть четно.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
67 / 69
Числа на доске
▶
Получается, что четность/нечетность значения выражения, записанного
на доске, не зависит от того, какие знаки стоят между числами.
▶
Пусть на доске написаны числа a и b.
▶
Тогда сумма этих чисел равна a + b, а разность равна a − b.
▶
Заметим, что (a + b) − (a − b) = 2b.
▶
2b –– четное число.
▶
Значит, для любых чисел a и b значения выражений a + b и a − b имеют
одинаковую четность.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
68 / 69
Числа на доске
▶
Представим, что Филипп и Жан везде поставили плюсы.
▶
Тогда результат получается четным:
1 + 2 + 3 + . . . + 11 =
▶
(11 + 1) · 11
= 66
2
Если Филипп и Жан поменяют свои стратегии и заменят некоторые плюсы
на минусы, значение выражения останется четным, поэтому в этой игре
всегда будет выигрывать Жан.
Дмитрий Дагаев
НИУ ВШЭ
69 / 69