Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Характерные черты экономической теории как науки

  • 👀 623 просмотра
  • 📌 604 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Характерные черты экономической теории как науки
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Характерные черты экономической теории как науки» pdf
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Введение в экономику Содержание занятия: 1. Предмет, функции и характерные черты экономической теории как науки 2. Экономическая политика: сущность и цели 3. Методы экономических исследований 1. Экономика – это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества. Слово «Экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Экономическая теория – это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ограниченных ресурсов, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Объектом экономической теории является сфера общественного производства. Предмет экономической теории по-разному трактуется разными научными школами: 1) Производственные отношения, объективно складывающиеся между людьми в процессе совместного создания ими экономических благ, условий их совместного существования. 2) Закономерности использования ограниченных ресурсов для удовлетворения конкурирующих личных и производственных потребностей. Экономическая теория: — общественная наука, изучающая хозяйственную (экономическую) сторону жизни общества; — тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. — историческая наука, так как развивается и изменяется по мере развития человеческого общества; — наиболее точная из всех общественных наук, так как при изучении своего предмета широко пользуется количественными методами исследования. Рассматривая, например, такие понятия, как цена, прибыль, процент, спрос и т.д., экономисты наряду с качественным всегда применяют и количественный анализ; — состоит из двух крупных разделов: микроэкономики и макроэкономики. К основным функциям экономической теории относят: теоретическую, практическую, методологическую. 2. Экономическая политика - это система мероприятий, направленных на достижение тех или иных экономических целей. Основные цели экономического развития: — экономический рост, обеспечивающий при прочих равных условиях повышение уровня жизни; — полная занятость — возможность работать для всех тех, кто желает и может работать; — экономическая эффективность, т.е. максимальная отдача при минимальных затратах; — стабильный уровень цен (отсутствие инфляции); — экономическая свобода потребителей и производителей; — справедливое распределение доходов; — материальная обеспеченность нетрудоспособного населения; — сбалансированные ввоз и вывоз товаров за границу. 3. Метод (греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность способов теоретического и практического освоения реальности, правила и приемы изучения ее явлений и закономерностей. Методы научного исследования делятся на:  общие, то есть применимые к всем наукам;  специфические, используемые в отдельной отрасли научного познания, в частности, в экономике. К общим методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, научная абстракция, аналогия, сравнение, историзм, графический метод. К специфическим экономическим методам можно отнести: экономическое наблюдение, экономический эксперимент, экономическое моделирование. Рекомендуемая литература: 1, 2, 5, 10, 25 Тема 2. История развития экономической теории Содержание занятия: 1. Экономическая теория в древности 2. Экономическая мысль Средневековья 3. Основные этапы развития экономической теории 1. Экономическая наука зародилась в странах Древнего Востока – в колыбели мировой цивилизации. Основными представителями экономической теории Древности явились: 1. Древнекитайские мыслители (Конфуций, Сюнь-Цзы); 2. Древнегреческие мыслители: Аристотель, Ксенофонт, Платон. 2. Основной представитель экономической мысли Средневековья - Фома Аквинский (1332 – 1404 гг.). Труды его были тесно замешаны на теологии. Основные положения его трудов: 1) Необходимость вмешательства государства в экономику; 2) Доказывает естественность социального неравенства; 3) С учетом роста городов, ремесленного производства, торговли и ростовщичества Фома не отдает приоритета сельскому хозяйству и не считает торговлю и ростовщичество греховным делом; 4) Ценность денег по его мнению устанавливается не по весу содержимого в них металла, а по усмотрению государства (номиналистическая теория денег). 3. Меркантилизм (XVI-XVII вв. Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Но трактовали они этот вопрос неправильно, потому что источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы. Ранний меркантилизм – политика увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а покупать, меньше. Физиократы (власть природы) (XVII-XVIII вв.). Данная школа сформировалась во Франции, главным представителем и основателем которой был Франсуа Кенэ (1694— 1774). 1. источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля; 2. деньги – средство обмена и не представляют собой богатства; 3. всѐ богатство создаѐтся в земледелии; 4. производительный труд – только земледельческий; 5. прибыль даѐт только земля Классическая политическая экономия. В этот период происходит развитие отдельных отраслей промышленности, так называемый «мануфактурный период капитализма». Адам Смит (1723-1780). Две задачи экономической науки: 1) анализ объективной экономической реальности и выяснение закономерностей еѐ развития; 2) выработка рекомендации для экономической политики фирмы и государства. Давид Риккардо (1772-1823): - единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты); - прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; - сформулировал законы обратно - пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью; - указал на тенденцию к понижению нормы прибыли, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Утопический социализм (XVIII-XIX вв.). Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) - Франция и Роберт Оуэн (1771—1858) — Великобритания. Они выступили: 1) с критикой капитализма и требованием реорганизации производства, распределения и потребления; 2) с требованием отмены частной собственности; 3) с требованием ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом; 4) за установление справедливой социальной системы. Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) (XIX-XX вв.) представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы, которая характеризуется следующими принципами: 1) общественная собственность на средства производства; 2) отсутствие эксплуатации наемного труда; 3) равная плата за равный труд; 4) всеобщая и полная занятость; 5) ведение хозяйства по единому плану. Основоположником является К.Маркс, главные достижения которого заключаются в том, что он раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения — противоречия, создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, и прибавочной стоимости, показал исторически приходящий характер капитализма как формации, раскрыл сущность абсолютной ренты и т.д. Маржинализм (XIX-XX вв.) - это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления исходя из новой идеи – пользования предельных (max или min), крайних величин или состояний, характеризующих не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Основные представители: К. Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926), У.С. Джевонс (1835-1882). Главные аспекты маржинализма: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическую теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. В западной экономической литературе это направление получило название "новый классический экономикс». Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма. Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Основные положения: 1) контроль государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах; 2) достижение сбалансированного государственного бюджета; 3) установление высокого кредитного банковского процента. Самый яркий сторонник на Западе - Милтон Фридмен (род. в 1912 г). В России с монетаристской теорией связывают имя Е. Гайдара. Неолиберализм - теория, согласно которой необходимо сокращать вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Сторонниками этой концепции являются американский экономист Людвиг фон Мизес (1881-1973) и его ученик Фридрих фон Хайек (1899-1992). Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), служит обоснованием увеличения или сокращения спроса через изменение наличной или безналичной денежной массы. С помощью этого можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Институционально-социологическое направление (институционализм). Все еѐ сторонники рассматривают хозяйствующими субъектами экономику как складываются систему, под где влиянием отношения между экономических и внешнеэкономических факторов, среди которых важную роль играют техникоэкономические факторы. Основные представители: Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчелл Экономисты - глобалисты, исследующие процесс экономической эволюции, исходят из того, что эволюция - совместное взаимообусловленное превращение различных экономик не в одну, а в разные системы, которые обеспечат новую индустриализацию как форму экономического социума, где человек, наконец, займет подобающее ему главное, определяющее место. Рекомендуемая литература: 7, 9, 13, 15, 18, 19 Тема 3. Потребности и ресурсы общества Содержание занятия: 1. Потребности, блага. 2. Производство. Ресурсы и факторы производства. 3. Экономический выбор и альтернативные издержки. 1. Целью общественного производства является удовлетворение потребностей и обеспечение людей экономическими благами. Потребности - это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Факторы, формирующие потребности: — биологическая природа человека; — духовный мир человека; — природно-климатические условия; — национальные, культурные, религиозные представления; — социально-экономические условия жизни; — уровень развития производства, научно-технический прогресс и др. Блага – это предметы или явления, которые в силу своих свойств способны удовлетворять общественные потребности либо как средства производства, либо как предметы потребления. Благо неэкономическое или свободное предоставляется природой в неограниченном количестве, их потребление не сопровождается отказом от потребления других благ. В качестве примера можно привести: воздух, длительное время в большинстве стран таким благом являлась чистая вода. Большую часть своих потребностей люди удовлетворяют с помощью экономических благ, т.е. благ, создаваемых в процессе производства. Экономические блага ограничены. Это означает, что: — их объем недостаточен для удовлетворения всех потребностей людей; — их объем может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства; — их приходится тем или иным образом распределять. 2. Производство – процесс создания экономических благ, результат соответствующего преобразования факторов производства (ресурсов). Ресурсы — это потенциальные источники создания экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. Остальные блага называют потребительскими благами. В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы: 1. природные ресурсы - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (или "возобновляемые" и "невозобновляемые") 2. материальные ресурсы - все созданные человеком средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства). 3. трудовые ресурсы - население в трудоспособном возрасте, которое в "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалифицированному и культурно-образовательному. 4. финансовые ресурсы - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства. Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от нее - к постиндустриальной технологии. Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название "базовых"; возникшие на "рыночной" ступени финансовые ресурсы стали называться "производными". Ресурсы - это те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Факторы производства - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Факторы производства – это производящие ресурсы. В экономической теории выделяют три фактора производства:  Земля - относятся все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов).  Капитал (или инвестиционные ресурсы) - охватывает все произведенные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование). Процесс накопления средств производства называется инвестированием.  Труд - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства. Фактор "труд" включает и предприимчивость. Под предпринимательской способностью (или предприимчивостью), понимается особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства. Необходимо отметить, что труд имеет не только экономическую ценность, но и социальную, так как является источником дохода, определяет социальный статус человека в обществе. В экономической науке на протяжении столетия шла дискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара. Каждый фактор производства способен принести своему владельцу доход: "капитал" приносит - "процент", "труд" "зарплату", а "земля" - "ренту". 3. По мере развития человеческого общества под влиянием разнообразных факторов потребности людей постоянно изменяются и расширяются. В динамическом плане потребности бесконечны и неудовлетворимы. В то же время ресурсы общества ограничены. Разрыв между потребностями и ресурсами постоянно увеличивается, т.е. по мере развития общества ограниченность экономических ресурсов возрастает. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно возрастают, давая импульс производству новых товаров и услуг, требующих, в свою очередь, новых. Следствия ограниченности (редкости) ресурсов:  необходимость эффективного и по возможности полного использования ресурсов общества;  появление конкуренции, соперничества, состязательности за доступ к более эффективным ресурсам общества;  возможность возникновения уравнительного распределения ресурсов (рационирование);  возникновение необходимости решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов, поиска лучшего сочетания факторов производства, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей. Иными словами, ограниченность ресурсов порождает проблему выбора. Ограниченность иллюстрируются ресурсов кривой и следствия производственных этой ограниченности возможностей (КПВ) — наглядно графиком, показывающим все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных, т.е. допускающих одну из двух или нескольких возможностей, видов экономических благ. Рекомендуемая литература: 1, 8, 16, 20, 21, 26, 34 Тема 4. Производство и экономические отношения. Экономические системы Содержание занятия: 1. Классификация экономических систем. 2. Модели в рамках экономических систем. 1. Вещественные и личные факторы производства (средства производства и рабочая сила) находятся в определенном соответствии друг с другом и образуют производительные силы общества. Степень их развития определяет экономические (производственные) отношения, складывающиеся между людьми. Производительные сила и производственные отношения формируют способ производства (экономическую систему) общества. В экономике любой страны существуют различные виды производственной и хозяйственной деятельности, и каждый элемент системы может функционировать лишь потому, что находится во взаимодействии и с другими ее элементами. Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных составных частей экономики, организационно оформленных связей между производителями и потребителями, обеспечивающая координацию их деятельности, мотивы и стимулы к производству. С точки зрения особенностей распределения ресурсов различаются четыре типа экономических систем:  традиционная  рыночная  командная  смешанная 2. В экономической теории выделяют следующие национальные модели экономики: а) американская б) немецкая в) японская г) шведская Основой экономической модели США является система всемерного поощрения бизнеса и предпринимательства, обогащения наиболее активной части общества. Американская модель — это либеральная капиталистическая система, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, частных мотиваций и инициативы, высокий уровень социальной дифференциации. Характерными чертами данной модели являются: незначительный удельный вес государственной собственности; высокий уровень внедрения в действующее производство достижений НТП; минимальный уровень государственного регулирования экономики; резкая дифференциация населения в доходах; приемлемый уровень жизни малообеспеченных слоев населения. Немецкая модель экономики характеризуется как социально-ориентированное рыночное хозяйство. Данной модели свойственна увязка рыночного механизма и особой социальной инфраструктуры, позволяющей компенсировать недостатки рынка. Государство не формирует экономические цели частного бизнеса, это является прерогативой предпринимательства, а создает благоприятную внешнюю среду его функционирования. Эти благоприятные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов. В данной модели реализуется своего рода баланс между рынком, с одной стороны, и социальной справедливостью — с другой. Характерными чертами немецкой модели экономики являются: индивидуальная экономическая свобода, всемерное поощрение и защита конкуренции, активная социальная политика, стимулирование и внедрение в производство технологических и организационных инноваций, проведение взвешенной структурной политики и др. Японская модель экономики основывается главным образом на системе частного предпринимательства, при этом государственная собственность ограничивается местными коммунальными предприятиями и табачной промышленностью. Несмотря на недостаток природных ресурсов и необходимость импорта сырья для большинства отраслей промышленности, по выпуску продукции во многих отраслях Япония занимает 1-2 место в мире. Отличительными особенностями японской модели экономики являются: высокий уровень квалификации работников и их преданность интересам корпорации, поощряемые условиями пожизненного найма; высокое качество услуг, оказываемых государством, особенно в сфере образования; широкое привлечение персонала фирм к управлению и принятию решений; социальная направленность, которая характеризуется защитой граждан на случай болезни, безработицы, ухода на пенсию. Шведская модель экономики основана на сильной социальной политике, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Шведская модель экономики характеризуется достаточно низким уровнем безработицы, который составляет порядка 2-3 %. Шведская модель сконструирована по принципу: функцию производства выполняют частные фирмы, действующие на рыночной основе, а функцию обеспечения высокого уровня жизни общества — государство. Существующая в Швеции экономическая система характеризуется как «смешанная экономика», соединяющая основные формы собственности: частную, государственную, кооперативную. Около 85 % всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежит частному капиталу. Остальная часть приходится на государство и кооперативы. Рекомендуемая литература: 1, 2, 5, 25, 28, 31 Тема 5. Собственность: экономическое содержание и формы Содержание занятия: 1. Экономическое содержание собственности. Субъекты и объекты собственности. 2. Типы и формы собственности. 3. Изменение отношений собственности. 1. Собственность в экономическом смысле – отношения между людьми по поводу присвоения условий и результатов производства, экономических благ (материальных и нематериальных). Присвоение — это возможность использовать в производстве, потреблении некое благо исключительно данным субъектом экономических отношений. Состояние, противоположное присвоению — отчуждение. Отчуждение — это лишение субъекта экономических отношений возможности использовать некое благо в производстве, потреблении. Объекты собственности — то, по поводу чего возникают отношения собственности (факторы производства, предметы потребления, услуги, информация, плоды интеллектуальной деятельности и т.д.). Среди объектов собственности определяющими являются вещественные факторы производства, так как именно их собственник присваивает результаты производства. Субъекты собственности – отдельные индивиды, семьи, коллективы, государство, хозяйствующие субъекты. В юридическом смысле собственность - это отношения между людьми по поводу использования экономических благ, закрепленные законодательно в нормах права. Права собственности устанавливаются государством и определяют нормы поведения человека. Еще со времен римского права собственность включает в себя следующие понятия:  Владение — начальная форма собственности, отражающая документальное закрепление субъекта собственности, его право на обладание неким благом.  Пользование — применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.  Распоряжение — право и возможность использовать объект собственности любым желаемым образом (продажа, дарение, обмен, сдача в аренду, залог и т.п.). 2. Различают типы и формы собственности на средства производства: частную и общественную. Частная собственность выражает отношения обособленного присвоения средств производства, а, следовательно, и его результатов, отдельными субъектами – собственниками данных средств. Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства. Формы частной собственности: Индивидуальная частная собственность — форма присвоения вещественных факторов и результатов производства одним лицом или семьей. Индивидуальная частная собственность, как правило, представлена в малом бизнесе (кафе и бензоколонки, маленькие магазины и фермерские хозяйства). Групповая частная собственность:  коллективная и кооперативная собственность — это общая (совместная) долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Она возникает путем объединения имущественных, денежных взносов (паев) или распределения собственности на доли (паи) и предполагает непосредственное участие собственников в делах соответствующего предприятия;  акционерная собственность — это групповая частная собственность, создаваемая путем выпуска и реализации ценных бумаг (акций и облигаций). Наличие ценных бумаг — отличительная особенность акционерной формы собственности. Формы общественной собственности:  Государственная - федеральная (общенациональная); субъектов Федерации (республик, краев, областей и т.п.).  Муниципальная — собственность, принадлежащая местным органам самоуправления. 3. Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление собственности). Основные цели приватизации в России:  формирование слоя частных собственников-предпринимателей;  создание конкурентной среды;  содействие демонополизации экономики;  финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);  повышение эффективности деятельности предприятий;  привлечение иностранных инвестиций;  социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации. Рекомендуемая литература: 2, 3, 17, 20, 33 Тема 6. Общая характеристика рыночной экономики Содержание занятия: 1. Рыночная экономика, условия ее возникновения. 2. Свойства товара. 3. Деньги: понятие, свойства, функции, виды. 1. Экономическая наука выделяет: 1) натуральную форму хозяйствования (производства) – продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителей, и предназначены для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Классическим вариантом является земледелие в сочетании с домашней промышленностью. 2) товарное производство – такая организация производства, при которой результаты труда предназначены для обмена, экономические отношения между людьми проявляются через рынок. Общими основами товарного производства являются: 1. Общественное разделение труда — обособление различных видов трудовой деятельности, специализация отдельных производителей на создании определенных продуктов. 2. Частная собственность как основа экономической (хозяйственной) самостоятельности производителей. 3. Обмен как форма связи между специализированными и обособленными производителями. 4. Рынок - логическое следствием товарного производства. Рынок – система отношений продавцов и покупателей, которая определяет объемы производства разных благ и их цены. Рыночное хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством эквивалентного обмена. В экономике рынок выполняет следующие функции: 1. Распределительная. Рынок обеспечивает распределение экономических ресурсов между отраслями, территориями, людьми, государством в соответствии со структурой доходов и, соответственно, рыночного спроса. 2. Регулирующая. Ценовой механизм рынка определяет объемы и структуру совокупности производимых товаров. 3. Стимулирующая состоит в том, что равновесие спроса и предложения на рынке определяет преимущество и привлекательность производства товаров, потребность в которых удовлетворена в наименьшей степени. 2. Товар – это продукт труда или благо, предоставляемое в ограниченном количестве природой, способный удовлетворять какую-либо потребность людей как средство производства или предмет потребления, предназначенный для обмена или продажи на рынке. Товар должен обладать следующими свойствами: 1) способностью удовлетворять какие-либо человеческие потребности (потребительная стоимость, или полезность). Потребительная стоимость зависит, во-первых, от физических, химических и иных свойств блага, а во-вторых – от потребности людей в этих свойствах. 2) способность обмениваться на другие полезные вещи в определенных количественных пропорциях (меновая стоимость или ценность). 3. Деньги — это все то, что продавец принимает в качестве платежного средства, это универсальный товар, обмениваемый на любые продаваемые товары и услуги и выполняющий функции денег. Отличительной особенностью денег является их абсолютная ликвидность, т.е. способность денег непосредственно, в своей первичной, исходной форме, без всяких преобразований и без потери стоимости быть средством платежа, расчетов. Свойства денег:  приемлемость (всеобщее признание);  удобство пользования (портативность, различимость, узнаваемость);  делимость;  способность к хранению;  надежность против подделки;  однородность (одинаковость покупательной способности независимо от вида денег: банкноты, безналичные деньги или разменная монета). Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 12, 20 Тема 7. Основы теории спроса и предложения Содержание занятия: 1. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса. 2. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения. Эластичность предложения 3. Рыночное равновесие. 1. Платежеспособный спрос – это потребность товаров, обеспеченная денежными средствами покупателя. Закон спроса: между ценой и количеством купленного товара существует обратная зависимость – чем ниже цена, тем выше спрос. Закон спроса иллюстрируется кривой спроса. Рис. 1 Кривая спроса. 1. Товар теперь могут купить те, кому он раньше был недоступен; 2. За те же деньги потребитель может купить большее количество данного товара. Это становится выгодным. 3. Более дешѐвые товары начинают заменять более дорогие, сходные по использованию. Под влиянием не ценовых факторов кривая спроса D может сдвигаться вверх (позиция D1 – увеличение) или вниз (позиция D2 –уменьшение). Факторы, сдвигающие спрос: 1. доходы потребителей; 2. потребительские ожидания; 3. число покупателей; 4. вкусы и мода; 5. цены на товары – заменители. Эластичность – это зависимость изменения объѐма продаж от изменения цены или реакция спроса на изменение цены. Эластичность рассчитывается по следующей формуле: где ΔQ – изменение объѐмов спроса; ΔP – изменение цены; Q и P – первоначальные значения спроса и цены. Рис. 2. Эластичность спроса. Различают три варианта эластичности: e > 1 – эластичный спрос. При снижении цены заметно увеличивается объѐм продаж, выручка увеличивается. e = 1 – снижение цены компенсирует увеличение объѐма продаж. Выручка не меняется. e < 1 – не эластичный спрос. При снижении цены незначительно меняется объѐм спроса. Выручка снижается. 2. Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке. Закон предложения – между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая, но не пропорциональная зависимость: чем выше цена, тем больше объѐм предложения. Рис. 3. Кривая предложения. Не ценовые факторы могут двигать кривую предложения. Вниз – на позицию S1 на рисунке 4 – увеличение предложения. Вверх – на позицию S2 – уменьшение предложения. Факторы, двигающие кривую предложения: 1. цена на экономические ресурсы (сырьѐ, материалы, энергия, топливо); 2. налогообложение (особенно налог на прибыль); 3. количество товаропроизводителей; 4. технология производства; 5. потребительские ожидания. Эластичность предложения зависит от периода времени, который имеет фирма, чтобы увеличить объѐм товара. Различают три вида эластичности: 1. Мгновенное равновесие. Предложение не эластично, так как у фирмы нет времени увеличить предложение. 2. Краткосрочное равновесие. У фирмы есть время несколько увеличить предложение за счѐт увеличения рабочего времени оборудования, и прочего. Предложение более эластично. 3. Длительное равновесие. У фирмы есть время построить новое предприятие. Предложение эластично. Эластичность также зависит от вида продукции и возможности еѐ сохранять. 3. На пересечении кривых спроса и предложения имеется точка равновесия E, в которой спрос равен предложению. Рис. 4. Равновесие на рынке. Точке E соответствует равновесная цена PE и равновесный объѐм товара QE. В этой точке все покупатели, согласные на цену PE, найдут товар, и все производители, согласные на эту цену, продадут соответствующее количество товара. Рынок находится в равновесии. Если цена отклоняется от точки равновесия вниз (в точку P1), спрос превышает предложение. На рынке создаѐтся дефицит товаров в размере Q'D - Q''D. Если равновесная цена уходит от точки равновесия вверх(в точку P2), то на рынке возникает излишек товара Q''S – Q'S. Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 12, 20 Тема 8. Теория поведения потребителя Содержание занятия: 1. Потребительское поведение 2. Направления теории потребительского поведения 3. Кривые безразличия. Бюджетная линия 1. Потребительское поведение — это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами. Потребительский выбор — это выбор, максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом, теория потребительского поведения связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен. Рациональное потребительское поведение предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения. Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Предпосылки анализа потребительского поведения: • множественность видов потребления — каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ; • ненасыщаемость — потребитель стремится приобрести большее количество благ; • транзитивность — постоянство и согласованность вкусов потребителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой); • взаимозаменяемость благ — потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида; • убывающая предельная полезность — с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается. 2. Основные направления теории потребительского поведения: кардиналистическое (от мат. «кардинальное» - количественное число); ординалистическое (от мат. «ординальное» - порядковое число). Кардиналистская, или количественная, теория потребительского поведения при решении поставленной задачи предполагает возможность теоретической измеримости полезности блага. Иными словами, предполагается, что можно определить точную величину полезности, получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость полезности дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для определения разницы между ними. Сторонники теории (К. Менгер, Л. Вальрас) полагали, что полезность измеряется в условных единицах — ютилях (от англ. utility — полезность). Количественная измеримость полезности позволяет потребителю измерить полезность любой дополнительной единицы блага (предельная полезность) и оценить величину общей полезности данной совокупности благ. В кардиналистской теории потребительского поведения полезность является субъективной величиной, поскольку отражает субъективное отношение конкретного человека к конкретному благу. Основополагающее положение этой теории — постулат об убывании предельной полезности благ. Ординалистская, или порядковая, теория потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. Принимая этот тезис, необходимо принять ряд положений, характеризующих отношения предпочтения и безразличия потребителя. Современная экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах. 1. Ненасыщенность. Потребности в благах не имеют насыщения. Люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Более высокую оценку потребителя и его предпочтения получит тот набор, в который входит большее количество благ. Под это положение не подходят некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают или даже избегают — антиблага (загрязнение окружающей среды, шум, сигаретный дым и пр.). Потребление антиблаг снижает благосостояние индивида. 2. Сравнимость предпочтений. Принимая решение о приобретении блага или отказываясь от его покупки, потребитель в обоих случаях должен предварительно сформировать свое отношение к рассматриваемому благу. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель может ранжировать альтернативные блага и может указать, какое из сравниваемых благ лучше, или отметить их равноценность. Иными словами, потребитель может указать, что благо X лучше блага Y, или благо Y лучше X, или оба блага равноценны. 3. Транзитивность предпочтений. Принимая решение о покупке, потребитель должен последовательно переносить свои предпочтения с одних благ на другие. Если человек предпочитает благо X благу Y, а последнее благу Z, то он должен предпочитать благо X благу Z Действительно, если благо X приносит потребителю большее удовлетворение, чем благо Y, а благо Y приносит большее удовлетворение, чем благо Z, то благо X приносит больше пользы, чем благо Z Если же индивид полагает, что полезность блага равна полезности блага Y, а полезность Y равна полезности блага Z, то он не должен видеть разницы между потреблением X и Z. Каждый потребитель желает приобрести различные блага, и в реально потребляемых наборах число видов благ достаточно велико. Однако для изучения закономерностей процессов потребления можно ограничиться всего двумя благами. Рассмотрим графическую интерпретацию ординалистской теории потребительского поведения, которая опирается на построение кривых безразличия, характеризующих систему предпочтений потребителя. 3. Анализ поведения потребителя рассматривает его с двух сторон: 1. Что может позволить себе потребитель при данном ограниченном доходе; 2. Что он хотел бы иметь из данного набора вариантов. Для более глубокого объяснения поведения потребителя используется метод бюджетных линий и кривых безразличия. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированном денежном доходе. Каждая точка бюджетной линии показывает, какое количество товаров A и B может приобрести потребитель на ограниченный бюджет. Если цены на товары будут пропорционально изменяться, то бюджетные линии будут параллельны. Если изменение цен на товары различно, то бюджетная линия изменит свой наклон. Таким образом, расположение бюджетных линий зависит:  от величины денежного дохода;  от влияния изменения цены. Желая приобрести товары, входящие в набор, потребитель высказывает свои предпочтения. Путем опроса потребителя ему предполагают различные сочетания товаров. Нас интересуют те сочетания, которые приносят потребителю одинаковое удовлетворение его потребностей в товарах A и B. Это исследование отражается кривой безразличия, которая показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение и полезность для потребителя. Значит потребителю безразлично, какой набор приобрести. Поэтому построение по точкам носит название кривой безразличия. Каждая точка кривой безразличия показывает все возможные комбинации товаров A и B, дающие одинаковые удовлетворения. Полезность, которую потребитель теряет, отказываясь от одного товара, компенсируется пользой от дополнительного количества другого товара. Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Такое семейство кривых безразличия называется картой безразличия. Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую полезность она обеспечивает потребителю. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания разных товаров, при котором пользы в рамках его бюджета будет максимальной. Чтобы сделать оптимальный выбор необходимо наложить на карту кривых безразличия бюджетную линию и выбор будет сделан. Рекомендуемая литература: 2, 3, 4, 5, 8, 10 Тема 9. Конкуренция и монополия Содержание занятия: 1. Конкуренция: функции, типы конкурентного поведения. Методы конкурентной борьбы. 2. Типы рынка. 3. Антимонопольная деятельность государства. 1. Конкуренция (от лат. concurro — «бежать вместе») — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли. Основные условия возникновения конкуренции: 1) полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя; 2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка; 3) противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос. Конкуренция — важнейший элемент рынка, играющий решающую роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий. В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Между полюсами чистой конкуренции и чистой монополии находятся монополистическая конкуренция и олигополия. К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведѐт к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала. Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции: 1) на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров; 2) тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов; 3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен; 4) наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объѐмом информации о рынке. Позитивные явления конкуренции: 1) снижение издержек; 2) быстрое внедрение НТП; 3) гибкое приспособление к спросу; 4) высокое качество продукции; 5) препятствие к завышению цен. Негативные явления конкуренции: 1) разорение многих субъектов рыночной экономики; 2) анархия и кризис производства; 3) чрезмерная эксплуатация ресурсов; 4) экологические нарушения. В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы: 1) ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства; 2) неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д. 2. Выделяют следующие типы (модели) рынков: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, лѐгкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, монополистический конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние три характеризуются как рынки несовершенной конкуренции (табл.1). Таблица 1 Модели конкурентных рынков Характерная черта Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополистическая Олигополия Число фирм Очень много Много мелких фирм Тип продукта Стандартизирован ный Дифференцированный Контроль ценой Отсутствует Некоторый, но в узких рамках Очень лѐгкие, нет препятствий Сравнительно лѐгкие Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны Условия вхождения отрасль Пример отраслей над в Несколько (3-5 фирм) Стандартизированн ый или дифференцированн ый Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре Существенные препятствия Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др. Чистая монополия Одна Уникальный, нет заменителей Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену Нет вхождения Местные предприятия коммунального хозяйства 3. Антимонопольное регулирование — это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены. Методы антимонопольного регулирования: 1) ограничение монополизации рынка; 2) постоянный государственный мониторинг; 3) запрещение установления монополистических цен; 4) сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм. Антимонопольное законодательство — законодательно закреплѐнные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления. Основные цели антимонопольного законодательства — обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути еѐ активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции. Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера. Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией: 1) поощрение создания товаров-заменителей; 2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; 3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; 4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов. В конце 1991г. в России принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба. Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 20, 25, 31 Тема 10. Фирма: издержки производства и прибыль Содержание занятия: 1. Объем и издержки производства. 2. Доход фирмы и условия равновесия фирмы. 1. Издержки рассчитывают для принятия оптимальных решений. Издержки производства – это затраты на приобретение факторов производства. Издержки производства подразделяют на два типа. Постоянные – не зависящие от объѐмов выпуска продукции (плата за разрешения и лицензии, амортизация основных фондов, арендная плата, проценты по взятым кредитам, заработная плата управленческого персонала и охраны). Постоянные издержки – издержки не связанные с объѐмом производства. Обозначают FC (Fixed Cost). Переменные издержки – издержки, связанные с объѐмами производства (оплата сырья, материалов, зарплата рабочих, коммунальные платежи, некоторые налоги). Обозначают VC (Variable Cost). Общие затраты равны VC + FC = TC. Обозначают TC (Total Cost). Сумма переменных и постоянных издержек образует валовые издержки, которые и являются себестоимостью продукции. Значит, TC – это всеобщая издержка. A – средняя издержка на одну единицу продукции. Рассчитывают AFC, AVC, ATC – усреднѐнные постоянные величины: AFC=FC/Q; Предельная AVC=VC/Q; издержка MC показывает ATC=TC/Q. расходы на каждую следующую дополнительную единицу продукции: MC=∆TC/∆Q. Бухгалтерские издержки – это стоимость израсходованных ресурсов, измененная в фактических единицах их приобретения. Экономические издержки – это издержки упущенных возможностей, измеряются суммой доходов, которые можно получить при оптимальном использовании ресурсов. Экономические издержки – это сумма явных издержек, неявных издержек и номинальной прибыли. Различаются постоянные и переменные издержки в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде все издержки только переменные. Различают общие и средние (на единицу продукции) издержки. Дополнительные издержки, связанные с увеличением производства продукции на единицу, называются предельными. Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров над произведѐнными затратами. Это один из важнейших показателей деятельности предприятия. Функции прибыли: 1. Характеризует финансовые результаты деятельности. 2. Является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие, поступлений в бюджет. Выручка или доход TR (Total Revenue – общие поступления) определяется произведением цены товара на количество выпускаемых экземпляров. Прибыль равна доходам, минус валовые издержки. TR = P ・ Q; П = TR – TC. Это ―бухгалтерское‖ определение прибыли. С переходом к рынку, кроме бухгалтерской, определяют ―экономическую‖ прибыль. Доходы могут быть следующих видов: общий доход TR = Q ・ P; средний доход AR = RT / Q – определяется на одну единицу продукции; предельный доход MR = ΔTR / ΔQ. Прибыль, от которой владельцы отказываются, используя свои ресурсы у себя, но которую бы они получили, вложив ресурсы в другое дело, называется нормальной прибылью. Основной принцип деятельности фирмы – максимизация прибыли. При расширении производства выпуск каждой дополнительной единицы продукции сопровождается ростом затрат. Прибыль максимальна, если предельные издержки равны предельному доходу. Далее расширять производство не выгодно: прибыль снизится. 2. В теории рынков краткосрочным называется период, когда число фирм в отрасли и размер капитала каждой фирмы фиксированы, но фирмы могут изменить выпуск, изменяя количество переменных факторов, в частности труда. Цель фирмы — максимизация прибыли. Прибыль (П) — это разница между выручкой ( ) и совокупными затратами фирмы ( ): П = TR — ТС. Как выручка, так и затраты фирмы сеть функции выпуска ( ). Поскольку в функции выручки (TR = Р * q) рыночная цена неподконтрольна совершенно конкурентной фирме, задача последней состоит в определении выпуска, при котором ее прибыль станет максимальной. Фирма максимизирует прибыль при таком выпуске, когда ее предельный доход становится равен предельным затратам: MR = МС. Равенство MR = МС как условие максимизации прибыли можно обосновать логически. Каждая дополнительная единица выпуска приносит фирме какую-то дополнительную выручку (предельный доход), но и требует дополнительных затрат (предельные затраты). Если предельный доход превышает предельные затраты при некотором объеме выпуска, то фирма получает больше прибыли, производя еше одну единицу продукции. Напротив, если предельный доход при данном выпуске оказался ниже предельных затрат, фирма может увеличить прибыль, уменьшая выпуск на одну единицу. Если, наконец, предельный доход совпадает с предельными затратами, то никакое изменение производства не способно увеличить прибыль — достигнутый выпуск оптимален. Фирма находится в состоянии равновесия — для получения максимальной прибыли ей не надо ни увеличивать, ни сокращать свой выпуск. Поскольку предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара, вышеприведенное равенство принимает вид: Р = МС. Если функция совокупных (переменных) затрат фирмы непрерывна и дифференцируема, то для нахождения равновесного выпуска совершенно конкурентной фирмы надо сначала найти функцию предельных затрат (взяв производную функции совокупных или переменных затрат по выпуску), а затем приравнять ее к цене товара. В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного периода, все производственные ресурсы являются переменными. В результате фирма имеет большую, нежели в краткосрочном периоде, возможность изменять уровень выпуска. С другой стороны, в долгосрочном периоде может меняться и число фирм в отрасли. Оба эти фактора влияют на достижение долгосрочного равновесия на совершенно конкурентном рынке. Под отраслью в данном случае понимается множество производителей — фирм, предлагающих к продаже совершенно однородные товары. Отрасль находится в состоянии долгосрочного равновесия, когда ни одна из фирм нс стремится ни войти в отрасль, ни выйти из нее и когда ни одна из действующих в отрасли фирм нс стремится ни увеличить, ни сократить свой выпуск. Предположим, в отрасли действует очень большое количество фирм с одинаковыми функциями предельных и средних затрат. Выбирая свой уровень выпуска, отдельная конкурентная фирма ориентируется на рыночную цену (рис. 5.). Рис. 5. Долгосрочное равновесие фирмы и отрасли В краткосрочном периоде при рыночной цене выпуск ( (рис. 10.8а) фирма выбирает ), соответствующий точке пересечения линии цены и кривой краткосрочных предельных затрат (МС — рис. 10.86). При этом она получает экономическую прибыль, равную площади . В долгосрочном периоде фирма имеет возможность увеличить производство. При этом для максимизации прибыли при той же цене ( ) она выбирает выпуск ( котором цена равна долгосрочным предельным затратам ( цене ), при ). В результате при фирма увеличивает свою экономическую прибыль, которая теперь соответствует площади . Однако все остальные фирмы также увеличивают свое производство, что ведет к росту рыночного предложения (сдвигу кривой предложения вправо на рис. 10.8а) и снижению цены. С другой стороны, в отрасль вторгаются новые фирмы, привлеченные экономической прибылью, что способствует дальнейшему увеличению предложения. Такой рост предложения продолжается до тех пор, пока кривая предложения не приходит из положения падает до уровня , в положение (рис.1.). Цена при этом , т.е. до уровня минимальных долгосрочных средних затрат отдельной фирмы (рис. 1.). Ее выпуск теперь равен , долгосрочные средние затраты при таком выпуске минимальны, а экономическая прибыль, получаемая фирмой, исчезает. Новые фирмы перестают входить в отрасль, а действующие фирмы теряют стимул сокращать либо расширять производство. Долгосрочное равновесие достигнуто. На рис. 1 видно, что в условиях долгосрочного равновесия при совершенной конкуренции достигаются равенства Р = LMC = LAC. Иными словами, рыночная цена, по которой фирма продает свою продукцию, равна ее долгосрочным предельным затратам и одновременно — минимальным долгосрочным средним затратам. Подведем итоги: - в условиях совершенной конкуренции, когда фирмы могут свободно покидать отрасль и входить в нее, ни одна фирма не в состоянии в длительном периоде получать экономическую прибыль (сверхприбыль); - совершенная конкуренция ведет к эффективному использованию имеющихся ресурсов. Дело здесь в том, что экономически эффективное производство означает выпуск, при котором затраты на единицу продукции (долгосрочные средние затраты) минимальны. Именно к таким объемам выпуска и приходят, в конечном счете, все совершенно конкурентные фирмы. Рекомендуемая литература: 1, 3, 4, 5, 14, 22, 23, 27, 30, 32, 33 Тема 11. Макроэкономика. Структура экономики страны Содержание занятия: 1. Сущность макроэкономики и ее функции. 2. Система национальных счетов. 1. Макроэкономика - это отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса. Объекты исследования в макроэкономической теории: 1) макроэкономические показатели (ВВП, ВНП, НД и пр.); 2)экономическое поведение (экономический рост, цикличность экономики, темпы инфляции, уровень безработицы); 3)экономическая политика (бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, внешнеэкономическая политика государства и ее влияние на инвестиционные процессы и экономический рост); 4) экономические факторы (ставка государственного бюджета). Цели макроэкономической политики: процента, цены, доходы и расходы 1. стабильный рост национального производства — основа повышения уровня благосостояния граждан; 2. стабильный уровень цен, снижение инфляции; 3. высокая занятость; 4. создание благоприятных внешнеэкономических условий для развития национальной экономики. Научные методы, т.е. приемы и способы научных исследований, обычно подразделяют на общие, используемые многими науками, и специфические, присущие данной науке. К общенаучным методам, применяемым в макроэкономических исследованиях, можно отнести: 1) метод абстрагирования (отвлечения от несущественного) — исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании макроэкономических явлений, при помощи этого метода формируются экономические категории и выявляются закономерности; 2) гипотетико-дедуктивный метод, основанный на выдвижении и проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных экономических процессов и явлений; 3) статико-временной анализ, представляющий собой изучение совокупности массовых экономических явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде; 4) математический метод, описывающий изучаемые экономические явления при помощи математических формул. К специфическим методам макроэкономики относят: 1. метод макроэкономического моделирования — представление в обобщенном, формализованном (логически, графически или алгебраически) виде макроэкономических явлений, объектов и их взаимосвязей; 2. метод агрегирования — создание совокупных укрупненных экономических единиц, так называемых агрегатов (сектор фирм, сектор домохозяйств, государственный и частный секторы, ВВП, НД и др.) 2. В экономике и статистике широко используется рассчитываемая на основе ВВП система национальных счетов (СНС.) Показатели СНС отражают структуры рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода. Рассмотрим важнейшие показатели системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП), объединивший цены всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны (как правило, за год), всеми факторами производства, независимо то их национальной принадлежности. Валовой национальный продукт (ВНП) – это выраженный в деньгах (в рыночной стоимости) совокупный объем конечных товаров и услуг, произведенных обществом в течение года. Чистый внутренний продукт (ЧВП) - это ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С его помощью можно измерить годовой объем производства, который экономика в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов: ЧВП = ВВП - Амортизация. Национальный доход (НД). Государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя считать как поставщика экономических ресурсов. Поэтому, чтобы получить показатель национального дохода, необходимо из ЧВП вычесть косвенные налоги. С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий год. Располагаемый доход (РД) или личный располагаемый доход представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Дело в том, что часть заработанного дохода - взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий - не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществляемые государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют собой часть их дохода. Таким образом, располагаемый доход как фактически полученный, можно вычислить путем вычитания из НД: • взносов на социальное страхование; • налогов на прибыль предприятий; • нераспределенных прибылей; • индивидуальных налогов; • суммы всех трансфертов. Взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой: ВВП - Амортизация = ЧВП - Косвенные налоги = НД - Налоги на прибыль предприятий - Взносы на социальное страхование – Индивидуальные подоходные налоги - Нераспределенная прибыль корпораций + Трансфертные платежи = РД. Рекомендуемая литература: 11, 12, 24 Основная литература 1. Курс экономической теории [Текст] : учеб. для вузов по экон. специальностям и направлениям / М. Н. Чепурин [и др.] ; МГИМО(У) МИД России ; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. - Изд. 7-е изд., доп. и перераб. - Киров : АСА. - 2013. - 880 с. 2. Носова, С. С. Экономическая теория [Текст] : учеб. для вузов по экон. специальностям / С. С. Носова. - 4-е изд., стер. - М. : КноРус. - 2013. - 792 с. 3. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики [Электронный ресурс] : учебник / Р. М. Нуреев ; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - 3-е изд., испр. и доп. - Документ Bookread2. - М. : НОРМА [и др.]. - 2016. - 623 с. 4. Райзберг, Б. А. Курс экономики [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по экон. и неэкон. специальностям / Е. Б. Стародубцева ; под ред. Б. А. Райзберга. - 5-е изд., испр. Документ Bookread2. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 685 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=445980. Дополнительная литература 5. Балакина, Ю. Ю. Человек и его потребности (Сервисология) [Текст] : учеб. пособие / Ю. Ю. Балакина. - Ростов н/Д. : Феникс. - 2010. - 285 с. 6. Бартенев, С. А. История экономических учений [Текст] : учебник / С. А. Бартенев ; Всерос. акад. внешн. торговли Мин-ва экон. развития и торговли РФ. - М. : Экономистъ. 2004. - 456 с. 7. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория [Текст] : учеб. пособие : курс лекций для вузов по экон. специальностям / Е. Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт-М. 2000. - 384 с. 8. Бугаян, И. Р. Макроэкономика [Текст] : учеб. пособие для вузов по экон. специальностям / И. Р. Бугаян. - Ростов н/Д. : Феникс. - 2000. - 352 с. 9. Бурлачков, В. К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис. Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития [Текст] / В. К. Бурлачков. - М. : URSS. - 2013. - 239 с. 10. Бучинский, О. Н. История экономических учений – неотъемлемый компонент образования [Текст] / О. Н. Бучинский, Э. Р. Шлесламов // Изв. Урал. гос. экон. ун-та. 2015. - № 4. - С. 106-111. 11. Елисеев, А. С. Экономика [Электронный ресурс] : бизнес-курс МБА : [учебник] / А. С. Елисеев. - 3-е изд. - Документ Bookread2. - М. : Дашков и К. - 2012. - 497 с. : граф., табл. - Библиогр.: с. 497. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=430624. 12. Ендовицкий, Д. А. Диалектика теоретико-методологических основ экономического анализа [Электронный ресурс] / Д. А. Ендовицкий, Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева // Экон. анализ. - 2015. - № 20. С. - 2-15. - Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/44554340. 13. Ефимов, В. М. Исходный институционализм и экономическое образование [Текст] : Ч. 2 / В. М. Ефимов // Изв. Урал. гос. экон. ун-та. - 2015. - № 2. - С. 12-22. 14. Захарова, И. В. Маркетинг в вопросах и решениях [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальностям "Коммерция (торговое дело)", "Маркетинг" / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. - М. : КноРус. - 2011. - 303 с. 15. Зорина, Е. В. Философия собственности: традиции и современность [Текст] / Е. В. Зорина // Философия и культура. - 2015. - № 5. - С. 670-678. 16. История экономических учений [Текст] : учеб. для вузов по специальности экономика и упр. / В. С. Адвадзе [и др.] ; под ред. В. С. Авдадзе, А. С. Квасова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА. - 2004. - 391 с. 17. История экономических учений [Текст] : учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов / Г. А. Шмарловская [и др.] ; под общ. ред. Г. А. Шмарловской. - 2-е изд., испр. - Минск : Новое знание. - 2001. - 340 с. 18. Курс экономической теории [Текст] : учеб. для экон. специальностей вузов / М. И. Плотницкий [и др.]. - Минск : Интерпрессервис [и др.]. - 2003. - 496 с. : ил. 19. Маркетинг: теория и практика [Текст] : учеб. пособие для бакалавров по эконом. направлениям и специальностям / Е. А. Боргард [и др.] ; под общ. ред. С. В. Карповой ; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. - М. : Юрайт. - 2012. - 408 с. 20. Мельник, М. В. Эволюция экономического анализа и его роль в системе управления предприятием [Текст] / М. В. Мельник // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 1. - С. 109-117. 21. Микроэкономика. Теория и российская практика [Текст] : учеб. для экон. специальностей вузов / А. Г. Грязнова [и др.] ; Финансовая акад. при Правительстве РФ ; под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. - Изд. 6-е, испр. и доп. - М. : КноРус. - 2006. 619 с. 22. Носова, С. С. Макроэкономика. Конспект лекций [Текст] : учеб. пособие / С. С. Носова. - М. : КноРус. - 2014. - 224 с. 23. Океанова, З. К. Экономическая теория [Текст] : учеб. для вузов по экон. специальностям / З. К. Океанова. - М. : Дашков и К. - 2003. - 596 с. 24. Панкрухин, А. П. Маркетинг [Текст] : учеб. для вузов по специальности "Марктетинг" / А. П. Панкрухин. - М. : Омега-Л. - 2002. - 656 с. 25. Пушкарева, В. М. Экономика. Словарь [Текст] : учеб. пособие для подгот. бакалавров по направлению "Экономика" всех профилей / В. М. Пушкарева. - М. : Вузов. учеб. [и др.]. - 2014. - 232 с. 26. Пястолов, С. М. Экономика [Текст] : учеб. для вузов по гуманитар. и техн. направлениям (квалификация "бакалавр") / С. М. Пястолов. - М. : Академия. - 2012. - 288 с. 27. Савицкая, Г. В. Экономический анализ [Текст] : учеб. для экон. специальностей вузов / Г. В. Савицкая. - 14-e изд., перераб. и доп. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 649 с. 28. Современная экономика [Текст] : лекц. курс : многоуровневое учеб. пособие для вузов / О. А. Ищенко [и др.] ; науч. ред. О. Ю. Мамедов. - Изд. 9-е. - Ростов н/Д. : Феникс. - 2006. - 410 с. 29. Царькова, С. Б. Экономическая теория. Раздел "История экономических учений" [Текст] : учеб. пособие / С. Б. Царькова ; Тольят. гос. ин-т сервиса. - Тольятти : ТГИС. 2003. - 134 с. 30. Чугумбаев, Р. Р. Историческая роль экономического анализа в развитии бизнеса современных компаний [Электронный ресурс] / Р. Р. Чугумбаев, Н. Н. Чугумбаева // Экон. анализ. - 2015. - № 48. - С. 25-36. - Режим доступа: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/45957101. 31. Экономика в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие / В. В. Клочков [и др.] ; под ред. И. П. Николаевой. - М. : Проспект. - 2004. - 336 с. 32. Экономическая теория [Текст] : учеб. для вузов / В. Д. Камаев [и др.] ; под ред. В. Д. Камаева. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАДОС. - 2003. - 640 с. 33. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2. Мезоэкономика [Текст] : учеб. для экон. специальностей вузов / Г. П. Журавлева [и др.] ; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова ; под общ. ред. Г. П. Журавлевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Дашков и К. - 2005. - 934 с. 34. Экономическая теория. Экспресс-курс [Текст] : учеб. пособие по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалт. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / О. В. Карамова [и др.] ; Финансовый ун-т при Правительстве РФ ; под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной, А. Ю. Юданова. - 6-е изд., стер. - М. : КноРус. - 2012. - 602 с. 35. Янова, В. В. Экономика. Курс лекций [Текст] : [учеб. пособие для вузов] / В. В. Янова. - М. : Экзамен. - 2006. - 382 с. Программное обеспечение использования современных информационнокоммуникационных технологий Интернет-ресурсы: 1. BOOK. RU [Электронный ресурс] : электрон. б-ка. Режим - доступа: http://www.book.ru/. - Загл. с экрана. 2. За партой. РУ [Электронный ресурс]. - Режим [Электронный ресурс]. доступа: http://za- partoj.ru/d/econ/econ285.htm. - Загл. с экрана. 3. Издательский дом Гребенникова - Режим доступа: www.grebennikon.ru. - Загл. с экрана. 4. Электронная библиотечная система Поволжского государственного университета сервиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.tolgas.ru/. - Загл. с экрана. 5. Электронно-библиотечная система Znanium.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znanium.com/. - Загл. с экрана.
«Характерные черты экономической теории как науки» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot