Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Характеристика метода проектов; типология проектов

  • 👀 889 просмотров
  • 📌 819 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Характеристика метода проектов; типология проектов» pdf
Лекция № 3 МЕТОД ПРОЕКТОВ План 1. Характеристика метода проектов. 2. Типология проектов и их структурирование. 3. Проект в системе уроков и во внеурочной деятельности. 1. Характеристика метода проектов Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом. Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Чтобы добиться результата, нужно научить детей: • самостоятельно мыслить; • находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; • прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; • устанавливать причинно-следственные связи. Основные требования к использованию метода проектов 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; • выдвижение гипотезы их решения; • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.); • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.); • сбор, систематизация и анализ полученных данных; • подведение итогов, оформление результатов, их презентация; • выводы, выдвижение новых проблем исследования. 2. Типология проектов и их структурирование Типологический признак Типы проектов Доминирующая в проекте деятельность • исследовательские; • творческие; • ролевые, игровые; • ознакомительно-ориентировочные (информационные); • практико-ориентированные (прикладные); Предметносодержательная область • монопроекты; • межпредметные проекты Характер координации проекта • с открытой, явной координацией; • со скрытой координацией Характер контактов • внутренние, региональные; • международные Количество участников проекта • личностные; • парные; • групповые Продолжительность выполнения проекта • краткосрочные; • средней продолжительности; • долгосрочные Общие подходы к структурированию проекта 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Выбор темы проекта, его типа, количества участников. Учитель продумывает возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым задачам. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Защита проектов, оппонирование. Коллективное обсуждением, экспертиза, объявление результатов внешняя оценка, формулировка выводов. Параметры внешней оценки проекта • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; • коллективный характер принимаемых решений; • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; • доказательность принимаемых решений, умение аргументи­ровать свои заключения, выводы; • эстетика оформления результатов выполненного проекта; • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. 3. Проект в системе уроков и во внеурочной деятельности Проект «Проблемы водоснабжения г. Москва» Предмет: география. Класс: 9-й гимназии. Характер проекта: междисциплинарный. Разделы науки: картография, демография, история, экология, информатика, географический прогноз, экономическое моделирование. Тип проекта: исследовательский. Оборудование: компьютеры с широкой периферией, с выходом в Интернет; сканер для считывания графической информации; лазерный принтер; видеомагнитофон, магнитофон, диапроектор, ксерокс. Цель проекта: изучение возможности создания дополнительного резервуара воды для снабжения г. Москвы. Задачи проекта: • научиться создавать и трансформировать карты района затопления; • уметь анализировать демографическую ситуацию заданного района; • уметь проводить социологические опросы по теме проекта; • научиться определять возможные пути развития территории; • уметь проводить экономический анализ; • освоить метод географического прогнозирования. Проблема проекта: дефицит питьевой воды в столичном регионе. Путь решения: создание резервного водохранилища в верховьях Волги. Групп а Направление работы Содержание работы 1 Создание карты района затопления (развитие умений пользоваться географическими и топографическими картами с экрана дисплея, сканировать графическую информацию, рисовать на экране дисплея) Группа при создании карты использовала сканер, ла­зерный принтер, работала с базами данных сети Интернет, использовала издательскую систему «Пейдж-мейкер». 2 Анализ демографической ситуации (развитие умений производить обработку статистических материалов, делать демографический прогноз, создавать карты, диаграммы, схемы) Группа собирала и изучала сведения из словарей, энциклопедий и справочников, собирала информацию в базах данных Интернета (Статуправление Москвы, база данных по статистике водных ресурсов Канады), анализировала полученную информацию, проводила социологический опрос среди школьников и родителей 3 Определение возможных путей развития территории (выделение экологических проблем и поиск путей их решения, проблема создания рекреационной зоны, сельскохозяйственного произ­водства; для оформления и комментирования полученных результатов - создание слайдфильма) Группа также работала со справочной литературой, изучала видеоматериалы и слайды, собранные в медиатеке гимназии, работала с удаленными базами данных Интернет, осваивая фонды библиотек мира по вопросам экологии 4 Предложили изыскать внутренние резервы, предусмотрели режим экономии Группа работала с компьютерными программами математического расчета, графическими и текстовыми редак­торами, создавая диаграммы, выводя графики и обрабатывая статистические материалы, полученные в телекоммуникационных сетях Урок Содержание урока 1. • обсудить в своей группе методом «мозговой атаки» возможные способы решения поставленной задачи, выдвинуть гипотезы ее решения и определить методы исследования; • распределить роли в группе - кто, за что будет отвечать; • аргументированные решения каждой группы о программе поиска 2. •обсудить в своих группах собранный каждым материал, заготовки для общего проекта; • разработать общий план, сценарий своей части проекта; • доложить классу о принятых решениях, о дальнейших путях поиска (Класс принимает активное участие в обсуждении частей проекта каждой группы); • каждая группа должна подготовить согласованный план своей части проекта, распределить собранный материал и иметь четкое представление о том, какого материала не хватает и где их можно получить. Начинается и подготовка оформления своей части проекта. 3. • защита проектов каждой группой с демонстрацией наглядных материалов (класс принимает участие в обсуждении заданий групп с тем, чтобы общими усилиями отобрать материал для общего проекта; • создается редакционная группа для оформления результатов исследовательской работы (во внеурочное время). Этапы намечаемого исследования Цели урока Используемые методы и приемы 1. Постановка проблемы Проблемный метод - через противоречие, от ситуации 2. Определение объекта исследования Общая беседа с использованием видеофильма, рисунков, таблиц по теме 3. Выявление предмета исследования Объяснение учителя: выявление вопросов, подлежащих исследованию в группах 4. Формулировка гипотез Выявление связей между объектами и явлениями в целом: предложения детей по объяснению противоречий проблемы, систематизация их под руководством учителя 5. Определение направлений работы, непосредственных задач Дискуссия: в каких направлениях нужно искать подтверждения положений гипотез (класс делится на 4 группы; каждая группа занимается всеми четырьмя направлениями поиска аргументов) 6. Определение способов поиска источников информации по направлениям Предложения учителя по работе с литературой, другими источниками информации Результаты урока (что «на выходе»?) Состав групп учащихся, освещающих разрабатываемые проблемы Состав групп Роли в группе Группа 1. 1. Сизов Илья Сценарист Докладчик 2. Демченко Кирилл Содокладчик Демонстратор Материалы, подготовленные для защиты Видеофильм, схемы, рисунки 3. Емельянов Алексей Оформитель 4. Жаравин Дима Техник Демонстратор 5. Пономарев Иван Ассистент 6. Филиппов Ярослав Техник Эксперт Группа 2. 1. Кузьмин Юрий Сценарист Оформитель …. Географическая карта, схемы, диаграммы, натуральные объекты Демографический проект Выявление и формулировка общей проблемы Получить ответы на следующие вопросы: 1. Как демографическая ситуация влияет на качество жизни: а) как быстрый рост населения (т.е. превышение рождаемости над смертностью, миграции над эмиграцией или их равенство) влияет на социальные службы (здравоохранение, жилищное строительство, образование, питание и загрязнение окружающей среды, природные источники, занятость населения); б) как состав населения влияет на социально-экономическое развитие общества; в) как миграция (например, быстрая урбанизация) влияет на уровень жизни населения? 2. Как исследования, касающиеся демографических проблем, полового воспитания молодежи, улучшают качество/уровень жизни человека ? 3. Как программы планирования семьи влияют на качество/уровень жизни? 4. Каким образом демографические программы (демографическое образование, планирование семьи, половое воспитание) улучшают качество жизни семьи, общества, нации ? Формулировка общей проблемы: Как проблема демографического состояния населения влияет на развитие социальных сфер общества? Выявление частной проблемы для определенной исследовательской задачи с учетом возрастных особенностей и развития детей: Как программы планирования семьи влияют на качество/уровень жизни человека? Цели. Учащиеся должны: • понимать различные мотивы для рождения детей; • осознать, что мотивы, которые стимулируют рождение детей, могут быть разные; • осмыслить различия между маленькой и большой семьей; • узнать, как на размер семьи влияют религия, национальные и местные традиции, культура, местная и государственная политика; • разобраться, как состав может влиять на качество/уровень жизни семьи, на здоровье ее членов (детей и родителей). Презентации ситуаций для выявления проблемы 1. Ситуация с молодоженами. 2. Ситуация многодетной филиппинской семьи. 3. Ситуация малодетной европейской/американской семьи. Предлагается заготовить зарисовки или изложит ситуацию устно, но красочно. Три различные ситуации, обусловленные разными религиозными и национальными традициями. Разный состав семьи. Что влияет на ее формирование? И как состав семьи отражается н уровне жизни и здоровье ее членов? Формулировка проблемы Учитель после презентации всех ситуаций просит детей самостоятельно сформулировать проблему. Вопросы (в случае затруднения): • Как вы думаете, что влияет на состав семьи: традиции (на­циональные, религиозные); желания родителей; политика государства? • Как вы думаете, первой семье легко будет жить, уровень ее жизни повысится, понизится, останется прежним? • Легко ли живется многодетным семьям в любой стране, если это не элитные семьи? • Уровень жизни в малодетных семьях выше, ниже или такой же, как и в многодетных семьях? Проблема: Как программы планирования семьи влияют на качество/уровень жизни семьи? Формулировка гипотезы 1. Качество жизни выше в малодетных семьях. Поэтому планирование семьи желательно. Важно знать, что влияет на размер семьи: а) желание родителей; б) религия, национальные и местные традиции, культура; в) государственная политика. 2. Здоровье членов малодетных семей лучше, чем в многодетных. Методы сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез • разделить класс на группы по 3-4 человека; • группы обсуждают возможные способы получения информации; • все группы собирают информацию по всем гипотезам, чтобы в дальнейшем ее интегрировать собрать наиболее убедительные доказательства или каждая группа ищет доказательства в подтверждение только одной гипотезы. • каждая группа после обсуждения гипотезы в узком кругу выносит свое мнение на суд всего класса. Учитель участвует а дискуссии, направляет мысль учащихся, фиксирует, в какой помощи нуждается группа. Сбор данных (на примере первой гипотезы): • собрать информацию обо всех факторах, составляющих гипотезу (желании родителей, влиянии религии, традиций, культуры, государственной политики на размеры семьи); • выявить источники информации (опрос родителей многодетных семей, обращение в храмы к священнослужителям, электронную конференцию, литература и т.д.); • определить способы обработки получаемых данных (статистические, с помощью электронных таблиц, нахождение зависимостей, построение диаграмм, составление вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.); • договориться о способах оформления результатов (статья в школьную, электронную международную газету, электронную конференцию; видеофильм; доклад с иллюстрациями; драматизация, ролевая игра и т.д.). Обсуждение полученных данных: класс обсуждает и анализирует информацию (определяется валидность и надежность, доказательность информации, задавая докладчику соответствующие вопросы). Проверка гипотез: проблема и гипотезы записываются на лоске, зачитываются вслух. Те гипотезы, которые имеют достаточно доказательные данные в ее подтверждение, подчеркиваются; те же из них, которые не имеют достаточно доказательности – вычеркиваются. Формулировка понятий, обобщений, выводов: из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они фиксируются. Применение заключений, выводов: учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, поселка, страны, человечества и приходят к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего). Спасибо за внимание!
«Характеристика метода проектов; типология проектов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot