Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ
Характеристика детского фитнеса и его специфические особенности
Направление детского фитнеса появилось сравнительно недавно, но его популярность стремительно растёт как за рубежом, так и у нас в стране и представляет интерес для специалистов по физической культуре, несмотря на то, что пока ещё он не имеет достаточно строгого научного обоснования.
Анализ данных научно-методической литературы определил, что занятия детским фитнесом призваны удовлетворить потребность детей в физической активности и способствовать их оздоровлению, повышению интереса к ним, приобщению к здоровому образу жизни. Это достигается робот за счёт использования разнообразных фитнес-технологий, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения и др., а также возможностей выбора тех или иных видов занятий.
Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным и существенным аргументом в пользу выбора детьми занятий им. Их интерес также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны.
Доступность занятий детским фитнесом определяется, прежде всего, тем, что их содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и, в большинстве случаев, не требуется специального дорогостоящего оборудования (исключение составляют упражнения на тренажерах, степах, фитболах).
Эффективность занятий заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма млекопитающих ребенка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний.
Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой, танцевальной и игровой направленностью детского фитнеса, но и стремлением согласовывать свои движения с движениями партнеров в группе, возможностью демонстрировать хорошо отработанные движения, получением удовлетворённости от занятий, что также эмоционально вдохновляет занимающихся и повышает интерес к ним.
Интерес к фитнесу и разновидностям его направлений не случаен. Занимающимся предоставляются большие возможности заниматься в соответствии с их потребностями и интересами, проявлять свою индивидуальность, самобытность. Это обуславливается также свободой выбора направлений фитнеса и добровольностью участия, доступностью для самого широкого круга занимающихся (независимо от пола, возраста, состояния здоровья) и современным взглядом на занятия физической культурой.
Таким образом, детский фитнес можно рассматривать как систему общедоступных, высокоэффективных, эмоциональных, целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся, с целью достижения оптимального физического состояния, повышения физических кондиций, профилактики заболеваний, укрепления состояния здоровья и приобщения к здоровому образу жизни детей и подростков.
Детский фитнес включает большое разнообразие прибаутки,оздоровительных комплексных программ. Приоритет оздоровительно-профилактической направленности программ детского фитнеса определяются обилием проблем с состоянием здоровья у детей и подростков. Их основу составляет использование физических нагрузок с целью оздоровления, физического развития, повышения физической подготовленности и раскрытия внутреннего потенциала ребёнка как личности, как сторонника здорового образа жизни. Демонстрация развития двигательных умений и навыков занимающихся реализуется через показательные выступления, конкурсы, фестивали и шоу.
Основными задачами на занятиях детским фитнесом являются:
• Обеспечить гармоничное физическое и психическое развитие детей и подростков, содействовать улучшению и укреплению состояния их здоровья, повышению сопротивляемости организма, его функциональных возможностей, укреплению опорно-двигательного аппарата.
• Содействовать самопознанию, самоидентификации, самоактуализации и самореализации личности через занятия детским фитнесом.
• Способствовать развитию коммуникативных умений занимающихся (толерантности, терпимости, доброжелательности, контактности и др.).
• Обеспечить детям и подросткам свободу и адекватность выбора занятий любого из предлагаемых направлений детского фитнеса в соответствии с их интересами, возможностями и способностями.
• Формировать жизненно-необходимые двигательные умения, пение и навыки, способствовать развитию двигательных способностей и физической подготовленности ребёнка, формировать «школу движений» средствами фитнеса.
• Приобщать к систематическим занятиям физическими упражнениями на основе добровольности участия, положительного эмоционального фона, получения удовольствия от них, способствуя повышению интереса.
• Формировать знания о здоровом образе жизни и потребность следовать ему.
• Развивать креативность, воображение, творческие и музыкально-ритмические способности занимающихся.
Программы по детскому фитнесу и его технологии в последние годы применяются в учреждениях общего (дошкольного и школьного), дополнительного образования, фитнес-центрах и в специальных коррекционных учреждениях. Фитнес-технологии можно включать в школе как во внеклассную работу (кружки, секции, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня, в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях), так и в основную форму учебно- воспитательной работы – урок.
Проведённый ретроспективный анализ возникновения направлений детского фитнеса свидетельствует о том, что основой для их развития явились различные виды растений, оздоровительной гимнастики. Согласно данным исследований различных авторов, определено более 30 видов оздоровительной гимнастики, исторически уже признанных традиционными, многие из которых в последнее время получили распространение и в детских фитнес-программах. Прежде всего, к ним относится ритмическая гимнастика.
Основателями современной ритмической гимнастики для детей и ее популяризации среди населения можно назвать Т.С. Лисицкую (г. Москва) и Ж.Е. Фирилёву (г. Санкт-Петербург). По разработанным ими научно- методическим рекомендациям с начала 1980-х годов работают многие специалисты по физической культуре разных городов России.
Материалы по ритмической гимнастике для занятий с детьми дошкольного и школьного возраста широко представлены в трудах Т.Т. Ротерс, Ж.Е. Фирилёвой, Т.С. Лисицкой, В.В. Матова, М.А. Матовой, И.Н. Шаробаровой.
В 1990-х годах появляется большое количество инновационных направлений физкультурно-оздоровительной деятельности для детей. Самыми популярными являются: ритмопластика, кошки, танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе», детская аэробика, игровой стретчинг, лечебно-профилактический танец, фитбол-гимнастика и др., что и составляет в настоящее время основу фитнес-программ для детей.
Научно-методическое обоснование программ по детской аэробике представлено в работах Т.С. Лисицкой, Л.В. Сидневой, С.В. Колесниковой др.; двигательного игротренинга – у А.А. Потапчук, Т.С. Овчинниковой; фитбол-аэробики – у Е.Г. Сайкиной, С.В. Кузьминой; лечебно-профилактического танца «Фитнес-Данс» – у Ж.Е. Фирилёвой, Е.Г. Сайкиной.
Определение эффективности занятий ритмической гимнастикой и детской аэробикой и их влияние на физическое развитие, двигательную подготовленность детей разного возраста обосновано в диссертационных исследованиях С.Б. Шармановой (1995), Е.Г. Кирилловой (1997), Е.Г. Сайкиной (1997, 2009), Е.В. Чернобыльской (1999), М.В. Мельничук (2001), М.В. Кузьменко (2002), Е.Ю. Скачковой (2002) и многих других.
С 1985 года комплексы упражнений ритмической гимнастики, а в дальнейшем и различные виды аэробики находят своё место и в школьных программах по физической культуре. В Москве подготовлена учебная программа для детей 5-7 классов по фитнес-аэробике (автор – Л.В. Сиднева, 2004, 2005). В Санкт-Петербурге разработана программа по адаптивной физической культуре для детей начальной школы, (автор-составитель О.Э. Аксёнова, 2003), в которую входит раздел фитнеса, включающий такие виды как базовая аэробика, фитбол-аэробика и степ-аэробика. М.В. Мельничук (2001) разработала и обосновала технологию построения индивидуальных программ для учащихся образовательных школ (на примере фитнес-программ). Следует отметить, что большое количество программ на основе различных фитнес-технологий разработано для третьего урока в школе.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что детский фитнес в России активно развивается и имеет свои специфические особенности, делающие его особенно привлекательным и популярным среди детей и подростков. К ним относятся:
1. Большое разнообразие упражнений (с предметами, без них, на снарядах, тренажерах, с утяжелителями и амортизаторами и др.), их своеобразие, различная направленность и модернизация за счет введения ассиметричных и гротесковых движений, что способствует появлению новых фитнес-программ;
2. Тесная связь направлений детского фитнеса с музыкой, современными ритмами и направлениями танцев;
3. Включение разнообразных форм (сюжет, образ и т.д.) и методов (игровой, соревновательный и т.д.) проведения занятий, инновационных оздоровительных и образовательных технологий, обеспечивающих расширение двигательных возможностей занимающихся, повышение культуры движений, уровня физической подготовленности, физического развития, здоровья, профилактику различных заболеваний;
4. Высокий эмоциональный подъем за счет презентабельности и экспрессии выполнения движений специалистом по фитнесу на занятиях;
5. Большая вариативность проведения занятий (в том числе – без специального оборудования), возможность использования различных направлений и технологий детского фитнеса, а также высокая адаптивность и мобильность подбора его средств в зависимости от контингента занимающихся;
6. Обеспечение возможности эмоционального, творческого самовыражения, нервно-психической разрядки, получения детьми и подростками удовольствия от занятий и удовлетворения от выполнения различных двигательных действий;
7. Включение в занятия специальных знаний по здоровому образу жизни, методике проведения занятий фитнесом и контролю занимающихся за своим самочувствием, физическим развитием и физической подготовленностью.
Занятия фитнесом для детей разного возраста могут эффективно способствовать их оздоровлению, привлечению к занятиям физической культурой, повышению к ним интереса. Они содействуют формированию двигательной культуры: культуры тела, культуры движений, культуры телесного здоровья, разумной организации досуга, развлечения, цветов, коммуникативной компетентности в рамках неформального общения, самосовершенствования, ведения здорового образа жизни.
Социокультурные предпосылки возникновения
детского фитнеса в России
Возникновение всякого нового явления и в частности фитнеса в культурной жизни общества предопределяется рядом причинно-следственных факторов. Анализ современной социокультурной ситуации, позволил определить, что появление детского фитнеса и внедрение его в физическую культуру и в частности физкультурное образование является не только следствием развития его теории, методики и практики, но и имеет свои забавы социокультурные предпосылки.
Во-первых, это изменение политической идеологии. Произошедшая в России смена политических ориентиров предопределила отказ от тоталитаризма, жёсткой регламентации всех сфер жизни людей советской эпохи, в том числе и системы образования. В последние годы появляется большое количество учебных заведений, реализующих, помимо базовых, разнообразные вариативные программы. Это даёт возможность свободы выбора родителям и детям как самого образовательного учреждения, так и дополнительных услуг. В настоящее время общество ориентирует систему образования на воспитание личности нового поколения (здравомыслящих, свободных, успешных, гармонично развитых людей), которой были бы присущи критичность восприятия, чувство самоуважения и уважения к другим людям, большая, по сравнению с их сверстниками прошлых лет, свобода, информированность. Все это способствует развитию детского фитнеса и внедрению его технологий в образовательный процесс, ведь в самой идеологии фитнеса заложены приоритеты здоровья, свободы выбора занимающимися занятий в соответствии со своими вкусами, потребностями и возможностями.
Во-вторых, смена образовательных парадигм. Как отмечает В.П. Полянский (2003), приоритет целевых подходов применительно к процессу создания и внедрения социальных физкультурно-спортивных, образовательно-воспитательных и здоровьесберегающих программ и технологий в России, их выбор во многом детерминируется современными социально-политическими и экономическими условиями, диктуется потребностью и необходимостью. Приоритеты современных реалий значительно изменились. На данном этапе развития российского общества в отечественной физической культуре, как и в системе образования в целом, возобладали тенденции обще-гуманного, гуманитарного, оздоровительного характера, культурно-образовательные, направленные на воспитание гармонично развитой личности, которые присущи и детскому фитнесу.
В-третьих, изменение культурных ценностных ориентиров общества. Детство является как биологической, так и культурной фазой развития индивида. Основная цель педагогического воздействия может быть определена как приобщение ребёнка к системе общечеловеческих ценностей, содействие становления его как личности. На современном этапе российское общество всё больше осознаёт космос,ценность здорового стиля жизни. Особо следует подчеркнуть, что сегодня в нашей стране предоставляется большая свобода выбора во всём, что касается потребностей человека, в том числе и в плане здоровья. Однако, как известно, это подразумевает ответственность и осознанность своего выбора индивидуумом, что невозможно без соответствующей грамотности. Специальные учебные предметы (валеология, основы безопасности жизнедеятельности и т.д.), входящие в образовательные программы обучения и воспитания в детских садах и школах служат своей главной цели – научить ребёнка с малых лет осознавать ценность своего здоровья, жизни, своей личности, воспитывают умение их беречь. Занятия фитнесом реализуют на практике эти идеи, и в полной мере способствует решению поставленных задач. Современный социум требует от своих представителей смелости, неординарности решений, яркости, способности открыто самовыражаться. Практически неограниченные перспективы творчества, самоактуализации личности, широкие оздоровительные возможности в сочетании с большим разнообразием форм и средств занятий фитнесом делают его привлекательным для людей самого разного общественного статуса и возраста, в том числе и для детей.
В-четвёртых, предоставление широких возможностей для социализации ребёнка. Для детей огромное значение имеет установление адекватного, доброжелательно контакта как со сверстниками, так и взрослыми членами общества. Занятия по фитнесу в полном объёме проводятся в основном в системе дополнительного образования, в фитнес-клубах. Их посещение предполагает добровольность участия и формирование групп детей, объединённых общими интересами. Соответственно, это создаёт больше возможностей для общения ребёнка как со сверстниками, так и с инструктором, которого также можно выбрать, в отличие от учителя в школе.
В настоящее время разрабатываются программы по детскому фитнесу для совместных занятий детей и родителей: «Детки + предки», «Мама-дэнс», «Бабушки и внуки» и др. Эти программы пользуются заслуженной популярностью, так как высокий ритм жизни, многие проблемы жизни россиян отнимают значительное время и силы от общения с собственными детьми. Поэтому многие фитнес-клубы предлагают специальные программы для семейного посещения, клумбы,где взрослые и дети в процессе интересной и увлекательной совместной деятельности могли бы получить не только оздоровительный эффект от занятий, но и радость от общения друг с другом.
Для детей, которые в силу тех или иных причин имеют проблемы в общении с посторонними взрослыми людьми, разрабатываются программы занятий с персональным тренером. Индивидуальные занятия с грамотным педагогом дадут ребёнку не только возможность заниматься по программе, составленной в соответствии с его индивидуальностью, но и ценный коммуникативный опыт взаимодействия со взрослыми. Для тех, у кого не совсем удачно складываются отношения со сверстниками, положительный эффект может оказать посещение групповых фитнес-занятий, на которых никто не будет заставлять ребёнка выполнять различные нормативы против его воли и желания, сравнивать его результаты с другими занимающимися, и, соответственно, создавать прецедент для насмешек над слабым или неловким. Также, как и всякая групповая деятельность, занятия фитнесом могут способствовать возникновению дружеских отношений между детьми в группе. Провозглашая идеи единения человека со всем миром, толерантности, они могут оказывать ненавязчивое, но очень важное влияние на воспитание у занимающихся терпимости друг к другу, чувства взаимного уважения, доброжелательности.
В-пятых, популярность детского фитнеса, его внешняя привлекательность, даёт возможность удовлетворения различных потребностей в занятиях детей и подростков на фоне неудовлетворённости от учебных занятий физической культурой и устойчивым, пролонгируемым (в течение многих лет) падением интереса к ним, особенно у старшеклассников.
Существенный вклад в привлекательность занятий вносит фитнес-индустрия, где специалистами прилагаются значительные усилия для привлечения возможно большего числа занимающихся за счёт разнообразия занятий, современных методов и форм их проведения, в том числе и с помощью внешних атрибутов – модной спортивной одежды, аксессуаров, нового, красивого, современного оборудования, так разительно отличающегося от школьного инвентаря. Атмосфера доброжелательности, повышенного внимания и уважения к каждому занимающемуся, независимо от его возраста, всего того, что детям иногда не хватает не только в школе, но и дома, также оказывает позитивное психологическое воздействие и побуждает приходить их в фитнес-клубы и учреждения дополнительного образования.
Также весьма важным является то, что, на фоне устаревшей материально-технической базы большинства дошкольных и школьных учреждений, шаблонного проведения учебных занятий по физической культуре с приоритетной ориентацией занимающихся на сдачу учебных нормативов с применением системы оценок, и, соответственно – негативными последствиями для тех, кто не сможет их выполнить, существуют новые популярные виды физкультурных занятий, сочетающие в себе новизну, престижность, музыкальность, социоляризация, эмоциональность, экспрессию и современность, которые проводятся в хорошо оборудованных фитнес-центрах, что вызывает естественный интерес к ним как детей, так и взрослых.
. Развитие детского фитнеса и классификация
его направлений
Рассматривая динамику развития детского фитнеса в России, был проведён анализ международных и региональных фитнес-конвенций, проходивших в Москве и Санкт-Петербурге с 1998 года. Впервые в фитнес-индустрии официально детский фитнес был представлен в виде лекции на фитнес-конвенции в Москве в 2000 году. В последующие годы специалисты презентовали детские фитнес-программы в виде мастер-классов, количество которых увеличивалось, менялись также и их целевые установки. Главной целью становится не только демонстрация занятий, но и их организация и методика обучения.
В 2003 году по направлению детского фитнеса проводится первый семинар для учителей физической культуры «Фитнес в школе». Его популярность и интерес к нему возрастает, так как с каждым годом в нём участвует всё большее количество учителей физической культуры, а количество мастер-классов для детей увеличивается. Для популяризации детского фитнеса в России с 2004 года на фитнес-конвенциях начинает проводиться фитнес-марафон, где принимают участие до 5000 школьников.
В последующие годы на фитнес-конвенциях проводятся уже отдельные Pre-конвенции, которые целиком посвящены детскому фитнесу. Так, в Санкт-Петербурге, например, в 2005 году такая Pre-конвенция включала лекции и 16 мастер-классов по различным направлениям детского фитнеса .
На графике (рис.2) можно увидеть динамику развития детского фитнеса на примере проведения международных конвенций одной из компаний – лидеров фитнес-индустрии – World Class. В настоящее время детский фитнес занимает свое полноправное место в фитнес-индустрии и имеет большое количество различных направлений, охватывая все возрастные категории детей и подростков.
Рис. 2. Проведение лекций, семинаров, мастер-классов по детскому фитнесу (на примере международных конвенций World Class)
Из всего многообразия направлений и появляющихся программ детского фитнеса можно выделить наиболее известные, в основном авторские виды занятий, перечисленные ниже в порядке их популярности. К ним относятся:
• Игровые занятия. («Time to Play» – развивающие игры; «Play Station» – игры по станциям; «Весёлый зоопарк» – сюжетные занятия; «Aero Kidz» – аэробно-игровая программа; «Са-Фи-Дансе» – танцевально-игровая гимнастика, «Игровой стретчинг» – сюжетные занятия с элементами стретчинга, звероаэробика, двигательный игротренинг и многие др.).
• Танцевальные занятия. ( «Ритмопластика»;«Disco Time» – уроки танца; «Baby-Dance»-танец тела; «Танцевальный тренинг»; «Аэроденс» – аэробный танец; «Класс» – занятия с элементами хореографии, «Танцы на мячах» и др.).
• Коррекционные занятия. («Топ-топ», «Baby Top» – занятия для профилактики плоскостопия; «Correction training» – коррекционные занятия; «Лого-аэробика»; «Фитнес-Данс» – лечебно-профилактический танец; «Музыкально-танцевальная терапия»- танцы для здоровья и др.).
• Занятия с предметами и на специальном оборудовании. («Город мячей», «Ловцы снитча»– занятия с разными мячами; «Фитбол-шоу», фитбол-гимнастика, фитбол-аэробика – занятия на фитболах; «Roll”n Ball» – занятия с набивными мячами; «Aero-коктейль», «Step by step» – степ-аэробика; «Baby Gymnast» – занятия с элементами художественной гимнастики, терра-аэробика и др.)
• Занятия с направленным развитием двигательных способностей: («Чудеса на виражах» – занятия на велотренажерах; «Веселая биодинамика» – занятия направлены на развитие силовых способностей; «Power Gir» – занятия направлены на коррекцию фигуры; круговая аэробика и др.).
• Занятия для детей от 1 года до 4 лет с родителями («Детки + Предки»; «Mama Dans»; «Gymnastic-Fam» – cемейная гимнастика и др.).
• Программы с элементами восточных оздоровительных гимнастик и боевых искусств («Фитнес-ассорти» – занятия с элементами боевых искусств; детская йога; «Kids box» – детский бокс и др.).
Проведённый анализ популярности фитнес-программ и тенденций развития детского фитнеса позволил определить его разнообразие ,бенифис, и несомненный рост новых направлений программ. Все это вызывает необходимость их классификации.
Научно-практическое значение любой классификации физических упражнений несомненно. В данном случае оно помогает специалисту ориентироваться в многообразии средств, рационально использовать для достижения определенных целей и задач, подбирать их согласно возрастным особенностям и интересам занимающихся.
В основу классификации детских программ положены те же признаки, что и программ для взрослых. Их можно классифицировать: по цели проведения занятий; по возрасту (для детей от 1 года до 3 лет и вместе с родителями; для детей дошкольного возраста (младший, средний, старший, подготовительный); для детей школьного возраста (младший, средний, старший); по использованию предметов и оборудования (фитнес-программы: без предметов; с предметами (cкакалка, мяч, гантели, эспандеры, нудлы и др.); на специальных снарядах (cтепы, фитболы и др.); на специальных тренажерах); по функциональному воздействию (на развитие силы, гибкости, выносливости, координации движений и др.); по организации занятий (групповые, индивидуальные и др.); по месту проведения (бассейн, тренажерный зал, игровой зал и др.) и по направленности используемых средств (гимнастическо-атлетические, игровые программы, профилактико-коррекционные, танцевальные, с элементами восточно- оздоровительных систем и боевых искусств и циклические).
К гимнастическо-атлетическому направлению отнесены программы: ритмической гимнастики; аэробики и их направлений (с предметами и без, на специальном оборудовании и др.); ритмопластика; степ-аэробика; аэрофитнес; силовые направления аэробики (с гантелями, эспандерами и др. утяжелителями); стретчинг; семейная гимнастика; фитбол-гимнастика; круговая аэробика, кросс-фит, программы с элементами шейпинга, калланетики; художественной гимнастики; пилатеса, креативной гимнастики и многие др.
Игровое направление включает: программы, основанные на подвижных, музыкальных, развивающих играх, эстафетах и элементах спортивных игр и игровом методе проведения. К ним относятся: танцевально- игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе»; двигательный игротренинг; игровой стретчинг; игры по станциям и др.
Коррекционное, лечебно-профилактическое направление включает программы, направленные на формирование и коррекцию осанки, профилактику плоскостопия, близорукости и других заболеваний, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, укрепление мышц мелкой моторики и др. К ним относятся программы: лечебно-профилактический танец «Фитнес-Данс», танцевальная терапия, релаксационная гимнастика, «Лого-аэробика», а также различные программы на фиболах, на специальном оборудовании и в воде.
К танцевальному направлению отнесены все направления танцевальной аэробики: аэроданс; хип-хоп, фанк, джаз, латина, афро, фолк и др., а также различные танцевальные программы с элементами хореографии и современного танца, стретчинга.
К направлению с элементами восточно-оздоровительных систем и боевых искусств отнесены: йога-аэробика, ушу, тай-бо, ки-бо, каратэробика и др.
К циклическому направлению отнесены: программы на специальных тренажёрах, имитирующие ходьбу, бег, езду на велосипеде, лазание и др. циклические виды, включая классическую аэробику.
Представленные классификации условны, так как, в зависимости от тенденций развития и появления новых направлений и детских фитнес-программ, возможны их изменения и модификации
Задание \-СЮРПРИЗ! -НАШЛИ слова? если нашли, то МОЛОДЦЫ!!!!!! Пересылайте мне на почту . НЕ забудьте написать фамилию Имя Группу количество слов и их перечисление.
ПОЧТА: [email protected]