Характеристик упражнения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Упражнение как элементарная
единица обучения ИЯ
Горобинская Надежда Владимировна, кандидат педагогических
наук, доцент кафедры методики преподавания ИЯ
Упражнение – это
«многократное выполнение определённых действий или видов деятельности,
имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание или
сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой» (Л.Б.
Ительсон).
«специально организованное в учебных условиях одно или многоразовое
выполнение отдельной операции, ряда операций либо действий речевого (или
языкового) характера» (С.Ф.Шатилов).
«материализованный процесс решения задачи, в ходе которого осуществляется
взаимодействия учителя и ученика, опосредуемое учебным материалом» (И.Л.
Бим).
Задание в упражнении
Компоненты упражнения
Задание – компонент упражнения, который отражает задачу, нацеливающую
на создание определённого речевого продукта. Оно может включать в себя
описание речевой ситуации, содержать пример или образец выполнения
задания.
Корпус – совокупность языкового, речевого материала разного уровня его
организации (буква – слово – предложение – текст) и / или невербальных опор
(рисунки, схемы, фотографии и т.п.).
Упражнение характеризуется
следующими параметрами:
Целью (целевой установкой), речевой задачью.
Речевыми действиями обучаемого.
Учётом условий.
Языковой формой и содержанием.
Определённым местом в ряду связанных с ним упражнений.
Определённым временем, отведённым на выполнение упражнения или «спонтанным выполнением» (Е.И.
Пассов).
Продуктом – результатом выполнения упражнения.
Материалом, на основе которого или с опорой на который выполняется упражнение.
Способом выполнения (письменно или устно).
Организационными формами выполнения (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная).
Контролем и самоконтролем, т.е. сличением выполняемого учебного действия с образцов, эталоном, а также
внесение коррекции, поправок.
Три характеристики, которые определяют адекватность
использования того или иного упражнения:
Конкретная цель, которую нужно достичь посредством упражнения.
Качественные параметры упражнения, создающие его потенциал.
Конкретные условия использования упражнения.
Внешние и внутренние условия:
Внешние условия определяются фактором организации упражнения:
– установка перед упражнением, её характер;
– вербальное подкрепление в разных видах;
– схематическое подкрепление;
– иллюстративное подкрепление в разных видах;
– раздаточный материал;
– время на подготовку;
– использование ТСО;
– объем упражнения;
– содержательность упражнения.
Внешними условиями можно считать:
– способности ученика;
– уровень его умений и навыков;
– жизненный опыт;
– интересы ученика;
– отношение ученика к иностранному языку;
– речевой статус личности в классе.
Классификация упражнений:
И.В. Рахманов (а) языковые и речевые упражнения; б) упражнения,
связанные и не связанные с текстом; в) переводные и беспереводные
упражнения)
Б.А. Лапидус (а) чисто тренировочные упражнения; б) элементарные
комбинированные упражнения; в) комбинированные упражнения)
Е.И. Пассов (а) упражнения для формирования навыков (условноречевые упражнения); б) упражнения для развития умений (речевые
упражнения).
Классификация упражнения С.Ф.
Шатилова:
Некоммуникативные (языковые) упражнения;
Условно (учебно)-коммуникативные упражнения;
Подлинно (естественно)-коммуникативные упражнения.
Некоммуникативные (языковые)
упражнения
Грамматические: «Поставьте глаголы в соответствующем лице»,
«Вставьте необходимые окончания прилагательных / существительных»,
«Раскройте скобки и поставьте глагол / сказуемое в нужную временную
форму» и др.
Лексические: «Замените выделенные слова синонимами», «Вставьте
подходящие по смыслу слова», «Сгруппируйте слова по темам» и др.
Фонетические: «Сгруппируйте слова по способу произношения»,
«Прочтите следующий ряд слов» и др.
Задание с коммуникативной направленностью:
«Вы собираетесь в магазин. Перечислите то, что вы хотели бы купить».
«Представьте себе, что ты хочешь рассказать по-английски своему другу о
школе. Подбери слова, которые тебе для этого понадобятся».
«Подумай и перечисли те действия, которые ты совершил вчера в
классе или намерен совершить завтра в парке».
«Скажи, какими качествами могут обладать перечисленные ниже
предметы и явления (существительные)».
В.Г. Костомаров:
«В своей массе учащиеся не лингвисты от
природы и не могут наслаждаться изучением
парадигм, любоваться вариантами
окончаний, читать словарь вместо
приключенческого романа».
Условно-речевые упражнения:
пересказ
описание
выражение отношения и оценки
«Я буду говорить о том, что я обычно делаю, а вы поинтересуйтесь,
делал ли я это раньше» (вместо «Поставьте в прошедшее время»).
Подлинно(естественно)коммуникативные упражнения
Е.И. Пассов выделяет 4 наиболее важных типологических признака подлинно
коммуникативных упражнений:
Они всегда обеспечивают наличие стратегии и тактики говорящего
(пишущего, читающего, слушающего), например: «Я знаю, что ты много
путешествуешь. Какое из интересных мест в мире ты посоветуешь мне
посетить и почему?».
Подлинно коммуникативные упражнения всегда актуализируют
взаимоотношения участников общения, например: «Если бы к тебе в
гости приехал друг из Англии, какие достопримечательности ты бы показал
ему в своем городе?».
Подлинно(естественно)коммуникативные упражнения
Е.И. Пассов выделяет 4 наиболее важных типологических признака подлинно
коммуникативных упражнений:
Подлинно коммуникативные упражнения всегда базируются на
определенной ситуации, благодаря чему обеспечивается
продуктивность речевого произведения, например: «Представьте, что
Ваш французский друг приехал в Москву на парад в честь празднования
Великой Победы над фашистами. Расскажите ему о подвигах народов
России в Великой отечественной войне».
Данный тип упражнений развивает речевую активность и
самостоятельность.
Е.И. Пассов выделяет пять обобщенных
типов речевых задач:
Сообщение – уведомить, доложить, информировать.
Например, «расскажи о …», «Опиши, как …» и т.д.
Объяснение – охарактеризовать, показать, конкретизировать, уточнить,
заострить внимание.
Например, «дайте характеристику тому, как …», «покажи на примере, как …»,
«уточни, как …» и т.п.
Одобрение – рекомендовать, посоветовать, подтвердить, поддержать,
оправдать, похвалить, поздравить, поблагодарить.
Например, «поблагодарить за …», «посоветуй, куда / как …» и т.п.
Е.И. Пассов выделяет пять обобщенных
типов речевых задач:
Осуждение – покритиковать, опровергнуть, возразить, отрицать,
пристыдить, обвинить, оспорить.
Например, «опровергни тезис о том, что …», «вырази свое несогласие с …» и
т.п.
Убеждение – доказать, обосновать, уверить, побудить, внушить,
уговорить, воодушевить, настоять.
Например, «докажи, что …», «уговори пойти / поехать / сделать /
поговорить», «выскажи свои аргументы в пользу …» и т.п.
Виды
упражнение в
обучении ИЯ
Классификация упражнений:
По форме: устные и письменные
По аспектам языка: лексические, фонетические и грамматические
По характеру опоры: с опорой на ситуацию, с опорой на контекст, с
опорой на наглядность, с опорой на текст, с опорой на тему
Система упражнений
«совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений,
выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые
учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных
видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают
максимально высокий уровень овладения иностранным языковом в заданных
условиях» (С.Ф. Шатилов).
Система упраж нений обеспечивает : 1) подбор необходимых
упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка, умения; 2)
определение необходимой последовательности упражнений; 3) правильное
расположение материала и его соотношение; 4) систематичность
(регулярность) определенного материала и определенных упражнений; 5)
правильную взаимосвязь (соотношение и взаимодействие) разных видов
речевой деятельности между собой и внутри себя.
Принципы разработки системы
упражнений:
Учет целей и задач обучения иностранному языку.
Адекватность основных типов и видов упражнений психолингвистическим
особенностям и методически характеристикам каждого формируемого умения.
Учёт положительного влияния (взаимодействия) различных видов речевой
деятельности друг на друга в учебном процессе.
Учет этапности в овладении каждым видом речевой деятельности (для овладения
основами конкретного вида речевой деятельности; для совершенствования
конкретного умения).
Принцип учёта особенностей речевых навыков в каждом виде речевой деятельности.
Учёт основных качеств речевых навыков, умений и этапов их формирования.
Учёт влияния родного языка (как положительного, так и отрицательного).