Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Средства и методы формирования физической культуры личности

  • 👀 688 просмотров
  • 📌 673 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Средства и методы формирования физической культуры личности» docx
Лекция № 1. Тема 2: «Средства и методы формирования физической культуры личности» 1. Средства формирования физической культуры личности Состав средств, классификационная характеристика, особенности применения. Физические упражнения - основное специфическое средство при решении задач в области физической культуры. Суть и основные признаки физических упражнений. Понятие о содержании и форме физических упражнений. Содержание физического упражнения как совокупность составляющих действий, регуляторных и других процессов, определяющих его воздействие на занимающегося. Форма физического упражнения как способ его выполнения, характеризующейся внешней и внутренней структурой. Диалектика формы и содержания физического упражнения. Классификация физических упражнений и ее значение. Примеры наиболее распространенных классификаций в теории и практике физкультурно-спортивной деятельности. Факторы, определяющие эффект воздействия физических упражнений на занимающихся: особенности самого физического упражнения; особенности внешних условий и особенности состояния занимающихся. Техника физических упражнений. Понятия “техника физических упражнений” и “спортивная техника”. Эталон и стандарт (образец) техники движений. Типовая и персональная индивидуализация техники. Стиль и манера техники исполнения физических упражнений. Системно-структурный подход при анализе техники двигательных действий. Элементы техники: основа, её ведущее звено (основной механизм) и детали (общие и индивидуальные). Фазы движения. Характеристики техники: элементарные (пространственные, временные, динамические); комплексные (пространственно-временные, динамико-временные – ритм) и обобщенные (качественные). Педагогические критерии эффективности техники Оздоровительные факторы природы, гигиенические условия и труд как средства воздействия на физическое состояние и работоспособность человека. Значение естественных факторов внешней среды (солнечная радиация, воздушная и водная среда, средне и высокогорье) для закаливания и оздоровления человека. Соблюдение гигиенических норм и требований к рациональному режиму жизни и условиям занятий как факторы повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов. 2. Методы формирования физической культуры личности Понятия: “метод”, “методический прием”, ”методика”. Проблема классификации методов в ТиМФК.. Состав методов, их систематика и ведущая роль в процессе обучения двигательным действиям, совершенствование двигательных способностей и воспитания личности занимающихся. Методы обучения двигательным действиям. Их характеристика и особенности применения на разных этапах обучения двигательным действиям: • методы и методические приемы слова и звукового воздействия; • методы и методические приемы обеспечения наглядности; • методы и методические приемы практического и физического упражнения. Нагрузка и отдых - структурная основа методов, направленных на совершенствование двигательных (физических) способностей. Характеристика равномерного, переменного, повторного, интервального, игрового, соревновательного, сенсорного и кругового (круговая тренировка) методов совершенствования двигательных способностей (назначение, содержание, методические особенности использования). Методы организации занимающихся в процессе занятий физическими упражнениями. Характеристика и специфика применения фронтального (общегруппового), группового (звеньевого), индивидуальных заданий, игрового, соревновательного и кругового методов. Общие требования к выбору и применению методов: научная обоснованность; соответствие принципам и поставленным задачам обучения, воспитания и развития, специфике учебного материала, индивидуальным особенностям занимающихся, возможностям педагога, условиям занятий. 3. Принципы занятий физическими упражнениями Значение общепедагогических принципов для понимания научно-практических основ занятий физическими упражнениями. Методические принципы занятий физическими упражнениями. Сущность и пути (основные правила) реализации принципов сознательности и активности, их значения для управления отношениями занимающихся в процессе обучения и воспитания. Сущность и пути (основные правила) реализации принципов наглядности, доступности и индивидуализации, их значения для оптимального выбора и методической адаптации учебного материала, нагрузок и других требований применительно к возможностям занимающихся. Сущность принципов систематичности и динамичности, их значение для оптимального построения занятий и обеспечения необходимой тенденции в изменении их содержания. Основные правила их реализации в процессе занятий физическими упражнениями: регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом; повторность и вариативность; последовательность взаимосвязь между различными сторонами содержания занятий; необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок и усложнению требований. Современные научные представления и практические данные, раскрывающие закономерности, лежащие в основе указанных положений. Основные факторы, обусловливающие особенности реализации указанных принципов (возрастные факторы, степень предварительной подготовленности, условия основной деятельности и т.д.). Специфические принципы занятий физическими упражнениями: непрерывности, прогрессирования воздействий, цикличности, возрастной адекватности педагогического воздействия. Принцип непрерывности и его значение в управлении процессом чередования нагрузки и отдыха. Принцип прогрессирования воздействий и правила его реализации, обеспечивающие планомерный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий. Принцип цикличности, определяющий структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Микроструктура (микроциклы), мезоструктура (мезоциклы), макроструктура (макроциклы), их виды, продолжительность и направленность. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия, выражающий целенаправленное регулирование меры воспитательного воздействия на различных этапах индивидуального развития человека.
«Средства и методы формирования физической культуры личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot