Государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Государственный контроль
за деятельностью
хозяйствующих субъектов
Тема 5
Понятие контроля в хозяйственной сфере
Контроль как способ государственного публичного воздействия - установление
обязанности органов государства и местного самоуправления наблюдать и в
определенных случаях проверять состояние дел предпринимателя, в предусмотренных
случаях принимать надлежащие меры
(по В.С.Мартемьянову)
Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов
государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение
нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными
лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями
требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации,
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,
посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных
нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной
власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований,
анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при
осуществлении
деятельности
юридическими
лицами,
индивидуальными
предпринимателями.
(ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» - данный закон не
распространяется на опр.виды контроля!!!)
Государст венны й
конт роль
• Общегосударственный (межведомственный
контроль)
• Ведомственный (внутриведомственный контроль)
• Внутрихозяйственный контроль (закреплен
государством в нормах права)
внешний – внутренний
предварительный - текущий – последующий
плановый – внеплановый
тематический – комплексный
документальный - фактический
Указ Президента от 9 марта 2004
г.
П.4 Указа - федеральная служба является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и
надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные
функции.
Под функциями по контролю и надзору понимаются:
• осуществление действий по контролю и надзору за исполнением
органами государственной власти, органами местного
самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и
гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, федеральными законами и другими
нормативными правовыми актами общеобязательных правил
поведения;
• выдача органами государственной власти, органами местного
самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на
осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных
действий юридическим лицам и гражданам;
• регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание
индивидуальных правовых актов (напр., применение мер
принуждения, мер ответственности и т.п.)
Федеральные службы, осуществляющие
функции контроля за хозсубъектами
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Служба Банка России по финансовым рынкам
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральная служба по тарифам
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Федеральная служба по финансовому мониторингу
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральная таможенная служба
+ Прокуратура как орган общего надзора (НЕ служба)
Принципы защиты прав индивидуальных предпринимателей
и юрлиц при осуществлении госконтроля
1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов
предпринимательской деятельности;
2) презумпция добросовестности;
3) открытость и доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых
проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального
контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного
контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов
контроля (надзора);
4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органов, их должностных лиц;
5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного
индивидуального предпринимателя несколькими органами проверок исполнения одних
и тех же обязательных требований и требований;
6) недопустимость требования о получении разрешений, заключений и иных документов,
выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для
начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами;
7) ответственность органов контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение
законодательства;
8) недопустимость взимания платы за проведение мероприятий по контролю;
9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых проверок;
10) разграничение полномочий органов власти в соответствующих сферах деятельности.
(ст.3 ФЗ №294-ФЗ)
Доклады органов контроля (надзора)
Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 N 215
"Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении
государственного контроля (надзора), муниципального контроля в
соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого
контроля (надзора)"
В доклады включаются сведения об организации и проведении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля за отчетный год и его
эффективности по следующим разделам:
• а) состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере
деятельности;
• б) организация контроля (надзора);
• в) финансовое и кадровое обеспечение контроля (надзора);
• г) проведение контроля (надзора);
• д) действия органов контроля (надзора) по пресечению нарушений
обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений;
• е) анализ и оценка эффективности контроля (надзора);
• ж) выводы и предложения по результатам контроля (надзора).
Мет оды конт роля
• Проверка – основной метод в данной сфере (по ФЗ №294 плановые
проверки - не чаще чем раз в три года)
• Ревизия
• Обследование
• Анализ деятельности
• Наблюдение (мониторинг)
• Режим постоянного контроля (в отношении юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих отдельные
объекты использования атомной энергии, опасные производственные
объекты, гидротехнические сооружения и осуществляющих на них
технологические процессы, представляющие собой опасность
причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде,
безопасности государства, имуществу физических и юридических
лиц, государственному или муниципальному имуществу,
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера)
- Привлечение к ответственности
(КоАП РФ, НК РФ, УК РФ)
- Применение мер принуждения (предписание об
устранении нарушений, меры по незамедлительному
прекращению причинения вреда вплоть до
временного запрета деятельности и пр.)
Все виды государственного воздействия на
хозяйствующий субъект представляют собой
документ, акт, т.е. облеченное в установленную
форму действие органа контроля либо
соответствующего должностного лица, с которым
закон связывает определенные правовые
последствия.