Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Государственное управление как система реализации государственной власти

  • 👀 629 просмотров
  • 📌 603 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Государственное управление как система реализации государственной власти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Государственное управление как система реализации государственной власти» pdf
Тема 2. Государственное управление как система реализации государственной власти 1. Природа публичной власти 2. Правовые основы государственного и муниципального управления 3. Институт Президента Российской Федерации 4. Организация и функционирование законодательной власти в РФ 5. Организация и функционирование исполнительной власти в РФ 6. Судебная система Российской Федерации: принципы организации и деятельности 1. Природа публичной власти Публи́чная вла́сть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств. Следует отметить, что в науке понятие публичной власти толкуется неоднозначно. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства, реже - как синоним государства. Однако, несмотря на подобные расхождения, все авторы едины в том, что наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне отличающей ее от догосударственной, первобытнообщинной организации. Виды публичного управления: 1. Международное публичное управление. Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями (Совет Европы) 2. Публичное государственное управление. Оно осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств). 3. Особая разновидность публичного управления существует в субъектах федерации и автономиях 4. Публичное управление существует в муниципальных образованиях, представляющих собой территориальный коллектив. Публичную власть в России осуществляет государственный аппарат. В Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституция РФ закрепляет принцип народовластия, который определяет основы организации демократического государства. Носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах — непосредственно (принимая участие в выборах и референдуме) и опосредованно (через органы государственной власти и органы местного самоуправления). Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данные органы власти самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную осуществляют власть образуемые Разграничение полномочий в ими субъектах органы между органами Российской Федерации государственной власти. государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, другими договорами о разграничении полномочий. Также в РФ признается местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Органы публичной власти Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят: • органы государства, в том числе: o государственные органы Российской Федерации; o государственные органы субъектов Российской Федерации; • органы местного самоуправления. Публичная власть и государственная власть Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами. Важнейшим признаком государства является наличие публичной власти, которая учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений В Конституции РФ непосредственно понятие публичной власти не дано, однако указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это народовластия, означает, или, что Россия провозглашается государством иначе говоря, демократическим государством (народовластие - "демократия" в переводе с древнегреческого). Каждая из двух категорий "народ" и "власть", составляющих понятие "народовластие", сложна и требует специального рассмотрения. Народ образует физический субстрат государства. Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества. Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости. Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, принудительные учреждения. Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции). В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. избираемые народом Выборное представительство государственные органы и органы образуют местного самоуправления. Непосредственная волеизъявления народа демократия или - каких-либо форма групп непосредственного населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы". Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации", референдум - это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории. На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции России. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. Главное в выборах - то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто человека, а гражданина. 2. Правовые и организационные основы государственного и муниципального управления Государственное и муниципальное управление осуществляется в определенной юридической форме, закрепленной нормативными актами, составляющими правовую основу государственного и муниципального управления. Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Классификация этих источников возможна по различным критериям. Одним из критериев классификации административно-правовых актов являются их юридические свойства. По этому критерию можно выделить нормативные и индивидуальные правовые акты управления. Нормативные акты могут иметь различное воздействие (общефедеральное, республиканское, краевое, областное и др.), т.е. издаваться различными органами исполнительной власти и действовать в соответствующих границах. Классификация источников административного права может осуществляться и по другим основаниям: наименованию; способу принятия; способу их охраны от нарушения. Административно-правовые акты имеют определенные пространственные и временные границы, различную юридическую силу и действуют в отношении различного круга лиц. В Российской Федерации такую основу составляют общепризнанные принципы и нормы международного права: международные договоры Российской Федерации; Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними; иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указаны и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти); конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; уставы муниципальных образований; муниципальные правовые акты. Конституция Российской федерации является актом непосредственного действия и высшей юридической силы. Она определяет характер правового регулирования отношений во всех значимых сферах жизни общества и государства и соответственно управления, осуществляемого в этих сферах. Федеральные конституционные законы и федеральные законы составляют наиболее значимую с точки зрения объема часть в системе нормативных источников государственного и муниципального управления. В числе законов, непосредственно регулирующих вопросы организации и осуществления управления, среди прочих можно привести Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации». Указы Президента и Постановления Правительства РФ, носящие нормативный характер, также рассматриваются в качестве источников регулирования в сфере государственного и муниципального управления. Так, Президент РФ своими указами утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, учреждает министерства и другие федеральные органы исполнительной власти (службы, агентства), устанавливает, если это не относится к ведению Правительства российской Федерации, их компетенцию. Кроме того, он создает администрацию президента, определяет ее структуру. Правительство РФ утверждает положения о федеральных службах и федеральных агентствах. Система государственного управления в субъектах Российской Федерации должна соответствовать базовым требованиям, установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Нормативные акты, составляющие правовую основу государственного и муниципального управления, с точки зрения отраслевой принадлежности в основном относятся к административному и муниципальному праву. Однако они могут содержать в себе и нормы других отраслей, так же как и акты иной отраслевой принадлежности могут включать нормы административноправового характера, что свидетельствует о комплексном характере правового регулирования отношений в сфере государственного и муниципального управления. Деятельность по осуществлению государственного и муниципального управления строится на основе определенных правовых принципов, установленных конституцией государства либо вытекающих из ее содержания, а также принятыми в развитие конституционных норм законами. Данные принципы в соответствии с заложенным в них смыслом и сферой применения можно разделить на конституционные, затрагивающие все аспекты государственного и муниципального управления, а также организационные, определяющие особенности управленческой деятельности, обусловленные ее конкретной сферой и применяемыми в ней управленческими методами и походами, обусловленными спецификой государственного и муниципального управления. Важным институтом гражданского права, имеющим прямое отношение к системе управления, является институт гражданско-правовой ответственности Огромное влияние на систему управления, как известно из других курсов, оказывает человеческий фактор, от которого в значительной мере зависит стиль управления. Причем не только в рамках хозяйственного субъекта но и на уровне государственного и муниципального управления. Отсюда вытекает необходимость в управлении определение роли, места человека как объекта управления. Поэтому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Ниже, схематически, приведена их характеристика. Стили управления Демократическое управление (имеет тенденцию к анархизму) делегирование полномочий, предоставление большей самостоятельности в соответствии с функциями, привлечении человека к принятию решений. Авторитарное управление (имеет тенденцию к тоталитаризму) ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне; лидер обладает огромной властью. По характеру взаимоотношений центральной власти с входящим в состав государства административными, национальными единицами система государственного управления может быть: - координационной - субординационной. Координационной реализуется в форме федерации или конфедерации. Федерация имеет, а конфедерация не имеет единого органа государственной власти. Субординационной Базируется на жестком административном подчинении, принуждения к выполнению команд. По воздействию на управляемый объект выделяется: отраслевое управление, и территориальное управление. Воздействие на управляемый объект Отраслевое управление Предполагает наличие вертикали соподчиненност и от центра до предприятия Территориальное управление Осуществляется тремя источниками власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, местным самоуправлением В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное, тактическое и статегическое. Управление в зависимости от временного фактора Оперативное решает текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. Тактическое выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. Стратегическое Определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям. Различают общеэкономические отраслевые, функциональные стратегии. По способу учета интересов объектов управления различают: По способу учета интересов объектов управления Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью размещения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения. Реализуется через назначение, освобождение от работы, поощрение, наказание должностных лиц. Экономическое управление Призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. Ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий В каждом из признаков управления содержится набор методов и инструментов 3. Институт Президента Российской Федерации Исторической родиной института президентства стали США. Первый президент — Джордж Вашингтон (1788—1797), с его именем связано становление независимой республики. Известно, что Вашингтон отверг предложение стать монархом. Свою позицию аргументировал тем, что все антиамериканские акции Лондона были от имени короля, что английский король царствует, но не правит, а президент должен управлять страной. Президентство в России – новый в исторической ретроспективе политический институт. Его появление в 1991 г. стало реакцией на процессы децентрализации и суверенизации республик, входивших в единое государство – Советский Союз. В то же время специфика российского президентства власти, определена исторической логикой персонификации что является закономерным следствием строго иерархичной политической системы – будь то имперский, советский или современный период. Общие характеристики института президентства При всем разнообразии имеющихся в современном мире моделей президентства можно выделить ряд общих характеристик этого института:  конституционное разграничение полномочий и обязанностей президента, парламента, судебных институтов;  президент и парламент избираются отдельно, всенародно (за исключением ряда парламентских республик, где президент избирается парламентом, например, ФРГ). Такая процедура определяет равную легитимность и ответственность институтов;  президент может быть одновременно и главой государства и главой правительства (США), формировать и отправлять в отставку правительство;  парламент не имеет права отзыва правительства и президента, за исключением процедуры импичмента;  парламент обладает всей полнотой законодательной власти, президент может не иметь законодательной инициативы (США), но обладает правом вето, которое преодолевается двумя третями голосов;  исключено совмещение парламентария. правительственного кресла и мандата В идеальном смысле президентство следует рассматривать как институт, имеющий все возможности для легитимации политического режима, особенно в переходный период; эффективно выполняющий функции социального арбитража и патронажа; как структуру, способную сплотить вокруг себя политических участников с различными интересами. Основы и нормативные основы Института Президента Российской Федерации 1. Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. 4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. В соответствии со ст. Конституции РФ 81: 1. Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. 4. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом. 4 . Организация и функционирование законодательной власти в РФ Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган, состоит из двух палат: Государственной Думы Российской Федерации (нижней палаты) и Совета Федерации РФ (верхней палаты). Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции Российской Федерации. Состав палат и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума, возглавляемая председателем – Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным, состоит из 450 депутатов. В Совет Федерации, возглавляемый председателем. В него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 85 субъекта, следовательно, 170 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях: •для заслушивания посланий Президента РФ; •для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ; •для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств. Полномочия Совета Федерации (статья 102 Конституции РФ): а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; г) назначение выборов Президента Российской Федерации; д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты); е) назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента РФ); ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента); В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации. Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в Конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты. При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение 3/4 голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой. Полномочия Государственной Думы а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ; б) заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой; в) решение вопроса о доверии Правительству РФ; г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; д) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов (по представлению Президента); е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии; з) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе (в Государственной думе 6 созыва 29 комитетов). Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. К полномочиям комитетов относятся:  внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;  осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;  подготовка проектов постановлений Государственной думы;  подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;  подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд Российской Федерации;  •организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;  заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;  анализ практики применения законодательства. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В Госдуме 6-го созыва существует шесть комиссий: - Комиссия ГД по вопросам депутатской этики; - Комиссия ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД; - Комиссия ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ; - Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правохранительной деятельности; - Комиссия ГД по строительству зданий и сооружений, предназначенных для размещения Парламентского центра; - Счётная комиссия ГД. Итак, к основным функциям Федерального собрания РФ относятся следующие функции: - представительная функция Федерального Собрания Российской Федерации; - законодательная функция Федерального собрания РФ; - контрольная функция Федерального Собрания РФ. Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан Российской Федерации. демократической Народное избирательной представительство системой, открывающей обеспечивается возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом. Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т.е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов. 5. Организация и функционирование исполнительной власти в РФ Орган исполнительной власти это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, культурной, административно-политической сферами, социальнозаниматься межотраслевым управлением. Образование, структура, порядок деятельности и компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных правоспособность и нормативных дееспособность актах. органов Административная исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции и прекращается в связи с их упразднением. Как и любой другой субъект управления, орган исполнительной власти для участия в управленческих отношениях должен обладать соответствующими качествами, которые раскрываются в содержании его правового статуса. Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из следующих компонентов:  целевой (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности);  организационно-структурный (включает правовые предписания, определяющие порядок образования, реорганизации и ликвидации, структуру, линейную и функциональную подчиненность);  компетенционный (компетенция в области (совокупность властных планирования, контроля полномочий и т. д.) и подведомственности). В соответствии с федеративным государственным устройством Российской Федерации различаются:  федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации,  федеральные федеральные службы, министерства, федеральные государственные комитеты, надзоры, департаменты, власти субъектов главные управления, агентства);  органы исполнительной Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить органы:  общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности;  специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление;  отраслевой компетенции — осуществляют отдельными сферами или отраслями управления; руководство  внутриотраслевой компетенции — руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств);  межотраслевой (функциональной) компетенции — выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления;  смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности. Организационно-правовая форма позволяет выделить такие органы исполнительной власти, как правительства, министерства, службы, агентства, инспекции, департаменты, администрации, мэрии, отделы и др. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:  единоначальные  коллегиальные. Признаки исполнительной власти: 1. Исполнительная власть обусловлена существованием государства и необходимостью разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. 2. Исполнительная власть – это самостоятельный вид единой государственной власти, которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной. 3. Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти, которые одновременно являются органами управления. 4. Единство исполнительной власти в РФ вытекает из ч.3 ст.11 КРФ, которая устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется КРФ, Федеральными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. 5. Исполнительная власть, как и другие ветви государственной власти, есть власть подзаконная, т.е. ее организация и функционирование должны основываться на нормах законов и других нормативных актов. 6. Важным признаком исполнительной власти является ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты. 7. В силу того что одной из функций государственного управления является планирование, оно выступает в качестве существенного признака исполнительной власти. 8. Исполнительная власть осуществляет юрисдикционную деятельность. Функции исполнительной власти: 1. исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ; 2. правозащитная, т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости — защищать их; 3. социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административнополитического управления. Эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов; 4. функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране; 5. регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, планирование, учет, прогнозирование и т.д.; контроль, координация, 6. нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации; 7. охранительная исполнительной (юрисдикционная), власти законодательно означающая, наделены что органы полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Субъекты исполнительной власти: С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации: 1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ; 2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент РФ 2) Правительство РФ 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства) 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти 5) главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций) 6) правительства субъектов РФ 7) иные органы исполнительной власти субъектов РФ. Итак, главная цель исполнительной власти, обусловленная ее социальным назначением и особым положением в системе разделения властей, заключается в качественном выполнении задач и функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями государственного управления. 6.Судебная система Российской Федерации: принципы организации и деятельности Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ. Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают. Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации: 1. осуществляется только судами; 2. номинально имеет полную самостоятельность; 3. реализуется конституционного, посредством гражданского, арбитражного судопроизводства; применения права административного, в ходе уголовного и 4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём: • закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ». • соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства; • признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны; • закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства; • финансирования судей из федерального бюджета. Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нормоконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней. Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении . Судебная система РФ В стране сложилась трехзвенная судебная система: Конституционный Суд. суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Они осуществляют конституционное, судопроизводство. гражданское, Суды административное подразделяются региональные (субъектов РФ). также на и уголовное федеральные и Судьи всех видов и уровней судов образуют судейское сообщество. К федеральным судам относятся:  Конституционный Суд РФ;  Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды  округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся:  конституционные (уставные) суды субъектов РФ;  мировые судьи. Основное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции. Им подсудны все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных исключительно к компетенции Конституционного Суда или арбитражных судов, а также уголовные и иные дела Единство судебной системы обеспечивается соблюдением всеми судами установленных законом правил судопроизводства, обязательного исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого правосудия в соответствии с федеральным законом. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем году, может быть уменьшен только с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ. Судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа (в частности, Европейского суда по правам человека), то его решения являются обязательными для России. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется административного посредством и конституционного, уголовного гражданского, судопроизводства. При этом административное судопроизводство организационно оформлено не до конца последовательно: в судебной системе РФ пока нет самостоятельной подсистемы административных судов (их создание – вопрос осуществляющейся судебной реформы), и административные споры (дела из административных правоотношений) рассматривают суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в подсистеме арбитражных судов созданы специальные административные коллегии). В отличие от законодательной и исполнительной властей носителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства. Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к носителям судейской мантии (по сравнению с требованиями для лиц, замещающих депутатский мандат или должность в системе исполнительной власти). Общие конституционные предписания детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». Правосудие в РФ вне зависимости от вида судопроизводства, судебного органа осуществляется на основе общих конституционных принципов, развитых в специальном и процессуальном законодательствах: 1) равенства всех перед законом и судом (суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, сторонам судебного процесса по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п.); 2) открытости, гласности, публичности судебного процесса (данный принцип не означает абсолютного запрета на проведение закрытых судебных заседаний. В предусмотренных законом случаях, связанных, в частности, с рассмотрением вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усыновления, интимных отношений сторон и иного, могут проводиться и закрытые заседания; при этом решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично); 3) очности судебного разбирательства (по общему правилу участники процесса должны присутствовать в зале судебного заседания, суд и участники процесса должны иметь возможность задавать друг другу вопросы, давать пояснения и т. д. Заочное разбирательство возможно как в уголовном, так и в гражданском процессе, но только в качестве исключения в предусмотренных законом ограниченных случаях и при обязательном условии, что такое разбирательство не будет препятствовать установлению истины); 4) доступности языка судопроизводства (общим правилом является ведение судопроизводства и делопроизводства в судах на государственном языке РФ или республики в составе РФ, однако в любом случае участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика); 5) состязательности и равноправия сторон (стороны в судебном процессе – истец и ответчик, обвинитель и обвиняемый – обладают абсолютно равными процессуальными правами и возможностями обосновывать свою позицию и опровергать позицию другой стороны; преодоление обвинительного уклона в уголовном процессе – одна из задач осуществляемой в России судебной реформы); 6) сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия. От имени государства осуществлять правосудие может как судья единолично (наиболее широко это применяется в гражданском судопроизводстве, а в конституционном, например, судопроизводстве единоличное рассмотрение дел недопустимо вообще), так и судебная коллегия (судебный состав), которая может быть различной по составу; 7) участия граждан в отправлении правосудия (такое участие возможно в качестве арбитражных заседателей и присяжных заседателей). Помимо общих принципов правосудия, имеют место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства, например, презумпции невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (только в уголовном судопроизводстве), возможности обжалования и пересмотра судебных решений (не применяется в конституционном судопроизводстве), возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия (реализуется по-разному вследствие судебной ошибки, допущенной в уголовном и гражданском судопроизводстве) и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового статуса личности. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви: 1) конституционное правосудие; 2) общее правосудие; 3) арбитражное правосудие. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: 1) федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; 2) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ; 3) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ; 4) не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: 1) между федеральными органами государственной власти; 2) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 3) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не вступившие в силу международные договоры РФ, признанные не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный Суд РФ и соответствующие арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Носителем судебной всего судьи, наделенные осуществлять в власти в РФ конституционном правосудие и исполнять являются порядке свои прежде полномочиями обязанности на профессиональной основе. Согласно Конституции РФ общие требования к кандидату на должность судьи следующие: 1) гражданство РФ; 2) возрастной ценз (не моложе 25 лет); 3) высшее юридическое образование; 4) стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования, – работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т. п.); 5) отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование). Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.). Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов – Президентом РФ, судьи конституционных (уставных) судов – законодательными органами субъектов РФ, мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей (равно как и в функционировании судебной власти вообще) велика роль органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ, конференций судей субъектов РФ, советов судей субъектов РФ, общих собраний судей судов, Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ). Статус судьи характеризуют следующие составляющие принципы: 1) независимость; 2) несовместимость; 3) несменяемость; 4) неприкосновенность. Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону. В деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. На обеспечение независимости судьи направлен и целый ряд правовых, социальных и материальных гарантий. Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе выше-стоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность: предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет). Несменяемость не означает также невозможности прекращения полномочий судьи досрочно. Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве обвиняемого. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ – с согласия судей Конституционного Суда). Неприкосновенность судьи распространяется также на его помещения, транспорт, средства связи, переписку. Как и другие ветви государственной власти, судебная власть обладает рядом специфических черт. Одной из них является то, что именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти. Более детально вопросы, связанные с организацией судопроизводства и функционирования судебной власти рассматриваются в блоке правовых дисциплин.
«Государственное управление как система реализации государственной власти» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 251 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot