Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №2
«Государственное регулирование и контроль коммерческой деятельности организации. Информационное обеспечение коммерческой деятельности организации»
Государственное регулирование торговой деятельности представляет собой комплекс осуществляемых законодательными, исполнительными и судебными органами власти мер, направленных на создание предпосылок эффективного развития торговли.
Регулирование торговли в условиях рыночной экономики необходимо прежде всего для обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, повышения качества их обслуживания, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота.
В соответствии с Федеральным законом “Об основах государственного регулирования торго вой деятельности в Российской Федерации” основными методами государственного регулирования торговой деятельности являются:
• установление требований к ее организации и осуществлению;
• антимонопольное регулирование;
• информационное обеспечение;
• государственный контроль (надзор);
• муниципальный контроль.
Для применения перечисленных методов данным Законом установлены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в торговой деятельности.
К полномочиям Правительства РФ, в частности, относится:
• утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
• утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ в де- нежном выражении за финансовый год и определение доли объема всех реализованных субъектом торговой деятельности (торговой сети) товаров, за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации, в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.
Полномочиями Министерства промышленности и торговли РФ, являются:
• утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;
• утверждение формы торгового реестра, порядка его формирования и предоставления информации, содержащейся в нем.
Среди полномочий органов государственной власти субъектов РФ необходимо выделить следующие:
• разработка и принятие законов субъектов РФ, иных нормативно-правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;
• установление нормативов минимальной обеспеченности
населения площадью торговых объектов для субъекта РФ.
Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Они также вправе издавать муниципальные право вые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно Федеральному закону “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” правовое регулирование отношений в области торговой деятельности может осуществляться:
1) Гражданским кодексом РФ;
2) Законом РФ от “О защите прав потребителей” и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Так, Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Законом, в частности, установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
• выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
• разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
• обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
• осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
• осуществлять гигиеническое обучение работников и др.
Федеральный закон “О качестве и безопасности пищевых продуктов” регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. Им, в частности, установлены требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их перевозках, хранении, фасовке, упаковке и реализации, а также требования к работникам, деятельность которых связана с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли ими.
Федеральным законом “О техническом регулировании” регулируются отношения, возникающие:
• при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая взыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
• разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая взыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
• оценке соответствия.
Этим Законом определены:
• содержание, применение, порядок разработки и принятия общих и специальных технических регламентов - документов (например, федеральных законов), устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
• цели и принципы стандартизации, правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций;
• цели и принципы подтверждения соответствия (в форме добровольной и обязательной сертификации, а также декларирования соответствия).
Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” установлены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов, обязанности органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.
Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля являются:
• преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
• презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
• открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также ин- формации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
• недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
• недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
• ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
• недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за про ведение мероприятий по контролю;
• финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
• разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Законом установлен перечень лицензируемых видов деятельности, то есть видов деятельности, на осуществление которых юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям требуется получение специального разрешения.
Федеральным законом “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” установлена обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг на территории Российской Федерации, применять включенную в Государственный реестр контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт. Этим же законом определены виды деятельности, для которых такие расчеты могут производиться без применения соответствующей техники.
Федеральный закон “О рекламе” регулирует отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Закон РФ “О защите прав потребителей” регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Положения перечисленных и других федеральных законов находят развитие в серии подзаконных нормативных правовых актов (правил, стандартов и пр.).
Предусматриваемые вышеперечисленными законами и подзаконными актами запреты и ограничения обеспечиваются нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как уже отмечалось, одним из методов государственного регулирования торговой деятельности является проведение государственного контроля (надзора).
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Она находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основными полномочиями Роспотребнадзора, в частности, являются:
• государственный санитарно-эпидемиологический надзор
за соблюдением санитарного законодательства;
• государственный контроль над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
• контроль над соблюдением правил продажи отдельных
предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
• осуществление в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров;
• организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок и др.
В целях реализации указанных полномочий Федеральная служба имеет право:
• организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
• давать юридическим и физическим лицам разъяснения
по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
• запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
• привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
• пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
• осуществлять контроль над деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
• создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
• разрабатывать и утверждать в установленном порядке
образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.
При этом Служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также оказание платных услуг.