Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате rtf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2
Государственная социальная политика в РФ
на современном этапе
Социальная политика: сущность и содержание
В современных условиях в полной мере проявилась необходимость усиления роли государства в регулировании социальных отношений постпереходного периода. Сегодня социальные функции государства не только не отмирают, но должны приобретать особое значение, реализуясь посредством активной социальной политики. Усиление социальных функций государства обусловлено современными социальными процессами, прерогативой социальных приоритетов над экономическими, постановкой государством в качестве цели функционирования и развития - человека во всей полноте его жизнедеятельности, уходом от принципов экономического детерминизма и учетом интересов каждого индивида.
В последнее время оценку реализуемой социальной политики в России можно свести к трем типам: одни считают, что социальная политика отсутствует, т.к. человек просто выпал из монетаристской схемы реформ; другие полагают, что социальная политика есть, но она слабая, бессистемная, носит вынужденный характер; наконец, есть и такие, кто убежден, что осуществляются продуманные, исключительно сильные действия в интересах очень узкого слоя людей, а политика носит антиобщественный характер.
«Заблуждением или сознательной демагогией является утверждение, будто общество или государство на том или ином этапе вообще не имеют и не проводят социальной политики». Исчезновение или изъятие социальной политики из жизни общества и деятельности государства невозможно в принципе, по самому определению социальной политики как взаимодействия элементов социальной структуры. За утверждением об отсутствии социальной политики стоит обычно ее антинародный характер, проведение ее не в интересах большинства населения.
Общество и его структура
Страна – (это понятие географическое) - это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Территориальные границы страны определяют границы реализации социальной политики.
Общество – (это понятие политико-социологическое) - это совокупность в стране социальных отношений между людьми. Общество является объектом реализации социальной политики.
Государство – (это понятие политико-юридическое) - это совокупность учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом; это звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Государство является главным субъектом реализации социальной политики.
Общество – это более или менее крупная устойчивая и целостная совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.
Общество – это целостное, исторически устойчивая форма (система) совместной жизнедеятельности людей.
Общество характеризуется:
1. Общностью территории.
2. Целостностью и устойчивостью («коллективное единство» П.Сорокин)
3. Самовоспроизводством, саморегулируемостью.
4. Уровнем развития культуры на основе норм и ценностей, существующих в обществе.
Элементы системы общества:
- люди
- социальные связи и отношения
- социальные действия и взаимодействия
- социальные институты
- социальные группы и общности
- социальные нормы и ценности.
Политика
1. Первый подход – это взаимоотношение социальных групп и классов;
2. Второй подход – совокупность действий государственных органов и учреждений, общественных организаций и т.д.
Согласно Платону: «Политика – это искусство жить вместе».
Суть политики заключается в том, что она отражает сферы жизнедеятельности людей, связанные с властными отношениями (государство, политические партии, общественные движения и т.д.), действие которых призваны гарантировать жизнедеятельность того или иного сообщества людей, реализацию их интересов и потребностей.
Сферы (виды или направления политики):
- экономическая политика
- демографическая политика
- аграрная политика
- национальная политика и т.д.
- социальная политика – это главный инструмент государства.
Социальное
Слова с русским корнем – «общество», «общественный» и слово с латинским корнем «социум» или «социальный» – не тождественны, не однородны.
Общественное – это принадлежащее всему обществу.
Социальное – это интегрированная в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества индивидами или группами в конкретных условиях места и времени в отношениях людей друг к другу к своему положению в обществе.
Социальное представляет собой ориентацию на активность личности, на взаимодействие групп, личностей, трактуя личность как субъекта исторического действия, как субъекта общественных отношений. Высшим проявлением этого «активного деятельного взаимодействия» является такая социально-качественная характеристика личности как «социальная субъектность» – способность человека к воспроизводству и совершенствованию жизни; способность результативно участвовать в общественной жизни и решать социально значимые проблемы.
В отличие от «общественного», «социальное» характеризуется рядом особых свойств и признаков:
• это целеполагающая деятельность, осознанная каждым индивидом, социальной группой, общностью;
• деятельность, результатом которой является формирование важнейших социальных закономерностей, тенденций, качеств;
• деятельность по утверждению социального статуса, господствующего в социальной иерархии социальных классов и слоев;
• деятельность по развитию и утверждению принципа социальной справедливости;
• деятельность, направленная на совершенствование и внедрение демократических основ гражданского общества.
Таким образом, понятия «социальное» и «общественное» не тождественны. Социальное - это одна из сторон общественной жизни. Понятие «общественный» употребляется, когда речь идет об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической и т.д. Когда же имеется в виду природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям жизнедеятельности, когда анализируются положение человека и его роль в обществе, то используется понятие «социальное». Понятие «социальное» содержит в себе сущностный субъективный показатель, представляет ориентацию на активность личности, трактуя личность как субъект исторического действия, как субъект общественных отношений. «Социальное» акцентирует внимание на человеке как активном, целеполагающем субъекте всех сфер жизнедеятельности. Активными субъектами социальной деятельности, социально-политических, социально-экономических, социально-культурных и иных процессов становятся, при данном подходе, и социальные группы, и социальные общности. Выявление специфики понятий «социальное» и «общественное» имеет и практическое значение. Оно проявляется в социальных различиях и неравенстве между людьми в зависимости от обладания такими ресурсами как власть, материальные средства, престиж, объем знаний и т.д.
Категория «социальности» выявляет сущностный, содержательный смысл понятия «социальная политика». Представляется возможным предложить следующий подход к ее определению:
Политика социальная это -
совокупность специфических отношений в обществе,
обусловленных
совместным характером жизнедеятельности людей,
их взаимосвязью и взаимозависимостью,
преследующих
определенные социальные цели и социально значимые результаты,
реализующиеся
на основе активного деятельностного взаимодействия субъектов
и объектов социально-политической деятельности,
формирующего
специфичные социально-политические закономерности, тенденции, качества,
утверждающие,
определенные принципы социально-политического взаимодействия,
базирующиеся
на идеи активности личности - главного целеполагающего субъекта
социально-политической деятельности и социально-политического взаимодействия.
Социальная политика
Современные подходы к определению социальной политики можно свести к следующим определениям:
Социальная политика – это одна из основных частей внутренней политики государства, заключающаяся в его воздействии на социальную сферу общества.
Социальная политика – это деятельность государства направленная на:
1) удовлетворение материальных и духовных потребностей индивидов и социальных групп;
2) регулирование процессов социальной дифференциации в обществе;
3) управление социальными процессами в обществе.
Социальная политика – это система политических идей, решений и действий, нацеленных на обеспечение оптимального в данных условиях развития и функционирования социальных общностей (групп, слоев и т.д.), а также граждан всех вместе и каждого в отдельности.
Социальная политика - деятельность государства и других социально-политических субъектов, направленная на обеспечение условий для социального функционирования и развития индивидов, социальных групп и общностей посредством удовлетворения их интересов и потребностей.
Социальная политика как система
Социальная политика системна по своему характеру, т.к. представляет собой некую целостность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.
Основные элементы социальной политики:
- объект
- субъект
- цели и задачи
- функции
- приоритеты и принципы
- формы, средства и методы реализации.
К объектам социальной политики большинство авторов относят:
1) все население страны (в том числе социальные общности и группы);
2) социальные отношения;
3) социальные явления и процессы в обществе во всем их многообразии и формах;
Более целесообразным главным объектом социальной политики считать Социальную сферу общества, т.к. она в качестве составляющих элементов включает все перечисленное выше.
Субъекты социальной политики – это граждане и социальные группы, а также представляющие их интересы институты, организации и органы власти, взаимодействующие в социальной сфере.
При определении субъектов социальной политики в научно-теоретической литературе мы так же не находим авторского единогласия. Не вызывает сомнения, что главный субъект социальной политики - государство, которое должно обеспечивать:
• движение к достижению в обществе социальной справедливости;
• ослабление социального неравенства;
• предоставление каждому работы или иного источника существования;
• сохранение мира и согласия в обществе;
• формирование благоприятной для человека жизненной среды.
Государственная социальная политика - это действие государства в социальной сфере, преследующее определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные финансовые результаты.
В социальной политике переходного периода нарушается монополия государства в регулировании социальной сферы, появляются новые субъекты социальной политики. В этот период субъектами социальной политики выступают:
• государственные ведомства и учреждения социальной защиты населения;
• общественные, религиозные, благотворительные и другие негосударственные объединения;
• сами граждане (гражданские инициативы, например, группы самопомощи);
• органы местного самоуправления;
• внебюджетные фонды;
• коммерческие структуры и бизнес;
• профессиональные работники, занимающиеся разработкой и осуществлением социальной политики;
• добровольцы.
Постиндустриальный период развития общества, переход на социально-ориентированные рыночные отношения позволяют сегодня определить новых субъектов социально-политической деятельности, чье влияние на социально-политические процессы становится все более значимым. Это - частное предпринимательство; деловые круги; общественные фонды; семья; трудовые коллективы; политические партии и движения.
Субъектом социальной политики являются сегодня работодатели. В большинстве случаев их роль ограничена, поскольку они обязаны следовать тем общим социальным правилам, которые устанавливаются государственными властными структурами.
Существует точка зрения при которой: первичными субъектами являются социальные группы и общности, подчеркивая, вторичными субъектами являются институты - «общественные движения и организации, властно-управленческие и другие организационные структуры, которые претендуют на представительство интересов первичных социальных субъектов - групп и общностей». Эти институты могут быть:
1) в правовом отношении:
а) государственными и негосударственными;
б) легитимными (законными) и нелегитимными (незаконными).
2) в организационном отношении:
а) более или менее четко структурированными (политические партии, профессиональные союзы, общественные организации и движения, государственные властно-управленческие структуры);
б) малоструктурированными или практически неструктуриро-ванными (неорганизованные социальные движения типа стихийных выступлений и бунтов).
Субъекты социальной политики – это участники взаимодействий социальных групп по поводу их положения в обществе. Субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и, притом, фактически действующие социальные группы и, представляющие их органы, организации, институты, структуры.
Таким образом, субъекты социальной политики «раздваиваются» или «удваиваются»:
1. «Первородные» субъекты - социальные группы:
а) активные участники - действующие социальные силы;
б) пассивные участники - неорганизованные, потенциальные, формальные социальные силы.
2. Вторичные субъекты - представляющие их интересы органы и организации.
В особую группу субъектов социально-политической деятельности сегодня включают современную социально-политическую элиту:
• политические лидеры;
• элита;
• управленцы;
• чиновники;
• госслужащие.
Разделяют также субъектов социальной политики на:
• резидентных, то есть тех, чья деятельность на территории страны на постоянной основе определена ее конституцией и другими законодательными актами;
• нерезидентных, то есть международные финансовые организации, предоставляющие кредиты правительству страны под определенные, в том числе, и социальные условия, а также, иностранные работодатели, обязанные соблюдать требования социального законодательства страны, на территории которой они функционируют.
Цель социальной политики
Сегодня единого подхода к определению цели социальной политики в научной литературе нет. Большинство авторов определяют цель социальной политики как удовлетворение потребностей индивидов и социальных групп. Более широко цель социальной политики определяется как удовлетворение, регулирование, управление.
Целесообразно целью современной политики считать развитие индивида и общества по средствам удовлетворения их материальных и духовных потребностей, таким образом, традиционно базовая категория социальной политики – потребность переходит из категории цели социальной политики в категорию средства достижения цели.
Цель современной социальной политики может быть определена как развитие человеческой личности, создание благоприятных условий для ее полноценного гармоничного существования, воспитание чувства ответственности за свою жизнедеятельность, за удовлетворение жизненного важных интересов и потребностей.
Структурная горизонтальная модель современной социальной политики может быть представлена в следующей форме:
субъект
механизм
средство
объект
цель
результат
государство
социальная политика
реализация потребностей
человек
развитие человека
развитие социальной сферы
общества;
развитие общества
Задачи социальной политики
К приоритетным задачам социальной политики можно отнести:
1) гармонизация общественных отношений;
2) создание социально-гарантированных условий для жизнедеятельности граждан;
3) обеспечение научно-технического прогресса, внедрение инновационных технологий, развитие инновационной деятельности;
4) укрепление института семьи;
5) обеспечение социальной справедливости в обществе.
Функции социальной политики
Социолог Т. Парсонс отмечает: «Функция - это самое важное понятие, т.к. это рассмотрение структурной единицы с точки зрения ее отношения к чему-либо».
Исходя из самого понятия «социальная политика», логично предположить, что она интегрирует в себе политические, социальные и социально-политические функции.
Функции социальной политики:
Многообразие функций социальной политики, определяемых сегодня авторами, свидетельствуют о ее глубоком проникновении во все сферы жизнедеятельности общества, распространении на различные социальные явления и процессы.
1.Политические функции:
- адаптация – приспособление к условиям внешней и внутренней среды;
- интеграция, т.е. согласование интересов всех элементов общества;
- артикуляция – выражение интересов отдельных социальных групп;
- целеполагание – постановка целей и задач развития общества;
- координация – установление взаимодействия различных видов и направлений социальной политики;
- социализация – приобщение членов общества к социально-политической деятельности;
- ориентация членов общества на определенные нормы и ценности;
- рекрутирование – отбор и подготовка политической элиты.
2.Социально-политические функции:
- поддержание и укрепление ценностей общества;
- разработка целей и задач развития социальной сферы общества;
- ограничение процесса социальной дифференциации в обществе;
- предотвращение социальных конфликтов;
- регулирование социальных отношений;
- стимулирование социально-политической активности индивидов и групп.
3. Социальные функции:
- улучшение демографической ситуации;
- предотвращение массовой бедности;
- обеспечение эффективной занятости населения;
- воспроизводство рабочей силы и самого человека;
- сохранение семьи как базового социального института;
- обеспечение социальной защиты населения.
Приоритеты социальной политики
1. Приоритеты – наиболее важные, значимые проблемы, осознанные как первоочередные задачи социальной политики.
2. Приоритеты – это основополагающие направления действий государства и общества, ориентированных на решение наиболее значимых социальных проблем.
Мегаприоритеты современной социальной политики – это обеспечение национальной безопасности и сохранение независимости страны.
Мезоприоритеты социальной политики – это преодоление социальной несправедливости и резкой дифференциации в обществе; увеличение количества людей, принадлежащих к среднему классу; создание новой системы ценностей; создание демократической системы социальной защищенности; создание условий для возрастания экономической активности; обеспечение экологической безопасности и здоровья нации; развитие современной социальной инфраструктуры; обеспечение прогресса во всех социальных сферах жизнедеятельности населения.
Микроприоритеты – повышение уровня и качества жизни; обеспечение полной занятости населения; обеспечение жильем и развитие системы ЖКХ; развитие систем образования и здравоохранения; улучшение демографической ситуации; разработка семейной политики и т.д.
Принципы социальной политики
1) Принцип социальной справедливости – впервые понятие справедливость начал изучать Аристотель – он выделяет противоречие между двумя ее типами:
- справедливость с точки зрения одинаковых возможностей;
- справедливость как результат воздаяния за личный труд и успех.
Первый – уравнительный тип справедливости.
Второй – распределительный тип справедливости.
Американский социолог Роулз сформулировал 2 современных принципа, которые примиряют данное противоречие:
- принцип свободы, – согласно которому, любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем правам и свободам.
- принцип различия, – который допускает социально-экономическое неравенство в обществе.
Сегодня принцип справедливости воплощает в себе оба начала и уравнительное и распределительное: с одной стороны это равенство всех социальных прав всех граждан, это обеспечение всех социально гарантированных минимумов, с другой стороны – это предоставление большего объема благ и услуг за труд и достижения, результаты отдельным индивидам.
2) Принцип социальной ответственности – он требует от индивида, социальной группы приложения максимальных усилий для самообеспечения: государство должно предоставлять виды и объемы помощи только тем людям, которые не могут обеспечить себя самостоятельно.
3) Принцип социальной солидарности – общество это единая целостная система внутри которой происходит перераспределение благ от «сильных» к «слабым». Главный механизм перераспределения: это система налогообложения и пособий.
4) Принцип социального партнерства, – который реализует идею трипартизма, т.е. равноправие трех сторон: работодателя, работника и государства.
5) Принцип социальной компенсации – это социальная защита граждан имеющих какие-либо ограничения, обусловленные их социальным статусом (предоставление льгот, дотаций, социальное обслуживание и т.д.).
6) Принцип социальных гарантий – предоставление гражданам гарантированного минимума во всех сферах жизнедеятельности.
7) Принцип субсидинарности – (от лат. – вспомогательный, резервный) - это принцип, согласно которому права и интересы первичных общностей имеют приоритет перед правами и интересами общности более высокого порядка. В социальной политике это предпочтение общественным инициативам, перенесение центра тяжести с федерального на региональный и муниципальный уровни управления.
Формы, средства и методы реализации социальной политики
А) Формы – это конкретные виды деятельности по реализации социальной политики: решения, программы, планы и т.д.
Б) Средства – включают в себя все виды ресурсов для реализации социальной политики (финансовые, экономические, технические, информационные, кадровые).
В) Методы реализации – способы, при помощи которых реализуется социальная политика: убеждение, опора на закон, создание общественного мнения, стимулирование, анализ и прогноз, координация деятельности, проведение социальных экспериментов, распространение опыта и т.д.
Основные направления реализации социальной политики
1. Политика доходов населения (уровень жизни, благосостояние, жизненный минимум, потребительская корзина).
2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда, страхование, занятость).
3. Социальная поддержка и защита (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии, защита не трудоспособных, малоимущих и т.д.).
4. Развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура, физкультура, спорт и т.д.).
5. Социоэкологическая политика.
6. Политика в области инфраструктуры (ЖКХ, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание и т.д.).
7. Миграционная политика (вынужденная миграция, внешняя трудовая миграция, защита прав соотечественников за рубежом и т.д.).
8. Политика в отношении отдельных категорий населения (семейная политика, детская политика, молодежная политика, военнослужащая политика и т.д.).
Характеристики социальной политики
Признаки характеристик
Характеристики социальной политики
1. По направлениям и сферам реализации
• сфера социально-трудовых отношений;
• сфера образования;
• сфера образования;
• сфера здравоохранения;
• сфера физической культуры и спорта;
• сфера государственной жилищной политики;
• сфера социальной защиты населения.
2. По уровням разработки и реализации
• государственная социальная политика;
• региональная социальная политика;
• муниципальная социальная политика;
• социальная политика на предприятии, в организации, учреждении.
3. По механизмам формирования и реализации
• финансово-экономическое обеспечение социальной политики;
• нормативно-законодательное обеспечение;
• научно-методологическое обеспечение;
• информационное обеспечение;
• кадровое обеспечение.
4. По социально-демографическим категориям и объектам реализации
• семейная социальная политика;
• молодежная социальная политика;
• социальная политика в отношении инвалидов;
• социальная политика в отношении детей;
• социальная политика в отношении граждан пожилого возраста;
• социальная политика в отношении женщин и т.д.
5.По периодизации социальной политики
- Долгосрочная,
- среднесрочная,
- краткосрочная,
- текущая.
6. По эффективности, неэффективности социальной политики
- Эффективная – действенная, результативная, реализованная в значительной мере, понятная населению,
- Неэффективная – не действенная, не результативная, не реализована в значительной мере, не понятная населению.
Механизм реализации социальной политики
Механизм реализации социальной политики в России соориентирован на решение важнейших социальных проблем. Главный смысл и содержание их изложены в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному собранию и нацелены на гармонизацию общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия.
1) Определение субъектов реализации социальной политики;
2) Выделение объектов социальной политики;
3) Разработка системы нормативно-правовых актов;
4) Определение методов и мероприятий по реализации социальной политики;
5) Практическая деятельность по реализации социальной политики;
6) Оценка эффективности проводимого курса социальной политики.
Объективные условия разработки и реализации социальной политики
Представители современной науки первейшим условием рациональности и эффективности социальной политики считают познание и учет ее многообразных элементов и закономерностей, построенных на основе знаний об объективном, то есть знаний о природных основах социальной жизни и соответствующей социальной политики. В качестве объективных ее основ авторы называют:
1. Природно-географические условия: территория и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и так далее), технологии производственной деятельности, формы общественной жизни. Не считаться с ними, значит обрекать управление социальными процессами на негативный результат.
2. Естественно-общественные условия: длительное взаимодействие человека и природы, на основе которого создается культура («вторая», искусственная природа). Необходимость гармонизации природы и жизнедеятельности людей, достижения известного равновесного отношения между ними, выработки структуры, механизмов и технологий труда, быта и социального общежития, вне учета которых, любая социальная политика приобретает разрушительный характер.
3. Культурно-историческое наследие: продукт творческой созидательной деятельности людей, опредмечивание их замыслов, знаний и труда. По отношению к целям, функциям и структуре социальной политики она может и должна рассматриваться как объективная данность. Необходимо учитывать ее состояние, потенциал, пригодность к решению тех или иных задач, возможности обновления и многое другое.
Типы состояния общества и типы социальной политики
Социальная политика неразрывно связана с уровнем и этапом развития общества.
Типы социальной политики:
1) социальная политика в социально-устойчивых обществах;
2) социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах или революционной ситуации;
3) социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформации;
4) социальная политика в обществах, выходящих из системного кризиса путем реформ.
Таким образом, современную социальную политику можно рассматривать как механизм регуляции государством, социальными институтами и другими социальными субъектами социально-экономических и социально-политических отношений в обществе, с целью создания благоприятной среды жизнедеятельности для обеспечения оптимальных условий функционирования и развития личности, социальных групп и социальных общностей, посредством удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей.
Социальная политика в РФ на современном этапе
Социальная политика – это деятельность государства и других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни общества, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей, на обеспечение их жизненных потребностей, оказания им необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием в этих целях имеющегося у соответствующего института финансового и другого общественного потенциала [6, стр. 501].
Правительство определило в качестве основной цели социальной политики повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.
К задачам политической деятельности относится не только совершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств – трудолюбия, дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности, нравственных устоев, а, следовательно, – совершенствование определяемого этими качествами образа жизни людей.
Целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:
– достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
– обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
– гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
– переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
– нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры [5, стр. 351].
Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.
В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития.
Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.
В региональной социальной политике основное внимание уделено следующим проблемам:
– выравниванию условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;
– поддержке социальных реформ и социального развития проблемных регионов;
– адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В последнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных проблем. Так, среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля, используемая для материальной поддержки безработных.
Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Проводимая в России жилищно-коммунальная реформа направлена на снижение льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в состоянии оплачивать жилье. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает 100 млн. человек. Поэтому при значительных бюджетных средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до каждого конкретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда. Социальная защита требует обеспечения охраны труда на производстве. На частных предприятиях практически отсутствует контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области.
В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.
Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех групп населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в Великобритании, Швеции и в других странах).
Основными приоритетами и направлениями социальной защиты и обеспечения необходимого уровня жизни являются:
• Индексация доходов населения: комплекс мер по повышению реального потребительского содержания основных доходов населения;
• Обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам, главное – прожиточный минимум. («О прожиточном минимуме в Российской Федерации»);
• Регулирование минимальных стандартов и нормативов: минимальные нормативные расходы консолидированного бюджета на образование, здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.д.
• Предоставление льгот, скидок и субсидий. Основная проблема – их финансовая необеспеченность, поэтому в настоящее время льготы переводятся в форму адресных социальных пособий с сохранением их только для бедного населения (жилищная субсидия).
• Обязательное социальное страхование. Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.).
• Социальное обеспечение – направлено на содержание нетрудоспособных членов общества: престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца. В эту систему входит и социальное обслуживание: дома престарелых, центры пребывания, протезирование.
• Социальная помощь: не является постоянной и носит сугубо конкретный, заявительный характер. Критерием права на это вид помощи определен доход ниже прожиточного минимума на одного члена семьи.
Одной из главных задач является поддержка тех социальных институтов, которые используют наиболее дефицитные и необходимые для будущего «человеческие ресурсы», выявление уникальных и трудно воспроизводимых ресурсов, поиск технологий их сохранения. Имеется в виду, прежде всего образование и наука. Успешная социальная политика призвана создать условия для будущего развития страны.
Социальная защита населения
Социальная защита является той регулятивной системой стабилизации общества, которая направлена на устранение или сведение до минимума социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения. Отсюда следует, что функцией социальной защиты является поддержание обществом наиболее уязвимых групп населения в условиях обострения экономических и политических отношений. Цель ее создания в обществе мерами социальной политики защитных механизмов для социально уязвимых групп. Успешность проведения социальной защиты способствует угасанию противоречий, восстановлению относительного равновесия в правовом статусе всех групп, составляющих общество. Неуспешная же социальная защита приводит к дальнейшему распространению социальной напряженности с негативными проявлениями, сила которых прямо пропорциональна массовости групп, включенных в конфликтную ситуацию [6, стр. 503].
Социальная защита – это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижений социально-приемлемого уровня жизни. Она включает в себя:
– предоставление государственных социальных гарантий всем категориям граждан, т.е. минимальные размеры заработной платы и социальных выплат, прожиточный минимум и индексация личных доходов;
– организацию социальной помощи малоимущим и слабо защищенным группам населения.
Новая система социальной защиты формируется на следующих основных принципах:
1. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности, адресность и целенаправленность.
Для нетрудоспособных – престарелых, детей, инвалидов, акцент сделан на поддержание достойного уровня жизни этой категории, обеспечение доступа к потреблению важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов.
2. Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий. Система не должна быть подобием «скорой помощи».
3. Система социальной защиты должна действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском, областном, местном, даже на уровне предприятия или организации [5, стр. 355].
Система социальной защиты населения существует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий. Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.
Все проявления социальной защиты представляют реализацию аспектов социальной политики. Совершенствование условий жизни людей, на что в первую очередь направлена социальная политика, означает усилие социальной защиты населения, как в целом, так и определенных его категорий.
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;
2) неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.
В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
1) государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
2) частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).
Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
– поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;
– заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
– патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.
Социальная защита населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.
Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
– социальное обеспечение;
– социальное страхование;
– социальную поддержку (помощь) [6, стр. 507]
Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.
Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:
1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;
3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.
Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Социальное обеспечение – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).
Социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
Материальная помощь так же относится к числу социальных услуг. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, – если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;
2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
Список литературы
1. Асжина М.А, Чибриков Г.Г. Основы экономической теории» – М.: «Норма», 2006 г.
2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002.
3. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун‑т. Челябинск, 2002.
4. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун‑т. Челябинск, 2002.
5. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской – Смирновой Е., Романова П. – М; ИНИОН-РАН, 2002.
6. Экономическая теория: Учебник /Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2000.
7. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николавевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.