Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3
Французская историография международных отношений в межвоенный период (1918-1945 гг.).
Развитие исторической науки в межвоенный период определялось общественно-политической ситуацией того времени. После войны во Франции распространились патриотические и националистические настроения, вызванные победоносным завершением войны. С другой стороны, разразившийся послевоенный кризис, революции, вспыхнувшие в России и Германии, вели к подъему социалистических идей в обществе. Во Франции резко обострилась классовая борьба, росло влияние марксизма, усилилось рабочее движение, возникла и начала активно действовать коммунистическая партия. Огромные жертвы и социальные потрясения от мировой войны, революций, национально-освободительных движений, эмиграций, беженцев, подорвали веру нации в общественный прогресс, вызвали настроения пессимизма и разочарования. В 1930-е гг. на французское общественное мнение серьезно повлияли мировой экономический кризис, наступление фашизма, угроза новой мировой войны.
В межвоенный период во Франции сохранялась организация науки, сложившаяся в конце XIX-начале XX вв. Главными центрами исторических исследований и подготовки историков были гуманитарные факультеты университетов, в которых работало большинство французских ученых. Лишь университеты имели право выдавать дипломы, принимать к защите диссертации и присуждать ученые степени.
Кроме университетов, исследования по истории международных отношений велись и в других научно-учебных заведениях: Коллеж де Франс, Высшая нормальная школа, Национальная школа хартий, Практическая школа высших знаний и др. В 1939 г. был создан Национальный центр научных исследований. Его задача состояла в поддержке научных исследований. Но до Второй Мировой войны он не успел развернуть деятельности.
Существенную роль в координации работы историков играли научные общества и издаваемые ими журналы. Единственным общеисторическим журналом до конца 1920-х гг. оставалось основанное в 1876 г. «Историческое обозрение» («Revue Historique»). После первой Мировой войны появился журнал «Обозрение новой и современной истории» («Revue d'histoire moderne et contemporaine»).
Наряду с журналами важной формой распространения результатов исторических исследований была публикация диссертаций, которым придавали традиционно большое значение. Требования, например, к докторским диссертациям были очень высокими. На защиту выносились сразу две диссертации: «основная» и «дополнительная». В «основной диссертации» автору необходимо было представить научное исследование крупной исторической проблемы, основанное на исчерпывающем изучении всех имеющихся по данному вопросу источников, в первую очередь, архивных документов. В «дополнительной диссертации» автора должен был показать свою компетенцию в области источниковедения и историографии. Эта часть могла состоять или из историографического очерка или из публикации документов с комментариями. Обычно, работа над диссертацией требовала значительного времени, но в результате формировалась целая библиотека крупных научных исследований, выполненных на высоком профессиональном уровне.
В этот период в среде французских историков начинает расти стремление к обновлению тематики, методов исследования и содержания исторической науки. Поиски новых путей были связаны с общей интеллектуальной атмосферой межвоенного времени. Сделанные после войны крупнейшие научные открытия, (в области теории относительности и квантовой механики) привели к пересмотру прежней картины мира. В отличие от довоенного времени, когда открытия были достоянием узкого круга специалистов, теперь они освещались в печати и входили в сознание широких слоев населения.
Ревизия, унаследованных от XIX в. представлений о мире, не могла не найти отражения и в исторической науке. Новое поколение французских историков уже не удовлетворяла традиционная позитивистская историография, которая уделяла основное внимание описанию событий политической, дипломатической и военной истории. В этой связи своей первоочередной задачей историки считали пересмотр ее методологических принципов.
Главную роль в этом процессе сыграли французские историки Л. Февр (Бои за историю. М., 1991) и М. Блок (Апология истории или ремесло историка. М., 1986). В 1929 г. они основали журнал «Анналы экономической и социальной истории» (Annales d'histoire économique et sociale). Вокруг него и сплотились их единомышленники, создав – школу «Анналов».
Февр и Блок считали, что задача истории состоит не в том, чтобы просто описывать события, а – в выдвижении гипотез, способности ставить и решать проблемы. Главную цель исторической науки они видели в создании всеобъемлющей истории, охватывающей все стороны жизни человека. А это предполагало взаимодействие истории с другими науками.
Февр и Блок, основываясь на своем подходе к исторической науке, подвергли пересмотру ее главные понятия: факт и документ. Они считали, что к числу исторических фактов относятся не только «исторические события», но и «исторические процессы».
Школа «Анналов» приобрела широкую известность и оказала решающее влияние на развитие французской историографии. Выдвинутые Блоком и Февром идеи означали переход к новому пониманию содержания и задач истории. Они заложили основу «новой исторической науки», завоевавшей позднее ведущее положение в мировой историографии.
Изучение истории первой Мировой войны.
Одной из злободневных проблем послевоенной историографии стала история первой Мировой войны. Невиданные ранее масштабы войны, вызванные ею революционные преобразования, появление новых государств и границ, несомненно, приковывали внимание к ней повышенное внимание исследователей. Первоначально история первой Мировой войны разрабатывалась в печати и мемуарах политических, дипломатических и военных деятелей той поры. Они стремились, прежде всего, ответить на вопрос, который волновал общественное мнение Франции и других, участвовавших в войне стран: почему война началась и кто в этом виноват? Известно, что статья № 231 Версальского договора 1919 г. возложила ответственность за развязывание войны на Германию. В выступлениях политических и государственных деятелей была сформулирована официальная точка зрения, согласно которой Франция и другие члены военного блока Антанта стремились к миру, а Германия и Австро-Венгрия, соответственно, представлялись виновниками войны. Это направление называлось «антантофильским». Их оппоненты утверждали, что главная причина войны коренилась в союзе Франции с Россией, которая, несмотря на миролюбие Германии, спровоцировала войну и втянула в нее Францию. Это направление называлось «ревизионистским». Особую позицию занимали коммунисты, которые, руководствуясь взглядами В.И. Ленина, доказывали, что война была порождена системой империализма, а ее виновниками являются империалисты всех стран, в том числе и Франции.
Полемика вокруг происхождения войны и ответственности за нее приобрела наибольший размах после публикации советским правительством тайных договоров, разоблачавших империалистические устремления стран Антанты, а также публикаций немецких дипломатических документов, имевших целью доказать миролюбие Германии. Большой резонанс вызвала, изданная немецким правительством в 1922-1927 гг., 40-томная публикация германских дипломатических документов периода первой Мировой войны. Она содержала массу ценных, но предвзято подобранных документов, содержание которых показывало, что Германия войны не хотела. В ответ на этот демарш французское правительство, в свою очередь, приступило к публикации собственных дипломатических документов, оправдывающих уже политику властей Франции. Публикация французской стороной материалов затянулась на 30 лет (с 1929 по 1959 гг.), и значение этого мероприятия вышло далеко за первоначальные пропагандистские рамки. В итоге увидели свет 43 тома под общим названием «Французские дипломатические документы (1871-1914)», которые содержали огромный фактический материал о политике великих держав на рубеже XIX-XX вв., об истоках первой Мировой войны. По своему научному уровню французская публикация превосходила немецкую.
В 1920-е гг. к изучению первой Мировой войны приступили и профессиональные французские историки. Ведущую роль среди них играл Пьер Ренувен. Он был участником войны и одним из руководителей французской публикации дипломатических документов.
С начала 1920-х гг. Ренувен был руководителем «Общества по истории войны», и редактором журнала «Обозрение истории мировой войны» («Revue d'histoire de querre mondiale»). Он первым начал читать курс лекций по истории войны в Сорбонне. В 1925 г. была опубликована первая крупная работа Ренувена – «Непосредственные причины войны», основанная на материалах лекционного курса. В ней освещалось состояние международных отношений в течение двух последних месяцев перед войной. Стремясь сохранять полную объективность, и широко используя публикации немецких документов, Ренувен, вместе с тем, достаточно четко примыкал к «антантофильской» точке зрения. При этом он отрицал и некоторых черт «ревизионистской» концепции, утверждая, что первоначально Германия и Австро-Венгрия не хотели войны, но Россия толкнула Францию на конфликт с ними.
Поставленный марксистами вопрос об империалистическом характере войны и ответственности за нее всей системы империализма Ренувен обходил стороной.
В 1929 г., когда во Франции отмечалась 15-летняя годовщина начала войны. К этой дате был издан труд коллектива французских историков «Дипломатическая история Европы (1871-1914 гг.)». Важнейшие главы этого издания были написаны Ренувеном. На сей раз, он уже без оговорок солидаризировался с «антантофильской» точкой зрения, подчеркивая ответственность Германии и Австро-Венгрии за развязывание войны. Ренувен ополчился на «ревизионистов», утверждавших, что французское правительство следовало в русле внешней политики царской России. Историк доказывал, что укрепление Антанты было следствием агрессивности Германии, а военные мероприятия Франции накануне войны носили всего-навсего лишь оборонительный характер. Основное внимание в своем труде Ренувен уделил фактам политико-дипломатической деятельности. Вместе с тем он одним из первых Французских исследователей попытался перейти от традиционной «дипломатической истории» к более многогранной «истории международных отношений», включающей внешнюю политику в рамки общеисторических процессов. В этой связи, Ренувен, не ограничиваясь изучением деятельности дипломатов, счел необходимым показать экономическое соперничество великих держав, гонку вооружений, идеологическую подготовку к войне, состояние национально-освободительных движений.
Последней крупной работой Ренувена в межвоенный период была монография «Кризис и великая война (1904-1918)», опубликованная в 1934 г. В ней еще более ярко проявилось его стремление выйти за рамки чисто «дипломатической истории». Продолжая придерживаться «антантофильской» концепции, Ренувен включил в свою работу наряду с описанием дипломатических и военных событий, историю политической, экономической и социальной жизни, психологию и моральные устремления воюющих народов. По мнению автора, войну вызвали, в первую очередь, военное соперничество и националистические страсти. Экономической и торговой конкуренции великих держав Ренувен отводил второстепенную роль, утверждая, что финансисты и промышленники всех стран хотели мира.
Таким образом, отступая от традиционной позитивистской историографии, Ренувен рассматривал не только события и факты войны, но и экономические, политические и моральные силы, которые оказывали на них влияние. Этот, новый для того времени, подход к изучению войны и международных отношений создали Ренувену репутацию лучшего французского специалиста по истории международных отношений.
Историография колониальной политики.
Победа в первой Мировой войне и последовавшее за этим дальнейшее расширение французских колониальных владений нашли свое отражение в историографии колониализма. Главным центром изучения колониальной истории Франции в межвоенный период являлось, созданное накануне войны, «Общество истории французской колонизации». Оно издавало журнал «Обозрение истории французских колоний» («Revue d'histoire des colonies françaises»). Основная идея работ, публиковавшихся там, состояла в утверждении, что французские колонизаторы принесли в отсталые колонизуемые страны культуру и цивилизацию. Подчеркивалось, что в результате подобной деятельности Франция стала новой родиной для населения французской колониальной империи, население которой, вступив в созданные колониальными властями войска, с оружием в руках защищали ее от Германии.
Наиболее известной среди работ по колониальной истории Франции была «История французских колоний и французской экспансии», которая состояла из шести томов и вышла в 1929-1933 гг. под редакцией Г. Аното и А. Мартино. Они убеждали читателей, что французская колониальная политика была «свободна от всякого империализма», что она имела целью лишь «развить, обогатить и облагородить» население французских колоний. По мнению авторов, французские колонизаторы, осуществляли «мирное проникновение» в колонии, способствовали распространению «принципов цивилизации» на этих еще недавно варварских территориях. В 1931 г. - к 100-летию завоевания Алжира - вышла целая серия книг, восхвалявших французских завоевателей и «замечательный подъем», якобы пережитый Алжиром благодаря колонизаторам.
Одним из редких историков и общественных деятелей, выступивших в тот период с резкой критикой французского колониализма, был Ш.-А. Жюльен. По своим политическим взглядам он был левым социалистом, некогда примыкавшим к коммунистической партии. Основным направлением исследований Жюльена, главным образом, была история завоевания Алжира. Автор стремился выявить классовые корни деятельности колонизаторов и уделял большое внимание социальным движениям. Первая большая работа Жюльена – «История Северной Африки», вышедшая в 1931 г., представляла собой систематическое изложение истории североафриканских народов, проникнутое глубоким уважением к их национальной культуре. К сожалению, подобного рода работы в ту пору были еще редкостью.
Таким образом, французская историческая наука в межвоенный период добилась колоссальных результатов. Была создана принципиально новая школа исторических исследований, появление которой оказало позитивное воздействие и придало динамизма в развитии истории как науки в целом, так и истории международных отношений и внешней политики. Но что особенно важно, влияние французской школы «Анналов» испытали на себе не только французские исследователи, ее влияние распространилось далеко за пределы Европы.